М.№12-122/2021
УИД 44RS0014-01-2021-000736-09
РЕШЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
п.Островское 27 сентября 2021года
Судья Островского районного суда Костромской области Сапогова Т.В.,
с участием: помощника прокурора Островского района Костромской области Корчагиной Е.Н., должностного лица в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении- главы администрации Островского (центрального) сельского поселения Островского муниципального района Костромской области Воскресенского А.Р.,
при секретаре Чихачевой Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании протест прокурора Островского района Костромской области на определение исполняющей обязанности мирового судьи судебного участка №43 Островского судебного района Костромской области от 25.08.2021г.,
которым постановление прокурора Островского района Костромской области от 18.08.2021г. о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении главы администрации Островского (центрального) сельского поселения Островского муниципального района Костромской области Воскресенского ФИО7 по ст. 15.14 КоАП РФ возвращено прокурору Островского района Костромской области для устранения имеющихся в нем недостатков
установил:
18.08.2021г. постановлением исполняющим обязанности прокурора Островского района Костромской области Розова Д.А. в отношении должностного лица - главы Островского (центрального) сельского поселения Островского муниципального района Костромской области Воскресенского А.Р., возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ст.15.14 КоАП РФ.
Из постановления о возбуждении дела об административном правонарушении от 18.08.2021г. следует, что администрацией Островского (центрального) сельского поселения 28.05.2019г. с ООО «Лесстройпроект» заключен договор № на поставку досок пола в количестве 4 шт. на общую сумму 2084руб. Доски приняты главой Островского (центрального) сельского поселения Воскресенским А.Р. на основании товарной накладной от 28.05.2021г., подписанной также главным бухгалтером ООО «Лесстройпроект» Воскресенской С.А., являющейся супругой Воскресенского А.Р. С целью оплаты поставленных ООО «Лесстройпроект» досок главой Островского (центрального) сельского поселения Воскресенским А.Р. 13.11.2019г. подготовлена заявка на кассовый расход № на сумму 2084руб. На реализацию мероприятий проекта « Формирование современной городской среды» по благоустройству площади у МКУК «Районный центр культуры и досуга» на 2019г. запланировано бюджетных средств на сумму 161 292руб., данной суммой не запланированы расходы на приобретение материалов для лестницы к сцене, изготовление и установка лестницы, в связи с чем оплата досок проведана администрацией поселения по статье бюджета «Прочие мероприятия по благоустройству» ( КБК №), по которой также не были предусмотрены и запланированы денежные средства в размере 2084руб. на приобретение досок для сцены. В постановлении указано, что выделение денежных средств бюджета муниципального образования на расходы, не предусмотренные решением Совета депутатов Островского (центрального) сельского поселения от 26.12.2018г. № «О бюджете Островского (центрального) сельского поселения на 2019г.», свидетельствует о злоупотреблении полномочиями главой муниципального образования в сфере бюджетных правоотношений, нарушает предусмотренный порядок использования и расходования бюджетных средств.
Постановление о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении главы администрации Островского (центрального) сельского поселения Островского муниципального района Костромской области Воскресенского А.Р. по ст. 15.14 КоАП РФ направлено для рассмотрения мировому судье судебного участка №43 Островского судебного района Костромской области.
Определением и.о. мирового судьи судебного участка №43 Островского судебного района Костромской области от 25.08.2021г. постановление о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении главы администрации Островского (центрального) сельского поселения Островского муниципального района Костромской области Воскресенского А.Р. по ст. 15.14 КоАП РФ возвращено прокурору Островского района Костромской области для устранения имеющихся в нем недостатков и определения подведомственности рассмотрения дела. В материалах дела отсутствуют сведения о направлении и вручении определения.
Согласно вх. № почтовой корреспонденции прокуратуры Островского района Костромской области определение получено 03.09.2021г.
Протест прокурора Островского района Костромской области на определение и.о. мирового судьи судебного участка №43 Островского судебного района Костромской области от 25.08.2021г. о возвращении постановления о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении главы администрации Островского (центрального) сельского поселения Островского муниципального района Костромской области Воскресенского А.Р. по ст. 15.14 КоАП РФ для устранения недостатков и определения подведомственности рассмотрения дела поступил в Островский районный суд Костромской области - 08.09.2021г.
С учетом изложенного, судья приходит к выводу о том, что срок, установленный ст. 30.1- 30.3 КоАП РФ не пропущен.
В обоснование доводов протеста на обжалуемое определение прокурор Островского района Костромской области ссылается на то, что прокурором Островского района Костромской области 18.08.2021г. возбуждено дело об административном правонарушении в отношении должностного лица- главы Островского (центрального) сельского поселения Островского муниципального района Костромской области Воскресенского А.Р. по ст.15.14 КоАП РФ по фактам нецелевого использования средств бюджета Островского (центрального) сельского поселения Островского муниципального района Костромской области. В соответствии со ст. 23.1 КоАП РФ постановление о возбуждении дела об административном правонарушении направлено для рассмотрения мировому судье судебного участка №43 Островского судебного района Костромской области. Считает, что мировым судьей необоснованно и необоснованно дело возвращено прокурору Островского района Костромской области.
Статья 23.7.1 КоАП РФ и ст. 23.7 КоАП РФ относят рассмотрение дел об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 15.14 КоАП РФ к компетенции указанных органов в пределах предоставленных им полномочий, за пределы которых органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и федеральные органы исполнительной власти выйти не могут.
Исходя из положения ст.157, ст.269.2 Бюджетного кодекса РФ и Положения о департаменте финансового контроля Костромской области, утв. Постановлением губернатора Костромской области от 09.07.2012г. №, департамент финансового контроля Костромской области не уполномочен осуществлять контроль в отношении средств местного бюджета.
Исходя из ч. 2.1 ст. 266 Бюджетного кодекса РФ органы Федерального казначейства осуществляют финансовый контроль за использованием средств федерального бюджета, имеющих целевое назначение.
Бюджетные средства Островского (центрального) сельского поселения от 26.12.2018г. № « О бюджете Островского (центрального) сельского поселения на 2019г.», не являются средствами федерального бюджета и бюджета Костромской области.
Мировым судьей не учтены положения ч.1 ст. 22.3 КоАП РФ, ч 1.1. ст. 23.1 КоАП РФ, ч.2 ст. 23.1, ст.28.4 КоАП РФ, при толковании, в их взаимосвязи дело об административном правонарушении в отношении Воскресенского А.Р., по факту нецелевого использования бюджетных средств бюджета муниципального образования Островское (центральное) сельское поселение Островского муниципального района Костромской области подлежит рассмотрению мировым судьей, а именно мировым судьей судебного участка № 43 Островского судебного района Костромской области.
В судебном заседании помощник прокурора Островского района Костромской области Корчагина Е.Н. доводы протеста поддержала и просит суд его удовлетворить.
Глава администрации Островского (центрального) сельского поселения Островского муниципального района Костромской области Воскресенский А.Р. считает обжалуемое определение мирового судьи от 25.08.2021г. законным и обоснованным, решение оставляет на усмотрение суда.
Изучив материалы дела, выслушав лиц, участвующих в деле, судья приходит к следующему.
Согласно пунктам 2 и 3 ст. 29.1 КоАП РФ при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении судья, орган, должностное лицо должны выяснить, имеются ли обстоятельства, исключающие возможность рассмотрения данного дела судьей, членом коллегиального органа, должностным лицом, а также правильно ли составлены протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные настоящим Кодексом, а также правильно ли оформлены иные материалы дела.
Из содержания ст. 29.4 КоАП РФ следует, что протокол об административном правонарушении и другие материалы дела могут быть возвращены в орган (должностному лицу), который составил данный протокол в случае составления протокола и оформления других материалов дела неправомочными лицами, неправильного составления протокола и оформления других материалов дела либо неполноты представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела.
В соответствии с разъяснением, содержащимся в п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" в порядке подготовки дела к рассмотрению судья должен также установить, правильно ли составлен протокол об административном правонарушении с точки зрения полноты исследования события правонарушения и сведений о лице, его совершившем, а также соблюдения процедуры оформления протокола.
Существенным недостатком протокола является отсутствие данных, прямо перечисленных в ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ, и иных сведений в зависимости от их значимости для данного конкретного дела об административном правонарушении (например, отсутствие данных о том, владеет ли лицо, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, языком, на котором ведется производство по делу, а также данных о предоставлении переводчика при составлении протокола и т.п.).Задачами производства по делам об административных правонарушениях согласно статьи 24.1 КоАП РФ являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В целях реализации задач Кодексом об административных правонарушениях Российской Федерации регламентированы порядок и условия рассмотрения дел об административных правонарушениях.
Исходя из положений части 1 статьи 1.6 КоАП РФ обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного взыскания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
При этом, в силу предоставленных законом и конституционно закрепленных обязанностей и полномочий по надзору за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, надзору за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прокурор согласно статьи 28.47 КоАП РФ возбуждает по определенным составам дела об административных правонарушениях, в том числе, с учетом субъектного состава. И только прокурор наделен правом при осуществлении надзора за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, возбудить дело о любом другом административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена Кодексом об административных правонарушениях или законом субъекта Российской Федерации.
Статья 15.14 КоАП РФ устанавливает ответственность за нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплате денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, или в направлении средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, на цели, не соответствующие целям, определенным договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния.
В соответствии со ст. 23.7.1 КоАП РФ и ст. 23.7 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст.й 15.14 КоАП РФ рассматриваются указанными органами в пределах предоставленных им полномочий за пределы которых, исходя из положений закона органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и федеральные органы исполнительной власти выйти не могут.
Полномочия органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля по осуществлению внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля определены в пункте 1 статьи 269.2 БК РФ.
Согласно Бюджетного кодекса РФ и Положения о департаменте финансового контроля Костромской области, утвержденного постановлением губернатора Костромской области от 09 июля 2012 года №, департамент финансового контроля Костромской области не уполномочен осуществлять контроль в отношении средств местных бюджетов.
Согласно пункта 3 статьи 166.1 Бюджетного кодекса РФ федеральное казначейство осуществляет функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере в соответствии с полномочиями, установленными настоящим Кодексом, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.
Согласно пункта 3 статьи 265 Бюджетного кодекса РФ внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль является контрольной деятельностью Федерального казначейства, органов государственного (муниципального) финансового контроля, являющихся органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (органами местных администраций) (далее - органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля).
Таким образом, статья 266.1 Бюджетного кодекса РФ, определяющая объекты государственного (муниципального) финансового контроля в пункте 2.1 устанавливает, в том числе, осуществление Федеральным казначейством в отношении объектов контроля государственного финансового контроля за использованием средств федерального бюджета, имеющих целевое назначение.
Дело об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.14 КоАП в отношении главы администрации Островского (центрального) сельского поселения Островского муниципального района Костромской области Воскресенского А.Р., выразившимся в нецелевом использовании средств бюджета муниципального образования на расходы, не предусмотренные решением Совета депутатов Островского (центрального) сельского поселения от 26.12.2018г. №127 «О бюджете Островского (центрального) сельского поселения на 2019г., являлись средствами местного бюджета, что прямо следует из постановления о возбуждении дела об административном правонарушении от 18.08.2021г. и не являлись денежными средствами федерального бюджета, бюджета Костромской области.
Соответственно, дело об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.14 КоАП в отношении Воскресенского А.Р. не подлежит рассмотрению Управлением Федерального казначейства по Костромской области, и исходя из полномочий, и департаментом финансового контроля Костромской области.
Согласно ч.1 ст. 22.3 КоАП РФ в случае упразднения указанных в главе 23 настоящего Кодекса или в законе субъекта Российской Федерации органа, учреждения, их структурных подразделений или территориальных органов, должности должностного лица до внесения в настоящий Кодекс или в закон субъекта Российской Федерации соответствующих изменений и дополнений подведомственные им дела об административных правонарушениях рассматривают судьи.
Исходя из положений ст.23.7.1. 23.7, 23.1 КоАП. с учетом пределов предоставленных полномочий Управления Федерального казначейства по Костромской области и департамента финансового контроля Костромской области, никакого иного органа, должностного лица, уполномоченного, рассматривать дело об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.14 КоАП в отношении главы администрации Островского (центрального) сельского поселения Островского муниципального района Костромской области Воскресенского А.Р. по обстоятельствам, выразившимся в нецелевом использовании средств бюджета муниципального образования на расходы, не предусмотренные решением Совета депутатов Островского (центрального) сельского поселения от 26.12.2018г. № «О бюджете Островского (центрального) сельского поселения на 2019г.»
Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях в главе 23 определены судьи, органы, должностные лица, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях.
Частью 1.1 статьи 23.1 КоАП РФ установлено, что дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 7.32.6, 15.1, 15.14 - 15.15.16 и частью 20 статьи 19.5 настоящего Кодекса, рассматриваются судьями в случаях, если дело о таком административном правонарушении возбуждено инспектором Счетной палаты Российской Федерации, либо уполномоченным должностным лицом контрольно-счетного органа субъекта Российской Федерации, либо уполномоченным должностным лицом органа муниципального финансового контроля.
Часть 2 статьи 23.1 КоАП РФ определяет рассмотрение дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 15.14 настоящего Кодекса, судьями в случаях, если орган или должностное лицо, к которым поступило дело о таком административном правонарушении, передает его на рассмотрение судье.
В части 3 статьи 23.1 КоАП РФ, предусматривающей рассмотрение различной категории дел об административных правонарушениях различными судьями судебной системы, в абзаце 6 указано, что в остальных случаях дела об административных правонарушениях, указанных в частях 1 - 2 настоящей статьи, рассматриваются мировыми судьями.
При таких обстоятельствах, во взаимосвязи положений ч. 1.1 ст.23.1, ст.28.4 КоАП РФ, рассмотрение возбужденного прокурором дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.14 КоАП РФ, предметом которого являются средства муниципального бюджета, относятся к подведомственности судей.
При этом, исходя из вышеприведенных положений ст. 23.7.1. 23.7, 23.1 КоАП РФ, с учетом пределов предоставленных полномочий Управления Федерального казначейства по Костромской области и Департамента финансового контроля Костромской области, никакого иного органа, должностного лица, уполномоченного, рассматривать дело об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.14 КоАП РФ, кроме судьи, не имеется.
Направление возбужденного прокурором дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.14 КоАП РФ предметом которого являются средства муниципального бюджета, непосредственно на рассмотрение мировому судье не противоречит положениям КоАП РФ, ст. 23.1 КоАП РФ.
При изложенных обстоятельствах, судья приходит к выводу о том, что обжалуемое определение нельзя признать законным и обоснованным, подлежит отмене, а дело направлению на рассмотрение по подведомственности мировому судье судебного участка № 43 Островского судебного района Костромской области для решения вопросов, предусмотренных ст. 29.1, ст. 29.4 КоАП РФ.
Руководствуясь ст.ст. 30.6 - 30.8 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
Протест прокурора Островского района Костромской области удовлетворить.
Определение исполняющей обязанности мирового судьи судебного участка № 43 Островского судебного района Костромской области от 25.08.2021г. о возвращении прокурору Островского района Костромской области для устранения выявленных недостатков постановления от 18.08.2021г. о возбуждении дела об административном правонарушении и материалов дела об административном правонарушении в отношении главы администрации Островского (центрального) сельского поселения Островского муниципального района Костромской области Воскресенского ФИО8 по ст. 15.14 КоАП РФ, отменить.
Материалы дела об административном правонарушении в отношении в отношении главы администрации Островского (центрального) сельского поселения Островского муниципального района Костромской области Воскресенского ФИО9 по ст. 15.14 КоАП РФ возвратить мировому судье судебного участка № Островского судебного района Костромской области для решения вопросов, предусмотренных ст.29.1, ст.29.4 КоАП РФ.
Решение вступает в законную силу немедленно после вынесения (п.3 ст. 31.1. КоАП РФ).
Пересмотр вступивших в законную силу постановлений и решений по делам об административных правонарушениях в порядке, предусмотренном ст.ст. 30.12-30.19 КоАП РФ.
Судья Сапогова Т.В.