Дело № 12-18/2014
Р Е Ш Е Н И Е
г.Волгоград 21 января 2014 года
Судья Центрального районного суда г.Волгограда Олейников А.В.,
рассмотрев жалобу ведущего специалиста ООО «Научный подход» ФИО1 на постановление государственного инспектора отдела по надзору за объектами химической, нефтехимической, нефтегазоперерабатывающей промышленности и газового надзора Нижне-Волжского управления Ростехнадзора ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ №№..., по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 9.1 КоАП РФ
с участием государственного инспектора отдела по надзору за объектами химической, нефтехимической, нефтегазоперерабатывающей промышленности и газового надзора Нижне-Волжского управления Ростехнадзора ФИО2
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением государственного инспектора отдела по надзору за объектами химической, нефтехимической, нефтегазоперерабатывающей промышленности и газового надзора Нижне-Волжского управления Ростехнадзора ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ №... ведущий специалист ООО «Научный подход» ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.9.1 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере ... рублей.
Не согласившись с вышеуказанным постановлением, ведущий специалист ООО «Научный подход» ФИО1 обратился в суд с жалобой, в которой просит постановление отменить, производство по делу прекратить. В обоснование жалобы заявитель указал, что им не допущено нарушении требований промышленной безопасности, условий лицензий на осуществление видов деятельности в этой области, при рассмотрении дела об административном правонарушении должностным лицом административного не дана оценка его доводам, а именно о том, что он не является экспертом по зданиям и сооружениям, соответственно не правомочен выполнять экспертные исследования в данной области.
Заявитель ФИО1 в судебное заседание не явился, извещен о дате судебного заседания своевременно надлежащим образом, об уважительности причин неявки суд не уведомил.
Государственный инспектор отдела по надзору за объектами химической, нефтехимической, нефтегазоперерабатывающей промышленности и газового надзора Нижне-Волжского управления Ростехнадзора ФИО2 в судебном заседании считала жалобу не подлежащей удовлетворению.
Выслушав представителя административного органа, исследовав представленные материалы, судья приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст.30.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано лицами, указанными в статьях 25.1. - 25.5. КоАП РФ, а именно: лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, потерпевшим, законным представителем физического лица, законным представителем юридического лица, защитником и представителем.
В соответствии со ст.1 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» промышленная безопасность опасных производственных объектов представляет собой состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий.
Под требованиями промышленной безопасности понимаются условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в настоящем Федеральном законе, других федеральных законах, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актах Президента Российской Федерации, нормативных правовых актах Правительства Российской Федерации, а также федеральных нормах и правилах в области промышленной безопасности, что следует из ст. 3 Закона № 116-ФЗ.
Согласно ч.5 ст.13 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ, порядок осуществления экспертизы промышленной безопасности и требования к оформлению заключения экспертизы промышленной безопасности устанавливаются Федеральным органом исполнительной власти в области промышленной безопасности.
В соответствии с пунктом 5 «Положения о лицензировании деятельности по проведению экспертизы промышленной безопасности», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 04.07.2012 № 682, лицензионными требованиями к лицензиату при осуществлении лицензируемой деятельности являются:
а) проведение экспертизы в соответствии с работами (услугами), указанными в лицензии, экспертами, имеющими высшее профессиональное (техническое) образование и стаж работы по специальности не менее 5 лет, аттестованными в установленном порядке на знание специальных требований промышленной безопасности, установленных нормативными правовыми актами и нормативно-техническими документами, в соответствующей области аттестации;
б) проведение экспертизы и оформление результатов экспертизы в соответствии с требованиями, установленными нормативными правовыми актами Российской Федерации в области промышленной безопасности.
В соответствии с п. 1.4 Требований к проведению оценки безопасности эксплуатации производственных зданий и сооружений поднадзорных промышленных производств и объектов (обследования строительных конструкций специализированными организациями). РД 22-01-97, обследование конструкций с целью определения технического состояния и остаточного ресурса проводится в следующих случаях:
- обнаружения дефектов и повреждений (категории "А", п. 4.1.5) при периодических и внеочередных осмотрах;
- после пожаров и стихийных бедствий;
- после аварии в цехе или в цехах аналогичных производств;
- по предписанию органов Госгортехнадзора России;
- при изменении технологии производства или его консервации;
- необходимости наличия заключения о состоянии промышленных зданий и сооружений для получения организацией лицензии на эксплуатацию производств и объектов;
- истечения сроков обследования или нормативных сроков эксплуатации;
- при изменении владельца;
- при страховании организации;
- для определения экономической целесообразности ремонта или реконструкции;
- при увеличении нормируемых природно - климатических воздействий (сейсмические, снеговые, ветровые воздействия).
Исходя из п. 2.2.3 названных Требований, на основании изучения объекта обследования в соответствии с п. п. 2.2.1, и 2.2.2 производится анализ технического задания Заказчика и составляется программа обследования (Приложение N 2).
Согласно п. 4.3.3 Правил проведения экспертизы промышленной безопасности, утвержденных Постановлением Госгортехнадзора РФ от 06.11.1998г. N 64 (далее - Правила), действовавших на момент выявления вменяемого ФИО1 правонарушения, Проведение экспертизы
Проведение экспертизы заключается в установлении полноты, достоверности и правильности представленной информации, соответствия ее стандартам, нормам и правилам промышленной безопасности.
В отдельных случаях силами экспертной организации могут быть проведены испытания по согласованным с заказчиком методикам и программам.
При необходимости экспертная организация может провести экспертизу с выездом на место (к заказчику).
Экспертиза на месте состоит из следующих этапов:
- вводная часть;
- непосредственно экспертиза на месте;
- заключительная часть.
При этом, в соответствии с п. 4.3.3.3 Правил Заключительная часть экспертизы на месте
Каждый эксперт дает справку по результатам оценки состояния дел в своей части экспертизы. Ведущий эксперт обобщает результаты и предлагает их для обсуждения с заказчиком. В заключительной части с заказчиком согласовываются мероприятия, необходимые для дальнейшего завершения экспертизы, а также календарный план их реализации. Упомянутые мероприятия документируются в формуляре (форма которого приведена в Приложении 2) и утверждаются подписями представителя заказчика и экспертов. Экспертиза завершается только после реализации этих мероприятий.
Мероприятия определяются в процессе экспертизы и представляют собой выполнение требований, которые заказчик обязан выполнить за определенный срок, чтобы дать возможность завершить процесс экспертизы.
Условия, подлежащие выполнению, - это положения, не препятствующие выдаче заключения экспертизы. Они формулируются ведущим экспертом в заключении и дополняются, утверждаются, ограничиваются или отменяются органами, утверждающими экспертное заключение. Проверка выполнения этих условий осуществляется экспертной организацией.
Как установлено п. 5.1.2 национального стандарта Российской Федерации. Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния ГОСТ Р 53778-2010, при обследовании технического состояния здания или сооружения получаемая информация должна быть достаточной для принятия обоснованного решения о возможности его дальнейшей безаварийной эксплуатации (случай нормативного и работоспособного технического состояния).
В случае ограниченно работоспособного и аварийного состояния здания или сооружения получаемая информация должна быть достаточной для вариантного проектирования восстановления или усиления конструкций.
Судьей установлено, что в соответствии с распоряжением Ростехнадзора ДД.ММ.ГГГГ. № 127-рп «О проведении плановой выездной проверки», комиссией Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору в период с ДД.ММ.ГГГГ проведена плановая выездная проверка в отношении ООО «Научный подход».
Результаты проверки зафиксированы в Акте проверки Ростехнадзора от ДД.ММ.ГГГГ №... - рп/А.
Как указано в оспариваемом постановлении и не оспаривалось заявителем, ООО «Научный подход» – организация, оказывающая услуги (проводящая работы) по проведению экспертизы промышленной безопасности нефтехимического и химического оборудования. Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц от ДД.ММ.ГГГГ. и информационного письма об учете в ЕГРПО от ДД.ММ.ГГГГ. № №... основным видом деятельности является – технические испытания, исследования и сертификация (74.3), дополнительные виды деятельности – прочая деятельность по техническому контролю, испытаниям и анализу (74.30.9), производство электромонтажных работ (45.31) и т.д.
По результатам проверки комиссией Ростехнадзора установлено, что в действиях (бездействии) должностного лица – ведущего специалиста ООО «Научный подход» ФИО1 выявлены следующие нарушения требований промышленной безопасности при осуществлении экспертизы промышленной безопасности опасных производственных объектов, а именно:
1. В процессе проведения экспертизы промышленной безопасности насосной очистных сооружений промводоснабжения участка водоснабжения и канализации (ВиК), отделение БСК-4 корпус 9, ООО «Ставролен» заключение ЭПБ рег. № 35-ЗС-37430-2010 не представлена и не проведена оценка качества технической документации:
- паспорта на здание;
- актов приемки здания (сооружения) в эксплуатацию с указанием недоделок, актов устранения недоделок;
- сертификатов на материалы;
- технических паспортов, удостоверяющих качество конструкций и материалов;
- актов расследования аварии и нарушений технологических процессов, влияющих на условия эксплуатации зданий (сооружений);
- документов, характеризующих фактические технологические нагрузки и воздействия и их изменения в процессе эксплуатации, что является нарушением части 5 статьи 13 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21.07.97 № 116-ФЗ, пункта б) статьи 5 Положения о лицензировании деятельности по проведению экспертизы промышленной безопасности, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.07.2012 № 682, пункта 1.4 Требований к проведению оценки безопасности эксплуатации производственных зданий и сооружений поднадзорных промышленных производств и объектов (Обследование строительных конструкций специализированными организациями РД 22-01-97).
2. В заключение экспертизы промышленной безопасности рег. № 35-ЗС-37430-2010 не представлена программа обследования и оценки технического состояния строительных конструкций насосной очистных сооружений промводоснабжения участка водоснабжения и канализации (ВиК), отделение БСК-4 корпус 9, ООО «Ставролен», что является нарушением части 5 статьи 13 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21.07.97 № 116-ФЗ, пункта б) статьи 5 Положения о лицензировании деятельности по проведению экспертизы промышленной безопасности, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.07.2012 № 682, пункта 2.2.3 Требований к проведению оценки безопасности эксплуатации производственных зданий и сооружений поднадзорных промышленных производств и объектов (Обследование строительных конструкций специализированными организациями РД 22-01-97).
3. Не указан срок исполнения рекомендаций, составленных по результатам обследования насосной очистных сооружений промводоснабжения участка водоснабжения и канализации (ВиК), отделение БСК -4, корпус 9, ООО «Ставролен», договор № 39-2009 от 25.12.2009 и не согласованных с ООО «Ставролен», что является нарушением части 5 статьи 13 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21.07.97 № 116-ФЗ, пункта б) статьи 5 Положения о лицензировании деятельности по проведению экспертизы промышленной безопасности, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.07.2012 № 682, пункта 4.3.3.3 Правил проведения экспертизы промышленной безопасности», утвержденных постановлением Госгортехнадзора РФ от 06.11.1998 № 64.
4. При наличии степени повреждения и категории технического состояния конструкций «Б» (ограничено работоспособное состояние) заключением экспертизы промышленной безопасности насосной очистных сооружений промводоснабжения участка водоснабжения и канализации (ВиК), отделение БСК-4 корпус 9, ООО «Ставролен» (рег. № 35-ЗС-37430-2010), установлено соответствие объекта экспертизы предъявляемым к нему требованиям промышленной безопасности, что является нарушением части 5 статьи 13 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21.07.97 № 116-ФЗ, пункта б) статьи 5 Положения о лицензировании деятельности по проведению экспертизы промышленной безопасности, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.07.2012 № 682, пункта 5.1.2 национального стандарта Российской Федерации. Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния ГОСТ Р 53778-2010.
В соответствии с ч.1 ст.9.1 КоАП РФ нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Целью данной статьи является обеспечение защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий.
Объективную сторону деяния, предусмотренного ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ, составляет несоблюдение установленных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, а также утвержденными в соответствии с ними нормативными техническими документами условий, запретов, ограничений и других обязательных требований, обеспечивающих промышленную безопасность, при этом наступления последствий не требуется.
Субъектом правонарушений могут быть как должностные лица, так и юридические лица независимо от их организационно-правовых форм, индивидуальные предприниматели, чья деятельность функционально связана с опасными производственными объектами.
В соответствии со статьей 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций несут административную ответственность как должностные лица.
В судебном заседании установлено, что ФИО1 занимает должность ведущего специалиста ООО «Научный подход».
В силу ст.26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами. Не допускается использование доказательств, полученных с нарушением закона.
Согласно ст.26.11 КоАП РФ судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
В качестве доказательств вины ФИО1 в совершении административного правонарушения в судебное заседание представлены следующие доказательства:
- распоряжение Ростехнадзора о проведении плановой выездной проверки ООО «Научный подход» от ДД.ММ.ГГГГ №123рп;
- акт проверки органом государственного контроля (надзора) юридического лица – ООО «Научный подход» от ДД.ММ.ГГГГг.;
- предписание № 127-рп/П от ДД.ММ.ГГГГ;
- протокол об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ №158-11-2013.
Основываясь на приведенных доказательствах, государственным инспектором отдела по надзору за объектами химической, нефтехимической, нефтегазоперерабатывающей промышленности и газового надзора Нижне-Волжского управления Ростехнадзора ФИО2 вынесено оспариваемое постановление от ДД.ММ.ГГГГ №№..., которым ведущий специалист ООО «Научный подход» ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.9.1 КоАП РФ.
Однако, в силу ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к настоящей статье. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Исходя из ст. 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Как следует из фактических обстоятельств дела, ведущему специалисту ООО «Научный подход» ФИО1 вменяется в вину нарушение требований ч. 5 ст. 13 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от ДД.ММ.ГГГГ № 116-ФЗ, п. б) ст. 5 Положения о лицензировании деятельности по проведению экспертизы промышленной безопасности, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № 682, п.п. 1.4, 2.2.3 Требований к проведению оценки безопасности эксплуатации производственных зданий и сооружений поднадзорных промышленных производств и объектов (Обследование строительных конструкций специализированными организациями РД 22-01-97), п. 4.3.3.3 Правил проведения экспертизы промышленной безопасности», утвержденных постановлением Госгортехнадзора РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 64, п. 5.1.2 национального стандарта Российской Федерации. Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния ГОСТ Р 53778-2010, связанное с производством экспертизы промышленной безопасности насосной очистных сооружений промводоснабжения участка водоснабжения и канализации (ВиК), отделение БСК-4 корпус 9, ООО «Ставролен».
Однако, как усматривается из содержания жалобы ФИО1 на состоявшее постановление, а также из его объяснений при производстве по делу об административном правонарушении, он не является экспертом по зданиям и сооружениям и не выполнял заключения в указанной части.
При этом, данный довод заявителя административным органом в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении и в судебном заседании при рассмотрении жалобы ФИО1 не опровергнут. В материалах дела не предоставлено доказательств, что экспертиза промышленной безопасности насосной очистных сооружений промводоснабжения участка водоснабжения и канализации (ВиК), отделение БСК-4 корпус 9, ООО «Ставролен», в указанной части выполнена именно ведущим специалистом ООО «Научный подход» ФИО1
Таким образом, при рассмотрении дела административным органом не установлены все обстоятельства, имеющие значение для дела, в связи с чем оспариваемое постановление нельзя признать законным и обоснованным.
В порядке п.4 ч.1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится, в том числе, решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
При таких обстоятельствах, поскольку в представленных материалах дела имеются неустранимые сомнения относительно обстоятельств совершения административного правонарушения, вменяемого ФИО1, судья приходит к выводу, что оспариваемое постановление подлежит отмене ввиду допущенных при его вынесении существенных процессуальных нарушениях, а дело подлежит возвращению на новое рассмотрение в административный орган, поскольку предусмотренный ст.4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности в настоящее время не истек.
Руководствуясь п.4 ч.1 ст. 30.7 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
Постановление государственного инспектора отдела по надзору за объектами химической, нефтехимической, нефтегазоперерабатывающей промышленности и газового надзора Нижне-Волжского управления Ростехнадзора ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ №№..., в соответствии с которым ведущий специалист ООО «Научный подход» ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.9.1 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере ... рублей – отменить, дело направить на новое рассмотрение в Нижне-Волжское управления Ростехнадзора.
Решение может быть обжаловано в Волгоградский областной суд через Центральный районный суд г.Волгограда в течение 10 дней со дня вручения или получения копии решения.
Судья А.В. Олейников