УИД: 56RS0018-01-2023-009806-61
Дело № 12-11/2024 (12-1174/2023)
Р Е Ш Е Н И Е
31 января 2024 года г. Оренбург
Судья Ленинского районного суда г. Оренбурга Линькова В.В.,
при секретаре Бангояне Д.А.,
с участием защитника Ванюхиной Т.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника акционерного общества «Оренбургнефть» Ванюхиной Т. И. на постановление заместителя начальника отдела государственного земельного надзора Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Оренбургской области ФИО2 АлексА.а от 15 февраля 2023 года №56-04-003/1/-2023 и решение заместителя руководителя Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Оренбургской области ФИО1 от 13 октября 2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении акционерного общества «Оренбургнефть»,
УСТАНОВИЛ:
постановлением заместителя начальника отдела государственного земельного надзора Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Оренбургской области ФИО2 № 56-04-003/1-2023 от 15 февраля 2023 года АО «Оренбургнефть» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 статьи 8.6 КоАП РФ и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
Решением и.о руководителя Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Оренбургской области ФИО1 от 07 апреля 2023 года постановление № 56-04-003/1-2023 от 15 февраля 2023 года оставлено без изменения.
Решением судьи Ленинского районного суда г. Оренбурга от 25 июля 2023 года постановление заместителя начальника отдела государственного земельного надзора Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Оренбургской области ФИО2 № 56-04-003/1-2023 от 15 февраля 2023 года и решение и.о руководителя Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Оренбургской области ФИО1 от 07 апреля 2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 статьи 8.6 КоАП РФ в отношении акционерного общества «Оренбургнефть» - оставлены без изменения, жалоба акционерного общества «Оренбургнефть» - без удовлетворения.
Решением судьи Оренбургского областного суда от 20 сентября 2023 года решение и.о руководителя Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Оренбургской области ФИО1 от 07 апреля 2023 года и решение судьи Ленинского районного суда г. Оренбурга от 25 июля 2023 года отменены, дело направлено в Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Оренбургской области на стадию рассмотрения жалобы на постановление заместителя начальника отдела государственного земельного надзора Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Оренбургской области ФИО2 № 56-04-003/1-2023 от 15 февраля 2023 года.
Решением руководителя Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Оренбургской области ФИО1 от 13 октября 2023 года АО «Оренбургнефть» восстановлен срок на подачу жалобы на постановление заместителя начальника отдела государственного земельного надзора Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Оренбургской области ФИО2 № 56-04-003/1-2023 от 15 февраля 2023 года, постановление оставлено без изменения, жалоба без удовлетворения.
Копия указанного решения получена АО «Оренбургнефть» 25 октября 2023 года, 2 ноября 2023 года защитником АО «Оренбургнефть» подана жалоба в Ленинский районный суд г. Оренбурга на постановление заместителя начальника отдела государственного земельного надзора Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Оренбургской области ФИО2 № 56-04-003/1-2023 от 15 февраля 2023 года, решение руководителя Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Оренбургской области ФИО1 от 13 октября 2023 года.
В обоснование жалобы общество ссылается на отсутствие в описании объективной стороны административного правонарушения в протоколе об административном правонарушении признака самовольности, сведения об этом отсутствуют также в акте проверки, при рассмотрении дела должностное лицо выщло за пределы обвинения, указав, что общество совершало самовольные действия в отсутствие проекта рекультивации.
При этом законом не предусмотрено наличие проекта рекультивации и получение разрешения на снятие и перемещение плодородного слоя почвы. Согласно Правилам организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти проект рекультивации разрабатывается после ликвидации разлива.
Земляные работы, проведенные обществом, проведены в рамках мероприятий по локализации разлива нефти и не являются самовольными.
Также ссылались на отсутствие в приложениях к протоколу осмотра фотографий, подтверждающих снятие и перемещение плодородного слоя почвы на земельном участке с кадастровым номером 5:19:0000000:4257/5.
В судебном заседании защитник Ванюхина Т.И. жалобу поддержала, просила удовлетворить.
Потерпевшие ФИО3, ООО «Агрофирма Платовская», КФХ Бобылево в судебное заседание не явились, о нём извещены надлежащим образом.
Выслушав участников процесса, изучив доводы жалобы, материалы дела об административном правонарушении, допросив должностных лиц ФИО4, ФИО2, прихожу к следующему.
В соответствии со статьей 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно статье 26.1 КоАП РФ при разбирательстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а именно: наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
В соответствии с частью 1 статьи 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях самовольное снятие или перемещение плодородного слоя почвы влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Согласно статье 4 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения общества к административной ответственности) объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы. При этом в силу названного Закона под компонентами природной среды понимаются земля, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный, животный мир и иные организмы, а также озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство, обеспечивающие в совокупности благоприятные условия для существования жизни на Земле.
Статьей 12 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.
На основании статьи 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны, в числе прочего, использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы; выполнять иные требования, предусмотренные указанным Кодексом, федеральными законами.
Частью 4 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что при проведении связанных с нарушением почвенного слоя строительных работ и работ, связанных с пользованием недрами, плодородный слой почвы снимается и используется для улучшения малопродуктивных земель.
В соответствии с пунктами 5 и 6 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации лица, деятельность которых привела к ухудшению качества земель (в том числе в результате их загрязнения, нарушения почвенного слоя), обязаны обеспечить их рекультивацию. Рекультивация земель представляет собой мероприятия по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, в том числе путем устранения последствий загрязнения почв, восстановления плодородного слоя почвы, создания защитных лесных насаждений.
Как установлено частью 2 статьи 78 Земельного кодекса Российской Федерации использование земель сельскохозяйственного назначения или земельных участков в составе таких земель, предоставляемых на период осуществления строительства, реконструкции дорог, линий электропередачи, линий связи (в том числе линейно-кабельных сооружений), нефтепроводов, газопроводов и иных трубопроводов, и использование таких земельных участков и (или) земель для строительства, реконструкции, капитального или текущего ремонта, эксплуатации сооружений, указанных в подпункте 1 статьи 39.37 настоящего Кодекса, на основании публичного сервитута осуществляется при наличии утвержденного проекта рекультивации таких земель для нужд сельского хозяйства без перевода земель сельскохозяйственного назначения в земли иных категорий.
Общие требования к рекультивации земель, нарушенных при разработке месторождений полезных ископаемых и торфа, строительстве линейных сооружений установлены ГОСТ 17.5.3.04-83 "Охрана природы, земли, общие требования к рекультивации, земель" от 30 марта 1983 года. Согласно пункту 5.3 ГОСТ 17.5.3.04-83 "Охрана природы, земли, общие требования к рекультивации, земель" перед началом строительства магистральных трубопроводов, транспортных коммуникаций и каналов должен сниматься плодородный слой почвы, храниться во временном отвале, расположенном вдоль строительной полосы в пределах, предусмотренных нормативами отвода, и использоваться для рекультивации или землевания после окончания строительных и планировочных работ.
Согласно п. 1.6 ГОСТ 17.4.3.02-85 "Охрана природы. Почвы. Требования к охране плодородного слоя почвы при производстве земляных работ" от 1 января 1987 года снятие плодородного и потенциально-плодородного слоев почвы следует производить селективно. Плодородный слой почвы должен быть использован для землевания малопродуктивных угодий и биологической рекультивации земель; потенциально-плодородный слой почвы должен быть использован в основном для биологической рекультивации земель.
Пунктом 2.4 ГОСТ 17.4.3.02-85 "Охрана природы. Почвы. Требования к охране плодородного слоя почвы при производстве земляных работ" от 1 января 1987 года показатели свойств почв, по которым устанавливают мощность снимаемого плодородного и потенциально-плодородного слоев почв, следует дифференцировать в зависимости от типов и подтипов почв различных природных зон, от условий почвообразования и других факторов, влияющих на изменение мощности почвенного профиля.
Названный стандарт применяют при составлении проектной документации и производстве работ, связанных с нарушением земель и их рекультивацией.
Порядок проведения рекультивации земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2018 N 800 "О проведении рекультивации и консервации земель" утверждены Правила проведения рекультивации и консервации земель (далее - Правила).
Пунктом 2 Правил установлено, что рекультивация земель - мероприятия по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, в том числе путем устранения последствий загрязнения почвы, восстановления плодородного слоя почвы и создания защитных лесных насаждений.
В соответствии с пунктом 8 рекультивация земель, консервация земель осуществляются в соответствии с утвержденными проектом рекультивации земель, проектом консервации земель путем проведения технических и (или) биологических мероприятий.
Требования к содержанию проекта установлены пунктом 14 Правил.
При этом требования к определению норм снятия плодородного слоя почвы при производстве земляных работ для дальнейшего использования его на малопродуктивных угодьях и рекультивируемых землях установлен ГОСТ 17.5.3.05-85 "Охрана природы. Земли. Требования к определению норм снятия плодородного слоя почвы при производстве земляных работ". Данный стандарт предназначен для составления проектной документации по снятию и использованию плодородного слоя почвы в составе проектов по землеустройству, проектов на горные, строительные и другие работы, связанные с нарушением почвенного покрова.
В силу пункта 15 проект рекультивации земель, за исключением случаев подготовки проекта рекультивации в составе проектной документации на строительство, реконструкцию объекта капитального строительства и случаев, предусмотренных пунктом 23 настоящих Правил, проект консервации земель до их утверждения подлежат согласованию с: а) собственником земельного участка, находящегося в частной собственности, в случае, если лицо, обязанное обеспечить рекультивацию земель, консервацию земель в соответствии с пунктом 3 настоящих Правил, не является собственником земельного участка; б) арендатором земельного участка, землевладельцем, землепользователем в случае, если лицо, обязанное обеспечить рекультивацию земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, консервацию такого земельного участка в соответствии с пунктом 3 настоящих Правил, не является таким арендатором, землепользователем, землевладельцем; в) исполнительным органом государственной власти и органом местного самоуправления, уполномоченным на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, в случае проведения рекультивации, консервации в отношении земель и земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, лицами, указанными в пункте 3 или подпункте "б" пункта 4 настоящих Правил.
Предметом согласования проекта рекультивации земель является достаточность и обоснованность предусмотренных мероприятий по рекультивации земель для достижения соответствия рекультивируемых земель требованиям, предусмотренным пунктом 5 настоящих Правил (пункт 17 Правил).
Уведомление о согласовании проекта рекультивации земель или об отказе в таком согласовании направляется лицу, направившему проект на согласование (пункт 18 Правил).
Снятие плодородного слоя почвы без согласованного и утвержденного в установленном порядке проекта рекультивации земель является самовольным и образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Из материалов дела об административном правонарушении следует, что в период с 28 декабря 2022 года по 26 января 2023 года (приостановление с 29 декабря 2022 года по 11 января 2023 года и с 11 января по 26 января 2023 года) на основании решения заместителя руководителя Управления Россельхознадзора по Оренбургской области ФИО1 от 23 декабря 2022 года№ 229-р, было проведено внеплановое контрольное (надзорное) мероприятие (выездная проверка) в связи со сведениями о причинении вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, в отношении АО «Оренбургнефть» (ОГРН <***>, ИНН <***>), юридический адрес: 461046, <...>, на земельных участках сельскохозяйственного назначения с кадастровыми номерами 56:19:0000000:3483, 56:19:0000000:4257, расположенных в границах п. Новосергиевка и Новосергиевского поссовета Новосергиевского района Оренбургской области.
Проверка согласована с прокурором (л.д. 30).
В ходе проверки 28 декабря 2022 года проводился осмотр земельного участка 56:19:0000000:4257/5 в присутствии представителя проверяемого лица, которым установлено, что на указанном земельном участке сельскохозяйственного назначения, общей площадью 176 га в границах Новосергиевского поссовета Новосергиевского района Оренбургской области ориентир задвижка 3кл-3 – трубопровод УКПНГ «Загорка-Терминал Новосергиевка 1 нитка АО «Оренбургнефть» снят и перемещен плодородный слой почвы с площади 1995 кв.м.
На земельном участке обнаружены бурты плодородного слоя почвы, две траншеи, следы работы большегрузной техники, около буртов чувствуется спецфический запах, также обнаружены нефтяные пятна темно-коричневого цвета со специфическим запахом на площади 1 м.кв.
К протоколу прилагаются фотографии, из них фотография №2 подписана как утечка темно-коричневой маслянистой жидкости со специфическим запахом с земельного участка 56:19:0000000:4257, иные фотографии имеют подписи о фиксации на других земельный участках.
Вместе с тем, до проведения внепланового выездного мероприятия на основании задания от 11 ноября 2022 года №350 уполномоченным органом проводилось выездное обследование (КНМ без взаимодействия) земельного участка 56:19:0000000:4257 (л.д. 65 том 1).
В соответствии с протоколом осмотра от 12 декабря 2022 года земельного участка 56:19:0000000:4257, на участок с кадастровым номером 56:19:0000000:4257/5 произошла утечка темно-коричневой маслянистой жидкости со специфическим запахом,, для предотвращения её дальнейшего распространения установлена преграда в виде бурта плодородного слоя. К протоколу прилагается фото №6, №7 бурта плодородного слоя почвы. (л.д. 72-73).
Оценив в совокупности указанные доказательства, прихожу к выводу о том, что факт снятия и перемещения плодородного слоя почвы на земельном участке с кадастровым номером 56:19:0000000:4257/5 подтверждается материалами дела, относимыми и допустимыми доказательствами, полученными в установленном законом порядке.
6 февраля 2023 года должностным лицом Управления Россельхознадзора по Оренбургской области в отношении АО «Оренбургнефть» составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.6 КоАП РФ.
Согласно протоколу об административном правонарушении (приложение к пункту №5, л.д. 178) АО «Оренбургнефть» вменено самовольное снятие и перемещение плодородного слоя почвы на земельных участках с кадастровыми номерами 56:19:0000000:3483, 56:19:0000000:4257.
При рассмотрении дела обществу вменено самовольное снятие и перемещение плодородного слоя почвы на земельном участке с кадастровым номером 56:19:0000000:4257/5.
Доводы защиты о выходе должностного лица за пределы обвинения, изложенного в протоколе об административном правонарушении опровергаются материалами дела.
Земельный участок 56:19:0000000:4257/5 находится в границах земельного участка 56:19:0000000:4257.
Доводы жалобы защитника о том, что для проведения работ по ликвидации розлива нефти не требуется проекта рекультивации земель, поэтому проведенные работы не являются самовольными подлежат отклонению.
Согласно выписке из ЕГРН земельный участок 56:19:0000000:4257 принадлежит на праве общей долевой собственности ФИО3, ООО «Агрофирма Платовская».
С собственниками земельного участка проект рекультивации земель АО «Оренбургнефть» в нарушение выше приведенных норм закона согласован не был, в установленном порядке в федеральные органы исполнительной власти, уполномоченный орган местного самоуправления не направлен.
Действия АО «Оренбургнефть» правильно квалифицированы по части 1 статьи 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствии с установленными обстоятельствами и нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Порядок и срок давности привлечения АО «Оренбургнефть» к административной ответственности соблюдены.
Предусмотренное статьей 29.13 КоАП РФ представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения (ответственность за невыполнение которого установлена статьей 19.6 КоАП РФ), в случае, если оно вынесено на основании обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности по делу об административном правонарушении, фактически обжалуются путем подачи жалобы в порядке главы 30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях на вынесенное постановление, может быть рассмотрено вместе с таким постановлением и отмена последнего, в случае признания незаконным, исключает необходимость выполнения представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.
Материалами дела установлено, что наряду с постановлением, которым юридическое лицо признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей частью 1 статьи 8.6 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде штрафа, в адрес Общества внесено представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.
Представление является неразрывно связанным с делом об административном правонарушении частью 1 статьи 8.6 КоАП РФ, с учётом вышеперечисленных норм закона является правильным.
13 октября 2023 года заместителем руководителя Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Оренбургской области ФИО1 восстановлен срок на подачу жалобы на постановление от 15 февраля 2023 года №56-04-003/1/-2023. В удовлетворении жалобы отказано.
Порядок рассмотрения жалобы соблюден. С выводами вышестоящего должностного лица суд соглашается.
В соответствие со статьей 30.7 КоАП РФ, судья
Р Е Ш И Л:
постановление заместителя начальника отдела государственного земельного надзора Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Оренбургской области ФИО2 АлексА.а от 15 февраля 2023 года №56-04-003/1/-2023 и решение заместителя руководителя Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Оренбургской области ФИО1 от ... по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении акционерного общества «Оренбургнефть», представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения от 15 февраля 2023 года оставить без изменения, жалобу защитника акционерного общества «Оренбургнефть» оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд в течение 10 суток через Ленинский районный суд г. Оренбурга со дня получения копии решения.
Судья: подпись В.В. Линькова