Дело № 12-3/2019
РЕШЕНИЕ
по жалобе на постановление об административном правонарушении
09 января 2019 г. г. Ржев Тверской области
Судья Ржевского городского суда Тверской области Харази Д.Т., с участием лица, привлеченного к административной ответственности, ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе ФИО1 на постановление заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Тверской области ФИО2 № 36-18-12/39-2018 от 20 ноября 2018 г. о привлечении ФИО1 к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Тверской области ФИО2 № 36-18-12/39-2018 от 20 ноября 2018 г. ФИО1 привлечена к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 10 000 руб.
Не согласившись с постановлением должностного лица, ФИО1 обратилась в суд с жалобой, в которой просит обжалуемое постановление должностного лица отменить, производство по делу прекратить на основании ст. 2.9 КоАП РФ назначив устное замечание. В обоснование жалобы заявитель указал на то, что им совершено административное правонарушение, выразившееся в искажении бюджетной отчетности ФКУ «УФО МО РФ по Тверской области» за 2017 г. Данное искажение в процентном отношении к балансу учреждения составило 0, 00002688 %, и является несущественным. Полагает, что действиями Управления Федерального казначейства по Тверской области по возбуждению и рассмотрению дела об административном правонарушении достигнута предупредительная цель административного производства.
В судебном заседании лицо, привлеченное к административной ответственности, ФИО1 поддержала жалобу в полном объеме, просила постановление должностного лица отменить, признать правонарушение малозначительным и прекратить производство по делу, пояснив, что вину в совершенном правонарушении признает.
Лицо, вынесшее постановление об административном правонарушении, заместитель руководителя Управления Федерального казначейства по Тверской области ФИО2, извещенная надлежащим образом о дате, месте и времени рассмотрения жалобы, в судебное заседание не явилась, каких-либо заявлений или ходатайств в адрес суда не направила.
От Врио руководителя Управления Федерального казначейства по Тверской области ФИО3 в адрес суда поступили возражения на жалобу, согласно которым представитель Управления возражает против удовлетворения жалобы заявителя, считает постановление должностного лица законным и обоснованным, оснований для применения положений ст. 2.9 КоАП РФ не усматривает. Также в возражениях содержится просьба о рассмотрении жалобы на постановление должностного лица в отсутствие представителя Управления.
Заслушав пояснения лица, привлеченного к административной ответственности, ФИО1, изучив материалы дела об административном правонарушении, проверив доводы жалобы, прихожу к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения обжалуемого постановления должностного лица.
Статьей 15.15.6 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за непредставление или представление с нарушением сроков, установленных бюджетным законодательством и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, бюджетной отчетности или иных сведений, необходимых для составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, либо представление заведомо недостоверной бюджетной отчетности или иных сведений, необходимых для составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей.
В силу ст. 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) получатель бюджетных средств обладает следующими бюджетными полномочиями: составляет и исполняет бюджетную смету; принимает и (или) исполняет в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств и (или) бюджетных ассигнований бюджетные обязательства; обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований; вносит соответствующему главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств предложения по изменению бюджетной росписи; ведет бюджетный учет (обеспечивает ведение бюджетного учета); формирует бюджетную отчетность (обеспечивает формирование бюджетной отчетности) и представляет бюджетную отчетность получателя бюджетных средств соответствующему главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств.
На основании ст. 264.1 БК РФ бюджетный учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении о состоянии финансовых и нефинансовых активов и обязательств Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, а также об операциях, изменяющих указанные активы и обязательства.
Бюджетный учет осуществляется в соответствии с планом счетов, включающим в себя бюджетную классификацию Российской Федерации. План счетов бюджетного учета и инструкция по его применению утверждаются Министерством финансов Российской Федерации. Бюджетная отчетность включает:1) отчет об исполнении бюджета; 2) баланс исполнения бюджета;3) отчет о финансовых результатах деятельности;4) отчет о движении денежных средств;5) пояснительную записку.
Согласно ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 06 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее - ФЗ «О бухгалтерском учете») под бухгалтерской (финансовой) отчетностью понимается информация о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, систематизированная в соответствии с требованиями, установленными настоящим Федеральным законом.
В силу ст. 5 вышеназванного закона объектами бухгалтерского учета экономического субъекта являются: факты хозяйственной жизни; активы; обязательства; источники финансирования его деятельности; доходы; расходы; иные объекты в случае, если это установлено федеральными стандартами.
Согласно ст. 9 Закона каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом. Не допускается принятие к бухгалтерскому учету документов, которыми оформляются не имевшие места факты хозяйственной жизни, в том числе лежащие в основе мнимых и притворных сделок. Обязательными реквизитами первичного учетного документа являются: содержание факта хозяйственной жизни; величина натурального и (или) денежного измерения факта хозяйственной жизни с указанием единиц измерения. Первичный учетный документ должен быть составлен при совершении факта хозяйственной жизни, а если это не представляется возможным - непосредственно после его окончания. Лицо, ответственное за оформление факта хозяйственной жизни, обеспечивает своевременную передачу первичных учетных документов для регистрации содержащихся в них данных в регистрах бухгалтерского учета, а также достоверность этих данных.
Из положений ст. 10 Закона следует, что данные, содержащиеся в первичных учетных документах, подлежат своевременной регистрации и накоплению в регистрах бухгалтерского учета. Не допускаются пропуски или изъятия при регистрации объектов бухгалтерского учета в регистрах бухгалтерского учета, регистрация мнимых и притворных объектов бухгалтерского учета в регистрах бухгалтерского учета. Для целей настоящего Федерального закона под мнимым объектом бухгалтерского учета понимается несуществующий объект, отраженный в бухгалтерском учете лишь для вида (в том числе неосуществленные расходы, несуществующие обязательства, не имевшие места факты хозяйственной жизни), под притворным объектом бухгалтерского учета понимается объект, отраженный в бухгалтерском учете вместо другого объекта с целью прикрыть его (в том числе притворные сделки).
Согласно ст. 13 Закона бухгалтерская (финансовая) отчетность должна давать достоверное представление о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, необходимое пользователям этой отчетности для принятия экономических решений. Бухгалтерская (финансовая) отчетность должна составляться на основе данных, содержащихся в регистрах бухгалтерского учета, а также информации, определенной федеральными и отраслевыми стандартами.
В силу п. 1 ст. 13 ФЗ «О бухгалтерском учете» бухгалтерская (финансовая) отчетность должна давать достоверное представление о финансовом, положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, необходимое пользователям этой отчетности для принятия экономических решений.
Приказом Минфина России от 28 декабря 2010 г. № 191н утверждена Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Приказом Минфина России от 01 декабря 2010 г. № 157н утверждена Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для государственных органов власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений. Содержание вышеназванных Инструкций корреспондирует вышеназванным нормам федеральных законов.
Из материалов дела усматривается, что на основании приказа Управления Федерального казначейства по Тверской области от 08 августа 2018 г. № 91 проведена плановая выездная проверка соблюдения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, при осуществлении бюджетного процесса ИКМ 2018-ПВ.000.2024-3600.048 в Федеральном казенном учреждении «Управление финансового обеспечения Министерства обороны по Тверской области» (далее – ФКУ «УФО МО РФ по Тверской области) за период с 01 января по 31 декабря 2017 г.
В ходе проведенной плановой выездной проверки установлены факты искажения бюджетной отчетности ФКУ «УФО МО РФ по Тверской области» за 2017 г., а именно: показателей сводного Баланса (ф.0503130) на 01 января 2018 г. на общую сумму 21 687 руб. 57 коп. по недостоверным сведениям, представленным отделением (финансово-расчетным пунктом (г. Ржев, Тверская область), в том числе: счет 105.00 «Материальные запасы» предназначен для учета материальных ценностей в виде сырья, материалов, приобретенных (созданных) для использования (потребления) в процессе деятельности учреждения, (или) для изготовления иных нефинансовых активов, а также готовой продукции, произведенной учреждением и приобретенных для продажи товаров (п. 98 Инструкции № 157н).
Также в ходе проведенной плановой выездной проверки установлены факты учета по счету 105.00 «Материальные запасы» основных средств, подлежащих учету по счету 101.00 «Основные средства» и бланков строгой отчетности, подлежащих учету на забалансовом счете 03 «Бланки строгой отчетности на общую сумму 21 687 руб. 57 коп., а именно: на субсчете 105.36 «Прочие материальные запасы - иное движимое имущество учреждения» основных средств, подлежащих учету на балансовом счете 101.36 «Производственный и хозяйственный инвентарь - иное движимое имущество учреждения» на общую сумму 20 458 руб. 35 коп. (тележка стоимостью 4 719 руб. 32 коп., ОКОФ: 163697050; машинка для стрижки волос стоимостью 137,80 руб., ОКОФ: 16 2930311; и другие); на субсчете 105.31 «Медикаменты и перевязочные средства - иное движимое имущество учреждения» основных средств, подлежащих учету на балансовом счете 101.36 «Производственный и хозяйственный инвентарь - иное движимое имущество учреждения» на общую сумму 1 013 руб. 62 коп. (стол СППУ, ОКОФ: 16 3311600); на субсчете 105.36 «Прочие материальные запасы - иное движимое имущество учреждения» бланков строгой отчетности, подлежащих учету на забалансовом счете 03 «Бланки строгой отчетности» на общую сумму 215 руб. 60 коп. (свидетельства о регистрации ТС код 51, серии НХ).
Должностным лицом установлено, что в нарушение п. 1 ст. 162, п. 2 и п. 4 ст. 264 БК РФ, п. 1 ст. 13 ФЗ «О бухгалтерском учете», п.п. 4, 117-118 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для государственных органов власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утверждённой приказом Минфина России от 01 декабря 2010 г. № 157н, п. 166 Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утверждённой приказом Минфина России от 28 декабря 2010 г. № 191г, допущено искажение бюджетной отчетности по состоянию на 01 января 2018 г. по графе 8 строки 80 Баланса (ф. 0503130), по графе 11 строки 190 Сведений о движении нефинансовых активов (ф. 0503168) на общую сумму 21 687 руб. 57 коп. и искажение учетных данных за 2017 г. по счету 105.00 «Материальные запасы» на общую сумму 21 687 руб. 57 коп.
Приказом начальника ФКУ «УФО МО РФ по Тверской области» № 51 от 03 мая 2017 г. ФИО1 назначена на должность начальника отделения финансово-расчетного пункта (г. Ржев, Тверская область) ФКУ «УФО МО РФ по Тверской области».
В соответствии с содержанием должностной инструкции начальника отделения финансово-расчетного пункта (г. Ржев, Тверская область) ФКУ «УФО МО РФ по Тверской области» от 03 мая 2017 г. (п.п. 2.5, 2.10, 4.1) ФИО1, осуществляет организацию и контроль за учетом поступления, перемещения и выбытия нефинансовых активов; сбором, приемом, обработкой и проведением по учету всех документов для принятия к учету финансовых активов, их перемещение и выбытие; ведением аналитического учета финансовых активов; составляет сводную бюджетную отчетность за вверенное отделение по учету материальных средств, в соответствии с требованиями действующего законодательства; несет ответственность за невыполнение своих должностных и функциональных обязанностей.
Формы сводной бухгалтерской (бюджетной) отчетности ФКУ «УФО МО РФ по Тверской области» по состоянию на 01 января 2018 г. сданы 14 февраля 2018 г. главным бухгалтером ФКУ «УФО МО РФ по Тверской области» ФИО4 (установленный срок представления отчетности – 16 февраля 2018 г.), что подтверждено сопроводительным письмом ФКУ «УФО МО РФ по Тверской области» от 14 февраля 2018 г. № 3/1052.
Согласно п. 9.2 Учетной политики ФКУ «УФО МО РФ по Тверской области» на 2017 г., утвержденной Приказом начальника ФКУ «УФО МО РФ по Тверской области» от 30 декабря 2016 г. № 302 отделениями (по учету материальных средств), как самостоятельными субъектами учета, бюджетная отчетность осуществляется в полном составе.
По результатам проверки в отношении начальника отделения финансово-расчетного пункта (г. Ржев, Тверская область) ФКУ «УФО МО РФ по Тверской области» ФИО1 контролером-ревизором контрольно-ревизионного отдела в сфере деятельности силовых ведомств и судебной системы Управления Федерального казначейства по Тверской области ФИО5 06 ноября 2018 г. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.15.6 КоАП РФ.
Поскольку установлен факт искажения бюджетной отчетности, то действия начальника отделения финансово-расчетного пункта (г. Ржев, Тверская область) ФКУ «УФО МО РФ по Тверской области» ФИО1 образуют состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.15.6 КоАП РФ.
Вина ФИО1 в совершении правонарушения, предусмотренного ст. 15.15.6 КоАП РФ, подтверждается исследованными в судебном заседании письменными материалами дела об административном правонарушении, представленными Управлением Федерального казначейства по Тверской области.
Данные доказательства соответствуют требованиям, предъявляемым ст. 26.2 КоАП РФ, и обоснованно положены в основу постановления.
В силу положений ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Все доказательства, имеющиеся в материалах дела, получили надлежащую оценку в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.
Не согласиться с оценкой указанных доказательств оснований не имеется.
При рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств должностным лицом установлены все юридически значимые обстоятельства совершенного административного правонарушения, а также лицо, его совершившее.
Материалы дела свидетельствуют о наличии в действиях (бездействии) ФИО1 события и состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.15.6 КоАП РФ.
Ссылка жалобы о малозначительности совершенного правонарушения является несостоятельной.
В силу п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющие существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
В соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Применение ст. 2.9 КоАП РФ является правом, а не обязанностью суда. Малозначительность правонарушения является оценочной категорией, требующей установления фактических обстоятельств, имеющих значение для рассмотрения спора по существу.
Между тем основания, позволяющие признать совершенное ФИО1 правонарушение малозначительным, по делу отсутствуют, поскольку в данном случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, а в игнорировании должностным лицом требований законодательства в сфере бюджетной системы Российской Федерации и невыполнении своих публично-правовых обязанностей в сфере осуществления учета и контроля за соблюдением бюджетного законодательства.
Административное наказание назначено ФИО1 в соответствии с требованиями КоАП РФ и соответствует санкции ст. 15.15.6 КоАП РФ.
При производстве по делу об административном правонарушении порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены.
Существенных нарушений процессуальных норм должностным лицом не допущено, в связи с чем, обжалуемое постановление должностного лица является законным и обоснованным, оснований для его отмены или изменения не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.6 - 30.8 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
Постановление заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Тверской области ФИО2 № 36-18-12/39-2018 от 20 ноября 2018 г. о привлечении ФИО1 к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и о назначении ей административного наказания в виде административного штрафа в размере 10 000 руб. - оставить без изменения, а жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Тверской областной суд через Ржевский городской суд Тверской области в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья Д.Т. Харази