Дело №12-122/2017
Р Е Ш ЕНИЕ
07 ноября 2017 года г.Бологое
Судья Бологовского городского суда Тверской области Бондарева Ж.Н., рассмотрев протест Бологовского межрайонного прокурора на постановление Министра Тверской области по обеспечению контрольных функций №02-22/38 от 18.08.2017 года о прекращении производства по делу об административном правонарушении в отношении Мищенко В.С. по ст.15.14 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением Министра Тверской области по обеспечению контрольных функций №02-22/38 от 18.08.2017 года прекращено производство по делу об административном правонарушении в отношении Мищенко В.С. по ст.15.14 КоАП РФ в связи с малозначительностью совершенного административного правонарушения.
Бологовским межрайонным прокурором принесен протест на указанное выше постановление, в котором ставится вопрос о его отмене по следующим основаниям.
В ходе проведенной проверки было установлено, что на основании приказа от 11.04.2017 №45 «С» в дополнение к приказу от 06.03.2017 года №43 «С» 9 обучающимся была назначена «государственная академическая стипендия за особые успехи в учебной деятельности». Данный приказ подписан директором ГБПОУ «Болотовский колледж» ФИО1 Перечисление денежных средств подтверждается платежным поручением №188 от 12.04.2017 на общую сумму 3 390 рублей.
Перечисление стипендий студентам образовательной организации осуществлялось на основании приказа директора на банковские карточке студентов.
Таким образом, в 2016-2017 учебном году студентам ГБПОУ «Бологовский колледж» приказами директора назначены дополнительные выплаты, не предусмотренные Федеральным законом от 29.12.2012 №273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации», Постановлением Правительства Тверской области от 31.01.2014 №39-пп об утверждении Порядка назначения государственной академической стипендии и (или) государственной социальной стипендий студентам, обучающимся по очной форме обучения за счет бюджетных ассигнований областного бюджета Тверской области, Постановлением Правительства Тверской области от 18.03.2014 № 128-пп «О социальной поддержке студентов, обучающихся по очной форме обучения за счет бюджетных ассигнований областного бюджета Тверской области».
Действующим законодательством не предусмотрен такой вид стипендии кая «государственная академическая стипендия за особые успехи в учебной деятельности».
Согласно постановлению от 18.08.2017 о прекращении производства по делу об административном правонарушении в связи с малозначительностью совершенного административного правонарушения вина должностного лица -директора государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Бологовский колледж» ФИО1 является установленной и доказанной. Однако, оценив характер совершенного правонарушения, роль правонарушителя, размер причиненного вреда и тяжесть последствий для охраняемых общественных правоотношений, Министр Тверской области по обеспечению контрольных функций признал совершенное ФИО1 правонарушение малозначительным.
Между тем, выводы в этой части не мотивированы с достаточной полнотой. В качестве доводов в обоснование малозначительности правонарушения приведены лишь незначительный размер и отсутствие существенной угрозы охраняемым законом интересам, неправильное толкование законодательства и совершение правонарушения впервые.
По смыслу статьи 2.9 КоАП РФ оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. Административные органы обязаны установить не только формальное сходство содеянного с признаками того или иного административного правонарушения, но и решить вопрос об опасности деяния. Существенная угроза охраняемым правоотношениям может выражаться не только в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, но и в пренебрежительном отношении субъекта к исполнению своих обязанностей, к формальным требованиям законодательства.
Состав правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 15.14 КоАП РФ, является формальным, и для наступления ответственности не требуется наступления вредных последствий.
Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных. случаях, при этом, необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения может иметь место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Таким образом, оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда или с угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. Эта оценка должна базироваться на совокупности и взаимной связи конкретных обстоятельств дела, исследуемой ситуации и имеющихся доказательств.
При этом необходимо руководствоваться, в том числе положениями ч. 1 ст. 3.1 КоАП РФ, которой определено, что целью административного наказания является установленная государством мера ответственности за совершение административного правонарушения, применяемая в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Кроме того, следует признать несостоятельными выводы о том, что правонарушение ФИО1 совершено впервые, так приказы о назначении «государственной академической стипендии за особые успехи в учебной деятельности» издавались на протяжении всего 2016 - 2017 уч. года.
За осуществление выплат «государственной академической стипендии за особые успехи в учебной деятельности» за 1 семестр (октябрь) 2016 — 2017 учебного года и за 2 семестр (февраль) 2016 - 2017 учебного года должностное лицо - директор государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Бологовский колледж» ФИО1 на основании постановления №02-22/43 от 18.08.2017 и постановления №02-22/48 от18.08.2017 привлечен к административной ответственности за совершение административного правонарушения по ст. 15.14 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 20 000 рублей за каждое правонарушение.
Таким образом, учитывая вышеуказанные обстоятельства, выводы Министра Тверской области по обеспечению контрольных функций Ш.В.А. о прекращении производства по данному делу в связи с. малозначительностью совершенного правонарушения являются необоснованными, поскольку не достаточно полно исследованы все доказательства при вынесении постановления, влияющие на всесторонность, полноту и объективность рассмотрения дела.
При таких обстоятельствах, постановление Министра Тверской области по обеспечению контрольных функций Ш.В.А. о прекращении производства по делу об административном правонарушении в связи с малозначительностью совершенного административного правонарушения не может быть признано законным и обоснованным, оно подлежит отмене.
Со ссылкой на ст.23 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор просит отменить постановление Министра Тверской области по обеспечению контрольных функций Ш.В.А. о прекращении производства по делу об административном правонарушении от 18.08.2017 №02-22/38 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.14 КоАП РФ, в отношении должностного лица - директора государственного бюджетного профессионального
образовательного учреждения «Бологовский колледж» ФИО1 Дело направить на новое рассмотрение в Министерство Тверской области по обеспечению контрольных функций.
Заместитель Бологовского межрайонного прокурора Ковригина Е.Р. протест поддержала по изложенным в нем основаниям.
Должностное лицо - директор государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Бологовский колледж» ФИО1 в судебном заседании возражал против отмены постановления, вину в совершении правонарушения признал частично, пояснив, что в соответствии с Законом об образовании РФ, Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 27 декабря 2016 г., положений образовательных организаций есть такое понятие, как повышенная академическая стипендия, Положение о стипендиальном обеспечении ГБПОУ «Бологовский колледж» соответствует требованиям законодательства и нормативным актам вышестоящих органов. Студентам Учреждения могла выплачиваться государственная стипендии за особые успехи в учебной деятельности.
Перечисление средств нельзя считать не целевыми, так как они выплачены за успехи в образовательной деятельности, соответствующие образовательным программам.
Тем не менее, в число студентов, получающих стипендии, попали студенты, имеющие оценку удовлетворительно по итогам промежуточной аттестации. Сумма, выплаченная студентам, имеющим оценку удовлетворительно по итогам промежуточной аттестации, составила 50466 рублей 00 копеек.
Сумма, заявленная в постановлениях прокуратуры, составила 124232 руб. 00 коп.
Средства на выплату стипендий расходовались в рамках стипендиального фонда, не нарушая прав студентов, получающих государственную академическую стипендию. Ежемесячный стипендиальный фонд составляет 107800 рублей 00 копеек. Средства на государственную академическую стипендию по итогам промежуточной аттестации составляет 90358 рублей 00 копеек. Средства, образовавшиеся в результате экономии стипендиального фонда в сумме 17442 рубля 00 копеек частично использовались для выплат повышенных государственных академических стипендий за особые успехи в учебной деятельности.
Руководитель действовал на основании решения Стипендиальной комиссии. Не принимал решения самостоятельно, а исполнял указание действующего общественного органа. Комиссия работала на основании положения принятого коллегиально.
При начислении стипендий не было умысла перечислять денежные средства избранным студентам по личностной привязанности или иным не соответствующим законодательству причинам. Нецелевое использование средств не было умышленным.
Исходя из выше сказанного ФИО1 признал нарушение частично, в части выплат повышенных академических стипендий студентам, имеющим оценку «удовлетворительно» по итогам промежуточной аттестации в сумме 50466 рублей 00 копеек.
При рассмотрении дела просил учесть, что минимальная сумма штрафа по 11 административным постановлениям составит 220000 рублей, при нанесенном ущербе организации 50466 рублей 00 коп. Сумма штрафа составит одну треть от полученной в течение всего года заработной платы.
В случае составления административного протокола на организацию сумма штрафа составила бы от 5 до 25 процентов от суммы ущерба. Минимальная сумма в данном случае 5000-6000 рублей. ФИО1 уже оплатил два административных штрафа, общая сумма 40000 рублей. При нарушении не было существенной угрозы общественным отношениям, участникам образовательного процесса.
В связи с тем, что решение о выплате стипендий принималось коллегиально, на основании ходатайств заместителей директора, работа стипендиальной комиссии проводилась на основании Положения рассмотренного и принятого коллективом колледжа, а не единолично директором, ущерб, нанесенный Учреждению незначительный и не повлекший за собой нарушение прав обучающихся, ФИО1 просил объединить все административные дела в одно в связи единообразием нарушения и учесть при рассмотрении дела смягчающие обстоятельства - раскаяние лица, совершившего административное нарушение и оказание содействия проверяющему в установлении обстоятельств, подлежащих установлению по делу об административном правонарушении. При рассмотрении дела применить статью 2.9 КоАП РФ в связи с малозначительностью совершенного административного правонарушения.
Представители Министерства Тверской области по обеспечению контрольных функций ФИО2, ФИО3 и ФИО4 полагали протест не подлежащим удовлетворению по тем основаниям, что применение положений ст.2.9 КоАП РФ является обоснованным. Представитель Министерства ФИО2 суду пояснила, что нецелевое использование денежных средств должностным лицом допущено и подтверждается собранными по делу доказательствами, однако министра при вынесении постановления был вправе применить статью 2.9 КоАП РФ в связи с малозначительностью совершенного административного правонарушения.
Проверив материалы дела, изучив доводы протеста, выслушав прокурора, ФИО1 и представителей Министерства Тверской области по обеспечению контрольных функций, прихожу к выводу о том, что имеются основания для отмены постановления.
Как усматривается из материалов дела об административном правонарушении, 15.06.2017 Бологовским межрайонным прокурором старшим советником юстиции Н.Т.Г. вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.14 КоАП РФ, в отношении директора государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Бологовский колледж» ФИО1.
Согласно указанному постановлению 12.04.2017 по адресу: <...> директор ГБПОУ «Бологовский колледж» ФИО1 допустил нецелевое использование бюджетных средств в сумме 3 390 рублей, выразившееся в направлении средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, на цели, не соответствующие целям, определенным договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния, тем самым совершил административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена статьей 15.14 КоАП РФ.
В соответствии со статьей 15.14 КоАП РФ нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплате денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, или в направлении средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, на цели, не соответствующие целям, определенным договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет.
На основании статьи 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
Согласно статье 162 БК РФ получатель бюджетных средств обеспечивает целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.
20.09.2016 между Министерством образования Тверской области и ГБПОУ «Бологовский колледж» заключено соглашение №495 о предоставлении субсидии на иные цели.
Согласно пункту 1 Соглашения № 495 предметом соглашения является предоставление Учредителем Учреждению из областного бюджета Тверской области субсидий на иные цели в 2016 году.
В соответствии с пунктом 2.1 Соглашения № 495 субсидии из областного бюджета Тверской области предоставляются Учреждению в соответствии с утвержденным: перечнем мероприятий государственной программы Тверской области «Развитие образования Тверской области» на 2015-2020 годы», финансируемых за счет субсидий на иные цели в 2016 году, а именно: стипендиальное обучение студентов государственных бюджетных профессиональных образовательных организаций Тверской области в сумме 1 290 900,00 рублей, социальная поддержка студентов государственных бюджетных профессиональных образовательных организаций в сумме 322 700,00 рублей, иные материальные выплаты студентам государственных организаций, реализующих программы среднего профессионального образования в сумме 322 700,00 рублей.
В силу пункта 3.3.1 Учреждение обязуется расходовать субсидии только на цели, предусмотренные Соглашением № 495, в соответствии с перечнем мероприятий предоставления субсидии, указанными в пункте 2.1 Соглашения № 495, и сроками, определенными в приложении № 2 к приказу Министерства образования Тверской области от 22.01.2016 № 98-нп/ПК «Об утверждении перечня мероприятий государственной программы Тверской области, финансируемых за счет субсидий на иные цели в 2016 году».
26.01.2017 между Министерством образования Тверской области и ГБПОУ «Бологовский колледж» заключено Соглашение №87 о предоставлении из областного бюджета Тверской области ГБПОУ «Бологовский колледж» субсидии на иные цели.
Согласно пункту 1.1 Соглашения № 87 предметом соглашения является предоставление из областного бюджета Тверской области в 2017 году субсидии в общем объеме 1 993 300,00 рублей в целях финансового обеспечения деятельности Учреждения по мероприятиям, определенным Учредителем, не связанным с выполнением Учреждением государственных программ Тверской области или непрограммных расходов областного бюджета Тверской области в соответствии с приложением 1 к Соглашению №87.
В силу пункта 4.3.1 Соглашения № 87 Учреждение обязуется использовать субсидию на реализацию мероприятий в соответствии с приложением № 1 к Соглашению № 87, в соответствии с условиями предоставления субсидии, установленными порядком предоставления субсидии и Соглашением.
Согласно приложению № 1 к Соглашению № 87 субсидия предоставлена на стипендиальное обеспечение студентов государственных профессиональных образовательных организаций, за исключением выплаты государственной социальной стипендии студентам, являющимся детъми- сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в сумме 1 293 600,00 рублей; социальная поддержка студентов государственных бюджетных профессиональных образовательных организаций Тверской области (материальные выплаты) в сумме 398 700,00 рублей; стипендиальное обеспечение студентов государственных профессиональных образовательных организаций, являющихся детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (в части выплаты государственной социальной стипендии) в сумме 301 000,00 рублей.
В соответствии с частью 2 статьи 36 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Закон № 273- ФЗ) в Российской Федерации устанавливаются следующие виды стипендий:
1) государственная академическая стипендия студентам;
2) государственная социальная стипендия студентам;
5) именные стипендии;
Государственная академическая стипендия назначается студентам, соответствующим требованиям, установленным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования (часть 4 статьи 36 Закона № 273-ФЗ).
Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 25.02.2014 № 139 «Об установлении требований к студентам,
обучающимся по очной форме обучения за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, которым назначается государственная академическая стипендия» установлены требования к студентам, а именно отсутствие по итогам промежуточной аттестации оценки «удовлетворительно» и отсутствие академической задолженности.
Порядок назначения государственной академической стипендии студентам, государственной социальной стипендии студентам, государственной стипендии аспирантам, ординаторам, ассистентам- стажерам, обучающимся по очной форме обучения за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, устанавливается соответственно органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления (часть 7 статьи 36 Закона № 273-ФЗ).
Государственная академическая стипендия студентам, государственная социальная стипендия студентам, государственные стипендии аспирантам, ординаторам, ассистентам-стажерам выплачиваются в размерах, определяемых организацией, осуществляющей образовательную деятельность, с учетом мнения совета обучающихся этой организации и выборного органа первичной профсоюзной организации (при наличии" такого органа) в пределах средств, выделяемых организации, осуществляющей образовательную деятельность, на стипендиальное обеспечение обучающихся (стипендиальный фонд). Стипендиальный фонд включает в себя средства на выплату стипендий, выплачиваемых за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (часть 8 статьи 36 Закона № 273-ФЗ).
Постановлением Правительства Тверской области от 31.01.2014 № 39- пп утвержден Порядок назначения государственной академической стипендии и (или) государственной социальной стипендии студентам, обучающимся по очной форме обучения за счет бюджетных ассигнований областного бюджета Тверской области (далее - Постановление № 39-пп).
В силу пункта 2 Постановления № 39-пп государственная академическая стипендия студентам, государственная социальная стипендия студентам выплачиваются в размерах, определяемых организацией, осуществляющей образовательную деятельность (далее - организация), с учетом мнения студенческого совета этой организации и выборного органа первичной профсоюзной организации (при наличии такого органа) в пределах средств, выделяемых организации на стипендиальное обеспечение обучающихся (стипендиальный, фонд). Распределение стипендиального фонда осуществляется организацией с учетом мнения студенческого совета этой организации и выборного органа первичной профсоюзной организации (при наличии такого органа).
Согласно пункту 5 Постановления № 39-пп государственная академическая стипендия назначается студентам в зависимости от успехов в учебе на основании результатов промежуточной аттестации не реже двух раз в год.
Студент, которому назначается государственная академическая стипендия, должен соответствовать следующим требованиям:
а) отсутствие по итогам промежуточной аттестации оценки «удовлетворительно»;
б) отсутствие академической задолженности.
В период с начала учебного года до прохождения первой промежуточной аттестации государственная академическая стипендия выплачивается всем студентам первого курса, обучающимся по очной форме обучения за счет бюджетных ассигнований областного бюджета Тверской области.
Государственная академическая стипендия студентам, государственная социальная стипендия студентам назначается распорядительным актом руководителя организации (пункт 7 Постановления № 39-пп).
Выплата государственной академической стипендии студентам, государственной социальной стипендии студентам осуществляется организацией одни раз в месяц (пункт 8 Постановления № 39-пп).
Постановлением Правительства Тверской области от 18.03.2014 № 128- пп «О социальной поддержке студентов, обучающихся по очной форме обучения за счет бюджетных ассигнований областного бюджета Тверской области» утвержден Порядок назначения материальных выплат студентам, обучающимся по очной форме обучения за счет бюджетных ассигнований областного бюджета Тверской области.
Согласно пункту 2 Постановления № 128-пп студентам устанавливаются следующие виды материальных выплат:
а) ежемесячная материальная выплата;
б) иные материальные выплаты.
Материальные выплаты осуществляются в пределах средств, выделяемых профессиональной образовательной организации, осуществляющей образовательную деятельность за счет бюджетных ассигнований областного бюджета Тверской области (далее - организация), на социальную поддержку студентов (пункт 3 Постановления № 128-пп).
В соответствии с пунктом 4 Постановления № 128-ппежемесячная материальная выплата назначается студентам, соответствующим одновременно следующим критериям:
а) является лицом из числа выпускников общеобразовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам;
б) является лицом, не имеющим основного общего или среднего общего образования;
в) обучается по основным программам профессионального обучения - программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих;
г) не получает академическую и (или) социальную стипендию.
Директором ГБПОУ «Бологовский колледж» 12.10.2015 без учета мнения студенческого совета Учреждения утверждено Положение «О стипендиальном обеспечении и других формах социальной поддержки студентов Учреждения».
Как следует из пункта 3.7 Положения, за особые успехи в учебной деятельности устанавливается надбавка к академической стипендии.
31.08.2016 приказом ГБПОУ «Бологовский колледж» № 304 утверждена стипендиальная комиссия, председателем которой является директор образовательного учреждения ФИО1
На основании приказа от 11.04.2017 № 45 «С» в дополнение к приказу от 06.03.2017 № 43 «С» обучающимся учреждения назначена «государственная академическая стипендия за особые успехи в учебной деятельности», а именно:
- в размере 0,5 стипендии (226 рублей) обучающимся <....>
- в размере 1 стипендии (452 рубля) обучающимся <....>
- в размере 1,5 стипендий (678 рублей) обучающей <....>
Данный приказ подписан директором ГБПОУ «Бологовский колледж»
ФИО1
Перечисление денежных средств подтверждается платежным поручением от 12.04.2017 № 188 на общую сумму 3 390 рублей.
Перечисление стипендий студентам образовательной организации осуществлялось на основании приказа директора на банковские карточки студентов.
Таким образом, в 2016-2017 учебном году студентам ГБПОУ «Бологовский колледж» приказами директора назначены дополнительные выплаты, не предусмотренные Федеральным законом от 29.12.2012 № 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», постановлением Правительства Тверской области от 31.01.2014 № 39-пп «Об утверждении Порядка назначения государственной академической стипендии и (или) государственной социальной стипендии студентам, обучающимся по очной форме обучения за счет бюджетных ассигнований областного бюджета Тверской области, постановлением Правительства Тверской области от 18.03.2014 № 128-пп «О социальной поддержке студентов, обучающихся по очной форме обучения за счет бюджетных ассигнований областного бюджета Тверской области».
В нарушение вышеперечисленных нормативных правовых актов, пункта 3.3.1 Соглашения № 495 от 20.09.2016 о предоставлении субсидии на иные цели, пункта 4.3.1 Соглашения № 87 от 26.01.2017 о предоставлении из областного бюджета Тверской области государственному бюджетному учреждению Тверской области субсидии на иные цели, средства субсидии на иные цели в 2016-2017 учебном году на общую сумму 20 672 рубля использованы Учреждением на дополнительные выплаты студентам (государственная академическая стипендия за особые успехи в учебной деятельности), расходы на которые не предусмотрены за счет средств областного бюджета, что в соответствии с частью 1 статьи 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации является нецелевым использованием средств.
Кроме того, действующим законодательством не предусмотрен такой вид стипендии как «государственная академическая стипендия за особые успехи в учебной деятельности».
В соответствии с распоряжением Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области от 11.08.2015 № 789 директором ГБПОУ «Бологовский колледж» является ФИО1.
Согласно пункту 7 трудового договора от 12.08.2015 руководитель является единоличным исполнительным органом учреждения, осуществляющим текущее руководство его деятельностью.
Согласно пункту 10 трудового договора от 12.08.2015 руководитель обязан соблюдать при исполнении должностных обязанностей требования законодательства Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления, Устава учреждения, коллективного договора, соглашения, локальных нормативных актов, в том числе должностной инструкции и трудового договора, обеспечивать эффективную деятельность учреждения и его структурных подразделений, организацию административно-хозяйственной, финансовой и иной деятельности учреждения, обеспечивать целевое и эффективное использование денежных средств учреждения, а также имущества, переданного учреждению в оперативное управление в установленном порядке.
Таким образом, контроль за расходованием денежных средств Учреждения являются прямой обязанностью директора.
В соответствии с пунктом 7.11 Устава, согласованного Министром имущественных и земельных отношений Тверской области, утвержденного Приказом Министерства образования Тверской области от 15.04.2015 № 36-к (далее - Устав), непосредственное управление Учреждением осуществляет директор Учреждения. На основании пункта 7.13 Устава директор Учреждения осуществляет управление Учреждением на принципах единоначалия и несет персональную ответственность за качество подготовки обучающихся, соблюдение финансовой дисциплины, достоверность учета и отчетности, сохранность имущества и других материальных ценностей, находящихся в Учреждении в оперативном управлении, в постоянном (бессрочном) пользовании и по иным основаниям, соблюдение трудовых прав работников Учреждения и прав обучающихся, а также соблюдение и исполнение законодательства Российской Федерации.
При рассмотрении дела об административном правонарушении должностное лицо - ФИО1 вину в совершении правонарушения признал частично. Пояснил, что выплата стипендий в ГБПОУ «Бологовский коллеж» осуществлялась на основании Положения о стипендиальном обеспечении и других формах социальной поддержки студентов Учреждения (далее - Положение). Положение разработано в октябре 2015 года; рассмотрено и утверждено на заседании Педагогического Совета (Протокол от 12.10.2015 № 2). Положение разработано в соответствии с Законом № 273- ФЗ, Постановлением № 39-пп. Размеры академической стипендии определены Учреждением самостоятельно, что не противоречит Закону № 273-ФЗ и Постановлению № 39-пп. Согласно Положению порядок назначения и выплаты государственных академических стипендий регламентируется пунктом 3. В соответствии с пунктом 3.3. назначение академической стипендии производится приказом директора на основании протокола стипендиальной комиссии. Состав комиссии утвержден приказом директора от 31.08.2016, в состав комиссии входит шесть человек. Состав комиссии регламентируется Положением о стипендиальной комиссии и собирается ежемесячно. Результат работы оформляется протоколом, на основании протокола создается приказ о выплате стипендии. ФИО1 не считает нарушением утверждение Положения о стипендиальном обеспечении и других формах социальной поддержки студентов Учреждения без учета мнения совета обучающихся. Как пояснил ФИО1, государственная академическая стипендия выплачивается с учетом мнения совета обучающихся, выплаты производятся на основании Положения, В разработке Положения о стипендиальном обеспечении участвовали представителя совета обучающихся. О том, что Положение должно быть утверждено советом обучающихся, в Законе № 273-ФЗ, Постановлении № 39-пп не говорится.
ФИО1 не согласен с тем фактом, что государственная академическая стипендия за особые успехи в учебе не предусмотрена законодательством. Доводы ФИО1 основаны на том, что разновидности стипендиальных выплат регулируются Законом № 273-ФЗ. В частности в статье 36 Закона № 273-ФЗ подробно описываются порядок получения данных выплат, условия для получения, разновидность денежных поощрений. Повышенная стипендия разделяется на несколько категорий: повышенная социальная стипендия, повышенная академическая стипендия. Академический вид может быть начислен за персональные достижения учащегося в образовательном процессе вне зависимости от того, успех это в спорте, учебе или культурно-творческой деятельности. Как пояснил ФИО1, согласно пункту 15 статьи 36 Закона № 273-ФЗ профессиональным образовательным организациям и образовательным организациям высшего образования, осуществляющим оказание государственных услуг в сфере образования за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, выделяются средства на оказание материальной поддержки нуждающимся обучающимся в размере двадцати пяти процентов предусматриваемого им размера части стипендиального фонда, предназначенной на выплаты государственных академических стипендий студентам и государственных социальных стипендий студентам, средства для организации культурно-массовой, физкультурной и спортивной, оздоровительной работы с обучающимися в размере месячного размера части стипендиального фонда, предназначенной на выплаты государственных академических стипендий студентам и государственных социальных стипендий студентам, по образовательным программам среднего профессионального образования и двукратного месячного размера части стипендиального фонда, предназначенной на выплаты государственных академических стипендий студентам и государственных социальных стипендий студентам, по образовательным программам высшего образования. Материальная поддержка обучающимся выплачивается в размерах и в порядке, которые определяются локальными нормативными актами, принимаемыми с учетом мнения советов обучающихся и представительных органов обучающихся. Кроме того, как пояснил ФИО1, правила стипендиального обеспечения студентов, аспирантов и слушателей подготовительных отделений установлены Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 27.12.2016 № 1663 «Об утверждении Порядка назначения государственной академической стипендии и (или) государственной социальной стипендии студентам, обучающимся по очной форме обучения за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, государственной стипендии аспирантам, ординаторам, ассистентам-стажерам, обучающимся по очной форме обучения за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, выплаты стипендий слушателям подготовительных отделений федеральных государственных образовательных организаций высшего образования, обучающимся за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета» (далее - Приказ № 1663). Согласно указанному приказу повышенную стипендию будут назначать за особые успехи в учебе (если две сессии подряд сданы только на «отлично»), за участие в научных исследованиях с последующим получением наград, призов, за победы на олимпиадах, за полученные патенты, гранты, за публикации в научных журналах, за активную деятельность в культурно-творческой и спортивной областях.
ФИО1 признал вину в том, что в число студентов, получающих стипендии, попали студенты, имеющие оценки «удовлетворительно» по итогам промежуточной аттестации, а именно студенты <....> Таким образом, нецелевое использование средств субсидии по приказу от 01.04.2017 № 45 «С» составило 2 712 рублей.
ФИО1 также пояснил, что средства на выплату стипендий расходовались в рамках стипендиального фонда, не нарушая прав студентов, получающих государственную академическую стипендию. Ежемесячный стипендиальный фонд составляет 107 800 руб. Средства на государственную академическую стипендию по итогам промежуточной аттестации составляют 90 358 руб. Средства, образовавшиеся в результате экономии стипендиального фонда, в сумме 17 442 руб. частично использовались для выплат повышенных государственных академических стипендий за особые успехи в учебной деятельности.
При рассмотрении дела ФИО1 просил учесть, что в данный момент единственным источником доходов семьи является его заработная плата по основному месту работы, размер которой составляет около 45 000 руб. Супруга - М. О.В, не работает, на иждивении находится десятилетний сын - М.К.В. Просил также применить статью 2.9 КоАП РФ, производство по делу прекратить в связи с малозначительностью совершенного правонарушения.
Исследовав материалы дела, заслушав должностное лицо - директора ГБПОУ «Бологовский колледж», министр Тверской области по обеспечению контрольных функций признал вину ФИО1 в совершении вышеуказанного административного правонарушения установленной и доказанной.
Вина должностного лица - директора государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Бологовский колледж» ФИО1 в нецелевом использовании бюджетных средств, выразившемся в направлении средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, на цели, не соответствующие целям, определенным договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, то есть в совершении правонарушения, предусмотренного статьей 15.14 КоАП РФ, подтверждается материалами дела:
постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от 15.06.2017 б/н;
- приказом ГБПОУ «Бологовский колледж» от 11.04.2017 № 45 «С» о назначении и выплате стипендии студентам на 2 семестр 2016-2017 учебного года». Приказ подписан директором ГБПОУ «Бологовский колледж» ФИО1;
-платежным поручением от 12.04.2017 № 188, согласно которому ГБПОУ «Бологовский колледж» на расчетный счет Отделения № 8607 Сбербанка России г. Твери перечислены денежные средства в сумме 9 266 рублей в качестве стипендии учащимся за март;
- ведомостью перечисления средств сотрудников на счета пластиковых карточек за март 2017 года (стипендия). Ведомость подписана директором ГБПОУ «Бологовский колледж» ФИО1 и главным бухгалтером ГБПОУ «Бологовский колледж» С.Е.А.;
- заключением Контрольно-счетной палаты муниципального образования «Бологовский район» Тверской области от 31.05.2017, согласно которому в деятельности ГБПОУ «Бологовский колледж» установлены нарушения при назначении и выплате стипендий студентам. В частности, в нарушение пункта 8 статьи 36 Закона № 273-ФЗ, Постановления № 39-пп Положение о стипендиальном обеспечении рассмотрено без учета мнения совета обучающихся и выборного органа первичной профсоюзной организации (при наличии такого органа). Протоколами «академическая стипендия за особые успехи в учебной деятельности» устанавливалась студентам, которые учатся не только на «4» и «5», что является нарушением приказа Минобрнауки России -от 25.02.2014 № 139. В протоколах не указывалось, за какие именно, особые успехи в учебной деятельности назначалась «академическая стипендия за особые успехи в учебной деятельности». Комиссией к протоколам не прилагались документы, являющиеся основанием для назначения стипендий;
- соглашением от 20.09.2016 № 495 о предоставлении субсидий на иные цели, согласно которому субсидии из областного бюджета Тверской области предоставляются ГБПОУ «Бологовский колледж» в соответствии с утвержденным перечнем мероприятий государственной программы Тверской области «Развитие образования Тверской области» на 2015-2020 годы», финансируемых за счет субсидий на иные цели в 2016 году. К названным мероприятиям относятся: Мероприятие 2 Стипендиальное обеспечение студентов государственных бюджетных профессиональных образовательных организаций Тверской области, Мероприятие 3 Социальная поддержка студентов государственных бюджетных профессиональных образовательных организаций Тверской области (иные материальные выплаты студентам государственных организаций, реализующих программы среднего профессионального образования) (пункт 2.1. Соглашения № 495). Согласно пункту 3.3.1. Соглашения № 495 ГБПОУ «Бологовский колледж» обязалось расходовать субсидии только на цели, предусмотренные Соглашением, в соответствии с перечнем мероприятий предоставления субсидии, указанными в пункте 2.1. Соглашения № 495;
- соглашением от 26.01.2017 № 87 о предоставлении из областного бюджета Тверской области государственному бюджетному учреждению Тверской области субсидии на иные цели, предметом которого является предоставление из областного бюджета Тверской области в 2017 году субсидии в общем объеме 1 993 300 рублей в целях финансового обеспечения деятельности ГБПОУ «Бологовский колледж» по мероприятиям, определенным Министерством образования Тверской области, не связанных с выполнением Учреждением государственного задания и реализуемых в рамках государственных программ Тверской области или непрограммных расходов областного бюджета Тверской области. К указанным мероприятиям относятся: Мероприятие 3.003 «Стипендиальное обеспечение студентов государственных профессиональных образовательных организаций, за исключением выплаты государственной социальной стипендии студентам, являющимся детьми-сиротами, оставшимся без попечения родителей, лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Мероприятие 3.004 «Социальная поддержка студентов государственных бюджетных профессиональных образовательных организаций Тверской области «материальные выплаты)», Мероприятие 3.007«Стипендиальное обеспечение студентов государственных профессиональных образовательных организаций, являющихся детьми-сиротами, оставшимся без попечения родителей, лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в части выплаты государственной социальной стипендии)»;
-приказом ГБПОУ «Бологовский колледж» от 31.08.2016 № 304 об утверждении стипендиальной комиссии. Приказ подписан директором ГБПОУ «Бологовский колледж» ФИО1;
- Положением о стипендиальном обеспечении и других формах социальной поддержки студентов Учреждения, утвержденным директором ГБПОУ «Бологовский колледж» ФИО1 12.10.2015. Указанным Положением установлена выплата стипендии за особые успехи в учебной деятельности, а также надбавки к академической стипендии;
распоряжением Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области от 11.08.2015 № 789 о назначении ФИО1 на должность директора ГБПОУ «Бологовский колледж»;
- трудовым договором с руководителем государственного учреждения Тверской области от 12.08.2015 № 14/5;
- Уставом ГБПОУ «Бологовский колледж».
Допустимость и достоверность представленных доказательств сомнений не вызывает, их совокупность является достаточной для разрешения дела по существу.
Доводы ФИО1 о том, что Положение не должно утверждаться Советом обучающихся учреждения, несостоятельны. В соответствии с частью 8 статьи 36 Закона № 273-ФЗ государственная академическая стипендия студентам, государственная социальная стипендия студентам, государственная стипендии аспирантам, ординаторам, ассистентам-стажерам выплачиваются в размерах, определяемых организацией, осуществляющей образовательную деятельность, е учетом мнения совета обучающихся этой организации и выборного органа первичной профсоюзной организации (при наличии такого органа). Аналогичные положения содержатся в пункте 2 Постановления № 39-пп. Доказательства того, что при разработке Положения участвовали представители совета обучающихся Учреждения, ФИО1 не представлены. Кроме того, согласно пункту 7.20 Устава определение порядка назначения и выплаты стипендии не относится к компетенции Педагогического Совета Учреждения.
Доводы ФИО1 о том, что положения пункта 15 статьи 36 Закона № 273-ФЗ регламентируют возможность выплаты академической стипендии за особые успехи в учебе, также несостоятельны. Согласно указанной норме профессиональным образовательным организациям и образовательным организациям высшего образования, осуществляющим оказание государственных услуг в сфере образования за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотрено выделение средств на оказание материальной поддержки нуждающимся обучающимся, средств для организации культурно-массовой, физкультурной и спортивной, оздоровительной работы с обучающимися. Выделение указанных средств не связано с предоставлением субсидии на стипендиальное обеспечение студентов государственных профессиональных образовательных организаций.
Порядок назначения государственной академической стипендии и (или) государственной социальной стипендии студентам, обучающимся по очной форме обучения за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, государственной стипендии аспирантам, ординаторам, ассистентам- стажерам, обучающимся по очной форме обучения за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, выплаты стипендий слушателям подготовительных отделений федеральных государственных образовательных организаций высшего образования, обучающимся за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, утвержденный Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 27.12.2016 № 1663, предусматривает назначение повышенной стипендии студентам, обучающимся в федеральных государственных образовательных организациях высшего образования по очной форме обучения за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета по образовательным программам высшего образования. Следовательно, регламентация доводов ФИО1, основанная на положениях указанного Порядка, не является правомерной.
Таким образом, фактические обстоятельства дела подтверждаются собранными по делу доказательствами, приведенными в постановлении от 18 августа 2017 года, которым была дана оценка на предмет относимости, допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.
В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями ст. 24.1 КоАП РФ были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения, и в силу требований ст. 26.1 КоАП РФ установлены: наличие события административного правонарушения, лицо, допустившее нецелевое использование бюджетных средств, виновность указанного лица в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Вместе с тем, оценив характер совершенного правонарушения, роль правонарушителя, размер причиненного вреда и тяжесть последствий для охраняемых общественных правоотношений, Министр Тверской области по обеспечению контрольных функций признал совершенное ФИО1 правонарушение малозначительным и прекратил производство по делу по данному основанию.
С указанным выводом невозможно согласиться в силу следующего.
В соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, вправе освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием в случае малозначительности административного правонарушения.
Согласно п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса РФ об административных правонарушениях" малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Положение закона о малозначительности может быть применено ко всем составам административных правонарушений, в том числе имеющим формальный характер, поскольку иное не следует из содержания КоАП РФ.
При этом надлежит учитывать, что по смыслу вышеназванных положений закона, существенная угроза охраняемым общественным отношениям состоит не в наступлении каких-либо негативных материальных последствий, а в пренебрежительном отношении лица к исполнению предусмотренных законом обязанностей.
Устранение нарушений, являющихся основанием для привлечения к административной ответственности, не свидетельствует о малозначительности правонарушения, а, напротив, свидетельствует о том, что у должностного лица имелась реальная возможность надлежащего исполнения правонарушителем требований закона, однако данное должностное лицо продемонстрировало пренебрежительное отношение к исполнению предусмотренных законом обязанностей.
При таких обстоятельствах, с учетом положений ст. 2.9 КоАП РФ и разъяснений, данных Пленумом Верховного Суда РФ в п. 21 постановления от 24 марта 2005 года N 5, правонарушение, совершенное ФИО1, нельзя признать малозначительным.
Частью третьей статьи 4.5 КоАП РФ установлен годичный срок привлечения к ответственности за административные правонарушения, влекущие применение административного наказания в виде дисквалификации.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
Постановление Министра Тверской области по обеспечению контрольных функций №02-22/38 от 18.08.2017 года о прекращении производства по делу об административном правонарушении в отношении ФИО1 по ст. 15.14 КоАП РФ отменить.
Дело об административном правонарушении направить на новое рассмотрение в Министерство Тверской области по обеспечению контрольных функций.
Решение может быть обжаловано в Тверской областной суд в порядке и в сроки, установленные статьями: 30.2 - 30.8 настоящего Кодекса.
| ||||
| ||||