Р Е Ш Е Н И Е
по жалобе на постановление по делу об
административном правонарушении
г. Нижневартовск 28 октября 2016 года
Судья Нижневартовского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры Васильев С.А.,
с участием представителей юридического лица ОАО «Варьеганнефть» К.Е.Н., предоставившего доверенность № от ДД.ММ.ГГГГ, Т.О.В., предоставившей доверенность № от ДД.ММ.ГГГГ,
представителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре М.И.Р. предоставившей доверенность № от ДД.ММ.ГГГГ,
рассмотрев жалобу представителя юридического лица открытого акционерного общества «Варьеганнефть» В.В.В. на постановление № 497-ГН/35 старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре Е.А.Ю. от 18 августа 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении юридического лица открытого акционерного общества «Варьеганнефть», место нахождения: г.Радужный Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, ИНН <данные изъяты>, ОГРН <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ, ранее к административной ответственности не привлекавшегося,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением № 497-ГН/35 старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре Е.А.Ю. от 18 августа 2016 года юридическое лицо ОАО «Варьеганнефть» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 300 000 (триста тысяч) рублей.
Не согласившись с указанным постановлением законный представитель юридического лица ОАО «Варьеганнефть» В.В.В. обратился в суд с жалобой, в которой просил постановление должностного лица отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить.
В обоснование жалобы на постановление по делу об административном правонарушении представитель юридического лица ОАО «Варьеганнефть» В.В.В. указывает, что должностным лицом в действия юридическому лицу вменено неисполнение требований о производстве сплошного отбора керна в продуктивных пластах при эксплуатационном бурении в 2015-2016 годах, предусмотренный программой доразведки и исследовательских работ в первоочередных скважинах на ачимовскую толщу, юрские отложения и пласты АВ, тем самым утратив его, что является административным правонарушением, ответственность за которое предусмотрена статьей 8.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Юридическое лицо не согласно с вмененным нарушением поскольку считает, что отбор керна на эксплуатируемых скважинах уже произведен в 2012 году, в связи с чем повторный отбор керна на уже исследованных участках нецелесообразен, поскольку бурение скважин происходит в районе с изученными геологическими характеристиками. Юридическое лицо не приступало к бурению скважин на малоизученных площадях, в связи с чем отбор и изучение керна не производились. Просит прекратить производство по делу об административном правонарушении в связи с отсутствием события административного правонарушения.
Законный представитель юридического лица ОАО «Варьеганнефть» К.Е.Н. в судебном заседании на доводах жалобы настаивал, просил ее удовлетворить. Настаивал на том, что отбор керна из разведанных ранее скважин является нецелесообразным, поскольку геолого-гидродинамические свойства месторождения уже исследованы.
Законный представитель юридического лица ОАО «Варьеганнефть» Т.О.В. в судебном заседании пояснила, что в случае, если суд придет к выводу о виновности юридического лица в инкриминируемом правонарушении, просит применить требования ст. 4.1 Кодекса Российской Федерации и снизить размер назначенного наказания в виде штрафа в размере менее минимального, установленного санкцией статьи. Пояснила, что в настоящее время юридическим лицом производятся все необходимые мероприятия для исправления выявленных проверкой нарушений. Впредь юридическое лицо обязуется производить работы в строгом соответствии с установленной технической документацией. При решении данного вопроса просит учесть, что юридическое лицо за последний год к административной ответственности за аналогичные правонарушения не привлекалось, а также учесть затруднительное финансовое положение предприятия.
Представитель Росприроднадзора М.И,Р, в судебном заседании просила отказать в удовлетворении жалобы представителя юридического лица, поскольку требования о сплошном отборе кернового материала при бурении скважин на ачимовскую толщу, юрские отложения и пласты группы АВ предусмотрены «Программой доразведки и исследовательских работ при эксплуатационном бурении в 2015-2016 годах», в соответствии с которой предприятию необходимо производить сплошной отбор кернового материала при производстве работ по бурению нефтяных скважин. Довод представителя юридического лица о том, что отбор кернового материала уже производился в 2012 году, не освобождает юридическое лицо от исполнения «Протокола центральной комиссии по согласованию технических проектов разработки месторождений углеводородного сырья», утвержденного председателем ЦКР Роснедр по УВС 17 декабря 2013 года. Согласно пункта 2 таблицы 9 программы исследовательских работ Ново-Аганского месторождения, при производстве работ по бурению в 2015 – 2023 годах предусмотрен сплошной отбор керна в интервалах продуктивных пластов. Просит оставить постановление должностного лица без изменения.
Рассмотрев материалы дела об административном правонарушении, изучив доводы жалобы, заслушав участвующих в судебном заседании лиц, судья установил следующее:
Руководителем Управления Росприроднадзора по ХМАО-Югре М.Р.И. 19 мая 2016 года вынесен приказ № 1294 о проведении плановой выездной проверки юридического лица ОАО «Варьеганнефть».
Уведомление о проведении плановой выездной проверки вручено генеральному директору ОАО «Варьеганнефть» 31 мая 2016 года.
Согласно п. 2.1.3 акта проверки № 260 от 26 июля 2016 года в ходе проведения плановой выездной проверки юридического лица ОАО «Варьеганнефть» было установлено нарушение требований ст. 23 Закона Российской Федерации № 2395-1 от 21 февраля 1992 года «О недрах», а именно, в составе действующего проекта на разработку Ново-Аганского месторождения утверждена Программа исследовательских работ Ново-Аганского месторождения (таблица 9 раздела 12 проектного документа). Программой предусмотрен комплекс работ по изучению кернового материала. В первоочередных скважинах на ачимовскую толщу, юрские отложения и пласты группы АВ при эксплуатационном бурении в 2015-2016 году предусмотрен сплошной отбор керна в продуктивных пластах. В 2015 году на Ново-Аганском месторождении были пробурены 4 эксплуатационные скважины на пласты Ю11, Ю12. Из представленной ОАО «Варьеганнефть» информации следует, что керновый материал при бурении указанных скважин не отбирался, что является нарушением требований Закона РФ «О недрах» (т. 2 л.д. 57-63).
04 августа 2016 года в отношении юридического лица ОАО «Варьеганнефть» составлен протокол № 677-ГН/35 об административном правонарушении по факту нарушения требований о сплошном отборе кернового материала в продуктивных скважинах (т. 2 л.д. 17-20).
Постановлением от 18 августа 2016 года № 497-ГН/35 юридическое лицо ОАО «Варьеганнефть» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 300 000 рублей (т. 2 л.д. 7-14).
Проверив в порядке статей 30.1-30.6 КоАП РФ законность и обоснованность постановления о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении судья приходит к выводу об изменении постановления должностного лица по следующим основаниям.
При рассмотрении дела по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении судья не связан доводами, содержащимися в жалобе и проверяет дело в полном объеме (ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ).
Как следует из обжалуемого постановления юридическому лицу ОАО «Варьеганнефть» вменено в вину совершение административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 8.11 КоАП РФ.
Статьей 8.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за нарушение правил и требований проведения работ по геологическому изучению недр, могущее привести или приведшее к недостоверной оценке разведанных запасов полезных ископаемых либо условий для строительства и эксплуатации предприятий по добыче полезных ископаемых, а также подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, а равно утрата геологической документации, дубликатов проб полезных ископаемых и керна, которые необходимы при дальнейшем геологическом изучении недр и разработке месторождений.
Предметом правонарушения является нарушение правил и требований проведения работ по геологическому изучению недр, закрепленных в Законе Российской Федерации «О недрах», а также вытекающих из «Положения о государственном надзоре за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 12 мая 2005 года № 293.
Согласно п. 1 и п. 2 части 2 статьи 22 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 года № 2395-1 «О недрах» пользователь недр обязан обеспечить соблюдение законодательства, норм и правил в области использования и охраны недр, а также соблюдение требований технических проектов, планов или схем развития горных работ, недопущение сверхнормативных потерь, разубоживания и выборочной отработки полезных ископаемых.
Согласно п. 33 Постановления Госгортехнадзора Российской Федерации от 06 июня 2003 года № 71, геологическое, макшейдерское обеспечение использования участка недр включает, в том числе, сохранение дубликатов проб полезных ископаемых и керна, которые необходимы при дальнейшем использовании участка недр, а также для его охраны.
Действующим техническим проектом на разработку Ново-Аганского нефтяного месторождения является Дополнение к технологической схеме разработки Ново-Аганского газонефтяного месторождения Тюменской области, согласованная Протоколом ЦКР Роснедр по УВС от 10 декабря 2013 года № 5804, утвержденная 17 декабря 2013 года.
Согласно главе 12 «Дополнения к технологической схеме развития Ново-Аганского газонефтяного месторождения Тюменской области», при эксплуатации Ново-Аганского месторождения предусмотрена доразведка месторождения с целью получения новой, наиболее полной и достоверной информации о запасах углеводородов и содержащихся в них ценных компонентов (т. 2 л.д. 51-56).
В рамках проведения плановой проверки юридического лица ОАО «Варьеганнефть», по запросу старшего государственного инспектора М.И.Р. от 22 июня 2016 года, главный геолог – заместитель генерального директора А.Н.Ерменко сообщил, что отбор керна в пределах Ново-Аганского месторождения в период 2015 – 2016 годов не производился (т. 2 л.д. 27).
Вышеуказанные нарушения законодательства о геологическом изучении недр были установлены в ходе проведения проверки и закреплены актом проверки и протоколом об административном правонарушении, а также предписанием об устранении выявленных нарушений № 289-ГН/35 от 18 августа 2016 года. Данные документы не обжаловались и никаких возражений по поводу их составления от представителя юридического лица не поступало.
Таким образом, юридическое лицо ОАО «Варьеганнефть» не обеспечило соблюдение законодательства о геологическом изучении недр, что подтверждается собранными по делу доказательствами, получившими оценку с точки зрения их относимости, допустимости и достаточности, по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Довод заявителя о том, что отбор кернового материала из уже разведанных до 2012 года скважин нецелесообразен, судья считает несостоятельным, поскольку согласно Дополнений к технологической схеме разработки Ново-Аганского газонефтяного месторождения Тюменской области, регулирующих разработку и эксплуатацию нефтяного месторождения на 2015-2023 года, сплошной отбор кернового материала в интервалах продуктивных пластов является обязательным и должен производится с частотой не менее 3-5 образцов за 1 метр поднятого керна (т. 2 л.д. 50).
При рассмотрении дела об административном правонарушении должностным лицом, в соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Порядок привлечения юридического лица ОАО «Варьеганнефть» к административной ответственности соблюден.
Срок привлечения к административной ответственности, в соответствии с ч. 1 ст. 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за нарушения законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и природопользования составляет 1 год. Административное правонарушение обнаружено должностным лицом, уполномоченным составлять протокол об административном правонарушении 26 июля 2016 года.
Оснований для освобождения ОАО «Варьеганнефть» от административной ответственности по признакам малозначительности (ст. 2.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях) судом не установлено.
Неустранимых сомнений в виновности юридического лица ОАО «Варьеганнефть» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судьей не установлено.
Вместе с тем, изучив дело об административном правонарушении, заслушав участвующих лиц, принимая во внимание обстоятельства, связанные с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, а также действиями лица по ликвидации выявленных нарушений, и привлечение юридического лица впервые к административной ответственности в области природопользования за период времени, предусмотренный ст. 4.6 КоАП РФ, а также учитывая имущественное и финансовое положение привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья приходит к выводу о возможности применения при назначении наказания юридическому лицу ОАО «Варьеганнефть» требования ч.ч. 3.2, 3.3. ст. 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, то есть назначить наказание в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей, но не менее половины минимального размера.
Санкция ст. 8.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает наказание для юридических лиц в виде штрафа в размере от 300 000 до 500 000 рублей.
На основании изложенного и руководствуясь п. 2 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
Р Е Ш И Л :
Постановление № 497-ГН/35 старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре Е.А.Ю. от 18 августа 2016, которым юридическое лицо Открытое акционерное общество «Варьеганнефть» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, изменить.
Назначить юридическому лицу Открытое акционерное общество «Варьеганнефть» за совершенное административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административное наказание в виде административного штрафа в размере 150 000 (сот пятьдесят тысяч) рублей.
В остальной части постановление № 497-ГН/35 старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре Е.А.Ю. от 18 августа 2016 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении юридического лица Открытое акционерное общество «Варьеганнефть», оставить без изменения.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в течение десяти суток.
Судья С.А.Васильев