ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-121/20 от 20.05.2020 Геленджикского городского суда (Краснодарский край)

РЕШЕНИЕ

по жалобе на постановление

по делу об административном правонарушении

«20» мая 2020 года г. Геленджик

Судья Геленджикского городского суда Краснодарского края Дроздов К.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Волка В.В. на постановление заместителя главного государственного лесного инспектора Краснодарского края Т от 07 февраля 2020 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 7.9 КоАП РФ,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением заместителя главного государственного лесного инспектора Краснодарского края Т от 07.02.2020 года Волк В.В. был привлечен к административной ответственности по ст. 7.9 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.

На данное постановление от 07.02.2020 года подана жалоба, в которой Волк В.В. указывает, что не согласен с привлечением его к административной ответственности, поскольку обстоятельства, изложенные в обжалуемом постановлении, не соответствуют действительности, постановление о привлечении Волк В.В. к административной ответственности является незаконным, нарушает его права, поскольку было вынесено в его отсутствие, несмотря на заявление им ходатайства об отложении рассмотрения вопроса о привлечении к административной ответственности. В связи с чем, заявитель просит отменить постановление по делу об административном правонарушении и направить дело об административном правонарушении на новое рассмотрение.

В судебное заседание Волк В.В. и его представитель на основании доверенности Ложкин В.О. не явились, в заявлении просили отложить рассмотрение жалобы в связи с невозможностью явиться в суд с учетом действующего на территории Краснодарского края режима повышенной готовности и ограничительных мероприятий (карантин). Также Волк В.В. ходатайствовал о приостановлении исполнительного производства , возбужденного на основании исполнительного листа, выданного Прикубанским районным судом г. Краснодара по гражданскому делу № 2-2476/2018.

В судебное заседание представитель Министерства природных ресурсов Краснодарского края не явился, направил в адрес суда заверенную копию материалов дела об административном правонарушении.

Исследовав материалы дела, изучив жалобу, прихожу к следующему.

На основании требований ч. 3 ст. 30.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях судья при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении не связан с доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

Согласно статье 7.9 КоАП РФ самовольное занятие лесных участков или использование указанных участков для раскорчевки, переработки лесных ресурсов, устройства складов, возведения построек (строительства), распашки и других целей без специальных разрешений на использование указанных участков влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Согласно ст. 101 Земельного кодекса РФ к землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, - вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие).

В соответствии со статьей 9 Лесного кодекса Российской Федерации право постоянного (бессрочного) пользования лесными участками, право ограниченного пользования чужими лесными участками (сервитут), право аренды лесных участков, а также право безвозмездного пользования лесными участками возникает и прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством, законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях, законодательством Российской Федерации о государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве и земельным законодательством, Федеральным законом «Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

Частями 1, 2 статьи 71 Лесного кодекса РФ предусмотрено, что в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное пользование лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются юридическим лицам, в аренду, безвозмездное пользование - гражданам. Предоставление гражданам, юридическим лицам в аренду лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом.

В соответствии с пунктом 11 статьи 1 Лесного кодекса Российской Федерации, лесное законодательство и иные регулирующие лесные отношения, нормативные правовые акты основываются на принципе платности использования лесов.

Самовольное занятие лесных участков образует состав административного правонарушения, предусмотренного ст.7.9 КоАП РФ.

Из материалов дела об административном правонарушении следует, что согласно акту от 10.12.2019 года на основании планового (рейдового) осмотра 10.12.2019 года с 09-00 часов до 17-00 часов должностными лицами Геленджикского лесничества – филиала ГКУ КК «Комитет по лесу» был осмотрен лесной (земельный) участок, расположенный по адресу: Краснодарский край, Геленджикское лесничество, Архипо-Осиповское участковое лесничество, квартал 189А, выдел 25, площадью 0,04 га. В результате осмотра установлено самовольное использование лесов на площади 0,04 га, где имеются строения с признаками капитальности, свободный доступ ограничен (забор из сетки рабица). Волком В.В. был нанесен ущерб лесному фонду в результате самовольного использования лесов – 63 217 руб.

Данные обстоятельства послужили основанием для составления в отношении Волка В.В. протокола об административном правонарушении и вынесении заместителем главного государственного лесного инспектора Краснодарского края постановления от 07.02.2020 года о привлечении Волка В.В. к административной ответственности с назначением ему административного наказания по ст. 7.9 КоАП РФ.

Так, государственным лесным инспектором Краснодарского края Геленджикского лесничества Р. 24.01.2020 года был составлен протокол об административном правонарушении в отношении гражданина Волка В.В., согласно которому в 13 часов 00 минут на территории Геленджикского лесничества Архипо-Осиповского участкового лесничества в квартале 189А часть выдела 25, было установлено, что гражданин Волк В.В. допустил занятие лесного участка лесного фонда на площади 0,04 га, возвел строения в целях семейного отдыха размером 7,3 м * 14,96 м. и 3,5 м. * 6,7 м.

Согласно постановлению заместителя главного государственного лесного инспектора Краснодарского края от 07.02.2020 года Волк В.В. привлечен к административной ответственности по ст. 7.9 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 20 000 рублей. Постановлением установлено, что 24.01.2020 года государственным лесным инспектором Краснодарского края Р составлен протокол об административном правонарушении в отношении гражданина Волка В.В. Как указано в постановлении, из протокола ясно, что 24.01.2020 года в 13 часов 00 минут в квартале 189 А часть выдела 25 Архипо-Осиповского участкового лесничества Геленджикского лесничества установлен факт самовольного занятия земель лесного фонда, а именно: гражданин Волк возвел строения 7,3 м *14,96 м и 3,5 м * 6,7 м на площади 0, 04 га без правоустанавливающих документов. Ущерб, причиненный лесному фонду, составил 63 217 рублей.

Согласно статье 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

В силу статьи 26.1 КоАП РФ при разбирательстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а именно: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

В нарушение требований статьей 24.1 и 26.1 КоАП РФ вопросы, имеющие значение для правильного разрешения дела, главным государственным лесным инспектором Краснодарского края исследованы не были.

Согласно положениям ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

Положения названной статьи КоАП РФ в обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагают не только наличие законных оснований для применения административного взыскания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.

Статьей 26.2 КоАП РФ предусмотрено, что доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

Пунктом 1 части 1 статьи 28.1 КоАП РФ установлено, что поводами к возбуждению дела об административном правонарушении являются непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.

Поводом к возбуждению дела об административном правонарушении послужило непосредственное обнаружение должностными лицами Геленджикского лесничества – филиала ГКУ КК «Комитет по лесу» 10.12.2019 года в ходе проведенного планового (рейдового) осмотра самовольного занятия Волком В.В. лесного участка.

Таким образом, выявив событие административного правонарушения, должностное лицо в соответствии с требованиями ч. 1 ст. 28.5 КоАП РФ должно составить протокол об административном правонарушении.

Согласно ст. 28.5 КоАП РФ протокол об административном правонарушении составляется немедленно после выявления совершения административного правонарушения.

В случае, если требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела либо данных о физическом лице или сведений о юридическом лице, в отношении которых возбуждается дело об административном правонарушении, протокол об административном правонарушении составляется в течение двух суток с момента выявления административного правонарушения.

Вместе с тем, протокол об административном правонарушении был составлен государственным лесным инспектором Краснодарского края Р только 24.01.2020 года, то есть по истечении срока составления протокола, предусмотренного ч. 2 ст. 28.5 КоАП РФ.

Статьей 28.2 КоАП РФ установлено, что о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4, частями 1, 3 и 4 статьи 28.6 настоящего Кодекса. В протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.

В силу ч.ч. 4, 4.1, 6 ст. 28.2 КоАП РФ физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.

В случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.

Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также потерпевшему вручается под расписку копия протокола об административном правонарушении.

Однако, материалы дела об административном правонарушении не содержат сведений о вручении протокола об административном правонарушении от 24.01.2020 года Волку В.В. либо его представителю.

Кроме того, несмотря на необходимость выполнения вышеназванных требований закона, протокол об административном правонарушении от 24.01.2020 года не содержит дату совершения административного правонарушения и не согласуется с актом от 10.12.2019 года осмотра лесного (земельного) участка, согласно которому установлен факт совершения административного правонарушения - 10.12.2019 года.

Как разъяснено в пункте 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 (ред. от 19.12.2013) "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" в порядке подготовки дела к рассмотрению судья должен также установить, правильно ли составлен протокол об административном правонарушении с точки зрения полноты исследования события правонарушения и сведений о лице, его совершившем, а также соблюдения процедуры оформления протокола.

Существенным недостатком протокола является отсутствие данных, прямо перечисленных в части 2 статьи 28.2 КоАП РФ, и иных сведений в зависимости от их значимости для данного конкретного дела об административном правонарушении (например, отсутствие данных о том, владеет ли лицо, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, языком, на котором ведется производство по делу, а также данных о предоставлении переводчика при составлении протокола и т.п.).

Несущественными являются такие недостатки протокола, которые могут быть восполнены при рассмотрении дела по существу, а также нарушение установленных статьями 28.5 и 28.8 КоАП РФ сроков составления протокола об административном правонарушении и направления протокола для рассмотрения судье, поскольку эти сроки не являются пресекательными, либо составление протокола в отсутствие лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, если этому лицу было надлежащим образом сообщено о времени и месте его составления, но оно не явилось в назначенный срок и не уведомило о причинах неявки или причины неявки были признаны неуважительными.

Поскольку срок составления протокола, предусмотренный ч. 2 ст. 28.5 КоАП РФ, не является пресекательным, прихожу к выводу, что недостатки протокола, связанные с несоблюдением сроков его составления и отсутствием сведений о получении протокола лицом, привлекаемым к административной ответственности, либо его представителем являются несущественными, и могли быть восполнены должностным лицом в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении и вынесения постановление о привлечении Волк В.В. к административной ответственности по ст. 7.9 КоАП РФ, однако этого сделано не было.

Вместе с тем, отсутствие в протоколе об административном правонарушении даты события административного правонарушения, что согласно части 2 статьи 28.2 КоАП РФ, является обязательным условием составления протокола, относится к существенным недостатком протокола об административном правонарушении.

В соответствии с ч. 2 ст. 25.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса, либо если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.

Однако, в нарушение указанной нормы постановление о привлечении к административной ответственности от 07.02.2020 года было вынесено в отсутствие надлежащего уведомления Волка В.В. либо его представителя о дате, времени и месте рассмотрения административного дела.

Несмотря на указание в постановлении от 07.02.2020 года о надлежащем извещении Волка В.В. посредством почтовой корреспонденции, а его представителя – посредством электронной почты и телефонной связи, представленные судье материалы дела об административном правонарушении не содержат доказательств, подтверждающих получение Волком В.В. либо его представителем извещения каким-либо из названных способов.

Таким образом, отсутствуют сведения о надлежащем извещении Волка В.В. либо его представителя о дате, времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении.

С учетом вышеизложенного следует признать, что меры к всестороннему, полному и объективному рассмотрению дела должностным лицом не приняты. Такое разрешение дела не отвечает установленным ст. 24.1 КоАП РФ задачам производства по делам об административных правонарушениях.

На основании п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится, в частности, решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, а также в связи с необходимостью применения закона об административном правонарушении, влекущем назначение более строгого административного наказания, если потерпевшим по делу подана жалоба на мягкость примененного административного наказания.

С учетом изложенных обстоятельств, постановление заместителя главного государственного лесного инспектора Краснодарского края Т от 07.02.2020 года подлежит отмене с возвращением дела на новое рассмотрение должностному лицу.

Принимая во внимание, что административное правонарушение, предусмотренное ст. 7.9 КоАП РФ, относится к административным правонарушениям в области охраны собственности и согласно ч.1 ст.4.5 КоАП РФ, в данном случае подлежит применению двухмесячный срок давности привлечения к административной ответственности.

Учитывая, что правонарушение, предусмотренное ст. 7.9 КоАП РФ, по своей природе является длящимся, срок давности привлечения к административной ответственности в соответствии с ч. 2 ст. 4.5 КоАП РФ следует исчислять со дня обнаружения вмененного Волку В.В. правонарушения.

На основании акта осмотра лесного (земельного) участка в ходе проведения планового (рейдового) осмотра должностными лицами Геленджикского лесничества – филиала ГКУ КК «Комитет по лесу» факт административного правонарушения был обнаружен 10.12.2019 года.

Из протокола об административном правонарушении от 24.01.2020 года не усматривается дата совершения Волком В.В. административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.9 КоАП РФ.

Согласно постановлению о назначении административного наказания от 07.02.2020 года, вынесенного на основании протокола об административном правонарушении от 24.01.2020 года, датой совершения административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.9 КоАП РФ, значится 24.01.2020 год.

Согласно правовой позиции, выраженной в п.14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 г. N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении КоАП РФ», срок давности привлечения к ответственности исчисляется по общим правилам исчисления сроков - со дня, следующего за днем совершения административного правонарушения (за днем обнаружения правонарушения).

Таким образом, двухмесячный срок давности привлечения к административной ответственности по ст. 7.9 КоАП РФ по данному делу исчисляется со дня, следующего за днем совершения административного правонарушения (за днем обнаружения правонарушения), то есть с 11 декабря 2019 года и истек 11 февраля 2020 года.

Постановление заместителя главного государственного лесного инспектора Краснодарского края по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 7.9 КоАП РФ, в отношении Волка В.В. вынесено 07.02.2020 года, то есть в пределах срока привлечения к административной ответственности.

По смыслу ч. 1 ст. 4.5 и п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ истечение сроков привлечения к административной ответственности на время пересмотра постановления не влечет за собой его отмену и прекращение производства по делу, если для этого отсутствуют иные основания (абз. 8 п. 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях").

При таких обстоятельствах постановление о привлечение Волка В.В. к административной ответственности подлежит отмене с возвращением дела на новое рассмотрение должностному лицу.

Ходатайство Волка В.В. о приостановлении исполнительного производства , возбужденного на основании исполнительного листа, выданного Прикубанским районным судом г. Краснодара по гражданскому делу , подлежит оставлению без рассмотрения, поскольку законом предусмотрен иной порядок рассмотрения заявления о приостановлении исполнительного производства, и оно не подлежит рассмотрению в порядке производства по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 30.6, 30.7 ч.1 п. 4, 30.8 КоАП РФ, судья

РЕШИЛ:

Жалобу Волка В.В. на постановление заместителя главного государственного лесного инспектора Краснодарского края от 07 февраля 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 7.9 КоАП РФ, удовлетворить.

Постановление заместителя главного государственного лесного инспектора Краснодарского края Т от 07 февраля 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 7.9 КоАП РФ, в отношении Волка В.В. – отменить.

Дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 7.9 КоАП РФ, в отношении Волка В.В. направить в Управление лесного хозяйства Министерства природных ресурсов Краснодарского края на новое рассмотрение.

Настоящее решение может быть обжаловано в вышестоящий суд через Геленджикский городской суд в течение 10 дней.

Судья: