№ 12-16/2018
РЕШЕНИЕ
по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении
г. Семилуки 29 января 2018 г.
Судья Семилукского районного суда Воронежской области Сошина Л.А.,
рассмотрел в помещении суда жалобу ФИО1 на постановление по делу об административном правонарушении,
установил:
Постановлением мирового судьи судебного участка № в Семилукском судебном районе Воронежской области от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 признан виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ, и подвергнут наказанию в виде административного штрафа в размере <данные изъяты> руб.
От защитника по ордеру адвоката ФИО1 поступила жалоба, в которой указано на то, что ФИО2 осуществлял прием бывших в употреблении аккумуляторных батарей по агентскому договору от ДД.ММ.ГГГГ с ТМГ, согласно письму Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Орловской области юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, получившие лицензию, вправе осуществлять деятельность, на которую предоставлена лицензия, на всей территории РФ. Просит постановление по делу об административном правонарушении отменить, производство по делу прекратить за отсутствием состава административного правонарушения.
В судебное заседание защитник Жеребятьева Е.Н., лицо, привлекаемое к административной ответственности, ФИО2 не явились, о дне слушания дела извещены своевременно и надлежащим образом.
Изучив доводы жалобы, исследовав материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующему.
Как видно из протокола об административном правонарушении, ФИО2 вменяется совершение правонарушения, выразившегося в том, что ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты> час. <данные изъяты> мин. на обочине автодороги <адрес> на территории <адрес> он осуществлял коммерческую деятельность по купле-продаже отходов <данные изъяты> класса опасности, а именно, покупал аккумуляторы б/у, не имея лицензии на данный вид деятельности на территории Воронежской области.
Материалами дела подтверждается, что на автомобиле <данные изъяты>, государственный регистрационный знак №, ФИО2 разместил вывеску о приеме аккумуляторов б/у, в протоколе осмотра места правонарушения сотрудником полиции указано, что возле автомобиля лежат два аккумулятора б/у. Из объяснений ШАП следует, что один из аккумуляторов он продал ФИО2 за <данные изъяты> руб.
Частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ предусмотрена ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна).
В статье 9 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», статье 9, подпункте 30 пункта 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» закреплено, что деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности подлежит лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 4.1 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» отходы в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду подразделяются в соответствии с критериями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды, на пять классов опасности: I – чрезвычайно опасные отходы; II - высокоопасные отходы; III - умеренно опасные отходы; IV - малоопасные отходы; V - практически неопасные отходы.
Постановлением Правительства РФ от 03.10.2015 г. № 1062 «О лицензировании деятельности по собору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности» утверждено Положение о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности, в котором указаны требования, предъявляемые к соискателю лицензии при его намерении осуществлять деятельность в области обращения с отходами, а также к лицензиату при осуществлении им деятельности в области обращения с отходами.
Как следует из части 1 статьи 9 Федерального закона от 04.05.2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», лицензия представляется на каждый вид деятельности, указанный в части 1 статьи 12 настоящего Федерального закона.
Юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, получившие лицензию, вправе осуществлять деятельность, на которую предоставлена лицензия, на всей территории Российской Федерации со дня, следующего за днем принятия решения о предоставлении лицензии (часть 2 статьи 9 указанного Закона).
Часть 5 указанной статьи предусматривает, что деятельность, на осуществление которой лицензия предоставлена лицензирующим органом субъекта Российской Федерации, может осуществляться на территориях других субъектов Российской Федерации. В качестве условия осуществления деятельности установлена необходимость уведомления лицензиатом лицензирующих органов соответствующих субъектов Российской Федерации. При этом полномочие по установлению порядка такого уведомления принадлежит Правительству РФ.
Полномочиями по лицензированию наделены не только федеральные органы власти, но и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации. В целях урегулирования вопроса о действии лицензии в пространстве, в части 5 статьи 9 Закона № 99-ФЗ, которая является частным случаем по отношению к положениям, закрепленным в части второй рассматриваемой статьи, установлены особенности действия в пространстве лицензий, выданных органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Норма части 5 статьи 9 Закона № 99-ФЗ является одной из форм реализации основного принципа лицензирования – обеспечение единства экономического пространства на территории Российской Федерации.
В силу указанного принципа лицензиат вправе осуществлять лицензируемый вид деятельности на всей территории Российской Федерации, если лицензия предоставлена федеральным органом исполнительной власти.
Исходя из положений Закона № 99-ФЗ, в случае осуществления деятельности на территории нескольких или всех субъектов Российской Федерации, лицензия на которую предоставлена лицензирующим органом одного субъекта Российской Федерации, лицензиат создает основания для переоформления лицензии в связи с изменением адресов мест осуществления лицензируемого вида деятельности.
При этом деятельность, на осуществление которой лицензия предоставлена лицензирующим органом субъекта Российской Федерации, может осуществляться на территориях иных субъектов Российской Федерации при условии предварительного уведомления в письменной форме лицензиатом лицензирующих органов этих субъектов Российской Федерации о намерении осуществлять лицензируемый вид деятельности на их территориях.
Требования к сведениям, которые в обязательном порядке должны быть указаны в таком уведомлении, определены Постановлением Правительства РФ от 21.11.2011 г. № 957.
Лицензирующий орган субъекта Российской Федерации переоформляет лицензию в соответствии с положениями статьи 18 Закона № 99-ФЗ и вносит изменения в реестр лицензий видов деятельности, лицензирование которых он осуществляет.
Соответствующий порядок установлен и положениями пункта 3 Постановления Правительства РФ от 21.11.2011 г. № 957 «Об организации лицензирования отдельных видов деятельности». В частности, предусмотрено, что деятельность, лицензия на осуществление которой предоставлена лицензирующим органом одного субъекта РФ, может осуществляться на территориях других субъектов РФ при условии предварительного уведомления в письменной форме лицензиатом лицензирующих органов субъектов РФ, на территории которых лицензиат намерен осуществлять лицензируемый вид деятельности, о таком намерении.
Таким образом, если лицензия выдана федеральным органом исполнительной власти, то ее действие может распространяться на всей территории Российской Федерации, вне зависимости от адреса, указанного в лицензии, и предварительного уведомления субъекта Российской Федерации, на территории которого общество планировало осуществлять лицензируемый вид деятельности, не требовалось.
Однако в рассматриваемом случае лицензия от 22.04.2016 г. серия 057 № 00080 выдана Управлением Росприроднадзора по Орловской области, то есть лицензирующим органом субъекта Российской Федерации, а не федеральным органом исполнительной власти, в связи с чем осуществление деятельности на территории другого субъекта Российской Федерации (Воронежская область) необходимо предварительное уведомление этого субъекта РФ о намерении осуществлять на его территории лицензируемый вид деятельности.
В то же время, само по себе направление лицензиатом уведомления лицензирующему органу другого субъекта Российской Федерации об осуществлении лицензируемого вида деятельности на его территории не является основанием возникновения права на осуществление соответствующей деятельности, основанием возникновения этого права является соответствующее решение лицензирующего органа субъекта Российской Федерации, которому направлено уведомление об осуществлении лицензируемых видов деятельности в соответствии с лицензией, выданной лицензирующим органом другого субъекта Российской Федерации.
Ссылка заявителя жалобы на сообщение Управления Росприроднадзора по Орловской области от ДД.ММ.ГГГГ за исх. № нельзя признать заслуживающей внимания, поскольку в нем речь идет о разъяснении положений Федерального закона от 04.05.2011 г. «О лицензировании отдельных видов деятельности» относительно того, должно ли совпадать место осуществление лицензируемого вида деятельности с местом нахождения соискателя лицензии или лицензиата, в данном случае речь идет о действии лицензии на территории другого субъекта Российской Федерации, с чем связано наличие или отсутствие в действиях ФИО2 состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ.
Таким образом, независимо от того, действовал ли ФИО2 в соответствии с условиями агентского договора от ДД.ММ.ГГГГ№, на чем настаивал заявитель, так как в пункте 2 договора оговорено, что он действует до ДД.ММ.ГГГГ осуществление данного вида деятельности охватывает соблюдение лицензионных требований при обращении с отходами <данные изъяты> классов опасности, при этом материалы дела подтверждают совершение им коммерческой деятельности по покупке бывших в употреблении аккумуляторов в отсутствие соответствующей лицензии, что влечет привлечение его к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 КоАП РФ.
Доводы жалобы защитника ФИО1 не могут быть признаны основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Руководствуясь ст. ст. 30.6-30.7 КоАП РФ, судья
решил:
Постановление мирового судьи судебного участка № в Семилукском судебном районе Воронежской области от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ, в отношении ФИО2 оставить без изменения, жалобу защитника ФИО1 – без удовлетворения.
Решение вступает в законную силу со дня его вынесения.
Судья