№ 12-27/2019
РЕШЕНИЕ
г. Красноярск «23» января 2019 года
ул. Коммунистическая, д. 1
Судья Центрального районного суда города Красноярска Агапова Г.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу заместителя руководителя ФБУ «Администрация» Енисейречтранс» Федоров Л.Н. на постановление заместителя руководителя Красноярского УФАС России ФИО5№ от 24.10.2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4.2 ст.7.30 КоАП РФ, в отношении первого заместителя руководителя ФБУ «Администрация «Енисейречтранс» - Федоров Л.Н. ,
установил:
Постановлением № А407П-7.30/17 заместителя руководителя Красноярского УФАС России ФИО5 от 24.10.2018 года Федоров Л.Н. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.4.2 ст.7.30 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 3 000 (трех тысяч) рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, Федоров Л.Н. обратился в Центральный районный суд г. Красноярска с жалобой, в которой поставлен вопрос о его отмене, с прекращением производства по делу. Указывает, что в соответствии с ч. 1 ст.31 Закона о контрактной системе заказчик, при осуществлении закупок, обязан установить единое требование к участникам закупки, в том числе соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством РФ к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки. Объектом указанных закупок является дизельное топливо (товар), предметом - поставка указанного товара. Поскольку погрузочно-разгрузочная деятельность в данном случае не являлась предметом закупки, а, следовательно, обязанность ФБУ «Администрация «Енисейречтранс» по установке в аукционной документации требования о наличии лицензии у участника закупки отсутствовала. Заказчик устанавливает требования к участникам закупки о наличие у них лицензии только в том случае, если такой вид деятельности является самостоятельным объектом закупки. Согласно ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе заказчики также не вправе устанавливать требования к участникам закупок, в нарушение требований указанного Федерального закона. Поскольку поставка топлива и погрузочно-разгрузочная деятельность, которая подлежит лицензированию, являются различными формами регулирования предпринимательской и профессиональной деятельности, то ФБУ «Администрация «Енисейречтранс» не устанавливало требование к участнику закупки о наличии именно у него указанной лицензии, а также требование о предоставления лицензии в качестве подтверждения участника закупки соответствия требованиям п.1 ч.1ст.31 Закона о контрактной системе. Потенциальный участник закупки самостоятельно определяет возможность участия в закупке исходя из своих возможностей исполнения обязательств по условиям закупки, так как в силу положений ст. 2 ГК РФ - предпринимательская деятельность является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке. Таким образом, установление требования о выполнении данных работ лично, а также предоставлении в составе заявки копии соответствующей лицензии является неправомерными ведет к незаконному ограничению конкуренции, так как в силу ч. 1 ст. 49 ГК РФ коммерческие организации несут гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом. О возможности привлечения субподрядчика (соисполнителя) для осуществления работ по бункеровке топлива в суда ФБУ «Администрация «Енисейречтранс» в своём постановлении (л.5) указывает и сам УФАС России по Красноярскому краю. Поскольку погрузочно-разгрузочную деятельность применительно к опасным грузам на внутреннем водном транспорте является лицензируемым видом деятельности, то в целях исполнения норм Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» ФБУ «Администрация «Енисейречтранс» в пункте 6 Информационной карты аукциона, разделе III Технического задания, а также пунктах 3.1, 5.1.1 государственного контракта установлено требование о наличии у Поставщика и (или) его партнеров соответствующей лицензии или иных разрешительных документов на проведение работ по бункеровке топлива в суда с нефтебункеровочных судов Поставщика и (или) его партнеров на специализированных рейдах, согласованных в установленном порядке, либо со специализированных нефтеналивных причалов Поставщика и (или) его партнеров. При этом, данное требование о наличии лицензии устанавливалось ФБУ «Администрация «Енисейречтранс» не на основании положений Закона о контрактной системе, поскольку, как указывалось ранее, такая обязанность у заказчика отсутствует, а в рамках Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности». Кроме того, не находит своего подтверждения и утверждение УФАС России по Красноярскому краю, что подтверждение права осуществления погрузочно-разгрузочной деятельности удостоверяется приложениями к соответствующей лицензии, в которых указываются производственные объекты, необходимые для осуществления данного вида деятельности. Без наличия производственных объектов невозможна и выдача самой лицензии. При этом лицензия и приложения к ней являются единым документом и не могут рассматриваться отдельно. Данный довод подтверждает и сам УФАС России по Красноярскому краю в своем постановлении (л.3), где указывает, что в соответствии с вышеуказанными нормами, а также п.п. 8 и 9 Положения о лицензировании в лицензии на осуществление погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на внутреннем водном транспорте, в морских портах указываются конкретные виды работ (услуг), разрешенные для выполнения (оказания) лицензиатом, а также конкретные производственные объекты, суда, разрешенные к использованию для данной деятельности. Таким образом, факт нарушения отсутствует, Заказчиком выполнены требования норм Закона в полном объеме. Документации об аукционах не нарушают требований, предусмотренных законодательством РФ о контрактной системе в сфере закупок, при нарушении которых установлена административная ответственность по ч. 4.2. ст. 7.30 КоАП РФ.
Вместе с тем, при вынесении обжалуемого постановления не была рассмотрена возможность применения ст.2.9 КоАП РФ. Поскольку указанные в постановлении УФАС краю составы являются формальными, а вреда, и наступивших последствий, представляющих существенное нарушение охраняемых общественных правоотношений, не установлено, то судья вправе освободить виновное лицо от ответственности и прекратить производство по делу.
Одновременно заявитель ходатайствует о восстановлении срока на обжалование указанного постановления, в связи с тем, что согласно штампу ФБУ «Администрация «Енисейречтранс» копию данного постановления получил 02.11.2018 года. Федоров Л.Н. данное постановление лично не получал. В этот период Федоров Л.Н. находился в отпуске до 12.11.2018 года, что подтверждается приказом №/л от 08.10.2018 г.
В соответствии со ст.30.3 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
В соответствии с ч.2 ст.30.3 КоАП РФ в случае пропуска срока, указанный срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен судьей.
Суд полагает, что срок обжалования постановления от 24.10.2018 года не пропущен.
Представитель заявителя доводы жалобы поддержал по основаниям, изложенным в жалобе.
Представитель УФАС, будучи надлежащим образом уведомленный о времени и месте судебного разбирательства, в суд не явился, ходатайств о рассмотрении дела в его отсутствие, либо об отложении дела не представил, в связи с чем суд полагал извещение лица надлежащим и определил: рассмотреть жалобу в его отсутствии.
Прокурор возражал против доводов жалобы, указывая о законности и обоснованности обжалуемого постановления.
Заслушав прокурора, обсудив доводы жалобы, проверив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ предусмотрена ответственность за утверждение конкурсной документации, документации об аукционе, документации о проведении запроса предложений, определение содержания извещения о проведении запроса котировок с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, за исключением случаев, предусмотренных частями 4 и 4.1 настоящей статьи, - что влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере трех тысяч рублей.
В судебном заседании установлено, что прокуратурой в ходе проверки исполнения Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) в деятельности ФБУ «Администрация Енисейского бассейна внутренних водных путей» установлены нарушения требований Закона о контрактной системе, связанные с утверждением документации об электронном аукционе.
04.05.2018 года прокурором возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.4.2 ст.7.30 КоАП РФ, в отношении должностного лица – первого заместителя руководителя ФБУ «Администрация «Енисейречтранс» Федорова Л.Н.
В соответствии с ч. 1 ст. 72 БК РФ закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд с учетом положений БК РФ.
Правовое регулирование отношений, связанных с осуществлением закупок товаров, работ, услуг, направленных на обеспечение государственных и муниципальных нужд, осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ).
Контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
П. 1 ч.1 ст. 31 вышеуказанного Федерального закона предусмотрено, что при осуществлении закупки заказчик устанавливает единое требование к участникам закупки, согласно которому участники закупки должны соответствовать требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В соответствии с ч. 1 ст.59 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования.
Документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе, в том числе требование о представлении участником закупки во второй части заявки на участие в электронном аукционе документов, подтверждающих соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным п. 1 ч. 1 ст. 31 данного Федерального закона, т.е. документов, подтверждающих соответствие участника закупки требованиям, установленным в соответствии с законодательством РФ к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки, или копии этих документов (п. 2 ч. 1 ст. 64, п. 2 ч. 5 ст. 66 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»).
Согласно ч. 1 ст. 49 ГК РФ установлено, что отдельными видами деятельности, перечень которых определен законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии).
Пунктами 21 и 28 ст. 12 ФЗ от 04.05.2011 №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» установлено, что погрузочно-разгрузочная деятельность применительно к опасным грузам на внутреннем водном транспорте, в морских портах подлежит лицензированию.
В соответствии со ст. 2 ФЗ от 04.05.2011 №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензированными требованиями и условиями является совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида детальности.
Постановлением Правительства РФ от 06.03.2012 №193, утверждено Положение о лицензировании погрузочно-разгрузочная деятельность применительно к опасным грузам на внутреннем водном транспорте, в морских портах.
Согласно п.п. «а,г» п. 4 Положения о лицензировании погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на внутреннем водном транспорте, в морских портах лицензированным требованием, предъявляемым к лицензиату при выполнении работ по перегрузке опасных грузов на внутреннем водном транспорте, является наличие у лицензиата в собственности или на ином законном основании для осуществления погрузочно-разгрузочной деятельности производственных объектов, соответствующих требованиям Технического регламента об безопасности объектов внутреннего водного транспорта, утвержденного постановлением Правительства РФ от 12.08.2010 №623, либо специализированных судов.
Согласно п.п. «в,г» п. 4 Положения о лицензировании погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на внутреннем водном транспорте, в морских портах, для получения (переоформления) лицензии соискатель лицензии представляет в лицензирующий орган перечень производственных объектов (гидротехнических сооружений, причала (причалов), крытых и открытых грузовых складов, нефтебаз, бункеровочных баз, подъемно-транспортного оборудования, плавучих кранов, судов-бункеровщиков и иных плавучих объектов), судов, которые будут использоваться для осуществления погрузочно-разгрузочной деятельности.
Согласно п.п. 8,9 Положения о лицензировании погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на внутреннем водном транспорте, в морских портах, указываются конкретные виды работ (услуг), разрешенные для выполнения (оказания) лицензиатом, а также конкретные производственные объекты, суда, разрешенные к использованию для данной деятельности.
В силу абз. 2 п. 6 Положения о лицензировании, отсутствие у лицензиата необходимых производственных объектов, судов, является грубым нарушением лицензионных требований.
Согласно, Положения о лицензировании погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на внутреннем водном транспорте, в морских портах, бункеровка судна, является погрузочно-разгрузочной деятельностью.
Выданная ФБУ «Администрация «Енисейречтранс» лицензия на осуществление погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на внутреннем водном транспорте, в морских портах не предусматривает права осуществления данного вида деятельности по схеме «берег-судно», соответствующие производственные мощности разрешенные для осуществления погрузо-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам по схеме «берег-судно», в приложении к выданной лицензии не указаны.
Установлено, что ФБУ «Администрация «Енисейречтранс» в единой информационной системе размещены извещения о проведении электронных аукционов №, предметом которых являлась поставка нефтепродуктов для нужд бюджетного учреждения.
19.02.2018 года первым заместителем руководителя ФБУ «Администрация «Енисейречтранс» Федоровым Л.Н. утверждена аукционная документация от 19.02.2018 № (извещение о закупке от 28.02.2018 №) для проведения аукциона в электронной форме на право заключения договора на поставку топлива для нужд филиалов ФБУ «Администрация Енисейречтранс».
19.02.2018 года первым заместителем руководителя ФБУ «Администрация «Енисейречтранс» Федоровым Л.Н. утверждена аукционная документация от 19.02.2018 № (извещение о закупке от 28.02.2018 №) для проведения аукциона в электронной форме на право заключения договора на поставку топлива судового маловязкого для нужд филиалов ФБУ «Администрация Енисейречтранс».
Согласно условиям поставки, указанным в пункте 6 Информационной карты указанного аукциона, а также разделе III «Техническое задание» аукционной документации, дизельное топливо наливом (франко-борт судна) передается на судно (суда) в месте поставки; топливо отпускается заказчику методом бункеровки в суда заказчика с нефтебункеровочных судов поставщика и (или) его партнеров на специализированных рейдах, согласованных в установленном порядке, либо со специализированных нефтеналивных причалов поставщика и (или) его партнеров.
В пункте 6 Информационной карты аукциона, а также разделе III «Техническое задание» аукционной документации заказчиком в качестве одного из требований к участникам закупки указано о необходимости наличия у поставщика и (или) его партнеров «соответствующей лицензии или иных разрешительных документов» на проведение работ по бункеровке топлива в суда согласно действующему законодательству. Вместе с тем ФБУ «Администрация «Енисейречтранс» в аукционной документации и извещении о закупке не указано, лицензия на осуществление каких видов деятельности должна представляться участниками закупки, не конкретизированы виды работ (услуг), разрешение на выполнение которых должна содержать данная лицензия, не указано о необходимости наличия в приложении к лицензии указания на производственные объекты и (иди) суда, разрешенные к использованию для данной деятельности.
Таким образом, ФБУ «Администрация «Енисейречтранс» не установлены надлежащие требования к участникам закупки о предоставлении в составе заявки на участие в аукционе документов, подтверждающих их соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуг, являющихся предметом закупки, а именно наличие у них либо у привлекаемых ими для выполнения работ (оказания услуг) организаций лицензии на осуществление погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на внутреннем водном транспорте, в морских портах, предусматривающей право осуществление погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам именно на внутреннем водном транспорте с использованием необходимых для этого производственных объектов и (или) судов, что является нарушением п. 1 ч. 1 ст. 31, п. 2 ч. 1 ст. 64, п. 2 ч. 5 ст. 66 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Положению о лицензировании погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на внутреннем водном транспорте, в морских портах.
Вышеуказанные обстоятельства не позволяют определить соответствие участника аукциона требованиям, установленным в соответствии с законодательством РФ к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки, поскольку в документации о закупке не в полной мере раскрыто содержание указанного требования, что может создать необоснованные преимущественные условия участнику закупки.
Несоблюдение требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд нарушает установленные законом принципы закупочной деятельности.
Учитывая изложенное, административный орган обоснованно пришел к выводу о наличии в действиях должностного лица состава административного правонарушения, предусмотренного ч.4.2 ст.7.30 КоАП РФ.
Вина Федорова Л.Н. в совершении административного правонарушения подтверждается: аукционной документацией от 19.02.2018 г. №; извещением от 28.02.2018 №; аукционной документацией от 19.02.2018 г. №; извещением от 28.02.2018 №; приказом № л/с о назначении Федорова Л.Н.; трудовым договором от 11.07.2017 года; распределением обязанностей между руководителем и его заместителями ФБУ «Администрация «Енисейречтранс»; постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от 04.05.2018 года.
Состав административного правонарушения, предусмотренный ч.4.2 ст.7.30 КоАП РФ является формальным и не требует наступление каких-либо неблагоприятных последствий, достаточно наличие установленного факта, что у лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Оснований для признания данного правонарушения малозначительным суд не находит.
Административное наказание назначено должностному лицу в соответствии с требованиями закона, является справедливым и соразмерно содеянному.
Жалоба не содержит в себе доводов, которые ставили бы под сомнение состоявшееся постановление должностного лица, в связи с чем, оснований для удовлетворения жалобы Федорова Л.Н. не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
Постановление заместителя руководителя Красноярского УФАС России ФИО5№ от 24.10.2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4.2 ст.7.30 КоАП РФ, в отношении первого заместителя руководителя ФБУ «Администрация «Енисейречтранс» - Федоров Л.Н. - оставить без изменения, а жалобу последнего, без удовлетворения.
Настоящее решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение 10 суток с момента его получения с подачей жалобы через Центральный районный суд г. Красноярска.
Судья Г.В. Агапова