ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-120/18 от 30.01.2019 Моршанского районного суда (Тамбовская область)

Копия

Дело

Р Е Ш Е Н И Е

30 января 2019 года <адрес>

Федеральный судья Моршанского районного суда <адрес> Комарова И.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Пелова Ивана Пламенов на постановление по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении к административной ответственности по ст.8.2 КоАП РФ,

У С Т А Н О В И Л А:

Постановлением государственного инспектора Российской Федерации по <адрес> Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по <адрес> (далее - Управление) от ДД.ММ.ГГГГ Пелов И.П., признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.8.2 КоАП РФ, и ему объявлено предупреждение.

Не согласившись с данным постановлением, Пелов И.П. обратился с жалобой, в которой указал, что считает выводы Управления об образовании в филиале отходов группы 46952000000 «Трубы стальные нефте- и газопроводов отработанные», а также о нарушениях требований СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-03 при накоплении отходов необоснованными и несоответствующими действующему законодательству, по следующим основаниям.

Действующим законодательством хозяйствующему субъекту не запрещено самостоятельно определять, являются вещества, материалы, предметы, образуемые в процессе его деятельности, отходами или не являются. Таким образом, у природопользователя есть право решения вопроса - подлежат ли образуемые в процессе его деятельности вещества или предметы удалению, или имеют потребительские качества, благодаря которым могут быть использованы в качестве материальных ценностей.

С учетом критериев отбора труб, установленных СТО «Газпром» 2-2.3-484-2010, и Инструкции по оценке дефектов труб и соединительных деталей при ремонте и диагностировании магистральных газопроводов, утверждённой ДД.ММ.ГГГГ зам. председателя Правления ОАО «Газпром» В.А. Маркеловым, производится разделение бывших в употреблении демонтированных труб по категориям А и Б. Данные трубы учитываются в филиале как товарно-материальная ценность и реализуются как товар. Непригодность бывших в употреблении демонтированных труб категории Б для использования в магистральных газопроводах не означает непригодность их для применения в других отраслях народного хозяйства, где применение данного вида труб разрешено.

В Постановлении Управления вывод об образовании в филиале Моршанское ЛПУМГ отходов «отработанные стальные трубы газопроводов» (группа 46952000000 по ФККО, IV класса опасности) основан только на визуальном осмотре труб газопровода и сходстве названий группы отходов, включённых в Федеральный классификационный каталог отходов (далее - ФККО). Само по себе наличие в ФККО группы отходов «трубы стальные нефте- и газопроводов отработанные», не свидетельствует о том, что бывшие в употреблении (не отработанные) трубы газопровода являются отходами в смысле, определенном ст. 1 Закона N 89-ФЗ. Никаких других доказательств по отнесению бывших в употреблении труб газопроводов к отходам Управлением не представлено.

При выполнении ремонтных работ на линейной части магистральных газопроводов согласно Проекту нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (далее - ПНООЛР), утверждённому в филиале Моршанское ЛПУМГ образуется отход V класса опасности «Лом и отходы стальные несортированные» (код по ФККО - 4 612 009 92 05), к которому отнесены обрезки труб газопровода и их фрагменты. Отход «Лом и отходы стальные несортированные» реализуется специализированной организации, имеющей лицензию на осуществление деятельности по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных и цветных металлов по договору продажи лома черных металлов.

Включение в проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (далее - ПНООЛР), отхода V класса опасности «Лом и отходы стальные несортированные» (код по ФККО - 4 612 009 92 05) обоснованно имеющимися в филиале документами.

Вывод Управления об образовании в филиале Моршанское ЛПУМГ отходов «отработанные стальные трубы газопроводов» (группа 46952000000 по ФККО, IV класса опасности) также основан только на визуальном осмотре фрагментов труб газопровода и сходстве названий группы отходов, включённых в ФККО. Само по себе наличие в Федеральном классификационном каталоге группы отходов «трубы стальные нефте- и газопроводов отработанные», не свидетельствует о том, что образующийся в филиале отход V класса опасности «Лом и отходы стальные несортированные» (код по ФККО - 4 612 009 92 05) классифицирован не верно. Никаких других доказательств Управлением не представлено.

В обжалуемом Постановлении Управления отсутствуют ссылки на какие-либо доказательства неверного отнесения бывших в употреблении труб газопровода к отходам и неверной классификации частей и фрагментов труб газопровода как отхода V класса опасности «Лом и отходы стальные несортированные» (код по ФККО - 4 612 009 92 05), а презумпция невиновности проигнорирована.

В пунктах 3.7., 3.10. Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-03 "Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления" указаны условия, которые должны соблюдаться при временном хранении отходов в нестационарных складах, на открытых площадках без тары (навалом, насыпью) или в негерметичной таре.

Временное накопление лома стального в филиале осуществлялось на специально выделенной и оборудованной площадке склада .

Кроме того, в дополнении к жалобе и возражениях Пелов И.П. указал, что он привлечен к административной ответственности за нарушение требований Сан ПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ.-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства потребления», а именно: площадка для временного хранения отходов не защищена от воздействия атмосферных осадков, по периметру площадки не предусмотрена обваловка и обособленная сеть ливнестоков.

В отношении филиала ООО «Газпром трансгаз Москва» Моршанское ЛПУМГ установлен Норматив образования отходов и лимитов на их размещение от ДД.ММ.ГГГГ. При этом лимиты по отходам, размещаемых на эксплуатируемых (собственных) объектах размещения, не установлены (раздел 5. Сведения о местах накопления отходов).

Филиал ООО «Газпром трансгаз Москва» Моршанское ЛПУМГ не имеет собственных объектов размещения отходов (полигон, хранилище и т.д.), для которых применяется способ «хранение отходов». На территории филиала Моршанское ЛПУМГ отсутствуют нестационарные склады. Филиал ООО «Газпром трансгаз Москва» Моршанское ЛПУМГ осуществляет исключительно только накопление отходов - временное складирование отходов (на срок не более, чем одиннадцать месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Впоследствии временно складированные отходы передаются на размещение другим юридическим лицам.

Таким образом, указанные в постановлении нормы не подлежат применению к площадкам накопления металлолома филиала ООО «Газпром трансгаз Москва» Моршанское ЛПУМГ со способом накопления - «Временное складирование». Постановление не соответствует закону, так как Управление без выяснения вида деятельности с отходами, установленного для филиала ООО «Газпром трансгаз Москва» Моршанское ЛПУМГ, указало в оспариваемом постановлении на нарушение заявителем п. 3.7 Сан ПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ.-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства потребления».

Кроме того указывает, что для решения вопроса о необходимости исполнения требований законодательства по обращению с отходами с IV класса опасности необходимо доказать неправомерность отнесения филиалом отходов в V класс опасности.

Приведенные выше обстоятельства указывают на отсутствие состава административного правонарушения в отношении действий должностного лица, в рамках ст. 8.2. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Просит отменить постановление государственного инспектора Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по <адрес> N04/199-2018 от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении его к административной ответственности по статье 8.2 КоАП РФ, производство по делу прекратить.

В судебном заседании лицо, в отношении которого вынесено постановление по делу об административном правонарушении, Пелов И.П. и его представители Тебякина Н.В. и Топильский Д.В., действующие на основании доверенностей, поддержали доводы, изложенные в жалобе и письменных дополнениях и возражениях, просили постановление государственного инспектора Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении Пелова И.П. к административной ответственности по статье 8.2 КоАП РФ отменить, производство по делу прекратить.

Старший помощник прокурора <адрес> Бакина Е.М. возражала против удовлетворения жалобы Пелова И.П. При этом пояснила, что в соответствии с указанием прокуратуры области от ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой города проведена проверка исполнения законодательства в области обращения с отходами, в части безопасного обращения с отработанными стальными трубами нефте -и газопроводов, в ходе которой было установлено, что ООО «Газпром трансгаз Москва» «Моршанское ЛПУМГ» осуществляет деятельность по транспортировке природного газа по магистральным газопроводам, в результате чего образуются отходы, в виде отработанных стальных труб газопроводов. Приказом Росприроднадзора от ДД.ММ.ГГГГ N 242 законодатель определил для отходов «Трубы стальные нефте- и газопроводов отработанные» 4 класс опасности. В нарушение требований Федерального закона № 89-ФЗ ответственное лицо в области обращения с данным видом отхода не назначено, паспорт на соответствующий вид отхода (Трубы стальные нефте- и газопроводов отработанные), образующийся от своей деятельности, не оформлен. Отсутствуют документы, подтверждающие отнесение отходов I-IV классов опасности к конкретному классу опасности. Кроме того, прокуратурой города с выходом на место ДД.ММ.ГГГГ в 15 часов с привлечением специалиста территориального отдела Роспотребнадзора по <адрес> в <адрес>, Моршанском, Пичаевском и <адрес>х было произведено обследование площадки, предназначенной для хранения заявленного вида отходов «лом и отходы стальные не сортированные». На момент проверки на производственной площадке Моршанский <адрес>, в 1,5 км. севернее <адрес> согласно проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, выделена площадка для временного хранения и накопления производственных отходов. На площадке осуществлялось хранение производственных отходов, в том числе лома стального в виде отработанных труб. Кроме того, на данной площадке также осуществлялось хранение отходов, в виде отработанных стальных труб газопроводов. Проверка показала, что в нарушение предусмотренных законом требований площадка для временного хранения отходов не защищена от воздействия атмосферных осадков, по периметру площадки не предусмотрена обваловка и обособленная сеть ливнестоков. Поскольку обязанность по контролю за соблюдением действующего экологического законодательства, стандартов, нормативов, инструкций в области охраны окружающей среды при ведении производственно-хозяйственной деятельности филиала возложена на ведущего инженера по охране окружающей среды филиала ООО «Газпром трансгаз Москва» Моршанское ЛПУМГ Пелова И.П., в отношении не было возбуждено дело об административном правонарушении по ст. 8.2 КоАП РФ.

Представитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по <адрес>, не явился, от и.о. руководителя Управления Сизовой Е.Н., действующий на основании доверенности, в суд по электронной почте поступило заявление, с просьбой рассмотреть дело в их отсутствие. Кроме того указывает, что в соответствии со ст.11 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» от ДД.ММ.ГГГГ №89-ФЗ одной из обязанностей по эксплуатации юридическими лицами предприятий, зданий, сооружений и иных объектов, связанных с обращением с отходами, является соблюдение федеральных норм и правил, а также иных требований в области обращения с отходами. Вывод заявителя о том, что указанная норма не подлежит применению в случае временного складирования (накопления) отходов противоречит основному понятию «обращение с отходами», указанному в ст. 1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» от ДД.ММ.ГГГГ №89-ФЗ (обращение с отходами деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке; утилизации, обезвреживанию, размещению отходов). Факт образования в результате производственной деятельности отходов в виде отработанных стальных труб газопроводов установлен постановлением прокурора Моршанского <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ.

В ходе рассмотрения дела от и.о. заместителя руководителя Управления Маленковой Т.Н. в суд поступали письменные пояснения относительно доводов заявленной жалобы, в которых также просит оставить жалобу Пелова И.П. без удовлетворения, постановление без изменений. Кроме того указывают, что анализ технологической документации по ремонту и эксплуатации газопроводов позволяет сделать вывод о множественности видов работ, производимых при ремонте газопроводов. Соответственно, при ремонте и эксплуатации газопроводов образуются обрезки труб, непригодные к дальнейшему использованию, т.е. отходы. В связи с тем, что отработанные стальные трубы газо- и нефтепровода согласно проекту нормативов образования отходов и лимитов на их размещение филиала ООО «Газпром трансгаз Москва» Моршанское ЛПУМГ были необоснованно отнесены к отходам V класса опасности их учет, паспортизация, производственный контроль, а также иные требования при обращении с отходами IV класса опасности не исполнялись.

На отходы I-IV классов опасности, включенные в ФККО, индивидуальные предприниматели и юридические лица составляют и утверждают паспорт по форме, утвержденной Правилами.

Соответственно, согласно ч.3 ст. 14 Закона №89-ФЗ составление паспорта отходов I - IV классов опасности обязательно.

Правильность идентификации отходов, а также полнота учета отходов, образующихся на предприятии, решается в рамках паспортизации отходов и их инвентаризации до начала разработки проектной документации.

Инвентаризация отходов и разработка материалов проекта НОЛРО ООО «Газпром трансгаз Москва» Моршанское ЛПУМГ была начата до внесения изменений в Федеральный классификационный каталог отходов (ФККО) и появления в классификаторе группы отходов 46952000000 Трубы стальные нефте- и газопроводов отработанные (изменения в ФККО от ДД.ММ.ГГГГ внесены Приказом Росприроднадзора от ДД.ММ.ГГГГ).

Незагрязнённые отходы металла, в т.ч. от ремонта запорной арматуры и замены труб, разработчиком были идентифицированы как лом и отходы стальные несортированные с ко<адрес> согласно ФККО, утверждённого приказом Росприроднадзора от ДД.ММ.ГГГГ (с этим же кодом отход вошел ФККО приказ от ДД.ММ.ГГГГ, ).

Подтверждение отнесения отхода к конкретному классу опасности не предусмотрено, если отход включен в ФККО (п.2 ст. 14. Федерального закона №89-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «Об отходах производства и потребления»).

В соответствии с Приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от ДД.ММ.ГГГГ "Об организации работы по подтверждению отнесения отходов к конкретному классу опасности" правильность отнесения отходов к конкретному классу опасности проверяется Росприродиадзором в рамках осуществления федерального государственного экологического надзора.

Допрошенная в судебном заседании в качестве специалиста заместитель начальника территориального отдела Управления Роспотребнадзора по <адрес> в <адрес>, Моршанском, Пичаевском и <адрес>х Тюнькина М.Д. пояснила, что по заданию прокуратуры <адрес> принимала участие в ходе проверки ООО «Газпром трансгаз Москва» Моршанекое ЛПУМГ в качестве специалиста. СанПин 2.ДД.ММ.ГГГГ-03 "Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления" устанавливает гигиенические требования не только к размещению отходов, но и к режиму эксплуатации мест использования. Технологический цикл обращения отходов включает в себя этапы: образования, а так же накопления и временное хранение. Вопрос стоит не о размещении отходов, а их накопление и временном хранении с последующей передачей другим лицам, которые осуществляют их утилизацию или обезвреживание в другой вид. В данный момент рассматриваются требования к производственным площадкам. Поэтому к ним применяется п.3.7, в котором говорится не о размещении, а о накоплении и временном складировании. Эти два понятия нельзя отделить друг от друга. Пункт 2.2 СанПин подразумевает накопление и временное хранение до их передачи на обеззараживание. В проекте, который был предоставлен, это место было обозначено как площадка для хранения отходов, независимо от того, что на ней хранилось, поэтому она должна соответствовать именно этому пункту. В связи с чем, она должна быть обеспечена отведением линии стоков, предусмотрена обволовка. Но по периметру площадки отсутствовала обволовка и отсутствовала сеть ливневых стоков, что является нарушением данного санитарного правила, о чем была представлена соответствующая информация. При обследовании ею были применены положения п. 3.7, а не 3.10 СанПин поскольку в проекте данная площадка указана, как производственная для накопления отходов. При этом в ходе обследования было видно, что она использовалась не по назначению, на ней присутствовали трубы. Ею были запрошены документы по подземному соединению данной площадки по линии стоков, но они предоставлены не были.

Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

В соответствии со статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Состав данного административного правонарушения образует любая деятельность по обращению с отходами производства и потребления или иными опасными веществами, которая ведется хозяйствующим субъектом с нарушениями требований природоохранного законодательства.

Отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения их вредного воздействия на здоровье человека и окружающую среду определены Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления».

Согласно статье 1 Федерального закона N 89-ФЗ отходами производства и потребления признаются вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с названным Федеральным законом; под обращением с отходами понимается деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов.

В силу пункта 2 статьи 11 Федерального закона N 89-ФЗ юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны, в числе прочего, соблюдать требования, правила и нормы в области обращения с отходами и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами; разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства.

Нормативы образования отходов и лимитов на их размещение разрабатываются и утверждаются в порядке, утвержденном приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 50, который предназначен для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (их филиалов и других территориально обособленных подразделений), в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, за исключением индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, отнесенных в соответствии с законодательством Российской Федерации к субъектам малого и среднего предпринимательства, и для территориальных органов Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (территориальные органы Росприроднадзора).

Индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - V классов опасности, обязаны осуществить отнесение соответствующих отходов к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Подтверждение отнесения отходов I-V классов опасности к конкретному классу опасности осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (пункт 1 статьи 14 Федерального закона N 89-ФЗ).

Пунктом 3 данной статьи определено, что на основании данных о составе отходов, оценки степени их негативного воздействия на окружающую среду составляется паспорт отходов I-IV классов опасности.

В силу пункта 7 Правил проведения паспортизации отходов I-IV классов опасности, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 712 (далее - Правила проведения паспортизации отходов I-IV классов опасности), на отходы I-IV классов опасности, включенные в федеральный классификационный каталог отходов, индивидуальные предприниматели и юридические лица составляют и утверждают паспорт по форме, утвержденной названным постановлением. Копия паспорта, заверенного индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, а также копии документов, подтверждающих отнесение вида отхода к конкретному классу опасности, направляются в территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по месту осуществления хозяйственной деятельности индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами способом, позволяющим определить факт и дату их получения, или вручаются ими под роспись.

Пунктом 1 статьи 24 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Федеральный закон N 7-ФЗ) определено, что нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение устанавливаются в целях предотвращения их негативного воздействия на окружающую среду в соответствии с законодательством.

В соответствии с пунктом 1 статьи 34 Федерального закона N 7-ФЗ эксплуатация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.

Юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов (пункт 1 статьи 39 Федерального закона N 7-ФЗ).

Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой <адрес> проведена проверка исполнения законодательства в области обращения с отходами филиала ООО «Газпром трансгаз Москва» - «Моршанское линейное производственное управление магистральных газопроводов».

В ходе проведенной прокуратурой <адрес> проверке установлено, что в результате деятельности филиала ООО «Газпром трансгаз Москва» - «Моршанское линейное производственное управление магистральных газопроводов» по транспортировке природного газа по магистральным газопроводам образуются отходы, в виде отработанных стальных труб газопроводов. Согласно информации филиала ООО «Газпром трансгаз Москва» - «Моршанское линейное производственное управление магистральных газопроводов» от 12.11.2018г. за 2017 года количество отработанных стальных труб газопроводов составило 3689, 614 тонн, из них: трубы б/у 2989,614 тонн, лом стальной трубы 700 тонн, за 9 месяцев 2018 года – 1943,542 тонн отходов в виде лома стальной трубы. Приказом Росприроднадзора от ДД.ММ.ГГГГ "Об утверждении Федерального классификатора каталога отходов" определено, что отходы "Трубы стальные нефте- и газопроводов отработанные" отнесены к 4 классу опасности. В нарушение требований Федерального закона № 89-ФЗ ответственное лицо в области обращения с данным видом отхода не назначено, паспорт на соответствующий вид отхода (Трубы стальные нефте- и газопроводов отработанные), образующийся от своей деятельности, не оформлен, отсутствуют документы, подтверждающие отнесение отходов I-IV классов опасности к конкретному классу опасности. На момент проверки на производственной площадке Моршанский <адрес>, в 1,5 км севернее <адрес> согласно проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, выделена площадка для временного хранения и накопления производственных отходов. На площадке осуществлялось хранение производственных отходов, с том числе лома стального в виде отработанных труб. Кроме того, на данной площадке так же осуществлялось хранение отходов, в виде отработанных стальных труб газопровода. Проверка показала, что в нарушение предусмотренных законом требований площадка для временного хранения отходов не защищена от воздействия атмосферных осадков, по периметру площадки не предусмотрена обваловка и обособленная сеть ливнестоков. Датой совершения правонарушения является день его обнаружения ДД.ММ.ГГГГ год.

В соответствии с п.2.1 должностной инструкцией ведущего инженера по охране окружающей среды (эколога) филиала ООО «Газпром трансгаз Москва» Моршанское ЛПУМГ (далее инструкции), утвержденной начальником филиала ДД.ММ.ГГГГ ведущий инженер по охране окружающей среды (эколог) обязан контролировать соблюдение действующего экологического законодательства, стандартов, нормативов, инструкций в области охраны окружающей среды при ведении производственно-хозяйственной деятельности филиала.

Согласно п. 2.2. Инструкции ведущий инженер обязан участвовать в разработке планов, мероприятий по охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов при осуществлении производственно-хозяйственной деятельности филиала и контролировать их использование в пределах своей компетенции.

Согласно п. 2.3. Инструкции ведущий инженер обязан вести инвентаризацию источников выбросов, сбросов, промышленных и бытовых отходов, их систематический учет, контролировать процесс обращения с отходами.

Согласно приказу -к от ДД.ММ.ГГГГ на должность ведущего инженера по охране окружающей среды (эколога) филиала ООО «Газпром трансгаз Москва" Моршанское ЛПУМ" принят Пелов Иван Пламенов.

За выявленные нарушения заместителем прокурора <адрес> в отношении Пелова И.П. ДД.ММ.ГГГГ возбуждено производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.2 КоАП РФ.

Постановлением государственного инспектора Российской Федерации по <адрес> Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по <адрес> (далее - Управление) от ДД.ММ.ГГГГ Пелов И.П. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, выраженное в несоблюдении экологических и санитарно- эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами.

Согласно вышеуказанному постановлению ООО «Газпром трансгаз Москва» «Моршанское ЛПУМГ» осуществляет деятельность по транспортировке природного газа по магистральным газопроводам, в результате чего образуются отходы, в виде отработанных стальных труб газопроводов. Приказом Росприроднадзора от ДД.ММ.ГГГГ N 242 законодатель определил для отходов «Трубы стальные нефте- и газопроводов отработанные» 4 класс опасности. В нарушение требований Федерального закона № 89-ФЗ ответственное лицо в области обращения с данным видом отхода не назначено, паспорт на соответствующий вид отхода (Трубы стальные нефте- и газопроводов отработанные), образующийся от своей деятельности, не оформлен. Кроме того, отсутствуют документы, подтверждающие отнесение отходов I-IV классов опасности к конкретному классу опасности. Прокуратурой города с выходом на место ДД.ММ.ГГГГ в 15 часов с привлечением специалиста территориального отдела Роспотребнадзора по <адрес> в <адрес>, Моршанском, Пичаевском и <адрес>х было произведено обследование площадки, предназначенной для хранения заявленного вида отходов «лом и отходы стальные не сортированные». На момент проверки на производственной площадке Моршанский <адрес>, в 1,5 км. севернее <адрес> согласно проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, выделена площадка для временного хранения и накопления производственных отходов. На площадке осуществлялось хранение производственных отходов, в том числе лома стального в виде отработанных труб. Кроме того, на данной площадке также осуществлялось хранение отходов, в виде отработанных стальных труб газопроводов. Проверка показала, что в нарушение предусмотренных законом требований площадка для временного хранения отходов не защищена от воздействия атмосферных осадков, по периметру площадки не предусмотрена обваловка и обособленная сеть ливнестоков.

Как следует из оспариваемого постановления, данные об образовании в филиале Моршанское ЛПУМГ отходов «отработанные стальные трубы газопроводов» (группа 46952000000 по ФККО, IV класса опасности) основаны на визуальном осмотре труб газопровода в ходе проведения прокурорской проверки и сходстве названий группы отходов, включённых в Федеральный классификационный каталог отходов (далее - ФККО). К приведению данной проверки не были привлечены специалисты и эксперты, позволяющие достоверно установить вид и класс опасности отходов.

Так, допрошенная в судебном заседании в качестве специалиста заместитель начальника территориального отдела Управления Роспотребнадзора по <адрес> в <адрес>, Моршанском, Пичаевском и <адрес>х Тюнькина М.Д., принимавшая участие в ходе проведения проверки пояснила, что в ее полномочия не входит определение класса опасности отходов.

Согласно Приказу Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от ДД.ММ.ГГГГ "Об организации работы по подтверждению отнесения отходов к конкретному классу опасности" правильность отнесения отходов к конкретному классу опасности проверяется Росприродиадзором в рамках осуществления федерального государственного экологического надзора.

Однако в материалах дела отсутствуют сведения о выезде на место совершения административного правонарушения представителей Росприроднадзора по <адрес>, для проверки правильности отнесения спорных отходов к конкретному классу опасности. Тогда как имеющийся в материалах дела проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение филиала ООО «Газпром трансгаз Москва» «Моршанское ЛПУМГ» от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому стальные трубы газопроводов ООО «Газпром трансгаз Москва»- Моршанское ЛПУМГ были отнесены к другому виду отходов «Лом и отходы стальные несортированные», утвержден приказом Управления Росприроднадзора по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ.

Таким образом, в материалах дела отсутствуют бесспорные сведения об отнесении выявленных при проведении в 2018 году проверки металлических труб именно к отходам "Трубы стальные нефте- и газопроводов отработанные" 4 класса опасности.

Не смотря на вышеизложенное, в ходе рассмотрения дела нашел подтверждение факт совершения Пеловым И.П. административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, и его виновность, выраженное в том, что имеющаяся в Филиале ООО "Газпром трансгаз Москва" Моршанское ЛПУМГ площадка для временного хранения отходов не защищена от воздействия атмосферных осадков, по периметру площадки не предусмотрена обваловка и обособленная сеть ливнестоков.

Указанные обстоятельства следуют из представленных суду доказательств: постановления о возбуждении дела об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, Проектом нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (ПНООЛР) Филиала ООО "Газпром трансгаз Москва" Моршанское ЛПУМГ, приказом ОАО "Газпром" Филиал ООО "Газпром трансгаз Москва" Моршанское ЛПУМГ о приеме на работу Пелова И.П. на должность ведущего инженера по охране окружающей среды (эколога) от 19.02.2014г., Должностной инструкцией ведущего инженера по охране окружающей среды (эколога) ОАО "Газпром" Филиал ООО "Газпром трансгаз Москва" Моршанское ЛПУМГ, фотоматериалами, показаниями допрошенного в судебном заседании специалиста Тюнькиной М.Д. и другими материалами дела.

Доводы подателя жалобы на то, что Филиал ООО «Газпром трансгаз Москва» Моршанское ЛПУМГ не имеет собственных объектов размещения отходов (полигон, хранилище и т.д.), для которых применяется способ «хранение отходов», а осуществляет исключительно только накопление отходов - временное складирование отходов (на срок не более, чем одиннадцать месяцев) в местах (на площадках) не могут явиться основанием для удовлетворения заявленной жалобы.

Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы "Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления" (СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-03) введены в действие постановлением Главного санитарного врача Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 80.

В соответствии с пунктом 1.2 настоящие санитарно-эпидемиологические правила устанавливают гигиенические требования к размещению, устройству, технологии, режиму эксплуатации и рекультивации мест централизованного использования, обезвреживания и захоронения отходов производства и потребления (объектов). Требования настоящих правил предназначены для юридических и физических лиц, деятельность которых связана с проектированием, строительством, реконструкцией, эксплуатацией объектов и рекультивацией земель (пункт 1.3).

Согласно пункту 3.10. СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-03 малоопасные (IV класса) отходы могут складироваться как на территории основного предприятия, так и за его пределами в виде специально спланированных отвалов и хранилищ.

Согласно пункту 3.7 СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-03 при временном хранении отходов в нестационарных складах, на открытых площадках без тары (навалом, насыпью) или в негерметичной таре поверхность хранящихся насыпью отходов или открытых приемников-накопителей должна быть защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров (укрытие брезентом, оборудование навесом и т.д.), должна иметь искусственное водонепроницаемое и химически стойкое покрытие (асфальт, керазитобетон, полимербетон, керамическая плитка и т.д.), по периметру площадки должна быть предусмотрена обваловка и обособленная сеть ливнестоков с автономными очистными сооружениями, допускается ее присоединение к локальным очистным сооружениям в соответствии с техническими условиями. Поступление загрязненного ливнестока с этой площадки или сброс в ближайшие водоемы без очистки не допускается.

При этом заявителем не отрицалось, что на территории КС Давыдовкая имеется площадка отходов черных металлов, огарков сварочных электродов, что подтверждается Проектом нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (ПНООЛР) и Картой-схемой расположения мест накопления отходов на территории КС Давыдовская, которая была обследована в ходе проверки.

Несоответствие указанной площадке санитарным правилам подтвердила допрошенный в судебном заседании специалист.

Данных о том, что указанная площадка является специально спланированным отвалом и хранилищем, к которому возможно применение пункта 3.10. СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-03, либо иные нормы и правила, содержащиеся в действующем законодательстве, материалы дела не содержат.

Таким образом, при рассмотрении дела судом установлено событие административного правонарушения, заключающееся в нарушении правил обращения с отходами, факт совершения его лицом, в отношении которого принято постановление, наличие оснований для его принятия и для привлечения должностного лица к ответственности.

Поскольку указанное правонарушение управлением доказано, его квалификация правильна, то недоказанность остальных вменяемых Пелову И.П. нарушений, не может служить основанием для удовлетворения его требований.

Процедура и срок давности привлечения к административной ответственности соблюдены.

Оспариваемое постановление вынесено уполномоченным должностным лицом административного органа с соблюдением положений КоАП РФ, направленных на защиту прав лица, привлекаемого к ответственности.

Поскольку все юридически значимые обстоятельства при рассмотрении дела об административном правонарушении, имеющие существенное значение для разрешения спора, установлены на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, оснований для удовлетворения жалобы Пелова И.П. не имеется.

Выводы должностного лица органа надзора о наличии в действиях Пелова И.П. состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, доводами настоящей жалобы не опровергаются, оснований для переоценки доказательств по делу и выводов должностного лица не имеется. Достоверность и допустимость доказательств сомнений не вызывает. Каких-либо данных, которые могли бы вызвать сомнение в объективности и беспристрастности должностного лица при принятии решений по настоящему делу, в материалах дела не имеется, принцип презумпции невиновности при производстве по делу не нарушен. Само по себе несогласие заявителя жалобы с выводами должностного лица не может служить основанием к отмене постановления по делу об административном правонарушении.

Иных доводов, которые могли бы повлечь отмену состоявшихся по делу решений, в настоящей жалобе не приведено, и оснований для отмены постановления должностного лица при проверке законности обжалуемого акта не установлено.

При вынесении оспариваемого постановления Государственным инспектором РФ по <адрес> учтено наличие смягчающих ответственность обстоятельств, в связи с чем, объявлено предупреждение.

На основании изложенного, суд не находит оснований для удовлетворения жалобы Пелова И.П. и отмены постановления государственного инспектора Российской Федерации по <адрес> Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ.

Руководствуясь ст.ст.30.7-30.8 КоАП РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Жалобу Пелова Ивана Пламенова на постановление по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении к административной ответственности по ст.8.2 КоАП РФ - оставить без удовлетворения.

Постановление государственного инспектора Российской Федерации по <адрес> Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ о назначении административного наказания Пелову Ивану Пламенов по ст. 8.2 КоАП РФ - оставить без изменения.

Решение может быть обжаловано в Тамбовский областной суд через Моршанский районный суд в течение 10 суток.

Федеральный судья: подпись И.А. Комарова

Копия верна:

Судья- И.А. Комарова

Секретарь- Н.А. Парамзина

Решение вступило в законную силу «____» ______________ 2019 года

Подлинник решения подшит в материале Моршанского районного суда <адрес>

Судья- И.А. Комарова

Секретарь- Н.А. Парамзина