Судья: Кашкарова С.В. Дело № 12-1232/2020
Решение
«18» марта 2020 года г. Краснодар
Судья Краснодарского краевого суда Пегушин В.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении по жалобе государственного инспектора Южного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее – госинспектор отдела ЮМУ Росприроднадзора) ФИО1, на постановление судьи Анапского городского суда Краснодарского края от 11 ноября 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении юридического лица муниципального унитарного предприятия муниципального образования город-курорт Анапа «Объединение курортных услуг» Краснодарского края (далее – МУП «ОКУ»),
установил:
обжалуемым постановлением от 11 ноября 2019 года судьи Анапского городского суда Краснодарского края производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении юридического лица МУП «ОКУ» прекращено за отсутствием состава административного правонарушения.
В жалобе, поданной в Краснодарский краевой суд, госинспектор отдела ЮМУ Росприроднадзора ФИО1, просит постановление судьи городского суда отменить, считая, что оно незаконно, необоснованно, вынесено с нарушением требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. При этом просит восстановить пропущенный процессуальный срок на подачу жалобы на постановление судьи.
Проверив материалы дела, изучив доводы, изложенные в жалобе, выслушав мнение представителя ЮМУ Росприроднадзора, по доверенности ФИО2, поддержавшую доводы жалобы, судья вышестоящей инстанции считает, что постановление судьи районного суда подлежит отмене по следующим основаниям.
По вопросу восстановления процессуального срока.
Постановление судьи Анапского городского суда Краснодарского края принято - 11 ноября 2019 года.
В части 1, 2 статьи 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, указывается, что жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления. В случае пропуска срока, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, указанный срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочными рассматривать жалобу.
Из материалов дела следует, что копию постановления судьи районного суда Управлением получено только - 13 января 2020 года. Это следует из текста жалобы и подтверждается отслеживанием почтового идентификатора на сопроводительном письме (л.д. 59). Других сведений о своевременном получении Управлением копии обжалуемого постановления материалы дела не содержат.
Жалоба госинспектора отдела ЮМУ Росприроднадзора, поступила в районный суд – 22.01.2020 года, то есть в срок предусмотренный законодательством, поэтому восстановление срока не требуется.
В соответствии с частью 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
Как следует из материалов дела, 22.10.2019 года, в 10 часов 00 минут, по адресу: 353440, Россия, Краснодарский край, г-к. Анапа, ул. Астраханская, <...> этаж, каб. № 1 установлено, что МУП «ОКУ», расположенное по адресу: 353440, Россия, <...> должным образом не обеспечивает соблюдение требований природоохранного законодательства.
Так в соответствии с письмом исх. № 7/3-19-2019/53198 от 01.07.2019 года прокуратуры Краснодарского края старшим помощником Анапской межрайонной прокуратуры ФИО3, при участии государственного инспектора Отдела государственного экологического надзора Азово-Черноморский Межрегионального управления Росприроднадзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея ФИО1, проведена проверка исполнения требований законодательства об отходах производства и потребления хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность по обращению с твердыми коммунальными отходами на основании лицензии в том, числе в МУП «ОКУ».
В соответствии со ст. 15 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» лица, которые допущены к сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, обязаны иметь документы о квалификации, выданные по результатам прохождения профессионального обучения или получения дополнительного профессионального образования, необходимых для работы с отходами I - IV классов опасности.
Проведенной проверкой установлено, МУП «ОКУ» выдана лицензия № 023 00388 от 25.11.2016 года на сбор и транспортирование отходов I - IV классов опасности.
В соответствии с п. 6 письма Анапской межрайонной прокуратуры МУП «ОКУ» в срок до 22.07.2019 года необходимо предоставить документы о профессиональной подготовке (переподготовке) лиц, допущенных к обращению с отходами I - IV класса опасности.
С сопроводительным письмом исх. № 129 от 19.07.2019 года МУП «ОКУ» были предоставлены копии удостоверений о профессиональной подготовке (переподготовке) лиц, допущенных к обращению с отходами I - IV класса опасности на имя и.о. директора < Ф.И.О. >5, тракториста < Ф.И.О. >6, тракториста < Ф.И.О. >7, водителя < Ф.И.О. >8, тракториста < Ф.И.О. >9 и водителя < Ф.И.О. >10
Приложением <№..> к договору <№..> от <Дата> перевозка ТКО на полигон осуществляется следующим специализированным транспортом: специализированные прочие ЗИЛ 131 г/н <№..>, грузовой самосвал Beifan Benchi ND 3250 г/н <№..>, трактор МТЗ 80 г/н <№..>, трактор МТЗ 952 г/н <№..>, трактор МТЗ 80 г/н <№..>, грузовой автомобиль Валдай г/н <№..>, мусоровоз ГАЗ 53 г/н <№..>.
Согласно письму МУП «ОКУ» исх. № 170 от 27.08.2019 года на тракторе МТЗ 80 г/н 4487 работает ФИО4, у которого документы о профессиональной подготовке (переподготовке) лиц, допущенных к обращению с отходами I - IV класса опасности отсутствуют.
В соответствии с приказом № 66 от 27.12.2018 года ответственными по обращению с отходами производства и потребления (в том числе, в части сбора и транспортирования) назначены начальник службы эксплуатации пляжа «Центральный» < Ф.И.О. >12 (переведен на указанную должность с 01.01.2018 года), начальник службы эксплуатации пляжа «Витязево» < Ф.И.О. >13 (принят на указанную должность с 01.04.2019 года), начальник хозяйственной службы < Ф.И.О. >14 (переведен на указанную должность с 01.01.2018 года).
Дополнительно МУП «ОКУ» были предоставлены данные учета в области обращения с отходами за 4 квартала 2018 и 3 квартала 2019 года а также удостоверения тракториста < Ф.И.О. >11, начальника службы эксплуатации пляжа «Центральный» < Ф.И.О. >12, начальника службы эксплуатации пляжа «Витязево» < Ф.И.О. >13 и начальника хозяйственной службы Д. о прохождении подготовки для работ с отходами I - IV класса опасности. Однако, начальник службы эксплуатации пляжа «Центральный» < Ф.И.О. >12, начальник службы эксплуатации пляжа «Витязево» < Ф.И.О. >13 и начальник хозяйственной службы < Ф.И.О. >14 прошли обучение в период с 09.09.2019 по 27.09.2019 года.
Таким образом, в нарушение вышеуказанных требований начальник службы эксплуатации пляжа «Центральный» < Ф.И.О. >12 и начальник хозяйственной службы < Ф.И.О. >14 в период с 27.12.2018 по 26.09.2019 года, а начальник службы эксплуатации пляжа «Витязево» < Ф.И.О. >13 в период с 01.04.2019 по 26.09.2019 года были допущены к обращению с отходами I - IV класса опасности в отсутствие соответствующих документов о профессиональной подготовке.
Данные обстоятельства явились основанием для вынесения 22 октября 2019 года госинспектор отдела ЮМУ Росприроднадзора < Ф.И.О. >2 протокола об административном правонарушении № 10-62-649-Э-1 об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении юридического лица МУП ОКУ.
Вместе с тем в соответствии со статьей 2.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим кодексом или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Частями 1, 3, 4 ст. 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к настоящей статье. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 24.5. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в случае отсутствия состава административного правонарушения.
Прекращая производство по делу, судья городского суда посчитал, что МУП «ОКУ» исполнило требования Федерального закона от 24.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» при работе с отходами, в связи с чем, судья пришел к выводу об отсутствии в действиях МУП «ОКУ» состава административного правонарушения.
С данным выводом судьи городского суда нельзя согласиться по следующим основаниям.
Согласно статье 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В силу частей 1, 2 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела устанавливаются протоколом об административном правонарушении, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Как предусмотрено статьей 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
Вышеуказанные требования действующего административного законодательства оставлены судьей при рассмотрении дела без внимания.
Согласно статьи 15 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отхода производства и потребления» Лица, которые допущены к сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, обязаны иметь документы о квалификации, выданные по результатам прохождения профессионального обучения или получения дополнительного профессионального образования, необходимых для работы с отходами I - IV классов опасности. Ответственность за допуск работников к работе с отходами I - IV класса опасности несет соответствующее должностное лицо организации. Профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование лиц, которые допущены к сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, осуществляются в соответствии с законодательством об образовании.
Судьей вышестоящей инстанции установлено, что МУП «ОКУ» выдана лицензия № 023 00388 от 25.11.2016 года на сбор и транспортирование отходов I - IV классов опасности.
В соответствии с п. 6 письма Анапской межрайонной прокуратуры МУП «ОКУ» в срок до 22.07.2019 года необходимо предоставить документы о профессиональной подготовке (переподготовке) лиц, допущенных к обращению, отходами I - IV класса опасности.
С сопроводительным письмом исх. № 129 от 19.07.2019 года МУП «ОКУ» были предоставлены копии удостоверений о профессиональной подготовке (переподготовке) лиц, допущенных к обращению с отходами I -IV класса опасности на имя и.о. директора < Ф.И.О. >5, тракториста < Ф.И.О. >6, тракториста < Ф.И.О. >7, водителя < Ф.И.О. >8. тракториста < Ф.И.О. >9 и водителя < Ф.И.О. >10
Приложением № 3 к договору № 69/19 от 03.07.2019 года перевозка ТКО на полигон осуществляется следующим специализированным транспортом специализированные прочие ЗИЛ 131 г/н <№..>, грузовой самосвал Beifan Benchi, ND 3250 г/н <№..>, трактор МТЗ 80 г/н <№..>, трактор МТЗ 952 г/н <№..>, трактор МТЗ 80 г/н <№..>, грузовой автомобиль Валдай г/н <№..>, мусоровоз ГАЗ 53 г/н <№..>.
Согласно письму МУП «ОКУ» исх. № 170 от 27.08.2019 года на тракторе МТЗ 80 г/н <№..> работает < Ф.И.О. >11, у которого документы о профессиональной подготовке (переподготовке) лиц, допущенных к обращению с отходами I - IV класс опасности отсутствуют.
В соответствии с приказом № 66 от 27.12.2018 года ответственными по обращению с отходами производства и потребления (в том числе, в части сбора и транспортирования) назначены начальник службы эксплуатации пляжа «Центральный» < Ф.И.О. >12 (переведен на указанную должность с 01.01.2018 года), начальник службы эксплуатации пляжа «Витязево» < Ф.И.О. >13 (принят на указанную должность с 01.04.2019 года), начальник хозяйственной службы < Ф.И.О. >14 (переведен на указанную должность с 01.01.2018 года).
Дополнительно МУП «ОКУ» были предоставлены данные учета в области обращения с отходами за 4 квартала 2018 и 3 квартала 2019 года, а также удостоверения тракториста < Ф.И.О. >11, начальника службы эксплуатации пляжа «Центральный» < Ф.И.О. >12, начальника службы эксплуатации пляжа «Витязево» < Ф.И.О. >13 и начальника хозяйственной службы < Ф.И.О. >14A. о прохождении подготовки для работ с отходами I - IV класса опасности.
Однако начальник службы эксплуатации пляжа «Центральный» < Ф.И.О. >12, начальник службы эксплуатации пляжа «Витязево» < Ф.И.О. >13 и начальник хозяйственной службы < Ф.И.О. >14 прошли обучение в период с 09.09.2019 года по 27.09.2019 года.
Таким образом, в нарушение вышеуказанных требований начальник-службы эксплуатации пляжа «Центральный» < Ф.И.О. >12 и начальник хозяйственной службы < Ф.И.О. >14 в период с 27.12.2018 по 26.09.2019 года, а начальник службы эксплуатации пляжа «Витязево» < Ф.И.О. >13 в период с 01.04.2019 года по 26.09.2019 года были допущены к обращению с отходами I-IV класса опасности в отсутствие соответствующих документов о профессиональной подготовке.
Достоверно установлено, что МУП «ОКУ», должным образом не обеспечивает соблюдение требований природоохранного законодательства, а именно нарушило статью 15 Федерального закона от 24.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отхода производства и потребления».
Ответственность за данное административное правонарушение, предусмотрена частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, согласно которой Несоблюдениетребованийв области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренныхстатьей 8.2.3настоящего Кодекса, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Таким образом, вывод судьи городского суда об отсутствии в действиях МУП «ОКУ» состава административного правонарушения является преждевременным.
Учитывая изложенное, судья городского суда необоснованно прекратил в отношении МУП «ОКУ» производство по делу.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение, в том числе, об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Принимая во внимание, что допущенные по настоящему делу нарушения требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являются существенными, повлияли на всесторонность, полноту и объективность рассмотрения дела, обжалуемое постановление судьи Анапского городского суда Краснодарского края от 11 ноября 2019 года подлежит отмене, дело об административном правонарушении возвращению на новое рассмотрение, но в ином составе.
Руководствуясь статьями 30.6-30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья краевого суда,
решил:
жалобу государственного инспектора Южного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования ФИО1 на постановление судьи Анапского городского суда Краснодарского края от 11 ноября 2019 года – удовлетворить.
Постановление судьи Анапского городского суда Краснодарского края от 11 ноября 2019 года - отменить.
Дело об административном правонарушении возвратить на новое рассмотрение в Анапский городской суд Краснодарского края, в ином составе.
Судья
краевого суда В.Г. Пегушин