ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-122/2021 от 15.07.2021 Володарского районного суда (Нижегородская область)

Дело № 12-122/2021 <данные изъяты>

Р Е Ш Е Н И Е

г.Володарск 15 июля 2021 года

Судья Володарского районного суда Нижегородской области Полидорский А.А., рассмотрев жалобу защитника администрации Володарского муниципального района Нижегородской области Трутневой О.В. по доверенности на постановление мирового судьи судебного участка № 3 Володарского судебного района Нижегородской области исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка № 1 Володарского судебного района Нижегородской области от 17.05.2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст. 20.7 КоАП РФ,

У С Т А Н О В И Л :

Постановлением мирового судьи судебного участка № 3 Володарского судебного района Нижегородской области исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка № 1 Володарского судебного района Нижегородской области от 17.05.2021 года администрация Володарского муниципального района Нижегородской области признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.20.7 КоАП РФ и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.

Как следует из материалов дела, правонарушение выявлено при проведении плановой выездной проверки в отношении администрации Володарского муниципального района и выразилось в ненадлежащем исполнении обязательных требований законодательства Российской Федерации в области гражданской обороны, а именно:

1. Администрацией Володарского муниципального района Нижегородской области не внесены предложения в Правительство Нижегородской области по отнесению организаций, обеспечивающих выполнение мероприятий по гражданской обороне, ко второй категории по гражданской обороне (перечень утвержден постановлением администрации Володарского района № 1447 от 29.07.2019г.) Нарушен п.6 «Правил отнесения организаций к категориям по гражданской обороне в зависимости о роли в экономике государства или влияния на безопасность населения», утв. Постановлением Правительства РФ от 16.08.2016г. № 804, п.4 Примечаний к Показателям для отнесения организаций к категориям по гражданской обороне, утв. Приказом МЧС России от 28.11.2016 № 632 ДСП;

2. Администрацией Володарского муниципального района не направлены (информация не предоставлена) выписки из плана гражданской обороны:

- в органы местного самоуправления городских и сельских поселений, входящих в состав муниципального образования;

- в организации, обеспечивающие выполнение мероприятий местного уровня по гражданской обороне; Нарушен п.22 «Порядка разработки, согласования и утверждения планов гражданской обороны и защиты населения (планов гражданской обороны), утв. Приказом МЧС России от 27.03.2020 № 216 ДСП;

3. Администрацией Володарского района в целях решения задач в области гражданской обороны не запланированы и не осуществляются мероприятия ГО по срочному восстановлению функционирования необходимых коммунальных служб в военное время:

- обеспечение готовности коммунальных служб к работе в условиях военного времени, планирование их действий;

- создание запасов оборудования и запасных частей для ремонта поврежденных систем газо-, энерго-, водоснабжения, водоотведения и канализации;

- создание и подготовка резерва мобильных средств для очистки, опреснения и транспортировки воды;

- создание на водопроводных станциях необходимых запасов реагентов, реактивов, консервантов и дезинфицирующих средств;

- создание запасов резервуаров и емкостей, сборно-разборных трубопроводов, мобильных резервных и автономных источников энергии, оборудования и технических средств для организации коммунального снабжения населения. Нарушена часть 2 статьи 8 28-ФЗ; п. 18 Положения о ГО в РФ; п. 15.12 Положения о ГО в ОМСУ;

4. Постановлением администрации Володарского муниципального района № 1358 от 17.07.2017г. утверждено «Положение об организации срочного захоронения трупов в военное время». Вместе с тем, сведения о выполнении и планировании задач в области гражданской обороны, связанных со срочным захоронением трупов в военное время:

- заблаговременное, в мирное время определение мест возможных захоронений;

- создание подготовка и обеспечение готовности сил и средств гражданской обороны для обеспечения мероприятий по захоронению трупов, в том числе на базе специализированных ритуальных организаций, в администрации Володарского района отсутствуют (не представлены). Нарушены ч.2 ст.8 28-ФЗ; п.19 Положения о ГО в РФ; пункт 15.13 Положения о ГО в ОМСУ;

5. Постановлением администрации Володарского муниципального района № 1305 от 03.07.2017г. утверждено «Положение об организации подготовки населения Володарского муниципального района в области гражданской обороны». Вместе с тем, документы подтверждающие организацию подготовки и обучение населения в области гражданской обороны в администрации Володарского района отсутствуют (не представлены). Нарушены ч.2 ст.8 28-ФЗ; п.7 Положения о ГО в РФ; п.15.1 Положения о ГО в ОМСУ; п.3,4 подпункт «в» пункта 5 «Положения о подготовке населения в области гражданской обороны», утв. Постановлением Правительства РФ от 02.11.2000г. № 841;

6. Отсутствуют разработанные с учетом особенностей муниципальных образований и на основе примерных программ, утвержденных МЧС России, примерные программы подготовки должностных лиц и работников гражданской обороны, личного состава формирований и служб муниципальных образований администрации Володарского района. Нарушены ч.2 ст.8 28-ФЗ; п.7 Положения о ГО в РФ; п.15.1 Положения о ГО в ОМСУ.

Защитник администрации Володарского муниципального района Трутнева О.В. обратилась в Володарский районный суд с жалобой, в которой просит постановление мирового судьи отменить, мотивируя тем, что:

1. В соответствии с п.6 «Правил отнесения организаций к категориям по гражданской обороне в зависимости о роли в экономике государства или влияния на безопасность населения» утв. Пост. Правительства РФ от 16.08.2016г. № 804, органы местного самоуправления вносят в органы исполнительной власти субъектов РФ предложения по отнесению организаций, деятельность которых связана с деятельностью органов местного самоуправления или которые находятся в сфере их ведения, а также организаций предусмотренных абз.2 п.5 Правил, к категориям по гражданской обороне. В соответствии с абзацем 2 п.5 Правил организации, деятельность которых не связана с деятельностью органов местного самоуправления, и которые не находятся в сфере их ведения, предоставляют сведения, предусмотренные показателями, в орган местного самоуправления. Учитывая, что указанными организациями сведения не были представлены, соответственно органом местного самоуправления сведения не могут быть представлены.

2. План гражданской обороны подлежит ежегодному корректированию в период с 01 января по 01 апреля. Действующий план гражданской обороны Володарского муниципального района вступил в силу с 01.01.2021г. в связи с чем до 01.04.2021г. производится его корректировка путем направления запросов в органы местного самоуправления городских и сельских поселений в организации обеспечивающие выполнение мероприятий местного уровня по ГО. Администрацией данная работа проводится.

3. Часть 2 статьи 8 28-ФЗ; п.18 Положения о ГО в РФ; п.15.12 Положения о ГО в ОМСУ определяет весь перечень мероприятий по ГО без учета того обстоятельства, что в соответствии с постановлением Правительства НО от 14.03.2018г. № 2СЗ «Об организации эвакуации населения» Володарский муниципальный район определен безопасным районом, соответственно, нарушения функционирования коммунальных служб не прогнозируется.

4. Часть 2 статьи 8 28-ФЗ; п.19 Положения о ГО в РФ; п.15.12 Положения о ГО в ОМСУ определяет весь перечень мероприятий по ГО без учета правового положения района и того обстоятельства, что в соответствии с постановлением Правительства НО от 14.03.2018г. № 2СЗ «Об организации эвакуации населения» Володарский муниципальный район определен безопасным районом и, соответственно проведение массового срочного захоронения трупов в военное время не прогнозируется. Кроме того, в соответствии с постановлением администрации Володарского муниципального района Нижегородской области от 31.10.2016 № 2026 «О закреплении функций и задач гражданской обороны в Володарском муниципальном районе» проведение захоронений возложено на администрации городских и сельских поселений.

5. Подтверждающие документы по обучению руководителей спасательных служб, которые созданы при администрации, были предоставлены начальнику ОНД и ПР по Володарскому району. Само постановление Администрации является подтверждением по организации подготовки населения в области ГО. Кроме того, представлен доклад по форме 1/ОБУЧ II за 2020г. Данный доклад является отчетным документом по подготовке различных групп населения. Организационно-методические рекомендации по подготовке всех групп населения в области гражданской обороны и защиты от ЧС на территории РФ 30.12.2020г. доведены по электронной почте главам администраций городских и сельских поселений.

6. Примерная программа подготовки населения, утвержденная постановлением № 1305 от 03.07.2019г., предоставлялась начальнику ОНД и ПР по Володарскому району. Она направлена в администрации городских и сельских поселений и размещена на сайте администрации Володарского муниципального района. Подведомственные организации, создающие формирования и службы, в районе отсутствуют.

Кроме того, заявителем приводятся доводы о том, что с 10.02.2021г. по 11.03.2021г. в отношении администрации Володарского муниципального района Нижегородской области проводилась плановая проверка департаментом региональной безопасности Нижегородской области, в том числе и проверка нарушения обязательных требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, в ходе которой данные вопросы, указанные в оспариваемом представлении, также проверялись. При этом нарушений не было выявлено.

Кроме того, заявлено ходатайство о восстановлении срока на обжалование постановления по делу об административном правонарушении, т.к. копия обжалуемого постановления администрацией Володарского муниципального района получена 02 июня 2021г.

Защитник юридического лица Трутнева О.В. извещена надлежащим образом о времени и месте судебного заседания. В судебное заседание не явилась. Ходатайств об отложении рассмотрения дела не представлено. Оснований для обязательного участия защитника юридического лица в рассмотрении дела судом не установлено. Суд находит возможным рассмотреть жалобу в отсутствие защитника юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

Должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении, начальник отдела надзорной деятельности и профилактической работы по Володарскому району Нижегородской области ФИО1 в судебном заседании не согласился с доводами жалобы, просил постановление мирового судьи оставить без изменения, жалобу без удовлетворения.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Учитывая получение копии постановления суда 02.06.2021г. и подачу жалобы 11.06.2021г., которая поступила и зарегистрирована на судебном участке № 1 Володарского судебного района Нижегородской области 15.06.2021г., срок обжалования постановления по делу об административном правонарушении, установленный частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ администрацией Володарского муниципального района Нижегородской области не нарушен.

Суд, выслушав начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы по Володарскому району Нижегородской области ФИО1, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

Частью 2 статьи 20.7 КоАП РФ установлена административная ответственность за невыполнение мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории РФ от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.

Объективную сторону правонарушения по ч.2 ст.20.7 КоАП РФ составляют действия (бездействие), связанные с невыполнением мероприятий по подготовке к защите и защите населения, материальных и культурных ценностей на территории РФ от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.

Порядок подготовки населения в области гражданской обороны, соответствующие функции федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций, а также формы подготовки определены в соответствии с «Положением о подготовке населения в области гражданской обороны», утвержденным Постановлением Правительства РФ от 02.11.2000 № 841, Федеральным законом от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне», приказом МЧС России от 14.11.2008 № 687 «Об утверждении Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях».

В соответствии с ч.2 ст.8 Федерального закона от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне» органы местного самоуправления в пределах границ муниципального образований:

проводят мероприятия по гражданской обороне, разрабатывают и реализовывают планы гражданской обороны и защиты населения;

проводят подготовку населения в области гражданской обороны;

создают и поддерживают в состоянии постоянной готовности к использованию муниципальные системы оповещения населения об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов;

проводят мероприятия по подготовке к эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы;

проводят первоочередные мероприятия по поддержанию устойчивого функционирования организаций в военное время;

создают и содержат в целях гражданской обороны запасы продовольствия, медицинских средств индивидуальной защиты и иных средств;

обеспечивают своевременное оповещение населения, в том числе экстренное оповещение населения, об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов;

в пределах своих полномочий создают и поддерживают в состоянии готовности силы и средства гражданской обороны, необходимые для решения вопросов местного значения;

определяют перечень организаций обеспечивающих выполнение мероприятий местного уровня по гражданской обороне.

В соответствии с п.7, 18, 19 «Положения о гражданской обороне в Российской Федерации», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 26.11.2007г. № 804:

п. 7 Основными мероприятиями по гражданской обороне, осуществляемыми в целях решения задачи, связной с подготовкой населения в области гражданской обороны, являются, в т.ч. планирование и осуществление обучения населения в области гражданской обороны;

п.18 Основными мероприятиями по гражданской обороне, осуществляемыми в целях решения задачи, связанной со срочным восстановлением функционирования необходимых коммунальных служб в военное время, являются:

- обеспечение готовности коммунальных служб к работе в условиях военного времени, планирование их действий;

- создание запасов оборудования и запасных частей для ремонта поврежденных систем газо-, энерго- и водоснабжения;

- создание и подготовка резерва мобильных средств для очистки, опреснения и транспортировки воды;

- создание на водопроводных станциях необходимых запасов реагентов, реактивов, консервантов и дезинфицирующих средств;

- создание запасов резервуаров и емкостей, сборно-разборных трубопроводов, мобильных резервных и автономных источников энергии, оборудования и технических средств.

п.19 Основными мероприятиями по гражданской обороне, осуществляемыми в целях решения задачи, связанной со срочным захоронением трупов в военное время, являются, в т.ч. заблаговременное определение мест возможных захоронений; создание, подготовка и поддержание готовности сил и средств гражданской обороны для обеспечения мероприятий по срочному захоронению трупов, в том числе на базе специализированных ритуальных организаций.

В соответствии с п. 15.1, 15.12, 15.13, 15.14 «Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях», утвержденного Приказом МЧС России от 14.11.2008 № 687 органы местного самоуправления в целях решения задач в области гражданской обороны планируют и осуществляют следующие основные мероприятия:

п.15.1 По подготовке населения в области гражданской обороны:

- организацию и подготовку населения муниципальных образований способам защиты от опасностей возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов;

п.15.12 По вопросам срочного восстановления функционирования необходимых коммунальных служб в военное время:

- обеспечение готовности коммунальных служб к работе в условиях военного времени, планирование их действий;

- создание запасов оборудования и запасных частей для ремонта поврежденных систем газо-, энерго-, водоснабжения, водоотведения и канализации;

- создание и подготовка резерва мобильных средств для очистки, опреснения и транспортировки воды;

- создание на водопроводных станциях необходимых запасов реагентов, реактивов, консервантов и дезинфицирующих средств;

- создание запасов резервуаров и емкостей, сборно-разборных трубопроводов, мобильных резервных и автономных источников энергии, оборудования и технических средств для организации коммунального снабжения населения.

п.15.13 По срочному захоронению трупов в военное время:

-заблаговременное, в мирное время, определение мест возможных захоронений; - создание, подготовка и обеспечение готовности сил и средств гражданской обороны для обеспечения мероприятий по захоронению трупов, в том числе на базе специализированных ритуальных организаций.

В соответствии с п.п. 3,4 подпункта «в» пункта 5 «Положения о подготовке населения в области гражданской обороны», утвержденного постановлением Правительства РФ от 02.11.200г. № 841 органы местного самоуправления в пределах территорий муниципальных образований: осуществляют подготовку личного состава формирований и служб муниципальных образований; проводят учения и тренировки по гражданской обороне.

Из материалов дела усматривается, что администрация Володарского муниципального района, являясь юридическим лицом, ответственным за выполнение требований в области гражданской обороны на территории Володарского района Нижегородской области, допустила нарушения, правильно квалифицированные по ст.20.7 ч.2 КоАП РФ как невыполнение мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.

Факт совершения административного правонарушения, предусмотренного частью 2 ст.20.7 КоАП РФ, подтверждается собранными по делу доказательствами: в том числе: протоколом N 1 об административном правонарушении от 10.03.2021г., составленным уполномоченным на то должностным лицом в присутствии законного представителя юридического лица, которому были разъяснены его процессуальные права, о чем в протоколе имеется соответствующая подпись; распоряжением ГУ МЧС России по Нижегородской области о проведении плановой выездной поверки администрации Володарского муниципального района от 29.01.2021г. № 1, с которым ознакомлен глава МСУ; актом проверки органом государственного контроля (надзора) юридического лица № 1 от 05.03.2021г., с которым ознакомлен глава МСУ; выпиской из ЕГРЮЛ – администрации Володарского муниципального района Нижегородской области.

В ходе рассмотрения дела мировым судьей в соответствии с требованиями статьи 24.1 КоАП РФ всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства данного дела. В соответствии с требованиями статьи 26.1 КоАП РФ установлено наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности.

Таким образом, исследовав установленные доказательства в их совокупности, мировой судья, в соответствии с требованиями, предусмотренными выше пришел к правильному выводу о наличии в действиях юридического лица - администрации Володарского муниципального района Нижегородской области состава административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.20.7 КоАП РФ.

В силу части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Установив, что в рассматриваемом случае администрацией не приняты все зависящие от нее меры по соблюдению требований законодательства в области гражданской обороны, суд первой инстанции обоснованно принял решения о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 20.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Срок давности привлечения к административной ответственности не истек.

В соответствии с частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок давности, привлечения к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 20.7 названного кодекса, составляет три месяца.

Согласно части 2 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью 1 этой статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.

Факт нарушения законодательства в области гражданской обороны выявлен должностным лицом ОНД и ПР по Володарскому району УНД и ПР ГУ МЧС России по Нижегородской области по результатам проверки 05 марта 2021 г.

Установленный частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок давности привлечения к административной ответственности начал исчисляться с указанной даты и на день вынесения 17 мая 2021 г. мировым судьей постановления о назначении административного наказания не истек.

Правила территориальной подсудности при разрешении дела мировым судьей не нарушены. Дело рассмотрено по месту нахождения администрации Володарского муниципального района Нижегородской области, в деятельности которой было установлено нарушение, что согласуется с правовой позицией, выраженной в пункте 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях".

При составлении протокола об административном правонарушении не допущено нарушений, которые могли бы повлечь признание его недопустимым доказательством по делу.

Доводы жалобы защитника администрации Володарского муниципального района Нижегородской области Трутневой О.В. были предметом рассмотрения мирового судьи и обоснованно отвергнуты с приведением мотивов принятого решения, с которыми следует согласиться.

Доводы жалобы о том, что с 10.02.2021г. по 11.03.2021г. в отношении администрации Володарского муниципального района Нижегородской области проводилась плановая проверка департаментом региональной безопасности Нижегородской области, в том числе и проверка нарушения обязательных требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, в ходе которой данные вопросы, указанные в оспариваемом представлении, также проверялись и нарушений не было выявлено, не влекут удовлетворения жалобы, т.к. указанная проверка проводилась на предмет нарушений обязательных требований в области защиты территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Вместе с тем, Администрация привлекается к административной ответственности за невыполнение мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.

При рассмотрении дела фактические обстоятельства установлены полно и всесторонне, подтверждаются доказательствами, исследованными в ходе судебного заседания и получившими правильную оценку в судебном постановлении. Оснований для переоценки установленных мировым судьей фактических обстоятельств дела не имеется.

Доказательств, опровергающих выводы мирового судьи, в материалах дела и в жалобе не представлено.

Процессуальных нарушений при производстве по данному делу, способных повлечь отмену вынесенного судебного постановления, не усматривается.

Основания для удовлетворения жалобы отсутствуют.

Оснований для применения положений частей 3.2, 3.3 ст.4.1 КоАП РФ судом не установлено.

Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных ст. 24.5 КоАП РФ, а также предусмотренных ст. 2.9 КоАП РФ, не установлено.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 30.7, 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

Р Е Ш И Л :

Постановление мирового судьи судебного участка № 3 Володарского судебного района Нижегородской области исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка № 1 Володарского судебного района Нижегородской области от 17.05.2021 года в отношении администрации Володарского муниципального района Нижегородской области по ч.2 ст. 20.7 КоАП РФ оставить без изменения, а жалобу защитника Трутневой О.В. - без удовлетворения.

Решение апелляционного суда вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в Первый кассационный суд общей юрисдикции лицами, определенными ст.ст. 30.12-30.14 КоАП РФ.

Судья А.А. Полидорский