ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-1200/2022 от 19.10.2022 Ленинскогого районного суда г. Краснодара (Краснодарский край)

Дело

-68

Р Е Ш Е Н И Е

19 октября 2022 года г. Краснодар

Ленинский районный суд г. Краснодара в составе:председательствующего Мохового М.Б.,при секретаре ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФИО1 на постановление заместителя руководителя департамента финансово-бюджетного надзора Краснодарского края о привлечении к административной ответственности,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением заместителя руководителя департамента финансово-бюджетного надзора Краснодарского края ФИО4/ от 30.05.2022г. должностное лицо – директор ГКУ Краснодарского края «Безопасный регион» ФИО1 привлечен к административной ответственности по ст. 15.14 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 20000 рублей.

Не согласившись с данным постановлением, ФИО1 обратился с жалобой, в которой просит его отменить, освободить от административной ответственности, считая правонарушение малозначительным.

В судебном заседании ФИО1 поддержал доводы жалобы, настаивал на ее удовлетворении.

Представитель заинтересованного лица департамента финансово-бюджетного надзора Краснодарского края ФИО5, действующая на основании доверенности, просила постановление оставить без изменения, жалобу без удовлетворения.

Проверив доводы жалобы, выслушав мнение заявителя, заинтересованного лица, изучив материалы дела об административном правонарушении, суд пришел к следующему.

В соответствии с ч.3 ст. 30.6 КоАП РФ суд не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

В соответствии с диспозицией ст. 15.14 КоАП РФ административным правонарушением признается нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплате денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, или в направлении средств, полученных из бюджета бюджетной системы РФ, на цели, не соответствующие целям, определенным договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния.

Объективную сторону указанного административного правонарушения составляет неправильное использование получателем указанных средств на цели, не соответствующие условиям их получения, в том числе, оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям и условиям, определенным договором (соглашением), которые отражаются в принятом законе о бюджете, сводной бюджетной росписи, которая составляется финансовым органом соответственно Российской Федерации, субъекта РФ, муниципального образования и утверждается руководителем этого органа.

Субъектом данного правонарушения могут быть как должностные лица организаций - получателей бюджетных средств, так и сами организации - получатели.

В силу п. 1 ст. 306.4 Бюджетного кодекса РФ нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.

Закрепленный в ст. 38 Бюджетного кодекса РФ принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.

На основании п.3 ч.1 ст.162 Бюджетного кодекса РФ участник бюджетного процесса обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.

Как следует из материалов рассматриваемого дела, на основании приказа департамента финансово-бюджетного надзора Краснодарского края (далее также - департамент) от ДД.ММ.ГГГГ «О назначении плановой выездной проверки государственного казенного учреждения Краснодарского края «Безопасный регион», пункта 16.2 Плана контрольных мероприятий на 2021 год, утвержденного приказом департаментом от ДД.ММ.ГГГГ, проведена плановая выездная проверка ГКУ КК «Безопасный регион» по вопросу осуществления расходов краевого бюджета на реализацию мероприятий государственной программы Краснодарского края «Обеспечение безопасности населения», в том числе, расходов на обеспечение выполнения функций и их отражения в бюджетном учете и отчетности за период 2019-2020 годы, истекший период 2021 года.

По результатам проведенной проверки установлено, что между ГКУ КК «Безопасный регион» (заказчик) и ООО «НПС-ЮГ» (исполнитель) заключен государственный контракт от ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты> на оказание услуг по осуществлению мероприятий, направленных на информирование граждан о правилах и требованиях в области обеспечения безопасности дорожного движения (получение информации в электронном виде, ее печать, подготовка к пересылке, пересылка и доставка получателю заказного почтового отправления).

Цена контракта с учетом дополнительного соглашения от ДД.ММ.ГГГГ составляет 330 852 821,57 рублей (п. 2.1 Контракта № <данные изъяты>)

Срок оказания услуг со дня заключения контракта по 30.11.2021г.

Срок действия контракта с момента заключения по 31.12.2021г. (п.10.1 Контракта № <данные изъяты>).

Стороны контракта согласовали условие о том, что исполнитель предоставляет ежемесячно согласованный с заказчиком и подписанный электронной подписью лица, уполномоченного на подписание от лица исполнителя, отчет по форме списка ф.001 (электронно) уведомлений о доставке заказных почтовых отправлений содержащий информацию о заказных почтовых отправлениях, имеющих законченный статус операции, присвоенный им в отчетном месяце (п. 4.1.6 Контракта № <данные изъяты>).

По условиям контракта услуга считается выполненной только после получения законченного статуса операции с указанием результата (пункт 2.6 Контракта № <данные изъяты>):

результат (операция) - «вручение»;

результат (операция) - «передача на временное хранение».

Пунктом 2.7 Контракта № <данные изъяты> определено, что оплата оказанных услуг производится ежемесячно, исходя из количества заказных почтовых отправлений, получивших законченный статус операции, в течение 30 календарных дней с даты подписания сторонами акта приема- передачи услуг и документа на оплату, предоставленного Исполнителем.

Пунктом ДД.ММ.ГГГГ Контракта № <данные изъяты>, а также пунктом 7 Технического задания (приложение к контракту) предусмотрено, что исполнитель гарантирует исполнение обязательств в соответствии с требованиями законодательства РФ и условиям настоящего контракта.

Обязанность осуществления контроля за ходом оказания услуг Исполнителем возложена на Заказчика (п. 4.3.3 Контракта № <данные изъяты>).

Приказом министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ утверждены Правила оказания услуг почтовой связи, которые регулируют взаимоотношения пользователей услугами почтовой связи и операторов почтовой связи общего пользования при заключении и исполнении договора об оказании услугпочтовой связи, а также устанавливают права и обязанности указанных операторов и пользователей (п. 1 Правил).

Таким образом, исходя из положений ст.309 ГК РФ, ст. 4 Федерального закона от 17.07.1999г. № 176-ФЗ «О почтовой связи», п. 1 Правил, п. ДД.ММ.ГГГГ Контракта № <данные изъяты>, п.7 Технического задания, оказания Исполнителем услуг Заказчику регулируется, в том числе, вышеуказанными Правилами.

В соответствии с п.34 Правил письменная корреспонденция и почтовые переводы при невозможности их вручения (выплаты) адресатам (их уполномоченным представителям) хранятся в объектах почтовой связи места назначения в течение 30 дней, иные почтовые отправления - в течение 15 дней, если более длительный срок хранения не предусмотрен договором об оказании услуг почтовой связи.

Поскольку срок хранения условиями контракта не предусмотрен, то применительно к п.34 Правил почтовое отправление должно храниться в течение 30 дней со следующего рабочего дня после поступления почтового отправления в объект почтовой связи места назначения.

Согласно п. ДД.ММ.ГГГГ Технического задания к контракту № <данные изъяты> статус «передача на временное хранение» присваивается заказному почтовому отправлению по истечении установленного срока хранения, необходимого для передачи на временное хранение в число невостребованных, в соответствии с правилами оказания услуг почтовой связи.

Из п.ДД.ММ.ГГГГ Технического задания к контракту № <данные изъяты> исполнитель обязан представлять заказчику (в том числе по запросу) полную и точную информацию об услуге, в том числе документы, подтверждающие факт исполнения обязательств по контракту, на бумажном носителе (или заверенные надлежащим образом копии) и/или в электронном виде (подписанные электронной подписью лица, уполномоченного на подписание от лица исполнителя).

Согласно представленных пояснений учреждения от 01.03.2022г. данное положение включено в проект контракта и техническое задание в целях возможности осуществить проверку на предмет надлежащего исполнения исполнителем обязательств по контракту, а именно в целях сверки информации: размещенной на информационном ресурсе исполнителя, предоставленной в ежедневных отчетах, указанной в отчете по форме списка ф.001 (электронно) уведомлений о доставке заказных почтовых отправлений, в предоставленных документах, подтверждающих факт исполнения обязательств. Произвести сверку информации в указанных документах (ресурсах) необходимо заказчику при проведении выборочной проверки, а также в целях рассмотрения и проверки доводов, изложенных в поступивших обращениях граждан в адрес Учреждения. Производить запрос всех документов, подтверждающих факт исполнения обязательств по всемзаказным почтовым отправлениям, направленным в рамках контракта, учреждению не требовалось.

Учреждением письмом от ДД.ММ.ГГГГ запрошены у ООО «НПС-Юг» документы, подтверждающие факт доставки и вручения/невручения отправлений адресатам, что свидетельствует об отсутствии указанных документов в ГКУ КК Безопасный регион».

По делу установлено, что на основании экспертного заключения от 16.11.2020г. подписан акт приема-передачи услуг, оказанных в период с 01.10.2020г. по 31.10.2020г. (акт от 02.11.2020г.).

Согласно экспертному заключению и акту приема-передачи услуг, оказанные услуги соответствуют требованиям, установленным условиями контракта, оказаны в срок, оформлены в надлежащем порядке и полностью приняты Заказчиком.

Оплата за оказанные услуги осуществлена на основании акта приема- передачи услуг, подписанного ФИО1, счета на оплату от ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты> платежным поручением от 19.11.2020г. в размере 29 656 822 рублей.

В ходе контрольного мероприятия осуществлен выборочный осмотр информационного ресурса исполнителя ООО «НПС-Юг» (по адресу https://nationalpost.ru/tracking) и содержащихся в нем сведений на предмет отслеживания движения заказного почтового отправления с момента отправки до получения конечного статуса операции в рамках исполнения Контракта № <данные изъяты> по номерам уникальных идентификаторов заказных почтовых отправлений, имеющих законченный статус операции, содержащихся в отчете по ф.001 от ДД.ММ.ГГГГ (за октябрь 2020 года), представленных ГКУ КК «Безопасный регион» в ходе контрольного мероприятия.

Результаты осмотра зафиксированы в акте от ДД.ММ.ГГГГ с приложением к нему, в том числе, на электронном носителе (CD-RWдиски).

В материалах дела об административном правонарушении приложения к акту осмотра от ДД.ММ.ГГГГ представлены в электронном виде на диске CD- RW.

В соответствии с актом осмотра от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что в 2020 году по 24 098 заказным почтовым отправлениям законченный статус присвоен до истечения срока хранения, в том числе:

23 398 заказным почтовым отправлениям присвоен статус «Передача на временное хранение» в день присвоения статуса «Обработка, доставлено извещение»;

700 заказным почтовым отправлениям присвоен статус «Передача на временное хранение» до истечения срока хранения 30 дней.

Из вышеизложенного следует, что Исполнителем указанные выше услуги фактически не оказаны, при этом Учреждением без наличия к тому правовых оснований услуги были приняты и оплачены.

Кроме того, не соблюдение срока хранения лишает возможности адресата получить заказное почтовое отправление, что свидетельствует о неисполнении Исполнителем своих обязательств.

Представленные ООО «НПС-Юг» в соответствии с пунктом ДД.ММ.ГГГГ Технического задания к Контракту № <данные изъяты> ежедневные отчеты (оперативная информация о статусе заказного почтового отправления) по 24 098 заказным почтовым отправлениям в 2020 году содержат недостоверные сведения, что свидетельствует о фактическом отсутствии оперативной информации и контроля Учреждения за исполнением условий контракта.

Таким образом, административный орган пришел к выводу, что в нарушение п.3 ст. 162 БК РФ, п. 2 ч.1 ст. 94 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», пунктов 2.6, 2.7, 4.3.3 Контракта № <данные изъяты> в 2020 году осуществлена оплата за фактически не оказанные услуги по пересылке, доставке 24 098 заказных почтовых отправлений, а также предоставлении ежедневного отчета в отношении указанных отправлений, что свидетельствует о нецелевом использовании средств краевого бюджета в размере 1 184 416,70 рублей (24 098 (заказных почтовых отправлений) * 49,15 (стоимость услуг по контракту).

Ответственность за данное правонарушение, предусмотрена ст.15.14 КоАП РФ.

Указанные выводы суд считает преждевременными.

Согласно административному материалу, в качестве административного правонарушения рассматривается нецелевое использование средств краевого бюджета в размере 1 184 416,70 рублей.

В ходе судебного разбирательства установлено, что департамент финансово-бюджетного надзора Краснодарского края ссылается на то обстоятельство, чтопредставленные ООО «НПС-Юг» в соответствии с п.ДД.ММ.ГГГГ Технического задания к Контракту № <данные изъяты> ежедневные отчеты (оперативная информация о статусе заказного почтового отправления) по 24 098 заказным почтовым отправлениям в 2020 году содержаться недостоверные сведения, что свидетельствует о фактическом отсутствии оперативной информации к контролю Учреждения за исполнением условий контракта.

В ходе контрольного мероприятия представителями департамента финансового-бюджетного надзора Краснодарского края осуществлен выборочный осмотр информационного ресурса Исполнителя постановлением от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что по 24 098 заказным почтовым отправлениям законченный статус присвоен до истечения срока хранения. На CD-RWдисках предоставлены скриншоты передвижения отправлений с информационного ресурса Исполнителя.

Так, например, на CD-RWдиске в файле 4.pdfна скриншоте от ДД.ММ.ГГГГ в отношении отправлений , содержатся сведения о присвоении законченного статуса операции "Передача на временное хранение" от ДД.ММ.ГГГГ, вместе с тем, в отчете ф.001 за октябрь 2020 года указанный статус присвоен отправлениям от ДД.ММ.ГГГГ.

Из вышеуказанного факта следует, что Исполнителем после проведенной Заказчиком приемки оказанных услуг за октябрь 2020 г. были внесены изменения в даты присвоения законченных статусов отправлений и следовательно данное обстоятельство не является подтверждением отсутствия контроля со стороны Заказчика.

Предоставленные отчеты ф.001 за октябрь 2020 г., содержали конечные статусы в отношении всех заказных почтовых отправлений на момент проверки, как в самих отчетах, так и на информационном ресурсе Исполнителя, тем самым в соответствии с п. 2.6 контракта услуга считается выполненной и фактически была оказана исполнителем.

В соответствии с условиями контракта, учреждением проводилась выборочная проверка за соблюдением исполнителем требований контракта и действующего законодательства Российской Федерации, по итогу которой нарушений в отношении указанных в акте осмотра от ДД.ММ.ГГГГ отправлений не было выявлено.

Осуществляемая Исполнителем услуга относится к лицензируемому виду деятельности в соответствии с Федеральным законом "О связи". Лицензированиедеятельности в области оказания услуг связи осуществляется федеральным органом исполнительной власти в области связи, который, в том числе осуществляет контроль за соблюдением лицензионных требований, выдает предписания об устранении выявленных нарушений и выносит предупреждения о приостановлении действия лицензий.

По государственному контракту от ДД.ММ.ГГГГ № Ф.2020.283 56 ООО "НПС-Юг" были предоставлены Заказчику акты приема-передачи услуг, в том числе, за июнь 2020 года.

В соответствии с п. 2.6 результат оказанных услуг за отчетный месяц предоставляется Заказчику Исполнителем в срок до 5 числа месяца, следующего за расчетным.

Учитывая, что ДД.ММ.ГГГГ приходится на выходной день, документы были предоставлены Исполнителем в следующий рабочий день, а именно ДД.ММ.ГГГГ. Отметка о поступлении входящего документа указана за ДД.ММ.ГГГГ, так как документы ДД.ММ.ГГГГ были предоставлены в конце рабочего дня.

В силу требований ч.1 ст.1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

Статья 24.5 КоАП РФ предусматривает обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении. В части 1 указанной статьи закреплено, что производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств: отсутствие события административного правонарушения, отсутствие состава административного правонарушения.

По делу об административном правонарушении выяснению подлежит: наличие события и состава административного правонарушения.

В соответствии со ст.29.9 КоАП РФ постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении выносится в случае наличия хотя бы одного из обстоятельств, исключающих производство по делу, предусмотренных ст.24.5 КоАП РФ.

Согласно ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело.

Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к настоящей статье.

Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Исходя из положений ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но в соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.

Как видно из материалов дела отсутствуют доказательства наличия состава административного правонарушения в отношении ФИО1

Согласно ч. 4 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится одно из следующих решений, об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, а также в связи с необходимостью применения закона об административном правонарушении, влекущем назначение более строгого административного наказания, если потерпевшим по делу подана жалоба на мягкость примененного административного наказания.

При таких обстоятельствах, оценив в совокупности доказательства по делу, пояснения участников процесса, учитывая, что при рассмотрении дела об административном правонарушении в отношении ФИО1 были допущены существенные нарушения материальных норм, не исследованы полно и всесторонне представленные доказательства, не дана оценка пояснениям заявителя, что не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, суд пришел к выводу отменить постановление заместителя руководителя департамента финансово-бюджетного надзора Краснодарского края ФИО4/ДЛ/2 от 30.05.2022г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.14 КоАП РФ, производство по делу в отношении ФИО1 прекратить на основании п. 2 ч. 1 ст.24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Руководствуясь ст.ст. 30.7, 30.9 КоАП РФ, судья

РЕШИЛ:

Постановление заместителя руководителя департамента финансово-бюджетного надзора Краснодарского края ФИО4/ДЛ/2 от 30.05.2022г. о привлечении должностного лица – директора ГКУ Краснодарского края «Безопасный регион» ФИО1 к административной ответственности по ст. 15.14 КоАП РФ - отменить.

Производство по делу об административном правонарушении в отношении ФИО1, предусмотренном ст. 15.14 КоАП РФ - прекратить на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд в течение 10 суток со дня его вынесения.

Председательствующий: