ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-122 от 18.10.2011 Верховного Суда Чувашской Республики (Чувашская Республика)

                                                                                    Верховный Cуд Чувашской Республики                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                               Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)                                                            Вернуться назад                                                                                           

                                    Верховный Cуд Чувашской Республики — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

                        Дело № 12-122/2011

Судья Шайдуллина А.Х.

Р Е Ш Е Н И Е

по жалобе по делу об административном правонарушении

18 октября 2011 года гор. Чебоксары

Судья Верховного Суда Чувашской Республики Карлинов С.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики жалобу представителя ОАО  ФИО2 на постановление судьи Батыревского районного суда Чувашской Республики от 15 сентября 2011 года по делу об административном правонарушении по ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ отношении ОАО ,

У С Т А Н О В И Л:

Государственным инспектором Приволжского Управления Ростехнадзора ДД.ММ.ГГГГ составлен протокол № об административном правонарушении по ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ в отношении ОАО  за нарушения требований промышленной безопасности.

Постановлением судьи Батыревского районного суда Чувашской Республики (ЧР) от 15 сентября 2011 года ОАО  привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного приостановления деятельности по эксплуатации АЗС  ОАО , расположенной по адресу: , на срок 90 суток.

Не согласившись с данным постановлением, представитель ОАО  ФИО2 подала жалобу в Верховный Суд Чувашской Республики, в которой ставится вопрос об отмене постановления ввиду его незаконности и необоснованности. Считает, что ОАО по одним и тем же фактам нарушений необоснованно дважды привлечено к административной ответственности.

Рассмотрев жалобу, проверив дело в полном объеме, выслушав пояснения представителя ОАО  ФИО2, поддержавшей доводы жалобы, признав возможным рассмотрение дела в отсутствие остальных лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения жалобы, прихожу к следующему.

Частью 1 ст. 9.1 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов.

Под требованиями промышленной безопасности понимаются условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в Федеральном Законе от 21 июля 1997 года № 116-ФЗ (в редакции от 18 декабря 2006 года) "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", в других федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, а также в нормативных технических документах, которые принимаются в установленном порядке и соблюдение которых обеспечивает промышленную безопасность (ст. 3 указанного Закона).

В соответствии с требованиями ст. 9 указанного Закона организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана иметь лицензию на осуществление конкретного вида деятельности в области промышленной безопасности, подлежащего лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В силу ст. 17 Федерального закона от 8 августа 2001 года № 128-ФЗ (в редакции от 27 июля 2006 года) "О лицензировании отдельных видов деятельности" деятельность по эксплуатации пожароопасных производственных объектов подлежит лицензированию. Опасными производственными объектами являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в Приложении 1 к Закону № 116-ФЗ (ст. 2 Закона).

Согласно подп. "в" п. 1 вышеуказанного Приложения объекты, на которых получаются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются, в частности, горючие вещества - жидкости, способные самовозгораться, а также возгораться от источника зажигания и самостоятельно гореть после его удаления, относятся к категории опасных производственных объектов.

На основании Положения о лицензировании деятельности по эксплуатации пожароопасных производственных объектов, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 августа 2002 года № 595, объекты, на которых используются (производятся, хранятся, перерабатываются) легковоспламеняющиеся, горючие и трудногорючие жидкости, твердые горючие и трудногорючие вещества и материалы (в том числе пыль и волокна), вещества и материалы, способные гореть при взаимодействии с водой, кислородом воздуха и друг с другом, признаются пожароопасными производственными объектами.

Функционирование автозаправочных станций невозможно без осуществления определенных технологических операций по приему, хранению и выдаче (отпуску) значительных объемов нефтепродуктов, являющихся легковоспламеняющимися и горючими жидкостями.

Таким образом, хранение нефтепродуктов в процессе эксплуатации автозаправочной станции является необходимым техническим условием и средством их реализации, то есть по смыслу подп. "в" п. 1 Приложения № 1 к Федеральному закону "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" является квалифицирующим признаком для отнесения автозаправочных станций к пожароопасным производственным объектам.

С учетом того, что эксплуатация автозаправочных станций связана с возможностью возникновения пожаров, чрезвычайных ситуаций, способных привести к гибели людей, значительному материальному ущербу, такая деятельность подлежит обязательному лицензированию.

Судом на основании материалов дела установлено, что ОАО  не обеспечило выполнение требований пункта 1 статьи 9 вышеназванного закона, в частности, проведение подготовки и аттестации специалистов и руководителя  ДРСУ в области промышленной безопасности, осуществление производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности зданий, а также проведения диагностики, испытания, освидетельствования сооружений и технических устройств, применяемых на опасном производственна объекте.

Факт совершения обществом административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ, полностью подтверждается материалами дела: протоколом об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ, актом проверки № от ДД.ММ.ГГГГ, протоколом № о временном запрете деятельности, иными доказательствами.

Из вышеуказанных доказательств следует, что ОАО  с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в ходе планового комплексного обследования соблюдения требований промышленной безопасности при эксплуатации опасных производственных объектов (ОПО) ОАО , расположенного по адресу: , допускается эксплуатация ОПО с нарушениями требований промышленной безопасности, в частности:

1. отсутствуют резервы финансовых средств и материальных ресурсов для локализации и ликвидации последствий аварий;

2. не соответствует требованиям законодательства договор на обслуживание с ООО " №; не указано время реагирования на чрезвычайную ситуацию;

3. обслуживающий персонал не проинструктирован в объеме требований производственных инструкций, не проводится вводный и периодический инструктаж; не проведен вводный инструктаж сотрудникам подрядной организации ООО , проводившим работы по техническому диагностированию 2 резервуаров, расположенных на территории  ДРСУ; сотрудникам ООО , проводившим работы по зачистке 2 резервуаров  ДРСУ;

4. отсутствуют план локализации аварийных ситуаций (ПЛАС) и план ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов (ПЛАРН), а так же заключения экспертизы промышленной безопасности, утвержденные в установленном порядке;

5. отсутствует утвержденный техническим руководителем график учебно-тренировочных занятий по ПЛАС для обслуживающего персонала, не проводятся учебные тревоги по оперативной части ПЛАС; персонал не подготовлен к ликвидации последствий возможных аварий, не обучен действиям в чрезвычайных ситуациях;

6. аварийный шкаф не укомплектован необходимыми средствами
индивидуальной защиты;

7. не оформляются наряды-допуски при проведении огневых, газоопасных и ремонтных работ; отсутствуют журналы огневых, газоопасных и ремонтных работ; отсутствует журнал газоопасных работ проводимых без наряда допуска; отсутствует перечень газоопасных работ;

8. газоопасные работы на ОПО проводятся с нарушением: не производится отглушение трубопроводов, журнал установки и снятия заглушек не ведется, не проводится обязательный анализ воздушной среды в месте проведения работ, не в полном объеме выполняются подготовительные работы; отсутствует переносной газоанализатор необходимый для анализа воздушной среды, при проведении газоопасных работ;

9. отсутствует паспорт  ДРСУ;

10. территория  не оборудована канализационной системой, обеспечивающей отвод и сбор загрязненных нефтепродуктами ливневых и талых вод с наиболее загрязненной части территории АЗС;

11. комплекс работ по консервации оборудования АЗС проведен не в полном объеме: не установлены заглушки; не проведено пропаривание; не произведен расчет необходимых средств, материалов, оснащения энергоресурсов и людских ресурсов; не разработана организационно-техническая и проектная документация по остановке
ОПО на длительный период; не проведен капитальный ремонт, диагностирование, метрологический контроль останавливаемого оборудования;

12. при проведении мероприятий по длительной остановке опасных
производственных объектов не учитывались требования нормативных документов и инструкций по проведению соответствующих видов работ;

13. в паспорта на резервуары не вносится информация о проведенной зачистке, ремонте резервуаров и резервуарного оборудования;

14. сотрудниками специализированной организации не проведена градуировка, после зачистки резервуаров  ДРСУ в октябре 2010 года;

15. не проводится ежесменно (ежедневно) осмотр ответственными работниками АЗС сливного оборудования, технологических колодцев резервуаров с целью выявления разгерметизации соединений, восстановления окраски, очистка от мусора с отметкой в журнале учета ремонта оборудования и паспортах резервуаров;

16. не осуществляется проверка дыхательных клапанов на срабатывание 2 раза в год, через 6 месяцев, с проверкой герметичности газового пространства резервуаров;

17. технологические трубопроводы не укомплектованы технической
документацией (паспорта, схемы, акты ревизий, акты испытаний и др.);

18. не проводятся испытания технологических трубопроводов на герметичность и прочность;

19. не ведется журнал осмотра и ремонта зданий и сооружений АЗС, осмотр не проводится;

20. отсутствуют отсечные клапана на сливных трубопроводах нефтепродуктов, предназначенные для исключения разлива нефтепродуктов вследствие переполнения резервуара;

21. не проведена экспертиза промышленной безопасности 2 резервуаров для хранения топлива  ДРСУ эксплуатируемых с истекшим сроком эксплуатации; паспорта на данные резервуары отсутствуют;

22. не поверены топливо-раздаточные колонки  ДРСУ;

23. не обеспечен свободный доступ к топливо-раздаточным колонкам
 ДРСУ, колонки находятся в помещении, что недопустимо;

24. отсутствуют специальные сигнализирующие устройства необходимые для контроля и выявления аварийных утечек нефтепродуктов, на резервуарах  ДРСУ.

В соответствии с имеющимися в деле доказательствами в их совокупности в постановлении судьи сделан в основном правильный вывод о нарушении ОАО  п. 1 ст. 9 Федерального Закона от 21 июля 1997 года № 116-ФЗ и его действия правильно квалифицированы по ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ.

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ).

ОАО  имело возможность и было обязано обеспечивать соблюдение требований промышленной безопасности и условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов, однако эту обязанность не выполнило.

Выводы суда первой инстанции соответствуют нормам материального и процессуального права, а также имеющимся в деле доказательствам.

При рассмотрении дела на основании ст. 26.1 КоАП РФ судом и должностным лицом установлены все обстоятельства, подлежащие выяснению по делу об административном правонарушении, дана оценка представленным доказательствам в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.

Оснований для выводов о неверной оценке доказательств не имеется. Имеющимся в материалах дела доказательствам судом дана надлежащая правовая оценка с учетом требований ст. 26.11 КоАП РФ.

В то же время из постановления судьи Батыревского районного суда Чувашской Республики от 15 сентября 2011 года по делу об административном правонарушении по ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ в отношении ОАО " следует исключить выводы о допущенных следующих нарушениях, касающихся деятельности АЗС Батыревского ДРСУ:

- отсутствуют лицензии на эксплуатацию взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов;

- не осуществляется производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности: не проводятся целевые и оперативные проверки состояния промышленной безопасности; не оформляются планы и акты проверок; не проводятся мероприятия по доведению ОПО до требований норм и правил в области промышленной безопасности;

- не обеспечено проведение подготовки и аттестации работников в области промышленной безопасности; специалисты и руководители предприятия: директор  ДРСУ ФИО1 не аттестован в полном объеме всех необходимых правил в области промышленной безопасности в химической, нефтехимической и нефтеперерабатывающей промышленности;

- не обеспечена укомплектованность штата работников взрывопожароопасных производственных объектов: вакантна должность электромонтера по ремонту оборудования  ДРСУ;

Указанные пункты нарушений содержатся в протоколе № от ДД.ММ.ГГГГ и постановлении Чувашского территориального отдела Приволжского управления Ростехнадзора № от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении ОАО  к административной ответственности по части 1 ст. 9.1 КоАП РФ, то есть в указанной части ОАО по одним и тем же фактам нарушений необоснованно дважды привлечено к административной ответственности.

В остальной части оспоренное постановление подлежит оставлению в силе.

Руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, судья

Р Е Ш И Л:

Из постановления судьи Батыревского районного суда Чувашской Республики от 15 сентября 2011 года по делу об административном правонарушении по ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ в отношении ОАО  исключить выводы о допущенных следующих нарушениях, касающихся деятельности АЗС  ДРСУ:

- отсутствуют лицензии на эксплуатацию взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов;

- не осуществляется производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности: не проводятся целевые и оперативные проверки состояния промышленной безопасности; не оформляются планы и акты проверок; не проводятся мероприятия по доведению ОПО до требований норм и правил в области промышленной безопасности;

- не обеспечено проведение подготовки и аттестации работников в области промышленной безопасности; специалисты и руководители предприятия: директор  ДРСУ ФИО1 не аттестован в полном объеме всех необходимых правил в области промышленной безопасности в химической, нефтехимической и нефтеперерабатывающей промышленности;

- не обеспечена укомплектованность штата работников взрывопожароопасных производственных объектов: вакантна должность электромонтера по ремонту оборудования  ДРСУ;

В остальной части оспоренное постановление оставить без изменения, жалобу представителя ОАО  ФИО2 - без удовлетворения.

Судья Верховного Суда

Чувашской Республики С.В. Карлинов