КОПИЯ Дело № 12-1212/2016
Р Е Ш Е Н И Е
г. Казань 25 августа 2016 года
Судья Вахитовского районного суда г. Казани Е.Н. Леденцова, при секретаре судебного заседания Т.С.Андреевой, рассмотрев жалобу ФИО2 на постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по РТ от ... № ... по делу об административном правонарушении в отношении должностного лица – ведущего специалиста отдела потребительского рынка и услуг Комитета экономического развития Исполнительного комитета муниципального образования г.Казани ФИО2 о привлечении его административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.9 КоАП РФ,
У С Т А Н О В И Л :
Постановлением заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по РТ от ... № ... по делу об административном правонарушении, должностное лицо ведущий специалист отдела потребительского рынка и услуг Комитета экономического развития Исполнительного комитета муниципального образования г.Казани ФИО2 был признан виновным совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 15000 рублей.
В жалобе на постановление об административном правонарушении ФИО2 просит вышеуказанное постановление отменить, производство по делу прекратить.
ФИО2 в судебном заседании жалобу поддержал.
Представитель Управления Федеральной антимонопольной службы по РТ считает жалобу заявителя необоснованной, подлежащей отклонению, поскольку нарушение законодательства доказано материалами дела.
Изучив доказательства, имеющиеся в материалах административного дела, судом установлено следующее.
В соответствии с частью 1 статьи 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится одно из следующих решений:
1) об оставлении постановления без изменения, а жалобы без удовлетворения;
Согласно части 1 статьи 14.9 КоАП РФ действия (бездействие) должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных лиц органов или организаций, государственных внебюджетных фондов, а также организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг, которые недопустимы в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации и приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, а равно к ограничению свободного перемещения товаров (работ, услуг), свободы экономической деятельности, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 14.32 настоящего Кодекса, влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
Судьей установлено, что на основании поступившего обращения о незаконных действиях Исполнительного комитета муниципального образования города Казани, направленных на ограничение конкуренции в сфере использования и реализации муниципального имущества при проведении .... электронного аукциона на право размещения сезонного нестационарного кафе на территории вблизи озера «...» общей площадью 70 кв.м. кадастровый квартал ..., приказом Татарстанского УФАС России от ......-к в отношении Исполнительного комитета муниципального образования г.Казани, МКУ «Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета ...» было возбуждено дело ... по признакам нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-Ф3 «О защите конкуренции», в части не опубликования извещения о проведении электронных аукционов по продаже права на размещение сезонных нестационарных торговых объектов и объектов общественного питания на территории г. Казани на официальном сайте Российской Федерации по проведению торгов www.torgi.gov.ru, что привело или могло привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
В соответствии со статьей 11 ЗК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.
Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
Материалами дела установлено, что Комитетом экономического развития г.Казани разработан упрощенный порядок размещения сезонных нестационарных торговых объектов, который утвержден постановлением Исполнительного комитета г.Казани от ...... «Об утверждении Положения о порядке размещения нестационарных торговых объектов на территории г.Казани».
В соответствии с данным постановлением размещение сезонных нестационарных торговых объектов и объектов общественного питания на территории г. Казани осуществляется в местах, определенных схемой размещения.
Право размещения сезонных нестационарных торговых объектов и объектов общественного питания на территории г. Казани приобретается по результатам проведения электронных аукционов по продаже права на размещение сезонных нестационарных торговых объектов и объектов общественного питания на территории г. Казани.
Аукцион по продаже права на размещение сезонных нестационарных торговых объектов и объектов общественного питания является открытым по составу участников и проводится в форме электронного аукциона.
Уполномоченный орган публикует информационное извещение о проведении электронного аукциона на официальном сайте и в Сборнике при условии, что опубликование и размещение не осуществляются вместо предусмотренного настоящим Положением.
Статьей 2 Федерального закона от 28.12.2009 года № 381-Ф3 «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» установлено, что нестационарным объектом является торговый объект, представляющий собой временное сооружение или временную конструкцию, не связанные прочно с земельным участком вне зависимости от наличия или отсутствия подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, в том числе передвижное сооружение.
Размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2009 года № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации».
Постановлением Исполнительного комитета г.Казани от ...... «Об утверждении схем размещения сезонных нестационарных торговых объектов и объектов общественного питания на территории г.Казани» определены места на 2015 год для размещения нестационарных торговых объектов на территории г.Казани.
Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования г.Казани в соответствии с постановлением Исполнительного комитета г.Казани от ......, на основании приказа Комитета от ....../...... провел электронный аукцион по продаже прав на размещение сезонных нестационарных кафе на территории г.Казани.
На электронный аукцион было выставлено 34 лота.
Оператор электронной площадки - ГУП «Агентство по государственному заказу, инвестиционной деятельности и межрегиональным связям Республики Татарстан».
Извещение о проведении электронного аукциона опубликовано на электронной площадке ....ru (извещение №...), на официальном сайте Комитета kzio.kzn.ru и в Сборнике документов и правовых актов муниципального образования города Казани.
Вместе с тем, Комитетом земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования г.Казани при проведении электронного аукциона по продаже прав на размещение сезонных нестационарных кафе на территории г.Казани не опубликовалось извещение о проведении аукциона на официальном сайте Российской Федерации по проведению торгов www.torgi.gov.ru.
При этом, информационное сообщение о проведении электронного аукциона опубликовано в Сборнике муниципальных актов города Казани - фактически за 4 рабочих дня до окончания срока подачи заявок на участие в аукционе ....
Положение, утвержденное Постановлением ... от ..., устанавливает требования к срокам публикации информационного сообщения - не менее 10 рабочих дней до дня окончания срока подачи заявок лишь для сообщения, опубликование которого происходит на электронной площадке, не устанавливая соответствующих требований к срокам публикации информационного сообщения на официальном сайте Комитета kzio.kzn.ru и в Сборнике документов и правовых актов муниципального образования города Казани.
В соответствии с частью 19 статьи 39.1 ЗК РФ извещение о проведении аукциона размещается на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о проведении торгов, определенном Правительством Российской Федерации (далее - официальный сайт), не менее чем за тридцать дней до дня проведения аукциона. Указанное извещение должно быть доступно для ознакомления всем заинтересованным лицам без взимания платы.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.09.2012г. № 909 «Об определении официального сайта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о проведении торгов и внесений изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» в качестве адреса официального сайта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов определен сайт www.torgi.gov.ru.
Статья 39.33 ЗК РФ устанавливает, что использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута в случаях размещения нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2009 года № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации».
Вместе с тем, статья 39.33 ЗК РФ прямо указывает, что размещение нестационарных торговых объектов предполагает использование земель или земельных участков муниципальной, государственной собственности.
В тоже время Федеральный закон от 28 декабря 2009 года № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» не содержит требований, положений, регулирующих порядок получения права на размещение сезонных нестационарных торговых объектов и объектов общественного питания на территории муниципальных образований.
В данном случае извещение о проведении электронного аукциона было опубликовано лишь на электронной площадке ....ru (извещение №...), на официальном сайте Комитета kzio.kzn.ru и в Сборнике документов и правовых актов муниципального образования города Казани, в сроки, недостаточные для получения аккредитации на электронной площадке.
В результате действий Исполнительного комитета муниципального образования города Казани, Комитета земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования г.Казани были нарушены права неопределенного круга лиц, имевших намерение участвовать в аукционе на повышение цены с открытой формой подачи предложений о цене по продаже пакетов обыкновенных именных акций открытых акционерных обществ, находящихся в собственности Республики Татарстан.
В соответствии с пунктом 7 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
Деятельность уполномоченных органов государственной власти или органов местного самоуправления призвана поддерживать конкуренцию в том её виде, в каком этого требует законодательство, которое запрещает совершать действия (бездействие), принимать различного рода акты (нормативного или ненормативного характера), способные привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
В соответствии со статьей 15 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-Ф3 «О защите конкуренции», федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
В частности, в соответствии с частью 1 данной статьи запрещаются:
- необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам;
- установление запретов или введение ограничений в отношении свободного перемещения товаров в Российской Федерации, иных ограничений прав хозяйствующих субъектов на продажу, покупку, иное приобретение, обмен товаров;
- создание дискриминационных условий.
Пункт 8.2. Положения об организации и проведении электронного аукциона по продаже права на размещение сезонных нестационарных торговых объектов и объектов общественного питания на территории г.Казани (постановление Исполнительного комитета г.Казани от ......, с учетом изменений, внесенных постановлением Исполнительного комитета г.Казани от ......) предусматривает, что «Уполномоченный орган публикует информационное извещение о проведении электронного аукциона на официальном сайте и в Сборнике при условии, что опубликование и размещение не осуществляются вместо предусмотренного настоящим Положением».
Вместе с тем, опубликование информационного извещения о проведении электронного аукциона требует иного доведения до потенциальных участников аукциона - в том числе, путем публикации сообщения на официальном сайте Российской Федерации по проведению торгов vvww.torgi.gov.ru.
Пункт 8.3. Положения об организации и проведении электронного аукциона по продаже права на размещение сезонных нестационарных торговых объектов и объектов общественного питания на территории г.Казани (постановление Исполнительного комитета г.Казани от ......, с учетом изменений, внесенных постановлением Исполнительного комитета г.Казани от ......) предусматривает, что «Информационное извещение о проведении электронного аукциона размещается Уполномоченным органом на электронной площадке не менее чем за 10 (десять) рабочих дней до даты окончания подачи заявок на участие в электронном аукционе.
ГУП «Агентство по государственному заказу, инвестиционной деятельности и межрегиональным связям Республики Татарстан» представило в УФАС России по РТ информацию, что порядок аккредитации участников определен разделом 4 Руководства пользователя Электронной Торговой Площадки, размещенного на сайте 223.zakazrf.ru. Согласно разделу 4 Руководства, участник проходит процедуру аккредитации на электронной площадке в соответствии с регламентом, утвержденным на электронной площадке zakarf.ru.
Разделом 7 Регламента организации и проведения открытых аукционов в электронной форме для размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд на электронной площадке ГУП «Агентство по государственному заказу, инвестиционной деятельности и межрегиональным связям Республики Татарстан» www.zakazrf.ru, размещенного на сайте www.zakazrf.ru в разделе «Документы», установлен порядок аккредитации участников электронных аукционов, при этом срок аккредитации участника, согласно п. 7.3.8.7 Регламента, не превышает пяти рабочих дней с даты принятия документов и сведений, необходимых для аккредитации.
Таким образом, с учетом срока аккредитации участника - пять рабочих дней, срок опубликования извещения о проведении электронного аукциона в десять рабочих дней является недостаточным для выполнения всех условий участия в электронном аукционе, в том числе для аккредитации участника на электронной площадке, сбора необходимых документов, оплаты задатка, подачи заявки и т.д.
Более того, Положение устанавливает требования к срокам публикации информационного сообщения - не менее 10 рабочих дней до дня окончания срока подачи заявок лишь для сообщения, опубликование которого происходит на электронной площадке, не устанавливая соответствующих требований к срокам публикации информационного сообщения на официальном сайте Комитета kzio.kzn.ru и в Сборнике документов и правовых актов муниципального образования города Казани.
Таким образом, Комиссией Татарстанского УФАС России установлено, что Положение об организации и проведении электронного аукциона по продаже права на размещение сезонных нестационарных торговых объектов и объектов общественного питания на территории г.Казани (утвержденное постановлением Исполнительного комитета г.Казани от ......, с учетом изменений, внесенных постановлением Исполнительного комитета г.Казани от ......) является актом не соответствующим требованиям антимонопольного законодательства, условия о сроках и источниках опубликования информационного сообщения о проведении аукциона носят антиконкурентный характер.
Факт отсутствия конкуренции при получении прав на размещение сезонных нестационарных торговых объектов и объектов общественного питания на территории г. Казани на электронном аукционе подтверждается тем обстоятельством, что ни по одному из тридцати четырех лотов не поступило более одной заявки.
В соответствии с протоколом от ...... Постоянно действующей комиссии по организации и проведению торгов рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе проведения аукциона электронные аукционные торги признаны несостоявшимися:
- по лотам №..., ... -ввиду отсутствия поданных заявок;
- по лотам №..., ... - в связи с подачей единственных заявок;
- по лоту ... - в связи с недопуском единственного заявителя к торгам.
Все договоры купли-продажи права на размещение сезонных нестационарных торговых объектов и объектов общественного питания на территории г. Казани были заключены по начальной цене, из чего следует, что извещение о проведении аукциона публиковалось таким образом, что о нем могли знать только за ранее информированные хозяйствующие субъекты -потенциальные участники аукциона.
Таким образом, действия Исполнительного комитета муниципального образования города Казани являются нарушением части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-Ф3 «О защите конкуренции», в части утверждения Положения об организации и проведении электронного аукциона по продаже права на размещение сезонных нестационарных торговых объектов и объектов общественного питания на территории г.Казани (постановление Исполнительного комитета г.Казани от ......, с учетом изменений, внесенных постановлением Исполнительного комитета ... от ......), на антиконкурентных условиях.
Согласно части 1 статьи 37 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-Ф3 «О защите конкуренции», за нарушение антимонопольного законодательства должностные лица федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, должностные лица иных осуществляющих функции указанных органов или организаций, а также должностные лица государственных внебюджетных фондов, коммерческие и некоммерческие организации и их должностные лица, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
Согласно части 5 статьи 39 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-Ф3 «О защите конкуренции», если в ходе рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства антимонопольный орган выявит обстоятельства, свидетельствующие о наличии административного правонарушения, антимонопольный орган возбуждает дело об административном правонарушении в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.
Как установлено материалами дела, нарушение Исполнительным комитетом муниципального образования города Казани антимонопольного законодательства явилось, в том числе, следствием действий ведущего специалиста отдела потребительского рынка и услуг Комитета экономического развития Исполнительного комитета муниципального образования г.Казани ФИО2, то есть имеет место совершение административного правонарушения со стороны должностного лица в соответствии с его служебным положением и в связи с исполнением функций организационно-распорядительного и административно-хозяйственного характера.
В соответствии со статьей 2.4 КоАП РФ должностные лица несут ответственность за административные правонарушения, в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Таким образом, ведущим специалистом отдела потребительского рынка и услуг Комитета экономического развития Исполнительного комитета муниципального образования г.Казани ФИО2 допущено нарушение, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.9 КоАП РФ.
Кроме того, ФИО2 считает вменяемое ему правонарушение малозначительным.
В соответствии с пунктом 21 постановления Пленума Верховного суда РТ от 24.03.2005г. ... «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» если при рассмотрении дела будет установлена малозначительность совершенного административного правонарушения, судья на основании статьи 2.9 КоАП РФ вправе освободить виновное лицо от административной ответственности и ограничиться устным замечанием. Если малозначительность административного правонарушения будет установлена при рассмотрении жалобы на постановление по делу о таком правонарушении, то на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу.
Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Статья 15.1 ч. 2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает возможность назначения административного наказания в пределах минимального и максимального размера санкции с учетом характера совершенного правонарушения, других обстоятельств, смягчающих административную ответственность.
Суд признает меру ответственности назначенной УФАС по РТ соразмерной совершенному правонарушению.
Согласно пункту 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2010 №10 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Данные обстоятельства в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания.
Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 указанного Постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.
В данном случае оснований для вывода о малозначительности выявленного нарушения, в связи с тем, что оно не повлекло негативных последствий либо существенного нарушения прав и интересов граждан и государства не имеется.
Суд считает, что вина ФИО2 в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях подтверждается надлежащими доказательствами, постановление должно быть оставлено без изменения, жалоба без удовлетворения.
Различные доводы подателя жалобы, при выше изложенных установленных судом обстоятельствах, основанием, влекущим удовлетворение настоящей жалобы, не являются.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 30.7, ч.1 ст. 14.9, 4.1. Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
Постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по РТ от ... № ... по делу об административном правонарушении в отношении должностного лица – ведущего специалиста отдела потребительского рынка и услуг Комитета экономического развития Исполнительного комитета муниципального образования г.Казани ФИО2, о привлечении его к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.9 КоАП РФ оставить без изменения, жалобу ФИО2 - без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения через Вахитовский районных суд города Казани в Верховный Суд Республики Татарстан.
Судья: подпись.
Копия верна.
Судья: Е.Н. Леденцова