Дело № 12-122/2018
Р Е Ш Е Н И Е
по жалобе на постановление
по делу об административном правонарушении
пос. Кугеси |
Судья Чебоксарского районного суда Чувашской Республики Афанасьев Э.В., рассмотрев жалобу ФИО1 на постановление мирового судьи судебного участка № 3 Чебоксарского района Чувашской Республики от 18 мая 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 3 Закона Чувашской Республики «Об административном правонарушении» в отношении ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ рождения, уроженца и жителя <адрес> Чебоксарского района Чувашской Республики, гражданина РФ,
УСТАНОВИЛ:
Вышеуказанным оспариваемым постановлением ФИО1 как должностное лицо – глава Вурман-Сюктерского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики, признан виновным в совершении административного правонарушения предусмотренного ч. 1 ст. 3 Закона Чувашской Республики «Об административном правонарушении», выразившегося в том, что он как должностное лицо органа местного самоуправления не исполнил законные требования депутата Государственного Совета Чувашской Республики ФИО3, и ему в связи с этим назначено наказание в виде административного штрафа в размере 3000 рублей
Так, как указано в оспариваемом постановлении, 20 марта 2018 года в администрацию Вурман-Сюктерского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики поступило обращение депутата Государственного Совета Чувашской Республики ФИО3 о выделении помещения в доме творчества по адресу: Чебоксарский район <адрес> для организации встречи с избирателями района в период с 13 часов до 15 часов 23 марта 2018 года, которое было рассмотрено ФИО1 и 22 марта 2018 года было направлено сообщение о невозможности предоставления помещения в связи с участием работников культуры и администрации сельского поселения в запланированных 23 марта 2018 года с 12 часов в г. Чебоксары и в пос. Кугеси мероприятиях. Далее в этом постановлении указано, что 23 марта 2018 года в период с 13 часов до 15 часов вышеуказанное помещение дома творчества фактически было свободным и отказ в предоставлении этого помещения для встречи депутата ФИО3 с избирателями является необоснованным, при этом участие главы сельского поселения и работников дома творчества на иных мероприятиях не является основанием для отказа в законных требованиях вышеуказанного депутата. Кроме того, как указано в оспариваемом постановлении, ФИО1 в нарушение требований п. 4 Порядка предоставления специально отведенного места проведения встреч депутатов, в том числе, Государственного Совета Чувашской Республики, и избирателями, не была направлена заявка в отдел культуры, спорта и туризма администрации Чебоксарского района.
В жалобе ФИО1, поданной в Чебоксарский районный суд Чувашской Республики, поставлен вопрос об отмене постановления мирового судьи и прекращении дела об административном правонарушении в связи с отсутствием состава административного правонарушения. В обоснование жалобы указано, что постановлением администрации Вурман-Сюктерского сельского поселения от 12 марта 2018 года под № определены места для проведения встреч депутатов, а также помещения, предоставляемые администрацией для проведения встреч с депутатами, и согласно данного порядка заявка депутата должна быть подана за 10 дней до проведения встречи, в то время как заявка была подана депутатом за 2 дня до назначенной встречи с избирателями, а также в указанный день работники сельской администрации и дома творчества. определенного для проведения встреч депутатов с избирателями, участвовали в запланированных в г. Чебоксары и пос. Кугеси мероприятиях, приуроченных к Дню работника культуры. Как указано далее, основаниями для отказа в предоставлении специально отведенного места приведены в п.8 Порядка, утвержденного вышеуказанным Постановлением администрации Вурман-Сюктерского сельского поселения и согласно данному порядку, если заявка подана с нарушением срока, то это является основанием для отказа в предоставлении специально отведенного места.
На судебное заседание ФИО1, надлежаще и своевременно извещённый, не явился, о причинах не известил, ходатайств, в том числе об отложении разбирательства дела, не заявлял.
На судебном заседании старший помощник прокурора Чебоксарского района Чувашской Республики Анисимов П.В. просил апелляционную жалобу ФИО1 оставить без удовлетворения, а обжалуемое постановление мирового судьи – без изменения, так как оно является законным и обоснованным.
Выслушав пояснения явившихся лиц и изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы заявителя, прихожу к следующему выводу.
В соответствии со ст. 30.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях жалоба на постановление по делу об административном правонарушении рассматривается судьей лицом единолично. При рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судья проверяется на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления. При этом судья не связан доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.
Проверив административный материал и доводы жалобы, нахожу её подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Так, согласно требований ст. 2.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Согласно постановления главы Вурман-Сюктерского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики от 6 ноября 2015 года под № избранный 2 ноября 2015 года на должность главы Вурман-Сюктерского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики ФИО1 приступил к исполнению полномочий по решению вопросов местного значения на срок полномочий Собрания депутатов Вурман-Сюктерского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики третьего созыва, но не менее чем на два года.
В соответствии с положениями ст. 26.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении выяснению подлежат также наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
В соответствии с ч. 1 ст. 3 Закона Чувашской Республики «Об административном правонарушении» неисполнение должностным лицом государственного органа Чувашской Республики, органа местного самоуправления, организации, независимо от организационно-правовой формы, законных требований депутата Государственного Совета Чувашской Республики либо создание препятствий в осуществлении его деятельности влечёт наложение административного штрафа в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей.
Объективная сторона указанного административного правонарушения состоит в умышленном неисполнении требований депутата Государственного Совета Чувашской Республики, то есть требований, вытекающих из его полномочий, установленных законом.
Субъектом рассматриваемого правонарушения являются, в том числе, должностные лица органа местного самоуправления, а с субъективной стороны неисполнение требований может быть совершено только умышленно.
Таким образом, необходимым условием для состава вышеуказанного административного правонарушения является умышленное неисполнение, в данном случае должностным лицом органа местного самоуправления, требований депутата Государственного Совета Чувашской Республики, вытекающих из его полномочий, установленных законом, совершенных умышленно и в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Однако в материалах дела не содержится достаточных доказательств совершения ФИО1 вменяемого ему правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 3 Закона Чувашской Республики «Об административном правонарушении».
Таким образом в соответствии с положениями ст. 26.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях по данному делу об административном правонарушении не выяснена виновность лица, в данном случае ФИО1, в совершении данного административного правонарушения.
Так, диспозиция ч. 1 ст. 3 Закона Чувашской Республики «Об административном правонарушении» является отсылочной и для привлечения к административной ответственности по этому правонарушения необходимо обратиться к законодательным актам, регулирующим полномочия депутата Государственного Совета Чувашской Республики.
В соответствии со ст. 40 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» встречи депутата с избирателями проводятся в помещениях, специально отведенных местах, а также на внутридворовых территориях при условии, что их проведение не повлечет за собой нарушение функционирования объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, связи, создание помех движению пешеходов и (или) транспортных средств либо доступу граждан к жилым помещениям или объектам транспортной или социальной инфраструктуры. Уведомление органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органов местного самоуправления о таких встречах не требуется. При этом депутат вправе предварительно проинформировать указанные органы о дате и времени их проведения (ч. 5.2). Органы местного самоуправления определяют специально отведенные места для проведения встреч депутатов с избирателями, а также определяют перечень помещений, предоставляемых органами местного самоуправления для проведения встреч депутатов с избирателями, и порядок их предоставления (ч. 5.3).
Также согласно ст. 17 Закона Чувашской Республики «О статусе депутата Государственного Совета Чувашской Республики» предусмотрено, что встречи депутата Государственного Совета с избирателями проводятся в помещениях, специально отведенных местах, а также на внутридворовых территориях при условии, что их проведение не повлечет за собой нарушение функционирования объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, связи, создание помех движению пешеходов и (или) транспортных средств либо доступу граждан к жилым помещениям или объектам транспортной или социальной инфраструктуры. Уведомление органов исполнительной власти Чувашской Республики или органов местного самоуправления о таких встречах не требуется. При этом депутат Государственного Совета вправе предварительно проинформировать указанные органы о дате и времени их проведения (ч. 3). Кабинет Министров Чувашской Республики (органы местного самоуправления) определяют специально отведенные места для проведения встреч депутатов Государственного Совета с избирателями, а также определяют перечень помещений, предоставляемых органами исполнительной власти Чувашской Республики (органами местного самоуправления) для проведения встреч депутатов Государственного Совета с избирателями, и порядок их предоставления (ч. 4).
Также согласно п. 18 ст. 9 Закона Чувашской Республики «О статусе депутата Государственного Совета Чувашской Республики» депутат Государственного Совета обладает правом осуществлять иные права, установленные законодательством Российской Федерации и законодательством Чувашской Республики.
Указанные положения закона уполномочивают органы местного самоуправления, в данном случае Вурман-Сюктерское сельское поселение Чебоксарского района Чувашской Республики не только определять специально отведенные места для проведения встреч депутатов Государственного Совета с избирателями с определением перечня помещений, предоставляемых для проведения данных встреч, но и порядок их предоставления.
Таким образом право депутата Государственного Совета Чувашской Республики на встречу с избирателями не является произвольным и вместе с обязанностью органа местного самоуправления предоставлять специально отведенные места для таких встреч также данные органы местного самоуправления определяют обязательные, в том числе и для депутата, нормы, в соответствии с которыми и предоставляются такие места.
Также согласно п. 6 ч. 1 ст. 10 Закона Чувашской Республики «О статусе депутата Государственного Совета Чувашской Республики» депутат Государственного Совета обязан осуществлять иные обязанности, установленные законодательством Российской Федерации и законодательством Чувашской Республики.
Из материалов административного дела следует, что действующим постановлением главы Вурман-Сюктерского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики от 12 марта 2018 года определены специально отведенные места проведения встречу, в том числе, депутатов Государственного Совета Чувашской Республики, и избирателями, и порядок их предоставления.
Данный постановление указано, что также актовый зал вместимостью 50 посадочных мест, находящийся в здании дома творчества, расположенный по адресу Чувашская Республика Чебоксарский район <адрес>, определён помещением, предоставляемым администрацией Вурман-Сюктерского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики для проведения вышеуказанных встреч депутатов с избирателями.
Также из материалов дела следует, что депутат Государственного Совета Чувашской Республики ФИО3 20 марта 2018 года в администрацию Вурман-Сюктерского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики обратился с письмом о выделении помещения в доме творчества по адресу: Чебоксарский район <адрес> для организации встречи с избирателями района в период с 13 часов до 15 часов 23 марта 2018 года.
22 марта 2018 года главой администрации Вурман-Сюктерского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики ФИО1 был предоставлен ответ на данное письмо, которым он отказал в предоставлении вышеуказанного помещения в связи с участием работников культуры и администрации сельского поселения в запланированных 23 марта 2018 года с 12 часов в г. Чебоксары и в пос. Кугеси мероприятиях.
Как указано в апелляционной жалобе, о чем также ФИО1 указывал прокурору при ознакомлении его с постановлением о возбуждении в отношении него дела об административном правонарушении от 7 мая 2018 года и при рассмотрении данного дела об административном правонарушении у мирового судьи, вышеуказанная заявка депутата было подана за 2 дня до назначенной встречи с избирателями вместо установленного 10 дневного срока, что и явилось основанием для отказа в предоставлении помещения.
Действительно, как следует из вышеуказанного постановления от 12 марта 2018 года, п. 3 данного порядка указано, что заявка с приложением копии удостоверения депутата подается депутатом или из представителем не позднее чем за 10 дней до дня проведения встречи и избирателями и п. 8 указанного порядка предусмотрены основания отказа в предоставлении специально отведенного помещения – заявка подана с нарушением срока, установленного п. 3 (п.п. «б»).
Как указано выше, заявка депутата Государственного Совета Чувашской Республики ФИО2 о выделении помещения для организации встречи с избирателями района на 23 марта 2018 года поступило лишь 20 марта 2018 года, то есть с нарушением вышеуказанного десятидневного срока, что влечёт право на отказ в предоставлении указанного помещения, что и было сделано главой администрации Вурман-Сюктерского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики ФИО1
В связи с этим действия последнего в полной мере соответствуют требованиям вышеуказанного муниципального правового акта, учитывая, что не предоставлено сведений о признании его недействительным или его отмене полностью или в части.
Таким образом, на основании вышеизложенного, не представлено доказательств совершения главой администрации Вурман-Сюктерского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики ФИО1 как должностным лицом данного административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением им своих служебных обязанностей, что является в силу требований ст. 2.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях основанием для привлечения его к административной ответственности в настоящем случае, учитывая, как указано выше, его данный отказ в предоставлении помещения депутату Государственного Совета Чувашской Республики для проведения встреч с избирателями полностью соответствует требованиям муниципального правового акта.
Данное обстоятельство также означает, что в материалах дела не содержится достаточных доказательств совершения ФИО1 вменяемого ему правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 3 Закона Чувашской Республики «Об административном правонарушении».
Таким образом в соответствии с положениями ст. 26.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях по данному делу об административном правонарушении не выяснена виновность лица, в данном случае ФИО1, в совершении данного административного правонарушения и в связи с чем, оценив представленные в материалы дела вышеуказанные конкретные доказательства в порядке ст. 26.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях, не нахожу основания для признания их относимыми и допустимыми доказательствами для привлечения ФИО1 к данной административной ответственности, в том числе, как указано выше, в связи с тем, что на их основе невозможно выяснить виновность данного лица в совершении этого административного правонарушения.
На основании вышеизложенного доводы мирового судьи о виновности ФИО1, указанные в оспариваемом постановлении, о том, что 23 марта 2018 года в период с 13 часов до 15 часов вышеуказанное помещение дома творчества фактически было свободным и отказ в предоставлении этого помещения для встречи депутата ФИО3 с избирателями является необоснованным, при этом участие главы сельского поселения и работников дома творчества на иных мероприятиях не является основанием для отказа в законных требованиях вышеуказанного депутата, признаются необоснованными, так как глава администрации Вурман-Сюктерского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики ФИО1 как должностное лицо при этом действовало в полном соответствии с вышеуказанным муниципальным правовым актом.
При этом лицо не может нести ответственность, в том числе административную, за правомерное, то есть отвечающую требованиям нормативно-правовых актов, в настоящем случае муниципальных правовых актов, поведение.
Также доводы мирового судьи о виновности ФИО1, указанные в оспариваемом постановлении, о том, что ФИО1 в нарушение требований п. 4 Порядка предоставления специально отведенного места проведения встреч депутатов, в том числе, Государственного Совета Чувашской Республики, и избирателями, не была направлена заявка в отдел культуры, спорта и туризма администрации Чебоксарского района, не являются в силу вышеизложенного основанием для привлечения его к административной ответственности по ч. 1 ст. 3 Закона Чувашской Республики «Об административном правонарушении», а также в связи с тем состав вышеуказанного административного правонарушения предполагает ответственность за неисполнение должностным лицом органа местного самоуправления законных требований депутата Государственного Совета Чувашской Республики, а не за нарушение требований, указанных в муниципальных правовых актов.
Так, ч. ст. 2.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях указано, что административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Таким образом вышеуказанное нарушение требований, указанных в муниципальных правовых актов, не является административным правонарушением.
При таких обстоятельствах, доказательств по делу об административном правонарушении, подтверждающих совершение ФИО1 данного административного правонарушения, не имеется, обратное в ходе производства дела не доказано, не установлено.
При этом прокурором какие-либо иные меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении не приняты, доказательства невозможности принятия таких мер отсутствуют.
В ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции прокурор также не воспользовался правом представить иные доказательства, свидетельствующие о наличии оснований для удовлетворения требования о привлечении ФИО1 к административной ответственности.
Принимая во внимание вышеизложенные неустранимые недостатки представленных прокурором доказательств, свидетельствующих о совершения ФИО1 вменяемого ему административного правонарушения, также прихожу к выводу об отсутствии правовых и фактических оснований для признания ФИО1 виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 3 Закона Чувашской Республики «Об административном правонарушении», и назначения ему административного наказания, поскольку отсутствие в материалах дела относимых и допустимых доказательств наличия виновности ФИО1 в совершении административного правонарушения, то есть отсутствие состава административного правонарушения, в силу ст. 24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Таким образом постановление мирового судьи подлежит отмене, а производство по делу – прекращению за отсутствием состава административного правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
РЕШИЛ:
Постановление Мирового судьи судебного участка № 3 Чебоксарского района Чувашской Республики от 18 мая 2017 года о признании ФИО1 виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 3 Закона Чувашской Республики «Об административном правонарушении», и назначения ему наказания в виде административного штрафа в размере 3000 рублей, отменить, а производство по делу – прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Судья Афанасьев Э.В.