ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-1211/2021 от 15.07.2021 Вологодского городского суда (Вологодская область)

Дело № 12-1211/2021

УИД 35RS0010-01-2021-009420-02

РЕШЕНИЕ

город Вологда 15 июля 2021 года

Судья Вологодского городского суда Вологодской области Федосеева Ю.С., рассмотрев жалобу муниципального унитарного предприятия жилищно-коммунального хозяйства «Вологдагорводоканал» на постановление начальника отдела промышленной безопасности по Вологодской области Северо-Западного управления Ростехнадзора ФИО1 от 08 июня 2021 года /ПС по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

установил:

Постановлением начальника отдела промышленной безопасности по Вологодской области Северо-Западного управления Ростехнадзора ФИО1 от 08 июня 2021 года /ПС муниципальное унитарное предприятие жилищно-коммунального хозяйства «Вологдагорводоканал» (далее – МУП ЖКХ «Вологдагорводоканал», Предприятие) было признано виновным в административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 200 000 (двести тысяч) рублей.

Не согласившись с указанным постановлением, МУП ЖКХ «Вологдагорводоканал» обратилось в Вологодский городской суд с жалобой об отмене постановления, прекращению производства по делу в связи с малозначительностью совершенного административного правонарушения. В обоснование доводов указало, что деяние не повлекло причинения вреда личности, обществу или государству, охраняемым общественным отношениям, отсутствует причинение имущественного ущерба. Кроме того, Предприятием в настоящее время предпринимаются меры по устранению нарушений, однако источниками деятельности Предприятия являются тарифы по предоставлению населению услуг по водоснабжению и водоотведению, предприятие является социально значимым муниципальным унитарным предприятием. У предприятия имеется большая дебиторская задолженность, обусловленная отсутствием оплаты от потребителей услуг. Также ссылается на обременительность штрафа с учетом финансового состояния МУП ЖКХ «Вологдагорводоканал», поскольку приведет к ограничению свободы экономической деятельности и финансовой нестабильности Предприятия.

В судебном заседании защитники МУП ЖКХ «Вологдагорводоканал» по доверенности ФИО2, ФИО3 доводы, изложенные в жалобе, поддержали в полном объеме, просили постановление отменить, производство по делу прекратить с объявлением устного замечания.

Заслушав участников судебного заседания, исследовав материалы административного дела, проверив доводы жалобы, прихожу к следующему.

Частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов.

Как следует из материалов дела, на основании: распоряжения от 29 апреля 2021 года руководителя Северо-Западного управления Федеральной службы по экологическому технологическому и атомному надзору ФИО4, с целью: осуществления федерального государственного надзора в области промышленной безопасности в соответствии с ежегодным планом проведения проверок, утвержденным Приказом Северо-Западного управления Ростехнадзора от 30 октября 2020 года , главным государственным инспектором отдела промышленной безопасности по Вологодской области Северо-Западного управления Ростехнадзора ФИО5, 21 мая 2021 года в 15 часов 00 минут по результатам проведения плановой выездной проверки в отношении юридического лица МУП ЖКХ «Вологдагорводоканал» были выявлены нарушения обязательных требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте «Склад хлора» А28-000766-0002, II класс опасности, расположенном по адресу: 160010 <...>, а именно:

В нарушение статьи 6, части 1 статьи 9, статьи 15 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», МУП ЖКХ «Вологдагорводоканал» осуществляет эксплуатацию опасного производственного объекта «Склад хлора (включая хлораторное отделение) цеха очистных сооружений водопровода» (А28-00766-0002), расположенный по адресу: 160010, <...> без переоформленной лицензии на эксплуатацию взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности.

В нарушение требований статьи 10, части 1 статьи 9 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 27 июля 1997 года № 116ФЗ, МУП ЖКХ «Вологдагорводоканал» не планируются и не осуществляются мероприятия по локализации и ликвидации последствий аварий, не проводится обучение работников действиям в случае аварии или инцидента на ОПО. Графики проведения аварийно-тренировочных занятий, документы подтверждающие проведение указанных занятий не представлены;

В нарушение требований части 3.1 статьи 14, части 1 статьи 9 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 27 июля 1997 года № 116ФЗ декларация промышленной безопасности находящегося в эксплуатации опасного производственного объекта не разработана вновь в связи с изменением технологического процесса на опасном производственном объекте, а именно: прекращение доставки и разгрузки контейнеров с хлором с ж/д транспорта и исключением из состава ОПО «Участок транспортирования опасных веществ (А28-00766-0003)»;

В нарушение требований части 5 статьи 2, части 1 статьи 9 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 27 июля 1997 года №116ФЗ, нарушены требования промышленной безопасности, а именно: в сведениях, характеризующих опасный производственный объект, указаны недостоверные сведения:

- В сведения не включены напорные хлоропроводы с указанием регистрационных номеров и датой ввода в эксплуатацию согласно паспорта. Так например в сведениях от 14.05.2019 года указан только один напорный хлоропровод - год ввода в эксплуатацию 2008 без указания номера, диаметр - 32, а согласно паспортов на напорный трубопровод их несколько с номерами Х2.1, Х2.2, Х4 и годом ввода в эксплуатацию 2014, диаметрами 32 и 18;

- В состав сведений не включены вакуумные хлоропроводы с указанием регистрационных номеров и датой ввода в эксплуатацию согласно паспорта. Так например, в сведениях указан один вакуумный хлоропровод год ввода в эксплуатацию 2008 без указания номера, а согласно паспорта их несколько: Х.2.18, 2.19, 2.16, 2.15, 3.2, 2.5, 2.6, 2.7, 2.12 и т.д., с разными датами ввода в эксплуатацию и разные по характеристикам (диаметр, марка стали, протяженность);

- В состав сведений не включены вакуум-дозаторы хлора ESCO CLM-5 зав. , , , водяные ловушки для хлора ALLDOS 524-205-10000 зав.,

В нарушение требований статьи 7, части 1 статьи 9, части 5 статьи 13 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 27 июля 1997 года №116ФЗ нарушение безопасной эксплуатации технологического оборудования, а именно: вакуум-дозаторы хлора ESCO CLM-5 зав. , , , водяные ловушки для хлора ALLDOS 524-205-10000 зав. , , трубопроводы хлора от хлораторов хлораторной до эжекторов блока №3, трубопроводы хлора от контейнеров до регуляторов давления, трубопроводы хлора от хлораторов Хлораторной до эжекторов блока №1, трубопроводы хлора от хлораторов Хлордозаторной до эжекторов реагентного хозяйства эксплуатируются в отсутствие документов разрешающих безопасную эксплуатацию. Представленные экспертизы промышленной безопасности не зарегистрированы в РТН;

В нарушение требований части 2 статьи 3, части 1 статьи 9 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 27 июля 1997 года №116ФЗ, пункта 15 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасного ведения газоопасных, огневых и ремонтных работ», утв. приказом Ростехнадзора от 15 декабря 2020 года № 528 Перечень газоопасных работ в цехе ОСВ на 2021 год не согласован с собственной ПАСС(Ф), аттестованной на ведение газоспасательных работ, либо с ПАСС(Ф), с которой заключен договор на обслуживание.

В нарушение требований части 2 статьи 3, части 1 статьи 9 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 27 июля 1997 года № 116ФЗ, пунктов 14, 15 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасного ведения газоопасных, огневых и ремонтных работ», утв. приказом Ростехнадзора от 15 декабря 2020 года № 528 собственная профессиональная аварийно-спасательная служба (формирования) (далее - ПАСС(Ф)) не аттестована на ведение газоспасательных работ в установленном порядке;

В нарушение требований части 2 статьи 3, части 1 статьи 9 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 27 июля 1997 года № 116ФЗ, пункта 18 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасного ведения газоопасных, огневых и ремонтных работ», утв. приказом Ростехнадзора от 15 декабря 2020 года № 528 отсутствует журнал регистрации нарядов-допусков на проведение газоопасных работ, наряды-допуски на проведение газоопасных работ не регистрироваться собственной ПАСС(Ф), созданной организацией, или иной службой, на которую возложены данные полномочия в соответствии с документами эксплуатирующей организации (филиала организации), в журнале регистрации нарядов-допусков на проведение газоопасных работ с присвоением очередного номера. Устранено в ходе проверки;

В нарушение требований части 2 статьи 3, части 1 статьи 9 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 27.07.1997 №116ФЗ, п.23 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасного ведения газоопасных, огневых и ремонтных работ», утв. приказом Ростехнадзора от 15.12.2020 №528 наряд-допуск на проведение газоопасных работ от 14.05.2021 согласован с собственной ПАСС(Ф), не аттестованной на ведение газоспасательных работ в порядке, установленном Положением о проведении аттестации аварийно-спасательных служб;

В нарушение требований части 2 статьи 3, части 1 статьи 9 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 27 июля 1997 года № 116ФЗ, пункта 23 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасного ведения газоопасных, огневых и ремонтных работ», утв. приказом Ростехнадзора от 15 декабря 2020 года № 528 к наряду-допуску от 14 мая 2021 года на проведение газоопасных работ не приложена схема места проведения газоопасных работ, подписанная руководителем структурного подразделения или лицом, его замещающим;

В нарушение требований статьи 7, части 1 статьи 9 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 27.07.1997 №116ФЗ нарушение безопасной эксплуатации технологического оборудования, а именно: аппарат для обезвреживания хлора ОЛИМП-2002-к эксплуатируется сверх установленного в паспорте срока службы – 10 лет. Согласно паспорта аппарат эксплуатируется с 2008 года;

В нарушение требований части 1 статьи 9 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 27 июля 1997 года № 116ФЗ, пункта 110 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности при производстве, хранении, транспортировании и применении хлора», утв. приказом Ростехнадзора от 03 декабря 2020 года № 486 не представлены (отсутствуют) утвержденные графики проверки исправности схем противоаварийных защитных блокировок и сигнализации, электронных, релейных и электрических схем. Устранено в ходе проверки.

В нарушение требований части 1 статьи 9 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 27 июля 1997 года № 116ФЗ, пункта 98 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности при производстве, хранении, транспортировании и применении хлора», утв. приказом Ростехнадзора от 03 декабря 2020 года №486 хлоропроводы не имеют опознавательную окраску и предупреждающие знаки;

В нарушение требований части 1 статьи 9 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 27 июля 1997 года № 116ФЗ, статьи 36 Федерального закона от 30 декабря 2009 года № 383-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» безопасность сооружения в процессе эксплуатации должна обеспечиваться посредством текущих ремонтов сооружения. Бетонное покрытие площадки погрузки-разгрузки контейнеров с хлором находится в неудовлетворительном состоянии, имеет разрушенные участки.

В нарушение требований части 1 статьи 9 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 27 июля 1997 года № 116ФЗ, пункта 224 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности при производстве, хранении, транспортировании и применении хлора», утв. приказом Ростехнадзора от 03 декабря 2020 года № 486 Полы складских помещений складов жидкого хлора должны иметь гладкую поверхность и быть выполненными из кислотоустойчивых материалов. Полы в помещении склада хлора имеют разрушенные участки, выбоины и трещины

Положения Федерального закона от 21 июля 1997 года № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» определяет правовые, экономические и социальные основы обеспечения безопасной эксплуатации опасных производственных объектов и направлен на предупреждение аварий на опасных производственных объектах и обеспечение готовности эксплуатирующих опасные производственные объекты юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к локализации и ликвидации последствий указанных аварий. Нормы Федерального закона распространяются на все организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющие деятельность в области промышленной безопасности опасных производственных объектов на территории Российской Федерации.

Статьей 1 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» промышленная безопасность опасных производственных объектов - состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий.

На основании пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 116-ФЗ требования промышленной безопасности - условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в названном Федеральном законе, других федеральных законах, а также федеральных нормах и правилах в области промышленной безопасности.

В силу пункта 1 статьи 2 Федерального закона № 116-ФЗ опасными производственными объектами в соответствии с данным Федеральным законом являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в Приложении 1 к названному Федеральному закону. В соответствии с пунктом 1 статьи 9 Федерального закона №116-ФЗ предусмотрено, что организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана соблюдать положения данного Федерального закона, других федеральных законов, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности.

Виновность МУП ЖКХ «Вологдагорводоканал» в совершении вмененного административного правонарушения подтверждается протоколом об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ, а также иными материалами дела.

Оценив представленные доказательства по делу всесторонне, полно, объективно, в их совокупности, в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ, должностное лицо административного органа пришло к обоснованному выводу о наличии в действиях МУП ЖКХ «Вологдагорводоканал» состава указанного административного правонарушения и виновности в его совершении.

При таких обстоятельствах действия МУП ЖКХ «Вологдагорводоканал» квалифицированы верно по части 1 статьи 9.1 КоАП РФ.

Нарушений норм процессуального закона, влекущих безусловную отмену постановления, при производстве по делу об административном правонарушении допущено не было, нормы материального права применены правильно.

Постановление о привлечении МУП ЖКХ «Вологдагорводоканал» к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.

Однако, принимая во внимание, что допущенные нарушения не повлекли причинения тяжких последствий и существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, Предприятием принимаются меры для устранения выявленных нарушений, часть нарушений устранена в ходе проверки, изложенное позволяет прийти к выводу о том, что действиями административного органа по возбуждению дела об административном правонарушении, его рассмотрению и установлению вины должностного лица достигнуты предупредительные цели административного производства.

В силу статьи 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

В соответствии с пунктом 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий, не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

С учетом оценки всех обстоятельств по делу, принятием мер по устранению выявленных нарушений, характера выявленных нарушений, суд полагает необходимым производство по делу прекратить, освободить МУП ЖКХ «Вологдагорводоканал» от административной ответственности в связи с малозначительностью административного правонарушения.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.1 - 30.7 КоАП РФ, суд

решил:

Постановление начальника отдела промышленной безопасности по Вологодской области Северо-Западного управления Ростехнадзора ФИО1/ПС от 08 июня 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить, производство по делу прекратить.

Освободить муниципальное унитарное предприятие жилищно-коммунального хозяйства «Вологдагорводоканал» от административной ответственности в связи с малозначительностью административного правонарушения и объявить ему устное замечание.

Решение может быть обжаловано в Вологодский областной суд через Вологодский городской суд в 10-дневный срок со дня вручения или получения копии решения.

Судья Ю.С. Федосеева