ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-121/2021 от 11.05.2021 Новосибирского районного суда (Новосибирская область)

Дело №...

№...

Решение

по жалобе на постановление

по делу об административном правонарушении

Новосибирский районный суд Новосибирской области

в составе:

Судьи Лукиной Н.К.,

при секретаре Овчаровой А.Ю.,

с участием

защитника директора ООО Управляющей компании «Дом в Кольцово» ФИО6 на основании доверенности - ФИО4

помощника прокурора Прокуратуры Новосибирского района новосибирской области ФИО5,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу директора ООО Управляющей компании «Дом в Кольцово» Федосеева Станислава Вячеславовича на постановление за №... от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенное заместителем руководителя департамента по тарифам Новосибирской области фио1 о признании виновным ФИО6 в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ, и назначении в отношении последнего административного наказания в виде штрафа,

установил:

Постановлением №...ДД.ММ.ГГГГ, вынесенным заместителем руководителя департамента по тарифам Новосибирской области фио1 за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ ФИО6 признан виновным и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.

В жалобе, поданной в порядке ст.30.1 КоАП РФ ФИО6 изложена просьба об отмене постановления должностного лица.

В обосновании жалобы указано, что ООО «Дом в Кольцово» не оказывало фио2, фио3 услуг по технологическому присоединению домовладений указанных граждан к газопроводу низкого давления. Оказание услуг по технологическому присоединению и транспортировке газа в жилые микрорайоны р.п. Кольцово оказывает ООО «...». ООО УК «Дом в Кольцово», имея в собственности газопровод и не оказывая услуг по транспортировке газа, является основным абонентом согласно п. 2 Правил подключения №.... В связи с чем вывод административного органа о том, что ООО УК «Дом в Кольцово» не является основным абонентом, т.к. не осуществляет собственное потребление противоречит закону и не может быть основанием для привлечения Заявителя к административной ответственности. При этом, плата за предоставление согласия на пользование частным газопроводом, принадлежащим лицу, которое не осуществляет транспортировку газа, не регулируется Правилами подключения и по своей правовой природе не является платой, связанной с технологическим присоединением к газораспределительным сетям. Спорная плата обусловлена не выполнением мероприятий по подключению, а предоставлением права ограниченного пользования имуществом, которое принадлежит лицу, не оказывающему услуги по транспортировке газа. В соответствии с письмом Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации «О правилах подключения к сетям газораспределения» № №... основной абонент, не оказывающий услуги по транспортировке газа, вправе самостоятельно урегулировать вопрос о взимании платы за выдачу согласия на подключение к спорному газопроводу в рамках договорных отношений с лицами, заинтересованными в таком подключении. Таким образом, отсутствует событие административного правонарушения, что исключает производство по делу. В случае признания оспариваемого постановления законным, Заявитель просит снизить размер штрафа до 5000 рублей, в связи со следующими смягчающими обстоятельствами: Заявитель ранее не привлекался к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ; вменяемое правонарушение не повлекло каких-либо тяжких, негативных последствий общественным отношениям. Обжалуемым Постановлением нарушаются права Заявителя, в частности право на исполнение своих трудовых обязанностей как директора юридического лица, в частности право на распоряжение имуществом (сетями газораспределения) ООО УК «Дом в Кольцово».

Жалоба подана в установленный ст.30.3 КоАП РФ срок, препятствий для ее рассмотрения по существу не усматривается.

В судебном заседании защитник ФИО6 на основании доверенности ФИО4 доводы жалобы поддержал по изложенным в ней основаниям.

Помощник прокурора в судебном заседании указал, что доводы жалобы удовлетворению не подлежат, оспариваемое постановление является законным, обоснованными и не подлежащим отмене.

В судебное заседание ФИО6 не явился, направил защитника. Представитель департамента по тарифам Новосибирской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, причин неявки суду не сообщил, заявлений и ходатайств об отложении судебного заседания не направлял. Суд считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие не явившихся лиц.

Проверив в соответствии с требованиями ч.3 ст.30.6 КоАП РФ дело в полном объеме, изучив доводы жалобы, представленные материалы, заслушав пояснения участников процесса, прихожу к следующему.

Согласно статье 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях является, в том числе, всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

В соответствии со статьей 26.11 КоАП РФ судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.

Часть 2 статьи 14.6 КоАП Российской Федерации устанавливает административную ответственность за занижение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), занижение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), нарушение установленного порядка регулирования цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), а равно иное нарушение установленного порядка ценообразования.

Объектом данного правонарушения является посягательство на установленный государством порядок ценообразования. Государственное регулирование в сфере ценообразования осуществляется в целях защиты прав граждан, соблюдения экономических интересов хозяйствующих субъектов, а также обеспечения нормального функционирования хозяйственной системы в целом и ее отдельных отраслей.

Государственное регулирование цен осуществляется в сфере деятельности естественных монополий, а при необходимости - и в иных сферах экономики, имеющих важное социальное значение. При этом следует исходить из того, что ценообразование - это процесс формирования цен на товары и услуги, характеризуемый методами, способами установления цен в целом, относящимися ко всем товарам. Объективной стороной выступает нарушение установленного порядка ценообразования.

Субъектами административного правонарушения являются юридические лица, руководители и иные работники организаций, а также иные граждане и должностные лица, виновные в нарушении государственной дисциплины цен. Согласно статье 424 Гражданского кодекса Российской Федерации в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.д.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.

Отношения в сфере газоснабжения регулируются Федеральным законом Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации".

Согласно статье 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" система газоснабжения -это имущественный производственный комплекс, состоящий из технологически, организационно и экономически взаимосвязанных и централизованно управляемых производственных и иных объектов, предназначенных для добычи, транспортировки, хранения, поставок газа; газораспределительная система -имущественный производственный комплекс, состоящий из организационно и экономически взаимосвязанных объектов, предназначенных для транспортировки и подачи газа непосредственно его потребителям; газотранспортная организация -организация, которая осуществляет транспортировку газа и у которой магистральные газопроводы и отводы газопроводов, компрессорные станции и другие производственные объекты находятся на праве собственности или на иных законных основаниях; поставщик (газоснабжающая организация) -собственник газа или уполномоченное им лицо, осуществляющие поставки газа потребителям по договорам.

В соответствии со статьей 21 данного федерального закона оказание услуг по транспортировке газа по трубопроводам осуществляется в условиях естественной монополии и регулируется в соответствии с законодательством Российской Федерации о естественных монополиях, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами; по решению Правительства Российской Федерации регулирование тарифов на услуги по транспортировке газа может быть заменено государственным регулированием цен на газ для потребителей, а также тарифов на услуги по транспортировке газа для независимых организаций в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Подпунктом "г" пункта 4 раздела II Основных положений формирования и государственного регулирования цен на газ, тарифов на услуги по его транспортировке и платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям на территории Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1021 (далее - Основные положения регулирования цен на газ) также установлено, что тарифы на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям, подлежат государственному регулированию на территории Российской Федерации.

С учетом подпункта "а" пункта 11 раздела IV Основных положений регулирования цен на газ государственное регулирование тарифов на услуги по его транспортировке осуществляется путем установления фиксированных цен (тарифов) или их предельных уровней исходя из возмещения организациям, осуществляющим регулируемые виды деятельности, экономически обоснованных затрат, связанных с транспортировкой и распределением газа (при регулировании тарифов).

Особенности правоотношений по транспортировке газа между поставщиками, газораспределительными организациями и покупателями урегулированы Правилами поставки газа в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№..., которые обязательны для всех юридических лиц, участвующих в отношениях поставки и транспортировки газа через трубопроводные сети. Под газораспределительными организациями понимаются специализированные республиканские, краевые, областные, городские, межрайонные, сельские организации, занятые развитием и эксплуатацией систем газоснабжения территорий, обеспечением покупателей газом, а также оказывающие услуги по транспортировке газа по своим сетям.

В соответствии с подпунктом "б" пункта 2 Правил пользования газом и предоставления услуг по газоснабжению в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.05.2002No 317 газораспределительная организация -это специализированная организация, осуществляющая эксплуатацию газораспределительной системы и оказывающая услуги, связанные с подачей газа потребителям. Газораспределительной организацией может быть организация -собственник газораспределительной системы, которая получила газораспределительную систему в процессе приватизации либо создала или приобрела ее на других предусмотренных законодательством Российской Федерации основаниях, или организация, заключившая с собственником газораспределительной системы договор на ее эксплуатацию.

В силу подпункта "а" пункта 2 Правил подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№..., подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства к сети газораспределения определено как совокупность организационных и технических действий, включая врезку и пуск газа, дающих возможность подключаемому объекту капитального строительства использовать газ, поступающий из сети газораспределения.

Исполнителем является газораспределительная организация, владеющая на праве собственности или на ином законном основании сетью газораспределения, к которой планируется подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства или сети газораспределения заявителей, а в случае, если подключение возможно к существующим сетям газораспределения или газопотребления основных абонентов при выполнении условий пункта 34 настоящих Правил, -газораспределительная организация, с сетями которой технологически связаны сети газораспределения или газопотребления, к которым планируется подключение объектов капитального строительства заявителей, в том числе через сети других основных абонентов (подпункт "б" пункта 2 Правил №...).

Из положений пункта 3 Правил подключения к сетям газораспределения следует порядок подключения (технологическое присоединение) объектов капитального строительства к сети газораспределения, а именно: направление заявителем исполнителю запроса о предоставлении технических условий на подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства к сетям газораспределения; выдача технических условий; заключение договора о подключении (технологическом присоединении) объектов капитального строительства к сети газораспределения; выполнение заявителем и исполнителем технических условий; составление акта о готовности сетей газопотребленияи газоиспользующего оборудования объекта капитального строительства к подключению (технологическому присоединению); осуществление исполнителем фактического присоединения и составление акта о подключении (технологическом присоединении). В пункте 14 Правил №... предусмотрены основания для отказа в выдаче технических условий, среди которых: отсутствие технической возможности подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства к сети газораспределения исполнителя, в том числе, при отсутствии пропускной способности технологически связанных с сетью газораспределения исполнителя сетей газораспределения и газотранспортной системы, за исключением случаев, когда устранение этих ограничений учтено в инвестиционных программах исполнителя или иных инвестиционных программах в текущем календарном году. Пунктом 24(1) Правил №... предусмотрено, что в случае подключения к сетям газораспределения и (или) газопотребления, технологически связанным с сетями газораспределения и (или) газопотребления других газораспределительных организаций, исполнитель в целях определения технической возможности подключения объектов капитального строительства обязан уведомлять такие газораспределительные организации о намерении выдать технические условия на подключение.

В соответствии с положениями пункта 34 Правил подключения к сетям газораспределения, в случае если подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства возможно только к существующим сетям газораспределения и (или) газопотребления, принадлежащим основному абоненту, технические условия такого подключения (технологического присоединения) выдаются газораспределительной организацией, к сети газораспределения и (или) газопотребления которой присоединена сеть газораспределения и (или) газопотребления, принадлежащая основному абоненту Запрос о предоставлении технических условий, заявка о подключении (технологическом присоединение) должны содержать согласие основного абонента на подключение (технологическое присоединение объекта капитального строительства заявителя к своей сети газораспределения и (или) газопотребления.

При этом основным абонентом является юридическое или физическое лицо, которое не оказывает услуги по транспортировке газа, владеющее на праве собственности или на ином законном основании объектом сети газораспределения и (или) газопотребления (подпункт «ж» пункта 2 Правил подключения к сетям газораспределения).

Таким образом, абонентом может выступать физическое лицо (гражданин), в том числе собственник (наниматель) жилого дома, приобретающий газ для удовлетворения личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, или юридическое лицо (управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный и иной специализированный кооператив), приобретающее газ в качестве коммунального ресурса для предоставления гражданам коммунальной услуги по газоснабжению.

Пункт 2 Правил подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№..., содержит понятие основного абонента -юридическое лицо, которое не оказывает услуги по транспортировке газа, владеющее на праве собственности или на ином законном основании объектом сети газораспределения и (или) газопотребления.

В связи с чем фактически пункт 2 Правил содержит признаки, которые позволяют отличить «основного абонента» от «абонента», а не устанавливает отдельного субъекта правоотношений.

В соответствии с определениями, данными в пункте 3 Правил поставки газа, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№..., транспортировка газа -перемещение и передача газа по газотранспортной системе; -газотранспортная система -система газопроводов, соединяющая производителя газа и потребителя газа, включающая магистральные газопроводы, газопроводы-отводы, газораспределительные сети, находящиеся у газотранспортной, газораспределительной организации или покупателя в собственности или на иных законных основаниях; -газораспределительные организации -специализированные республиканские, краевые, областные, городские, межрайонные, сельские организации, занятые развитием и эксплуатацией систем газоснабжения территорий, обеспечением покупателей газом, а также оказывающие услуги по транспортировке газа по своим сетям.

Таким образом, в целях отнесения владельца газораспределительной сети к категории «основной абонент»: указанный владелец, в первую очередь, должен быть потребителем газа; кроме того он не должен оказывать услуги по транспортировке газа через принадлежащие ему газораспределительные сети (не должен фактически осуществлять деятельность по передаче газа до потребителя газа с использованием принадлежим ему сетей газораспределения).

Согласно статье 23.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» государственному регулированию подлежат плата за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям и (или) стандартизированные тарифные ставки, определяющие ее величину. Размер платы за технологическое присоединение и (или) стандартизированные тарифные ставки, определяющие ее величину, устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов. Порядок определения размера платы и ставок установлен Основными положениями формирования и государственного регулирования цен на газ, тарифов на услуги по его транспортировке и платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям на территории Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№..., пунктом 10 которых так же установлено, что регулирование платы и (или) ставок осуществляется в соответствии с методическими указаниями, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в сфере государственного регулирования цен (тарифов).

В соответствии с п.1 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№..., Федеральная антимонопольная служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере государственного регулирования цен (тарифов). Методические указания по расчету размера платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям и (или) размеров стандартизированных тарифных ставок, определяющих ее величину, утверждены приказом ФАС России от ДД.ММ.ГГГГ№....

Методические указания определяют процедуру и порядок расчета размера платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям и размеров стандартизированных тарифных ставок, определяющих ее величину.

Методические указания предназначены для использования органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, газораспределительными организациями, владеющими на праве собственности или на ином законном основании газораспределительной сетью, непосредственно к которой или опосредованно через сеть газораспределения и (или) газопотребления иного владельца, который не оказывает услуги по транспортировке газа (далее -основной абонент), бесхозяйную газораспределительную сеть, планируется подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства, а также юридическими или физическими лицами, являющимися правообладателями земельных участков, намеренными осуществить или осуществляющими на них строительство (реконструкцию) объекта капитального строительства с последующим его подключением (технологическим присоединением) к газораспределительной сети или подключение (технологическое присоединение) построенного на своем земельном участке объекта капитального строительства к газораспредедительной сети (пункт 2 Методических рекомендаций). На территории Новосибирской области органом исполнительной власти, наделенным полномочием по установлению размера Платы и (или) Ставок (регулирующим органом), является Департамент по тарифам Новосибирской области.

Кроме этого, согласно «Правил подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения», утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№..., подключение объектов капитального строительства к сети газораспределения осуществляется на основании договора о подключении (пункт 59).

В случае если подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства производится к существующим сетям газораспределения и (или) газопотребления, принадлежащим основному абоненту, подключение производится при наличии согласия основного абонента (пункт 34 Правил подключения №...).

По договору о подключении исполнитель обязуется осуществить подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства к сети газораспределения, а заявитель обязуется оплатить услуги по подключению (технологическому присоединению) (пункт 60, подпункт «д» пункта 100 Правил подключения №...).

Порядок государственного регулирования платы за технологическое присоединение и (или) стандартизированных тарифных ставок, определяющих ее величину, установлен разделом VI.2 Основных положений формирования и государственного регулирования цен на газ, тарифов на услуги по его транспортировке и платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям на территории Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ №....

Согласно пункту 96 Правил подключения №..., размер платы за технологическое присоединение устанавливается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и в соответствии с методическими указаниями.

Как уже отмечалось, такие методические указания утверждены приказом ФАС России от ДД.ММ.ГГГГ№... (Методические указания по расчету размера платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям и (или) размеров стандартизированных тарифных ставок, определяющих ее величину).

Пунктом 97 Правил подключения №... предусмотрены мероприятия по подключению объектов капитального строительства к сети газораспределения.

Выдача согласия (разрешения) на подключение, как услуга подлежащая оплате, не входит в мероприятия по подключению.

Согласно пункту 26 (20) Основных положений №..., состав расходов, включаемых в плату за технологическое присоединение, определяется Федеральной антимонопольной службой. Такой состав определен, что ранее уже отмечено, в Методических указаниях №....

С учетом пункта 26 (18) Основных положений №... и пунктов 6, 8 Методических указаний №..., плата за подключение включает в себя компенсацию расходов газораспределительной организации связанных со строительством объектов газораспределительных сетей от существующих объектов газораспределительных сетей до присоединяемых объектов и мероприятий, связанных с таким строительством (включая оформление соответствующих документов), при этом получение согласия (оформление разрешения) на подключение к сетям основного абонента не входит в данные мероприятия.

Кроме этого, согласно ст. 539 ГК РФ абонентом энергоснабжающей организации является потребитель энергии.

В соответствии с определениями, данными в пункте 3 Правил поставки газа, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 05.02.1998г. №...:

-транспортировка газа - это перемещение и передача газа по газотранспортной системе;

-газотранспортная система - это система газопроводов, соединяющая производителя газа и потребителя газа, включающая магистральные газопроводы, газопроводы-отводы, газораспределительные сети, находящиеся у газотранспортной, газораспределительной организации или покупателя в собственности или на иных законных основаниях;

- газораспределительные организации - это специализированные республиканские, краевые, областные, городские, межрайонные, сельские организации, занятые развитием и эксплуатацией систем газоснабжения территорий, обеспечением покупателей газом, а также оказывающие услуги по транспортировке газа по своим сетям.

Пунктом 3 Правил подключения №... установлен порядок подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сети газораспределения, который включает в себя выполнение исполнителем (газораспределительной организацией) технических условий, т.е. мероприятий по подключению (технологическому присоединению), которые согласно пункту 88 Правил подключения №... до границ участка заявителя выполняет исполнитель.

Таким образом, плата за подключение включает в себя компенсацию расходов газораспределительной организации связанных со строительством объектов газораспределительных сетей от существующих объектов газораспределительных сетей до присоединяемых объектов и мероприятий, связанных с таким строительством.

В связи с чем при осуществлении подключения газопотребляющего оборудования (жилого дома) к газораспределительной сети, одна сторона (Исполнитель), которой является газораспределительная организация оказывает другой стороне (Заказчику, которым является заявитель) услугу по технологическому присоединению, выполняя определенный перечень мероприятий (работ) за плату, которая подлежит государственному регулированию. При этом, у Заказчика (Заявителя) предусмотрена обязанность оплатить данную услугу, т.е. оплатить мероприятия необходимые для обеспечения подключения его объекта к сетям газораспределения.

В силу статьи 779 ГК РФ, оказание услуги - это совершение определенных действий или осуществление определенной деятельности исполнителем услуги по заданию заказчика, за которые заказчик оплачивает исполнителю определенную сумму. Таким образом, подключение к сетям газораспределения является услугой, за которую заявитель обязан уплатить определенную плату, которая подлежит государственному регулированию.

Согласно пункту 6 Правил поставки газа для бытовых нужд №..., поставщик газа в целях обеспечения исполнения обязательств по поставке газа заключает с газораспределительной организацией договор о транспортировке газа населению. Из чего следует, что услугу по транспортировке газа, владелец сетей газораспределения оказывает поставщику газа, а не потребителю.

Согласно статье 21 Закона № 69-ФЗ и подпункту «г» пункта 4 и подпункту «г» пункта 7 Основных положений №... тарифы на транспортировку газа подлежат государственному регулированию и устанавливаются в порядке определенном Основными положениями №....

Как уже отмечалось, в соответствии с подпунктом «а» пункта 11 Основных положений №... экономически обоснованные затраты организации связанные с оказанием услуг но транспортировке газа возмещаются за счет тарифа на транспортировку.

Перечень затрат включаемых в тариф на транспортировку газа предусмотрен пунктом 24 Методических указаний по регулированию тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям, утвержденных приказом ФСТ России от ДД.ММ.ГГГГ№... -э/7 (ред. от ДД.ММ.ГГГГ).

Согласно пункту 15 Правил поставки газа для бытовых нужд №... граждане как потребители оплачивают газ на основании договора с поставщиком по розничной цене для населения установленной органом регулирования (подпункт «м»).

С учетом подпункта «а» пункта 11 Основных положений №... в цене на газ реализуемый населению для поставщика включаются расходы и на оплату услуг газораспределительных организаций по транспортировке газа.

Из вышеуказанных норм следует, что население оплачивает газ поставщику по цене установленной органом регулирования, в которую входят затраты на услуги газораспределительных организаций по транспортировке газа; в свою очередь, затраты на транспортировку газа, включая расходы на содержание и эксплуатацию газораспределительных сетей, включаются в тариф на транспортировку.

Из материалов дела следует, что дело об административном правонарушении возбуждено по результатам проведенной прокуратурой ... области проверки соблюдения законодательства при подключении к сетям газоснабжения жителей в <адрес>.

Должностным лицом установлено, что ООО УК «Дом в Кольцово» на праве собственности принадлежит газопровод низкого давления, по которому обеспечивается подача газа в жилые дома <адрес>. Подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства к газопроводу, принадлежащему ООО УК «Дом в Кольцово», осуществляет ООО «...» с согласия, выдаваемого заявителю ООО УК «Дом в Кольцово», как основным абонентом.

Согласно пункту 2.2 Устава ООО УК «Дом в Кольцово» определены виды деятельности Общества, среди которых: распределение газообразного топлива; производство общестроительных работ по прокладке местных трубопроводов; транспортировка по трубам газа.

ООО УК «Дом в Кольцово» является коммерческой организацией (пункт 1.4 Устава), целью деятельности которой, является получение прибыли (пункт 2.1 Устава), при осуществлении видов деятельности определенных в пункте 2.2 Устава, в том числе в сфере газоснабжения.

В процессе своей деятельности Общество построило систему газопроводов (сети газораспределения) для обеспечения газоснабжения жилых домов <адрес>; в настоящее время, являясь владельцем сетей газораспределения, через которые осуществляется перемещение и поставка газа в адрес потребителей (абонентов), фактически осуществляет подлежащую регулированию деятельность по транспортировке газа (осуществляет содержание и эксплуатацию сетей газораспределения, обеспечивая поставку газа потребителям (владельцам жилых домов)), не имея собственного потребления и соответственно не может считаться основным абонентом.

Между ООО УК «Дом в Кольцово» и фио2 заключен договор №... от ДД.ММ.ГГГГ. на выдачу согласия на технологическое присоединение домовладения, расположенного по адресу: <адрес>, в том числе к газопроводу низкого давления. Пунктом 2.1 договора установлена оплата за исполнение обязательств по выдаче согласия на технологическое присоединение к газопроводу низкого давления в размере 400 000 рублей (платежное поручение №... от ДД.ММ.ГГГГ.).

В материалах дела имеется так же договор №... на выдачу согласия на присоединение к сетям газоснабжения от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный с фио3; на присоединение домовладения по адресу: <адрес>. Согласно пункту 2.1. договора размер платы составляет 290 000 рублей.

ООО УК «Дом в Кольцово» не является покупателем газа; договор на покупку газа с ООО «...» отсутствует; в силу понятия, содержащегося в Правилах поставки газа для бытовых нужд №..., не является абонентом.

Газопроводы, расположенные на территории <адрес>, построены и используются ООО УК «Дом в Кольцово» ни для собственного потребления газа, ни для предоставления гражданам коммунальной услуги по газоснабжению, а для обеспечения газоснабжения жилых домов <адрес>.

ООО УК «Дом в Кольцово», при подключении газопотребляющего оборудования Заявителей к сетям газораспределения, фактически потребовало от них дополнительную плату, не предусмотренную нормами законодательства.

Должностное лицо при установлении обстоятельств, имеющих значение для рассмотрения дела ссылается на показания представителя по доверенности ООО УК «Дом в Кольцово» ФИО4, который подтверждает, что целью Общества является получение прибыли, и плата взимаемая Обществом с Заявителей является компенсацией расходов Общества на строительство сетей газораспределения и платой за пользование газопроводами для получения газа в свои дома. Как следует из объяснения представителя по доверенности ООО УК «Дом в Кольцово» ФИО4, плата за выдачу согласия на подключение определяется исходя из рыночной стоимости предоставления в пользование личного имущества третьим лицам и исходя из затрат на строительство газопровода.

При этом, ООО УК «Дом в Кольцово» не передает Заявителям газопроводы или их части в пользование, а предоставляет им возможность подключить к газопроводу свои жилые дома и получать через данный газопровод газ. Таким образом, плата взимаемая ООО УК «Дом в Кольцово» за пользование газопроводом, фактически является платой за оказание услуг по транспортировке газа.

Должностным лицом установлено, что применительно к действиям ООО УК «Дом в Кольцово» договоры, заключенные с фио2 и фио3, являются договорами, согласно которым Общество оказывает дополнительную услугу, связанную с мероприятиями по подключению их жилых домов к сетям газораспределения, за которую Заявители (граждане) обязаны внести плату помимо платы, которую они обязаны уплатить газораспределительной организации. В связи с чем ООО УК «Дом в Кольцово» нарушало порядок ценообразования при получении заявителями (гражданами, владельцами жилых домов) услуг по подключению объектов капитального строительства к газораспределительным сетям. ООО УК «Дом в Кольцово», фактически обеспечивая транспортировку газа по своим газопроводам до потребителей, не имеет тарифа на транспортировку и таким образом не может возмещать свои затраты, связанные с содержанием и эксплуатацией газопроводов, в порядке предусмотренном законодательством; и не вправе требовать возмещение своих затрат с потребителей (граждан) ни при потреблении ими газа, ни до подключения к сетям газораспределения взамен на выдачу разрешения на подключение.

Строительство сетей газораспределения и газопроводов-вводов входит в перечень мероприятий по подключению, а плата за подключение подлежит государственному регулированию.

Согласно пунктам 113-114 Правил подключения №..., предусмотрена возможность коллективного подключения заявителей к сетям газораспределения, при этом исполнитель осуществляет строительство единой сети газораспределения от существующей сети газораспределения и газопроводов-вводов до границ земельных участков, принадлежащих каждому из заявителей.

Материалами установлено, что ООО УК «Дом в Кольцово» выполнив ранее строительство газопроводов от существующих сетей газораспределения газораспределительной организации ООО «...», фактически выполнило мероприятия для обеспечения коллективного подключения жилых домов мкр. 6, 7 и 7а, взяв на себя обязанности газораспределительной организации по развитию и эксплуатации систем газоснабжения территорий, обеспечению покупателей газом, а так же по выполнению мероприятий по подключению жилых домов данных микрорайонов в части строительства единой сети газораспределения от существующей сети газораспределения и газопроводов-вводов до границ земельных участков.

В связи с чем должностное лицо при рассмотрении дела верно пришло к выводам, что ООО УК «Дом в Кольцово» осуществив ранее мероприятия по строительству газораспределительных сетей, к которым в дальнейшем производится подключение объектов на участках заявителей, требуя от заявителей плату на покрытие своих расходов на строительство сетей газораспределения (газопроводов) в виде платы за согласие на подключение к сетям газораспределения, нарушает установленный законом порядок возмещения таких расходов, которые должны возмещаться за счет платы за подключение, самостоятельно устанавливает размер компенсации расходов, тем самым нарушает порядок ценообразования.

Таким образом, ООО УК «Дом в Кольцово» нарушило нормы законодательства регулирующего порядок установления платы за подключение объекта Заявителя (гражданина), требуя с Заявителя(гражданина) дополнительную плату при выдаче согласия на подключение к сетям газораспределения, помимо платы за подключение, которую Заявитель (граждане) уплачивает газораспределительной организации ООО «...» за мероприятия осуществляемые при подключении в рамках заключенных договоров о подключении (технологическом присоединении) объектов капитального строительства к сети газораспределения с применением стандартизированной тарифной ставки, установленной органом исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов (Договор № №... от ДД.ММ.ГГГГ с фио2 и договор № НС 15- 19/4481 от ДД.ММ.ГГГГ с фио3).

Так же, ООО УК «Дом в Кольцово» нарушило нормы регулирующие порядок возмещения расходов связанных с эксплуатацией сетей газораспределения, по которым осуществляется транспортировка газа потребителям, требуя с Заявителя (гражданина) при выдаче согласия на подключение к сетям газораспределения плату за пользование имуществом (газопроводом посредством которого обеспечивается транспортировка газа до участка Заявителя (гражданина)), которое фактически гражданину не передается, а предоставляется лишь возможность потреблять газ из сети газораспределения в результате подключения жилого дома к газопроводу (пункт 2.5. Договора №... от ДД.ММ.ГГГГ).

Директором ООО УК «Дом в Кольцово» является ФИО6, который от имени Общества подписывал договоры с фио2 (договор №... от ДД.ММ.ГГГГ.) и фио3 (договор №... от ДД.ММ.ГГГГ), предусматривающие внесение гражданами при подключении домов к газораспределительным сетям дополнительной платы помимо платы, предъявленной данным гражданам газораспределительной организацией ООО «Газпром газораспределение Томск». При этом, Директор ООО УК «Дом в Кольцово» ФИО6, не обеспечил обращение Общества в органы регулирования с заявлениями об установлении соответствующих тарифов. Не имея установленных тарифов, ООО УК «Дом в Кольцово» не имеет возможности в установленном законом порядке возмещать свои расходы, связанные со строительством сетей газораспределения и их эксплуатацией.

Принимая решение, суд учитывает, что согласно ст. 2.4 КоАП РФ, административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

В соответствии с примечанием к ст. 2.4 КоАП РФ под должностным лицом в настоящем Кодексе следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.

Лицом, выполняющим организационно-распорядительные функции, в управлении процессами Общества является директор ООО УК «Дом в Кольцово» - ФИО6, что не оспаривается последним и подтверждается представленными материалами, соответственно ФИО6 является субъектом данного правонарушения.

У директора ООО УК «Дом в Кольцово» ФИО6 имелась возможность для соблюдения требований действующего законодательства, однако последним не приняты достаточные и своевременные меры по обеспечению надлежащего их исполнения.

Согласно представленным материалам, ФИО6, как лицо, на которое возложены указанные обязанности, своевременно установленных требований закона не выполнил. Таким образом, директором ООО УК «Дом в Кольцово» ФИО6 совершено административное правонарушение, предусмотренное частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ.

Установленные обстоятельства подтверждаются собранными доказательствами, а именно: постановлением Прокурора Прокуратуры Новосибирского района Новосибирской области и материалами административного производства, поступившими из Прокуратуры Новосибирского района Новосибирской области с сопроводительным письмом №... от ДД.ММ.ГГГГ; выпиской ЕГРЮЛ в отношении ООО УК «Дом в Кольцово»; копией Устава ООО УК «Дом в Кольцово»; материалами ООО «...», другими доказательствами, получившими оценку должностного лица, с точки зрения их относимости, допустимости и достаточности, по правилам ст. 26.11 КоАП РФ.

Суд соглашается с должностным лицом, что действия ФИО6 образуют объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ.

Доводы ФИО6, аналогичные изложенным в настоящей жалобе, в том числе и о том, что отсутствует событие правонарушения, были предметом проверки при рассмотрении дела должностным лицом, обоснованно опровергнуты, им дана надлежащая оценка по основаниям, приведенным в постановлении.

Доводов, которые могли бы опровергнуть выводы о виновности ФИО6 в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ, и поставить под сомнение законность и обоснованность обжалуемого постановления, жалоба не содержит, судом таких обстоятельств не установлено.

Все письменные доказательства собраны и оформлены с соблюдением требований КоАП РФ, каких-либо существенных процессуальных нарушений в собирании доказательств, а также при составлении документов, которые могли бы повлиять на объективное, правильное и всесторонне рассмотрения дела, судом не установлено.

Постановление должностного лица соответствует требования ст. 29.10 КоАП РФ.

Таким образом, доводы жалобы, суд считает необоснованными и не порождающими основания для освобождения ФИО6 от административной ответственности, так как собранными по делу доказательствам установлено, что ФИО6 допущено административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ.

Вопреки доводам жалобы, должностным лицом, дана надлежащая оценка, собранными по делу доказательствам в соответствии со ст. 26.11 КоАП РФ, бремя доказывания по делу распределено правильно, с учетом требований ст. 1.5 КоАП РФ. Принцип состязательности и равноправия сторон, а также принцип презумпции невиновности должностным лицом не нарушены, каких-либо неустранимых сомнений по делу, которые должны толковаться в пользу ФИО6 не усматривается. Доводы, приведенные в жалобе, являлись предметом рассмотрения, и нашли свое отражение в постановлении от ДД.ММ.ГГГГ, иных доводов, способных повлечь отмену постановления по делу об административном правонарушении, в жалобе не приведено, и оснований для отмены оспариваемого процессуального акта при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.

Несогласие с данной должностным лицом оценкой фактических обстоятельств и доказательств по делу не свидетельствует об ошибочности выводов должностного лица и незаконности вынесенного по делу постановления.

Также, вопреки доводам жалобы, анализ взаимосвязанных положений ст.ст. 3.5, 4.1 КоАП РФ, применительно к обстоятельствам настоящего дела не позволяет сделать вывод о наличии оснований для снижения размера административного штрафа, наложенного на должностное лицо Общества в части такого обстоятельства как отсутствие тяжких негативных последствий, которая в данном случае заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий от совершенного правонарушения, а в пренебрежительном отношении Заявителя к установленному законодательством порядку ценообразования и направлено на защиту прав граждан, соблюдение экономических интересов хозяйствующих субъектов, а также обеспечение нормального функционирования хозяйственной системы в целом и ее отдельных отраслей, как охраняемому законом приоритету государства.

Таким образом, вопреки доводам жалобы, административное наказание в виде административного штрафа назначено в соответствии с требованиями ст. ст. 3.5, 4.1 КоАП РФ, в пределах санкции ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ, конкретных обстоятельств совершенного правонарушения, имущественного положения должностного лица, соответствует конституционным принципам дифференцированности, справедливости, законности, неотвратимости наказания, отвечает признаку индивидуализации административной ответственности, согласуется с его предупредительными целями.

Постановление вынесено компетентным должностным лицом, в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел. Наказание ФИО6 назначено в пределах санкции ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ с учетом требований, предусмотренных ст. 3.5 и 4.1 КоАП РФ, с учетом установленных обстоятельств, является справедливым.

При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения жалобы и отмены обжалуемого постановления не имеется, постановление от ДД.ММ.ГГГГ, суд находит законным, обоснованным и не подлежащим отмене.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7, ст.30.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд

решил:

Постановление, вынесенное заместителем руководителя департамента по тарифам Новосибирской области фио1 за №....6/2-ДЛ/2020 от ДД.ММ.ГГГГ о признании должностного лица - директора ООО Управляющей компании «Дом в Кольцово» Федосеева Станислава Вячеславовича, виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ и назначении в отношении последнего административного наказания в виде штрафа - оставить без изменения, жалобу ФИО6 – без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Новосибирский областной суд в течение 10 суток с момента получения копии решения.

Судья: