ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-121/2018 от 26.02.2018 Советского районного суда г. Красноярска (Красноярский край)

копия

Дело №12-121/2018

Р Е Ш Е Н И Е

26 февраля 2018 года г. Красноярск

Судья Советского районного суда г. Красноярска Вальков А.А.,

рассмотрев жалобу защитника Федерального государственного унитарного предприятия «Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации», в лице филиала «Аэронавигация Центральной Сибири» - ФИО5 на постановление начальника отдела надзора за обращением с отходами, в области охраны атмосферного воздуха Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по <адрес>ФИО4 по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, именуемое постановлением о назначении административного наказания, которым Филиал Федерального государственного унитарного предприятия «Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации», место нахождения и фактический адрес (согласно обжалуемому постановлению): <адрес>,

признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.46 КоАП РФ и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 (тридцать тысяч) рублей,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением начальника отдела надзора за обращением с отходами, в области охраны атмосферного воздуха Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Красноярскому краю ФИО4 по делу об административном правонарушении от 14.12.2017, Филиал Федерального государственного унитарного предприятия «Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации» признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.46 КоАП РФ и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.

Как следует из обжалуемого постановления, в соответствии с ч. 1 ст. 69.2 Федерального Закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ определено, что объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, подлежат постановке на государственный учет юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на указанных объектах, в уполномоченном Правительством Российской Федерации федеральном органе исполнительной власти или органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией.

В соответствии с ч.8 Постановления Правительства РФ от 23.06.2016 № 572 «Об утверждении правил создания и ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду» Федеральный государственный реестр содержит сведения об объектах, подлежащих в соответствии со ст. 65 ФЗ «Об охране окружающей среды» федеральному государственному экологическому надзору. Ведение федерального государственного реестра осуществляется территориальными органами Росприроднадзора по месту нахождения объекта (ч. 10).

Согласно подпункта «а» п. 4 Постановления Правительства РФ от 28.08.2015 № 903 « Об утверждении критериев определения объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору» и подпункту «б» п. 1 Постановления Правительства РФ от 28.09.2015 № 1029 «Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I,II,III,IV категорий» определено, что Филиал Федерального государственного унитарного предприятия "Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации" относится к объектам III категории и подлежит Федеральному государственному экологическому надзору.

Частью 2 ст. 69.2 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды постановка на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется на основании заявки о постановке на государственный учет, которая подается юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями не позднее чем в течение шести месяцев со дня начала эксплуатации указанных объектов.

Заявку о постановке объекта на учет в соответствии с частью 35 Постановления Правительства РФ от 23.06.2016 № 572 «Об утверждении правил создания и ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду» юридическое лицо, осуществляющее хозяйственную и (или) иную деятельность на объекте, направляет в территориальный орган Росприроднадзора посредством почтового отправления с описью вложения и уведомлением о получении или в электронном виде посредством заполнения электронного средства формирования заявки с использованием федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» или официального сайта Службы в сети «Интернет».

Частью 3 ст. 11 ФЗ от 21.07.2014 № 219-ФЗ «О внесении изменений в ФЗ «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты РФ» установлено, что со дня вступления в силу настоящего Федерального закона (01.01.2015) в течение двух лет юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и али) иную деятельность обязаны поставить на государственный учет принадлежащие им на установленном законом праве объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, в порядке, установленном ст. 69.2 ФЗ от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

Юридические лица, осуществляющие хозяйственную и (иную) деятельность обязаны поставить на государственный учет принадлежащие им на установленном законом праве объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду (НВОС) до 31.12.2016 (включительно).

Заявка от Филиала Федерального государственного унитарного предприятия «Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации» о постановке объектов негативного воздействия на государственный учет

поступила в адрес Управления 10.02.2017. Заявка была рассмотрена, заявленные объекты негативного воздействия на окружающую среду 17.02.2017 были постановлены на государственный учет с присвоением кода объекта 04-0124-000925-П (Свидетельство о постановке на государственный учет № BCKH3R75 от 17.02.2017, которое подтверждает простановку на государственный учет в федеральный государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, эксплуатируемого объекта, находящегося по адресу: <адрес>, тип объекта- площадной, дата ввода в эксплуатацию: 30.08.1956 г.).

Таким образом, Филиалом Федерального государственного унитарного предприятия «Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации» несвоевременно выполнена обязанность (до 31.12.2016 включительно) по подаче заявки на постановку на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, чем допущены нарушения требований природоохранного законодательства: ч.1 и ч.2 ст. 69.2 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»; ч. 3 ст. 11 Федерального закона от 21.07.2014 N 219- ФЗ от 03.07.2016) "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей и отдельные законодательные акты Российской Федерации". Ответственность за правонарушение предусмотрена ст.8.46 КоАП РФ - «Невыполнение или временное выполнение обязанности по подаче заявки на постановку на венный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую представлению сведений для актуализации учетных сведений».

Не согласившись с указанным постановлением, защитник Федерального государственного унитарного предприятия «Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации», в лице филиала «Аэронавигация Центральной Сибири» - ФИО5 обратился в суд с жалобой на него, просил вышеуказанное постановление признать незаконным и отменить, мотивируя тем, что 3 ст. 11 ФЗ № 219-ФЗ установлено, что в течение двух лет юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность, обязаны поставить на государственный учет принадлежащие им на установленном законом праве объекты НВОС, в порядке, установленном статьей 69.2 ФЗ №7-ФЗ. Частью 1 статьи 12 ФЗ № 219-ФЗ установлено, что указанный Федеральный закон вступает в силу с 01 января 2015 года. Таким образом, по мнению заявителя, лица, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах НВОС, обязаны были поставить на учет такие объекты до 01 января 2017 года.

Вместе с тем, в соответствии с Приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 23.12.2015 г. № 554 «Об утверждении формы заявки о постановке объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду...» утверждена форма заявки на постановку объектов на соответствующий учет.

Следовательно, по мнению заявителя, в период с января по 23 декабря 2015 года лица, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах НВОС, не имели возможность поставить на учет такие объекты в связи с неурегулированностью законодательства.

Заявитель полагает, что и после указанного времени поставить на учет объекты НВОС не представлялось возможным ввиду следующего.

Постановлением Правительства РФ от 23.06.2016 г. № 572 «Об утверждении Правил создания и ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду» утверждены соответствующие правила. Начало действия документа - 05.07.2016 года. До утверждения соответствующих правил правоприменитель не имел возможности ведения соответствующего реестра.

Таким образом, законодатель, установив обязанность по постановке на учет объектов НВОС, установил разумный срок для реализации такой обязанности - 2 (два) года.

Однако, по мнению заявителя, у лиц, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах НВОС, появилась возможность для исполнения своей обязанности с 05.07.2016 года, то есть срок для исполнения обязанности сократился с 2-х лет до 128 рабочих дней.

Кроме того, Методические рекомендации по заполнению формы заявки о постановке объекта НВОС были утверждены Приказом Росприроднадзора от 24.11.2016 г. № 756 «Об исполнении постановления Правительства Российской Федерации от 23.06.2016 № 572»,

Филиал осуществил возложенную на него обязанность по постановке на учет объектов НВОС в январе-феврале 2017 года, что укладывается, по мнению филиала, в понятие «разумный срок» для осуществления регистрационных действий.

Также указывает, что филиалом ежеквартально производятся отчисления по предоставленным лимитам на выбросы объектов НВОС в соответствии со ст. 16.2 ФЗ № 7-ФЗ.

Постановление о назначении административного наказания вынесено на основании Протокола об административном правонарушении от 09.11.2017г., имеющим ряд существенных недостатков, делающих вынесение постановления на основании указанного протокола незаконным. Правоприменителю указывалось на дефекты Протокола, в том числе в письменных пояснениях, приобщенных к материалам административного дела, однако правоприменителем не принято должных мер к устранению нарушений, сделавших вынесение Постановления незаконным.

Так, в соответствии с протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ не указана объективная сторона административного правонарушения: в протоколе не указано место расположения объекта НВОС, который, по мнению правоприменительного органа, был поставлен на учет с нарушением установленного срока. Вместо этого указано, что в адрес управления Росприроднадзора поступила заявка филиала «ФГУП Госкорпорация по ОрВД» «Аэронавигация Центральной Сибири» о постановке на учет объекта НВОС. Заявка была рассмотрена, объект был поставлен на государственный учет с присвоением кода объекта 04-0124-0095-П (Свидетельство о постановке на учет № BCKH3R75 от ДД.ММ.ГГГГ).

В протоколе указано место совершения административного правонарушения -юридический адрес филиала «Аэронавигация Центральной Сибири»: <адрес>, но это, по мнению заявителя, не является местом непосредственного совершения противоправных действий.

Полагает, что в нарушение ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ в протоколе об административном правонарушении отсутствует описание события административного правонарушения, в соответствии с п. 2 части 1 ст. 24.5 КоАП РФ отсутствует состав административного правонарушения. При вынесении Постановления по делу об административном правонарушении правоприменителем сделана попытка по исправлению дефектов, указанных в Протоколе.В Постановлении указано место нахождения объекта НВОС: <адрес> тип объекта - площадной, дата ввода в эксплуатацию: ДД.ММ.ГГГГ Таким образом, в Постановлении указаны сведения, отсутствующие в Протоколе и материалах административного дела.

Кроме того, управлением Росприроднадзора по Красноярскому краю нарушен срок для составления протокола об административном правонарушении. В соответствии со ст. 28.5 КоАП РФ, протокол об административном правонарушении составляется немедленно после выявления совершения административного правонарушения.

Протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ указано, что датой и временем совершения административного правонарушения является ДД.ММ.ГГГГ - день, следующий за днем предельного срока подачи заявки на постановку объектов негативного воздействия на учет. Иной даты выявления административного правонарушения не указано.

Постановлением о назначении административного наказания к ответственности привлечено юридическое лицо - Филиал Федерального государственного унитарного предприятия «Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации».

В соответствии с выпиской из ЕГЮРЛ на юридическое лицо - Федеральное государственное унитарное предприятие «Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации» (ИНН/КПП <***>/771401001), юридическое лицо ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» ОГРН <***> учреждено Правительством РФ, Генеральным директором является ФИО1. Юридическое лицо расположено по адресу 125993, <адрес>

Филиал «Аэронавигация Центральной Сибири» не является самостоятельным юридическим лицом. Филиал «Аэронавигация Центральной Сибири» внесен в ЕГЮРЛ в качестве филиала (Строка 711 выписки из ЕГЮРЛ). Адрес места нахождения филиала: 660022, <адрес>. Директором филиала назначен ФИО2, действующий на основании доверенности Генерального директора.

Установление лица, совершившего противоправное действие (бездействие), за которое КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, в соответствии с п. 2 ст. 26.1 КоАП РФ входит в предмет доказывания и относится к обстоятельствам, подлежащим выяснению по делу об административном правонарушении. При этом сведения о лице, в отношении которого ведется производство по делу, указываются как в протоколе (ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ), так и в постановлении по делу об административном правонарушении (п. 3 ч. 1 ст. 29.10 КоАП РФ).

Таким образом, как указывает заявитель, должностным лицом правоприменительного органа, составляющим протокол и выносящим постановление по делу об административном правонарушении не установлено надлежащим образом лицо, подлежащее привлечению к административной ответственности.

В судебном заседании защитник ФИО5, действующий на основании доверенностей от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ, жалобу поддержал по указанным в ней основаниям.

Довод жалобы о том, что был нарушен срок для составления протокола об административном правонарушении не влечет отмену обжалуемого постановления, поскольку установленый ст. 28.5 КоАП РФ срок не является пресекательным.

В то же время, считаю, что постановление начальника отдела надзора за обращением с отходами, в области охраны атмосферного воздуха Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по <адрес>ФИО4 по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, именуемое постановлением о назначении административного наказания, которым Филиал Федерального государственного унитарного предприятия «Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации», подлежит отмене по следующим основаниям.

В силу ст. 1.5 КоАП РФ, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Согласно ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Административная ответственность филиалов юридических лиц нормами КоАП РФ, включая положения ст. 8.46 КоАП РФ, не предусмотрена.

В соответствии со ст. 55 ГК РФ, Филиалом является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства. Филиалы не являются юридическими лицами. Они наделяются имуществом создавшим их юридическим лицом и действуют на основании утвержденных им положений. Руководители представительств и филиалов назначаются юридическим лицом и действуют на основании его доверенности. Представительства и филиалы должны быть указаны в едином государственном реестре юридических лиц.

В силу Положения о филиале «Аэронавигация Центральной Сибири» Федерального государственного унитарного предприятия ««Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации», п.п. 1.5 - 1.10, 6.1 – 6.4 Устава Федерального государственного унитарного предприятия «Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации» место нахождения Предприятия: Российская Федерация, <адрес> Место нахождения Филиала «Аэронавигация Центральной Сибири» Федерального государственного унитарного предприятия «Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации»: <адрес>. Филиал не является юридическим лицом, наделяются предприятием имуществом и действует в соответствии с положением о нем. Ответственность за деятельность Филиала несет Предприятие. Филиал возглавляет директор, назначаемый на эту должность и освобождаемый от нее Генеральным директором Предприятия.

Согласно выписке из ЕГРЮЛ, она содержит аналогичные вышеуказанным Уставу и Положению, сведения о месте нахождения юридического лица - Федеральное государственное унитарное предприятие «Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации» и его указанного филиала, а также о том, что генеральным директором Федерального государственного унитарного предприятия «Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации» является ФИО6

Как следует из обжалуемого постановления, оно вынесено не в отношении юридического лица - Федеральное государственное унитарное предприятие «Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации», а в отношении его филиала.

КоАП РФ допускает возможность рассмотрения дела по месту нахождения филиала юридического лица по делам об административных правонарушениях, возбужденным в отношении юридических лиц по результатам проверки их филиалов, подсудность которых определяется местом нахождения филиалов, в деятельности которых соответствующие нарушения были выявлены и должны быть устранены. В то же время, как указано выше, КоАП РФ не предусмотрено привлечение к административной ответственности филиалов или иных обособленных подразделений юридического лица.

Указание на признание виновным в совершении административного правонарушения именно филиала, не является опиской, технической ошибкой, поскольку то, что к административной ответственности привлечен именно Филиал Федерального государственного унитарного предприятия «Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации» следует из всего текста обжалуемого постановления, а также протокола об административном правонарушении, определений о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, о продлении срока рассмотрения дела об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, сопроводительных писем о направлении указанных определений.

Так, в обжалуемом постановлении прямо указано, что дело возбуждено в отношении Филиала Федерального государственного унитарного предприятия «Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации», приведено полное наименование лица, привлеченного к административной ответственности: Филиал Федерального государственного унитарного предприятия «Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации». Указано его место нахождения: 660022, <адрес>, совпадающее с местом нахождения Филиала «Аэронавигация Центральной Сибири» Федерального государственного унитарного предприятия ««Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации», а не самого юридического лица. Также руководителем привлеченного к административной ответственности лица указан ФИО2, являющийся директором филиала «Аэронавигация Центральной Сибири» Федерального государственного унитарного предприятия «Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации». В то время, как генеральным директором Федерального государственного унитарного предприятия «Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации» является ФИО1

В соответствии с п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ, производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению.

При таких обстоятельствах, поскольку филиал юридического лица не является субъектом административной ответственности, постановление начальника отдела надзора за обращением с отходами, в области охраны атмосферного воздуха Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по <адрес>ФИО4 по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, именуемое постановлением о назначении административного наказания, которым Филиал Федерального государственного унитарного предприятия «Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации» признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.46 КоАП РФ и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 (тридцать тысяч) рублей, подлежит отмене, а дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.46 КоАП РФ в отношении Филиала Федерального государственного унитарного предприятия «Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации» подлежит прекращению на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Учитывая, изложенное, оснований оценивать иные доводы жалобы, касающиеся обстоятельств правонарушения, а также недостатков протокола об административном правонарушении, нет.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.6-30.8 КоАП РФ,

Р Е Ш И Л :

Постановление начальника отдела надзора за обращением с отходами, в области охраны атмосферного воздуха Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Красноярскому краю ФИО4 по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, которым Филиал Федерального государственного унитарного предприятия «Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации» признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.46 КоАП РФ и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 (тридцать тысяч) рублей, - отменить, производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.46 КоАП РФ в отношении Филиала Федерального государственного унитарного предприятия «Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации» прекратить на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Решение может быть обжаловано в течение 10 суток в Красноярский краевой суд через Советский районный суд г. Красноярска.

Судья А.А. Вальков

Копия верна: