ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-120/20 от 17.06.2020 Городищенского районного суда (Волгоградская область)

Дело № 12-120/2020

Р Е Ш Е Н И Е

по жалобе (протесту) на постановление по

делу об административном правонарушении

р.п. Городище,

Волгоградской области 17 июня 2020 г.

Судья Городищенского районного суда Волгоградской области Данилова О.В., рассмотрев единолично протест заместителя прокурора Городищенского района Волгоградской области Шилова А.В. на постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы России по Волгоградской области Никуйко И.Б. № 034/04/7.30-1311/2019 от 18 февраля 2020 г., по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ, в отношении контрактного управляющего Отдела МВД России по Городищенскому району Волгоградской области Колчановой ФИО9,

у с т а н о в и л:

по постановлению заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы России по Волгоградской области Никуйко И.Б. № 034/04/7.30-1311/2019 от 18 февраля 2020 г. прекращено производство по делу об административном правонарушении, возбужденному в отношении должностного лица заказчика – контрактного управляющего Отдела МВД России по Городищенскому району Волгоградской области Колчановой С.Г. по части 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Не согласившись с вышеуказанным постановлением, заместитель прокурора Городищенского района Волгоградской области Шилов А.В. обратился в суд с протестом, в котором просит постановление отменить, дело об административном правонарушении направить на новое рассмотрение.

В обоснование доводов протеста указал, что прокуратурой Городищенского района с 23 октября 2019 г. по 11 декабря 2019 г. была проведена проверка о возможном незаконном обороте военной техники в деятельности ОМВД России по Городищенскому району, которым 11 сентября 2019 г. с ООО «<данные изъяты>» заключен государственный контракт на выполнение работ по замене фильтров поглотителей для очистки воздуха ФП-300 на объекте ОМВД России по Городищенскому району, расположенном по адресу: Волгоградская область, Городищенский район, п. Областной сельскохозяйственной опытной станции.

При этом, у ООО «<данные изъяты>» отсутствует лицензия на разработку, производство, испытание, установку, монтаж, техническое обслуживание, ремонт, утилизацию и реализацию вооружения и военной техники.

Вывод административного органа об отнесении фильтров-поглотителей ФП-300 к продукции военного назначения, понятие которой не охватывается термином «военная техника», по мнению автора протеста, противоречит фактически собранным по делу доказательствам.

Следовательно, учитывая, что монтаж фильтра-поглотителя ФП-300 является лицензируемым видом деятельности в соответствии с Федеральным законом № 99-ФЗ от 04 мая 2011 г, в нарушение требований действующего законодательства Отделом МВД России по Городищенскому району утверждена конкурсная документация, не содержащая требование о наличии лицензии на выполнение работ по установке и монтажу военной техники.

Документация об электронном аукционе, регламентирующая порядок проведения электронного аукциона «Выполнение работ по замене фильтров-поглотителей для очистки воздуха ФП-300 на объекте Отдела МВД России по <адрес>, расположенного по адресу: <адрес> подписана и размещена в единой информационной системе электронной цифровой подписью контрактного управляющего ОМВД России по <адрес> Колчановой С.Г.. Следовательно, Колчанова С.Г. подлежит привлечению к административной ответственности.

В судебном заседании помощник прокурора Городищенского района Волгоградской области Семирогова С.Г. на удовлетворении протеста настаивала.

Представитель УФАС по Волгоградской области Моисеев С.В. в судебное заседание не явился, о причинах неявки не уведомил. Ранее в судебных заседаниях удовлетворению протеста возражал, просил оставить постановление без изменения.

Должностное лицо – контрактный управляющий Отдела МВД России по Городищенскому району Волгоградской области Колчанова С.Г. с доводами протеста не согласилась, просила оставить постановление без изменения, а протест прокурора – без удовлетворения.

Изучив доводы протеста, исследовав материалы дела, нахожу протест не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В силу части 1 статьи 30.3 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

Установлено, что 28 февраля 2020 г. копия обжалуемого постановления поступила в прокуратуру Городищенского района Волгоградской области. Заместитель прокурора обратился в суд с протестом 10 марта 2020 г., согласно входящему штампу суда. Таким образом, процессуальный срок для обжалования постановления по делу об административном правонарушении заявителем не пропущен.

В силу положений части 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ административная ответственность наступает за утверждение конкурсной документации, документации об аукционе, документации о проведении запроса предложений, определение содержания извещения о проведении запроса котировок с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, за исключением случаев, предусмотренных частями 4 и 4.1 настоящей статьи.

В силу пункта 1 части 1 статьи 31 Федерального закона от 05 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе, соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

Статьей 49 ГК РФ предусмотрено, что отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии).

Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 04 мая 2011 г. № 99-ФЗ лицензирование отдельных видов деятельности осуществляется в целях предотвращения ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, обороне и безопасности государства, возможность нанесения которого связана с осуществлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов деятельности. Осуществление лицензирования отдельных видов деятельности в иных целях не допускается.

Исходя из положений пункта 2 статьи 3 того же Федерального закона от 04 мая 2011 года № 99-ФЗ, лицензия - специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности).

В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 12 Закона о лицензировании, лицензированию подлежат разработка, производство, испытание, установка, монтаж, техническое обслуживание, ремонт, утилизация и реализация вооружения и военной техники.

Порядок лицензирования разработки, производства, испытания, установки, монтажа, технического обслуживания, ремонта, утилизации и реализации вооружения и военной техники, осуществляемых юридическими лицами на территории Российской Федерации установлен Положением «О лицензировании разработки, производства, испытания, установки, монтажа, технического обслуживания, ремонта, утилизации и реализации вооружения и военной техники», утвержденным постановлением Правительства РФ от 13 июня 2012 г. № 581.

Согласно пункту 3 указанного Положения под военной техникой понимаются технические средства, предназначенные для боевого, технического и тылового обеспечения деятельности и обучения войск (сил), а также для контроля и испытания вооружения и военной техники.

В соответствии с ГОСТ Р 42.0.02-2001 «Гражданская оборона. Термины и определения основных понятий», средство коллективной защиты ГО – это сооружение, предназначенное для защиты группы людей от воздействия средств нападения противника, защитное сооружение ГО – специальное сооружение, предназначенное для защиты населения, личного состава сил гражданской обороны, а также техники и имущества гражданской обороны от воздействия средств нападения противника.

В соответствии с положениями статьи 2 Федерального закона от 12 февраля 1998 г. № 28-ФЗ «О гражданской обороне», основными задачами в области гражданской обороны являются, в том числе, предоставление населению средств индивидуальной и коллективной защиты и обеспечение постоянной готовности сил и средств гражданской обороны.

В соответствии с пунктами 2, 14 Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 29 ноября 1999 г. № 1309, организации обеспечивают сохранность существующих объектов гражданской обороны, принимают меры по поддержанию их в состоянии постоянной готовности к использованию.

В соответствии с ГОСТ Р 22.3.10-2015 «Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Средства коллективной защиты. Устройства очистки и регенерации воздуха. Классификация. Общие требования к схемам размещения» от 12 августа 2015 г., устройство очистки и регенерации воздуха; УОРВ: Комплекс фильтровентиляционного оборудования, предназначенный для снабжения защитного сооружения (убежища) очищенным воздухом и создания в сооружении (убежище) избыточного давления (подпора) (пункт 3.1.9).

Согласно пункту 3.1.12 указанного ГОСТ, фильтр-поглотитель; ФП: Элемент устройства очистки воздуха, предназначенный для очистки воздуха от отравляющих веществ, бактериологических агентов, радиоактивных веществ и аварийно химически опасных веществ посредством физических (фильтрация) и физико-химических (сорбция, катализ, хемосорбция) процессов, состоящий из противоаэрозольного фильтра и сорбирующего блока, размещенных в одном корпусе.

Таким образом, фильтр-поглотитель является одним из элементов комплекта фильтровентиляционного оборудования, предназначенного для снабжения защитного сооружения (убежища) очищенным воздухом и создания в сооружении (убежище) избыточного давления (подпора).

В соответствии с Указом Президента РФ от 22 февраля 1992 г. и постановлением Правительства РФ от 10 декабря 1992 № 959 оборот средств защиты от боевых отравляющих веществ (в том числе фильтров-поглотителей ФП-300) не может осуществляться в свободной форме и подлежит обязательному контролю со стороны государства в лице военных представительств Министерства обороны Российской Федерации. Для контроля качества и приемки указанной продукции на предприятиях, осуществляющих испытания, производство, поставку и утилизацию данной продукции в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 11 августа 1995 г. № 804 «О военных представительствах Министерства обороны Российской Федерации», созданы военные представительства и утверждено Положение о военных представительствах Министерства обороны Российской Федерации. Фильтры-поглотители ФП-300 должны проходить контроль качества и приемку со стороны военных представительств Министерства обороны Российской Федерации (ВП МО РФ).

Установлено, что Отдел МВД России по Городищенскому району разместил 19 августа 2019 г. в Единой информационной системе в сфере закупок извещение о проведении аукциона в электронной форме на выполнение работ по замене фильтров-поглотителей ФП-300 на объекте Отдел МВД России по Городищенскому району, расположенном по адресу: <данные изъяты>).

По результатам данной закупки 11 сентября 2019 г. ОМВД России по Городищенскому району и ООО «<данные изъяты>» заключен государственный контракт на выполнение работ по замене фильтров поглотителей для очистки воздуха ФП-300 на объекте ОМВД России по Городищенскому району.

В период с 23 октября 2019 г. по 11 декабря 2019 г. прокуратурой Городищенского района Волгоградской области, на основании поступившего обращения ООО «<данные изъяты>», была проведена проверка о возможном незаконном обороте военной техники в деятельности ОМВД России по <адрес>, по результатам которой был установлен факт выполнения работ ООО «<данные изъяты>» по монтажу военной техники, а именно замене фильтров-поглотителей для очистки воздуха ФП-300 на объекте ОМВД России по <адрес>, расположенном по адресу: <адрес> сельскохозяйственной опытной станции, без лицензии.

Документацией по закупке не установлено требование к участникам закупки о наличии действующей лицензии на разработку, производство, испытание, установку, монтаж, техническое обслуживание, ремонт, утилизацию и реализацию вооружения и военной техники в части производства и реализации вооружения и военной техники (класс ЕКПС 4460 в части фильтров-поглотителей), выданной уполномоченным органом.

Указанное обстоятельство явилось основанием для возбуждения дела об административном правонарушении в отношении должностного лица -контрактного управляющего Отдела МВД России по Городищенскому району Волгоградской области Колчановой С.Г., подписавшей и разместившей в единой информационной системе электронной цифровой подписью документацию об электронном аукционе.

Принимая решение о прекращении производства по делу за отсутствием в действиях должностного лица Колчановой С.Г. состава административного правонарушения, должностное лицо административного органа, действуя в рамках предоставленной ему компетенции, пришел к выводу о том, что реализация фильтров-поглотителей осуществляется потребителям любым хозяйствующим субъектом, после осуществления контроля о соответствии техническим, качественным, эксплуатационным характеристикам и требованиям технической документации военным представительством Минобороны России, при условии его соответствия единым требованиям, указанным в статье 31 Федерального закона от 05 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». В силу вышеизложенных положений фильтр-поглотитель относится к продукции военного назначения, понятие которой не охватывается термином «военная техника» применительно к Федеральному закону от 04 мая 2011 г. «О лицензировании отдельных видов деятельности» и положению о лицензировании от 13 июня 2012 г. № 581.

Данные выводы должностного лица, изложенные в постановлении от 18 февраля 2020 г., нахожу правильными.

Кроме того, согласно письму Минобороны России от 14 февраля 2020 г. № 566/1099, адресованному ООО «<данные изъяты>», Указом Президента РФ от 22 февраля 1992 г. № 179 «О видах продукции (работ, услуг) и отходов производства, свободная реализация которых запрещена» утвержден перечень видов продукции, свободная реализация которых запрещена. В Перечень включены, в частности, средства защиты от боевых отравляющих веществ; вооружение, боеприпасы к нему, военная техника, запасные части, комплектующие изделия и приборы к ним. Комплектующие изделия к средствам защиты от боевых отравляющих веществ в указанный Перечень не включены. Фильтры-поглотители являются комплектующими изделиями к фильтровентиляционному оборудованию систем вентиляции. В соответствии с пунктом 2 Положения о лицензировании разработки, производства, испытания, установки, монтажа, технического обслуживания, ремонта, утилизации и реализации вооружения и военной техники, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 13 июня 2012 г. № 581, к военной технике относятся технические средства, предназначенные для боевого, технического и тылового обеспечения деятельности войск (сил). Фильтры-поглотители ФП-300 закупаются организациями не для боевого, технического и тылового обеспечения деятельности войск (сил), а для установки на объектах гражданской обороны в целях защиты населения Российской Федерации, в связи с чем, не относятся в данном случае к военной технике.

Учитывая изложенное, судья соглашается с выводом должностного лица, что при подписании и размещении документации об аукционе Колчановой С.Г. не допущено нарушения требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, в связи с чем, выводы должностного лица антимонопольного органа об отсутствии в действиях Колчановой С.Г. объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ, являются обоснованными.

Должностное лицо Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ всесторонне, полно и объективно исследовал все обстоятельства дела в их совокупности, дал надлежащую оценку добытым доказательствам. Оснований для отмены постановления по доводам протеста прокурора не имеется.

Руководствуясь статьями 30.1-30.7 КоАП РФ, судья

Р Е Ш И Л :

постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы России по Волгоградской области Никуйко И.Б. № 034/04/7.30-1311/2019 от 18 февраля 2020 г., по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ, в отношении контрактного управляющего Отдела МВД России по Городищенскому району Волгоградской области Колчановой ФИО10 - оставить без изменения, а протест заместителя прокурора Городищенского района Волгоградской области - без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Волгоградский областной суд в течение 10 суток.

Судья Данилова О.В.