судья Колмыкова М.В. дело № 7-230/2022
Р Е Ш Е Н И Е
по делу № 12-120/2022
город Пенза 7 июля 2022 года.
Судья Пензенского областного суда Попов П.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника ГБУ ПО «Аэропорт г. Пензы» ФИО1 на постановление старшего государственного инспектора в области охраны окружающей среды по Саратовской и Пензенской областям <данные изъяты> от 18 января 2022 года и решение Первомайского районного суда г. Пензы от 31 мая 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
у с т а н о в и л:
постановлением старшего государственного инспектора в области охраны окружающей среды по Саратовской и Пензенской областям <данные изъяты> от 18 января 2022 года ГБУ ПО «Аэропорт г. Пензы» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьёй 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 20000 рублей.
Решением Первомайского районного суда г. Пензы от 31 мая 2022 года постановление должностного лица оставлено без изменения, жалоба ГБУ ПО «Аэропорт г. Пензы» без удовлетворения.
В жалобе, поданной в Пензенский областной суд, защитник ГБУ ПО «Аэропорт г. Пензы» ФИО1 просит отменить постановление должностного лица и решение районного суда, производство по делу прекратить.
В обоснование жалобы ФИО1 указывает, что декларация о воздействии на окружающую среду была разработана в 2018 году, до утверждения уполномоченным органом исполнительной власти перечня методик расчетов выбросов загрязняющих веществ. Данные действия согласуются с приложением № 18 к постановлению Правительства Российской Федерации от 3 апреля № 440, согласно которому до 1 июля 2021 года при проведении инвентаризации стационарных источников выбросов и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, а также корректировки ее данных в целях подготовки материалов для комплексных экологических разрешений, разрешений на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, лимитов на выбросы загрязняющих веществ, деклараций о воздействии на окружающую среду допускалось применение методик расчета выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками без включения таких методик в перечень методик расчета выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками, формирование и ведение которого осуществляется Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.
С 1 июля 2021 года и до проведения в ноябре 2021 года проверки Росприроднадзором законодательство в области охраны атмосферного воздуха, связанные с проведением инвентаризации, не менялось.
Оснований для проведения корректировки данных инвентаризации источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух не имелось, так как для этого отсутствовали основания, предусмотренные пунктом 3 статьи 22 Федерального закона от 4 мая 1999 года № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (далее-Федеральный закон № 96-ФЗ) и пунктами 42, 43 Порядка проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, корректировки её данных, документирования и хранения данных, подученных в результате проведения таких инвентаризации и корректировки, утвержденного приказом Минприроды России от 7 августа 2018 года № 352.
Санитарно-эпидемиологическое заключение для подачи декларации о воздействии на окружающую среду не требовалось, санитарно-эпидемиологическое заключение для утверждения нормативов допустимых выбросов имелось, и было представлено при рассмотрении дела в районном суде.
В судебном заседании ФИО2 доводы жалобы поддержала по основаниям, в ней изложенным.
Изучив доводы жалобы, проверив материалы дела, выслушав объяснения защитника ГБУ ПО «Аэропорт г. Пензы» ФИО2, поддержавшей доводы жалобы, прихожу к следующему.
В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
В силу статьи 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, несоблюдение экологических требований при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.48 настоящего Кодекса, - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до ста тысяч рублей.
Как усматривается из протокола об административном правонарушении, при проведении в период с 8 по 30 ноября 2021 года плановой выездной проверки в ГБУ ПО «Аэропорт г. Пензы» было выявлено, что декларация о воздействии на окружающую среду разработана на основании методик расчетов, выбросов, не утвержденных уполномоченным органом исполнительной власти и не включенным в перечень расчета загрязняющих веществ, а также не представлено санитарно-эпидемиологическое заключение для декларации о воздействии на окружающую среду объекта II категории, что является несоблюдением экологических требований эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства.
Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения ГБУ ПО «Аэропорт г. Пензы» к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьёй 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья районного суда согласилась с постановлением должностного лица о виновности ГБУ ПО «Аэропорт г. Пензы» в совершении вмененного в вину правонарушения.
Вместе с тем, с выводами должностного лица и судьи районного суда согласиться нельзя по следующим основаниям.
Исходя из положений части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Совокупность имеющихся в деле доказательств позволяет сделать вывод о невиновности ГБУ ПО «Аэропорт г. Пензы» в совершении вмененного в вину правонарушения.
На основании статьи 31.2 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории, представляют декларацию о воздействии на окружающую среду.
В силу пункта 10 статьи 15 Федерального закона от 4 мая 1999 года № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух на объектах II категории, определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, за исключением выбросов радиоактивных веществ, осуществляются на основании декларации о воздействии на окружающую среду, представляемой в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти или орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 11 Федерального закона от 21 июля 2014 года N 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, лимиты на выбросы загрязняющих веществ, разрешения на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду, лимиты на сбросы загрязняющих веществ, нормативы образования отходов и лимиты на их размещение (далее - разрешения и документы), полученные юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и относящихся в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 года N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» к объектам I и II категорий, до 1 января 2019 года, действуют до дня истечения срока действия таких разрешений и документов либо до дня получения комплексного экологического разрешения или представления декларации о воздействии на окружающую среду в течение срока действия таких разрешений и документов.
Пунктами 1, 2 и 4 статьи 18 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» предусмотрено, что в целях обеспечения охраны окружающей среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, в результате хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.
Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение разрабатываются юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I и II категорий, определяемых в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды.
Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории, определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, включают информацию об объеме или о массе образовавшихся и размещенных отходов в декларацию о воздействии на окружающую среду в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды.
ГБУ ПО «Аэропорт г. Пензы» была разработана декларация о воздействии на окружающую среду, которая принята Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Пензенской области 28 ноября 2019 года, разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух было получено 2 августа 2018 года со сроком действия до 2 августа 2025 года.
Согласно пункту 2 статьи 22 Федерального закона от 4 мая 1999 года № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» инвентаризация стационарных источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух проводится инструментальными и расчетными методами. Порядок разработки и утверждения методик расчета выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками устанавливается Правительством Российской Федерации. Формирование и ведение перечня указанных методик осуществляются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
На основании приложения № 18 к постановлению Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2020 года № 440 до 1 июля 2021 года при проведении инвентаризации стационарных источников выбросов и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, а также корректировки ее данных в целях подготовки материалов для комплексных экологических разрешений, разрешений на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, лимитов на выбросы загрязняющих веществ, деклараций о воздействии на окружающую среду допускается применение методик расчета выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками без включения таких методик в перечень методик расчета выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками, формирование и ведение которого осуществляется Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.
Перечень методик расчета выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками был окончательно утвержден распоряжением Минприроды России от 28 июня 2021 года № 22-р.
До указанной даты в Перечне отсутствовала методика, которую могло бы применить ГБУ ПО «Аэропорт г. Пензы» при расчете выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками.
Согласно пункту 45 Порядка проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, корректировки ее данных, документирования и хранения данных, полученных в результате проведения таких инвентаризации и корректировки, утвержденного приказом Минприроды России от 7 августа 2018 года № 352, корректировка данных инвентаризации выбросов проводится не позднее одного года со дня возникновения обстоятельств, указанных в пункте 42 Порядка.
Пунктом 42 Порядка предусмотрено, что документация по инвентаризации подлежит корректировке при изменении технологических процессов и (или) режимов работы технологического оборудования и изменений законодательства Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха, связанных с инвентаризацией выбросов.
Таким образом, в случае изменения законодательства Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха, связанных с инвентаризацией выбросов, корректировка данных инвентаризации выбросов должна быть проведена не позднее одного года со дня наступления таких изменений, то есть в данном случае до 1 июля 2023 года.
В соответствии с Положением о предельно допустимых выбросах, временно разрешенных выбросах, предельно допустимых нормативах вредных физических воздействий на атмосферный воздух и разрешениях на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 9 декабря 2020 года N 2055, для объектов II категории, не получающих комплексное экологическое разрешение, и объектов III категории нормативы допустимых выбросов утверждаются хозяйствующим субъектом, осуществляющим деятельность на объекте.
Для объектов II категории расчеты нормативов допустимых выбросов являются приложением к декларации о воздействии на окружающую среду.
Нормативы допустимых выбросов утверждаются при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии указанных нормативов санитарным правилам.
В материалах дела имеется санитарно-эпидемиологическое заключение № 58.02.02.000.Т.000205.0618 от 15 июня 2018 года о соответствии нормативов допустимых выбросов санитарным правилам.
Однако, указанные выше обстоятельства при рассмотрении дела об административном правонарушении не были приняты во внимание должностным лицом и судьей районного суда, должной правовой оценки по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не получили.
В силу положений частей 1 и 4 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
C учетом изложенного, в действиях ГБУ ПО «Аэропорт г. Пензы» не усматривается нарушений в разработке декларации о воздействии на окружающую среду на основании методик расчетов, выбросов, не утвержденных уполномоченным органом исполнительной власти и не включенным в перечень расчета загрязняющих веществ, а также не нашло подтверждение непредставление санитарно-эпидемиологического заключения для декларации о воздействии на окружающую среду объекта II категории.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении может быть принято решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
При таких обстоятельствах постановление должностного лица и решение судьи районного суда, вынесенные в отношении ГБУ ПО «Аэропорт г. Пензы» по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежат отмене, а производство по делу подлежит прекращению на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 и пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - в связи с отсутствием в действиях ГБУ ПО «Аэропорт г. Пензы» состава административного правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 4 части 1 статьи 30.7, статьей 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
Р Е Ш И Л:
постановление старшего государственного инспектора в области охраны окружающей среды по Саратовской и Пензенской областям <данные изъяты> от 18 января 2022 года и решение Первомайского районного суда г. Пензы от 31 мая 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ГБУ ПО «Аэропорт г. Пензы» отменить.
Производство по данному делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с отсутствием в действиях ГБУ ПО «Аэропорт г. Пензы» состава административного правонарушения.
Жалобу защитника ГБУ ПО «Аэропорт г. Пензы» ФИО1 – удовлетворить.
Судья Пензенского областного суда Попов П.Г.