№12-122/2022
РЕШЕНИЕ
по протесту прокурора на постановление по делу об административном правонарушении
город Владикавказ 6 апреля 2022 года
Судья Советского районного суда города Владикавказа Республики Северная Осетия-Алания - Тедтоев А.С.,
рассмотрев протест первого заместителя прокурора Республики Северная Осетия-Алания на постановление по делу об административном правонарушении,
установил:
постановлением от 28 декабря 2021г. мирового судьи судебного участка №28 Советского судебного района РСО-Алания, прекращено производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.19.28. КоАП РФ, возбужденное прокурором в отношении ООО «БИК», за отсутствием состава административного правонарушения.
Прокурор опротестовал указанное постановление по мотивам неправильного применения закона и несоответствия сделанных в нем выводов фактическим обстоятельствам дела. По мнению прокурора, факт совершения упомянутым юридическим лицом административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 19.28 КоАП РФ установлен прокуратурой по результатам изучения материалов оперативно-розыскных мероприятий, проведенных УФСБ по РСО-Алания совместно с УБЭП МВД по РСО-Алания. В частности заместитель начальника отдела жилищной политики, контроля и надзора за долевым строительством Министерства строительства и архитектуры РСО-Алания ФИО1 А.Н. используя свое служебное положение, обеспечил ООО «БИК» возможность привлечения денежных средств участников долевого строительства без использования счетов эскроу, вопреки положениям постановления Правительства РФ от 22 апреля 2019г. №480, разместив соответствующие сведения в Единой информационной системе жилищного строительства (ЕИСЖС). За такое содействие ООО «БИК» в лице генерального директора ФИО2 Г.М. передало ФИО1 А.Н. 400 000 рублей. Соответственно вывод мирового судьи о непричастности ООО «БИК» к названному административному правонарушению, не соответствует фактическим обстоятельствам дела. По этим доводам прокурор просит отменить вынесенное по делу постановление и привлечь ООО «БИК» к административной ответственности по ч.1 ст. 19.28. КоАП РФ.
Представитель прокуратуры РСО-Алания ФИО3 С.О. в судебном заседании при рассмотрении протеста судьей районного суда поддержал его, приведя отраженные нем доводы.
Защитник ООО «БИК» – ФИО4 Таймураз Олегович, действующий на основании доверенности, просил оставить вынесенное по делу постановление ввиду его законности и обоснованности без изменения, а протест прокурора – без удовлетворения. По мнению защитника, ООО «БИК» исходя из положений постановления Правительства РФ от 22 апреля 2019г. №480 располагает правом привлечения денежных средств участников долевого строительства в отсутствие счетов эскроу, поскольку начало осуществление строительства имело место до принятия упомянутого постановления.
Исследовав материалы дела, проверив доводы протеста прокурора, судья районного суда пришел к выводу о наличии оснований к его удовлетворению.
Как явствует из имеющейся в деле копии устава ООО «БИК» и выписки из Единого государственного реестра юридических лиц, данная коммерческая организация имеет предметом своей деятельности, помимо прочего, строительство жилых и нежилых зданий, а также производство общестроительных работ.
Согласно письму Министерства строительства и архитектуры РСО-Алания от 24 июня 2021г. №01-13/1129 в адрес Следственного комитета, ООО «БИК» осуществляет строительство жилого комплекса «Радужный» по адресу РСО-Алания, <адрес>. Разрешение на строительство выдано АМС г.Владикавказа 29 апреля 2014г. №Ru 15301000-66.
Как усматривается из приобщенных к делу материалов оперативно-розыскных мероприятий (постановление о проведении ОРМ «Наблюдение», акт добровольной выдачи, заявление и объяснение ФИО2 Г.М., а также объяснение ФИО1 А.Р.), проведенных УФСБ по РСО-Алания совместно с УЭБ МВД по РСО-Алания в апреле – июне 2021г., заместитель начальника отдела жилищной политики, контроля и надзора за долевым строительством Министерства строительства и архитектуры РСО-Алания ФИО1 А.Н. оказал услуги ООО «БИК» по восстановлению учета на интернет-сайте «наш.дом.рф», что по мнению органа, осуществившего оперативно-розыскные мероприятия, дало названной коммерческой организации возможность привлечения денежных средств участников долевого строительства без использования счетов эскроу, вопреки положениям постановления Правительства РФ от 22 апреля 2019г. №480. ФИО1 А.Р. от имени ООО «БИК» разместил соответствующие сведения в Единой информационной системе жилищного строительства (ЕИСЖС). За такое содействие ООО «БИК» в лице генерального директора ФИО2 Г.М. передало ФИО1 А.Н. 400 000 рублей.
Факт передачи ФИО2 Г.М. 400 000 рублей ФИО1 А.Р. ими не оспаривается. Согласно позиции защитника ООО «БИК» данная коммерческая организация имела право осуществления привлечения денежных средств участников долевого строительства без открытия счетов эскроу. Деньги ФИО2 Г.М. ФИО1 А.Р. были переданы в качестве вознаграждения, за то, что последний, не используя свои служебные полномочия, лишь на основании имеющихся у него знаний помог ООО «БИК» восстановиться в Единой информационной системе жилищного строительства (ЕИСЖС) на интернет-сайте «наш.дом.рф», откуда организация была удалена случайно по ошибке ее сотрудника.
Мировой судья разделил эту позицию.
Выслушанный в настоящем судебном заседании в качестве свидетеля ФИО1 Андрей Ростиславович пояснил, что с 15 августа 2019г. по 2021г. включительно он занимал должность заместителя начальника отдела жилищной политики, контроля и надзора за долевым строительством Министерства строительства и архитектуры РСО-Алания. Весной 2021г. к нему обратился генеральный директор ООО «БИК» ФИО2 Г.М. с просьбой оказать содействие в восстановлении этого юридического лица в реестре застройщиков жилого многоквартирного жилья в Единой информационной системе жилищного строительства (ЕИСЖС) на интернет-сайте «наш.дом.рф», с чем он, имея знания и знакомство с этой системой согласился. Получив ключ от личного кабинета ООО «БИК» и необходимые документы, он, работая у себя дома по вечерам, решил эту проблему и получил за свои услуги от названного юридического лица 400 000 рублей. Свои служебные полномочия не использовал. Пояснил, что ООО «БИК» отвечало критериям, отраженным в постановления Правительства РФ от 22 апреля 2019г. №480 и могло осуществлять строительство без открытия счетов эскроу, его помощь заключалась лишь восстановлении юридического лица в Единой информационной системе жилищного строительства. Показания сотруднику УФСБ от 10 июня 2021г. о том, что именно в результате его действий ООО «БИК» получило возможность осуществлять строительство в обход законодательства без открытия счетов эскроу он дал под влиянием сильного волнения.
Начальник отдела жилищной политики, контроля и надзора за долевым строительством Министерства строительства и архитектуры РСО-Алания ФИО5 ФИО6 Борисовна в судебном заседании при рассмотрении протеста прокурора, выслушанная в качестве свидетеля, объяснила, что в июне 2021г. ей стало известно о задержании ее заместителя ФИО1 А.Р. в связи с получением денег от ООО «БИК» за оказание содействие в восстановлении регистрации организации в Единой информационной системе жилищного строительства (ЕИСЖС) на интернет-сайте «наш.дом.рф» и обеспечение возможности осуществления строительства в отсутствие счетов эскроу. При этом еще в 2019г. Министерством было выдано заключение о соответствии ООО «БИК» установленным Правительством РФ критериям для осуществления строительной деятельности без открытия таких счетов в соответствии с постановлением Правительства РФ №480. В обязанности возглавляемого ею отдела входит контроль за осуществлением жилищного многоквартирного строительства на территории республики, проверка отчетности застройщиков, обеспечение прав участников долевого строительства.
Генеральный директор ООО «БИК» ФИО2 ФИО7 в настоящем судебном заседании показал, что возглавляемое им юридическое лицо занимается строительством жилых многоквартирных домов на <адрес>, где возводится жилой комплекс «Радужный» в составе трех домов, из которых два построены и введены в эксплуатацию, один находится на стадии завершения строительства. В 2021г. из-за ошибки его работника, организация была исключена из реестра застройщиков, который ведется в Единой информационной системе жилищного строительства. Для восстановления участия в реестре он обратился к ФИО1 А.Р., которого ему порекомендовали как человека, который может решить эту проблему. Договорившись с последним, он передал ему документацию и ключ от личного кабинета ООО «БИК» в Единой информационной системе жилищного строительства. Последний решил эту проблему и ООО «БИК» была восстановлена в системе.
Часть 1 статьи 19.28. КоАП РФ предполагает административную ответственность за незаконную передачу, предложение или обещание от имени или в интересах юридического лица либо в интересах связанного с ним юридического лица должностному лицу, лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, иностранному должностному лицу либо должностному лицу публичной международной организации денег, ценных бумаг или иного имущества, оказание ему услуг имущественного характера либо предоставление ему имущественных прав (в том числе в случае, если по поручению должностного лица, лица, выполняющего управленческие функции в коммерческой или иной организации, иностранного должностного лица либо должностного лица публичной международной организации деньги, ценные бумаги или иное имущество передаются, предлагаются или обещаются, услуги имущественного характера оказываются либо имущественные права предоставляются иному физическому либо юридическому лицу) за совершение в интересах данного юридического лица либо в интересах связанного с ним юридического лица должностным лицом, лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации действия (бездействие), связанного с занимаемым им служебным положением.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 апреля 2019г. №480 утверждены КРИТЕРИИ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ СТЕПЕНЬ ГОТОВНОСТИ МНОГОКВАРТИРНОГО ДОМА И (ИЛИ) ИНОГО ОБЪЕКТА НЕДВИЖИМОСТИ (ПРОЕКТА СТРОИТЕЛЬСТВА) И КОЛИЧЕСТВО ЗАКЛЮЧЕННЫХ ДОГОВОРОВ УЧАСТИЯ В ДОЛЕВОМ СТРОИТЕЛЬСТВЕ, ПРИ УСЛОВИИ СООТВЕТСТВИЯ КОТОРЫМ ЗАСТРОЙЩИКУ ПРЕДОСТАВЛЯЕТСЯ ПРАВО НА ПРИВЛЕЧЕНИЕ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ УЧАСТНИКОВ ДОЛЕВОГО СТРОИТЕЛЬСТВА БЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СЧЕТОВ, ПРЕДУСМОТРЕННЫХ СТАТЬЕЙ 15.4 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "ОБ УЧАСТИИ В ДОЛЕВОМ СТРОИТЕЛЬСТВЕ МНОГОКВАРТИРНЫХ ДОМОВ И ИНЫХ ОБЪЕКТОВ НЕДВИЖИМОСТИ И О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В НЕКОТОРЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ", ПО ДОГОВОРАМ УЧАСТИЯ В ДОЛЕВОМ СТРОИТЕЛЬСТВЕ, ПРЕДСТАВЛЕННЫМ НА ГОСУДАРСТВЕННУЮ РЕГИСТРАЦИЮ ПОСЛЕ 1 ИЮЛЯ 2019 г.
Упомянутое выше должностное лицо Министерства строительства и архитектуры ФИО5 А.Б. в судебном заседании указала на соответствие ООО «БИК» этим критериям, в частности количество заключенных договоров участия в долевом строительстве подтверждает реализацию участникам долевого строительства не менее 10 процентов общей площади жилых и нежилых помещений, машино-мест, в отношении которых могут быть заключены договоры участия в долевом строительстве, указанных в проектной декларации проекта строительства и степень готовности проекта строительства составляет не менее 30%. Согласно справке ООО «БИК», предоставленной в настоящее судебное заседание, степень готовности составляет 85 %. Данных, опровергающих это утверждение, не имеется.
В соответствии с пункта 2 части 1.2. статьи 3 Федерального закона от 30 декабря 2004 года N 214-ФЗ «ОБ УЧАСТИИ В ДОЛЕВОМ СТРОИТЕЛЬСТВЕ МНОГОКВАРТИРНЫХ ДОМОВ И ИНЫХ ОБЪЕКТОВ НЕДВИЖИМОСТИ И О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В НЕКОТОРЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ», застройщик вправе осуществлять строительство (создание) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости в пределах одного или нескольких разрешений на строительство с привлечением денежных средств участников долевого строительства при условии размещения денежных средств участников долевого строительства на счетах эскроу в порядке, предусмотренном статьей 15.4 данного Федерального закона.
Исходя из пункта 7 статьи 8 Федерального закона 1 июля 2018 года N 175-ФЗ «О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН "ОБ УЧАСТИИ В ДОЛЕВОМ СТРОИТЕЛЬСТВЕ МНОГОКВАРТИРНЫХ ДОМОВ И ИНЫХ ОБЪЕКТОВ НЕДВИЖИМОСТИ И О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В НЕКОТОРЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" И ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ», положения упомянутой выше нормы не применяются к застройщикам, получившим разрешение на строительство до 1 июля 2018 года. Как явствует из разрешения на строительство, выданного АМС <адрес> РСО-Алания №Ru 15301000-65, ООО «БИК» получило разрешение на строительство трех жилых многоквартирных домов по адресу: РСО-Алания, <адрес>, 6 мая 2014г., то есть, до упомянутой даты.
Приведенные данные и обстоятельства указывают на то, что ООО «БИК» располагало правом осуществления строительства жилого комплекса на <адрес>, без открытия счетов эскроу.
Вместе с тем, в соответствии со ст. 24.1. КоАП РФ, задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Мировой судья, правильно указав в своем постановлении на то, что по делам об административных правонарушениях, предусмотренных ч.1 ст. 19.28. КоАП РФ, подлежит доказыванию наличие экономической или иной заинтересованности в совершении действий (бездействия) за которые незаконно передано вознаграждение, предложено или обещано денежное вознаграждение, не сделал в нем вывод о том, была ли такая заинтересованность у юридического лица в рассматриваемом случае. То есть, по сути, вопреки требованиям п.6 ч.1 ст. 29.10. КоАП РФ, в постановлении отсутствует мотивированное решение, принятое по делу.
В постановлении мирового судьи отражена позиция, в соответствии с которой в перечень должностных обязанностях ФИО8 не входит надзор за формированием и размещением проектных деклараций застройщиками в Единой информационной системе жилищного строительства, контроль за деятельностью застройщиков по применению, функционированию и использованию эскроу счетов. Данная позиция не соответствует фактическим обстоятельствам дела. Исходя из подпункта 16 пункта 3.1.2. Должностного регламента заместителя начальника отдела жилищной политики, контроля и надзора за долевым строительством, утвержденного Министром строительства и архитектуры РСО-Алания 15 августа 2019г., в полномочия этого должностного лица входит участие в проведении внеплановых проверок соблюдения застройщиком в процессе осуществления деятельности обязательных требования и требований, установленных федеральным законодательством в области долевого строительства. Исходя из части 1 и пункта 3 части 2 статьи 3.1. Федерального закона от 30 декабря 2004 года N 214-ФЗ «ОБ УЧАСТИИ В ДОЛЕВОМ СТРОИТЕЛЬСТВЕ МНОГОКВАРТИРНЫХ ДОМОВ И ИНЫХ ОБЪЕКТОВ НЕДВИЖИМОСТИ И О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В НЕКОТОРЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» застройщик, привлекающий денежные средства участников долевого строительства, обязан раскрывать информацию в Единой информационной системе жилищного строительства, в том числе проектную декларацию. Согласно пункта 13 части 3.3. Федерального закона раскрытию подлежит и информация, связанная со счетами эскроу. Таким образом, в компетенцию заместителя начальника отдела жилищной политики, контроля и надзора за долевым строительством Министерства строительства и архитектуры РСО-Алания входили соответствующие контрольные и надзорные функции.
Вместе с тем, в данном случае для правильного рассмотрения дела необходимо установить использовал ли ФИО1 А.Р. эти полномочия при оказании помощи ООО «БИК», чего мировым судьей при рассмотрении дела в полном мере сделано не было. Показания данного лица необходимо оценить с учетом иных доказательств и обстоятельств дела. В постановлении нет вывода о том, получило ли ООО «БИК» в результате действий ФИО1 А.Р. право осуществлять строительство жилых многоквартирных домов без открытия счетов эскроу, либо такое право у него объективно имелось вне зависимости от действий такого лица. Разрешение этого вопроса имеет существенное значение для правильного рассмотрения дела.
При таких обстоятельствах вынесенное по делу постановление нельзя признать законным и обоснованным.
В соответствии с п.4 ч.1 ст. 30.7. КоАП РФ, одним из решений, выносимых по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, является решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных данных Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, а также в связи с необходимостью применения закона об административном правонарушении, влекущем назначение более строгого административного наказания, если потерпевшим по делу подана жалоба на мягкость примененного административного наказания.
Таким образом, в связи с приведенными выше выводами и обстоятельствами, опротестованное постановление подлежит отмене, а протест прокурора на него – частичному удовлетворению (в части отмены указанного постановление).
Как усматривается из ст.30.7. КоАП РФ, у судьи, осуществляющего пересмотр дела по жалобе либо протесту прокурора, нет полномочия привлечения к административной ответственности каких-либо лиц. Поэтому соответствующее требование протеста прокурора не подлежит удовлетворению.
При новом рассмотрении дела мировому судье необходимо учесть замечания вышестоящего судьи и устранить отмеченные недостатки.
На основании изложенного, руководствуясь главой 30 КоАП РФ,
Судья решил:
Протест прокурора удовлетворить частично.
Постановление от 28 декабря 2021 года мирового судьи судебного участка №28 Советского судебного района города Владикавказа Республики Северная Осетия-Алания о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.28. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, возбужденного в отношении ООО «БИК», за отсутствием состава административного правонарушения, отменить и вернуть дело мировому судье на новое рассмотрение.
Отказать в удовлетворении требования протеста прокурора о привлечении ООО «БИК» к административной ответственности по ч.1 ст. 19.28. КоАП РФ, как не соответствующего полномочиям вышестоящей судебной инстанции.
Настоящее решение вступает в законную силу с момента его вынесения.
СУДЬЯ А.С.ТЕДТОЕВ