Дело № 12-120/2019 УИД 03RS0033-01-2019-001154-02 РЕШЕНИЕ 21 октября 2019 года г. Благовещенск Судья Благовещенского районного суда Республики Башкортостан Еркеева М.Р., при секретаре судебного заседания Калмыковой А.Н., с участием лица, в отношении которого вынесено постановление по делу об административном правонарушении ФИО1, заместителя начальника Приуфимского территориального управления Министерства природопользования и экологии Республики Башкортостан ФИО2, ведущего специалиста-эксперта Приуфимского территориального управления Министерства природопользования и экологии Республики Башкортостан ФИО3, рассмотрев жалобу ФИО1 на постановление старшего государственного инспектора Республики Башкортостан в области охраны окружающей среды, исполняющей обязанности заместителя начальника Приуфимского территориального управления Министерства природопользования и экологии Республики Башкортостан ФИО4 № 04/250-2019 от 31 июля 2019 года о привлечении должностного лица – заместителя генерального директора (по совместительству) общества с ограниченной ответственностью «Производственная фирма «АКС» ФИО1 к административной ответственности по ч.1 ст. 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, УСТАНОВИЛА: 25 июля 2019 года в отношении должностного лица – заместителя генерального директора общества с ограниченной ответственностью «Производственная фирма «АСК» (далее – ООО «ПФ «АСК», общество) ФИО1 составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), согласно которому генеральный директор ООО «ПФ «АСК» ФИО1 при исполнении служебных обязанностей и имея реальную возможность на соблюдение правил и норм, предусмотренных природоохранным законодательством РФ, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, допустил в период времени с 24 мая по 5 июня 2019 года пользование недрами с целью добычи общераспространенных полезных ископаемых с помощью транспортных средств из карьера, расположенного по адресу: <адрес>, в 1,2 км западнее с. Саннинское, без разрешительных документов, на основании которых возникает право пользования недрами. Постановлением от 31 июля 2019 года № 04/250-2019 старшего государственного инспектора Республики Башкортостан в области охраны окружающей среды, исполняющей обязанности заместителя начальника Приуфимского территориального управления Министерства природопользования и экологии Республики Башкортостан ФИО4 должностное лицо – заместитель генерального директора (по совместительству) ООО «ПФ «АСК» ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 7.3 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей. Не согласившись с вышеуказанным постановлением, ФИО1 обратился в Благовещенский районный суд с жалобой, в которой просит постановление отменить, производство по делу прекратить. Указывает на то, что изъятие бутового камня из недр не зафиксировано органами, проводившими расследование в рамках дела об административном правонарушении, что подтверждается протоколами осмотра места происшествия от 4 и 12 июня 2019 года, согласно которым автомашины и грузовые механизмы производили погрузку и перевозку песчано-гравийной смеси (далее - ПГС), которая является собственностью заявителя и доставлялась к месту производства работ из Уфы и Уфимского района РБ. Использование бутового камня проводилось в рамках выполнения муниципального контракта №0101300034919000008_131570 на выполнение работ по ремонту автомобильной дороги Саннинское-Булатово Благовещенского района Республики Башкортостан от 23 мая 2019 года ИКЗ 193025801068402580100100190014211244. Заказчиком по контракту является администрация MP <адрес> РБ, подрядчиком - ООО «ПФ «АСК». Срок выполнения работ - в течение 60 дней с момента заключения контракта. В соответствии с п. 7.1 контракта подрядчик принимает на себя обязательство обеспечить производство работ на объекте строительными материалами, изделиями и конструкциями в соответствии со сметной документацией (Приложение № 3 к контракту). В разделе 1 Локального сметного расчета, являющегося Приложением №3 к контракту: - по строке № 2 предусмотрена разработка бутового камня с погрузкой на автомобили-самосвалы экскаваторами с ковшом вместимостью: 0,65 (0,5-1) м3 в количестве 11,34 тыс.м3 стоимостью 4231,3 руб. за 1000 м3 на общую сумму 47962,94 руб. в базовых расценках. Обоснование расценки-TEP01-01-013-08; - по строке 3 предусмотрена перевозка грузов автомобилями-самосвалами грузоподъемностью 10т, работающих вне карьера, на расстояние до 3 км 1 класс груза в количестве 17010т груза стоимостью 4,87 руб. за 1т на общую сумму 82838,7 руб. в базовых расценках. Обоснование расценки – ТССЦпг03-21-01-003; - по строке 4 предусмотрено устройство подстилающих и выравнивающих слоев оснований: бутового камня в количестве 9000 м3 в плотном теле основания стоимостью 4123,54 руб. за 100м3 на общую сумму 371118,6 руб. в базовых ценах. Обоснование расценки - ТЕР24-04-001-04. Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 17 ноября 2008 года № 253 утверждены государственные сметные нормативы на строительные и специальные строительные работы в сфере градостроительной деятельности. Указанные нормативы содержат Таблицу 1-01-013 п. 2 Разработка грунта экскаваторами с погрузкой на автомобили-самосвалы Раздел 01 Механизированная разработка грунтов (экскаваторами, скреперами, грейдерами, методом гидромеханизации и пр.), согласно которой расценка TEP01-01-013-08 включает в себя следующий состав работ: Разработка грунта экскаватором с погрузкой на автомобили-самосвалы Планировка поверхности забоя и земляного полотна забойной дороги бульдозером Содержание забойной дороги Вспомогательные работы, выполненные вручную, связанные с устройством водоотводных каналов или ограждающих валиков, с переходом экскаватора с одного места работы на другое и из забоя в забой и т.д. Как видно из сметной документации расчет цены контракта от 23 мая 2019 года на выполнение работ по ремонту автомобильной дороги Саннинское-<адрес> РБ не содержит стоимости материала, используемого для устройства подстилающих и выравнивающих слоев дороги - бутового камня в количестве 9000 м3 в отличие от смеси песчано-гравийной природной обогащенной с содержанием гравия: 15-25% (строка 6 локального сметного расчета), стоимость которого составляет 91,13 руб. за 1 м3 в базовых ценах. Таким образом, Администрация MP Благовещенский район РБ, утвердившая сметную документацию на ремонт дороги, в связи с наличием материала, пригодного для ремонта дороги (строка 2 локального сметного расчета - разработка бутового камня) в непосредственной близости от объекта (строка 3 локального сметного расчета – перевозка груза на расстояние до 3 км) с целью удешевления ремонта дороги приняла решение об использовании местного материала, что подтверждается аукционной документацией. Таким образом, вывод административного органа о том, что ООО «ПФ «АКС» осуществляло пользование недрами в целях, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности не находит своего подтверждения. В связи с тем, что Заказчик планировал использовать для ремонта дороги местный материал - бутовый камень, Заказчиком приняты меры по недопущению незаконной добычи общераспространенных полезных ископаемых, а именно - в Министерстве природопользования и экологии Республики Башкортостан получена справка об отсутствии месторождений общераспространенных полезных ископаемых (далее - ОПИ) запасы которых учтены государственным балансом от 22 мая 2019 года № 13с. Согласно указанной справке на участках недр общей площадью 2 га, расположенных в 1,2 км западнее с. Саннинское (уч. 1, 1га, размером 100x100м) и в 1,7 км северо-западнее с. Саннинское (уч. 2, 1 га, размером 100x100м) не зарегистрированы месторождения общераспространенных полезных ископаемых, запасы которых учтены государственным балансом. В соответствии со ст. 19 Закона РФ от 21 января 1992 года № 2395-1 «О недрах» собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы имеют право осуществлять использование для собственных нужд ОПИ, имеющихся в границах земельного участка, не числящихся на государственном балансе. Длина участка производства работ автодороги составляет 5000 метров, ширина 6м согласно акту передачи в натуре участка производства работ. Согласно акту приема геодезической разбивочной основы ремонт автомобильной дороги производится в границах сельского поселения Саннинский сельсовет Благовещенского района РБ. Справка Минэкологии РБ от 22 мая 2019 года № 13с выдана Администрации сельского поселения Саннинский сельсовет MP Благовещенский район РБ, на территории которого находится испрашиваемый участок и который является выгодоприобретателем по контракту на ремонт автомобильной дороги от 23 мая 2019 года. Между Администрацией сельского поселения Саннинский сельсовет MP Благовещенский район РБ (недропользователь) и ООО «ПФ «АСК» (исполнитель) заключен договор услуг № 20/С от 23 мая 2019 года, согласно которому исполнитель на участке согласно справки Минэкологии РБ от 22 мая 2019 года № 13с производит работы по извлечению из недр бутового камня на безвозмездной основе для его дальнейшего использования при ремонте автомобильной дороги Саннинское-Булатово Благовещенского района. Таким образом, администрация MP Благовещенский район РБ реализовала свое право на использование ОПИ - бутового камня на участке недр в 1,2 км западнее с. Саннинское для целей ремонта автомобильной дороги, т.е. для собственных нужд района, сельского поселения, без расходов денежных средств из бюджета на оплату материала, необходимого для устройства подстилающих и выравнивающих слоев. Извлеченный из недр в 1,2 км западнее с. Саннинское бутовый камень никому не отчуждался, не переходил от одного лица к другому, не реализовывался за плату. Как указано в справке Минэкологии РБ от 22 мая 2019 года № 13с на участке недр в 1,2 км западнее с. Саннинское месторождения ОПИ не зарегистрированы. Распоряжением МПР России, Гостехнадзора России и Правительства Республики Башкортостан от 17 декабря 2003 года № 570-р/23/522 утвержден перечень общераспространенных полезных ископаемых по Республике Башкортостан. Бутовый камень в указанном перечне не содержится. Вместе с тем, старший государственный инспектор Республики Башкортостан в области охраны окружающей среды ФИО4 в материалах административного дела сначала указывает, что ООО «ПФ «АСК» извлекало из недр бутовый камень согласно материалам, собранным сотрудниками ОМВД России по Благовещенскому району РБ, а затем, в постановлении № 04/249-2019 от 31 июля 2019 года указывает, что ООО «ПФ «АСК» извлекало известняк, который содержится в перечне ОПИ. Административный орган указывает, что ООО «ПФ «АСК» было обязано получить лицензию на право пользования недрами на добычу ОПИ на участке недр в 1,2 км западнее с. Саннинское Благовещенского района РБ, осуществляло незаконную добычу полезного ископаемого - известняка, производило работы в отсутствие разрешительных документов, чем допустило административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 7.3 КоАП РФ. Административный орган считает, что ООО «ПФ «АСК» имело возможность соблюсти требование законодательства и в установленном порядке оформить правоустанавливающие документы на право пользования недрами. Считает, что данный довод административного органа является необоснованным, по следующим основаниям. Приказом Минэкологии РБ от 12 марта 2013 года №81п утвержден Административный регламент по предоставлению государственной услуги «Лицензирование пользования участками недр местного значения». В соответствии с п.п. 1 п. 2.1 Административного регламента государственная услуга включает в себя оформление, государственную регистрацию и выдачу лицензий на пользование участками недр местного значения. В соответствии с ч.2 п. 2.1 Административного регламента к участкам недр местного значения относятся: участки недр, содержащие общераспространенные полезные ископаемые; участки недр, используемые для строительства и эксплуатации подземных сооружений местного и регионального значения, не связанных с добычей полезных ископаемых; участки недр, содержащие подземные воды, которые используются для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения или технологического обеспечения водой объектов промышленности либо объектов сельскохозяйственного назначения и объем добычи которых составляет не более 500 кубических метров в сутки. Таким образом, в связи с отсутствием на участке недр в 1,2 км западнее <адрес> РБ зарегистрированных месторождений ОПИ, что подтверждается справкой Минэкологии РБ от 22 мая 2019 года № 13с, а также в связи с отсутствием в Перечне ОПИ бутового камня, в соответствии с п. 2.20.1 Административного регламента у лицензирующего органа имеются основания для отказа в предоставлении государственной услуги в выдаче лицензии на пользование участком недр местного значения. Просит постановление от 31 июля 2019 года отменить, производство по делу прекратить. В судебном заседании ФИО1 жалобу поддержал, просил отменить оспариваемое постановление и прекратить производство по делу. В судебном заседании заместитель начальника Приуфимского территориального управления Министерства природопользования и экологии Республики Башкортостан ФИО5, ведущий специалист-эксперт Приуфимского территориального управления Министерства природопользования и экологии Республики Башкортостан ФИО3 с доводами жалобы не согласился, просил постановление оставить без изменения, жалобу без удовлетворения. Выслушав ФИО1, заместителя начальника Приуфимского территориального управления Министерства природопользования и экологии Республики Башкортостан ФИО5, ведущего специалиста-эксперта Приуфимского территориального управления Министерства природопользования и экологии Республики Башкортостан ФИО3 исследовав жалобу и письменные пояснения, представленную копию административного материала, материалы дела, прихожу к следующему. Согласно ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. В силу ст. 2.1 КоАП РФ, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность. В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом. Согласно ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению: наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия (бездействие); виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Согласно ст.2.4 КоАП РФ должностное лицо подлежит административной ответственности в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. В силу требований ч. 1 и ч. 2 ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых должностное лицо, в производстве которого находится дело, устанавливает наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами. В силу ч. 1 ст. 7.3 КоАП РФ пользование недрами без лицензии на пользование недрами влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей. Согласно преамбуле Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 года № 2395-1 «О недрах» (далее - Закон о недрах) недра являются частью земной коры, расположенной ниже почвенного слоя, а при его отсутствии - ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающейся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения. Виды пользования недрами определены статьей 6 Закона о недрах, из которой следует, что недра предоставляются в пользование, в числе прочего, для разведки и добычи полезных ископаемых. Факт совершения ФИО1 административного правонарушения, ответственность за которое установлена ч. 1 ст. 7.3 КоАП РФ, подтверждается данными, содержащимися в представленном суду материале об административном правонарушении. Как усматривается из материалов административного дела в период времени с 24 мая по 5 июня 2019 года юридическое лицо - ООО «ПФ «АСК» осуществляло работы по добыче и вывозу бутового камня с помощью специальной техники – экскаватора Komatsy и грузовых автомобилей марки Howo, с целью ремонта автомобильной дороги местного значения, расположенной в границах сельского поселения Саннинский, согласно муниципальному контракту № 0101300034919000008_131570 от 23 мая 2019 года, заключенному между ООО «ПФ «АСК» и Администрацией муниципального района Благовещенский район Республики Башкортостан. Указанные обстоятельства подтверждаются исследованными в суде материалами дела об административном правонарушении, а именно: - протоколом об административном правонарушении № 04/67 от 25 июля 2019 года (том 1 л.д. 18-23, 91-96); - объяснением ФИО1 от 24 июля 2019 года (том 1 л.д. 24-26, 97-99); - протоколом осмотра места происшествия от 4 июня 2019 года (том 1 л.д. 27-30, 129-132); - фотоматериалами (том 1 л.д. 137-143); - муниципальным контрактом от 23 мая 2019 года (том 1 л.д. 35-55, 248-267); - справкой об отсутствии месторождений ОПИ, запасы которых учтены государственным балансом №13с от 22 мая 2019 года (том 1 л.д. 63-68, 150-153); - договором услуг №20/с от 23 мая 2019 года (том 1 л.д. 6970); - актом приема-передачи карьера бутового камня от 22 мая 2019 года (том 1 л.д. 71-72), 23 мая 2019 года (том 1 л.д. 236-237) и от 24 мая 2019 года (том 1 л.д. 195); - перечнем ОПИ по Республике Башкортостан, утвержденным Распоряжением МПР России, Гостехнадзора России и Правительства Республики Башкортостан от 17 декабря 2003 года № 570-р/522 (том 1 л.д. 74, 239-241); - приказом генерального директора ООО «ПФ «АСК» о принятии на работу на должность заместителя генерального директора по совместительству ФИО1 (том 1 л.д. 75, 235); - сопроводительным о направлении материала проверки КУСП №4207 от 4 июня 2019 года (том 1 л.д. 115); - определением начальника ОЭБ и ПК ОМВД России по Благовещенскому району от 22 июня 2019 года о передаче материалов об административном правонарушении по подведомственности (том 1 л.д. 117-118); - рапортом о/у ОЭБиПК ОМВД России по Благовещенскому району (том 1 л.д. 123); - рапортом о/у ОЭБиПК ОМВД России (том 1 л.д. 154); - объяснениями ФИО8, ФИО11, ФИО9, ФИО10 (том 1 л.д. 125-126, 127-128, 133-134, 135-136); - договором аренды транспортных средств с экипажем №13/19 от23 мая 2019 года (том 1 л.д. 227-232) В судебном заседании установлено, что сотрудниками ОЭБиПК ОМВД России по Благовещенскому району в ходе проверки полученной оперативной информации был выявлен факт незаконной добычи ОПИ. В ходе проверки установлено, что в 1,2 км западнее с. Саннинское МР <адрес> был выявлен факт добычи ОПИ с использованием различной техники неустановленными лицами. Согласно справки, выданной Министерством природопользования и экологии РБ, добыча ОПИ на указанном участке должна осуществляться для собственных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. При этом, согласно муниципальному контракту на выполнение работ по ремонту автомобильной дороги Саннинское-Булатово Благовещенского района, указанные работы осуществляет ООО «ПФ «АСК». Материал зарегистрирован в КУСП за № 4207 от 4 июня 2019 года (том 1 л.д. 123). Из протокола осмотра места происшествия от 4 июня 2019 года следует, что по координатам 56?16?58 ? с.ш. 56?06?53 ? в.д. находятся кучи земли с известковым бутом, по середине куч имеется котлован, имеющий размеры 30*30 метров глубиной 6 метров, со следами большегрузных автомашин и гусеничного трактора, а также экскаватора (том 1 л.д. 129-132). В соответствии с п.2.3 Закона о недрах, к участкам недр местного значения относятся участки недр, содержащие общераспространенные полезные ископаемые. Согласно ст. 1 Закона Республики Башкортостан от 23 декабря 2004 года № 144-з «О порядке получения права пользования участками недр, содержащими месторождения общераспространенных полезных ископаемых, и участками недр местного значения в Республике Башкортостан» общераспространенные полезные ископаемые - полезные ископаемые, включенные в республиканский перечень общераспространенных полезных ископаемых, определяемый органом государственной власти Российской Федерации в сфере регулирования отношений недропользования совместно с Правительством Республики Башкортостан. В ходе рассмотрения дела об административном правонарушении ФИО1 настаивал на том, что используемый обществом бутовый камень не относится к общераспространенным полезным ископаемым. Из приобщенной к материалам дела справки заместителя министра природопользования и экологии Республики Башкортостан от 22 мая 2019 года № 13с следует, что на двух участках недр общей площадью 2 га, расположенных в 1,2 км западнее с. Саннинское и в 1,7 км северо-западнее с. Саннинское месторождения ОПИ, запасы которых учтены государственным балансом, не зарегистрированы (том 1 л.д. 63-68, 150-153). Распоряжением Министерства природных ресурсов Российской Федерации № 570-р, Федерального горного и промышленного надзора России №23 и Правительства Республики Башкортостан № 522 от 17 декабря 2003 года утвержден перечень общераспространенных полезных ископаемых по Республике Башкортостан. Вместе с тем, бут (бутовый камень) – это кусок камня (известняка, доломита или песчаника). При этом известняк, доломит, песчаник относятся к ОПИ согласно перечню ОПИ по Республике Башкортостан. Из материалов дела усматривается, что между Администрацией МР Благовещенский район Республики Башкортостан (Заказчик) и ООО «ПФ «АСК» (Подрядчик) заключен муниципальный контракт № 0101300034919000008_131570 от 23 мая 2019 года. Предметом контракта является ремонт автомобильной дороги Саннинское-Булатово Благовещенского района Республики Башкортостан. Согласно п. 7.1 контракта подрядчик принимает на себя обязательство обеспечить производство работ на объекте строительными материалами, изделиями и конструкциями, инженерным (технологическим) оборудованием в соответствии со сметной документацией. В силу п.7.2 контракта все поставляемые для производства работ материалы, конструкции и оборудование должны иметь соответствующие сертификаты, санитарно-эпидемиологические заключения, технические паспорта. Забор бутового камня на земельном участке, расположенном в 1,2 км западнее с. Саннинское МР Благовещенский район производился на основании договора услуг №20/С от 23 мая 2019 года, заключенного между Администрацией сельского поселения Саннинский сельсовет МР Благовещенский район Республики Башкортостан и ООО «ПФ «АСК», предметом которого является оказание услуг по разработке карьера бутового камня для ремонта дороги. В соответствии со ст. 19 Закона о недрах собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы, арендаторы земельных участков имеют право осуществлять в границах данных земельных участков без применения взрывных работ использование для собственных нужд ОПИ, имеющихся в границах земельного участка и не числящихся на государственном балансе, а также строительство подземных сооружений на глубину до пяти метров в порядке, установленном законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. В соответствии с п. 2.6 Порядка использования для собственных нужд ОПИ и подземных вод, а также строительства подземных сооружений собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков на территории Республики Башкортостан, утвержденным приказом Министерства природопользования и экологии Республики Башкортостан от 9 октября 2015 года № 436п (далее – Порядок использования ОПИ для собственных нужд), правообладатели земельных участков при использовании ОПИ и строительства подземных сооружений обязаны осуществлять использование ОПИ, не числящихся на государственном балансе, для собственных нужд на глубину не более 5 метров от поверхности земли, без применения взрывных работ. Из протокола осмотра места происшествия от 4 мая 2019 года следует, что глубина котлована составляет 6 метров (том 1 л.д. 129-132), что также зафиксировано в протоколе об административном правонарушении. Под использованием для собственных нужд ОПИ и подземных вод понимается их использование правообладателями земельных участков для личных, бытовых и иных не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд. ОПИ и подземные воды, имеющиеся в границах земельного участка и используемые правообладателями земельных участков для личных, бытовых и иных не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд, не могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому (п. 1.2 Порядка использования ОПИ для собственных нужд). Вопреки доводам заявителя, использование ООО «ПФ «АСК» недр без лицензии обусловлено исполнением им обязательств по муниципальному контракту от 23 мая 2019 года, заключенному с Администрацией МР Благовещенский район, то есть произведено в ходе осуществления обществом предпринимательской деятельности при выполнении обязательств в качестве подрядчика по данному контракту. Согласно п. 4.1.3 муниципального контракта № 55 от 23 мая 2019 года в обязанности подрядчика (ООО «ПФ «АСК») входит, в том числе, обеспечение на месте выполнения работ необходимых мероприятий по охране окружающей среды. Согласно ч. 1 ст. 23 Закона о недрах одним из основных требований по рациональному использованию и охраны недр является соблюдение установленного законодательством порядка предоставления недр в пользование и недопущение самовольного пользования недрами. Согласно ст. 11 Закона о недрах, предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами. Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение остановленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Между уполномоченными на то органами государственной власти и пользователем недр может быть заключен договор, устанавливающий условия пользования таким участком, а также обязательства сторон по выполнению указанного договора. Однако, в нарушение вышеназванных требований юридическое лицо - ООО «ПФ «АСК» осуществляло пользование недрами без лицензии на пользование недрами. ФИО1 является заместителем генерального директора по совместительству ООО «ПФ «АСК» на основании приказа №2/к от 30 ноября 2018 года. Таким образом, допущенное нарушение произошло по вине должностного лица - заместителя генерального директора ООО «ПФ «АСК» ФИО1, которым не были предприняты своевременные меры для соблюдения законодательства РФ. Оснований ставить под сомнение достоверность исследованных доказательств не имеется, поскольку они составлены в соответствии с требованиями КоАП РФ и не вызывают сомнений в их объективности. При таких обстоятельствах, в действиях заместителя генерального директора ООО «ПФ «АСК» ФИО1 обоснованно установлены признаки административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.3 КоАП РФ. Старшим государственным инспектором Республики Башкортостан в области охраны окружающей среды, исполняющей обязанности заместителя начальника Приуфимского территориального управления Министерства природопользования и экологии Республики Башкортостан правильно установлены обстоятельства дела и применены нормы права. Действиям ФИО1, являющимся в силу положений примечания к ст. 2.4 КоАП РФ должностным лицом, дана верная юридическая оценка по ч. 1 ст. 7.3 КоАП РФ. Из материалов дела следует, что поводом к возбуждению дела в отношении ФИО1 по ч.1 ст. 7.3. КоАП РФ явились материалы, поступившие в Приуфимское территориальное управление Министерства природопользования и экологии РБ из Отдела МВД России по Благовещенскому району (том 1 л.д. 115). В соответствии с п.2 ч.1 ст. 28.1 КоАП РФ поводами к возбуждению дела об административном правонарушении являются поступившие из правоохранительных органов, а также из других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений материалы, содержащие данные, указывающие на событие административного правонарушения. При этом, КоАП РФ не содержит каких-либо отсылочных норм к законам, устанавливающим порядок получения информации о событии правонарушения. Исходя из смысла данной нормы, независимо от оснований и характера проведения мероприятий, получение должностным лицом, уполномоченным возбуждать дела об административных правонарушениях, материалов, полученных в ходе таких мероприятий, содержащих данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, является безусловным основанием для возбуждения дела об административном правонарушении по соответствующей статье КоАП РФ. Протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 7.3 КоАП РФ от 25 июля 2019 года в отношении ФИО1 составлен старшим государственным инспектором по государственному надзору в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, государственного геологического надзора, государственного контроля и надзора за использованием и охраной водных объектов, и.о. заместителя начальника Приуфимского территориального управления Минэкологии РБ ФИО4, уполномоченной составлять протоколы об административных правонарушениях по данной категории дел, на основании представленной информации и содержащей достаточные данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, что согласуется с положениями п.2 ч.1 ст. 28.1 КоАП РФ. Из протокола осмотра места происшествия от 4 июня 2019 года следует, что в котловане размером 30*30 м, глубиной 6 м имеются следы от большегрузных автомашин и гусеничного трактора, а также экскаватора, которые во время осмотра находились в непосредственной близости от котлована (том 1 л.д. 27-30, 129-132), в своих объяснениях ФИО11 указывает, что в начале мая прибыл на объект в <адрес>, где осуществлялась отсыпка дороги Саннинское-Булатово, вблизи дороги добывали бутовый камень и отсыпали на дорогу (том 1 л.д. 127-128), из объяснения ФИО9 следует, что дорогу отсыпали бутовым камнем, который добывали на повороте в д. Булатово (том 1 л.д. 133-134), материалами фотофиксации (том 1 л.д. 137-143). Доводы ФИО1 о том, что осмотр участка местности 4 июня 2019 года произведен в отсутствие понятых и представителя ООО «ПФ «АСК», в связи с чем не может быть признан надлежащим и допустимым доказательством, не состоятельны, поскольку осмотр места происшествия производился сотрудниками ОМВД России по Благовещенскому району в соответствии с требованиями Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, а КоАП РФ не содержит какого-либо императивного запрета на использование полученных в результате проверочных мероприятий материалов в качестве доказательств по делу об административном правонарушении. Старшим государственным инспектором Республики Башкортостан в области охраны окружающей среды Приуфимского территориального управления Министерства природопользования и экологии Республики Башкортостан ФИО4 в соответствии с требованиями статьи 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса. Собранные по делу доказательства в совокупности объективно свидетельствуют о том, что заместитель генерального директора ООО «ПФ «АСК» ФИО1 без соответствующей лицензии организовал и обеспечил проведение работ ООО «ПФ «АСК» по незаконному пользованию недрами - незаконному изъятию из недр и добычу известняка в 1,2 км западнее с. Саннинское MP Благовещенский район РБ. Обстоятельств, препятствующих исполнению законодательства в области недропользования, не установлено. Доводы ФИО1 о недоказанности факта добычи бутового камня (известняка) опровергаются его собственными объяснениями, данными в ходе рассмотрения дела (том 1 л.д. 24-26, 97-99) и выводы о виновности ФИО1 в совершении указанного административного правонарушения не опровергают. Таким образом, допущенное нарушение произошло по вине должностного лица – заместителя генерального директора ООО «ПФ «АСК» ФИО1, которым не предприняты меры для соблюдения законодательства РФ. Оснований ставить под сомнение достоверность исследованных доказательств не имеется, поскольку они составлены в соответствии с требованиями КоАП РФ и не вызывают сомнений в их объективности. При таких обстоятельствах, в действиях заместителя генерального директора общества ФИО1 обоснованно установлены признаки административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 7.3. КоАП РФ. Старшим государственным инспектором Республики Башкортостан в области охраны окружающей среды, исполняющей обязанности заместителя начальника Приуфимского территориального управления Министерства природопользования и экологии Республики Башкортостан ФИО4 правильно установлены обстоятельства дела и применены нормы права. Действиям ФИО1, являющимся в силу положений примечания к ст. 2.4 КоАП РФ должностным лицом, дана верная юридическая оценка по ч.1 ст. 7.3 КоАП РФ. Наказание назначено в пределах санкции ч.1 ст. 7.3 КоАП РФ. Каких-либо неустранимых сомнений по делу, которые должны толковаться в пользу ФИО1 не установлено. Принцип презумпции невиновности не нарушен. Порядок привлечения к административной ответственности не нарушен, срок давности соблюден. Нарушений норм процессуального закона при производстве по делу не допущено, нормы материального права применены правильно. Обстоятельств, которые могли повлечь изменение или отмену обжалуемого акта, не установлено. На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, РЕШИЛА: постановление старшего государственного инспектора Республики Башкортостан в области охраны окружающей среды, исполняющей обязанности заместителя начальника Приуфимского территориального управления Министерства природопользования и экологии Республики Башкортостан ФИО4 № 04/250-2019 от 31 июля 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении должного лица – заместителя генерального директора общества с ограниченной ответственностью «Производственная фирма «АСК» ФИО1 оставить без изменения, жалобу ФИО1 – без удовлетворения. Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение 10 дней со дня вручения или получения копии решения. Судья Еркеева М.Р. |