РЕШЕНИЕ
28 февраля 2020 года г. Кызыл
Судья Кызылского городского суда Республики Тыва Иргит Н.Б., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФИО1 на постановление от 12 сентября 2019 года руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва ФИО2 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.31 КоАП РФ,
установил:
ФИО1 обратился в суд с жалобой на постановление руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва ФИО2 от 12 сентября 2019 года о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 14.31 КоАП РФ с назначением административное наказание в виде штрафа в размере 15000 рублей.
В обосновании жалобы указал, что постановление не содержит доказательств совершения административного правонарушения должностным лицом.
В его действиях отсутствует состав названного административного правонарушения, что является основанием для прекращения производства по делу об административном правонарушении.
Решение и предписание Тывинского УФАС России от 02.07.2019 по делу № не соответствуют ФЗ «О конкуренции», «Об отходах производства и потребления», Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156 (далее по тексту – Правила обращения с твердыми коммунальными отходами), и нарушают права ООО «СТ-ТБО» в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на заявителя обязанности по коммерческому учету объема твердых коммунальных отходов, производимых индивидуальными предпринимателями ФИО3 и ФИО4, способом, не предусмотренным действующим законодательством.
У индивидуальных предпринимателей ФИО3, ФИО4 отсутствуют контейнеры для накопления твердых коммунальных отходов, расположенные на контейнерных площадках, которые обустроены в соответствии с требованиями законодательств РФ в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, решение о создании которых принято органами местного самоуправления городского округа «Город Кызыл Республики Тыва» в соответствии с правилами благоустройства данного муниципального образования.
В связи с этим указанные индивидуальные предприниматели могут осуществлять складирование произведенных ими твердых коммунальных отходов либо в контейнеры, расположенные в мусороприемных камерах многоквартирного дома, в котором они осуществляют предпринимательскую деятельность, либо в мусорные пакеты, которые предоставляются региональным оператором.
Именно эти способы складирования твердых коммунальных отходов были предложены обществом «СТ-ТБО» индивидуальным предпринимателям ФИО3, ФИО4 путем направления в их адрес дополнительных соглашений к договорам на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и приложений к дополнительным соглашением, в которых были указаны оба данных способа.
Письмом от 17.04.2019 № ООО «СТ-ТБО» сообщило в УФАС по РТ об исполнении предупреждения от 18.03.2019 №. Считает, что отсутствовали правовые основания для возбуждения дела №, в связи с чем решение и предписание, принятые по результатам рассмотрения неправомерно возбужденного дела, не влекут никаких правовых последствий и являются недействительными.
Право ИП ФИО9, ФИО4 использовать все возможные способы складировании и коммерческого учета твердых коммунальных отходов означает, что данные условия договора не являются невыгодными для указанных индивидуальных предпринимателей.
Таким образом в его действиях отсутствует состав административного правонарушения предусмотренного ч. 1 ст. 14.31 КоАП РФ.
Просит отменить постановление о назначении административного наказания от 12.09.2019 года, производство по делу прекратить.
ФИО1 на судебное заседание не явился, будучи извещенным.
Представитель ФИО1 на основании доверенности ФИО5 жалобу поддержала.
Представитель Тывинского УФАС России ФИО6 просила отказать в удовлетворении жалобы.
Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 14.31 КоАП РФ, совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом, за исключением субъекта естественной монополии, действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если такие действия приводят или могут привести к ущемлению интересов других лиц и при этом результатом таких действий не является и не может являться недопущение, ограничение или устранение конкуренции, за исключением случаев, предусмотренных статьей 9.21 настоящего Кодекса, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до одного миллиона рублей.
Частью 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ"О защите конкуренции"( Далее Закон о защите конкуренции), запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товара, в котором контрагент не заинтересован, и другие требования) (пункт 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции).
Как следует из материалов дела, 22.02.2019 года в Тывинское УФАС России поступила заявления ИП ФИО3, и ИП ФИО4 на неправомерные действии со стороны регионального оператора – ООО «СТ-ТБО», выразившиеся в навязывании невыгодных условий при подписании договоров на оказание услуг по обращению твердыми отходами от 12.02.2019 № № и от 13.02.2019 г. №.
11 марта 2019 г. руководителем управления ФИО2 вынесено предупреждение о прекращении действий (бездействий), которые содержат признаки нарушения антимонопольного закона.
17 апреля 2019 г. № ООО «СТ-ТБО» направлено на имя руководителя УФАС по РТ ФИО2 письмо о том, что региональным оператором в договорах на оказание услуг по обращению с ТКО направленных в адрес ИП ФИО3 и ФИО4 предложены следующие способы складирования ТКО, это общедомовой мусоропровод, и мусорный пакет, размещаемый непосредственно в мусопровоз прибытии на место сбора.
25.04.2019 года в Тывинское УФАС России поступили обращения ИП ФИО3, и ИП ФИО4 о том, что они не согласны с направленными в их адрес Региональным оператором – ООО «СТ-ТБО» дополнительными соглашениями к ранее направленным договорам на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с внесенными изменениями во исполнение Предупреждения Тывинского УФАС России от 18.03.2019 г. № поскольку коммерческий учет твердых коммунальных отходов не изменен осуществляется расчетным путем исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов.
Приказом Тывинского УФАС России от 13.05.2019 № в отношении ООО «СТ-ТБО» возбуждено дело № о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения п. 3 ч. 1 ст. 10 ФЗ от 26.07.2006 № 135-Фз «О защите конкуренции».
02.07.2019 года решением Тывинского УФАС по делу № ООО «СТ-ТБО» признан нарушившим п.3 ч. 1ст. 10 ФЗ от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в части в части навязывания ИП ФИО3 и ИП ФИО4 условий договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, касающихся определения объема производимых указанными предпринимателями твердых коммунальных отходов по нормативу. Принято решение выдать ООО «СТ-ТБО» предписание о прекращении злоупотребления доминирующим положением и о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.
02 июля 2019 г. ООО «СТ-ТБО» предписано прекратить нарушение п. 3 ч. 1 ст. 10 ФЗ от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», а именно в течение тридцати дней со дня получения данного предписания совершить исчерпывающие действия по урегулированию разногласий к договору на оказание услуг по обращению отходами от 12.02.2019 г. № с ИП ФИО3 и к договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами от 13.02.2019 г. № с индивидуальным предпринимателем ФИО4 в части фактического определения объемов производимых твердых коммунальных отходов путем направления в адрес указанных предпринимателей предложении (дополнительное соглашение к заключаемым договорам по обращению с твердыми коммунальными отходами) о включении в вышеуказанные договоры положений, предусматривающих возможность осуществления коммерческого учета твердых коммунальных отходов расчетным путем исходя из количества и объема для пакетов или других емкостей с твердыми коммунальными отходами и соответствующей оплаты за оказанные услуги по факту представленных пакетов или других емкостей с твердыми коммунальными отходами (их количества и объема).
29.08.2019 года в отношении генерального директора ООО «СТ-ТБО» ФИО1 составлен протокол об административном правонарушении №.№, предусмотренном частью 1 статьи 14.31 КоАП РФ.
Постановлением руководителя Тывинского УФАС России от 12.09.2019 года по делу № №ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 14.31 КоАП РФ и назначено административное наказание в виде штрафа в размере 15000 рублей.
Проверкой доводов жалобы заявителя установлено следующее.
ООО «СТ-ТБО» с ИП ФИО3 и ИП ФИО7 заключены договора на оказание слуг по обращению твердыми коммунальными отходами от 12.02.2019 г. № и от 13.02.2019 №.
Региональный оператор - ООО «СТ-ТБО» на рынке услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Республики Тыва занимает доминирующее положение и подпадает под сферу регулирования Закона о защите конкуренции и обязано соблюдать запреты, установленные статьей 10 Закона о защите конкуренции.
Правила обращения с твердыми коммунальными (бытовыми) отходами регулируются Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 года N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в Постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 года N 641" (далее - Правила).
Как следует из пункта 4 Правил ТКО, обращение с твердыми коммунальными отходами на территории субъекта РФ обеспечивается региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, и территориальной схемой обращения с отходами на основании договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенных с потребителями.
В соответствии с пунктом 8 (17) раздела I (1) Правил региональный оператор в течение одного месяца со дня заключения соглашения извещает потенциальных потребителей о необходимости заключения в соответствии с Федеральным законом "Об отходах производства и потребления" договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами всеми доступными способами, в том числе путем размещения соответствующей информации на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также в средствах массовой информации.
Региональный оператор в течение 10 рабочих дней со дня утверждения в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора на 1-й год действия соглашения размещает одновременно в печатных средствах массовой информации, установленных для официального опубликования правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации, и на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" адресованное потребителям предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и текст типового договора.
Потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами направляет региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8 (5) - 8 (7) настоящих Правил. Заявка потребителя рассматривается в порядке, предусмотренном пунктами 8 (8) - 8 (16) настоящих Правил.
В случае если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8 (5) - 8 (7) настоящих Правил в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В соответствии с пунктом 8 (18) раздела I (1) Правил до дня заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами оказывается региональным оператором в соответствии с условиями типового договора и соглашением и подлежит оплате потребителем в соответствии с условиями типового договора по цене, равной утвержденному в установленном порядке единому тарифу на услугу регионального оператора, с последующим перерасчетом в первый со дня заключения указанного договора расчетный период исходя из цены заключенного договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Согласно пункту 8 (19) раздела I (1) Правил срок действия договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами устанавливается указанным договором и не может превышать срок, на который юридическому лицу присвоен статус регионального оператора.
В соответствии с положениями пункта 10 Правил обращения с твердыми коммунальными (бытовыми) отходами от 12.11.2016 года N 1156 в соответствии с договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов складирование твердых коммунальных отходов осуществляется потребителями следующими способами:
а) в контейнеры, расположенные в мусороприемных камерах (при наличии соответствующей внутридомовой инженерной системы);
б) в контейнеры, бункеры, расположенные на контейнерных площадках;
в) в пакеты или другие емкости, предоставленные региональным оператором.
В соответствии со статьей 5 Закона об отходах установлены Правила коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 года N 505 (далее - Правила N 505).
Пунктом 5 Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 года N 505 установлено, что коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется:
а) расчетным путем исходя из:
нормативов накопления твердых коммунальных отходов, выраженных в количественных показателях объема;
количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления.
Следовательно ООО «СТ-ТБО» при заключении договоров с хозяйствующими субъектами имеет возможность осуществлять коммерческий учет твердых коммунальных отходов расчетным путем исходя из количества и объема для пакетов или других емкостей, по аналогии с контейнерами.
В соответствии с Постановлением Службы по тарифам Республики Тыва от 25.07.2018 года N 16 "Об утверждении производственной программы в области обращения с твердыми коммунальными отходами и установлении единого тарифа на услуги регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами ООО «СТ-ТБО» на территории Республики Тыва на 2018 год" установлен единый тариф (для прочих категорий потребителей и для населения) на услуги регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами в размере 579,94 руб. Указанный же размер тарифа на 2019 год определен постановлением Службы по тарифам Республики Тыва от 20.12.2018 года N 60 и на 2019 год Приказом министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Тыва от 25.01.2018 года N 14-од утверждены нормативы накопления твердых коммунальных отходов для разных категорий объектов. Также, приказом министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Тыва от 23.08.2018 года N 174-од в приказ министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Тыва "О" от 25.01.2018 года N 14-од внесены изменения. Так, в многоквартирном доме норматив накопления ТКО на 1 человека многоквартирного дома составляет 1,4 куб. м/год, на 1 человека индивидуального дома составляет 1,9 куб. м/год. В промышленном товарном магазине, к которому в том числе относятся объекты ИП ФИО3 и ФИО4 норматив накопления ТКО на 1 кв. метр общей площади составляет 1,2 куб. м/год.
В соответствии с приложением N 1 к договорам на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заявителей произведен следующий расчет объема твердых коммунальных отходов:
- для ИП ИП ФИО3: 106,6 (общая площадь помещения) х 1,2 (норматив накопления ТКО) = 127,92 (объем ТКО в год) /12 (количество месяцев в году) = 10,66 (объем ТКО в месяц) х 579,94 рублей (тариф) = 6 182,16 рублей в месяц;
- для ИП ФИО4 : 94,3 (общая площадь помещения) х 1,2 (норматив накопления ТКО) = 113,16 (объем ТКО в год) /12 (количество месяцев в году) = 9,43 (объем ТКО в месяц) х 579,94 рублей (тариф) = 5 468,83 рублей в месяц.
При этом, согласно договору № от 3.07.2017 года, заключенному ранее ИП ФИО3 с МУП г. Кызыла "Енисей", стоимость оказываемой услуги по вывозу мусора составляла 144,98 рублей в месяц. Согласно договору № от 6 декабря 2017 года заключенному ранее ИП ФИО4 с МУП г. Кызыла "Енисей", стоимость оказываемой услуги по вывозу мусора составляла 390 рублей в месяц. Таким образом, расходы ИП ФИО3 по обращению с твердыми коммунальными отходами со дня начала деятельности ООО «СТ-ТБО» выросли более чем в 42 раза, а ИП ФИО4 более чем в 14 раз. При этом, единственным способом, обосновывающим указанные расходы, является коммерческий учет произведенных предпринимателями твердых коммунальных отходов, чего не делал ООО «СТ-ТБО» навязывая оплату услуг по нормативу.
Обоснованность выводов Тывинского УФАС о нарушении генеральным директором ООО «СТ-ТБО» ФИО1 пункта 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции подтверждена материалами дела. Доводы жалобы суд находит необоснованными, так как они опровергаются материалами дела.
По смыслу 2.4 КоАП РФ, административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Исходя из системного толкования положений ст. 10 Гражданского кодекса Российской Федерации и ст. ст. 3 и 10 Закона о защите конкуренции, для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц. По смыслу данной нормы для квалификации действий (бездействия) хозяйствующего субъекта как злоупотребления доминирующим положением необходимо установить наличие (или угрозы наступления) хотя бы одного из перечисленных в данной норме последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц.
Материалами дела подтверждается, что ООО «СТ-ТБО», генеральным директором которого является ФИО1 при подписании договоров с ИП ФИО3 и ИП ФИО7 на оказание услуг по обращению твердыми коммунальными отходами от 12.02.2019 г. № и от 13.02.2019 № навязала невыгодные условия договора, оплату услуг по нормативу, тогда как имело возможность рассчитать коммерческий учет твердых коммунальных отходов расчетным путем. В силу своего доминирующего положения ООО «СТ-ТБО» обязано было соблюдать запреты, установленные в статье 10 Закона о защите конкуренции.
При таких обстоятельствах действия генерального директора ООО «СТ-ТБО» ФИО1 по части 1 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях квалифицированы правильно.
Административное наказание назначено в соответствии с требованиями ст.4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Процессуальных нарушений, влекущих отмену обжалуемого постановления, при производстве по делу допущено не было.
Таким образом, жалоба ФИО1 на постановление по делу об административном правонарушении не подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 30.7 КоАП РФ, суд
решил:
Постановление руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва ФИО2 от 12 сентября 2019 года о назначении административного наказания ФИО1 по ч. 1 ст. 14.31 КоАП РФ в виде штрафа в сумме 15 000 рублей – оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Тыва в течение 10 суток со дня получения (вручения) решения.
Судья Н.Б.Иргит
Копия верна: Иргит Н.Б.