ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-121/13 от 22.07.2013 Ленинскогого районного суда г. Нижнего Тагила (Свердловская область)

Мировой судья Горбачева Н.В.                                                                                    дело 12-121/13РЕШЕНИЕ   по жалобе на постановление

по делу об административном правонарушении

г. Нижний Тагил                                                         22 июля 2013 года

Судья Ленинского районного суда города Нижнего Тагила Свердловской области Пфейфер А.В. с участием

лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении - Хвостовой С.Ю.,

защитника лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении - Маликова Д.И., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении - Хвостовой С.Ю., на постановление по делу об административном правонарушении (№5-173/2013), вынесенного мировым судьей судебного участка № 1 Ленинского района г. Нижнего Тагила от 27 мая 2013 года, которым

Хвостовой С.не Ю.не, родившейся <...>,ранее не привлекавшейся к административной ответственности,

назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере <...> рублей за совершение правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 20.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением мирового судьи от ДД.ММ.ГГГГ должностное лицо - заведующая Муниципальным бюджетным дошкольным образовательным учреждением детский сад № Хвостова С.Ю. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 20.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Получив копию постановления ДД.ММ.ГГГГ и не согласившись с ним, ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратилась в суд с жалобой на вышеуказанное постановление. В жалобе ФИО1 указала, что в постановлении мировым судьей неверно указано, что она признала вину. Она только подтвердила отсутствие запаса противогазов в количестве 105% и аптечек в количестве не менее 30% от численности работников. В соответствии с п.4 Приказа МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ № обеспечение населения средствами индивидуальной защиты (далее по тексту - СИЗ) осуществляется органами местного самоуправления - работников этих органов и созданных ими муниципальных учреждений. МБДОУ детский сад № является бюджетным учреждением. Таким образом орган местного самоуправления обязан создать запас СИЗ. Кроме того, деяние неправильно квалифицировано, ответственность за нарушение правил хранения СИЗ предусмотрена ч.1 ст. 20.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Просит постановление мирового судьи отменить, дело производством прекратить, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

В судебном заседании лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении - ФИО1, доводы жалобы поддержала. Суду пояснила, что в детском саду имеются СИЗ - ватно-марлевые повязки.Факт отсутствия противогазов и аптечек подтвердила. Считает, что в ее обязанности не входит обеспечение аптечками и противогазами работников детского сада, эта обязанность органов местного самоуправления в соответствии с п.4 Приказа МЧС России от 21.12.2005 года № 993.

Защитник Маликов Д.И., действующий на основании доверенности, доводы жалобы поддержал, просил ее удовлетворить, постановление по делу об административном правонарушении отменить и производство по делу прекратить, в связи с отсутствием в действиях должностного лица состава административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 20.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Считает, что обязанность по обеспечению СИЗ в соответствии с п.4 Приказа МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ № возложена на органы местного самоуправления. В Уставе детского сада указан учредитель - Муниципальное образование город Нижний Тагил, поэтому на дошкольное учреждение обязанность по обеспечению СИЗ не возложена. В военное время учреждение не функционирует как детский сад, а является сборно-эвакуационным пунктом. Финансовые расходы на сборно-эвакуационные пункты возложены на Управление образованием г. Нижний Тагил. Считает, что квалификация деяния по ч.2 ст. 20.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дана неверная. В детском саду в наличии имеется запас СИЗ - ватно-марлевые повязки, в связи с чем, отсутствует вина заведующей в совершении правонарушения.

В судебном заседании свидетель Л.Н.А. суду пояснила, что является инспектором ОНД г. Нижний Тагил ГУ МЧС России по Свердловской области, ею на основании распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ проведена плановая выездная проверка соблюдения обязательных требований в области гражданской обороны МДОУ детский сад №.В ходе проверки выявлено, что учреждение не обеспечено медицинскими средствами индивидуальной защиты (100%) и не создан запас средств индивидуальной защиты для сотрудников (105% от численности сотрудников организации - противогазы ГП-7).Просит постановление мирового судьи оставить без изменения.

Выслушав доводы лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, его защитника, свидетеля, исследовав материалы дела об административном правонарушении, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 3 ст. 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья не связан с доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

Как видно из материалов дела, на основании распоряжения заместителя начальника ОНД г. Нижний Тагил ГУ МЧС России по Свердловской области от ДД.ММ.ГГГГ № в отношении МБДОУ детский сад № проведена плановая выездная проверка на предмет соблюдения правил использования и содержания средств индивидуальной защиты (л.д.4).

Проверкой установлено нарушение требований законодательства, выразившееся в том, что учреждение не обеспечено медицинскими средствами индивидуальной защиты (100%), не создан запас средств индивидуальной защиты для сотрудников (105% от численности организации, противогазы ГП-7). Установленные нарушения зафиксированы в акте проверки от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д.6).

Статьей 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» понятие «предупреждение чрезвычайных ситуаций» определено как комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения.

Государственный надзор и контроль в указанной области осуществляются федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (ч. 2 ст. 27 Закона N 68-ФЗ).

В силу подп. «а» п. 4 Положения о государственном надзоре в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, осуществляемом Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2005 № 712 органы государственного надзора в области защиты от чрезвычайных ситуаций в пределах своих полномочий организуют и осуществляют надзор за выполнением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями и гражданами установленных требований в области защиты от чрезвычайных ситуаций, требований в области предупреждения чрезвычайных ситуаций на потенциально опасных объектах и объектах жизнеобеспечения населения, а также за готовностью должностных лиц, сил и средств к действиям в случае их возникновения.

Таким образом, мировым судьей верно установлено, что проверка проведена уполномоченным должностным лицом инспектором ОНД г. Нижний Тагил ГУ МЧС России по Свердловской области.

Из материалов дела следует, что МБДОУ детский сад № входит в перечень предприятий, расположенных на территории муниципального образования город Нижний Тагил и продолжающих свою деятельность в военное время (л.д.18).

Статьей 9 Федерального закона от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне» закреплены обязанности организаций по созданию и содержанию в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.

В соответствии со ст. 18 Федерального закона от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне» обеспечение мероприятий по гражданской обороне и защите населения, осуществляемых федеральными органами исполнительной власти, является расходным обязательством Российской Федерации; обеспечение мероприятий регионального уровня по гражданской обороне, защите населения и территорий субъектов Российской Федерации - расходным обязательством субъекта Российской Федерации; обеспечение мероприятий местного уровня по гражданской обороне, защите населения и территорий муниципального округа - расходным обязательством муниципального образования; обеспечение мероприятий по гражданской обороне, проводимых организациями, осуществляется за счет средств организаций.

Из содержания п. 16.4 Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях, утвержденного приказом МЧС РФ от 14.11.2008 N 687 (зарегистрирован в Минюсте РФ 26.11.2008 N 12740) следует, что организации в целях решения задач в области гражданской обороны планируют и осуществляют мероприятия по накоплению, хранению, освежению и использованию по предназначению средств индивидуальной защиты для обеспечения ими работников организаций.

В соответствии с п. 21 Положения о функциональной подсистеме предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в сфере деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации и находящихся в его ведении федеральных служб и федеральных агентств, утвержденного приказом Минобрнауки России от 26.09.2005 № 245, для ликвидации чрезвычайных ситуаций создаются и используются резервы финансовых и материальных ресурсов, в том числе из средств образовательных учреждений и организаций, научных и иных организаций.

Порядок создания, использования резервов финансовых и материальных ресурсов определяется законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления и организаций.

Номенклатура и объем резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также порядок осуществления контроля за их созданием, хранением, использованием и восполнением устанавливаются создающим их органом.

В силу п. 3 Положения об организации обеспечения населения средствами индивидуальной защиты, утвержденного Приказом МЧС России от 21.12.2005 № 993 накопление средствами индивидуальной защиты осуществляется заблаговременно в мирное время в запасах материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств и резервах материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций.

Обеспечение населения средствами индивидуальной защиты осуществляется, в том числе, органами местного самоуправления - работников этих органов и созданных ими муниципальных предприятий и учреждений; организациями - работников этих организаций и подведомственных им объектов производственного и социального назначения (п. 4 Приказа МЧС России от 21.12.2005 № 993).

Исходя из содержания п. 4 Приказа МЧС России от 21.12.2005 № 993, суд считает, что обязанность по обеспечению населения средствами индивидуальной защиты возложена как на органы местного самоуправления, так и на организации без учета организационно-правовой формы.

В соответствии с пунктом 9 Приказа МЧС России от 21.12.2005 № 993 для обеспечения защиты населения осуществляется накопление в запасах (резервах) медицинских средств индивидуальной защиты в военное время из расчета на 100% от их общей численности и в мирное время - на 30% от их общей численности.

Пунктом 8 Приказа МЧС России от 21.12.2005 № 993 предусмотрено, что накопление СИЗ в запасах (резервах) осуществляется для обеспечения проведения мероприятий гражданской обороны и защиты населения, проживающего на территориях и в населенных пунктах, указанных в п. 6, 7 названного Приказа.

Пунктом 7 Приказа МЧС России от 21.12.2005 № 993 установлено, что обеспечению СИЗ в мирное время подлежит население, проживающее: на территориях в пределах границ зон защитных мероприятий, устанавливаемых вокруг комплекса объектов по хранению и уничтожению химического оружия; на территориях в пределах границ зон возможного опасного радиоактивного загрязнения (заражения) при авариях на радиационно опасных объектах (далее - РОО); на территориях в пределах границ зон возможного опасного химического загрязнения (заражения) при авариях на химически опасных объектах; на территориях в пределах границ зон возможного биологического загрязнения (заражения) при авариях на биологически опасных объектах.

В соответствии с п. 6 Приказа МЧС России от 21.12.2005 № 993 обеспечению СИЗ в военное время подлежит население, проживающее: на территориях, отнесенных к группам по гражданской обороне; в населенных пунктах с объектами особой важности, железнодорожными станциями первой и второй категорий и объектами, отнесенными к категориям по гражданской обороне; на территориях в пределах границ зон возможного радиоактивного, химического и биологического загрязнения (заражения).

Город Нижний Тагил соответствует основным критериям, установленным постановлением Правительства Российской Федерации от 03.10.1998 N 1149 «О порядке отнесения территорий к группам по гражданской обороне», что подтверждается справкой начальника отдела КГУ СО «Территориальный центр мониторинга и реагирования на чрезвычайные ситуации в Свердловской области» от ДД.ММ.ГГГГ №.

При таких обстоятельствах, суд считает, что организации обязаны не только обеспечить определенные группы населения средствами индивидуальной защиты (в мирное и военное время), но также произвести накопление этих средств заблаговременно в мирное время любым законным способом.

В соответствии с абз. 5 п. 8 Приказа МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ № накопление СИЗ в запасах (резервах) осуществляется для обеспечения проведения мероприятий ГО и защиты населения, проживающего на территориях и в населенных пунктах, указанных в пунктах 6 и 7 настоящего Приказа для работников организаций - противогазы из расчета на 100% от общей численности их работников и другие СИЗ в соответствии с табелями оснащения аварийно-спасательных формирований и спасательных служб, привлекаемых к выполнению задач по ГО и защите населения от чрезвычайных ситуаций.

Суд считает, что работники МБДОУ детский сад № должны были быть обеспечены противогазами из расчета на 100% от общей численности работников, а также дополнительно могли быть обеспечены иными видами СИЗ. То обстоятельство, что в МБДОУ детский сад № обеспечил персонал и воспитанников самодельными, изготовленными из подручных материалов средствами индивидуальной защиты, не свидетельствует о том, что руководителем организации были предприняты все предусмотренные законом необходимые меры защиты работников от чрезвычайных ситуаций.

Доводы защитника о том, что МБДОУ детский сад № является бюджетным учреждением и у должностного лица ФИО1 не имелось возможности для соблюдения правил и норм, за совершение которых предусмотрена административная ответственность, а также предпринимались действия по исполнению данных правил и норм, в ходе рассмотрения дела судом проверялись. Согласно статье 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Из приказа от ДД.ММ.ГГГГ №, утвержденного заведующей МБДОУ детский сад № ФИО1, усматривается, что в учреждении создано и поддерживается в установленных режимах функционирования и степенях готовности объектовое звено единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, систему гражданской обороны (пункт 1); обязанности руководителя гражданской обороны и ответственного за координацию деятельности объектового звена заведующая ФИО1 приняла на себя (пункт 2); в целях ресурсного обеспечения мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС создать резерв материальных ресурсов для локализации, ликвидации чрезвычайных ситуаций и их последствий, обеспечить его хранение и освежение (пункт 9) (л.д.16-17).

Из материалов дела следует и не оспаривается сторонами, что заведующая ФИО1 за период ее работы с ДД.ММ.ГГГГ направлено только одно обращение начальнику управления образования Администрации города Нижний Тагил для выделения денежных средств в области гражданской обороны для приобретения противогазов ГП-7 и медицинских аптечек АИ-2 (л.д. 27-28).

Таким образом, мировым судьей правильно указано, что принятие должностным лицом мер по соблюдению соответствующих норм и правил в области гражданской обороны однократно, непосредственно перед проведением проверки, свидетельствует о недостаточности принятых ФИО1 мер.

При рассмотрении дела мировым судьей в соответствии с требованиями ст. ст. 24.1, 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях все имеющиеся в деле доказательства были исследованы и оценены в совокупности, и был сделан обоснованный вывод о наличии события правонарушения и виновности должностного лица ФИО1 в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 20.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Доводы защитника о неправильной квалификации действий должностного лица суд не принимает во внимание, поскольку ч.2 ст. 20.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за невыполнение мероприятий в области гражданской обороны. Перечень таких мероприятий установлен названными выше нормативными актами. К их числу относятся - накопление, хранение, освежение и использование по предназначению средств индивидуальной защиты. Оснований для иной юридической квалификации суд не усматривает.

Из протокола об административном правонарушении и постановления мирового судьи следует, что вину в совершении правонарушения ФИО1 признала. Вместе с тем, в настоящем судебном заседании ФИО1 пояснила, что подтвердила лишь факт отсутствии запасов средств индивидуальной защиты. Суд полагает, что указанное обстоятельство о признании вины подлежит исключению из постановления мирового судьи, как несоответствующее материалам дела, вместе с тем, не является существенным нарушением процессуальных требований, не позволившим всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, поскольку оно не влияет на установление вины лица, привлеченного к ответственности, а также на юридическую квалификацию правонарушения. При таких обстоятельствах, суд считает, что непризнание вины в постановлении мирового судьи не влечет его изменения.

Постановление о привлечении должностного лица ФИО1 к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 20.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.

Существенных нарушений процессуальных требований, не позволивших всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, мировым судьей не допущено.

Административное наказание в виде административного штрафа назначено в минимальном размере.

С учетом изложенного, оснований для удовлетворения жалобы и отмены постановления мирового судьи не имеется.

Руководствуясь ст. 30.6, п. 1 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

РЕШИЛ:

Постановление мирового судьи судебного участка № 1 Ленинского района г.Нижнего Тагила Свердловской области от 27 мая 2013 года в отношении должностного лица Хвостовой С.ны Ю.ны о назначении административного наказания в виде административного штрафа в размере <...> рублей за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 20.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, а жалобу - без удовлетворения.

Решение вступает в законную силу немедленно после вынесения и может быть пересмотрено в порядке надзора в соответствии со ст. ст. 30.12 - 30.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Судья -                                                                              А.В. Пфейфер