Дело №12-1218/2017
ПЕТРОПАВЛОВСК-КАМЧАТСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД КАМЧАТСКОГО КРАЯ
683009 Камчатский край, г. Петропавловск-Камчатский, ул. Курчатова, д. 6
РЕШЕНИЕ
«07» ноября 2017 года г. Петропавловск-Камчатский
Судья Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края Лаевская Римма Петровна, при секретаре Алексеевой П.С., рассмотрев жалобу ведущего специалиста отдела бухгалтерского учета и отчетности Министерства сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности Камчатского края ФИО1 на постановление заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Камчатскому краю № 38-22-09/25 от 14 сентября 2017 года о признании виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.15.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Камчатскому краю № 38-22-09/25 от 14 сентября 2017 года (далее – заместитель руководителя УФК по Камчатскому краю) ведущий специалист отдела бухгалтерского учета и отчетности Министерства сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности Камчатского края ФИО1, исполнявшая обязанности начальника отдела бухгалтерского учета и отчетности Министерства сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности Камчатского края, признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.15.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 руб.
В жалобе ведущий специалист отдела бухгалтерского учета и отчетности Министерства сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности Камчатского края ФИО1 просила постановление отменить, указав следующее. Из текста обжалуемого постановления, не представляется возможным определить, за какое правонарушение привлечена к административной ответственности, в связи с чем, была лишена невозможности подготовиться квалифицированно, выражать и давать объяснения по существу совершенного правонарушения, что повлекло нарушение прав, как лица привлекаемого к ответственности. Составление протокола об административном правонарушении с нарушением установленного порядка исключает его в соответствии со ст. 26.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях из числа допустимых доказательств по делу об административных правонарушений. В период проверки специалистами УФК по Камчатскому краю не была уведомлена о совершении административного правонарушения, кроме того, в акте проверки не указанно, что допущено административное правонарушение. В протоколе об административном правонарушении и обжалуемом постановлении указаны нормативные документы, которые не подписывала. Обязанности по должностному регламенту начальника отдела бухгалтерского учета и отчетности, утвержденному 15.08.2012 года № 74 не распространяются, является заместителям начальника отдела бухгалтерского учета и отчетности, свои должностные обязанности выполняет на основании договора. Кроме того, приказ о возложении на период с 09 сентября 2016 года по 05 октября 2016 года обязанностей начальника отдела бухгалтерского учета и отчетности указанный не определяет осуществление предварительного контроля за соответствием заключаемых договоров объемам ассигнований, предусмотренных лимитом бюджетных обязательств, своевременным и правильным оформлением первичных учетных документов и законностью совершаемых операций, а также осуществление работы по составлению и предоставлению заявок на перечисление субсидий из федерального и краевого бюджетов. Кроме того, в обжалуемом постановлении имеются разночтения в дате совершения административного правонарушения 21 сентября 2016 года либо 29 сентября 2016 года.
В рассмотрении жалобы 07 ноября 2017 года ведущий специалист отдела бухгалтерского учета и отчетности Министерства сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности Камчатского края (далее – ведущий специалист отдела бухгалтерского учета) ФИО1 участия не принимала, извещена, представила письменное ходатайство о рассмотрении жалобы в ее отсутствие.
В предыдущем судебном заседании ведущий специалист отдела бухгалтерского учета ФИО1 пояснила, что состоит в должности ведущего специалиста отдела бухгалтерского учета и отчетности Министерства сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности Камчатского края, начальником отдела является ФИО2, должности заместителя начальника в отделе отсутствует, имеются должности старшего специалиста, консультанта, который является программистом и осуществляет информационное обслуживание. Принята на работу на основании трудового договора, государственным служащим не является, от исполнения обязанностей начальника отдела не отказывалась, поэтому Министр ФИО3 издал приказ о возложении на нее исполнения обязанностей начальника отдела, чтобы ФИО2 отпустить в отпуск. Подтвердила, что проставила на заявках на кассовый расход № 1749 от 13 сентября 2016 года и № 1817 от 21 сентября 2016 года электронную подпись начальника отдела ФИО2, которую ей для работы по доверенности передала ФИО2 перед уходом в отпуск. Все электронные подписи хранились в сейфе (Министра ФИО3 и его заместителя, начальника отдела ФИО2), в настоящее время ей (ФИО1) также оформлена электронная подпись. Их отдел бухгалтерского учета и отчетности осуществляет перечисление денежных средств, а начислением субсидий и подготовкой реестров получателей субсидии занимается отдел экономики и финансового анализа. Считала, что в ее действиях не имеется нарушений, так как, подписывая с использованием электронной подписи начальника отдела ФИО2 заявки на кассовый расход, не видела, что производилось авансирование субсидии.
Изучив доводы жалобы, проверив материалы дела об административном правонарушении и дополнительно поступившие документы, с учетом пояснений ведущего специалиста отдела бухгалтерского учета ФИО1, прихожу к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 15.15.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях административная ответственность наступает за нарушение главным распорядителем бюджетных средств, предоставляющим субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам, условий их предоставления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 настоящего Кодекса.
Объективная сторона данного правонарушения заключается в несоблюдении либо нарушении условий предоставления субсидии.
Согласно абз. 1 п. 1 ст. 78.1 БК РФ в бюджетах бюджетной системы Российской Федерации предусматриваются субсидии бюджетным и автономным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания, рассчитанные с учетом нормативных затрат на оказание ими государственных (муниципальных) услуг физическим и (или) юридическим лицам и нормативных затрат на содержание государственного (муниципального) имущества.
Из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации могут предоставляться субсидии бюджетным и автономным учреждениям на иные цели (абз. 2 п. 1 ст. 78.1 БК РФ).
В силу абз. 4 п. 1 ст. 78.1 БК РФ порядок определения объема и условия предоставления субсидий в соответствии с абзацем вторым настоящего пункта из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, местных бюджетов устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией или уполномоченными ими органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления.
Нормативные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий, должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и определять: категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий; цели, условия и порядок предоставления субсидий (п.3 ст. 78 БК РФ).
Постановлением Правительства РФ от 22 декабря 2012 года № 1370 утверждены Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на 1 килограмм реализованного и (или) отгруженного на собственную переработку молока (далее – Правила № 1370, действовавшие на момент совершения административного правонарушения).
Одним из условий предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, предусмотрено, что средства на возмещение части затрат на 1 килограмм молока предоставляются по ставкам, определяемым органом, уполномоченным высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (далее - уполномоченный орган), в пределах средств, предусмотренных субъекту Российской Федерации на указанные цели исходя из наличия у сельскохозяйственных товаропроизводителей поголовья коров и (или) коз на 1-е число месяца их обращения в уполномоченный орган за получением средств на возмещение части затрат на 1 килограмм молока (п. 5 Правил № 1370).
Постановлением № 1370 одним из условий предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, предусмотрено наличие нормативного правового акта субъекта Российской Федерации, устанавливающего порядок и условия предоставления из бюджета субъекта Российской Федерации сельскохозяйственным товаропроизводителям средств на возмещение части затрат на 1 килограмм молока, источником финансового обеспечения которых является субсидия, включающего перечень документов, необходимых для получения указанных средств, а также сроки их рассмотрения (п. 3, подп. «в» п. 4).
Постановлением Правительства Камчатского края от 29.11.2013 № 523-П утверждена государственная программа Камчатского края «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Камчатского края на 2014 - 2020 годы» (далее - Государственная программа Камчатского края).
Согласно паспорту Государственной программы Камчатского края ответственным исполнителем является Министерство сельского хозяйства, пищевой в перерабатывающей промышленности Камчатского края.
В целях реализации Государственная программа Камчатского края, Приказом Министерства сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности Камчатского края от 13 января 2014 года № 29/1 утвержден Порядок предоставления субсидий сельскохозяйственным товаропроизводителям Камчатского края на возмещение части затрат, связанных с развитием животноводства согласно приложению (далее - Порядок № 29/1, в редакции на момент совершения административного правонарушения).
Настоящий Порядок регламентирует предоставление субсидий сельскохозяйственным товаропроизводителям Камчатского края на возмещение части затрат, связанных с развитием животноводства (далее - субсидии).
Субсидии предоставляются сельскохозяйственным товаропроизводителям Камчатского края из краевого бюджета, в том числе за счет средств, поступающих в краевой бюджет из федерального бюджета, по ставкам, определяемым Министерством сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности Камчатского края (п. 2 Порядка № 29/1).
В соответствии с п. 4 Порядка № 29/1 субсидии предоставляются сельскохозяйственным товаропроизводителям Камчатского края (далее - получатели субсидий) при соблюдении ими следующих условий: 1) подтверждение произведенных затрат с приложением копий документов, необходимых для предоставления субсидии; 2) представление в установленные сроки в Минсельхозпищепром Камчатского края справки-расчета на предоставление субсидий по форме, утвержденной Минсельхозпищепромом Камчатского края.
Предоставление субсидий их получателям осуществляется на основании соглашения, заключаемого между получателями субсидий и Минсельхозпищепромом Камчатского края по форме, утвержденной приказом Минсельхозпищепрома Камчатского края. Порядок заключения соглашения, предусмотрен приказом Минсельхозпищепрома Камчатского края (п. 6 Порядка № 29/1).
В целях реализации Государственной программы Камчатского края, между Министерством сельского хозяйства, пищевой в перерабатывающей промышленности Камчатского края (далее – Министерство) и УМП ОПХ «Заречное» заключено Соглашение о взаимодействии по реализации государственной программы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Камчатского края на 2014 - 2020 годы» в сфере сельскохозяйственного производства № 03/34 от 26 февраля 2014 года (далее – Соглашение).
По условиям п. 3.1.6 раздела 3 Соглашения, Министерство предоставляет государственную поддержку за счет бюджетных средств, предусмотренных на реализацию Государственной программы Камчатского края, в соответствии с действующими Порядками предоставления субсидий сельскохозяйственным товаропроизводителям Камчатского края, с учетом достигнутых значений показателей эффективности, характеризующих отклонение достигнутых результатов в предшествующем году от среднего по Камчатскому краю.
В соответствии с пунктом 3.1.7 раздела 3 «Обязательства Сторон» Соглашения о взаимодействии Министерство принимает и рассматривает документы на предоставление средств государственной поддержки, направленные сельхозтоваропроизводителем в соответствии с действующими Порядками предоставления субсидий, для установления права сельхозтоваропроизводителя на получение государственной поддержки и объема причитающихся средств.
Согласно материалам дела, на основании приказа УФК по Камчатскому краю № 122 от 27 марта 2017 года, в соответствии с п. 3 плана контрольных мероприятий УФК по Камчатскому краю на 2017 года, с целью проверки соблюдения условий предоставления использования средств федерального бюджета на возмещение части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей на 1 килограмм реализованного (или) отгруженного на собственную переработку молока в рамках подпрограммы «Развитие молочного скотоводства» государственной программы Российской Федерации «Государственная программа развития сельского хозяйства регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы» в 2016 году, должностными лицами УФК по Камчатскому краю в отношении Министерства сельского хозяйства, пищевой в перерабатывающей промышленности Камчатского края проведена выездная проверка.
Актом проверки от 21 апреля 2017 года зафиксировано, в том числе, следующее. В сентябре 2016 года на основании реестров № 29.07/2415 от 12 сентября 2016 года, № 29.07/2481 от 21 сентября 2016 года по заявкам на кассовый расход № 1749 от 13 сентября 2016 года на сумму 62 628 руб. и № 1817 от 21 сентября 2016 года на сумму 860 492 руб. на расчетный счет УМП ОПХ «Заречное» перечислена субсидия за счет средств федерального бюджета в общей сумме 923 120 руб. В результате, без подтверждения производственных затрат и копий документов необходимых для предоставления субсидии, УМП ОПХ «Заречное» в сентябре 2016 года перечислена субсидия в размере 321 459 руб. (л.д.48-85).
Должностным лицом УФК по Камчатскому краю в ходе выездной проверки установлено, что ведущим специалистом отдела бухгалтерского учета ФИО1, исполнявшей обязанности начальника того же отдела, с использованием электронной подписи начальника отдела бухгалтерского учета и отчетности Министерства сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности Камчатского края ФИО2, нарушено условие предоставления субсидии, т.е. без подтверждения произведенных затрат и копий документов, необходимых для предоставления субсидии, УМП ОПХ «Заречное» в сентябре 2016 года предоставлена субсидия на 1 кг реализованного и (или) отгруженного на собственную переработку молока, произведено авансирование на сумму 321 459 руб.
Факт совершения ведущим специалистом отдела бухгалтерского учета ФИО1, исполнявшей обязанности начальника отдела бухгалтерского учета, административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.15.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и ее вина, заместителем руководителя УФК по Камчатскому краю установлены на основании исследованных при рассмотрении дела доказательств: протокола об административном правонарушении № 38-22-09/25 от 06 сентября 2017 года, соглашения № 03/34 от 26 февраля 2014 года, реестра № 29.07/2415 от 12 сентября 2016 года, реестра № 29.07/2481 от 21 сентября 2016 года, заявки на кассовый расход № 1749 от 21 сентября 2016 года на сумму 62 628 руб., заявки на кассовый расход № 1817 от 21 сентября 2016 года на сумму 860 492 руб., выписки из лицевого счета получателя бюджетных средств № 03382000150 за 15 сентября 2016 года, должностного регламента начальника отдела бухгалтерского учета и отчетности Министерства сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности Камчатского края, приказа № 56-л от 31 августа 2016 года о возложении на ФИО1 на период с 01 сентября 2016 года по 05 октября 2016 года обязанностей начальника отдела бухгалтерского учета и отчетности, сообщения Министра сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности Камчатского края ФИО3 об использовании ФИО1 электронной подписи.
Возражая против совершения административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.15.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, ведущий специалист отдела бухгалтерского учета ФИО1, исполнявшая обязанности начальника отдела бухгалтерского учета, указала, что не является субъектом вмененного административного правонарушения, поскольку обязанности по должностному регламенту начальника отдела бухгалтерского учета, утвержденному15 августа 2012 года № 74 на нее не распространяются; является заместителям начальника отдела бухгалтерского учета и отчетности, свои должностные обязанности выполняет на основании трудового договора.
Кроме того, приказ о возложении на нее (ФИО1) на период с 09 сентября 2016 года по 05 октября 2016 года обязанностей начальника отдела бухгалтерского учета не определяет осуществление предварительного контроля за соответствием заключаемых договоров объемам ассигнований, предусмотренных лимитом бюджетных обязательств, своевременным и правильным оформлением первичных учетных документов и законностью совершаемых операций, а также осуществление работы по составлению и предоставлению заявок на перечисление субсидий из федерального и краевого бюджетов.
Указанный довод не может служить основанием для отмены обжалуемого постановления на основании следующего.
Согласно п. 8 ч. 1 ст. 30.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении законность и обоснованность вынесенного постановления проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов.
Частью 3 ст. 30.6 названного Кодекса установлено, что судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (ст. 24.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях).
В силу ст. 26.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении подлежит установлению наличие события административного правонарушения, лицо, его совершившее, виновность указанного лица в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Установление виновности предполагает доказывание того факта, что именно данное лицо совершило административное правонарушение. Выяснение указанного вопроса имеет основополагающее значение для всестороннего, полного и объективного рассмотрения дела и своевременного привлечения виновного лица к административной ответственности.
В соответствии со ст. 26.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Согласно ч. 1 ст. 1.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Установление виновности предполагает доказывание того факта, что именно это лицо совершило административное правонарушение. Выяснение указанного вопроса имеет основополагающее значение для всестороннего, полного и объективного рассмотрения дела и своевременного привлечения виновного лица к административной ответственности.
Привлекая ведущего специалиста отдела бухгалтерского учета ФИО1, исполнявшей обязанности начальника того же отдела, к административной ответственности по ч. 1 ст. 15.15.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, заместитель руководителя УФК по Камчатскому краю пришел к выводу о нарушении ФИО1, как и.о. начальника отдела бухгалтерского учета, бюджетного законодательства, выразившемся в предоставлении субсидии на 1 кг реализованного и (или) отгруженного на собственную переработку молока без
подтверждения производственных затрат и копий документов, необходимых для предоставлении субсидии, путем подписания заявок на кассовый расход № 1749 от 13 сентября 2016 года и № 1817 от 21 сентября 2016 года с использованием электронной подписи начальника отдела бухгалтерского учета и отчетности Министерства сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности Камчатского края ФИО2
Данный вывод основан на изложенном в письме Министра сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности Камчатского края ФИО3 № 29.02/2155 от 31 июля 2017 года указания о том, что электронная подпись начальника отдела бухгалтерского учета ФИО2 использована ведущим специалистом отдела бухгалтерского учета ФИО1
В соответствии с п. 1 ст. 6 Федерального закона от 06 апреля 2011 года №63-ФЗ «Об электронной подписи» (далее - Федеральный закон «Об электронной подписи») информация в электронной форме, подписанная квалифицированной электронной подписью, признается электронным документом, равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью, кроме случая, если федеральными законами или принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами установлено требование о необходимости составления документа исключительно на бумажном носителе.
Пунктом 3 ст. 4 Федерального закона «Об электронной подписи» в качестве принципа использования электронной подписи закреплена недопустимость признания электронной подписи и (или) подписанного ею электронного документа не имеющими юридической силы только на основании того, что такая электронная подпись создана не собственноручно, а с использованием средств электронной подписи для автоматического создания и (или) автоматической проверки электронных подписей в информационной системе.
Из системного анализа указанных положений следует, что законодателем закреплен принцип аутентичности собственноручной и электронной подписи одного и того же лица. Факт применения технических средств и устройств не может являться основанием для признания электронной подписи недействительной или полученной с нарушением установленного порядка оформления документов.
Таким образом, нормативное закрепление такого принципа придает официальный статус электронной подписи, приравнивая ее к собственноручной.
В настоящее время действующим законодательством предусмотрен только один аналог собственноручной подписи, используемый для подписания электронного документа, - электронная подпись, под которой понимается информация в электронной форме, которая присоединена к другой информации в электронной форме (подписываемой информации) или иным образом связана с такой информацией и которая используется для определения лица, подписывающего информацию, что закреплено ст. 2 Федерального закона «Об электронной подписи».
Сертификат ключа подписи - документ на бумажном носителе или электронный документ с электронной цифровой подписью уполномоченного лица удостоверяющего центра, которые включают в себя открытый ключ электронной цифровой подписи и которые выдаются удостоверяющим центром участнику информационной системы для подтверждения подлинности электронной цифровой подписи и идентификации владельца сертификата ключа подписи.
В этой связи, заверение электронного документа электронной цифровой подписью или аналогом собственноручной подписи обусловлено необходимостью удостоверить заявленные сведения (волю и волеизъявление конкретного лица) и подтвердить юридическую силу документа.
В качестве доказательства совершения ведущим специалистом отдела бухгалтерского учета ФИО1 административного правонарушения в деле представлены копии реестров получателей субсидий из федерального бюджета по подпрограмме «Развитие животноводства» на возмещение части затрат на 1 кг реализованного и (или) отгруженного на собственную переработку молока № 29.07/2415 от 12 сентября 2016 года и № 29.07/2481 от 21 сентября 2016 года, подписанные и.о. начальника отдела бухгалтерского учета и отчетности ФИО1, и заявки на кассовый расход № 1749 от 13 сентября 2016 года на сумму 62 628 руб., № 1817 от 21 сентября 2016 года на сумму 860 492 руб., подписанные, с использованием электронной подписи руководителя и главного бухгалтера ФИО2 (л.д.30-32, 35).
В ходе рассмотрения жалобы ведущий специалист отдела бухгалтерского учета ФИО1 пояснила, что в соответствии с приказом исполняла обязанности начальника отдела бухгалтерского учета на время нахождения ФИО2 в отпуске. Подтвердила, что проставила на заявках на кассовый расход № 1749 от 13 сентября 2016 года и № 1817 от 21 сентября 2016 года электронную подпись начальника отдела ФИО2, которую для работы ей по доверенности передала ФИО2 перед уходом в отпуск.
Для проверки довода жалобы ведущего специалиста отдела бухгалтерского учета ФИО1, исполнявшей обязанности начальника отдела бухгалтерского учета, и вышеуказанных пояснений, данных в судебном заседании, судьей Петропавловск-Камчатского городского суда Министру сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности Камчатского края ФИО3 направлен запрос, которым надлежало указать следующее:
- издавался ли приказ о наделении начальника отдела бухгалтерского учета и отчетности Министерства сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности Камчатского края ФИО2 правом электронной подписи финансовых документов с возложением персональной ответственности за ее сохранение;
- при издании приказа №56-л от 31 августа 2016 года о возложении на ведущего специалиста отдела бухгалтерского учета и отчетности ФИО1 исполнения обязанностей начальника отдела бухгалтерского учета и отчетности, наделялась ли она правом подписи финансовых документов посредством электронной подписи ФИО2 и представить надлежащим образом заверенную копию соответствующего решения;
- указать на основании какого разрешительного документа электронная подпись начальника отдела бухгалтерского учета и отчетности ФИО2 использована ведущим специалистом отдела бухгалтерского учета и отчетности ФИО1 13 сентября 2016 года и 21 сентября 2016 года при подписании заявок на кассовый расход №1749 и №1817, соответственно.
Как указал в ответе Министр сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности Камчатского края ФИО3 исх. № 29.02/3114 от 31 октября 2017 года: - приказом от 27 ноября 2015 года № 29/168 ФИО2 наделена правом электронной подписи (вторая); -при издании приказа от 31 августа 2016 года № 56-л о возложении на ведущего специалиста отдела бухгалтерского учета и отчетности, ФИО1 не наделялась правом подписи финансовых документов посредством электронной подписи; -на основании Согласия ФИО2 от 31 августа 2016 года и доверенности от 31 августа 2016 года ФИО1 использовала электронную подпись ФИО2 13 сентября 2016 года и 21 сентября 2016 года при подписании заявок на кассовый расход № 1749 и № 1817.
Из представленных Министром сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности Камчатского края ФИО3 дополнительных документов усматривается следующее.
Приказом Министра сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности Камчатского края ФИО3 № 29/168 от 27 ноября 2015 года, в целях организации обмена электронными документами в системе электронного документооборота Федерального казначейства, на основании договора «Об обмене электронными документами» от 06 марта 2014 года № УФК-ЭДО-133, для обеспечения условий признания юридической силы электронных документов, направляемых по каналам связи между Министерством сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности Камчатского края Управлением Федерального казначейства по Камчатскому краю, с использованием прикладного программного продукта «Система удаленного финансового документооборота», правом второй подписи электронных документов, используя формализованную должность «Главный бухгалтер» наделена ФИО2 – начальника отдела бухгалтерского учета и отчетности, с возложением персональной ответственности за сохранение в тайне закрытых ключей электронной подписи и иной ключевой информации; соблюдение правил эксплуатации средств криптографической защиты информации; неукоснительное соблюдение требований соответствующих нормативных документов (подп. 1.2 п. 1, п. 2 Приказа).
Согласно доверенности от 31 августа 2016 года, подписанной начальником отдела бухгалтерского учета и отчетности ФИО2, заверенной Министром сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности Камчатского края ФИО3, настоящей доверенность начальник отдела бухгалтерского учета и отчетности Непомнящих
Н.И. уполномочила ведущего специалиста отдела бухгалтерского учета и отчетности ФИО1 пользоваться носителем ключевой информации (флеш-накопитель), содержащий сертификат электронной цифровой подписи СУФД.
Кроме того, начальник отдела бухгалтерского учета и отчетности ФИО2 31 августа 2016 года подписала Согласие о передаче на период ежегодно оплачиваемого отпуска с 01.09.2016 года по 06.10.2016 года ее носителя ключевой информации (флеш - накопитель), содержащего сертификат электронной цифровой подписи СУФД, ведущему специалисту отдела бухгалтерского учета и отчетности ФИО1, а также подтвердила согласие на подписание ФИО1 документов Министерства сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности Камчатского края в системе электронного документооборота по ее усмотрению на условиях действующего законодательства. Согласие заверено Министром сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности Камчатского края ФИО3
В предыдущем судебном заседании ведущий специалист отдела бухгалтерского учета ФИО1 указала, что в ее действиях не имеется нарушений, так как, подписывая с использованием электронной подписи начальника отдела ФИО2 заявки на кассовый расход, не видела, что производилось авансирование субсидии.
Данный довод не свидетельствует об отсутствии состава вмененного административного правонарушения, в силу следующего.
Согласно ст. 2.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях, административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Исполняя обязанности начальника отдела бухгалтерского учета, ФИО1 подписала реестры получателей субсидий из федерального бюджета по подпрограмме «Развитие животноводства» на возмещение части затрат на 1 кг реализованного и (или) отгруженного на собственную переработку молока № 29.07/2415 от 12 сентября 2016 года и № 29.07/2481 от 21 сентября 2016 года, затем заявки на кассовый расход № 1749 от 13 сентября 2016 года на сумму 62 628 руб., № 1817 от 21 сентября 2016 года на сумму 860 492 руб., не проверив документы УМП ОПХ «Заречное» в подтверждение произведенных затрат, что является необходимым условием для предоставления субсидии, как о том указано в Порядке № 29/1, определившем условия и порядок предоставления субсидии.
Доказательств невозможности изучения документов УМП ОПХ «Заречное», подтверждающих произведенные затраты, до подписания вышеуказанных реестров и заявок на кассовый расход ведущим специалистом отдела бухгалтерского учета ФИО1 не представлено, отсутствуют таковые и в исследованных материалах дела.
На момент совершения административного правонарушения ведущий специалист отдела бухгалтерского учета ФИО1 состояла в трудовых отношениях с Министерством сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности Камчатского края, на основании приказа № 56-л от 31 августа 2016 года исполняла обязанности начальника отдела бухгалтерского учета с 01 сентября 2016 года по 05 октября 2016 года и осуществляла организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции и являлась субъектом вмененного ей административного правонарушения.
В соответствии с положениями ст. 2.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях ведущий специалист отдела бухгалтерского учета ФИО1, исполнявшая обязанности начальника отдела, обоснованно привлечена к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 15.15.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в связи с ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Не может быть принят во внимание довод жалобы ведущего специалиста отдела бухгалтерского учета ФИО1 об истечении срока давности привлечения к административной ответственности.
Обжалуемым постановлением от 14 сентября 2017 года ведущему специалисту отдела бухгалтерского учета ФИО1, исполнявшей обязанности начальника отдела бухгалтерского учета, вменено нарушение, выразившееся в подписании 13 сентября 2016 года заявки на кассовый расход № 1749 на сумму 62 628 руб. и в подписании 21 сентября 2016 года заявки на кассовый расход № 1817 на сумму 860 492 руб., в результате чего, без подтверждения произведенных затрат и копий документов, необходимых для предоставления субсидии, в сентябре
2016 года УМП ОПХ «Заречное» перечислена субсидия в размере 321 459 руб., в связи с совершением административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.15.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 руб.
Санкция ч. 1 ст. 15.15.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусматривает наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет.
В силу ч.1 ст. 4.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух лет со дня совершения административного правонарушения.
В соответствии с ч. 3 ст. 4.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях за административное правонарушение, влекущее применение административного наказания в виде дисквалификации, лицо может быть привлечено к административной ответственности не позднее одного года со дня совершения административного правонарушения.
Исходя из смысла положений ч. 3 ст. 4.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, усматривается, что истечение годичного срока со дня совершения либо обнаружения административного правонарушения в сфере бюджетного законодательства, не позволяет должностному лицу наложить административное наказание на правонарушителя в виде дисквалификации. Такое наказание может быть наложено только в виде штрафа.
Принимая во внимание, что ведущему специалисту отдела бухгалтерского учета ФИО1, исполнявшей обязанности начальника отдела бухгалтерского учета, назначено административное наказание в виде административного штрафа, положение ч. 3 ст. 4.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях применению, в данном случае, не подлежит.
Вопреки доводам жалобы ведущего специалиста отдела бухгалтерского учета ФИО1, из представленных материалов не усматривается наличие противоречий или неустранимых сомнений, влияющих на правильность вывода о доказанности ее вины в совершении описанного выше административного правонарушения.
При таких обстоятельствах обжалуемое постановление сомнений в своей законности не вызывает, оснований для его отмены или изменения не усматривается.
Наказание ведущему специалисту отдела бухгалтерского учета ФИО1, исполнявшей обязанности начальника отдела бухгалтерского учета, назначено с учетом обстоятельств и характера совершенного административного правонарушения, в соответствии с требованиями ст.ст. 3.1, 3.5, 4.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в пределах санкции ч. 1 ст. 15.15.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных Кодексом РФ об административных правонарушениях, влекущих отмену обжалуемого постановления, в ходе производства по делу не допущено.
Руководствуясь ст. 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
РЕШИЛ:
Постановление заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Камчатскому краю № 38-22-09/25 от 14 сентября 2017 года о признании ведущего специалиста отдела бухгалтерского учета и отчетности Министерства сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности Камчатского края ФИО1, исполнявшей обязанности начальника отдела бухгалтерского учета и отчетности виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.15.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, - оставить без изменения, жалобу ведущего специалиста отдела бухгалтерского учета и отчетности Министерства сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности Камчатского края ФИО1 - без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Камчатский краевой суд в течение десяти суток со дня вручения или получения его копии.
Судья Р.П. Лаевская