ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-122/2018 от 03.05.2018 Октябрьского районного суда г. Тамбова (Тамбовская область)

Дело 12-122/2018

РЕШЕНИЕ

03 мая 2018 года г.Тамбов

Судья Октябрьского районного суда г. Тамбова Яковлева М.В.,

рассмотрев жалобу ФИО1 Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области от 16 февраля 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 9.21 КоАП РФ,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области № АП3-78/17 от 16 февраля 2018 года ФИО1 был привлечен к административной ответственности по ч.1 ст. 9.21 КоАП РФ с назначением административного штрафа в размере 10000 рублей.

ФИО1 обратился в Октябрьский районный суд г. Тамбова с жалобой на вышеуказанное постановление, указав, что считает его незаконным и необоснованным. В обоснование своих доводов указал, что в его действиях отсутствует факт нарушения Правил технологического присоединения (утв. Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861), а также состав административного правонарушения, предусмотренный диспозицией ч. 1 ст. 9.21 КоАП РФ. Выводы антимонопольного органа не соответствуют действующему законодательству, а также сложившейся судебной практике. В соответствии с заявлением ФИО2 от 04.04.2017 № 16404348 о технологическом присоединении жилого дома, расположенного по адресу: Тамбовская область, Тамбовский район, д. Крутые Выселки, мкр. Северный, ул. Звездная, д. 12, ПАО «МРСК Центра» разработало и направило в адрес заявителя проект договора о технологическом присоединении. Рассмотрев условия договора, заявителем представлены разногласия относительно редакции проекта технических условий, так как по мнению заявителя они не соответствуют правилам о технологическом присоединении, а именно: «... Исключить пункт 11.4 Разработка проектной документации - выполнить рабочий проект электроустановки с учетом требований пунктов раздела 11 технических условий, отвечающий требованиям Правил устройства электроустановок, за исключением случаев, если в соответствии с законодательством РФ о градостроительной деятельности разработка не является обязательной, исключить пункт 11.5 Представление в инициативном порядке проекта до выполнения строительно-монтажных работ для согласования с филиалом ПАО «МРСК Центра» - «Тамбовэнерго», в объёме требований настоящих технических условий...». В ответ на отказ от подписания договора в адрес ФИО2 ПАО «МРСК Центра» направлено письмо от 02.05.2017 № МР1-ТБ/17-03/2645 с разъяснением положений действующего законодательства - Правил технологического присоединения (утв. Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861) и Градостроительного кодекса. Под электроустановкой необходимо понимать комплексное техническое устройство, связанное с производством, преобразованием, трансформацией, передачей, распределением электроэнергии и преобразованием ее в другие виды энергии, составной частью которого в том числе являются линии электропередач (ЛЭП). Учитывая, что осуществление подготовки проектной документации не требуется только в отношении объектов индивидуального жилищного строительства - отдельно стоящих жилых домов с количеством этажей не более чем три, предназначенных для проживания одной семьи, требования ч. 3 ст. 48 Градостроительного кодекса РФ не могут распространяются на линейные объекты капитального строительства, к которым относятся линии электропередачи. Поскольку присоединяемой электроустановкой согласно п. 11.2 Технических условий № 20474090 является, в том числе, объект капитального строительства - линейный объект - воздушная линия (СИП - 4) с точкой присоединения от опоры ВЛИ-0,4 кВ № 1 до вводного устройства Заявителя (т.е. в пределах границ земельного участка ФИО2), отношения, регулируемые Градостроительным кодексом не могут иметь свое распространение на пункт 11.4. указанных технических условий. Следовательно, требование, установленное в пункте 11.4 указанных технических условий, соответствует пунктам 18, 25.1 Правил технологического присоединения. При этом разработка проекта на линейный объект - линию электропередач (СИП-4) должна осуществляться только в пределах границ земельного участка ФИО2

Управление Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской, согласно сведениям Постановления № АПЗ-78/17, вменяет заместителю директора по реализации и развитию услуг филиала ПАО «МРСК Центра» - «Тамбовэнерго» навязывание заявителю обязательств не предусмотренных Правилами, а именно: «..пункт 11.5 Технических условий - заявитель осуществляет представление в инициативном порядке проекта до выполнения строительно-монтажных работ для согласования с филиалом ПАО «МРСК Центра»-«Тамбовэнерго», в объёме требований настоящих технических условий...». Однако, право представления в инициативном порядке в сетевую организацию разработанную заявителем (максимальная мощность энергопринимающего устройства которого составляет менее 150 кВт), в соответствии с подпунктом «в» пункта 18 Правил присоединения, проектную документацию на подтверждение ее соответствия техническим условиям предусмотрено пунктом 18(5) Правил технологического присоединения (утв. Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861). Учитывая указанную правовую норму, сетевой организацией включен пункт 11.5 в технические условия с целью соблюдения интересов заявителя, подчеркивая наличие у него права согласования с филиалом ПАО «МРСК Центра» - «Тамбовэнерго» разработанной им проектной документации. В силу пункта 18(5) Правил технологического присоединения сетевая организация подтверждает соответствие представленной документации требованиям технических условий или предоставляет заявителю информацию о несоответствии представленной документации требованиям технических условий. Срок подтверждения соответствия документации требованиям технических условий не должен превышать 10 дней со дня получения сетевой организацией документации от заявителя. При этом действия сетевой организации, связанные с подтверждением и (или) предоставлением заявителю информации о соответствии (несоответствии) представленной документации требованиям технических условий, совершаются ими без взимания платы. Т.е. какую-либо выгоду от согласования проектной документации заявителя сетевая организация не извлекает, наоборот подтверждение ее соответствия требованиям технических условий направлено на минимизацию рисков заявителя, которые могут возникнуть при проверке их выполнения с его стороны. Так, в случае наличия ошибки в проектной документации, произведенный в соответствии с ней монтаж электросетевого оборудования заявителя не будет отвечать требованиям технологического присоединения, и в связи с чем заявителю придется нести дополнительные финансовые затраты, связанные с приведением схемы электроснабжения в соответствие с требованиями технических условий. Инициативный порядок подразумевает добровольность обращения заявителя, в силу чего, условия данного пункта технических условий никак не могут трактоваться, как возложение обязанности по согласованию проектной документации на ФИО2 Таким образом, включение в проект технических условий пункта 11.5 никаким образом не ущемляет интересы заявителя, и тем более не навязывает заявителю обязательств, не предусмотренных правилами. Кроме того, «07» июля 2017 года ФИО2 подписан Договор об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям № 41447919 в редакции ПАО «МРСК Центра» - «Тамбовэнерго», тем самым заявитель выразил свое согласие «представить в инициативном порядке проектную документацию». В силу изложенного, с его стороны отсутствуют какие-либо незаконные действия по навязыванию гр. ФИО2 обязательств, не предусмотренных правилами технологического присоединения, как и виновность во вменяемом правонарушении, вследствие чего Постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области от 16.02.2018 г. № АПЗ-78/17 является незаконным и подлежит отмене. На основании вышеизложенного, заявитель просил отменить постановление и прекратить производство по делу об административном правонарушении.

Должностное лицо ФИО1 в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте рассмотрения дела надлежаще.

Представитель заявителя по доверенности ФИО3 в судебном заседании доводы жалобы полностью поддержала и просила её удовлетворить.

Представитель УФАС по Тамбовской области по доверенности ФИО4 в судебном заседании возражала против удовлетворения жалобы, полагая вынесенное постановление от 16.02.2018 года законным и обоснованным.

Выслушав участвующих по делу лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Частью 1 ст.9.21 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям.

Частью 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ «О естественных монополиях» установлено, что к естественно-монопольным сферам деятельности относится, в том числе, деятельность по передаче электрической энергии.

ПАО «МРСК Центра» осуществляет деятельность по передаче электроэнергии (товарный рынок находится в состоянии естественной монополии) и в пределах своих сетей занимает доминирующее положение.

В соответствии со ч.1 ст.26 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-Фз «Об электроэнергетики» технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее также - технологическое присоединение), осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861 утверждены «Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а так же объектов электоросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям».

Согласно п.1 Правил технологического присоединения, данный документ определяет порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее - энергопринимающие устройства), к электрическим сетям, регламентируют процедуру присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям сетевой организации (далее - технологическое присоединение), определяют существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям (далее - договор), устанавливают требования к выдаче технических условий, в том числе индивидуальных, для присоединения к электрическим сетям (далее - технические условия), порядок проведения проверки выполнения заявителем и сетевой организацией технических условий, критерии наличия (отсутствия) технической возможности технологического присоединения и особенности технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей посредством перераспределения максимальной мощности между юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, а также особенности отказа потребителей электрической энергии от максимальной мощности в пользу сетевой организации.

Согласно пункту 6 Правил технологического присоединения технологичес присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сете организацией и юридическим или физическим лицом, в сроки, установлен настоящими Правилами. Заключение договора является обязательным для сете организации.

Как усматривается из материалов дела ПАО «МРСК Центра» в лице филиала ПАО «МРСК Центра» - «Тамбовэнерго» представило ФИО2 договор № 41447919 об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям и технические условия от 07.04.2017 № 20474090. являющиеся неотъемлемым приложением к данному договору, в отношении энергопринимающих устройств по адресу: Тамбовская область, Тамбовский район, д. Крутые Выселки, мкр. Светлый, ул. Звездная, д. 12.

Пунктом 11.5 Технических условий № 20474090 установлено, что заявитель осуществляет представление в инициативном порядке проекта до выполнения строительно-монтажных работ для согласования с филиалом ПАО «МРСК Центра» - «Тамбовэнерго», в объеме требований настоящих технических условий, и другими заинтересованными организациями.

Не согласившись с пунктами 11.4 и 11.5 технических условий, ФИО2 были представлены разногласия по редакции технических условий от 07.04.2017 №20474090.

Согласно разногласиям ФИО2 просила исключить пункты 11.4 и 11.5 технических условий от 07.04.2017 № 20474090, так как указанные пункты соответствовали требованиям п. 19 Правил технологического присоединения, считая незаконным возложение на нее обязанностей.

Филиалом ПАО «МРСК Центра» - «Тамбовэнерго» письмами от 02.05.2017 МР1-ТБ/17-03/2645 и от 23.05.2017 № МР1-ТБ/17-01/3107 отказал ФИО2 в исключении пунктов 11.4 и 11.5 из технических условий от 07.04.2017 № 20474090 в связи с тем, что, по мнению общества, указанные пункты соответствовали действующему законодательству.

Согласно подпункту «а» пункта 16 Правил технологического присоединения договор должен содержать перечень мероприятий по технологическому присоединению (Определяется в технических условиях, являющихся неотъемлемой частью договора) и обязательства сторон по их выполнению.

Пунктом 16.3 Правил технологического присоединения установлено, что обязательства сторон по выполнению мероприятий по технологическому присоединению в случае заключения договора с лицами, указанными в пунктах 12 (1), 14 и 34 настоящих Правил, распределяются следующим образом: заявитель исполняет указанные обязательства в пределах границ участка, на котором расположены энергопринимающие устройства заявителя; сетевая организация исполняет указанные обязательства (в том числе в части урегулирования отношений с иными липами) до границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства заявителя.

Подпунктом «г» пункта 25(1) Правил технологическою присоединения установлено, что в технических условиях для заявителей, предусмотренных пунктами 12.1 и 14 настоящих Правил, должны быть указаны распределение обязанностей между сторонами по исполнению технических условий (мероприятия по технологическому присоединению в пределах границ участка, на котором расположены энергопринимающие устройства заявителя, осуществляются заявителем, а мероприятия по технологическому присоединению до границы участка, на котором расположены энергопринимающие устройства заявителя, включая урегулирование отношений с иными лицами, осуществляются сетевой организацией).

Согласно пункту 18(5) Правил технологического присоединения заявитель, максимальная мощность энергопринимающих устройств которого составляет менее 150 кВт включительно, вправе в инициативном порядке представить в сетевую организацию, разработанную им в соответствии с подпунктом "в" пункта 18 настоящих Правил проектную документацию на подтверждение ее соответствия техническим условиям.

Таким образом, представление проекта до выполнения строительно-монтажных работ для согласования с сетевой организацией не предусмотрено Правилами технологического присоединения в обязательном порядке для данной категории граждан.

Пункт 25(1) Правил технологического присоединения содержит исчерпывающий перечень требований, которые должны содержаться в технических условиях, при этом данный перечень не подлежит расширительному толкованию.

В соответствии с пунктом 19 Правил технологического присоединения запрещается навязывать заявителю услуги и обязательства, не предусмотренные настоящими Правилами.

По мнению суда, вывод УФАС по Тамбовской области о том, что включение в направленные и подписанные сетевой организацией технических условий от 07.04.2017 № 20474090 условия об обязанностях ФИО2 по представлению проекта до выполнения строительно-монтажных работ для согласования с сетевой организацией противоречит Правилам технологического присоединения и является действием по навязыванию заявителю обязательства, не предусмотренное настоящими Правилами, полностью соответствует вышеизложенным положениям законодательства.

Кроме того, согласно подпункту «в» пункта 18 Правил технологического присоединения, мероприятия по технологическому присоединению включают в себя разработку заявителем проектной документации в границах его земельного участка согласно обязательствам, предусмотренным техническими условиями, за исключением случаев, когда в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности разработка проектной документации не является обязательной.

Так согласно части 3 статьи 48 Градостроительного кодекса РФ, осуществление подготовки проектной документации не требуется при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов индивидуального жилищного строительства (отдельно стоящих жилых домов с количеством этажей не более чем три предназначенных для проживания одной семьи). Застройщик по собственной инициативе вправе обеспечить подготовку проектной документации применительно к объектам индивидуального жилищного строительства.

В соответствии с Федеральным законом от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» здание - результат строительства, представляющий собой объемную строительную систему, имеющую надземную и (или) подземную части, включающую в себя помещения, сети инженерно-технического обеспечения и системы инжснерного технического обеспечения и предназначенную для проживания и (или) деятельности людей, размещения производства, хранения продукции или содержания животных.

Согласно Техническому регламенту система электроснабжения является одной из систем инженерно-технического обеспечения здания или сооружения и включается в состав здания или сооружения.

Учитывая, что проектная документация на объект индивидуального жилищного строительства не разрабатывается, то не требуется разработка проектной документации и на сети инженерно-технического обеспечения объекта ИЖС, находящиеся в границах земельного участка потребителя, которые принадлежат ИЖС.

В связи с тем, что разработка проектной документации на устройство систем инженерно-технического обеспечения (в том числе систем электроснабжения проектируемых в границах принадлежащего застройщику земельного участка, не обязательна для объектов ИЖС.

Таким образом, факт нарушения ПАО «МРСК Центра» п. 19 Правил технологического присоединения не оспорен заявителем.

Доводы представителя заявителя суд находит несостоятельными, поскольку включение в направленные и подписанные сетевой организацией технические условия от 07.04.2017 № 20474090 условия об обязанностях ФИО2 представления проекта до выполнения строительно-монтажных работ для согласования с сетевой организацией противоречит Правилам технологического присоединения и является действием по навязыванию обязательства, не предусмотренного Правилами технологического присоединения.

Доводы представителя должностного лица ФИО1 о том, что какую-либо выгоду от согласования проектной документации заявителя сетевая организация не извлекает, наоборот подтверждение ее соответствия требованиям технических условий направлено на минимизацию рисков заявителя, не может служить основанием для освобождения от административной ответственности, поскольку состав вменяемого административного правонарушения не предусматривает признаком совершенного правонарушения извлечение выгоды.

При назначении наказания в полной мере учтены обстоятельства, характер и степень общественной опасности правонарушения, наказание назначено в пределах санкции статьи.

На основании вышеизложенного, суд считает, что вина ФИО1 в совершении административного правонарушения поч.1ст.9.21КоАПРФдоказана в полном объеме.

Сумма штрафа, назначенная постановлением УФАС по Тамбовской области в размере 10 000 руб. полностью соответствует целям административного наказания.

Исходя из представленных суду материалов, нарушения, которые отражены в постановлении УФАС по Тамбовской области нашли свое подтверждение при рассмотрении настоящего дела.

Таким образом, учитывая вышеизложенное, при рассмотрении жалобы по существу, суд не усматривает оснований для её удовлетворения.

Руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, суд,

РЕШИЛ:

Постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области №АП3-78/17 от 16 февраля 2018 года о привлечении должностного лица – заместителя директора по реализации и развитию услуг филиала ПАО «МРСК Центра» - «Тамбовэнерго» ФИО1 к административной ответственности по ч.1 ст. 9.21 КоАП РФ и назначении наказания в виде административного штрафа в размере 10000 руб. оставить без изменения, жалобу заявителя - без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Тамбовского областного суда в течение десяти дней со дня получения через Октябрьский районный суд г. Тамбова.

Судья М.В. Яковлева