ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-1223/2022 от 08.09.2022 Сыктывкарского городского суда (Республика Коми)

УИД 11RS0001-01-2022-012135-31

Дело № 12-1223/2022

Р Е Ш Е Н И Е

по жалобе по делу об административном правонарушении

г.Сыктывкар

08 сентября 2022 года

Судья Сыктывкарского городского суда Республики Коми Дульцева Ю.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Министерства здравоохранения Республики Коми на постановление руководителя Территориального отдела Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Республике Коми № 01-12/16/2022 от 19 июля 2022 года о привлечении к административной ответственности по ч.21 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

у с т а н о в и л:

Постановлением должностного лица Территориального отдела Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Республике Коми № 01-12/16/2022 от 19 июля 2022 года Министерство здравоохранения Республики Коми признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 21 ст.19.5 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде наложения административного штрафа в размере 30 000 руб.

Не согласившись с указанным постановлением, Министерство обратилось в суд с жалобой, настаивая на его отмене и прекращении производства по делу, указывая о том, что требования вынесенного в адрес Министерства предписания №11 от 10.02.2022 в том виде, как они предписаны к выполнению, являлись неисполнимыми, Министерство принимает все зависящие от него меры для.

В судебном заседании представитель Министерства здравоохранения Республики Коми жалобу поддержала. При этом пояснила, что данные показателей реализации льготного лекарственного обеспечения в части выписанных, обслуженных рецептов и рецептов, находящихся на отсроченном обслуживании предоставлялись в адрес административного органа на основе информации из программы « Рецепт 2.0», собственные корректировки Министерством в них не вносились, влиять на скорость реализации строительства ФАП Министерство не имеет какой- либо возможности, поскольку вопросы заключения и реализации государственных контрактов находятся в ведении ГКУ РК « Служба единого заказчика Республики Коми», количество рецептов, находящихся на отсроченном обслуживании и с истекшим сроком годности напрямую зависит от врачей, назначающих препараты, информационно – разъяснительная работа с руководителями ЛПУ в этом направлении Министерством ведется.

Представитель административного органа с доводами жалобы не согласилась, настаивая на привлечении юридического лица к административной ответственности и указывая о том, что ходатайств Министерства о продлении срока исполнения предписания в адрес Росздравнадзора по РК не поступало, о предпринятых им в период с 10.02.2022 по 20.05.2022 конкретных действиях, направленных на устранение недостатков и достижение требуемых показателей Минздрав РК не информировал, предоставив общую статистическую информацию, которая свидетельствует о невыполнении требований предписания в установленный для этого срок.

Заслушав явившихся лиц, оценив доводы жалобы, исследовав материалы дела в их совокупности, суд приходит к следующему.

Как следует из содержания постановления № 01-12/16/2022 от 19 июля 2022 года, Министерство здравоохранения Республики Коми не выполнило в установленный срок - до 20.05.2022 требования предписания главного специалиста – эксперта отдела контроля за осуществлением медицинской деятельности и оборота лекарственных средств Территориального органа Росздравнадзора по РК №11 от 10.02.2022 об устранении выявленных нарушений, согласно которому следовало:

- обеспечить достижение показателей и своевременную реализацию мероприятий региональных проектов, входящих в состав федеральных проектов, национального проекта «Здравоохранение» ;

- принять меры по завершению запланированных к строительству ФАП Республики Коми и обеспечить их оснащение в соответствии со Стандартом оснащения врачебной амбулатории ( утв.приказом МЗ России от 15.05.2012 № 543н ( Приложение №14));

- организовать своевременное обеспечение лекарственными препаратами медицинского применения в амбулаторных условиях граждан, которые перенесли острое нарушение мозгового кровообращения, инфаркт миокарда, а также которым были выполнены аортокоронарное шунтирование, ангиопластика коронарных артерий, со стентированием и катетерная абляция по поводу сердечнососудистых заболеваний, в соответствии с требованиями законодательства РФ;

-обеспечить в полном объеме полномочия РФ при организации обеспечения отдельных категорий граждан лекарственными препаратами, переданные субъектам РФ в соответствии с ФЗ от 17.07.1999 № 178-ФЗ « О государственной социальной помощи»;

-обеспечить эффективное взаимодействия участников реализации льготного лекарственного обеспечения, в том числе, главных внештатных специалистов, создать эффективную систему управления товарными запасами;

-принять необходимые меры для исключения случаев отказа в выписке рецептов на лекарственные препараты, назначенные пациентам по медицинским показаниям;

-принять необходимые меры для исключения случаев формирования невостребованных остатков лекарственных препаратов;

- обеспечить предоставление достоверных данных показателей реализации льготного лекарственного обеспечения в части выписанных, обслуженных рецептов, и рецептов, находящихся на отсроченном обслуживании.

Во исполнение требований предписания №11 от 10.02.2022 Министерству здравоохранения Республики Коми было предписано информировать Территориальный орган Росздравнадзора по РК о результатах его исполнения в срок до 20.05.2022 в письменном виде, представив копии подтверждающих документов.

Для проверки выполнения мер, предпринятых Министерством здравоохранения Республики Коми во исполнение предписания от 10.02.2022 №11 на основании решения руководителя Территориального органа Росздравнадзора по Республике Коми от 08.06.2022 №01-05/102/22 сотрудниками Территориального органа Росздравнадзора по Республике Коми в период с 17.06.2022 по 29.06.2022 проведена внеплановая выездная проверка, в рамках которой представлена информация от 30.05.2022 г. № 12518/01-28 с приложениями; информация от 29.04.2022 № 13171/01-28, информация от 17.06.2022г. № 14337/01-28 с приложениями в электронном виде; информация от 23.06.2022г. № 14670/01-28, с приложениями; информация от 23.06.2022г. № 14741/01-28, из которой следует, что :

1. по состоянию на 21 июня 2022 полностью введены в эксплуатацию и начали осуществлять медицинскую деятельность 6 ФАПов: Важкурья, Небдино - 21.04.2022, Дон - 06.05.2022, Жежим, Пожегдин - 07.06.2022г, Мыелдино - 21.06.2022. Везде осуществляется прием пациентов.

По 4-ем ФАПам договоры безвозмездного пользования государственного имущества Республики Коми в стадии заключения (д. Вертеп, д. Диюр, с. Сизябск, д. Бакур Ижемского района). При этом по еженедельной информации Министерства строительства и коммунального хозяйства Республики Коми строительная готовность ФАПов д. Бакур, с. Сизябск составляет 96- 98%.

По 5-ти ФАПам строительная готовность составляет от 73 до 96% (Визябож, Илья Шор, Бортом, Нювчим, Большелуг).

На ФАПе с.Вомын проводятся кадастровые работы.

В отношении трех ФАПов (с. Ираёль, с.Колва, с. Брыкаланкс) заказчиком 15.02.2022 произведено расторжение контрактов с подрядчиком ООО «ЛидерСтрой» по п.2 ст.715 ГК РФ - существенное нарушение сроков выполнения работ. По итогам повторных ЭА 23.05.2022 заключены контракты № 28/22 и № 29/22 на выполнение работ по строительству трех ФАПов, со сроком завершения работ до 31.10.2022г.

Как установлено, задержка по вводу в эксплуатацию готовых объектов происходит из-за того, что проектными решениями в отношении 17 ФАПов предусмотрена система водоснабжения на привозной воде (накопительные емкости объемом 2 куб. м.). Минздравом Республики Коми получены замечания от Роспотребнадзора по обеспечению ФАПов питьевой водой надлежащего качества в соответствии с требованиями санитарных правил. А именно, при отсутствии централизованной системы водоснабжения и водоотведения здания, строения, сооружения, помещения, используемые хозяйствующими субъектами, должны быть оборудованы нецентрализованными (автономными) системами холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, со спуском сточных вод в локальные очистные сооружения.

По итогам состоявшегося 28.02.2022 совещания в режиме ВКС по вопросам, возникающим при реализации федерального проекта в Республике Коми, в части обеспечения водоснабжением при вводе в эксплуатацию ФАПов Минздравом Республики Коми, с учетом позиции изложенной в письме Минздрава России (от 16.03.2022 № 17-6/И/2-4135) организована работа по выделению средств из республиканского бюджета Республики Коми для перераспределения центральным районным больницам субсидий на иные цели для оборудования вновь построенных ФАПов автономной системой водоснабжения (от независимого источника) по отрасли «Здравоохранение».

С учетом изложенного, Минздравом Республики Коми, в целях недопущения срывов по получению санитарно-эпидемиологических заключений и лицензии на осуществление медицинской деятельности вновь построенных ФАПов (после принятия их по договорам безвозмездного пользования) проведена работа по изысканию дополнительных средств по отрасли «Здравоохранение» на проведение лечебными учреждениями работ для оборудования вновь построенных ФАПов автономной системой водоснабжения (от независимого источника), организован контроль за выполнением вышеуказанных работ, в том числе подача комплектов документов на получение санитарно-эпидемиологических заключений и лицензии.

2. По вопросу обеспечения в полном объеме полномочий Российской Федерации по организации обеспечения отдельных категорий граждан лекарственными препаратами, переданные субъектам Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» в медицинских организациях, оказывающих первичную медико-санитарную помощь, актуализированы списки лиц, имеющих право на льготное обеспечение лекарственными препаратами в соответствии со стандартами медицинской помощи при лечении в амбулаторных условиях, Минздравом Республики Коми представлены:

сведения об обеспеченных рецептах в период с 11.02.2022г. по 30.05.2022г., в период с 11.02.2022г. по 16.06.2022г.

сведения о рецептах, находящихся на отсроченном обслуживании по состоянию на 20.05.2022г., на 23.06.2022г.

сведения, подтверждающие закупку лекарственных препаратов, составляющих дефектуру, по состоянию на 14.02.2022г.

сведения о наличии лекарственных препаратов с истекшим сроком годности по состоянию на 30.05.2022г., на 23.06.2022г

сведения о наличии лекарственных препаратов для медицинского применения в амбулаторных условиях пациентам в рамках льготной программы «БСК» по состоянию на 30.05.2022г., на 16.06.2022г.

сведения, подтверждающие участие главных внештатных специалистов в составлении и согласовании по профильным нозологиям плановой потребности на 2022 г.

сведения о заключенных государственных контрактах на 2022г.

сведения о потребности медицинских организаций Республики Коми в лекарственных препаратах и медицинских изделиях на 2022г.

Исходя из полученных сведений, в соответствии с актом проверки от 10.02.2022 № 15, по данным Минздрава Республики Коми по состоянию на 21.12.2021 на отсроченном обслуживании находилось 25 809 рецептов, из них 3 640 рецептов по федеральной льготе, 11 рецептов по 14 нозологиям, 66 рецептов по программе «БСК», 22086 рецептов по региональной льготе.

При этом из общего числа необеспеченных рецептов 3 338 рецептов выписаны в период с 01.01.2021 по 01.10.2021 года, из них 444 рецепта по федеральной льготе, 13 рецептов по программе «БСК», 2 881 рецепт по региональной льготе.

По данным Минздрава Республики Коми, представленным во исполнение предписания № 11 от 10.02.2022г. к акту проверки № 15 от 10.02.2022, по состоянию на 23.06.2022 на отсроченном обслуживании находятся 4382 рецепта, из них 742 рецептов по федеральной льготе (выписанных в период с 27.12.2021г. по 11 06 2022г и предъявленных в аптечное учреждение 28.12.2021г.), 3623 рецепт по региональной льготе (выписанных в период с 28.12.2021г. по 11.06.2022г. и предъявленных в аптечное учреждение 28.12.2021г.), 2 рецепта по 14 нозологиям (выписанных в июне 2022г., предъявленных в день выписки), 15 рецептов по программе «БСК» (выписанных в период с мая 2022г. по июнь 2022г).

Минздравом Республики Коми представлена информация о заключенных государственных контрактах на закупку лекарственных препаратов в 2022г., согласно представленных данных, в 2022г. им заключены контракты на закупку 206 МНН лекарственных препаратов.

На основании акта проверки №15 от 10.02.2022, по состоянию на 21.12.2021г. продолжают находиться на отсроченном обслуживании для обеспечения за счет средств федерального бюджета рецепты на 64 МНН лекарственных препаратов, 1 наименования медицинских изделий и 1 специализированный продукт лечебного питания, отсутствовавшие на 01.10.2021, из них: ....

По состоянию на 23.06.2022г. продолжают находиться на отсроченном обслуживании для обеспечения за счет средств федерального бюджета рецепты на 85 МНН лекарственных препаратов, 4 наименования медицинских изделий и 1 специализированный продукт лечебного питания, отсутствовавшие на 01.10.2021, из них: ..., и др.

Как установила проверка, по сравнению с данными акта №15 от 10.02.2022 перечень отсутствующих лекарственных препаратов увеличился, имеет место необеспечение рецептов по программе «БСК», выписанных с 12.05.2022г. (предъявленных в аптечное учреждение с 16.05.2022г.) на лекарственные препараты: .... Согласно данным Минздрава РК, указанные препараты имеются в наличии в аптечных организациях.

На основании чего, административный орган пришел к выводу о том, что Минздравом Республики Коми не выполнены требования п.1 предписания № 11 от 10.02.2022 в части организации своевременного обеспечения лекарственными препаратами для медицинского применения в амбулаторных условиях гражданам, которые перенесли острое нарушение мозгового кровообращения, инфаркт миокарда, а также которым были выполнены аортокоронарное шунтирование, ангиопластика коронарных артерий со агентированием и катетерная абляция по поводу сердечнососудистых заболеваний, в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации и обеспечения в полном объеме полномочий Российской Федерации по организации обеспечения отдельных категорий граждан лекарственными препаратами, переданными субъектам Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи».

Согласно сведениям Минздрава Республики Коми по исполнению предписания № 44 от 01.10.2021 в аптечных организациях и на аптечном складе имелись лекарственные препараты и медицинские изделия с ограниченным сроком годности, невостребованные по заявкам медицинских организаций своевременно (закуплены и поставлены по государственным контрактам в 2018-2019 гг.):

в рамках реализации Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ в количестве 7 МНН лекарственных препаратов на сумму 1 699, 948 тыс. руб., из них: Метотрексат, Иматиниб, Бевацизумаб, и др.

за счет средств регионального бюджета в количестве 8 МНН лекарственных препаратов на сумму 575,033 тыс. руб., из них: Формотерол, Цинакальцет, Солифенацин, Пилокарпин, Вориконазол, и др.

Согласно сведениям Минздрава Республики Коми (исх. от 23.06.2022г. № 14741/01-28), представленном по исполнению предписания № 11 от 10.02.2022 по состоянию на 23.06.2022г. по причине истечения срока годности остались неиспользованными:

в рамках реализации Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ в количестве 50 МНН лекарственных препаратов на сумму 4 113, 45 тыс. руб., из них: Метотрексат, препараты инсулина, Иматиниб, Бевацизумаб, Будесонид, Будесонид+Формотерол, Капецитабин, Левотироксин натрия, Топирамат, и др.

за счет средств регионального бюджета в количестве 59 МНН лекарственных препаратов и 1 специализированный продукт лечебного питания на сумму 26627,646 тыс. руб., в т.ч.: ...

в рамках Федерального проекта «Борьба с сердечно-сосудистыми заболеваниями» в количестве 8 МНН на сумму 2,532 тыс.руб. в т.ч., ....

Поскольку в Территориальный орган Росздравнадзора за истекший период 2022 года поступило 9 обращений по поводу не обеспечения лекарственным препаратом «Метотрексат», административный орган пришел к выводу о том, что Минздравом Республики Коми не в полном объеме приняты меры по недопущению образования остатков лекарственных препаратов в связи с истечением срока годности, а также Минздравом Республики Коми не выполнены требования п.1 предписания № 11 от 10.02.2022 в части принятия необходимых мер для исключения случаев формирования невостребованных остатков лекарственных препаратов и обеспечения эффективного взаимодействия участников реализации льготного лекарственного обеспечения, в том числе главных внештатных специалистов, и создании эффективной системы управления товарными запасами.

По данным акта проверки от 10.02.2022 № 15 также установлено, что Минздравом Республики Коми не выполнены требования предписания № 44 от 01.10.2021 в части предоставления в Росздравнадзор информации о достоверных данных показателей реализации льготного лекарственного обеспечения о выписанных, обслуженных рецептов и рецептов, находящихся на отсроченном обслуживании.

Согласно отчетным сведениям Министерства по состоянию на 24.06.2022 на отсроченном обслуживании в рамках обеспечения по 178-ФЗ числится 38 рецептов, в рамках регионального обеспечения (ПП РФ №890) зарегистрировано 521 рецептов, во ВЗН - 0 рецептов.

По данным Минздрава Республики Коми, представленным от 23.06.2022 № 14741/01- 28, по состоянию на 23.06.2022 на отсроченном обслуживании находится 742 рецепта по федеральной льготе, 3623 рецепта по региональной льготе, 2 рецепта по 14 нозологиям.

Также, согласно отчетным сведениям Министерства, по состоянию на 23.05.2022 на отсроченном обслуживании в рамках обеспечения по 178-ФЗ числится 40 рецептов, в рамках регионального обеспечения (ПП РФ №890) зарегистрировано 519 рецептов, во ВЗН - 0 рецептов

Однако по данным Минздрава Республики Коми, представленным от 17.06.2022 № 14337/01-28, по состоянию на 20.05.2022 на отсроченном обслуживании находится 885 рецептов по федеральной льготе, 8805 рецептов по региональной льготе, 6 рецептов по 14 нозологиям.

Таким образом, в отчетных сведениях Министерства по состоянию на 20.05.2022 отражены недостоверные данные показателей реализации льготного лекарственного обеспечения в части выписанных, обслуженных рецептов и рецептов, находящихся на отсроченном обслуживании.

По мнению административного органа, изложенное свидетельствует о невыполнении Минздравом Республики Коми требований п.1 предписания № 11 от 10.02.2022 в части обеспечения предоставления достоверных данных показателей реализации льготного лекарственного обеспечения в части выписанных, обслуженных рецептов и рецептов, находящихся на отсроченном обслуживании.

Согласно итогам проверки, отраженным в акте № 84 от 01.10.2021, на период 2022.года Минздравом Республики Коми согласована заявка на 546 МНН на общую сумму 960 537 598 руб.

По сведениям Минздрава Республики Коми, представленным от 17.06.2022 № 14337/01-28, по состоянию на 17.06.2021 в рамках исполнения полномочий обеспечения граждан льготной категории лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами питания на период 2022 года за счет федеральных средств на период 2022 года за счет федеральных средств проведены закупочные мероприятия и заключен 71 государственный контракт на поставку 71 лекарственного препарата.

Из представленных сведений административным органом сделан вывод о том, что Минздравом Республики Коми не проведены мероприятия по закупке лекарственных препаратов для обеспечения граждан в период 2022 года, поскольку данное обстоятельство подтверждается наличием обращений граждан в связи с отсутствием лекарственных препаратов и медицинских изделий в рамках льготного обеспечения ( за период с 10 02.2022 по 20.05.2022 в Территориальный орган Росздравнадзора по Республике Коми поступило 82 обращения граждан по вопросам льготного лекарственного обеспечения).

На основании изложенного, должностными лицами Территориального органа принято решение о том, что требования предписания от 10.02.2022 №11 об устранении выявленных нарушений соблюдения обязательных требований законодательства Российской Федерации Министерством здравоохранения Республики Коми в полном объеме в установленный срок не выполнены, а именно:

не обеспечено достижение показателей и своевременной реализации мероприятии региональных проектов, входящих в состав федеральных проектов национального проекта «Здравоохранение»;

не приняты меры по завершению запланированных к строительству ФАП Республики Коми, обеспечить их оснащение со Стандартом оснащения врачебной амбулатории, утвержденным приказом Минздрава России от 15.05.2012г. № 543н (Приложение № 14);

не обеспечены в полном объеме полномочия Российской Федерации по организации обеспечения отдельных категорий граждан лекарственными препаратами, переданные субъектам Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи»;

не обеспечено эффективное взаимодействие участников реализации льготного лекарственного обеспечения, в том числе главных внештатных специалистов, и не создана эффективная система управления товарными запасами;

не приняты необходимые меры для исключения случаев отказа в выписке рецептов на лекарственные препараты, назначенные пациентам по медицинским показаниям;

не приняты необходимые меры для исключения случаев формирования невостребованных остатков лекарственных препаратов;

не обеспечено предоставление достоверных данных показателей реализации льготного лекарственного обеспечения в части выписанных, обслуженных рецептов и рецептов, находящихся на отсроченном обслуживании;

не организовано своевременное обеспечение лекарственными препаратами для медицинского применения в амбулаторных условиях гражданам, которые перенесли острое нарушение мозгового кровообращения, инфаркт миокарда, а также которым были выполнены аортокоронарное шунтирование, ангиопластика коронарных артерий со стентированием и катетерная абляция по поводу сердечнососудистых заболеваний, в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.

По факту выявления перечисленных нарушений в отношении юридического лица - Министерства здравоохранения Республики Коми составлен протокол об административном правонарушении №27 от 07.07.2022, на основании которого вынесено оспариваемое постановление.

Рассматривая жалобу Министерства здравоохранения Республики Коми на постановление о привлечении к административной ответственности, суд принимает во внимание следующее.

Административная ответственность по части 21 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наступает за невыполнение в установленный срок законного предписания, решения федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере здравоохранения, его территориального органа.

Объектом правонарушения по ст. 19.5 КоАП РФ являются общественные отношения в области осуществления государственного (муниципального) контроля и надзора.

Под неисполнением в срок предписания понимается исполнение предписания частично в указанный этим предписанием срок или уклонение от его исполнения в целом. Предписание выносится в случае выявления нарушений законодательства в целях их устранения.

При этом, как ненормативный правовой акт должно содержать конкретные указания, четкие формулировки относительно конкретных действий, которые необходимо совершить исполнителю и которые должны быть направлены на прекращение и устранение выявленного нарушения. Иными словами, на юридическое лицо может быть возложена обязанность по устранению лишь тех нарушений, соблюдение которых обязательно для него в силу закона, а сами требования должны быть реально исполнимы.

В силу ст.1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к данной статье. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

В соответствии со ст.24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются, в том числе, всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

Согласно ст.26.1 КоАП РФ при разбирательстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, в том числе: наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения.

Согласно ст.26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие либо отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными КоАП РФ, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

Оценка доказательств должна производиться судьей, должностным лицом, осуществляющими производство по делу об административном правонарушении, по своему внутреннему убеждению, основанному на полном, всестороннем и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. При этом никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.

То есть установление виновности предполагает доказывание вины лица в совершении противоправного действия (бездействия), составляющего объективную сторону деяния.

В соответствии с ч.3 ст.30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении суд должен проверить дело в полном объеме.

Исходя из этого, вопрос о законности предписания об устранении требований законодательства, невыполнение которого вменено лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, также подлежит исследованию в рамках рассмотрения дела.

Одним из обязательных критериев, свидетельствующих о наличии в действиях лица состава административного правонарушения, является наличие вины в его совершении, определенной исходя из требований ст.2.2 КоАП РФ.

Как следует из протокола об административном правонарушении №27 от 07.07.2022, Минздравом Республики Коми не обеспечено в полном объеме достижение показателей и своевременной реализации мероприятий региональных проектов, входящих в состав федеральных проектов национального проекта «Здравоохранение», не приняты меры по завершению запланированных к строительству ФАП Республики Коми и обеспечение их оснащения в соответствии со Стандартом, не обеспечено исполнение переданных полномочий по организации обеспечения отдельных категорий граждан необходимыми лекарственными препаратами, переданных для осуществления субъектам Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", а, соответственно, не исполнены требования выданного предписания №11 от 10.02.2022 об устранении данных нарушений в период с 10.02.2022 по 20.05.2022.

Тот же вывод содержится в протоколе об административном правонарушении и постановлении по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.21 ст.19.5 КоАП РФ.

Вместе с тем, выданное Министерству здравоохранения Республики Коми предписание не содержит указания на конкретные действия, которые следовало выполнить Министерству для выполнения содержащихся в нем требований. Сам по себе факт наличия обращений граждан по вопросам лекарственного обеспечения в срок, установленный для исполнения предписания, и после него, не свидетельствует, о его виновном неисполнении, как не свидетельствуют об этом изменения статистических показателей, а также факт не доведения до 100% строительной готовности отдельных ФАП на территории Республики Коми.

При этом, ни протокол об административном правонарушении, ни постановление по делу также не содержат указания на то, какие именно действия должны были быть выполнены Министерством в срок до 20.05.2022, но не выполнены в рамках реализации переданных ему полномочий. При таких обстоятельствах, состав административного правонарушения, предусмотренного ч.21 ст.19.5 КоАП РФ, в действиях юридического лица отсутствует. (указанный правовой подход отражен в решении Кировского областного суда от 25.08.2020 по делу N 77-262/2020).

Непринятие Министерством мер по оспариванию предписания N11 от 10.02.2022 не может влиять на выводы о наличии оснований для прекращения производства по делу.

В силу п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении принимается решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

Учитывая изложенное, руководствуясь ст.ст. 30.6, 30.7 КоАП РФ, суд

р е ш и л :

Жалобу Министерства здравоохранения Республики Коми на постановление руководителя Территориального отдела Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Республике Коми № 01-12/16/2022 от 19 июля 2022 года о привлечении к административной ответственности по ч.21 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, удовлетворить.

Постановление руководителя Территориального отдела Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Республике Коми № 01-12/16/2022 от 19 июля 2022 года о привлечении Министерства здравоохранения Республики Коми к административной ответственности по ч.21 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - прекратить на основании положений пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях за отсутствием в действиях привлекаемого лица состава административного правонарушения.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд Республики Коми в течение десяти дней с момента вручения или получения копии решения.

Судья Ю.А.Дульцева