ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-120/20 от 25.03.2020 Октябрьского районного суда г. Пензы (Пензенская область)

Дело № 12-120/2020

Р Е Ш Е Н И Е

Судья Октябрьского районного суда г. Пензы Романова В.А.,

Представителя лица, привлеченного к административной ответственности – Кузнецова В.В. – Гусевой С.Ю.

с участием представителя ИФНС по Октябрьскому району г. Пензу – Яценко Л.Г.

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Кузнецова В.В. на постановление начальника ИФНС России по Октябрьскому району г. Пензы №2 от 10.02.2020 года о привлечении Кузнецова В.В., место жительства: <адрес> к административной ответственности по ч.2 ст. 15.1 КоАП РФ,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением начальника ИФНС России по Октябрьскому району г. Пензы №2 от 10.02.2020 года Кузнецов В.В. признан виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст.15.1 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде штрафа 4000 рублей.

В постановлении указано, что между МУП «Жилье-10» по ОЖФ (поверенный) и ООО «Пензенская управляющая организация» (доверитель) заключен договор поручения от 01.11.2019 г., согласно которому поверенный обязуется по поручению доверителя от его имени и за его счет принимать денежные средства, поступающие от потребителей доверителя на расчетный счет , расчетный счет открытые в филиале «Нижегородский» АО «АЛЬФА-БАНК», и перечислять денежные средства, собранные с потребителей доверителя на расчетный счет доверителя. Таким образом, МУП «Жилье-10» по ОЖФ привлечено управляющей организацией для выполнения функций платежного агента по приему денежных средств от граждан за жилищные и коммунальные услуги. В нарушение Федерального закона от 3 июня 2009 года N ЮЗ-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" (далее - Закон N ЮЗ-ФЗ) при исполнении договора денежные средства от плательщиков (потребителей услуг) за услуги, оказываемые ООО «Пензенская управляющая организация», зачисляются на счет МУП «Жилье-10» по ОЖФ , открытый в филиале «Нижегородский» АО «АЛЬФА-БАНК», который специальным расчетным счетом не является.

В жалобе Кузнецов В.В., выражая несогласие с данным постановлением, считая его незаконным, просит его отменить, указывая, что наличие у организации - МУП «Жилье-10» статуса платежного агента не исключает возможности заключения такой организацией с банком договора о переводе в ее пользу денежных средств по поручению физических лиц с открытием банковского счета и без открытия счета, при условии наличия у такой организации надлежаще оформленных полномочий по приему безналичных платежей в пользу поставщиков. МУП «Жилье-10» по ОЖФ в филиале «Нижегородский» АО «АЛЬФА-БАНК» открыт специальный банковский счет платежного агента (40821) под № 40821810929170000026 для зачисления денежных средств, полученных от плательщиков.

Предоставленные документы в ходе проведения проверки показывают, что денежные средства, полученные не переводом от кредитных организаций (банков), зачисляются на специальный банковский счет, и все операции по ним проводятся в соответствии с Федеральным законом от 3 июня 2009 года N ЮЗ-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами". Предприятие со своей стороны осуществило все предусмотренные законом действия для принятия платежей на специальные банковские счета, однако по изложенным выше причинам, денежные средства, полученные переводами от физических лиц через кредитные организации (банки), в соответствии с законодательством РФ не могут быть зачислены на специальные банковские счета. Кредитные организации, действующие в качестве операторов по переводу денежных средств, осуществляли перевод денежных средств в МУП «Жилье-10» по ОЖФ от потребителей жилищных и коммунальных услуг рамках применяемой формы безналичных расчетов. Предприятие не осуществляло их непосредственный прием в качестве наличных денежных средств.

Следовательно неиспользование предприятием специального банковского счета для зачисления указанных денежных средств не может образовывать состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 15.1. КоАП РФ.

Согласно договору поручения от 01.11.2019 г. МУП «Жилье-10» по ОЖФ принимало платежи от потребителей ООО «Пензенская управляющая организация» на расчетный счет , а также на расчетный счет - специальный банковский счет платежного агента (40821).

Согласно банковской выписке по счету от 28.11.2019 на счет поступили денежные средства в сумме 23434,27 рублей от Управления Федеральной почтовой службы Пензенской области (УПФС) с приложением электронного реестра плательщиков, где отражены их фамилии, имена, отчества, адреса, лицевые счета, суммы оплат, даты оплат. Среди плательщиков значатся физические лица - плательщики за жилищно-коммунальные услуги по адресам многоквартирных домов ООО «Пензенская управляющая организация» (<адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>).

Согласно банковской выписке по счету от 02.12.2019 на счет поступили денежные средства в сумме 2935,00 рублей также от УПФС с приложением электронного реестра плательщиков, в числе которых плательщик по лицевому счету 281430 по адресу <адрес>, относящемуся к ООО «Пензенская управляющая организация». Сводная информация по плательщикам ООО «Пензенская управляющая организация» отражена в таблице «Поступления на р/счету

Таким образом, наличные денежные средства от физических лиц за жилищно- коммунальные услуги, принятые платежным субагентом -УПФС, зачислялись на расчетный счет специальный банковский счет платежного агента МУП «Жилье-10» по ОЖФ.

В банковских выписках по счету , имеющихся в материалах дела, отражены платежи от физических лиц, поступающие через кредитные организации - банки (Сбербанк, ВТБ, Тинькофф и т.д.), которые согласно части 3 статьи 11 Федерального закона от 27 июня 2011 года N 161-ФЗ "О национальной платежной системе" (далее - Закон N 161-ФЗ) являются операторами по переводу денежных средств.

Согласно статье 5 Закона N 161-ФЗ кредитные организации осуществляет перевод денежных средств по распоряжению плательщика средств, оформленному в рамках применяемой формы безналичных расчетов, в пользу получателя - МУП «Жилье-10» по ОЖФ посредством зачисления денежных средств на банковский счет получателя средств.

Денежные средства, поступающие от плательщиков переводом через кредитные организации, в соответствии с Законом №161 -ФЗ, банки зачисляют на расчетный счет МУП «Жилье-10» по ОЖФ, который не является специальным банковским счетом платежного агента.

На момент принятия постановления о назначении административного наказания № 2 от 10.02.2020 г. законодательством предусмотрено обязательное использование специального банковского счета только в случае получения наличных денежных средств непосредственно платежным агентом. Неиспользование МУП «Жилье-10» по ОЖФ специального банковского счета при приеме платежей через кредитные организации не является нарушением, ответственность за которое предусмотрена ч. 2. ст. 15.1 КоАП РФ.

Заявитель Кузнецов В.В. будучи надлежащим образом извещенным в судебное заседание не явился, направив в суд своего представителя.

Представитель Кузнецова В.В. по доверенности Гусева С.Ю. доводы и обстоятельства изложенные в жалобе поддержала в полном объеме.

Представители ИФНС России по Октябрьскому району г. Пензы Яценко Л.Г.с доводами жалобы не согласилась, представила письменный отзыв на жалобу, указав, что постановление вынесено законно и обосновано при обнаружении признаков правонарушения. Просила оставить постановление без изменения.

Изучив доводы жалобы, исследовав материалы дела, выслушав участников процесса, суд приходит к следующему.

В силу ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Согласно ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

В соответствии со статьей 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

В соответствии с ч.2 ст.15.1 КоАП РФ административным правонарушением признается нарушение платежными агентами, осуществляющими деятельность в соответствии с Федеральным законом от 3 июня 2009 года N 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами", банковскими платежными агентами и банковскими платежными субагентами, осуществляющими деятельность в соответствии с Федеральным законом "О национальной платежной системе", обязанностей по сдаче в кредитную организацию полученных от плательщиков при приеме платежей наличных денежных средств для зачисления в полном объеме на свой специальный банковский счет (счета), а равно неиспользование платежными агентами, поставщиками, банковскими платежными агентами, банковскими платежными субагентами специальных банковских счетов для осуществления соответствующих расчетов.

Отношения, возникающие при осуществлении деятельности по приему платежным агентом от плательщика наличных денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств физического лица перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг), а также направленных органам государственной власти, органам местного самоуправления и учреждениям, находящимся в их ведении, в рамках выполнения ими функций, установленных законодательством Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 03.06.2009 № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами».

В силу ч. 1 ст. 3 Закона № 103-ФЗ (в редакции, действовавшей на момент совершения правонарушения) под деятельностью по приему платежей физических лиц в целях настоящего Федерального закона признается прием платежным агентом от плательщика денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг), …, а также осуществление платежным агентом последующих расчетов с поставщиком.

Согласно п. 1 и 4 ч.2 ст.1 Закона № 103-ФЗ, его положения не применяются к отношениям, связанным с деятельностью по проведению расчетов, в частности: 1) осуществляемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями при реализации товаров (выполнении работ, оказании услуг) непосредственно с физическими лицами, за исключением расчетов, связанных с взиманием платежным агентом с плательщика вознаграждения, предусмотренного настоящим Федеральным законом;…4) осуществляемых в безналичном порядке;.. .

Согласно п.п. 3, 4, 5 ст. 2 Закона № 103-ФЗ платежный агент - юридическое лицо, за исключением кредитной организации, или индивидуальный предприниматель, осуществляющие деятельность по приему платежей физических лиц. Платежным агентом является оператор по приему платежей либо платежный субагент; оператор по приему платежей - платежный агент - юридическое лицо, заключившее с поставщиком договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц; платежным субагентом является юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, заключившие с оператором по приему платежей договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц.

В соответствии с ч. 1 ст. 4 Закона № 103-ФЗ оператор по приему платежей для приема платежей должен заключить с поставщиком договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц, по условиям которого оператор по приему платежей вправе от своего имени или от имени поставщика и за счет поставщика осуществлять прием денежных средств от плательщиков в целях исполнения денежных обязательств физического лица перед поставщиком, а также обязан осуществлять последующие расчеты с поставщиком в установленном указанным договором порядке и в соответствии с законодательством Российской Федерации, включая требования о расходовании наличных денег, поступивших в кассу юридического лица или кассу индивидуального предпринимателя.

В силу ч. 14 ст. 4 Закона № 103-ФЗ платежный агент при приеме платежей обязан использовать специальный банковский счет (счета) для осуществления расчетов. При этом исчерпывающий перечень операций по специальному банковскому счету платежного агента предусмотрен ч. 16 ст. 4 Закона № 103-ФЗ.

Частью 4 ст. 8 Закона № 103-ФЗ установлено, что прием платежей без зачисления принятых от физических лиц наличных денежных средств на специальный банковский счет, указанный в частях 14 и 15 статьи 4 настоящего Федерального закона, а также получение поставщиком…денежных средств, принятых платежным агентом в качестве платежей, на банковские счета, не являющиеся специальными банковскими счетами, указанными в части 18 статьи 4 настоящего Федерального закона, не допускаются.

В соответствии с частью 2 статьи 15.1 КоАП РФ нарушение платежными агентами, осуществляющими деятельность в соответствии с Федеральным законом от 3 июня 2009 года N 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами", банковскими платежными агентами и банковскими платежными субагентами, осуществляющими деятельность в соответствии с Федеральным законом "О национальной платежной системе", обязанностей по сдаче в кредитную организацию полученных от плательщиков при приеме платежей наличных денежных средств для зачисления в полном объеме на свой специальный банковский счет (счета), а равно неиспользование платежными агентами, поставщиками, банковскими платежными агентами, банковскими платежными субагентами специальных банковских счетов для осуществления соответствующих расчетов влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей.

В судебном заседании установлено, что 20.01.2020 г. Прокуратурой Октябрьского района г. Пензы в ходе проведенной проверки на основании решения № 3 от 15.01.2020 установлен факт не выполнения требования законодательства, регламентирующего условия осуществления приема платежей от населения платежным агентом, осуществление расчетов с поставщиками МУП «Жилье-10» (ИНН 5835057285). По факту выявленного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 15.1 КоАП РФ, 21.01.2020 вынесено постановление о возбуждении административного правонарушения.

В ходе проверки установлено, что между МУП «Жилье-10» по ОЖФ в лице директора Кузнецова В. В. и ООО «Пензенская управляющая организация» в лице генерального директора Б. 01.11.2019 заключен договор поручения, в соответствии с которым МУП «Жилье-10» по ОЖФ приняло на себя обязательства принимать денежные средства, поступающие от потребителей ООО «Пензенская управляющая организация» (нанимателей, собственников и иных пользователей, использующих на законных основаниях жилые помещения в многоквартирных домах, в которых ООО «Пензенская управляющая организация» оказывает услуги) на расчетные счета и .

Согласно ч. 15 ст. 155 Жилищного кодекса РФ (далее - ЖК РФ) наймодатель жилого помещения, управляющая организация, иное юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, которым в соответствии с Кодексом вносится штата за жилое помещение и коммунальные услуги, а также их представитель вправе осуществлять расчеты с нанимателями жилых помещений государственного и муниципального жилых фондов и собственниками жилых помещений и взимать плату за жилое помещение и коммунальные услуги при участии платежных агентов, осуществляющих деятельность по приему платежей физических лиц, а также банковских платежных агентов, осуществляющих деятельность в соответствии с законодательством о банках и банковской деятельности.

Отношения, возникающие при осуществлении деятельности по приему платежным агентом от плательщика денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств физического лица перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг), в том числе внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с Жилищным кодексом РФ, регулируются Федеральным законом от 03.06.2009 № ЮЗ-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платёжными агентами» (далее - Закон № ЮЗ-ФЗ).

В силу ч. 1 ст. 3 Закона № ЮЗ-ФЗ под деятельностью по приему платежей физических лиц (далее - прием платежей) в целях Федерального закона признается прием платежным агентом от плательщика денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг), а также осуществление платежным агентом последующих расчетов с поставщиком.

Положения Закона № ЮЗ-ФЗ не применяются, в частности, к отношениям, связанным с деятельностью по проведению расчетов, осуществляемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями при реализации товаров (выполнении работ, оказании услуг) непосредственно с физическими лицами, за исключением расчетов, связанных с взиманием платежным агентом с плательщика вознаграждения, предусмотренного названным Федеральным законом, а также не применяются к отношениям, связанным с деятельностью по проведению расчетов, осуществляемых в безналичном порядке (п.п. 1 и 4 ч. 2 ст. 1 Закона № ЮЗ-ФЗ).

Согласно п.п. 3 и 4 ст. 2 Закона № ЮЗ-ФЗ платежный агент - юридическое лицо, за исключением кредитной организации, или индивидуальный предприниматель, осуществляющие деятельность по приему платежей физических лиц. Платежным агентом является оператор по приему платежей либо платежный субагент; оператор по приему платежей - платежный агент - юридическое лицо, заключившее с поставщиком договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц. Платежным субагентом является юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, заключившие с оператором по приему платежей договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц (п. 5 ст. 2 Закона № ЮЗ-ФЗ).

Согласно ч. 1 ст. 4 Закона № ЮЗ-ФЗ оператор по приему платежей для приема платежей должен заключить с поставщиком договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц, по условиям которого оператор по приему платежей вправе от своего имени или от имени поставщика и за счет поставщика осуществлять прием денежных средств от плательщиков в целях исполнения денежных обязательств физического лица перед поставщиком, а также обязан осуществлять последующие расчеты с поставщиком в установленном указанным договором порядке и в соответствии с законодательством Российской Федерации, включая требования о расходовании наличных денег, поступивших в кассу юридического лица или кассу индивидуального предпринимателя.

В силу ч. 14 ст. 4 Закона № ЮЗ-ФЗ платежный агент при приеме платежей обязан использовать специальный банковский счет (счета) для осуществления расчетов. При этом исчерпывающий перечень операций по специальному банковскому счету платежного агента предусмотрен ч. 16 ст. 4 Закона № ЮЗ-ФЗ. Частью 4 ст. 8 Закона №103-Ф3 установлено, что прием платежей без зачисления принятых от физических лиц наличных денежных средств на специальный банковский счет, указанный в частях 14 и 15 статьи 4 настоящего Федерального закона, а также получение поставщиком денежных средств, принятых платежным агентом в качестве платежей, на банковские счета, не являющиеся специальными банковскими счетами, указанными в части 18 статьи 4 настоящего Федерального закона, не допускается.

Таким образом, действующим законодательством предусмотрены императивные нормы, в соответствии с которыми расчеты с физическими лицами за оказанные коммунальные услуги с участием платежных агентов должны производиться только через специальные счета. Использование иных банковских счетов нарушает права граждан - плательщиков, в части отсутствия контроля за движением денежных средств, в том числе возможного использования их на иные цели.

Из содержания договора, заключенного между ООО «Пензенская управляющая организация» и МУП «Жилье - 10» по ОЖФ следует, что МУП «Жилье - 10» по ОЖФ привлечено управляющей организацией для выполнения функций платежного агента по приему денежных средств от граждан за жилищные и коммунальные услуги и перечислению этих денежных средств на счета управляющих организаций. Управляющая организация в рамках сложившихся правоотношений является поставщиком услуг.

Вопреки требованиям действующего законодательства, денежные средства от нанимателей, собственников и иных пользователей, использующих на законных основаниях жилые помещения в многоквартирных домах находящихся в управлении ООО «Пензенская управляющая организация», зачисляются на счет МУП «Жилье- 10» по ОЖФ , открытый в Филиале «Нижегородского» АО «АЛЬФА-БАНК», не являющийся специальным.

Согласно выписки, представленной АО «АЛЬФА-БАНК», по операциям на банковских счетах за период с 10.12.2019 года по 31.12.2019 года МУП «Жилье - 10» по ОЖФ сумма принятых платежей на расчетный счет (прием платежей по жилищным услугам) - по сроку привлечения к административной ответственности составила - 3 332 602 рубля 00 копеек.

Таким образом, установлено что МУП «Жилье- 10» по ОЖФ, являясь платежным агентом, в рамках правоотношений, регулируемых законодательством в сфере деятельности платежных агентов, не выполняет требования, установленные ч. 14 ст. 4 Закона №103-Ф3, поскольку не использует специальный банковский счет для осуществления расчетов, что образует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.2 ст. 15.1 КоАП РФ.

Согласно ч. 2 ст. 15.1 КоАП РФ нарушение платежными агентами, осуществляющими деятельность в соответствии с Федеральным законом от 3 июня 2009 года № ЮЗ-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами», банковскими платежными агентами и банковскими платежными субагентами, осуществляющими деятельность в соответствии с Федеральным законом «О национальной платежной системе», обязанностей по сдаче в кредитную организацию полученных от плательщиков при приеме платежей наличных денежных средств для зачисления в полном объеме на свой специальный банковский счет (счета), а равно неиспользование платежными агентами, поставщиками, банковскими платежными агентами, банковскими платежными субагентами специальных банковских счетов для осуществления соответствующих расчетов - влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

При рассмотрении материалов административного правонарушения в присутствии Кузнецова В.В. учтены все обстоятельства, приводимые должностным лицом в обоснование своей позиции.

В ходе рассмотрения административного материала директор МУП «Жилье - 10» по ОЖФ Кузнецов В.В. просил учесть, что в Федеральный Закон № ЮЗ-ФЗ с 08.01.2020 внесены изменения в части приема платежным агентом от физических лиц наличных денежных средств. Так как, платежи от плательщиков коммунальных услуг поступают через банк, они не являются наличными расчетами. Согласно ч.2 ст. 1.7 КоАП РФ закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено. Закон, устанавливающий или отягчающий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет. В связи с чем, считает, что подлежит применению новая редакция Закона, и производство по делу подлежит црекращению на основании и.5 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ.

Доводы Кузнецова В.В. не были приняты в виду следующего. Правонарушение совершено в период действия предыдущей редакции Закона № ЮЗ-ФЗ, в которой отсутствовала ссылка, указывающая на наличные расчеты при приеме денежных средств от плательщиков услуг. Кроме того, полагаем, что внесение изменений в части уточнения именно наличных денежных средств не повлекло изменение порядка зачисления платежей от физических лиц на специальный банковский счет. Доводы Инспекции согласуются с правовой позицией Верховного Суда, согласно которой Закон N ЮЗ-ФЗ в целях обеспечения общественной безопасности, защиты интересов государства и общества в сфере оборота наличных денежных средств предусматривает ряд мер по обеспечению » администрирования платежей, поступающих от физических лиц, одной из которых является требование об аккумулировании таких платежей на специальном банковском счете. При этом не имеет правового значения, осуществляется ли получение наличных денежных средств платежным агентом непосредственно либо с использованием услуг сторонних организаций, в том числе, банковских услуг (постановление от 20.11.15 N 89- АД15-1, определения от 09.12.16 № 306-АД16-16305 и от 04.09.17 № 306-АД17-11920).

Ссылка заявителя на нормы п.4 ч.2 ст.1 Закона N ЮЗ-ФЗ, согласно которым положения данного закона не применяются к отношениям, связанным с деятельностью по проведению расчетов, осуществляемых в безналичном порядке, Инспекцией не принимаются во внимание, поскольку прием платежей физических лиц (плательщиков) за коммунальные услуги для их последующего перечисления оператору по приему платежей осуществляется посредством наличных денежных средств. Последующее движение денежных средств не изменяет дальнейший характер таких расчетов между платежным субагентом и платежным агентом, поскольку по существу правоотношения изначально складываются между плательщиком и поставщиком услуг и лишь опосредуются привлечением специальных лиц (платежных агентов и субагентов), а такие расчеты не отвечают признакам расчетов, проводимых в безналичном порядке в смысле, придаваемом таким расчетам п.4 ч.2 ст.1 Закона N ЮЗ-ФЗ.

Таким образом, использование иных банковских счетов нарушает права граждан — плательщиков за коммунальные услуги, в части отсутствия контроля за движением денежных средств, в том числе, возможного использования их на иные цели, несвоевременного перечисления платы поставщикам.

Согласно объяснениям представителя Кузнецова В.В. – Гусевой С.Ю. все денежные средства полученные не переводом от кредитных организаций (банков) зачисляются на специальный банковский счет и все операции по ним проводятся в соответствии с Федеральным законом от 3 июня 2009 года N 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами». Денежные средства полученные переводами от физических лиц через кредитные организации (банки) в соответствии с законодательством РФ не могут быть зачислены на специальные банковские счета. Запретить потребителям оплачивать коммунальные услуги через кредитные организации не представляется возможным. Движение денежных средств полученных от потребителей коммунальных услуг, как на специальный банковский счет, так и на обычный происходит по письменному распоряжения поставщика коммунальных услуг.

По мнению судьи, Кузнецов В.В. выполнил возложенные на него обязанности и все предусмотренные законом действия для принятия платежей на специальные банковские счета.

Указанное, по мнению суда, свидетельствуют как об отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям в наступлении каких – либо материальных последствий правонарушения.

Вместе с тем, судья приходит к выводу о возможности освобождения Кузнецова В.В. от ответственности в связи с малозначительностью совершенного правонарушения.

Согласно ст.2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья может освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Как указано в п.21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N5, малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий, не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Как видно из материалов дела, допущенное Кузнецовым В.В. правонарушение существенной угрозы для общества, государства и охраняемых государством общественных отношений не содержит, нарушение устранено, специальный счет открыт, вредных последствий не повлекло, не причинило вреда интересам государства, таким образом, при наличии всех признаков состава правонарушения, данное конкретное бездействие не повлекло и не могло повлечь серьезных негативных последствий либо причинить значительный ущерб общественным интересам, что свидетельствует о низкой степени общественной опасности совершенного деяния.

Принимая во внимание обстоятельства совершенного правонарушения, роль и личность виновного лица в совершенном правонарушении, устранения допущенных нарушений, не повлекших существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений, суд приходит к выводу о малозначительности совершенного правонарушения.

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление;

При таких обстоятельствах постановление начальника ИФНС России по Октябрьскому району г. Пензы №2 от 10.02.2020 года о привлечении Кузнецова В.В., место жительства: <адрес> к административной ответственности по ч.2 ст. 15.1 КоАП РФ, подлежат отмене, а производство по делу прекращению на основании ст. 2.9 КоАП РФ в связи с малозначительностью совершенного административного правонарушения с объявлением устного замечания.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 2.9, 23.1, 30.4-30.8 КоАП РФ, судья

РЕШИЛ:

Жалобу Кузнецова В.В. удовлетворить частично.

Постановление начальника ИФНС России по Октябрьскому району г. Пензы №2 от 10.02.2020 года о привлечении Кузнецова В.В., место жительства: <адрес> к административной ответственности по ч.2 ст. 15.1 КоАП РФ, отменить, производство по делу прекратить на основании п.2.9 КоАП РФ.

Кузнецова В.В. от административной ответственности по ч.2 ст. 15.1 КоАП РФ освободить в силу малозначительности совершенного административного правонарушения, объявить ему устное замечание.

Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд в течение 10 дней со дня получения.

Судья: