ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-122/20 от 06.02.2020 Петропавловска-камчатского городского суда (Камчатский край)

Дело

УИД 41RS0-90

ПЕТРОПАВЛОВСК-КАМЧАТСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД

КАМЧАТСКОГО КРАЯ

683009 Камчатский край, г. Петропавловск-Камчатский, <адрес>

РЕШЕНИЕ

«06» февраля 2020 года г. Петропавловск-Камчатский

Судья Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края Лошаков Тарас Николаевич при секретаре Гончаренко А.А., рассмотрев жалобу защитника Черненок И.М. на постановление заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Камчатскому краю от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 7.29.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении временно исполнявшего обязанности руководителя Северо-Восточного территориального управления Федерального агентства по рыболовству Татаринова Юрия Александровича,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Камчатскому краю (далее – должностное лицо) от ДД.ММ.ГГГГ временно исполнявший обязанности руководителя Северо-Восточного территориального управления Федерального агентства по рыболовству (далее – СВТУ Росрыболовства, Управление) Татаринов Ю.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.29.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.

Не согласившись с постановлением должностного лица, защитник Черненок И.М., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, обратилась в суд с жалобой, в которой просила его отменить и прекратить производство по делу. В обоснование жалобы ссылалась на решение судьи Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от ДД.ММ.ГГГГ по делу об отмене постановления должностного лица Управления Федерального казначейства по Камчатскому краю от ДД.ММ.ГГГГ, а также на постановление должностного лица Управления Федерального казначейства по Камчатскому краю от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенные по делу в отношении руководителя Управления Христенко А.В., полагая о том, что данные акты имеют преюдициальное значение, поскольку устанавливают факт использования начальником отдела государственных закупок и бюджетного учета Управления Гусевой А.А. принадлежащей Христенко цифровой подписи при размещении ДД.ММ.ГГГГ в Единой информационной системе Плана-графика на 2019 год. Также в жалобе указала, что статьей 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ год № 71-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» части 3, 7 статьи 18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Федеральный закон № 44-ФЗ) утратили силу с ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем полагала, что на момент рассмотрения настоящего дела включение в план-график закупок, осуществляемых в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 93 Федерального закона № 44-ФЗ, без обоснования годового объема указанных закупок, не являлось административным правонарушением с ДД.ММ.ГГГГ.

Защитник Черненок И.М. жалобу поддержала по изложенным в ней доводам, дополнений не привела, ходатайств не заявляла.

Татаринов Ю.А. о времени и месте рассмотрения жалобы защитника извещался надлежащим образом, в судебное заседание не явился, ходатайств об отложении рассмотрения жалобы от него не поступило, в связи с чем на основании п. 4 ч. 2 ст. 30.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях жалоба рассмотрена без его участия.

Выслушав защитника Черненок И.М., проверив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы, прихожу к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 7.29.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях административная ответственность наступает за включение в план закупок или план-график закупок объекта или объектов закупки, не соответствующих целям осуществления закупок или установленным законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок требованиям к закупаемым заказчиком товарам, работам, услугам и (или) нормативным затратам, либо включение в план-график закупок начальной (максимальной) цены контракта, в том числе заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), в отношении которой обоснование отсутствует или не соответствует требованиям, установленным законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.

Согласно ч. 1 ст. 72 БК РФ закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд с учетом положений данного Кодекса.

Отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в части, касающейся планирования закупок товаров, работ, услуг, определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), заключения гражданско-правового договора, особенностей исполнения контрактов, мониторинга закупок товаров, работ, услуг, аудита в сфере закупок товаров, работ, услуг; контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд регулируются Федеральным законом № 44-ФЗ.

В соответствии с ч. 1 ст. 18 Федерального закона № 44-ФЗ (редакция положений данного Федерального закона приводится по состоянию на дату возникновения обстоятельств, послуживших оснований для возбуждения настоящего дела) обоснование закупки осуществляется заказчиком при формировании плана закупок, плана-графика и заключается в установлении соответствия планируемой закупки целям осуществления закупок, определенным с учетом положений ст. 13 данного Федерального закона (в том числе решениям, поручениям, указаниям Президента Российской Федерации, решениям, поручениям Правительства Российской Федерации, законам субъектов Российской Федерации, решениям, поручениям высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, муниципальным правовым актам), а также законодательству Российской Федерации и иным нормативным правовым актам о контрактной системе в сфере закупок.

В силу ч. 7 ст. 18 Федерального закона № 44-ФЗ порядок обоснования закупок и форма такого обоснования устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Согласно п. 4 ч. 1 ст. 93 Федерального закона № 44-ФЗ закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком при осуществлении закупки товара, работы или услуги на сумму, не превышающую ста тысяч рублей. При этом годовой объем закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании данного пункта, не должен превышать два миллиона рублей или не должен превышать пять процентов совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем пятьдесят миллионов рублей. Указанные ограничения годового объема закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, не применяются в отношении закупок, осуществляемых заказчиками для обеспечения муниципальных нужд сельских поселений. На заказчиков, осуществляющих деятельность на территории иностранного государства, при осуществлении закупок в соответствии с данным пунктом не распространяются ограничения в части установления цены контракта, не превышающей ста тысяч рублей. В отношении федерального органа исполнительной власти, осуществляющего закупки для обеспечения федеральных нужд государственных органов, образованных для обеспечения деятельности Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, расчет указанных ограничений годового объема закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании данного пункта, производится раздельно для такого федерального органа исполнительной власти и каждого такого государственного органа.

В соответствии с п. 11 Правил формирования, утверждения и ведения плана-графика закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ (действовали по состоянию на дату возникновения обстоятельств, послуживших оснований для возбуждения настоящего дела), план-график закупок содержит приложения, содержащие обоснования по каждому объекту закупки, подготовленные в порядке, установленном Правительством Российской Федерации в соответствии с ч. 7 ст. 18 Федерального закона № 44-ФЗ.

В силу подп. «б» п. 4 Правил обоснования закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ (действовали по состоянию на дату возникновения обстоятельств, послуживших оснований для возбуждения настоящего дела), обоснование закупок осуществляется заказчиками в соответствии с установленной Правительством Российской Федерации формой обоснования закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд при формировании и утверждении планов-графиков закупок.

Пунктом 6 указанных выше Правил установлено, что в отношении закупок, осуществляемых в соответствии с пунктами 4, 5, 26 и 33 части 1 статьи 93 Федерального закона № 44-ФЗ, обоснованию подлежит годовой объем указанных закупок.

Согласно утвержденной постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ форме обоснования закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд при формировании и утверждении плана-графика закупок в графе 5 формы указывается наименование метода определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), а в графе 7 - обоснование начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в порядке, установленном ст. 22 Федерального закона № 44-ФЗ.

Форма обоснования закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд при формировании и утверждении плана-графика закупок прилагается к плану-графику закупок.

Как следует из материалов дела, основанием для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 7.29.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении временно исполнявшего обязанности руководителя СВТУ Росрыболовства Татаринова Ю.А. послужило выявленное в результате проведения в отношении Управления плановой выездной проверки соблюдения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд при планировании и осуществлении закупок для обеспечения федеральных нужд в 2017 году – истекшем периоде 2019 года нарушение ч. 7 ст. 18 Федерального закона № 44-ФЗ, п. 6 Правил обоснования закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ, выразившееся в том, что в план-график закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд на 2019 год, утвержденный приказом временно исполнявшего обязанности руководителя СВТУ Росрыболовства Татаринова Ю.А. от ДД.ММ.ГГГГ, включена закупка с идентификационным ко<адрес>, осуществляемая в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 93 Федерального закона № 44-ФЗ, без обоснования цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), - в отсутствие обоснования годового объема указанных закупок.

В соответствии со ст. 2.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

В соответствии со ст. 12 Федерального закона № 44-ФЗ должностные лица заказчиков несут персональную ответственность за соблюдение требований, установленных законодательством Российской федерации о контрактной системе в сфере закупок и нормативными актами, указанными в ч.ч. 2 и 3 ст. 2 данного Федерального закона.

Согласно ст. 107 Федерального закона № 44-ФЗ лица, виновные в нарушении законодательства Российской Федерации и иных нормативных актов о контрактной системе в сфере закупок, несут, в том числе административную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Приказом руководителя СВТУ Росрыболовства от ДД.ММ.ГГГГ-л «О временном возложении исполнения обязанностей» на Татаринова Ю.А. временно на период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ было возложено исполнение обязанностей руководителя Управления (л.д. 16).

Фактические обстоятельства совершения указанного административного правонарушения Татариновым Ю.А. подтверждаются собранными по делу доказательствами, получившими надлежащую оценку в соответствии со ст. 26.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях, являющимися допустимыми и достоверными, совокупности которых достаточно для разрешения дела по существу, а именно: сведениями, зафиксированными в акте выездной проверки от ДД.ММ.ГГГГ, протоколе об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, приказе об утверждении плана закупок и плана-графика закупок товаров, работ, услуг для нужд СВТУ Росрыболовства на 2019 год, а также иными материалами дела.

Определение круга представленных по делу доказательств, их надлежащие анализ и оценка, произведенные в соответствии с требованиями ст.ст. 26.1, 26.7, 26.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях, позволили должностному лицу верно установить фактические обстоятельства дела и прийти к правильному выводу о виновности временно исполнявшего обязанности руководителя СВТУ Росрыболовства Татаринова Ю.А. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.29.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Доводы жалобы защитника о том, что в соответствии со ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ год № 71-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» ч. 7 ст. 18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 44-ФЗ утратили силу с ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем на момент рассмотрения настоящего дела включение в план-график закупок, осуществляемых в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 93 Федерального закона № 44-ФЗ, без обоснования годового объема указанных закупок, не являлось административным правонарушением, являются ошибочными и не могут повлечь отмену или изменение обжалуемого постановления в связи со следующим.

Согласно п. 6 ст. 2 Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 71-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» планирование закупок на 2019 год осуществляется по правилам, действовавшим до дня вступления в силу данного Федерального закона. При этом с ДД.ММ.ГГГГ внесение изменений в план-график в соответствии с ч. 13 ст. 21 Федерального закона № 44-ФЗ (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу данного Федерального закона) по каждому объекту закупки может осуществляться не позднее чем за один день до дня размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении соответствующей закупки или направления приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом либо в случае заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с ч. 1 ст. 93 указанного Федерального закона (в редакции данного Федерального закона) - не позднее чем за один день до дня заключения контракта.

Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об установлении порядка формирования, утверждения планов-графиков закупок, внесения изменений в такие планы-графики, размещения планов-графиков закупок в единой информационной системе в сфере закупок, особенностей включения информации в такие планы-графики и требований к форме планов-графиков закупок и о признании утратившими силу отдельных решений Правительства Российской Федерации» было предусмотрено, что постановление Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об установлении порядка обоснования закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и форм такого обоснования» утрачивает силу с ДД.ММ.ГГГГ.

Нормы ч. 7 ст. 18 Федерального закона № 44-ФЗ, содержащейся в главе «Планирование» данного Федерального закона, и п. 6 Правил обоснования закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ, относятся к правилам планирования закупок, в связи с чем в силу приведенных положений п. 6 ст. 2 Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 71-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» подлежали применению при планировании закупок на 2019 год.

При таких обстоятельствах, поскольку постановление Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ, которым были утверждены Правила обоснования закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд с формами такого обоснования, положения которых нарушены Татариновым Ю.А., являлось действующим на момент совершения административного правонарушения, составления в отношении него протокола об административном правонарушении и вынесения обжалуемого постановления, постольку утрата силы с ДД.ММ.ГГГГ ч. 7 ст. 18 Федерального закона № 44-ФЗ не исключает административную ответственность, установленную ч. 1 ст. 7.29.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях, за совершение административного правонарушения при вышеизложенных обстоятельствах.

Доводы жалобы защитника Черненок И.М. о преюдициальном значении для настоящего дела актов, вынесенных по иному делу, возбужденному в отношении руководителя СВТУ Росрыболовства Христенко А.В., также являются несостоятельными, поскольку обстоятельства использования начальником отдела государственных закупок и бюджетного учета Управления Гусевой А.А. принадлежащей Христенко цифровой подписи при размещении ДД.ММ.ГГГГ в Единой информационной системе плана-графика на 2019 год не свидетельствуют об отсутствии вины Татаринова Ю.А., утвердившего своим приказом данный план-график, в совершении административного правонарушения при вышеизложенных обстоятельствах, о чем правильно указано должностным лицом в обжалуемом постановлении.

При рассмотрении настоящего дела принцип презумпции невиновности, закрепленный в ст. 1.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены.

Каких-либо неустранимых сомнений в виновности Татаринова Ю.А. в совершении административного правонарушения при рассмотрении дела должностным лицом, а также при рассмотрении жалобы судьей не установлено.

Оснований для признания совершенного административного правонарушения малозначительным и освобождения Татаринова Ю.А. от административной ответственности в соответствии с положениями ст. 2.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях должностным лицом не установлено, данный вывод в постановлении достаточно мотивирован, оснований не согласиться с ним не имеется.

Административное наказание Татаринову Ю.А. назначено в соответствии с требованиями ст.ст. 3.1, 3.5, 4.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, с учетом характера совершенного административного правонарушения, личности виновного, отсутствия обстоятельств, смягчающих административную ответственность, и обстоятельств, отягчающих административную ответственность, в виде административного штрафа в минимальном размере, предусмотренном санкцией ч. 1 ст. 7.29.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях, за фактически содеянное, в связи с чем является справедливым.

Существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных Кодексом РФ об административных правонарушениях, влекущих отмену либо изменение обжалуемого постановления, не установлено, в связи с чем жалоба защитника Черненок И.М. удовлетворению не подлежит.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.7, 30.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья

РЕШИЛ:

Постановление заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Камчатскому краю от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 7.29.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении временно исполнявшего обязанности руководителя Северо-Восточного территориального управления Федерального агентства по рыболовству Татаринова Юрия Александровича оставить без изменения, а жалобу защитника Черненок И.М. - без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Камчатский краевой суд в течение десяти суток со дня вручения либо получения его копии.

Судья подпись Т.Н. Лошаков

Верно:

Судья Т.Н. Лошаков