ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-122/2016 от 27.05.2015 Азовского городского суда (Ростовская область)

Р Е Ш Е Н И Е

по делу об административном правонарушении

г. Азов Ростовской области 27 мая 2015 года

Судья Азовского городского суда Ростовской области Сагайдак Д.Г., при участии представителя ООО «<данные изъяты>» - ФИО1, рассмотрев дело об административном правонарушении по жалобе генерального директора общества с ограниченной ответственностью «<данные изъяты>» ФИО2 ФИО5., на постановление Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Южному Федеральному округу от ДД.ММ.ГГГГ,

УСТАНОВИЛ:

ДД.ММ.ГГГГ старшим государственным инспектором по ЮФО – заместителем начальника отдела экологического, геологического надзора и охраны недр по Ростовской области Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Южному федеральному округу (далее Департамент) ФИО3 вынесено постановление, которым ООО «<данные изъяты>» (далее Общество) привлечено к административной ответственности, за административное правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 8.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением юридическому лицу административного наказания в виде штрафа в размере рублей.

В жалобе, поданной в Азовский городской суд Ростовской области, генеральный директор общества ФИО2 ФИО6 просит отменить указанное постановление, считая его незаконным. В обоснование жалобы заявитель указал, что при рассмотрении данного дела об административном правонарушении Департамент ошибочно отнес акваторию морского порта Азов к внутренним морским водам. Согласно статье 1 Федерального закона № 155-ФЗ от 31.06.1998 внутренние морские воды это воды, расположенные в сторону берега от исходных линий, от которых обмеряется ширина территориального моря Российской Федерации. Государственный инспектор, проводя проверку не определил, где расположены исходные линии в Азовском море, не исследовал, как расположена акватория <данные изъяты> но отношению к исходным линиям. Гидротехнические сооружения заявителя не являются наиболее удаленными в сторону моря и через них не может проходить ограничительная линия. Гидротехнические сооружения расположены по реке Дон. <данные изъяты>, расположенный в городе Азове размещен па левом берегу реки Дон, на 3160-3170 км реки, в черте <адрес>, на удалении 12-20 км вверх но течению от места впадения реки Дон в Азовское море. Данный факт подтверждается Атласом единой глубоководной системы Европейской части Российской Федерации, Волго-Донской водный путь от Волгодонска до устья Дона и картой <адрес>. Причалы заявителя расположены в <адрес>. <адрес> что подтверждаемся свидетельством о государственной регистрации права. Прилагаемый к настоящему заявлению договор водопользования от ДД.ММ.ГГГГ, прошедший государственную регистрацию в водном реестре Донского бассейнового водного управления Федерального Агентства водных ресурсов, позволяет определить, что в пользование ООО <данные изъяты> предоставлена часть акватории реки Дон, а не моря. Распоряжением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ из указанного перечня внутренних водных путей исключены Азово-Донской морской канал <адрес>. приемный буй и подход к поселку <адрес><адрес>. 3121 км. однако, не существует нормативного акта, которым исключенные пути отнесены к внутренним морским водам Российской Федерации. Осуществляемая заявителем деятельность не входит в исчерпывающий перечень объектов государственной экологической экспертизы, указанный в Законе № 155-ФЗ и эту деятельность заявитель осуществляет не в границах внутренних морских вод или территориального моря Российской Федерации, в связи с чем, обжалуемое постановление о привлечении к административной ответственности является незаконным.

Кроме этого, по мнению заявителя, при рассмотрении дела об административном правонарушении, Департаментом не соблюден установленный порядок привлечения юридического лица к административной ответственности. Генеральный директор ООО «<данные изъяты>» ФИО2 ФИО7 не был извещен надлежащим образом о времени и месте составления протокола об административном правонарушении в связи с чем, указанный протокол был составлен без участия законного представителя общества. О дате и времени составления протокола об административном правонарушении был извещен представитель ООО «<данные изъяты>», доверенность которого не содержала указания па наличие полномочий по участию в конкретном административном деле.

В судебное заседание представитель Департамента не явился, в суд поступило уведомление о вручении представителю Департамента извещения о дате, времени и месте рассмотрения дела. Принято решение о рассмотрении дела в отсутствие представителя Департамента.

Изучив доводы жалобы, проверив материалы дела, судья приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 8.4 КоАП РФ административным правонарушением признается невыполнение требований законодательства об обязательности проведения государственной экологической экспертизы, финансирование или реализация проектов, программ и иной документации, подлежащих государственной экологической экспертизе и не получивших положительного заключения государственной экологической экспертизы.

Как следует из материалов дела, на основании приказа Департамента от ДД.ММ.ГГГГ Департаментом Росприроднадзора по Южному федеральному округу в отношении ООО «<данные изъяты>» была проведена внеплановая выездная проверка. В ходе проверки уполномоченным лицом Департамента установлено, что ООО «<данные изъяты>» осуществляет хозяйственную деятельность в акватории морского порта Азов - прием, перевозка, загрузка (бункеровка) судов.

На момент составления акта проверки, действующего положительного заключения экспертной комиссии государственной экологической экспертизы, обосновывающего осуществление ООО «<данные изъяты>» хозяйственной деятельности, представлено не было.

В действиях ООО «<данные изъяты>» было усмотрено нарушение требований части 1 статьи 33 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", части 7 статьи 11 Федерального закона "Об экологической экспертизе", части 1, 2 статьи 34 Федерального закона "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации".

В связи с этим по результатам проверки было вынесено обжалуемое обществом постановление, о привлечении ООО «<данные изъяты>» к административной ответственности по части 1 статьи 8.4 КоАП РФ, в связи с невыполнением требований законодательства об обязательности проведения государственной экологической экспертизы.

Департамент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Южному Федеральному округу признавая ООО «<данные изъяты>» виновным в административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.4 КоАП РФ, пришел к выводу, что поскольку Распоряжением Правительства от 05.05.2008 № 623-р «О внесении изменений в перечень внутренних водных путей РФ, утвержденный распоряжением правительства от 19.12.2002 №1800-р» из указанного перечня внутренних водных путей исключены Азово-Донской морской канал, <адрес>, приемный буй и подход к <адрес>, 3121 км, то вышеуказанный участок водных путей приобрел статус морских вод Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 31.07.1998 г. № 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и принадлежащей зоне Российской Федерации», поэтому ООО «Азовский портовый элеватор» осуществляет хозяйственную деятельность во внутренних морских водах без положительного заключения государственной экспертизы.

С данным выводом Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Южному Федеральному округу нельзя согласиться по следующим основаниям.

В статье 1 Федерального закона «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» от 31.07.1998 №155 дается определение понятия внутренних морских вод. Из указанной статьи следует, что внутренними морскими водами Российской Федерации являются воды, расположенные в сторону берега от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря Российской Федерации.

Пункт 2 указанной статьи определяет перечень объектов, которые законодателем отнесены к внутренним морским водам.

В соответствии с Распоряжением Правительства от 05.05.2008 № 623-р «О внесении изменений в перечень внутренних водных путей РФ, утвержденный распоряжением правительства от 19.12.2002 №1800-р» из указанного перечня внутренних водных путей исключены Азово-Донской морской канал, <адрес>, приемный буй и подход к <адрес>,3121 км,

Вместе с тем, исключение из указанного перечня участка водных путей само по себе не наделяет этот участок статусом внутренних морских вод Российской Федерации и этому не предоставлено никаких бесспорных доказательств.

Так в соответствии с пунктом 2 статьи 1 Федерального закона «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» к внутренним морским водам относятся воды портов Российской Федерации, ограниченные линией, проходящей через наиболее удаленные в сторону моря точки гидротехнических и других постоянных сооружений портов.

Таким образом, законодатель указывает море не только, как ориентир, по которому определяются наиболее удаленные точки в пространстве, но и как конкретный водный объект, который играет самостоятельную роль при определении статуса вод того или иного порта РФ. А значит, определяя статус портов РФ, а именно их отнесение к внутренним морским водам РФ, должностное лицо Департамента Росприроднадзора по ЮФО должно принимать во внимание статус самого водного объекта, на котором указанный порт располагается.

Поскольку морской порт <данные изъяты> располагается на реке Дон, то и статус внутренних морских вод к акватории морского порта <данные изъяты> не может быть использован.

Статус морского порта РФ дает любому порту РФ, получившему такой статус, право принимать иностранные морские суда. Из смысла ст.5 Федерального закона «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» не следует, что правовой статус морского порта влияет на статус его вод. Определения морского порта и внутренних морских вод являются самостоятельными и не взаимосвязанными понятиями.

На основании изложенного, статус внутренних морских вод не относится к водам морского порта <адрес>, а значит и требования, указанные в п.7 ст.11 Федерального закона от 23.11.1995 года №174-ФЗ «Об экологической экспертизе» и п.2 ст.34 Федерального закона от 31.07.1998 года «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» не распространяется на воды морского порта Азова.

Осуществляемая ООО «<данные изъяты>» погрузочно-разгрузочная деятельность не входит в число иных объектов государственной экологической экспертизы, перечисленных в Федеральном законе от 23.11.1995 года №174-ФЗ «Об экологической экспертизе».

В силу пункта 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса.

Принимая во внимание изложенное, а также учитывая сведения, содержащиеся в карте официального сайта Росреестра Российской Федерации национального атласа РФ, позволяющие определить удаленность по реке Дон ООО «<данные изъяты>» от Азовского моря, постановление нельзя признать законным, оно подлежит отмене, а производство по делу об административном правонарушении в отношении ООО «<данные изъяты>» по ч. 1 ст. 8.4 КоАП РФ – прекращению на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ – в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

РЕШИЛ:

Постановление , вынесенное ДД.ММ.ГГГГ старшим государственным инспектором по ЮФО – заместителем начальника отдела экологического, геологического надзора и охраны недр по Ростовской области Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Южному федеральному округу в отношении ООО «<данные изъяты>» – отменить.

Производство по данному делу прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Азовский городской суд в течение 10 суток.

Судья /подпись/

Копия верна: судья ________________________