ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-120/20 от 11.11.2020 Крутинского районного суда (Омская область)

дело № 12-120/2020

РЕШЕНИЕ

по протесту на постановление по делу

об административном правонарушении

р.п. Крутинка 11 ноября 2020 года

Судья Крутинского районного суда Омской области Иванова Н.А.,

с участием помощника прокурора Крутинского района Котенко М.А.,

при секретаре Турковой Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании протест прокурора Крутинского района на постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области № 055/04/7.30-914/2020 от 06 октября 2020 года, которым постановлено: «Производство по делу об административном правонарушении № 055/04/7.32.5-914/2020 в отношении директора МБОУ «Крутинский лицей» ФИО1 по части 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения»,

УСТАНОВИЛ:

постановлением прокурора Крутинского района от 16 сентября 2020 года возбуждено административное производство по ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ в отношении директора МБОУ «Крутинский лицей» ФИО1 Из постановления следует, что 22 апреля 2020 года в ЕИС размещено извещение о проведении электронного аукциона на выполнение работ по ремонту помещений Центра образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста» МБОУ «Крутинский лицей». В ходе изучения документации об электронном аукционе установлено следующее. Пунктом 4.1 документации об электронном аукционе предусмотрено, что заявка на участие в электронном аукционе состоит из двух частей. Первая часть заявки должна содержать согласие участника электронного аукциона на выполнение работ на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона. Представление других документов и сведений в составе первой части заявки на участие в электронном аукционе не требуется. Документацией об аукционе, проектом контракта, локальными сметами предусмотрено, что при выполнении работ заказчику поставляются товары: светильники светодиодные постоянного горения, антивандальные, 17 Вт;1620 лм, IP66 с возможностью подключения внешнего датчика движения, в комплекте с клеммами и крепежом, светодиодный светильник 4x8 LFD, выключатели двухклавишный открытой проводки, розетки двухместные открытой проводки с заземляющим контактом, линолеум коммерческий гетерогенный с антистатическим эффектом (толщина 2 мм, толщина защитного слоя 0,7 мм, класс 34/43, пож.безопасность Г1, В2, РП1, Д2, Т2), шпаклевка (расход 0,8 кг/кв.м), светильники люминесцентные с зеркальной экранирующей решеткой встраиваемые тип FRS/R с ЭПРА, выключатели одноклавишные открытой проводки, шкафы (боксы, щиты, ящики) распределительные электромонтажные модульные самозатухающие 8+1М (180x190x83 мм), кран шаровый муфтовый для воды диаметром 20 мм, тип в/в. Разделом 3 проекта контракта установлена обязанность Подрядчика по обеспечению новыми, не бывшими в употреблении товарами. Установлено, что используемые при выполнении работ товары должны иметь соответствующие документы, подтверждающие их качество и оформленные в соответствии с законодательством. Копии таких документов должны быть предоставлены Заказчику Подрядчиком. Кроме того, в технических заданиях, локальных сметах отсутствует указание на товарные знаки товаров, поставляемых заказчику при выполнении закупаемых работ. Вместе с тем, в нарушение п. 2 ч. 3 ст. 66 Федерального закона № 44-ФЗ документацией об аукционе не установлено требование о том, что первая часть заявки должна содержать наименование страны происхождения товаров, указание на товарный знак. В ходе проверки также установлено, что в локальных сметах, техническом задании документации об электронном аукционе не установлены требования ко всем используемым товарам (материалам) при выполнении работ по ремонту помещений Центра цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста» МБОУ «Крутинский лицей». Так, согласно локальной смете на ремонт помещений № 1 и № 2, облицовка стен должна быть выполнена из гипсокартонных листов на клее с учетом грунтовки поверхности стен. При этом в локальных сметах, техническом задании документации об электронном аукционе не установлены требования к закупаемым гипсокартонным листам, отсутствуют показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых гипсокартонных листов (вид, толщина и т.п.). При этом согласно п. 1.2 проекта контракта работы по настоящему контракту, если не предусмотрено настоящим контрактом, выполняются подрядчиком, его иждивением – из его материалов (товаров), его силами и средствами, в объеме, определенном локальным сметным расчетом. Также не установлены требования к краске для стен. Так, согласно смете в разделе 3 «Стены» указано – краска (10-14 кв.м/л), в графе «обоснование» - прайс-лист, при этом территориальным сметным нормативам ТССЦ 81-01-2001 краска бывает акриловой, водно-дисперсионной, кремнийорганической, масляной и алкидной густотертой, порошковой, для наружных и внутренних работ. Документация об электронном аукционе 19 мая 2020 года утверждена директором МБОУ «Крутинский лицей» ФИО1 Таким образом, в действиях директора МБОУ «Крутинский лицей» ФИО1, по мнению прокурора Крутинского района Омской области усматриваются признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ.

Согласно постановлению заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области от 06 октября 2020 года производство по делу об административном правонарушении в отношении директора МБОУ «Крутинский лицей» ФИО1 по части 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ прекращено в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

В качестве оснований прекращения производства по делу, административный орган указывает, что заказчик не имеет права требовать представления в составе заявки сведений о конкретных показателях товара, соответствующих значениям, установленным в документации о закупке, указаниям на товарный знак (при наличии), если: товар не передается по товарной накладной или акту передачи; товар не принимается к бухучету у заказчика в соответствии с Федеральным законом от 06 декабря 2011 года № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»; товаром являются строительные и расходные материалы, моющие средства и т.п., используемые при выполнении работ, оказания услуг, без которых невозможно выполнить (оказать) такую работу (услугу) (письмо ФАС России от 25 июня 2020 года № ИА/53616/20). Поскольку светильники светодиодные не ставятся на баланс и по товарной накладной не передаются, то они являются товаром, используемым при выполнении работ. Административный орган полагает, что показатели товаров участник закупки должен предоставлять только в случае, если при выполнении работ поставляется товар. Согласно положениям статьи 33 Федерального закона о контрактной системе, заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного закона, при описании объекта закупки должны таким образом определить требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на оказание услуги с использованием товаров, обладающих именно с теми характеристиками, которые соответствуют их потребностям, а с другой стороны, необоснованно не ограничивать количество участников закупки. Исходя из того, что заказчик в локальной смете на ремонт помещений Центра образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста» МБОУ «Крутинский лицей» (помещений № 1, № 2), не установил требования к закупаемым гипсокартонным листам, не определил показатели этих листов, административный орган пришел к выводу, что заказчику подходили любые гипсокартонные листы любой толщины, следовательно, указанные в локальной смете гипсокартонные листы подразумеваются как обычные (ГКЛ) в соответствии с пунктом 4.1 ГОСТ 6266-97. Требования к краске для стен установлены в позициях 13 или 15 разделов 3 «Стены» локальных смет, при этом предусмотрена окраска стен водно-дисперсионными акриловыми составами.

На основании вышеуказанного, по мнению административного органа, вышеуказанные нарушения, квалифицированные прокурором, не нашли своего подтверждения.

Прокурор Крутинского района обратился с протестом на указанное выше постановление, просит данное постановление признать незаконным, отменить его, дело направить на новое рассмотрение.

В судебное заседание представитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области, будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте рассмотрения дела, не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.

ФИО1 в судебное заседание не явилась, была извещена надлежащим образом, направила в суд заявление, в котором просила рассмотреть дело в ее отсутствие.

Помощник прокурора Крутинского района Котенко М.А. в судебном заседании просил удовлетворить протест по указанным в нём основаниям.

Изучив материалы дела, выслушав помощника прокурора, суд приходит к выводу, что постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области от 06 октября 2020 года № 055/04/7.30-914/2020 подлежит отмене по следующим основаниям.

Согласно ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ судья не связан с доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

В соответствии с п. 8 ч. 2 ст. 30.6 КоАП РФ, при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления.

В соответствии с ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ утверждение конкурсной документации, документации об аукционе, документации о проведении запроса предложений, определение содержания извещения о проведении запроса с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, за исключением случаев, предусмотренных частями 4 и 4.1 настоящей статьи влечет административную ответственность должностных лиц.

Федеральный закон от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Федеральный закон № 44-ФЗ) регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок, товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.

В соответствии с ч. 3 ст. 66 Федерального закона № 44-ФЗ первая часть заявки на участие в электронном аукционе, за исключением случая, предусмотренного частью 3.1 настоящей статьи, должна содержать:

1) согласие участника электронного аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);

2) при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг:

а) наименование страны происхождения товара;

б) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.

Данная норма права, в части осуществления закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, не подлежит изменению.

При прекращении производства по делу об административном правонарушении, административный орган указывает, что светильники являются товаром, используемым при выполнении работ, поскольку они не ставятся на баланс и по накладной не передаются, при этом ссылается на письмо ФАС России от 25 июня 2020 года № ИА/53616/20. Кроме того административный орган полагает, что показатели товаров участник закупки должен предоставлять только в случае, если при выполнении работ поставляется товар, ссылаясь на письмо Минфина России от 17 февраля 2020 года № 24-05-07/10764.

Между тем, письмо ФАС России от 25 июня 2020 года № ИА/53616/20 не является нормативно правовым актом и носит только рекомендательный характер.

Кроме того, административным органом оставлен без рассмотрения основной вопрос и ему не дана юридическая оценка о том, что в первой части заявки на участие в аукционе должны содержаться сведения о наименовании страны происхождения товаров.

При прекращении производства по делу об административном правонарушении, административный орган указывает, что исходя из того, что заказчик в локальной смете на ремонт помещений Центра образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста» МБОУ «Крутинский лицей» (помещений № 1, № 2), не установил требований к закупаемым гипсокартонным листам, не определил показатели этих листов, таким образом, административный орган пришел к выводу, что заказчику подходили любые гипсокартонные листы любой толщины, следовательно, указанные в локальной смете гипсокартонные листы подразумеваются как обычные (ГКЛ) в соответствии с п. 4.1 ГОСТ 6266-97.

Однако данный вывод административного органа не основан на действующем законодательстве и является субъективным.

При прекращении производства по делу об административном правонарушении административный орган также указывает, что требование к краске для стен установлены в позициях 13 или 15 разделов 3 «Стены» локальных смет, при этом предусмотрена окраска стен водно-дисперсионными акриловыми составами.

Между тем, в локальных сметах на ремонт помещения № 1 и № 2 в пункте 15, 13 соответственно, указаны виды выполняемых работ – окраска водно-дисперсионными акриловыми составами улучшенная: по сборным конструкциям стен, подготовленная под окраску, а не применяемые при выполнении работ материалы. Применяемые при выполнении данных видов работ материалы отражены в пунктах 17 и 15 локальных смет, при этом в указанных пунктах требования к краске для стен не установлены.

В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело.

Учитывая, что срок давности привлечения к административной ответственности на момент рассмотрения дела не истек, дело подлежит возвращению на новое рассмотрение в Управление Федеральной антимонопольной службы по Омской области.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.30.6, 30.7 КоАП РФ, суд

РЕШИЛ:

постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области № 055/04/7.30-914/2020 от 06 октября 2020 года, которым постановлено: «Производство по делу об административном правонарушении в отношении директора МБОУ «Крутинский лицей» ФИО1 по части 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения» отменить, возвратив дело на новое рассмотрение в Управление Федеральной антимонопольной службы по Омской области.

Решение может быть обжаловано в Омский областной суд путём подачи жалобы через Крутинский районный суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.

Судья Н. А. Иванова