ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-120/2017 от 19.05.2017 Салаватского городского суда (Республика Башкортостан)

копия

дело № 12-120/2017

РЕШЕНИЕ

по жалобе по делу об административном правонарушении

19 мая 2017 года г. Салават

Судья Салаватского городского суда Республики Башкортостан Серов Яков Константинович, рассмотрев в здании Салаватского городского суда, расположенного по адресу: <...>, жалобу защитника должностного лица АО «Салаватский Химический завод» ФИО1 по доверенности ФИО2 на постановление заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Республике Башкортостан от 00.00.0000 года о привлечении к административной ответственности по ст.15.15.12 КоАП РФ,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением заместителя руководителя УФК по РБ № ... от 00.00.0000 года руководитель АО «СХЗ» ФИО1 привлечен к административной ответственности по ст. 15.15.12 КоАП РФ и подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере ... рублей.

Защитник ФИО1 по доверенности ФИО2, не согласившись с постановлением, подала жалобу, согласно которой просит постановление отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения. Свои требования обосновывает тем, что условиями договоров и соглашений не установлен запрет, действующими нормами закона не установлены запреты на размещение средств выделенных юридическим лицам в рамках ст. 80 БК РФ на депозитах кредитных организаций. Договор от 00.00.0000 и договоры от 00.00.0000, 00.00.0000 не предусматривают единовременного освоения бюджетных инвестиций, направленных в качестве взноса в уставной капитал АО «СХЗ» в целях реконструкции производства специального ракетного топлива. АО «СХЗ» не является участником бюджетного процесса. С момента передачи акций АО «СХЗ» государству в лице его представительного органа бюджетные средства, переданные в качестве взноса в уставной капитал Общества, становятся средствами акционерного общества и не участвуют в процессе исполнения бюджета. До 00.00.0000 года законодательно не было установлено запрета на размещение указанных средств на счетах кредитных организаций на депозитах, а также в иных финансовых инструментах.

Извещение о времени и месте судебного заседания направленное в адрес ФИО1 в соответствии с ч. 2 ст. 25.15 КоАП РФ по известному суду адресу его места жительства и регистрации, возвращено в суд с отметкой истек срок хранения.

Согласно разъяснениям, данным в абз. 2 п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении КоАП РФ», лицо, в отношении которого ведется производство по делу, считается извещенным о времени и месте судебного рассмотрения и в случае, когда из указанного им места жительства (регистрации) поступило сообщение об отсутствии адресата по указанному адресу, о том, что лицо фактически не проживает по этому адресу либо отказалось от получения почтового отправления, а также в случае возвращения почтового отправления с отметкой об истечении срока хранения, если были соблюдены положения Особых условий приема, вручения, хранения и возврата почтовых отправлений разряда «Судебное», утвержденных приказом ФГУП «Почта России» от 31.08.2005 № 343 (в настоящее время № 423-п от 05 декабря 2014 года).

При таких обстоятельствах, а также с учетом мнения участника процесса, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие ФИО1

Представитель УФК по РБ - ФИО3, действующая на основании доверенности, с доводами жалобы не согласилась по доводам, изложенным в возражениях на жалобу, согласно которой бюджетные инвестиции, предоставленные АО «СХЗ» носят исключительный целевой характер, являются целевыми бюджетными средствами РФ, направлены на достижение одной цели – на реализацию инвестиционного проекта «Реконструкция производства НДМГ на Химическом заводе ОАО «Газпром Нефтехим Салават». АО «СХЗ» является участником исполнения федерального бюджета, на что указывает п. 5 ст. 15 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». АО «СХЗ» фактически является получателем бюджетных инвестиций по договору и соглашению, заключенными с главным распорядителем средств федерального бюджета, предоставляющим бюджетные инвестиции – Минэнерго, что опровергает довод жалобы о том, что АО «СХЗ» не является участником бюджетного процесса. АО «СХЗ» принимало участие в процессе исполнения бюджета, потому как использовало бюджетные средства, в установленном порядке отчитывалось об использовании бюджетных инвестиций главному распорядителю средств федерального бюджета – Роскосмосу, в том числе за 00.00.0000 год. Бюджетные инвестиции, указанные в акте выездной проверки от 00.00.0000 года, являлись целевыми адресными бюджетными средствами, должны были использоваться только по целевому назначению – на реконструкцию производства, а не на размещение на банковский депозит.

Заслушав участника процесса, исследовав настоящий материал, административное дело, представленное УФК по РБ, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены принятого по делу постановления.

Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 КоАП РФ).

В соответствии со статьей 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежит выяснению, в том числе виновность лица в совершении административного правонарушения.

В соответствии со ст.15.15.12 КоАП РФ нарушение запрета на размещение и (или) порядка размещения бюджетных средств на банковских депозитах либо запрета на передачу их в доверительное управление - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет.

Установлено, что в соответствии с Федеральным законом от 03.12.2012 года № 216-ФЗ «О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов», от 02.12.2013 года № 349-ФЗ «О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов», «О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» АО «СХЗ» предоставлены средства федерального бюджета по договорам, в том числе: в лице Министерства энергетики РФ по договору о предоставлении бюджетных инвестиций от 00.00.0000 года № ...; в лице Федерального космического агентства по договорам об участии РФ в собственности субъекта инвестиций от 00.00.0000 года № ... и от 00.00.0000... в виде бюджетных инвестиций, всего на сумму ... рублей, из них первый транш поступил 00.00.0000 года на сумму ... рублей, второй транш поступил 00.00.0000 на сумму ... рублей, третий транш поступил 00.00.0000 на сумму ... рублей. Данные договоры были заключены в соответствии со статьей 80 Бюджетного кодекса РФ.

Предметом указанных договоров, в том числе договора от 00.00.0000..., является предоставление Российской Федерацией застройщику – АО «СХЗ» бюджетных инвестиций на условиях, установленными договорами.

Из договора № ... от 00.00.0000 следует, что бюджетные инвестиции, предоставленные АО «СХЗ», носят исключительно целевой характер, являются целевыми бюджетными средствами РФ, направлены на достижение одной цели – на реализацию инвестиционного проекта «Реконструкция производства НДМГ на Химическом заводе ОАО «Газпром Нефтехим Салават».

Согласно п. 3 указанного договора денежные средства, полученные Обществом в счет оплаты акций, направляются на финансирование реконструкции производства специального ракетного топлива, которое производится в соответствии с соглашением о предоставлении в 00.00.0000 средств федерального бюджета на реализацию проекта реконструкции производства специального ракетного топлива, заключаемые между Роскосмосом и АО «СХЗ».

Условиями указанных договоров не установлены запреты на размещение средств, выделенных юридическим лицам в рамках ст.80 БК РФ, на депозиты кредитных организаций.

В соответствии с Планом контрольной работы Управления Федерального казначейства по Республике Башкортостан на 2016 год и Приказом Управления Федерального казначейства по Республике Башкортостан от 00.00.0000 года № ... «О назначении выездной проверки», проведена выездная проверка использования средств, предоставленных АО «СХЗ» из федерального бюджета в виде взноса в уставный капитал на реализацию инвестиционного проекта по реконструкции производства специального ракетного топлива.

Проведенной проверкой установлено, что бюджетные средства на ... руб., полученные, в том числе по договору об участии Российской Федерации в собственности субъекта инвестиций № ... от 00.00.0000, перечислены АО «СХЗ» с расчетного счета ... в Приволжский филиал ПАО «Промсвязьбанк» по договору срочного депозита № ... от 00.00.0000 платежным поручением № ... от 00.00.0000 в депозит. Указанные средства в полном объеме возвращены на счет АО «СХЗ» 00.00.0000, при этом проценты по данному депозиту за ... календарных дня составили ... коп.

В договоре № ... от 00.00.0000 срочного депозита значится подпись генерального директора АО «СХЗ» ФИО1

На платежном поручении на размещение денежных средств в депозит № ... от 00.00.0000 имеется отметка, что электронный документ принят по системе дистанционного банковского обслуживания, подписан электронной подписью, а также имеется отметка банка, что указанное поручение банком исполнено 00.00.0000 года.

В соответствии с приказом АО «СХЗ» о вступлении в должность генерального директора от 00.00.0000 года № ... ФИО1 вступил в должность генерального директора АО «СХЗ» с 00.00.0000, с ним заключен трудовой договор 00.00.0000 сроком по 00.00.0000.

Пунктом 1.7 трудового договора предусмотрено, что генеральный директор несет персональную ответственность за деятельность АО «СХЗ».

Согласно пункта 2.1 трудового договора генеральный директор в соответствии с действующим законодательством и Уставом АО «СХЗ» организует ведение бухгалтерского, налогового, статистического и оперативного учетов и составления отчетности АО «СХЗ», выполняет другие функции, необходимые для достижения целей деятельности общества и обеспечения его текущей деятельности.

Как следует из постановления по делу об административном правонарушении, ФИО1 привлечен к административной ответственности по статье 15.15.12 КоАП РФ, которая предусматривает административную ответственность за нарушение запрета на размещение и (или) порядка размещения бюджетных средств на банковских депозитах либо запрета на передачу их в доверительное управление.

Запрет на размещение бюджетных средств на банковских депозитах установлен п. 1 ст. 236 Бюджетного Кодекса РФ, действовавшего на момент совершения правонарушения, в соответствии с которым размещение бюджетных средств на банковских депозитах, получение дополнительных доходов в процессе исполнения бюджета за счет размещения бюджетных средств на банковских депозитах и передача полученных доходов в доверительное управление не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных Бюджетным кодексом РФ.

Пунктом 17 Постановления Правительства Российской Федерации от 27.12.2014 № 1563 «О мерах по реализации Федерального закона «О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» установлен порядок проведения операций с субсидиями, предоставляемыми юридическим лицам (за исключением субсидий федеральным бюджетным и автономным учреждениям, субсидий федеральным государственным унитарным предприятиям на осуществление капитальных вложений), бюджетными инвестициями, предоставляемыми юридическим лицам, не являющимся федеральными государственными учреждениями и федеральными государственными унитарными предприятиями, и взносами в уставные капиталы юридических лиц, предусмотренными ч. 1 ст. 5 Федерального закона, осуществляется при условии запрета размещения целевых средств на депозиты, а также в иные финансовые инструменты.

Пунктом 1 ст. 80 Бюджетного кодекса РФ предусмотрено, что предоставление бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными учреждениями и государственными или муниципальными унитарными предприятиями, влечет возникновение права государственной или муниципальной собственности на эквивалентную часть уставных (складочных) капиталов указанных юридических лиц, которое оформляется участием Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в уставных (складочных) капиталах таких юридических лиц в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации. Оформление доли Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в уставном (складочном) капитале, принадлежащей Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, осуществляется в порядке и по ценам, которые определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Роскосмос и АО «СХЗ» в соответствии со ст. 80 БК РФ заключали в ежегодные соглашения о предоставлении бюджетных инвестиций на реконструкцию производства специального ракетного топлива в 00.00.0000, в 00.00.0000 году, в 00.00.0000 году.

По соглашению от 00.00.0000..., предметом которого является осуществление совместных действий Минэнерго и застройщика по предоставлению бюджетных инвестиций на реконструкцию производства специального ракетного топлива в соответствии с приложением № 1 к Соглашению в пределах лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных Роскосмосу в сумме не более ... рублей (п. 1.1 Соглашения). Приложением № 1 к Соглашению определен перечень работ по реконструкции производства специального ракетного топлива, финансируемых в 00.00.0000 - 00.00.0000 годах за счет предоставленных бюджетных инвестиций, предусмотрено освоение бюджетных средств в сумме ... руб.

Согласно подпункту 2.2.4 соглашения АО «СХЗ» обязуется осуществлять целевое и эффективное использование средств федерального бюджета, в соответствии с п. 1.1 Соглашения, то есть в соответствии с предметом Соглашения.

В соответствии с подп. «в» п. 20 «Правил принятия решения о предоставлении бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимися государственными или муниципальными учреждениями и государственными или муниципальными унитарными предприятиями, в объекты капитального строительства за счет средств федерального бюджета», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21.10.2013 № 941, а также в соответствии с подпунктом 2.2.2.3 соглашения АО «СХЗ» предоставляет в Роскоссмос отчетность об использовании бюджетных инвестиций.

В п. 11 Постановления Правительства РФ от 10.12.2012 № 1272 «О мерах по реализации Федерального закона «О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов» указано, что предоставление бюджетных инвестиций открытым акционерным обществам осуществляется в соответствии с договором об участии Российской Федерации в собственности субъекта инвестиций, в котором предусматриваются положения:

- целевое назначение бюджетных инвестиций (в случае реализации инвестиционных проектов по строительству, реконструкции и техническому перевооружению принадлежащих открытому акционерному обществу объектов капитального строительства указываются наименование объекта, его предельная стоимость, мощность и срок ввода в эксплуатацию);

- порядок и сроки представления отчетности об использовании бюджетных инвестиций, установленной главным распорядителем средств федерального бюджета, предоставляющим бюджетные инвестиции.

В соответствии со ст. 6 Бюджетного кодекса РФ бюджетные инвестиции - это бюджетные средства, направляемые на создание или увеличение за счет средств бюджета стоимости государственного (муниципального) имущества.

Статьей 69 БК РФ установлено, что бюджетные инвестиции являются одним из видов бюджетных ассигнований. При этом согласно части 2 статьи 80 БК РФ бюджетные инвестиции, планируемые к предоставлению юридическим лицам, утверждаются законом о бюджете в качестве отдельного приложения к данному закону с указанием юридического лица, объема и цели предоставляемых бюджетных инвестиций.

Бюджетная система Российской Федерации основана на принципах, предусмотренных статьей 28 БК РФ, в том числе на принципе адресности и целевого характера бюджетных средств, который означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.

Роскосмос и АО «СХЗ» в силу статьи 80 БК РФ фактически является получателем бюджетных инвестиций по договору и Соглашению, заключенными с главным распорядителем средств федерального бюджета, предоставляющим бюджетные инвестиции - Минэнерго.

Таким образом, АО «СХЗ» принимало участие в процессе исполнения федерального бюджета, потому как использовало бюджетные средства, в установленном порядке отчитывалось об использовании бюджетных инвестиций главному распорядителю средств федерального бюджета - Роскосмосу, в том числе за 00.00.0000 год.

В силу ст. 152 БК РФ получатели бюджетных средств выступают в качестве участников бюджетного процесса.

Об участии АО «СХЗ» в процессе исполнения федерального бюджета указывает также требование п. 5 ст.15 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Федеральный закон № 44-ФЗ), где указано, что «при предоставлении в соответствии с БК РФ бюджетных инвестиций юридическому лицу, не являющемуся государственным или муниципальным учреждением, государственным или муниципальным унитарным предприятием, в случае реализации инвестиционных проектов по строительству, реконструкции и техническому перевооружению объектов капитального строительства на такое юридическое лицо при осуществлении им закупок за счет указанных средств распространяются положения Федерального закона № 44-ФЗ, регулирующие деятельность заказчика, в случаях и в пределах, которые определены в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации в рамках договоров об участии Российской Федерации, субъекта Российской Федерации в собственности субъекта инвестиций», которое АО «СХЗ» соблюдало при расходовании бюджетных инвестиций.

В договоре о предоставлении бюджетных инвестиций в 2015 году от 25.11.2014 № 01-09/444дсп и соглашении от 27.11.2014 года № 997-БИ01/14/363/с о предоставлении бюджетных АО «СХЗ» не предусмотрены нормы, разрешающие размещение бюджетных средств на банковских депозитах и получение дополнительных доходов в процессе исполнения бюджета за счет размещения бюджетных средств на банковских депозитах, поскольку бюджетные средства всегда предполагают определенный режим использования, построенный на правовых ограничениях: в частности, в Российской Федерации при использовании бюджетных средств должен соблюдаться указанный запрет.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.12.2011 № 1121 «О порядке размещения средств федерального бюджета на банковских депозитах» утверждены Правила размещения средств федерального бюджета на банковских депозитах, согласно которым размещать бюджетные средства в банковские депозиты Российской Федерацией разрешено только Федеральному казначейству.

Положения указанных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также заключенные в соответствии с ними Договор и Соглашение определяют, что полученные АО «СХЗ» бюджетные инвестиции, указанные в акте выездной проверки от 00.00.0000 года, являлись целевыми адресными бюджетными средствами, должны были использоваться только по целевому назначению - на реконструкцию производства.

При данных обстоятельствах, довод жалобы о том, что субъектом данного правонарушения являются только участники бюджетного процесса, указанные в статье 152 БК РФ, и что до 00.00.0000 года запрет на размещение вышеуказанных денежных средств на счетах кредитных организаций на депозитах законодательством не был установлен, является неверным.

Иные доводы жалобы направлены на иное толкование закона и переоценку собранных по делу доказательств в выгодном для заявителя свете, и не свидетельствуют о невиновности в совершении вменяемого правонарушения.

Нарушений норм материального и процессуального закона, влекущих отмену постановления по делу, не имеется.

Из материалов дела усматривается, что при рассмотрении дела фактические обстоятельства установлены полно и всесторонне.

Все предъявленные доказательства оценены в соответствии со статьей 26.11 КоАП РФ. Таким образом, вывод о наличии события правонарушения и виновности генерального директора АО «СХЗ» ФИО1 в совершении правонарушения, предусмотренного статьей 15.15.12 КоАП РФ является правильным и обоснованным.

Наказание назначено в соответствии с требованиями статьи 4.1 КоАП РФ в пределах санкции статьи, в связи с чем законных оснований для отмены обжалуемого постановления не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 30.1, 30.6, 30.7 КоАП РФ, суд

решил:

Постановление заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Республике Башкортостан от 00.00.0000 года № ... о привлечении генерального директора акционерного общества «Салаватский химический завод» ФИО1 к административной ответственности по статье 15.15.12 КоАП РФ и назначении административного наказания в виде штрафа в размере 20 000 рублей - оставить без изменения, жалобу защитника ФИО1 по доверенности ФИО2 - без удовлетворения.

Решение суда может быть обжаловано в Верховный суд Республики Башкортостан в течение десяти суток.

Судья подпись Я.К. Серов

Копия верна

Судья Я.К. Серов

Решение не вступило в законную силу _______________ секретарь суда_____________________

Решение вступило в законную силу ________________ секретарь суда_____________________

Судья Я.К. Серова

Секретарь суда______________________, подлинник в деле № 12-120/2017