ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-1200/2023 от 02.10.2023 Советского районного суда г. Орла (Орловская область)

57RS0023-01-2023-004322-24

№ 12-1200/2023

РЕШЕНИЕ

02 октября 2023 года город Орел

Судья Советского районного суда города Орла Короткова О.И., рассмотрев в открытом судебном заседании в здании суда жалобу Департамента здравоохранения Орловской области на постановление заместитель начальника отделения – старшего судебного пристава Специализированного отделения судебных приставов по Орловской области Главного межрегионального управления Федеральной службы судебных приставов России ФИО1 от 14 августа 2023 года № 781/23/98057-АП о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

установила:

Департамент здравоохранения Орловской области обратился в суд с жалобой на постановление заместителя начальника отделения - старшего судебного пристава специализированного отделения судебных приставов по Орловской области Главного межрегионального управления Федеральной службы судебных приставов ФИО1 от 14 августа 2023 года № 781/23/98057-АП о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 17.15 КоАП РФ за неисполнение содержащегося в исполнительном документе требования об обязании обеспечить взыскателя лекарственными препаратами в соответствии с медицинскими показаниями.

В обоснование заявленных требований указал, что решением суда на Департамент здравоохранения Орловской области возложена обязанность по выделению финансирования БУЗ Орловской области «Покровская ЦРБ» на указанные мероприятия в течение 2 (двух) месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

11.01.2022 г. судебным приставом-исполнителем возбуждено исполнительное производство № 47/23/98057-ИП в отношении должника Департамента здравоохранения Орловской области на основании указанного решения суда.

Письмом должник проинформировал начальника МОСП по ОИП УФССП России по Орловской области о предпринимаемых мерах по исполнению решения суда.

Судебным приставом-исполнителем МОСП по ОИП УФССП России по Орловской области вынесено постановление о взыскании с Департамента здравоохранения Орловской области исполнительского сбора в размере 50000 рублей.

Советским районным судом г. Орла вынесено решение об освобождении Департамента здравоохранения от исполнительского сбора.

Департамент здравоохранения Орловской области проинформировал судебного пристава-исполнителя о мерах предпринимаемых в целях исполнения решения суда.

Вместе с тем, 07 августа 2023 г. в отношении заявителя составлен протокол по делу об административном правонарушении по части 1 статьи 17.15 КоАП РФ, а 12 сентября 2023 г. в отношении Департамента здравоохранения Орловской области вынесено постановление по делу об административном правонарушении, на основании которого он признан виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ и подвергнут административному штрафу в размере 30000 рублей.

Указывает, что заявитель по исполнению данного решения суда действует в рамках переданных государственных полномочий, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из областного бюджета. Доведенные лимиты финансовых средств осваиваются администрацией г. Орла в порядке, установленным Федеральным законом от 05 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», в связи с чем обязан соблюсти установленные процедуры и сроки по осуществлению закупки лекарственного препарата.

На основании изложенного, просит отменить постановление по делу об административном правонарушении № 781/23/98057-АП от 14 августа 2023 года и прекратить производство по делу в связи с отсутствием состава административного правонарушения, а также отменить представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения от 15 августа 2023 года № 98057/23/189069.

Представитель заместителя начальника отделения - старшего судебного пристава специализированного отделения судебных приставов по Орловской области Главного межрегионального управления Федеральной службы судебных приставов ФИО1 по доверенности ФИО2 в судебном заседании возражала против удовлетворения поданной жалобы, считая вынесенное им постановление о назначении административного наказания законным и обоснованным.

Иные лица, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, ходатайств об отложении судебного заседания не заявляли.

Исследовав материалы дела, выслушав участников процесса, судья находит жалобу Департамента здравоохранения Орловской области подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются, в частности, всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела.

Согласно статье 26.1 КоАП РФ к числу обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении, относятся: наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

Положения части 1 статьи 17.15 КоАП РФ предусматривают ответственность за неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора.

Судьей установлено, что на основании исполнительного листа ФС 042494010, выданного 13.12.2021 года Советским районным судом г. Орла, 11.01.2023 года судебным приставом-исполнителем возбуждено исполнительное производство 47/23/98057-ИП, копия которого получена должником.

В связи с неисполнением в установленный законом срок для добровольного исполнения требований исполнительного, судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о взыскании с Департамента здравоохранения Орловской области исполнительского сбора в размере 50000 рублей.

Заявителем подано административное исковое заявление об освобождении от уплаты исполнительского сбора.

Решением Советского районного суда г. Орла Департамент Орловской области освобожден от уплаты исполнительского сбора в связи с отсутствием вины в неисполнении решения суда.

На основании постановления о взыскании исполнительского сбора и установлении нового срока должнику установлен срок для исполнения указанного решения суда, впоследствии 31.07.2023 года установлен новый срок до 07.08.2023 года, копия которого получена должником 01.08.2023 года.

07 августа 2023 г. судебным приставом-исполнителем в отношении Департамента здравоохранения Орловской области составлен протокол № 781/23/98057-АП об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ, согласно фабуле которого, во вновь установленный срок после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, должником требования о выделении денежных средств для дооборудования системой видеонаблюдения, позволяющей обеспечивать непрерывное видеонаблюдение потенциально опасных участков и критических элементов БУЗ ОО «Покровская ЦРБ», обеспечение физической охраной БУЗ ОО «Покровская ЦРБ» путем привлечения сотрудников охранной организацией не исполнены.

14 августа 2023 г. по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении в отношении Департамента здравоохранения Орловской области заместителем начальника отделения - старшего судебного пристава специализированного отделения судебных приставов по Орловской области Главного межрегионального управления Федеральной службы судебных приставов ФИО1 вынесено оспариваемое постановление по делу об административном правонарушении, которым Департамент здравоохранения Орловской области признан виновным в совершении правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ и привлечен к административной ответственности в виде административного штрафа в размере 30000 рублей.

В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Статья 105 Федерального закона от 02 декабря 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее - Закон об исполнительном производстве), устанавливающая общие условия исполнения содержащихся в исполнительных документах требований к должнику совершить определенные действия, предусматривает, что в случаях неисполнения должником указанных требований в срок, установленный для добровольного исполнения, судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения (часть 1).

При неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок судебный пристав-исполнитель применяет к должнику штраф, предусмотренный статьей 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и устанавливает новый срок для исполнения. Если для исполнения указанных требований участие должника необязательно, то судебный пристав-исполнитель организует исполнение в соответствии с правами, предоставленными ему настоящим Федеральным законом (часть 2).

В силу статьи 113 Закона об исполнительном производстве неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после взыскания исполнительского сбора, влечет наложение штрафа (часть 2). В случае нарушения законодательства Российской Федерации об исполнительном производстве виновное лицо подвергается административной или уголовной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Таким образом, исполнительский сбор взыскивается за неисполнение должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в первоначально установленный срок для добровольного исполнения. При этом часть 1 статьи 17.15 КоАП РФ закрепляет административную ответственность за неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный после взыскания исполнительского сбора.

Данная норма направлена на своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.

Оценка виновности юридического лица в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ, предполагает выяснение в соответствии с частью 2 статьи 2.1, со статьей 26.1 этого Кодекса наличия объективных препятствий в неисполнении требований исполнительного документа с учетом того, были ли привлекаемым лицом предприняты все необходимые меры, направленные на своевременное исполнение решения суда, в том числе, связанные с получением необходимого финансирования.

Так, согласно доводам заявителя, в действиях Департамента здравоохранения Орловской области отсутствует вина в неисполнении требований исполнительного документа в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора.

Судья находит данные доводы заявителя обоснованными, подтверждающимися материалами дела. При этом судья исходит из следующего.

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, относится, в том числе, материально-техническое и финансовое обеспечение деятельности органов государственной власти субъекта Российской Федерации и государственных учреждений субъекта Российской Федерации, в том числе вопросов оплаты труда работников органов государственной власти субъекта Российской Федерации и работников государственных учреждений субъекта Российской Федерации.

Согласно пункту 5 статьи 242.2 БК РФ исполнение судебных актов осуществляется за счет ассигнований, предусмотренных на эти цели законом (решением) о бюджете. При исполнении судебных актов в объемах, превышающих ассигнования, утвержденные законом решением о бюджете на эти цели, вносятся соответствующие изменения в сводную бюджетную роспись.

Выделение бюджетных ассигнований на принятие новых видов расходных обязательств или увеличение бюджетных ассигнований на исполнение существующих видов расходных обязательств может осуществляться только с начала очередного финансового года при условии включения соответствующих бюджетных ассигнований в закон (решение) о бюджете либо в текущем финансовом году после внесения соответствующих изменений в закон (решение) о бюджете при наличии соответствующих источников дополнительных поступлений в бюджет и (или) при сокращении бюджетных ассигнований по отдельным статьям расходов бюджета (пункт 2 статьи 83 БК РФ).

Распоряжение Правительства Орловской области от 12 февраля 2020 года № 89-р утвержден Плана мероприятий («дорожная карта») по подготовке изменений в Закон Орловской области от 4 декабря 2019 года № 2421-03 «Об областном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов» согласно предложениям главных распорядителей бюджетных средств (далее - Дорожная карта).

Согласно Дорожной карте, для подготовки изменений в Закон Орловской области от 4 декабря 2019 года № 2421-03 «Об областном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов», в целях соблюдения установленных сроков потребуется порядка 3 (трех) месяцев с момента подготовки главными распорядителями средств областного бюджета предложений о внесении изменений в закон о бюджете.

Статьёй 6 БК РФ установлено, что главный распорядитель бюджетных средств (главный распорядитель средств соответствующего бюджета) - орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, а также наиболее значимое учреждение науки, образования, культуры и здравоохранения, указанное в ведомственной структуре расходов бюджета, имеющие право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств, если иное не установлено настоящим Кодексом, т.е. Департамент финансов Орловской области;

распорядитель бюджетных средств (распорядитель средств соответствующего бюджета) - орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, казенное учреждение, имеющие право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств, т.е. Департамент здравоохранения Орловской области.

Статьей 38.1 БК РФ закреплен принцип подведомственности расходов бюджетов, который означает, что получатели бюджетных средств вправе получать бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств только от главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, в ведении которого они находятся.

В соответствии со статьей 158 БК РФ результативность, адресность и целевой характер использования бюджетных средств в соответствии с утвержденными бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств обеспечивает главный распорядитель бюджетных средств.

Согласно пункту 1 постановления Правительства Орловской области от 26 декабря 2014 года № 423 «Об утверждении Положения о Департаменте финансов Орловской области» Департамент финансов Орловской области является органом исполнительной государственной власти специальной компетенции Орловской области, осуществляющим функции по выработке региональной политики, нормативно-правового регулирования, правоприменительные функции в сфере бюджетной политики, а также осуществляющим составление и организацию исполнения областного бюджета.

Департамент финансов Орловской области утверждает (в том числе): порядок составления и ведения сводной бюджетной росписи областного бюджета; порядок составления и ведения бюджетных росписей главных распорядителей (распорядителей) бюджетных средств, включая внесение изменений в них; порядок доведения бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств при организации исполнения областного бюджета (пункта 4.2. Положения).

Департамент финансов Орловской области осуществляет: составление проекта областного бюджета, организацию исполнения областного бюджета; составление, доведение до главных распорядителей бюджетных средств, ведение и изменение сводной бюджетной росписи областного бюджета и лимитов бюджетных обязательств (подпункты 1, 2 пункта 4.3. Положения).

В соответствии с подпунктом 19 пункта 4.3. Положения Департамент финансов Орловской области осуществляет бюджетные полномочия главного распорядителя и получателя средств областного бюджета, предусмотренных на реализацию возложенных на Департамент функций.

Судьей установлено, что Департаментом здравоохрание Орловской области направлялся запрос в адрес БУЗ Орловской области «Покровская ЦРБ» о предоставлении информации о финансовой потребности для исполнения решения Покровского районного суда, с подтверждением её обоснованности.

БУЗ Орловской области «Покровская ЦРБ» проинформировала Департамент здравоохранения Орловской области о частичном оснащении системы видеонаблюдения, а именно видеорегистратор, жесткий диск, блок питания, кабель, сквозные коннекторы, коммутатор неуправляемый, видеокамера в количестве 5 штук.

Согласно письму Департамента финансов Орловской области дополнительные источники в настоящее время отсутствуют, повторное обращение в целях выделения дополнительного финансирования возможно направить на рассмотрение не ранее 2 квартала 2023 года.

Постановлениями Правительства Орловской области от 1 июня 2020 года № 339 утвержден Порядок составления проекта областного бюджета на очередной финансовый год и плановый период.

Согласно подпункту а, абзаца 2, пункта 3 Порядка Департамент финансов Орловской области подготавливает и направляет главным распорядителям бюджетных средств предельные расчетные объемы бюджетных ассигнований областного бюджета на очередной финансовый год и плановый период за счет средств областного бюджета на реализацию государственных программ и непрограммных расходов без учета расходов на реализацию межведомственной инвестиционной программы (в предельных расчетных объемах бюджетных ассигнований учтены все необходимые средства на финансовое обеспечение социально защищенных и первоочередных расходов; оплату труда с начислениями, публично-нормативные и иные социальные выплаты, оплату коммунальных расходов, предоставление межбюджетных трансфертов муниципальным образованиям Орловской области).

Департамент экономического развития и инвестиционной деятельности Орловской области в срок до 15 августа текущего года представляет в Департамент финансов Орловской области проект межведомственной инвестиционной программы «Развитие и укрепление социальной инфраструктуры Орловской области на очередной финансовый год и плановый период» в разрезе ГРБС, кодов бюджетной классификации и государственных программ (пункт 6 Порядка).

Постановлением Правительства Орловской области от 29 декабря 2009 года № 302 утверждено Положения о порядке формирования, реализации и финансового обеспечения межведомственной инвестиционной программы «Развитие и укрепление социальной и инженерной инфраструктуры Орловской области».

Согласно пункту 3 Постановления № 302 формирование Программы на плановый финансовый период осуществляет Департамент экономического развития и инвестиционной деятельности Орловской области.

В соответствии с пунктом 19.3 Положения субъекты бюджетного планирования до 1 июня года, предшествующего планируемому периоду, направляют в Департамент экономического развития и инвестиционной деятельности Орловской области заявки о включении в Программу подведомственных строек и объектов. На основании поступивших заявок Департамент экономического развития и инвестиционной деятельности Орловской области определяет потребность в капитальных вложениях, финансируемых за счет средств областного бюджета.

Во исполнение указанных требований Департамент направлял в Департамент экономического развития и инвестиционной деятельности Орловской области бюджетные заявки на финансирование строек и объектов здравоохранения Орловской области в рамках Программы.

Указанные бюджетные заявки Департамента здравоохранения Орловской области содержали в том числе, информацию о необходимости выделения финансирования в отношении подведомственного учреждения на проведение мероприятий, по исполнению решения Покровского районного суда Орловской области на 2023 год, и на 2024 год.

05 июля 2023 года Департаментом экономического развития и инвестиционной деятельности Орловской области в адрес Департамента письмом № 3-1-2129 был направлен отказ о включении мероприятий в межведомственную инвестиционную программу.

В программе «Развитие и укрепление социальной и инженерной инфраструктуры орловской области» ни на 2022 год, 2023 год и плановый период 2024 года финансирование Департаменту здравоохранения Орловской области на проведение запрашиваемых работ в отношении БУЗ Орловской области «Покровская ЦРБ» предусмотрено не было.

Таким образом, судья приходит к выводу о том, что решение суда не было исполнено Департаментом здравоохранения Орловской области во вновь установленный судебным приставом - исполнителем, в связи необходимостью соблюдения требований действующего законодательства, по независящим от него обстоятельствам. По мнению судьи, должником по исполнительному производству были приняты все зависящие от него меры по исполнению требования, содержащегося в исполнительном документе.

Участниками процесса не представлено доказательств, которые позволили бы сделать вывод о бездействии Департамента здравоохранения Орловской области, осуществляющего свою деятельность исходя из размера выделенных бюджетных ассигнований в неисполнении решения суда в отношении взыскателя во вновь установленный срок.

В силу статьи 1.5 КоАП РФ неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Следовательно, вина Департамента здравоохранения Орловской области в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ, отсутствует. Отсутствие вины исключает состав административного правонарушения.

Таким образом, в бездействии Департамента здравоохранения Орловской области отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ.

Отсутствие состава административного правонарушения отнесено пунктом 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ к обстоятельствам, исключающим производство по делу об административном правонарушении.

Согласно пункту 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 КоАП РФ, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

С учетом изложенного, постановление заместителя начальника отделения – старшего судебного пристава Специализированного отделения судебных приставов по Орловской области Главного межрегионального управления Федеральной службы судебных приставов России ФИО1 от 14 августа 2023 года № 781/23/98057-АП в отношении Департамента здравоохранения Орловской области о привлечении его к административной ответственности по части 1 статьи 17.15 КоАП РФ подлежит отмене, а производство по делу прекращению за отсутствием в действиях лица состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ.

Учитывая, что судья пришел по данному делу к выводу об отсутствии состава административного правонарушения (отсутствие вины в действиях лица, привлекаемого к ответственности), подлежит отмене и представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения от 15 августа 2023, вынесенное в адрес Департамента здравоохранения Орловской области.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 30.7-30.8 КоАП РФ, судья

решила:

жалобу Департамента здравоохранения Орловской области на постановление заместителя начальника отделения – старшего судебного пристава Специализированного отделения судебных приставов по Орловской области Главного межрегионального управления Федеральной службы судебных приставов России ФИО1 от 14 августа 2023 года № 781/23/98057-АП о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - удовлетворить.

Постановление заместителя начальника отделения – старшего судебного пристава Специализированного отделения судебных приставов по Орловской области Главного межрегионального управления Федеральной службы судебных приставов России ФИО1 от 14 августа 2023 года № 781/23/98057-АП по части 1 статьи 17.15 КоАП РФ - отменить, производство по делу об административном правонарушении - прекратить, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Отменить представление заместителя начальника отделения – старшего судебного пристава Специализированного отделения судебных приставов по Орловской области Главного межрегионального управления Федеральной службы судебных приставов России ФИО1 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения от 15 августа 2023 № 98057/23/189069, вынесенное в адрес Департамента здравоохранения Орловской области.

Решение может быть обжаловано в Орловский областной суд через Советский районный суд г. Орла в течение 10 дней с момента вручения копии решения.

Судья: