ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-1235/2021 от 09.03.2022 Центрального районного суда г. Тюмени (Тюменская область)

материал №12-170/2022

Р Е Ш Е Н И Е

по делу об административном правонарушении

город Тюмень 09 марта 2022 года

Судья Центрального районного суда г.Тюмени Кукеева Р.Х.,

по адресу: г.Тюмень, ул.8 Марта, д.1, каб.623,

рассмотрев жалобу ФИО1, на постановление , вынесенное ДД.ММ.ГГГГ заместителем начальника Инспекции Федеральной налоговой службы по ФИО3,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением, вынесенным ДД.ММ.ГГГГ заместителем начальника ИФНС по ФИО3, генеральный директор ОАО СК «» ФИО1 привлечен к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.15.25 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере , за осуществление незаконных валютных операций, выразившихся в осуществлении выплаты заработной платы иностранному работнику – нерезиденту гражданину Республики Таджикистан в наличной форме, минуя счет Организации в уполномоченном банке.

С данным постановлением ФИО1 не согласился, в жалобе просит постановление о привлечении к административной ответственности отменить, указывает, согласно ст.136 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата выплачивается работнику, как правило, в месте выполнения им работы, либо переводится в кредитную организацию, указанную в заявлении работника, на условиях, определенных коллективным договором или трудовым договором. В связи с тем, что работник не сделал работодателю указания на перечисление заработной платы на конкретный счет, открытый им с соблюдением требований действующего законодательства, ОАО СК «» осуществляло выплату заработной платы наличными денежными средствами через кассу общества. Поскольку работник Общества не выразил своего согласия на перечисление заработной платы на счет в банке, то выплата обществом из кассы наличными денежными средствами своему работнику заработной платы не образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.15.25 КоАП РФ. Кроме того, просит при вынесении решения учесть, что Общество и должностное лицо добросовестно полагает, что у него отсутствует обязанность по осуществлению валютных операций в виде выплаты заработной платы иностранным работникам исключительно через банковский счет в уполномоченном банке. Кроме того, в жалобе указывает, что при вынесении постановления орган не указал в чем выразилась существенная угроза общественным отношениям в области валютного регулирования и валютного контроля, и каким образом выплата заработной платы работнику в данном размере может повлечь существенную угрозу общественным отношениям в области валютного регулирования и валютного контроля и причинить вред интересам граждан, общества и государства.

ФИО1, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, защитник ФИО4, представитель ИФНС России по в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения жалобы извещены надлежащим образом, ходатайств об отложении рассмотрении жалобы не поступило, при таких обстоятельствах, судья полагает рассмотреть жалобу в отсутствии ФИО1, защитника ФИО4, представителя ИФНС России по .

Исследовав представленные в суд материалы дела об административном правонарушении, заслушав участвовавших лиц, обсудив доводы жалобы, судья находит постановление от ДД.ММ.ГГГГ законным и обоснованным по следующим основаниям.

Из обстоятельств дела об административном правонарушении следует, что ДД.ММ.ГГГГ, между ОАО СК « и гражданином Республики ФИО5 был заключен договор о приеме ФИО5 на постоянную работу на должность подсобный рабочий.

ДД.ММ.ГГГГ из кассы ОАО СК «» по расходному кассовому ордеру от ДД.ММ.ГГГГ из кассы организации выплачены денежные средства нерезиденту – иностранному гражданину Республики ФИО6 на сумму рублей.

Вышеуказанный гражданин Республики не имеет вида на жительство в Российской Федерации, то есть на момент выплат наличными денежными средствами заработной платы из кассы ОАО СК «», он, на основании п.п. 6, 7 ст. 1 Федерального закона № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее – Федеральный закон № 173-ФЗ), находился в статусе нерезидента.

Так, правовые основы и принципы валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации, полномочия органов валютного регулирования, права и обязанности резидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютой Российской Федерации и внутренними ценными бумагами за пределами территории Российской Федерации, а также валютными ценностями, права и обязанности нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями на территории Российской Федерации, а также валютой Российской Федерации и внутренними ценными бумагами, права и обязанности органов валютного контроля и агентов валютного контроля установлены Федеральным законом от 10 декабря 2003 года № 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Федеральный закон № 173-ФЗ).

Согласно подпунктам "а", "б", "в" пункта 6 части 1 статьи 1 Федерального закона № 173-ФЗ резидентами признаются физические лица, являющиеся гражданами Российской Федерации; постоянно проживающие в Российской Федерации на основании вида на жительство, предусмотренного законодательством Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства; юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации (в том числе профессиональные участники внешнеэкономической деятельности, включенные в перечень профессиональных участников внешнеэкономической деятельности, утвержденный в порядке, установленном Правительством Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации), за исключением иностранных юридических лиц, зарегистрированных в соответствии с Федеральным законом "О международных компаниях". Нерезидентами признаются, согласно пункту 7 указанной статьи, физические лица, не являющиеся резидентами в соответствии с п.п. "а" и "б" пункта 6 настоящей части;

Подпунктом "б" пункта 9 части 1 статьи 1 Федерального закона № 173-ФЗ установлено, что к валютным операциям относится отчуждение резидентом в пользу нерезидента валюты Российской Федерации на законных основаниях, а также использование валюты Российской Федерации в качестве средства платежа.

Права и обязанности резидентов при осуществлении валютных операций определены ч. 2 ст. 14 Федерального закона № 173-ФЗ и если иное не предусмотрено Федеральным законом № 173-ФЗ, расчеты при осуществлении валютных операций производятся резидентами через банковские счета в уполномоченных банках, порядок открытия и ведения которых устанавливается Центральным банком России, а также переводами электронных денежных средств. При этом установлен закрытый перечень случаев, при которых расчеты между юридическими лицами – резидентами и физическими лицами – нерезидентами, могут осуществлять без использования банковских счетов в уполномоченных банках.

Исключением являются положения ч. 2 ст. 14 Федерального закона № 173-ФЗ, согласно которому, юридические лица – резиденты могут осуществлять без использования банковских счетов в уполномоченных бумагах расчеты с физическими гражданами – нерезидентами в наличной валюте РФ по договорам розничной купли-продажи товаров, выплаты в наличной валюте РФ физическим лицам – нерезидентам в порядке компенсации суммы налога на добавленную стоимость в соответствии со ст. 169.1 Налогового Кодекса РФ, а также расчеты в наличной валюте РФ при оказании физическим лицам – нерезидентам на территории РФ транспортных, гостиничных и других услуг, оказываемых по населению.

Согласно ст. 11 Трудового Кодекса Российской Федерации правила, установленные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, распространяются на трудовые отношения с участием иностранных граждан, лиц без гражданства, организаций, созданных или учрежденных иностранными гражданами, лицами без гражданства либо с их участием, международных организаций и иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами или международным договором Российской Федерации.

В силу ст. 131 Трудового Кодекса Российской Федерации выплата заработной платы производится в денежной форме в валюте Российской Федерации (в рублях). В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о валютном регулировании и валютном контроле, выплата заработной платы может производиться в иностранной валюте.

В нарушение требований ч.2 ст.14 ФЗ №173-ФЗ должностное лицо ОАО СК « осуществило выплату работнику – нерезиденту заработной платы наличными денежными средствами на сумму рублей.

В соответствии со ст.2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Генеральным директором ОАО СК « является ФИО1 (ИНН

Факт совершения ФИО1 административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.15.25 КоАП РФ подтверждается: протоколом от ДД.ММ.ГГГГ, трудовым договором от ДД.ММ.ГГГГ, заключенными между ООО СК « и гражданином Республики ФИО5, расходным кассовым ордером от ДД.ММ.ГГГГ, выпиской из ЕГРЮЛ.

Таким образом, ненадлежащее исполнение должностных обязанностей по обеспечению соблюдения требований Закона о валютном регулировании и валютном контроле ФИО1 имеет место, поэтому факт административного правонарушения и его состав судья считает установленными.

Судья полагает, что виновность ФИО1 в совершении вышеуказанного административного правонарушения полностью подтверждается материалами дела об административном правонарушении, и он обоснованно привлечен к административной ответственности по ч.1 ст.15.25 КоАП РФ как должностное лицо, его действия квалифицированы правильно. Вывод должностного лица о нарушении ФИО1 требований Закона о валютном регулировании и валютном контроле является правильным, соответствует фактическим обстоятельствам дела.

Наказание в виде административного штрафа, который применен к ФИО1 за совершение административного правонарушения, назначено в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, с учетом всех обстоятельств дела, личности лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, обстоятельств, смягчающих административную ответственность, отсутствия обстоятельств, отягчающих административную ответственность.

Доводы, изложенные в жалобе ФИО1, судьей были проверены, однако являются несостоятельными, основаны на неверном толковании норм действующего законодательства, и опровергается имеющими в деле об административном правонарушении доказательствами. Правовое регулирование трудовых отношений, касающихся выплаты заработной платы нерезидентам иностранным гражданам должно осуществляться в соответствии с Федеральным законом о валютном регулировании и валютном контроле. ОАО СК «», как участник внешнеэкономической деятельности, обязано знать и обеспечивать исполнение валютного законодательства Российской Федерации. Иностранные граждане, работающие в ОАО СК », в целях налогового контроля являются налоговыми резидентами Российской Федерации, но в целях контроля валютного законодательства в период совершения правонарушения являлись нерезидентами. Заключая с иностранными гражданами, не имеющими открытых счетов в банке, трудовые договоры, с целью обеспечения выполнения требований валютного законодательства, заявитель имел возможность самостоятельно открыть соответствующие банковские счета. Требования к способу выплаты заработной платы иностранным работникам, помимо Трудового кодекса Российской Федерации, установлены Законом о валютном регулировании и валютном контроле. Валютные операции между резидентами (юридическими лицами) и нерезидентами должны осуществляться только через счета в уполномоченных банках.

Кроме того, в силу статьи 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Исходя из изложенного, с учетом тяжести совершенного правонарушения и наличия существенной угрозы охраняемым общественным интересам, что выражается в пренебрежительном отношении заявителя к исполнению своих обязанностей, установленных нормативными правовыми актами в сфере валютного регулирования и валютного контроля, целью которых является обеспечение реализации единой государственной валютной политики, а также устойчивости валюты Российской Федерации и стабильности внутреннего валютного рынка Российской Федерации, оснований для освобождения ФИО1 от административной ответственности в связи с малозначительностью правонарушения на основании статьи 2.9 КоАП РФ не имеется.

Таким образом, судья пришел к выводу, что постановление о назначении административного наказания, вынесенное ДД.ММ.ГГГГ заместителем начальника ИФНС по ФИО3 в отношении ФИО1 вынесено с соблюдением требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, установленные в постановлении обстоятельства, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, нарушений норм материального и процессуального права не имеется, оснований для отмены указанного постановления не усматривается.

При производстве по делу об административном правонарушении порядок и срок давности привлечения к административной ответственности, принцип презумпции невиновности не нарушены.

На основании изложенного, руководствуясь п.1 ч.1 ст.30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

Р Е Ш И Л:

Постановление , вынесенное ДД.ММ.ГГГГ заместителем начальника ИФНС по ФИО3 в отношении ФИО1 за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях – оставить без изменения.

Жалобу ФИО1 на указанное постановление – без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Тюменский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения путем подачи жалобы в Центральный районный суд г.Тюмени.

Судья Р.Х. Кукеева