Верховный Cуд Чувашской Республики Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru) Вернуться назад
Верховный Cуд Чувашской Республики — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
Дело № 12-122/2011
Судья Шайдуллина А.Х.
Р Е Ш Е Н И Е
по жалобе по делу об административном правонарушении
18 октября 2011 года гор. Чебоксары
Судья Верховного Суда Чувашской Республики Карлинов С.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики жалобу представителя ОАО ФИО2 на постановление судьи Батыревского районного суда Чувашской Республики от 15 сентября 2011 года по делу об административном правонарушении по ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ отношении ОАО ,
У С Т А Н О В И Л:
Государственным инспектором Приволжского Управления Ростехнадзора ДД.ММ.ГГГГ составлен протокол № об административном правонарушении по ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ в отношении ОАО за нарушения требований промышленной безопасности.
Постановлением судьи Батыревского районного суда Чувашской Республики (ЧР) от 15 сентября 2011 года ОАО привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного приостановления деятельности по эксплуатации АЗС ОАО , расположенной по адресу: , на срок 90 суток.
Не согласившись с данным постановлением, представитель ОАО ФИО2 подала жалобу в Верховный Суд Чувашской Республики, в которой ставится вопрос об отмене постановления ввиду его незаконности и необоснованности. Считает, что ОАО по одним и тем же фактам нарушений необоснованно дважды привлечено к административной ответственности.
Рассмотрев жалобу, проверив дело в полном объеме, выслушав пояснения представителя ОАО ФИО2, поддержавшей доводы жалобы, признав возможным рассмотрение дела в отсутствие остальных лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения жалобы, прихожу к следующему.
Частью 1 ст. 9.1 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов.
Под требованиями промышленной безопасности понимаются условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в Федеральном Законе от 21 июля 1997 года № 116-ФЗ (в редакции от 18 декабря 2006 года) "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", в других федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, а также в нормативных технических документах, которые принимаются в установленном порядке и соблюдение которых обеспечивает промышленную безопасность (ст. 3 указанного Закона).
В соответствии с требованиями ст. 9 указанного Закона организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана иметь лицензию на осуществление конкретного вида деятельности в области промышленной безопасности, подлежащего лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу ст. 17 Федерального закона от 8 августа 2001 года № 128-ФЗ (в редакции от 27 июля 2006 года) "О лицензировании отдельных видов деятельности" деятельность по эксплуатации пожароопасных производственных объектов подлежит лицензированию. Опасными производственными объектами являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в Приложении 1 к Закону № 116-ФЗ (ст. 2 Закона).
Согласно подп. "в" п. 1 вышеуказанного Приложения объекты, на которых получаются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются, в частности, горючие вещества - жидкости, способные самовозгораться, а также возгораться от источника зажигания и самостоятельно гореть после его удаления, относятся к категории опасных производственных объектов.
На основании Положения о лицензировании деятельности по эксплуатации пожароопасных производственных объектов, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 августа 2002 года № 595, объекты, на которых используются (производятся, хранятся, перерабатываются) легковоспламеняющиеся, горючие и трудногорючие жидкости, твердые горючие и трудногорючие вещества и материалы (в том числе пыль и волокна), вещества и материалы, способные гореть при взаимодействии с водой, кислородом воздуха и друг с другом, признаются пожароопасными производственными объектами.
Функционирование автозаправочных станций невозможно без осуществления определенных технологических операций по приему, хранению и выдаче (отпуску) значительных объемов нефтепродуктов, являющихся легковоспламеняющимися и горючими жидкостями.
Таким образом, хранение нефтепродуктов в процессе эксплуатации автозаправочной станции является необходимым техническим условием и средством их реализации, то есть по смыслу подп. "в" п. 1 Приложения № 1 к Федеральному закону "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" является квалифицирующим признаком для отнесения автозаправочных станций к пожароопасным производственным объектам.
С учетом того, что эксплуатация автозаправочных станций связана с возможностью возникновения пожаров, чрезвычайных ситуаций, способных привести к гибели людей, значительному материальному ущербу, такая деятельность подлежит обязательному лицензированию.
Судом на основании материалов дела установлено, что ОАО не обеспечило выполнение требований пункта 1 статьи 9 вышеназванного закона, в частности, проведение подготовки и аттестации специалистов и руководителя ДРСУ в области промышленной безопасности, осуществление производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности зданий, а также проведения диагностики, испытания, освидетельствования сооружений и технических устройств, применяемых на опасном производственна объекте.
Факт совершения обществом административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ, полностью подтверждается материалами дела: протоколом об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ, актом проверки № от ДД.ММ.ГГГГ, протоколом № о временном запрете деятельности, иными доказательствами.
Из вышеуказанных доказательств следует, что ОАО с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в ходе планового комплексного обследования соблюдения требований промышленной безопасности при эксплуатации опасных производственных объектов (ОПО) ОАО , расположенного по адресу: , допускается эксплуатация ОПО с нарушениями требований промышленной безопасности, в частности:
1. отсутствуют резервы финансовых средств и материальных ресурсов для локализации и ликвидации последствий аварий;
2. не соответствует требованиям законодательства договор на обслуживание с ООО " №; не указано время реагирования на чрезвычайную ситуацию;
3. обслуживающий персонал не проинструктирован в объеме требований производственных инструкций, не проводится вводный и периодический инструктаж; не проведен вводный инструктаж сотрудникам подрядной организации ООО , проводившим работы по техническому диагностированию 2 резервуаров, расположенных на территории ДРСУ; сотрудникам ООО , проводившим работы по зачистке 2 резервуаров ДРСУ;
4. отсутствуют план локализации аварийных ситуаций (ПЛАС) и план ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов (ПЛАРН), а так же заключения экспертизы промышленной безопасности, утвержденные в установленном порядке;
5. отсутствует утвержденный техническим руководителем график учебно-тренировочных занятий по ПЛАС для обслуживающего персонала, не проводятся учебные тревоги по оперативной части ПЛАС; персонал не подготовлен к ликвидации последствий возможных аварий, не обучен действиям в чрезвычайных ситуациях;
6. аварийный шкаф не укомплектован необходимыми средствами
индивидуальной защиты;
7. не оформляются наряды-допуски при проведении огневых, газоопасных и ремонтных работ; отсутствуют журналы огневых, газоопасных и ремонтных работ; отсутствует журнал газоопасных работ проводимых без наряда допуска; отсутствует перечень газоопасных работ;
8. газоопасные работы на ОПО проводятся с нарушением: не производится отглушение трубопроводов, журнал установки и снятия заглушек не ведется, не проводится обязательный анализ воздушной среды в месте проведения работ, не в полном объеме выполняются подготовительные работы; отсутствует переносной газоанализатор необходимый для анализа воздушной среды, при проведении газоопасных работ;
9. отсутствует паспорт ДРСУ;
10. территория не оборудована канализационной системой, обеспечивающей отвод и сбор загрязненных нефтепродуктами ливневых и талых вод с наиболее загрязненной части территории АЗС;
11. комплекс работ по консервации оборудования АЗС проведен не в полном объеме: не установлены заглушки; не проведено пропаривание; не произведен расчет необходимых средств, материалов, оснащения энергоресурсов и людских ресурсов; не разработана организационно-техническая и проектная документация по остановке
ОПО на длительный период; не проведен капитальный ремонт, диагностирование, метрологический контроль останавливаемого оборудования;
12. при проведении мероприятий по длительной остановке опасных
производственных объектов не учитывались требования нормативных документов и инструкций по проведению соответствующих видов работ;
13. в паспорта на резервуары не вносится информация о проведенной зачистке, ремонте резервуаров и резервуарного оборудования;
14. сотрудниками специализированной организации не проведена градуировка, после зачистки резервуаров ДРСУ в октябре 2010 года;
15. не проводится ежесменно (ежедневно) осмотр ответственными работниками АЗС сливного оборудования, технологических колодцев резервуаров с целью выявления разгерметизации соединений, восстановления окраски, очистка от мусора с отметкой в журнале учета ремонта оборудования и паспортах резервуаров;
16. не осуществляется проверка дыхательных клапанов на срабатывание 2 раза в год, через 6 месяцев, с проверкой герметичности газового пространства резервуаров;
17. технологические трубопроводы не укомплектованы технической
документацией (паспорта, схемы, акты ревизий, акты испытаний и др.);
18. не проводятся испытания технологических трубопроводов на герметичность и прочность;
19. не ведется журнал осмотра и ремонта зданий и сооружений АЗС, осмотр не проводится;
20. отсутствуют отсечные клапана на сливных трубопроводах нефтепродуктов, предназначенные для исключения разлива нефтепродуктов вследствие переполнения резервуара;
21. не проведена экспертиза промышленной безопасности 2 резервуаров для хранения топлива ДРСУ эксплуатируемых с истекшим сроком эксплуатации; паспорта на данные резервуары отсутствуют;
22. не поверены топливо-раздаточные колонки ДРСУ;
23. не обеспечен свободный доступ к топливо-раздаточным колонкам
ДРСУ, колонки находятся в помещении, что недопустимо;
24. отсутствуют специальные сигнализирующие устройства необходимые для контроля и выявления аварийных утечек нефтепродуктов, на резервуарах ДРСУ.
В соответствии с имеющимися в деле доказательствами в их совокупности в постановлении судьи сделан в основном правильный вывод о нарушении ОАО п. 1 ст. 9 Федерального Закона от 21 июля 1997 года № 116-ФЗ и его действия правильно квалифицированы по ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ).
ОАО имело возможность и было обязано обеспечивать соблюдение требований промышленной безопасности и условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов, однако эту обязанность не выполнило.
Выводы суда первой инстанции соответствуют нормам материального и процессуального права, а также имеющимся в деле доказательствам.
При рассмотрении дела на основании ст. 26.1 КоАП РФ судом и должностным лицом установлены все обстоятельства, подлежащие выяснению по делу об административном правонарушении, дана оценка представленным доказательствам в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.
Оснований для выводов о неверной оценке доказательств не имеется. Имеющимся в материалах дела доказательствам судом дана надлежащая правовая оценка с учетом требований ст. 26.11 КоАП РФ.
В то же время из постановления судьи Батыревского районного суда Чувашской Республики от 15 сентября 2011 года по делу об административном правонарушении по ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ в отношении ОАО " следует исключить выводы о допущенных следующих нарушениях, касающихся деятельности АЗС Батыревского ДРСУ:
- отсутствуют лицензии на эксплуатацию взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов;
- не осуществляется производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности: не проводятся целевые и оперативные проверки состояния промышленной безопасности; не оформляются планы и акты проверок; не проводятся мероприятия по доведению ОПО до требований норм и правил в области промышленной безопасности;
- не обеспечено проведение подготовки и аттестации работников в области промышленной безопасности; специалисты и руководители предприятия: директор ДРСУ ФИО1 не аттестован в полном объеме всех необходимых правил в области промышленной безопасности в химической, нефтехимической и нефтеперерабатывающей промышленности;
- не обеспечена укомплектованность штата работников взрывопожароопасных производственных объектов: вакантна должность электромонтера по ремонту оборудования ДРСУ;
Указанные пункты нарушений содержатся в протоколе № от ДД.ММ.ГГГГ и постановлении Чувашского территориального отдела Приволжского управления Ростехнадзора № от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении ОАО к административной ответственности по части 1 ст. 9.1 КоАП РФ, то есть в указанной части ОАО по одним и тем же фактам нарушений необоснованно дважды привлечено к административной ответственности.
В остальной части оспоренное постановление подлежит оставлению в силе.
Руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, судья
Р Е Ш И Л:
Из постановления судьи Батыревского районного суда Чувашской Республики от 15 сентября 2011 года по делу об административном правонарушении по ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ в отношении ОАО исключить выводы о допущенных следующих нарушениях, касающихся деятельности АЗС ДРСУ:
- отсутствуют лицензии на эксплуатацию взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов;
- не осуществляется производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности: не проводятся целевые и оперативные проверки состояния промышленной безопасности; не оформляются планы и акты проверок; не проводятся мероприятия по доведению ОПО до требований норм и правил в области промышленной безопасности;
- не обеспечено проведение подготовки и аттестации работников в области промышленной безопасности; специалисты и руководители предприятия: директор ДРСУ ФИО1 не аттестован в полном объеме всех необходимых правил в области промышленной безопасности в химической, нефтехимической и нефтеперерабатывающей промышленности;
- не обеспечена укомплектованность штата работников взрывопожароопасных производственных объектов: вакантна должность электромонтера по ремонту оборудования ДРСУ;
В остальной части оспоренное постановление оставить без изменения, жалобу представителя ОАО ФИО2 - без удовлетворения.
Судья Верховного Суда
Чувашской Республики С.В. Карлинов