ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-122/20 от 16.09.2020 Урванского районного суда (Кабардино-Балкарская Республика)

07RS0001-01-2020-004857-11

РЕШЕНИЕ

16 сентября 2020г. г. Нарткала

Судья Урванского районного суда КБР Канлоева М.В.., рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях по жалобе Общества с ограниченной ответственностью «КомплексСтройИнвест» на постановление от ДД.ММ.ГГГГ. Старшего государственного инспектора РФ в сфере охраны окружающей среды по СКФО,

установил:

Из представленных в суд материалов следует, что постановлением Старшего государственного инспектора РФ в сфере охраны окружающей среды по СКФО от ДД.ММ.ГГГГ. ООО «КомплексСтройИнвест» (далее Общество) признано виновным в совершении правонарушения предусмотренного ст. 8.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях и подвергнуто наказанию в виде штрафа в размере 2000 руб.

Обществом принесена жалоба, в которой заявлено требование об отмене состоявшегося постановления и прекращении производства по делу об административном правонарушении.

В судебном заседании извещенные надлежаще о слушании дела Генеральный директор ООО «КомплексСтройИнвест» Кишев А.Р. в суд не явился, об отложении рассмотрения апелляционной жалобы не просил.

В соответствии с.ч.1.п.4 ст. 30.6 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации суд, выяснив причины неявки участников производства по делу принимает решение о рассмотрении жалобы в отсутствии лиц, участвующих в рассмотрении жалобы.

Представитель Северокавказского межрегионального управления Росприроднадзора- Шогенова З.М. с доводами жалобы Кишева А.Р. не согласилась, просила оставить жалобу оставить без удовлетворения, а Постановление старшего государственного инспектора РФ в области окружающей среды по СКФО Э.С. Кертиевой от ДД.ММ.ГГГГ без изменения.

Заслушав присутствующих лиц, исследовав материалы дела, судья приходит к следующему.

Статьей 24.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях установлено, что задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

В соответствии со статьей 26.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях в числе прочих обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Статьей 8.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях установлена ответственность за несоблюдение экологических требований при осуществлении градостроительной деятельности и эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов, а именно за несоблюдение экологических требований при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства.

Согласно п. 1 ст. 80.1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" выявление объектов накопленного вреда окружающей среде осуществляется посредством инвентаризации и обследования территорий и акваторий, на которых в прошлом осуществлялась экономическая и иная деятельность и (или) на которых расположены бесхозяйные объекты капитального строительства и объекты размещения отходов.

Таким образом, по смыслу указанного положения к объектам накопленного вреда окружающей среде в равной степени относятся как бесхозяйные объекты капитального строительства, так и бесхозяйные объекты размещения отходов, так и иные объекты, на которых осуществлялась экономическая деятельность, последствия которой продолжают наносить вред окружающей среде. Регулирование для всех типов объектов накопленного вреда едино в части порядка ликвидации объектов накопленного вреда, предусмотренного п. 3 ст. 80.2 ФЗ «Об охране окружающей среды». Законодателем не предусмотрены различные процедуры для ликвидации разных типов объектов.

Приказом Минприроды России от 09.06.2018 № 250 объект - «Свалка твердых коммунальных отходов I-V классов опасности Терского муниципального района КБР» включен в государственный реестр объектов накопленного вреда окружающей среде. Постановлением Правительства РФ от 15.04.2014 N 326 утверждена государственная программа Российской Федерации "Охрана окружающей среды". В указанную программу включена подпрограмма 8 «Ликвидация накопленного экологического ущерба». Президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24 декабря 2018 г. N16 утвержден Национальный проект «Экология». С целью ликвидации объектов накопленного вреда окружающей среде в рамках указанных программ и национальных проектов Министерством природных ресурсов и экологии КБР проведен мониторинг территории Республики, установлен перечень объектов накопленного вреда, включая свалку в Баксанском районе. Сведения об указанном объекте внесены в реестр объектов накопленного вреда. С целью включения указанной свалки в реестр в 2016г. Местная администрация городского округа Баксан заказала в ООО «Каббалкгипродор» проектную документацию. Проектная документация получила положительное заключение государственной экологической экспертизы в 2017г. (Приказ Управления Росприроднадзора по КБР от 27.02.2017г. № 42). После выделения средств федерального бюджета Министерство природных ресурсов и экологии КБР выступив заказчиком провело электронный аукцион на выполнение работ по рекультивации земель, нарушенных при несанкционированном размещении отходов I-V классов опасности на объектах: Объект № 1 «Рекультивация земель городского округа Баксан Кабардино-Балкарской Республики, нарушенных при несанкционированном размещении отходов I-V классов опасности»; Объект № 2 «Рекультивация земель Майского муниципального района Кабардино-Балкарской Республики, нарушенных при несанкционированном размещении отходов I-V классов опасности»; Объект № 3 «Рекультивация земель Терского муниципального района Кабардино-Балкарской Республики, нарушенных при несанкционированном размещении отходов I-V классов опасности». По итогам аукциона между Минприроды КБР и ООО «КомплексСтройИнвест» заключен договор № 15 от 28.05.2019г. Таким образом, работы, выполненные ООО «КомплексСтройИнвест» по рекультивации свалки являются ничем иным как работой по ликвидации (выводу из эксплуатации) объектов накопленного вреда окружающей среде и не могут рассматриваться в отрыве от специальных положений нормативно-правовых актов и/или государственной программы РФ «Охрана окружающей среды», национального проекта «Экология». С учетом указанного довод ООО «КомплексСтройИнвест» о том, что в договоре подряда не указано о необходимости разработки и согласования проекта работ по ликвидации накопленного вреда признан необоснованным

Из содержания обжалуемого постановления от ДД.ММ.ГГГГ. следует, что Обществу вменено нарушение требований действующего законодательств об охране окружающей среды, выразившиеся в несоблюдении экологических требований при территориальном планировании, градостроительном зонировании планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства.

В соответствии с ч. 5 ст. 13 ЗК РФ рекультивация земель представляет собой мероприятия по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, в том числе путем устранения последствий загрязнения почв, восстановления плодородного слоя почвы, создания защитных лесных насаждений.

Таким образом, выполняемые Обществом работы по рекультивации земель Баксанского муниципального района КБР не связаны и не могут быть связаны с осуществлением градостроительной деятельности и эксплуатацией предприятий, сооружений или иных объектов, в том числе с территориальным планированием, градостроительным зонированием, планировкой территории, архитектурно-строительным проектированием, строительством, капитальным ремонтом, реконструкцией, вводом в эксплуатацию, эксплуатацией и выводом из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства.

Согласно диспозиции ст. 8.1 КоАП РФ, а именно: «Несоблюдение экологических требований при осуществлении градостроительной деятельности и эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов», не указывает исключительно на капитальные объекты, а перечисляет предприятия, сооружения или иные объекты. Также и в диспозиции статьи законодатель не ограничивает «отрасль» нарушений только капитальными объектами, там же приводится и просто планирование, зонирование, проектирование. А в перечне объектов помимо объектов капитального строительства указаны еще и здания, строения, сооружения.

Таким образом, любые действия связанные с этими объектами формируют состав правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 8.1 КоАП РФ если при их проектировании, строительстве, ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию и выводе из эксплуатации допущены экологические нарушения. Также необходимо учитывать, что рекультивация свалки - это не просто удаление отходов с земли, это не захоронение отходов в земле (что запрещено законом); это устройство специальных сооружений, обеспечивающих нейтрализацию вредных последствий для окружающей среды при гниении, захоронении отходов ТКО. Согласно ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" захоронение отходов осуществляется в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду. Согласно проекту рекультивации свалки основной период производства работ включал два этапа: техническая рекультивация и биологическая рекультивация. Техническая рекультивация предусматривает: 1) формирование откосов и планировка поверхности свалочных масс: формирование компактного тела полигона с возможностью использования форм рельефа для поверхностного водоотвода; 2) устройство (рытье) котлована размером 185м*130м*2м (ситуационный план М 1:2000 111/16-ППО): Отходы, выходящие за проектный контур полигона, подлежат выемке на всю глубину и перемещению в тело полигона, с последующей засыпкой и уплотнением. Предусмотрено послойное устройство нижнего экрана: песок толщиной 0,2 м; геомембрана LDPE 1,5 мм; геотекстиль Армистаб 100/50; защитный слой из грунта толщиной 0,3 м.; 3) очистка канав и прудов от донных отложений; 4) устройство системы сбора фильтрата: устройство дренажной траншеи, укладка геотекстиля, щебня; устройство дренажного трубопровода, устройство резервуара для сбора фильтрата объемом 50 м3; 5) устройство защитного экрана поверхности полигона: устройство сплошного противофильтрационного экрана, обеспечивающего отсутствие соприкосновения атмосферных осадков с поверхностью свалочных масс; Предусмотрено послойное устройство верхнего экрана: защитный слой из грунта толщиной 0,5 м; геомембрана LDPE 1,5 мм; геотекстиль Армистаб 100/50; защитный слой из грунта толщиной 0,5 м; растительный слой толщиной 0,15 м; засев многолетними травами; 6) устройство системы газового дренажа: создание пассивной дегазации путем укладки дренажного мата и установки 6 дегазационных труб; 7) устройство технологического проезда. Согласно п. 4.3 Национального стандарта РФ ГОСТ Р 56598-2015 "Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Общие требования к полигонам для захоронения отходов" полигоны являются природоохранными сооружениями и предназначены для централизованного сбора, обезвреживания и захоронения отходов. Таким образом, при производстве работ предусмотренных Контрактом № 15 от 28.05.2019г. ООО «КомплексСтройИнвест» построило природоохранное сооружение, предназначенное для захоронения отходов. Вся документация, составленная и подписанная в рамках исполнения контракта свидетельствует о выполнении ООО «КомплексСтройИнвест» строительных работ: акт передачи строительной площадки от 29.05.2019г., справки о стоимости выполненных работ и затрат; акты о приемке выполненных работ; сводный сметный расчет; акты освидетельствования скрытых работ; субподрядные договоры и т.д.

Нарушение экологических требований при рекультивации земель образует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 8.1 КоАП РФ подтверждает также и судебная практика (Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.12.2009г., дело №А56-21480/2009).

С учетом вышеизложенного, суд приходит к выводу, что должностными лицом, рассмотревшим дело об административном правонарушении, верно определены состав и событие административного правонарушения, правонарушение верно квалифицировано. Также привлечение к административной ответственности осуществлено с соблюдением срока привлечения к административной ответственности; к А.Р.Кишеву применено наказание в пределах санкции, предусмотренной ст. 8.1 КоАП РФ; грубых процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении не допущено.

Таким образом, в силу п. 1 ч.1 ст. 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях постановление от ДД.ММ.ГГГГ2020г. Старшего государственного инспектора РФ в сфере охраны окружающей среды по СКФО суд пришел к выводу об оставлении постановления без изменения, а жалобы без удовлетворения

На основании изложенного, руководствуясь, 30.6, 30.7, 30.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья

решил:

Жалобу Общества с ограниченной ответственностью «КомплексСтройИнвест» оставить без удовлетворения.

Постановление от ДД.ММ.ГГГГ. Старшего государственного инспектора РФ в сфере охраны окружающей среды по СКФО по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях в отношении Общества с ограниченной ответственностью «КомплексСтройИнвест» без изменения.

Копия верна:

Судья М.В. Канлоева