ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-121/21 от 17.09.2021 Промышленного районного суда г. Владикавказа (Республика Северная Осетия-Алания)

Дело № 12-121/21

Р Е Ш Е Н И Е

17 сентября 2021 года г. Владикавказ

Судья Промышленного районного суда г. Владикавказа РСО-Алания Цопанова З.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу директора ООО «Ос-Нефть» Дряевой ФИО6 на постановление № 15-21-157/П/1-131/3 Северо-Кавказского МРУ Росприроднадзора Федеральной службы по надзору с сфере природопользования от 27.05.2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.1 КоАП РФ,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением Северо-Кавказского МРУ Росприроднадзора директор ООО «Ос-Нефть» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.1 КоАП РФ.

В жалобе, поданной в Промышленный районный суд г. Владикавказа РСО-Алания директор ООО «Ос-Нефть» Дряева И.М. просит об отмене вынесенного в отношении него постановления по делу об административном правонарушении, считая его незаконным и необоснованным.

В обоснование жалобы заявителем указано следующее.

Как следует из оспариваемого постановления ООО «Ос-Нефть» привлечено к административной ответственности по ст. 8.1 КоАП РФ.

Диспозиция данной статьи предусматривает ответственность за несоблюдение экологических требований при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов катального строительства, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.48 КоАП РФ, то есть объективная сторона данного правонарушения охватывает действия (или бездействие), состоящие в несоблюдении экологических требований при осуществлении градостроительной деятельности.

ООО «Ос-Нефть»градостроительной деятельностью не занималось и не занимается, соответственно, те правонарушения., что указаны в обжалуемом постановлении не образуют состав правонарушения, предусмотренного ст. 8.1 КоАП РФ.

В судебном заседании Агнаев Э.М., действующий на основании доверенности <данные изъяты> просил суд об отмене обжалуемого постановления по доводам, изложенным в жалобе.

Суд, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.

Частью 1 статьи 8.1 КоАП РФ установлена административная ответственность за несоблюдение экологических требований при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства.

Согласно части 1 статьи 4 федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды"объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются земли, недра, почвы; поверхностные и подземные воды; леса и иная растительность, животные и другие организмы и их генетический фонд; атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство.

В силу положений пунктов 1, 2 статьи 39 Закона "Об охране окружающей среды" юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды; обеспечить соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также иных наилучших существующих технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды; проводить мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством.

За нарушение законодательства в области охраны окружающей среды устанавливается имущественная, дисциплинарная, административная и уголовная ответственность в соответствии с законодательством (статья 75 данного Федерального закона).

В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Из акта проверки от 28.04.2021 года № 15-21-157/П/1 следует, что Федеральной службой по надзору в сфере природопользования (территориальным органом Росприроднадзора ) на основании Приказа № 157 от 04.03.2021 года была проведена плановая выездная проверка в отношении ООО «Ос-Нефть».

Согласно протокола № 15-21-157/П/-1-131/1 от 20.05.2021 года государственным инспектором Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Северо-Кавказскому Федеральному округу 15 апреля 2021 года в <адрес> Абаевым С.Х. было выявлено правонарушение, выразившееся в следующем:

Не установлены предельно допустимые выбросы для конкретного стационарного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их совокупности (организации в целом);

- не соблюдаются юридическим лицом нормативы допустимых выбросов, условия специального разрешения на выбросы вредных веществ в атмосферный воздух;

Не проводится юридическим лицом, осуществляющим хозяйственную деятельность с использованием стационарных источников, при осуществлении производственного экологического контроля – инвентаризация стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, документирование и хранение полученных в результате проведения инвентаризации и корректировки той инвентаризации сведений,

- не проводится инвентаризация стационарных источников на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, вводимых в эксплуатацию указанных объектов не позднее чем через два года после выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию указанных объектив;

- не проводится мониторинг атмосферного воздуха на указанных объектах;

- не назначены юридическим лица, имеющим источники вредных химических, биологических и физических воздействий на атмосферный воздух лица, ответственные за проведение производственного контроля за охраной атмосферного воздуха и (или) организованы ли экологические службы;

- не обеспечивается юридическим лицом проведение инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух;

- не осуществляются мероприятия по предупреждению и устранению аварийны выбросов (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух;

- не осуществляются мероприятия по ликвидации последствий загрязнения атмосферного воздуха;

- не осуществляется учет выбросов в атмосферный воздух и их источников;

- не проводится производственный контроль за соблюдением установленных нормативов выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух;

- руководитель организации, специалисты. Ответственные за принятие решений при осуществлении хозяйственной деятельности которая оказывает или может оказывать негативное воздействие на окружающую среду не имеют подготовку в области охраны окружающей среды и экологической безопасности;

- не утверждена юридическим лицом осуществляющим хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий программа производственного экологического контроля;

- не утверждена программа по каждому объекту I, II и III категорий с учетом его категории, применяемых технологий, особенностей производственного процесса, оказываемого негативного воздействия на окружающую среду;

- не осуществляется производственный экологический контроль в соответствии с программой;

- не осуществляются документирование и хранение достоверных данных, полученных по результатам осуществления производственного экологического контроля;

- не имеются документы о квалификации, данные по результатам прохождения профессионального обучения или получения дополнительного профессионального образования, необходимые для работы с отходами I – IV классов опасности, у лиц, допущенных к сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I – IV классов опасности;

- не установлены предельно допустимые выбросы для конкретного стационарного источника выбросов вредных веществ в атмосферный воздух в их совокупность;

- не соблюдаются нормативы допустимых выбросов, условия специального разрешения на выбросы вредных веществ в атмосферный воздух;

- не проводится инвентаризация стационарных источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух. Документирование и хранение полученных в результате проведения инвентаризации и корректировки этой инвентаризации сведений;

- не проводится инвентаризация стационарных источников на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду вводимых в эксплуатацию, не позднее чем чрез два года после выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию указанных объектив;

- не проводится мониторинг атмосферного воздуха;

- не назначены лица, ответственные за проведение производственного контроля за охраной атмосферного воздуха и (или) организованы экологические службы;

- не обеспечивается проведение инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих)) веществ в атмосферный воздух и разработка предельно допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух;

- не осуществляются мероприятия по предупреждению и устранению аварийных выбросов;

- не осуществляются мероприятия оп ликвидации последствий загрязнения атмосферного воздуха;

- не осуществляется учет выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников;

- руководитель организации, специалисты, ответственные за принятие решений при осуществлении хозяйственной деятельности не имеют подготовку в области охраны окружающей среды и экологической безопасности;

- не утверждена программа производственного (экологического контроля) на объектах I – IV классов опасности;

- не утверждена программа по каждому объекту I – IV с учетом его категории, применяемых технологий, особенностей производственного процесса, оказываемого негативного воздействия на окружающую среду;

- не осуществляется экологический контроль в соответствии с экологической программой;

- не осуществляется документирование и хранение данных, полученных по результатам производственного экологического контроля;

- не имеются (не представлены) документы о квалификации, выданные по результатам прохождения профессионального образования, необходимые для работы с отходами I – IV классов опасности у лиц, которые допущены к сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I – IV классов опасности..

Дряева И.М. с вменяемым правонарушением согласна не была, в качестве возражений указала, что ООО «Ос-Нефть» с 01.04.2016 года не осуществляет никакую финансово-хозяйственную деятельность, в связи с чем была введена процедура банкротства, и был назначен конкурсный управляющий. По настоящее время предприятие не осуществляет никакой деятельности в связи с тяжелым финансовым положением.

Согласно пункту 1 статьи 129 Федерального закона N 127-ФЗ от 26 октября 2002 г. "О несостоятельности (банкротстве)" с даты утверждения конкурсного управляющего до даты прекращения производства по делу о банкротстве, или заключения мирового соглашения, или отстранения конкурсного управляющего он осуществляет полномочия руководителя должника и иных органов управления должника, а также собственника имущества должника - унитарного предприятия в пределах, в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Федеральным законом.

Определением от 13.06.2017 года Арбитражного суда РСО-Алания было признано обоснованным заявление ООО «СевОсПромЭкспертиза» о признании общества с ограниченной ответственностью «Ос-Нефть» несостоятельным (банкротом) и введена в отношении него процедура наблюдения сроком до 08.01.2018 года.

Решением Арбитражного суда РСО-Алания от 18.10.2018 года ООО «Ос-Нефть» был признано несостоятельным (банкротом) и в отношении юридического лица было введено конкурсное производство сроком до 16.04.2019 года.

Определением от 13.11.2018 года конкурсным управляющим ООО «Ос-Нефть» был назначен Габуев И.С.

Определением от 14.05.2020 года Арбитражного суда РСО-Алания было утверждено мировое соглашение между ООО «Ос-Нефть» и кредиторами общества, в связи с чем производство по делу о несостоятельности (банкротстве) общества с ограниченной ответственностью «Ос-Нефт» было прекращено.

В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Лицом, в отношении которого ведется производство по делу, Дряевой И.М. при составлении протокола заявлялось о том, что по делу был назначен конкурсный управляющий, а также то, что предприятие с 2016 года хозяйственную деятельность не ведет, должностным лицом при вынесении постановления по делу об административном правонарушении оценка данным доводам дана не была, дата или примерное время розлива нефтепродуктов не установлены1.

При этом статьей 26.1 названного Кодекса к обстоятельствам, подлежащим обязательному выяснению по делу об административном правонарушении, отнесены, в числе прочих, наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые данным Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

В соответствии с пунктом 2 статьи 4.2 КоАП РФ при назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

В силу статьи 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья может освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

В пункте 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснено, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

Согласно пункту 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Положения статьи 2.9 КоАП РФ могут быть применены судом к любому совершенному правонарушению, запрета на применение статьи 2.9 КоАП РФ к каким-либо составам правонарушений Кодекс не содержит.

Малозначительность административного правонарушения является категорией оценочной и определяется в каждом конкретном случае с учетом установленных обстоятельств дела.

Судом принимается во внимание, что предприятие хозяйственную деятельность не осуществляет, вреда окружающей среде в настоящее время не причиняет, степень превышения вредных веществ рамках рассматриваемого дела об административном правонарушении в почве не определена, с учетом личности лица, привлекаемого к административной ответственности, суд считает возможным освободить должностное лицо от административного наказания.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд

Р Е Ш И Л:

Жалобу директора ООО «Ос-Нефть» Дряевой ФИО7 на постановление № 15-21-157/П/1-131/3 Северо-Кавказского МРУ Росприроднадзора Федеральной службы по надзору с сфере природопользования от 27.05.2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.1 КоАП РФ, -удовлетворить.

Постановление № 15-21-157/П/1-131/3 Северо-Кавказского МРУ Росприроднадзора Федеральной службы по надзору с сфере природопользования от 27.05.2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.1 КоАП РФ отменить, производство по делу прекратить.

ООО «Ос-Нефть» объявить устное замечание.

Решение суда может быть обжаловано сторонами в порядке Главы 30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Судья З.Г. Цопанова