Дело № 12 – 12
Судья – Ганбина С.В.
Р Е Ш Е Н И Е
по жалобе на постановление судьи по делу об административном правонарушении
г. Мурманск 24 февраля 2014 года
Судья Мурманского областного суда Пырч Н.В., рассмотрев жалобу защитника ООО «Робинзон» по доверенности ФИО1 на постановление судьи Октябрьского районного суда города Мурманска от 17 декабря 2013 года по делу об административном правонарушении,
установил:
постановлением судьи Октябрьского районного суда г. Мурманска от 17 декабря 2013 года по делу об административном правонарушении юридическое лицо – Общество с ограниченной ответственностью «Робинзон» (далее – ООО «Робинзон», Общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере *** (***) рублей 00 копеек, без конфискации судна и других орудий добычи (вылова) водных биологических ресурсов.
Основанием для привлечения к административной ответственности послужили установленные данные о том, что ООО «Робинзон», являясь собственником судна * «***», пользователем водными биологическими ресурсами по разрешению №*, в период с 19 сентября 2013 года по 25 сентября 2013 года в районе действия международных договоров Российской Федерации в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов в Баренцевом и Норвежских морях при осуществлении промышленного рыболовства допустило нарушение правил добычи (вылова) водных биологических ресурсов и иных правил, регламентирующих осуществление промышленного рыболовства в части осуществления добычи (вылова) водных биологических ресурсов с использованием в качестве ТСК СЗС ИНМАРСАТ-С/GPS, не допущенного к применению выше 75 градусов северной широты, не обеспечения постоянной автоматической передачи информации о местоположении судна, чем нарушило требования части 1 статьи 19 Федерального закона от 20.12.2004 № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов», пункта 10.2 Порядка оснащения судов техническими средствами контроля и их виды, утвержденного приказом Росрыболовства от 14.07.2008 г. № 50.
В жалобе, поданной в Мурманской областной суд, защитник ООО «Робинзон» по доверенности ФИО1 просит постановление судьи Октябрьского районного суда г. Мурманска от 17 декабря 2013 г. отменить, принять новый судебный акт по делу, освободив Общество от административной ответственности ввиду малозначительности административного правонарушения, применив положения статьи 2.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Представитель Пограничного управления ФСБ РФ по Мурманской области, прокурор 305 военной прокуратуры гарнизона, представитель ООО «Робинзон», защитник Общества по доверенности ФИО1 в судебное заседание не явились, извещены о рассмотрении дела в соответствии со статьёй 25.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Препятствий для рассмотрения дела в отсутствии лиц, участвующих в деле, не имеется.
Проверив материалы дела, оценив доводы жалобы, оснований для отмены постановления судьи по делу об административном правонарушении не нахожу.
Согласно части 2 статьи 8.37 Кодекса РФ об административных правонарушениях нарушение правил добычи (вылова) водных биологических ресурсов и иных правил, регламентирующих осуществление промышленного рыболовства, прибрежного рыболовства и других видов рыболовства, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 8.17 настоящего Кодекса, -(в ред. Федерального закона от 03.12.2008 N 250-ФЗ) влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей с конфискацией судна и других орудий добычи (вылова) водных биологических ресурсов или без таковой. (в ред. Федерального закона от 07.05.2013 N 91-ФЗ)
Объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.37 КоАП РФ, образуют действия (бездействие), выразившиеся в несоблюдении или ненадлежащем соблюдении правил добычи (вылова) водных биоресурсов и иных правил, регламентирующих осуществление рыболовства, за исключением случаев, когда такие действия (бездействие) подлежат квалификации по части 2 статьи 8.17 КоАП РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 19 Федерального закона от 20.12.2004 № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» промышленное рыболовство осуществляется юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в соответствии с частями 3 и 4 статьи 16 настоящего Федерального закона с использованием или без использования судов рыбопромыслового флота. Для осуществления промышленного рыболовства используются суда, которым предоставлено право плавания под Государственным флагом Российской Федерации и которые оснащены техническими средствами контроля, обеспечивающими постоянную автоматическую передачу информации о местоположении судна, и другими техническими средствами контроля.
Во исполнение части 2 статьи 19 Федерального закона от 20.12.2004 № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» приказом Росрыболовства от 14 июля 2008 года № 50 утвержден «Порядок оснащения судов техническими средствами контроля и их виды», в соответствии с пунктом 2.1 которого установлены требования к оснащению судов рыбопромыслового флота техническими средствами контроля (ТСК), обеспечивающими автоматическую передачу информации о местоположении судна, и их виды.
Пункт 2.2 названного Порядка определяет обязательные для исполнения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, деятельность которых связана с использованием судов рыбопромыслового флота для осуществления промышленного рыболовства (в том числе прибрежного рыболовства), рыболовства в научно-исследовательских и контрольных целях, правила, требования и процедуры, регулирующие отношения, возникающие в связи с функционированием отраслевой системы мониторинга водных биологических ресурсов, наблюдения и контроля за деятельностью промысловых судов (ОСМ).
В соответствии с подпунктом «а» пункта 2.4 Порядка на рыбопромысловых судах разрешено использование ТСК судовых земных станций ИНМАРСАТ-С и трансмиттеров АРГОС.
Для обеспечения гарантированного позиционирования судов, Порядок допускает применение СЗС ИНМАРСАТ-С/GPS или ИНМАРСАТ-С/ГЛОНАСС при плавании судов в районах Мирового океана между 75° северной широты и 75° южной широты.
Оснащение судов техническими средствами контроля производится за счет собственных средств владельцев судов (п. 2.6 Порядка).
В силу пункта 9.2 Порядка при соответствии ТСК требованиям, установленным настоящим Порядком, администрацией РЦМ выдается Свидетельство (Приложение 5), дающее право его владельцу на осуществление деятельности, указанной в п. 2.2 главы 2 настоящего документа.
Следовательно, на борту судна ТСК СЗС ИНМАРСАТ-С/GPS юридическому лицу, деятельность которого связана с использованием судна промыслового флота, осуществление промышленного рыболовства разрешено только до 75° северной широты.
Как следует из материалов дела, 03 июня 2013 года ООО «Робинзон» Баренцево – Беломорским территориальным управлением Росрыболовства выдано разрешение №*, согласно которому юридическому лицу разрешено посредством судна * «***», осуществлять в период с 01.06.2013 г. по 31.12.2013 г. промышленное рыболовство в Норвежской экономической зоне (л.д.11).
Из свидетельства соответствия ТСК № * от 04.12.2012 г. следует, что на борту судна * «***» в качестве технического средства контроля позиции, функционирующего на основе использования космических средств и информационных технологий, включенного в закрытую сеть передачи данных, которое обеспечивает определение географических координат объекта мониторинга и передачу данных потребителю в автоматическом режиме установлена судовая земная станция спутниковой системы связи ИНМАРСАТ, совмещенная со встроенным приемником системы GPS (НАВСТАР), тип ***, идентификационный номер * (л.д. 58).
В указанном свидетельстве соответствия Мурманским филиалом ФГБУ «Центр системы мониторинга рыболовства и связи», как региональном центром, обеспечивающим функционирование отраслевой системы мониторинга водных биологических ресурсов, наблюдения и контроля за деятельностью судов рыбопромыслового флота в закрепленном за ним регионе, в разделе вывод указывается, что применение технического средства контроля разрешается в районах Мирового океана между параллелями 75°N и 75°S (л.д. 58).
Вместе с тем, в ходе аналитического сопровождения промысла в районах действия международных договоров Российской Федерации в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов в Баренцевом и Норвежском морях установлено, что судно * «*** в период с 19.09.2013 г. по 25.09.2013 г. находилось в зоне архипелага Шпицберген выше параллели 75° северной широты, где осуществило добычу (вылов) водных биологических ресурсов.
При этом в период работы выше параллели 75° северной широты был допущен 1 сбой в автоматической передаче данных длительностью 2 часа. При плавании южнее параллели 75° северной широты выявлено 2 сбоя в автоматической передаче данных от 2 до 10 часов.
В указанный период времени было добыто (выловлено) *** кг. сельди атлантической, *** кг. путасу.
В соответствии с п. 10.2 Порядка оснащения судов техническими средствами контроля и их виды, капитан судна обеспечивает постоянное нахождение ТСК во включенном состоянии в течение всего периода нахождения судна в эксплуатационном состоянии.
Рассматривая дело по существу, судья обоснованно принял в качестве доказательств, копию разрешения №*, копию свидетельства соответствия, сведения МФ ФГБУ ЦСМС от 15.11.2013 г. № *, протокол об административном правонарушении № * от 18.11.2013 г. и иными материалами дела, которые в силу ч. 2 ст. 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являются допустимыми доказательствами по делу.
Государственный мониторинг водных биоресурсов осуществляется в соответствии со статьей 42 Закона РФ « О рыболовстве и сохранении водных биоресурсов».
В силу ч. 3 ст. 42 Федерального закона от 20.12.2004 № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" данные государственного мониторинга водных биоресурсов применяются для организации рационального использования и сохранения водных биоресурсов, а также для разрешения споров в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов, привлечения к ответственности лиц, совершивших правонарушения в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2008 г. N 994 утверждено Положение об осуществлении государственного мониторинга водных биологических ресурсов и применении его данных.
Согласно п.п. «и» п. 3 Положения мониторинг осуществляется в целях применения его данных для обеспечения потребностей государства, юридических лиц и граждан в достоверной информации о состоянии водных биоресурсов и среды их обитания, в том числе для разрешения споров в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов, а также привлечения к ответственности лиц, совершивших правонарушения в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов.
Принимая в обоснование сведения специалистов ФГУ «Центр системы мониторинга и связи» о позиции судна * «***», маршруте движения судна, периодов отсутствия спутниковых данных о позиции судна, судья учел, что представленные данные сделаны на основании анализа характера спутникового позиционирования с применением программных средств электронной картографии.
В соответствии с ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 20.12.2004 № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» действие законодательства о рыболовстве и сохранении водных биоресурсов распространяется на суда, находящиеся в открытом водном пространстве вне пределов Российской Федерации, плавающие под Государственным флагом Российской Федерации и приписанные к портам Российской Федерации, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации.
Факт выявленного административного правонарушения в районах юрисдикции иностранных государств не освобождает юридическое лицо от исполнения требований российского законодательства (Закона о рыболовстве, иных нормативных правовых актов (Правил рыболовства для Северного рыбохозяйственного бассейна), согласно которых вылов (добыча) водных биоресурсов при осуществлении всех видов рыболовства должен вестись с соблюдением установленных Правил рыболовства для Северного рыбохозяйственного бассейна.
Оценив фактические данные по делу об административном правонарушении по правилам ст. 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья пришел к обоснованному выводу о наличии в действиях ООО «Робинзон» состава административного правонарушения по части 2 статьи 8.37 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Часть 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых указанным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В силу п. 5 Устава о дисциплине работников рыбопромыслового флота Российской Федерации от 21 сентября 2000 года № 708 работодатель обязан, в том числе, осуществлять контроль за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации по вопросам несения службы на судах рыбопромыслового флота Российской Федерации, безопасности мореплавания, ведения промысла, технического обслуживания и ремонта указанных судов, береговых объектов, оборудования и механизмов, охраны и безопасности и гигиены труда, пожарной безопасности, охраны окружающей среды, а также относящихся к трудовой деятельности работников правил, норм и инструкций.
Разрешая вопрос об административной ответственности юридического лица, судья исходил из того, что доказательств, свидетельствующих о принятии ответственными должностными лицами ООО «Робинзон» необходимых, достаточных мер и своевременных, направленных на предупреждение выявленных нарушений, не представлено.
В соответствии с п. 2.6 Порядка оснащения судов техническими средствами контроля и их виды, оснащение судов техническими средствами контроля производится за счет собственных средств владельцев судов.
То обстоятельство, что 21 октября 2013 года Общество получило свидетельство соответствия ТСК № *, согласно которому на судне * «***» установлено судовое техническое средство контроля позиций требованиям ОСМ (трансмиттер ARGOS), разрешенный для применения во всех районах Мирового океана (л.д. 65), не может являться основанием для отмены постановления в части назначения административного наказания.
В силу части 4 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях назначение административного наказания не освобождает лицо от исполнения обязанности, за неисполнение которой административное наказание было назначено.
Устранение нарушений после факта их выявления не является основанием для освобождения от ответственности, поскольку, согласно п.19 постановления Пленума Верховного Суда РФ N 5 от 24.03.2005 года "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", административное правонарушение считается оконченным с момента, когда в результате действия (бездействия) правонарушителя имеются все предусмотренные законом признаки состава административного правонарушения.
При таких обстоятельствах действия ООО «Робинзон» правильно квалифицированы по части 2 статьи 8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановление о привлечении ООО «Робинзон» к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесено судьей Октябрьского районного суда г. Мурманска в пределах годичного срока давности, установленного статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Административное наказание назначено ООО «Робинзон» в пределах, установленных санкцией части 2 статьи 8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Обстоятельств, которые в силу ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, могли бы повлечь прекращение производства по делу, не установлено.
Отсутствуют основания для признания совершенного юридическим лицом – ООО «Робинзон» административного правонарушения малозначительным в силу ст. 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии со статьей 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Между тем, объектом правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, являются общественные отношения в области обеспечения безопасности людей, использования и охраны естественных богатств территориального моря, континентального шельфа и исключительной экономической зоны, морской среды, её флоры и фауны, соблюдения экономических интересов России и установленного порядка отдельных видов деятельности, осуществления правомерных видов использования указанных акваторий и их ресурсов.
Несоблюдение требований законодательства, регулирующего данные правоотношения по характеру деяния имеет высокую степень общественной опасности, поскольку подрывает основы экономической безопасности Российской Федерации и препятствует осуществлению контроля за рациональным использованием и сохранением водных биологических ресурсов.
Учитывая характер совершенного административного правонарушения, конкретные обстоятельства данного дела, оснований признать административное правонарушение малозначительным не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 30.6 - 30.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья
решил:
постановление судьи Октябрьского районного суда г. Мурманска от 17 декабря 2013 года, вынесенное в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Робинзон» по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.37 Кодекса РФ об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу защитника ООО «Робинзон» по доверенности ФИО1 - без удовлетворения.
Судья
Мурманского областного суда Н.В. Пырч