ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-121/20 от 19.03.2020 Октябрьского районного суда г. Самары (Самарская область)

РЕШЕНИЕ

г. Самара 19.03.2020 года

Октябрьский районный суд г.Самары в составе председательствующего судьи Леонтьевой Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении №12-121/20 по жалобе ФИО8 на постановление о назначении административного наказания по делу №... от дата, вынесенное заместителем руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области ФИО2 в отношении должностного лица ПАО «МРСК Волги» - начальника участка балансов и учета электроэнергии Кинельского района электрических сетей Волжского производственного отделения филиала ПАО «МРСК Волги» - «Самарские распределительные сети» ФИО1 по ч.12 ст.9.16 КоАП РФ,

УСТАНОВИЛ:

Из постановления заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении от 10.01.2020 года следует, что должностное лицо – ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 12 статьи 9.16 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.

Не согласившись с постановлением о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении от дата, должностное лицо – ФИО1 обратился в суд с жалобой, в которой указывает, что оспариваемое постановление является незаконным и подлежит отмене, поскольку административным органом неверно определен субъект административной ответственности, в нарушение норм законодательства, регулирующих рассматриваемые отношения (ч. 12 п. 9.16 КоАП, абз. 3 п. 145 Основных положений). В данном случае отсутствует событие административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 12 ст. 9.16 КоАП РФ, поскольку согласно п. 145 Основных положений, обязанность по оснащению энергопринимающих устройств потребителей, обеспечению эксплуатации установленного и допущенного в эксплуатацию прибора учета, сохранности и целостности прибора учета, а также пломб и (или) знаков визуального контроля, снятию и хранению его показаний, своевременной замене, а также по обеспечению допуска установленных приборов учета в эксплуатацию возлагается на собственника энергопринимающих устройств, а значит, на ФИО3 Должностное лицо ПАО «МРСК Волги» ни в силу закона, ни в силу договора не несёт обязанности осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют в отношении данного потребителя. Должностное лицо не отказывалось и не уклонялось от заключения какого-либо договора и (или) от его исполнения. Также указывает, что административным органом не установлена вина должностного лица ПАО «МРСК Волги» в совершении административного правонарушения, отсутствует состав вменяемого административного правонарушения (объективная и субъективная сторона), неверно истолкованы нормы законодательства, регулирующие процедуру уведомления потребителя о дате и времени проведения проверки, в рассматриваемых взаимоотношениях необходимость уведомления потребителя отсутствовала (п. 177, п. дата Договора энергоснабжения №...-э от дата, и ст. 182 ГК РФ), не выяснены все обстоятельства дела, причины и условия совершения вменяемого административного правонарушения, имеющие существенное значение для правильного рассмотрения дела. Считает, что выявление фактов безучетного потребления, т.е. выявление нарушения потребителем порядка учета электроэнергии, не может и не должно являться основанием для привлечения сетевой организации к административной ответственности по ч. 12 ст. 9.16 КоАП РФ; права и законные интересы потребителя ИП ФИО3 не были нарушены, поскольку к прибору учета представителей сетевой организации был предоставлен представителями данного потребителя, которые впоследствии присутствовали при проведении проверки прибора учета, кроме того в случае если при осмотре прибора учета сетевой организацией были обнаружены признаки вмешательства в работу данного прибора учета, свидетельствующие о безучетном потреблении энергоэнергии, незамедлительное проведение инструментальной проверки прибора учета производиться в интересах самого потребителя, поскольку уведомление об иной дате и времени фактически увеличит лишь период безучетного потребления, что в последствии приведет к увеличению размера оплаты за электроэнергию.

Просит признать незаконным и отменить постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области от дата о назначении административного наказания по делу №....16-848/2019 об административном правонарушении.

В судебное заседание заявитель ФИО1 и его представители не явились, о дате и времени судебного заседания извещены надлежащим образом, в предыдущем судебном заседании ФИО1, его представители ФИО4, ФИО5, действующие на основании доверенностей, жалобу поддержали по изложенным в ней основаниям, просили постановление отменить, производство по делу прекратить.

В судебное заседание представитель УФАС по Самарской области не явился, о дате и времени рассмотрения дела извещался надлежащим образом, ранее в судебном заседании представитель Управления ФИО6 полагала вынесенное постановление законным и обоснованным, просила оставить его без изменения по основаниям, указанным в письменных объяснениях.

Суд, изучив доводы жалобы, материалы административного дела, представленные материалы, выслушав лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, должностное лицо, приходит к следующим выводам.

В соответствии с ч. 12 ст. 9.16. КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за необоснованный отказ или уклонение организации, обязанной осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют, от заключения соответствующего договора и (или) от его исполнения, а равно нарушение установленного порядка его заключения либо несоблюдение такой организацией установленных для нее в качестве обязательных требований об установке, о замене, об эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, которое влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

Из материалов дела следует, что в Самарское УФАС России поступило заявление ИП ФИО3 на действия ПАО «МРСК Волги», выражающиеся в несоблюдении порядка эксплуатации прибора учета электрической энергии.

ФИО3 на праве собственности принадлежит земельный участок под автозаправочной станцией, расположенный по адресу: адрес, между 41 и 42 км автодороги Кинель-Богатое, к.н. №... и АЗС.

Между ИП ФИО3 и ОАО «Самараэнерго» был заключен договор энергоснабжения №...э от дата, в соответствии с которым точками учета приема электрической энергии в сети потребителя являются РУ-0,4 кВ АЗС адрес (ПС Комсомолец 220/110/10 кВ ТП 3412/63); РУ-0,4 кВ АЗС адрес (ПС Красная Самарка 110/ЮкВ ТП 2013/40).

Из заявления ФИО3 следует, что дата сотрудниками филиала ПАО «МРСК Волги» - «Самарские распределительные сети» была проведена плановая проверка приборов учета потребителя ИП ФИО3 по адресу: адрес, в результате которой было выявлено нарушение в схеме учета электроснабжения и превышение мощности, имелись признаки вмешательства в работу расчетного прибора учета, что привело к искажению данных об объеме потребления электрической энергии (мощности), согласно акту проверки прибора учета электрической энергии №... от дата и акту о неучетном потреблении электроэнергии (мощности) юридическим лицом и физическим лицом (за исключением гражданина - потребителя) №... от дата.

В дальнейшем ИП ФИО3 был выставлен счет за безучетное потребление электроэнергии в размере 977 849, 24 руб., ПАО «Самараэнерго» от исполнения обязательств по поставке электроэнергии отказалось путем введения полного ограничения режима потребления электроэнергии.

При проверке обращения ФИО3 Самарским УФАС России было выявлено нарушение Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от дата№..., что выразилось в следующем.

Пунктом 194 Основных положений, расчет объема безучетного или бездоговорного потребления электрической энергии (мощности) осуществляется сетевой организацией в соответствии с пунктами 195 или 196 настоящего документа соответственно в течение 2 рабочих дней со дня составления акта о неучтенном потреблении электрической энергии на основании материалов проверки (акта о неучтенном потреблении электрической энергии, акта предыдущей проверки приборов учета), а также на основании документов, представленных потребителем, осуществляющим безучетное потребление (обслуживающим его гарантирующим поставщиком (энергосбытовой, энергоснабжающей организацией)), или лицом, осуществляющим бездоговорное потребление электрической энергии. Расчет объема безучетного потребления электрической энергии (мощности) направляется сетевой организацией гарантирующему поставщику (энергосбытовой, энергоснабжающей организации), обслуживающему потребителя, осуществляющего безучетное потребление, вместе с актом о неучтенном потреблении электрической энергии в срок, установленный пунктом 192 настоящего документа.

В соответствии с абзацем 4 пункта 195 Основных положений, стоимость электрической энергии в определенном в соответствии с настоящим пунктом объеме безучетного потребления включается гарантирующим поставщиком (энергосбытовой, энергоснабжающей организацией) в выставляемый потребителю (покупателю) счет на оплату стоимости электрической энергии (мощности), приобретенной по договору, обеспечивающему продажу электрической энергии (мощности), за тот расчетный период, в котором был выявлен факт безучетного потребления и составлен акт о неучтенном потреблении электрической энергии. Указанный счет также должен содержать расчет объема и стоимости безучетного потребления. Потребитель (покупатель) обязан оплатить указанный счет в срок, определенный в договоре, обеспечивающем продажу электрической энергии (мощности).

Таким образом, основанием для выставления гарантирующим поставщиком энергосбытовой, энергоснабжающей организацией к оплате счета, включающего объем безучетного потребления электрической энергии, является акт неучтенного потребления электроэнергии и расчет безучетного потребления, составляемые Сетевой организацией.

В соответствии с пунктом 173 Основных положений, проверки расчетных приборов учета осуществляются в плановом и внеплановом порядке.

Плановые проверки приборов учета осуществляются сетевой организацией на основании плана-графика проведения проверок расчетных приборов учета, разработанного сетевой организацией и согласованного с гарантирующим поставщиком энергосбытовой, энергоснабжающей организацией) в порядке, указанном в пункте 174 настоящего документа.

В плане-графике проведения проверок расчетных приборов учета должны быть указаны точки поставки электрической энергии, в отношении которых проводится проверка, дата и время проведения проверки с учетом режима работы объекта и форма проверки (абзац 3 пункта 173 Основных положений).

Представленный ПАО «МРСК Волги» в Управление (письмо от дата№... план-график проведения проверок расчетных приборов учета на март месяц 2019 года, в нарушение абзаца 3 пункта 173 Основных положений, не содержит информации о датах и времени проведения проверок, в том числе о дате и времени проведения проверки прибора учета ИП ФИО3

Кроме того, в соответствии с пунктом 174 Основных положений, сетевая организация уведомляет ежемесячно, до 25-го числа текущего месяца, гарантирующего поставщика (энергосбытовую, энергоснабжающую организацию) о включенных в разработанный ею план-график проведения проверок расчетных приборов учета на следующий месяц точках поставки потребителей (производителей электрической энергии мощности) на розничных рынках), обслуживание которых осуществляет такой гарантирующий поставщик (энергосбытовая, энергоснабжающая организация) и которые расположены в границах объектов электросетевого хозяйства сетевой организации, способом, позволяющим подтвердить факт получения уведомления.

ПАО «МРСК Волги» в нарушение срока, установленного пунктом 174 Основных положений, уведомило ПАО «Самараэнерго» о включенных в разработанный им план- график проведения проверок расчетных приборов учета на март 2019 года точках поставки потребителей, обслуживание которых осуществляет ПАО «Самараэнерго» дата.

Согласно пункту 177 Основных положений, в случае если для проведения проверки приборов учета сетевой организации требуется допуск к энергопринимающим устройствам потребителя (объекту по производству электрической энергии (мощности)), то сетевая организация за 5 рабочих дней до планируемой даты проведения проверки уведомляет потребителя (производителя электрической энергии (мощности) на розничном рынке) о дате и времени проведения такой проверки, а также о последствиях ее недопуска к расчетным приборам учета. При несогласии потребителя (производителя электрической энергии (мощности) на розничном рынке) с предложенными датой и (или) временем проведения проверки этот потребитель (производитель электрической энергии (мощности) на розничном рынке) направляет сетевой организации предложение об иных дате и (или) времени, после чего стороны обязаны согласовать иные дату и (или) время.

Согласно акту разграничения балансовой принадлежности электрических сетей (электроустановок) и эксплуатационной ответственности между ИП ФИО3 и ПАО «МРСК Волги» от дата№..., прибор учета электрической энергии расположен внутри трансформаторной подстанции ТП КС2013/40кВА в границах эксплуатационной ответственности ИП ФИО3

В соответствии со ст.3 Федерального закона от 26.03.2003 года № 35-Ф3 «Об электроэнергетике» под объектами электроэнергетики понимаются имущественные объекты, непосредственно используемые в процессе производства, передачи электрической энергии, оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике и сбыта электрической энергии, в том числе объекты электросетевого хозяйства.

Под объектами электросетевого хозяйства понимаются линии электропередачи, трансформаторные и иные подстанции, распределительные пункты и иное предназначенное для обеспечения электрических связей и осуществления передачи электрической энергии оборудование.

Согласно п.2 Правил недискриминационного доступа, энергопринимающие устройства потребителя - это находящиеся у потребителя аппараты, агрегаты, механизмы, устройства и иное оборудование (или их комплекс), предназначенные для преобразования электрической энергии в другой вид энергии в целях использования (потребления) и имеющие между собой электрические связи.

Согласно п.м4.2.6 Правил устройства электроустановок, утвержденных приказом Минэнерго России от дата№..., трансформаторная подстанция - электроустановка, предназначенная для приема, преобразования и распределения энергии и состоящая из трансформаторов, РУ, устройств управления, технологических и вспомогательных сооружений.

Таким образом, трансформаторная подстанция потребителя входит в состав объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств).

Согласно пункту 172 Основных положений проверки расчетных приборов учета осуществляются сетевой организацией, к объектам электросетевого хозяйства которой непосредственно или опосредованно присоединены энергопринимающие устройства (объекты по производству электрической энергии (мощности)), в отношении которых установлены подлежащие проверке расчетные приборы учета.

Проверки расчетных приборов учета включают визуальный осмотр схемы подключения энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности)) и схем соединения приборов учета, проверку соответствия приборов учета требованиям настоящего документа, проверку состояния прибора учета, наличия и сохранности контрольных пломб и знаков визуального контроля, а также снятие показаний приборов учета.

В ходе проверки установлено, что беспрепятственный доступ к прибору учета не возможен, ввиду его размещения внутри трансформаторной подстанции, свободный беспрепятственный доступ к которой отсутствует, что было известно представителям ПАО «МРСК Волги».

Проверка прибора учета в отсутствие надлежащего уведомления собственника ФИО3, в его отсутствие, в присутствии лица, не наделенного полномочиями представлять интересы ИП ФИО3, составленный по результатам проверки акт не соответствует предъявляемым требованиям, поскольку в нем, в нарушение пункта 193 Основных положений, не указаны данные о способе осуществления безучетного потребления электрической энергии, не приведены полные данные присутствовавших при составлении акта лиц понятых, в отсутствие приложения фотографий к акту и передаче их вместе с актом ИП ФИО3

При таких обстоятельствах выводу о нарушении ПАО «МРСК Волги» нарушены пункты 173, 174, 177, 193 Основных положений, что выразилось в несоблюдении порядка проведения плановой проверки, несоответствии акта о неучтенном потреблении от дата нормам, установленным в Основных положениях.

На основании вышеизложенного, ПАО «МРСК Волги» не соблюдены, установленные требования об эксплуатации приборов учета, используемых энергетических ресурсов.

Доводы представителей привлеченного к административной ответственности лица, основанные на толковании нормативно-правовых актов и изложенных в них специализированных терминах в заключении инженерно-технологической и лингвистической экспертизы, не могут быть приняты по внимание, тем более, что при постановке второго вопроса в нем указано об отсутствии необходимости в допуске к энергопринимающему устройству, что не соответствует установленным обстоятельствам, а потому заведомо приводит к заведомо предполагаемому определенному ответу.

Вина должностного лица Публичного акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Волги» (далее - ПАО «МРСК Волги») - начальника участка балансов и учета электроэнергии Кинельского района электрических сетей Волжского производственного отделения филиала ПАО «МРСК Волги» - «Самарские распределительные сети» ФИО1 в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.12 ст.9.16 КоАП РФ подтверждается следующими доказательствами: заявлением ИП ФИО3, актом проверки от дата, актом о неучтенном потреблении электроэнергии от дата, актом разграничения балансовой принадлежности электрических сетей от дата, протоколом об административном правонарушении по делу от дата, составленным уполномоченным лицом, при наличии законных оснований для привлечения лица к ответственности.

Суд приходит к выводу о том, что начальник участка балансов и учета электроэнергии Кинельского РЭС Волжского производственного отделения филиала ПАО «МРСК Волги» - «Самарские распределительные сети» (далее - начальник участка балансов и учета электроэнергии) ФИО1 является надлежащим должностным лицом, что подтверждается

должностной инструкции, утвержденной дата № ДИ-МР6/121.01-06.05-894.01-18, которой предусмотрены его обязанности по организации и составлению плана работы по проверке измерительных комплексов электроэнергии по потребителям - физическим и юридическим лицам, обеспечение контроля соответствия измерительных комплексов электроэнергии требованиям НТД, согласование планов проведения проверок, графиков, осуществление руководства персоналом участка балансов и учета электроэнергии Кинельского РЭС, несет ответственность за несоблюдение действующего законодательства, нормативных и распорядительных актов, а потому является надлежащим субъектом административной ответственности.

Анализируя представленные суду доказательства в совокупности, суд приходит к выводу, что заместителем руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области ФИО2 сделал правильный вывод о наличии в действиях должностного лица Публичного акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Волги» (далее - ПАО «МРСК Волги») - начальника участка балансов и учета электроэнергии Кинельского района электрических сетей Волжского производственного отделения филиала ПАО «МРСК Волги» - «Самарские распределительные сети» ФИО1 состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 12 ст.9.16 КоАП РФ, предусматривающей ответственность за необоснованный отказ или уклонение организации, обязанной осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют, от заключения соответствующего договора и (или) от его исполнения, а равно нарушение установленного порядка его заключения либо несоблюдение такой организацией установленных для нее в качестве обязательных требований об установке, о замене, об эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, поскольку им не исполнена служебная обязанность по соблюдению действующего законодательства, а именно, по соблюдению обязательных требований эксплуатации прибора учета электрической энергии.

Согласно статье 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Виновность должностного лица Публичного акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Волги» (далее - ПАО «МРСК Волги») - начальника участка балансов и учета электроэнергии адрес электрических сетей Волжского производственного отделения филиала ПАО «МРСК Волги» - «Самарские распределительные сети» ФИО1 в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.12 ст.9.16 КоАП РФ, полностью подтверждается материалами дела.

Обжалуя постановление по делу об административном правонарушении должностное лицо ФИО1 приводит доводы об отсутствии в его действиях состава вменяемого административного правонарушения.

Вместе с тем указанные доводы ФИО1 связаны с переоценкой доказательств и фактических обстоятельств дела, являлись предметом рассмотрения и получили надлежащую правовую оценку в постановлении должностного лица.

Каких-либо иных сведений, указывающих на отсутствие в действиях должностного лица ФИО1 состава административного правонарушения суду не представлено, жалоба основывается исключительно на собственном толковании нормативных актов.

Таким образом, ФИО1 был в пределах срока давности привлечения к административной ответственности правомерно привлечен к административной ответственности по ч.12 ст.9.16 КоАП РФ. Наказание должностному лицу назначено предусмотренное санкцией данной статьи с учетом имущественного и финансового положения правонарушителя и иных обстоятельств дела.

В связи с изложенным, суд приходит к выводу, что жалоба ФИО1 удовлетворению не подлежит.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, суд

РЕШИЛ:

Постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области ФИО2 о назначении административного наказания по делу №... от дата в отношении должностного лица Публичного акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Волги» (далее - ПАО «МРСК Волги») - начальника участка балансов и учета электроэнергии Кинельского района электрических сетей Волжского производственного отделения филиала ПАО «МРСК Волги» - «Самарские распределительные сети» ФИО1 по ч.12 ст.9.16 КоАП РФ – оставить без изменения, а жалобу ФИО1 – без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Октябрьский районный суд г.Самара в течение 10 суток со дня его вручения или получения копии решения.

Судья п/п ФИО7

Копия верна.

Судья:

Секретарь: