Дело № 12-1231-19
Р Е Ш Е Н И Е
по жалобе на постановление по делу
об административном правонарушении
г. Якутск 03 июля 2019 года
Судья Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) Цыкунова В.П., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу председателя Якутской республиканской коллегии адвокатов ФИО1 на постановление заместителя руководителя Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Саха (Якутия) ФИО2 №156 от 03 июня 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 13.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении юридического лица – Якутская республиканская коллегия адвокатов,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением заместителя руководителя Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Саха (Якутия) ФИО2 №156 от 03 июня 2019 года юридическое лицо – Якутская республиканская коллегия адвокатов привлечено к административной ответственности по ч.1 ст.13.19 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, председатель Якутской республиканской коллегии адвокатов ФИО1 обратился в суд с жалобой, просит отменить постановление №156 от 03 июня 2019 года, производство по делу прекратить. В обоснование указывает, что Федеральный закон №63 от 31 мая 2002 г. «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ» определяет, что адвокатской деятельностью является квалифицированная юридическая помощь, оказываемая на профессиональной основе лицами, получившими статус адвоката, и не является предпринимательской (пункты 1, 2 статьи 1 Федерального закона "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации"). Таким образом, коллегия адвокатов не обязана предоставлять данные о движении основных фондов (средств) некоммерческих организаций. Также указывает на то, что сроки давности привлечения к административной ответственности истекли. Срок предоставления данных 1 апреля 2019 г., а постановление вынесено 03 июня 2019 г., то есть с истечением двухмесячного срока.
Представитель ЯРКА ФИО1 в судебном заседании поддержал доводы жалобы и дополнение к жалобе, пояснил, что в нарушение Положения образцы форм первичных статистических данных субъектов официального статистического учета, административным органом до респондента доведены не были. Сроки, предусмотренные КоАП РФ, и исчисляемые днями включают в себя как рабочие, так и не рабочие дни, то есть исчисляются в календарных днях, потому он не согласен с доводами представителя ТУ ФСГС по РС (Я) о том, что сроки давности привлечения к административной ответственности лица, совершившего административное правонарушение, не истекли, в связи с тем, что рассмотрение дела было назначено на следующий за ним рабочий день, то есть 03 июня 2019 г.
Представитель ТУ ФСГС по РС (Я) по доверенности ФИО3 с жалобой не согласилась, ссылаясь на необоснованность приведенных в жалобе доводов, просила оставить их без удовлетворения, постановление без изменения. Время совершения административного правонарушения 01 апреля 2019 г., сроки истекли 02 июня 2019 г., однако 02 июня 2019 г. был не рабочий день – воскресенье, дело рассмотрено 03 июня 2019 г. на следующий за ним рабочий день.
Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав доводы жалобы, материалы административного дела, суд приходит к следующему.
Частью 1 ст.13.19 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за непредоставление респондентами субъектам официального статистического учета первичных статистических данных в установленном порядке или несвоевременное предоставление этих данных либо предоставление недостоверных первичных статистических данных влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от двадцати тысяч до семидесяти тысяч рублей.
Пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 29.11.2007 N 282-ФЗ "Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации" установлено, респонденты, за исключением респондентов, указанных в частях 2 и 3 настоящей статьи, обязаны безвозмездно предоставлять субъектам официального статистического учета первичные статистические данные и административные данные, необходимые для формирования официальной статистической информации, в том числе данные, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, сведения, составляющие коммерческую тайну, сведения о налогоплательщиках, о персональных данных физических лиц и другую информацию, доступ к которой ограничен федеральными законами.
В соответствии с ч.ч. 3, 4 ст. 6 Федерального закона от 29 ноября 2007 г. N 282-ФЗ сбор первичных статистических данных осуществляется по формам федерального статистического наблюдения. Формы федерального статистического наблюдения и указания по их заполнению утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти по представлению субъектов официального статистического учета, если иное не установлено федеральными законами.
В соответствии с п.п. 3,5 Положения об условиях предоставления в обязательном порядке первичных статистических данных и административных данных субъектам официального статистического учета, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 18 августа 2008 г. №620 ответственным за представление статистической информации, необходимой для проведения государственных статистических наблюдений (соблюдение порядка ее предоставления, а равно представление достоверной статистической информации), является руководитель организации, ее филиала и представительства, а также лицо, занимающееся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.
Приказом Федеральной службы государственной статистики от 19.07.2018 № 449 утверждена форма федерального статистического наблюдения №11 (краткая) «Сведения о наличии и движении основных фондов (средств) некоммерческих организаций», в соответствии с которой, юридические лица – некоммерческие организации, осуществляющие все виды экономической деятельности, предоставляют сведения территориальному органу Росстата в субъекте Российской Федерации по установленному им адресу ежегодно 1 апреля.
Установлено, что ЯРКА не представлена в установленный срок первичная статистическая информация по форме федерального статистического наблюдения 11 (краткая) «Сведения о наличии и движении основных фондов (средств) некоммерческих организаций» за 2018 год в адрес Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по РС (Я) по установленному им адресу. Срок сдачи отчета истек 01 апреля 2019 года.
03 июня 2019 года юридическое лицо – Якутская республиканская коллегия адвокатов привлечено к административной ответственности по ч.1 ст.13.19 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей, о чем вынесено должностным лицом Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по РС (Я) постановление № 156.
Из анализа юридического состава административного правонарушения, сформулированного в диспозиции ст. 13.19 КоАП РФ, следует, что объектом данного правонарушения являются общественные отношения, возникающие при осуществлении официального статистического учета и составляющие предмет регулирования Федерального закона от 29 ноября 2007 г. N 282-ФЗ "Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации". При этом для всех без исключения юридических лиц установлена обязанность по предоставлению субъектам официального статистического учета первичных статистических данных, необходимых для формирования официальной статистической информации.
Действия ЯРКА правильно квалифицированы по ч. 1 ст. 13.19 КоАП РФ.
Согласно статье 24.1 КоАП РФ к числу задач производства по делам об административных правонарушениях относятся всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
В соответствии с принципами законодательства Российской Федерации по делам об административных правонарушениях лицо может быть привлечено к административной ответственности лишь на основаниях и в порядке, установленных законом (статья 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Согласно пункту 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ истечение сроков давности привлечения к административной ответственности, предусмотренных статьей 4.5 настоящего Кодекса, является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Административное правонарушение, предусмотренное частью 1 статьей 13.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не может расцениваться как длящееся - срок давности по нему исчисляется с даты наступления срока, к которому респондент согласно нормативным требованиям, обязан предоставить соответствующему субъекту официального статистического учета первичных статистических данных по установленной форме.
Согласно части 1 статьи 4.5 КоАП РФ (с учетом статьи 23.53 того же Кодекса) срок давности привлечения к административной ответственности за указанное административное правонарушение составляет два месяца.
Датой совершения правонарушения необходимо считать 01 апреля 2019 года, следовательно, срок давности привлечения ЯРКА к административной ответственности, установленный ч. 1 ст. 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел, по настоящему делу истек 01 июня 2019 года, однако постановление о назначении ЯРКА административного наказания вынесено 03 июня 2019 года, то есть с нарушением части 1 статьи 4.5 упомянутого Кодекса. Привлечение юридического лица к административной ответственности за пределами предусмотренного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ специального срока давности привлечения к ответственности является недопустимым.
При этом следует отметить, что предусмотренные частью 3 статьи 4.8 КоАП РФ положения о последнем дне срока давности привлечения к административной ответственности, окончание которого приходится на нерабочий день, распространяются только на сроки, исчисляемые днями, и в данном случае не могут быть применимы, поскольку установленный статьей 4.5 названного Кодекса срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренной статьей 13.19 указанного Кодекса, исчисляется в месяцах.
Исходя из положений части 1 статьи 1.6 КоАП РФ, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
На основании изложенного, доводы представителя ТУ ФСГС по РС (Я) о том, что срок давности привлечения к административной ответственности административным органом не пропущен, не состоятелен.
При таких обстоятельствах вынесенное в отношении ЯРКА постановление подлежит отмене, а производство по делу подлежит прекращению по основанию, предусмотренному пунктом 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст.30.6, 30.7 КоАП РФ, суд
РЕШИЛ:
Постановление заместителя руководителя Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Саха (Якутия) ФИО2 №156 от 03 июня 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 13.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении юридического лица – Якутская республиканская коллегия адвокатов отменить, производство по делу прекратить в связи с истечением срока давности привлечения к ответственности.
Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Верховный суд Республики Саха (Якутия) со дня получения или вручения копии постановления.
Судья В.П.Цыкунова