ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-1239/2022 от 25.10.2022 Верховного Суда Республики Саха (Якутия) (Республика Саха (Якутия))

Судья Жиркова Н.В. Дело№7/2-366/2022 Дело №12-1239/2022

РЕШЕНИЕ

Судья Верховного Суда Республики Саха Якутия) Федорова Г.А.,

с участием защитника привлекаемого лица Потапова О.Г.,

рассмотрев в судебном заседании жалобу защитника привлекаемого лица на решение судьи Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 23 сентября 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.4 ст. 15.15.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении должностного лица - Спиридонова Л.Н., занимавшего должность директора Государственного бюджетного учреждения Республики Саха (Якутия) «********» с 10.06.2019 по 31.03.2021

установила:

Постановлением заместителя министра Финансов Республики Саха (Якутия) № ... от 28.04.2022 Спиридонов Л.Н., занимавший должность директора Государственного бюджетного учреждения Республики Саха (Якутия) «********» привлечен к административной ответственности, предусмотренной ст. 15.15.6 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 15 000 руб.

Спиридонов Л.Н. обратился в Якутский городской суд Республики Саха (Якутия) с жалобой на вышеуказанное постановление.

Решением судьи Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 23 сентября 2022 года постановление должностного лица оставлено без изменения.

В жалобе, поданной в Верховный Суд Республики Саха (Якутия), защитник привлекаемого лица Потапов О.Г. просит вышеуказанное решение судьи городского суда отменить и прекратить производство по делу.

Защитник привлекаемого лица, участвующий в судебном заседании, поддержал все доводы, изложенные в жалобе.

Изучение представленных материалов дела и доводов жалобы позволило прийти к следующим выводам.

В соответствии с частью 4 статьи 15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях грубое нарушение требований к бюджетному (бухгалтерскому) учету, в том числе к составлению либо представлению бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности, либо грубое нарушение порядка составления (формирования) консолидированной бухгалтерской (финансовой) отчетности, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.

Под грубым нарушением требований к бюджетному (бухгалтерскому) учету, в том числе к составлению либо представлению бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности, либо грубым нарушением порядка составления (формирования) консолидированной бухгалтерской (финансовой) отчетности понимается: 1) искажение показателя бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности, выраженного в денежном измерении, которое привело к искажению информации об активах, и (или) обязательствах, и (или) о финансовом результате: более чем на 10 процентов; не менее чем на 1 процент, но не более чем на 10 процентов и на сумму, превышающую один миллион рублей; 2) искажение показателя бюджетной отчетности, выраженного в денежном измерении, которое привело к искажению показателя результата исполнения бюджета; 3) занижение сумм налогов и сборов, страховых взносов на сумму, превышающую один миллион рублей, вследствие нарушения требований к бюджетному (бухгалтерскому) учету и (или) искажения показателей бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности; 4) включение в бюджетную или бухгалтерскую (финансовую) отчетность показателей, характеризующих объекты бухгалтерского учета и не подтвержденных соответствующими регистрами бухгалтерского учета и (или) первичными учетными документами; 5) регистрация в регистрах бухгалтерского учета мнимого объекта бухгалтерского учета (в том числе неосуществленных расходов, несуществующих обязательств, не имевших места фактов хозяйственной жизни) или притворного объекта бухгалтерского учета; 6) ведение счетов бюджетного (бухгалтерского) учета вне применяемых регистров бухгалтерского учета; 7) отсутствие первичных учетных документов, и (или) регистров бухгалтерского учета, и (или) бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности, и (или) аудиторского заключения о бухгалтерской (финансовой) отчетности (в случае, если проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности является обязательным) в течение установленных сроков хранения таких документов.

Как усматривается из материалов дела об административном правонарушении при проведении выездной проверки финансово-хозяйственной деятельности в отношении ГБУ Республики Саха (Якутия) «********» за 2020 год были выявлены грубые нарушения требований к бюджетному (бухгалтерскому) учету, выразившиеся в неполном и несвоевременном отражении фактов хозяйственной жизни в первичных учетных документах, в том числе:

По состоянию на 01.01,2020 согласно данным годового бухгалтерского отчета формы № ... «Сведения по дебиторской и кредиторской задолженности учреждения» и постатейным расшифровкам, за счет средств субсидии на выполнение государственного задания числится дебиторская задолженность на общую сумму ******** руб., в том числе: ******** руб. по налогам, и сборам, из них наиболее крупные: НДФЛ - ******** руб., страховые взносы ФФОМС ******** руб.

Согласно карточке счета 303.01 «Расчеты по налогу на доходы физических лиц» по коду финансового обеспечения «4» за 2020 год дебиторская задолженность на начало года составляет ******** руб. За 2020 год перечислено по налогу на доходы физических ******** руб., начислено по расчетам по налогу на доходы физических лиц ******** руб. на конец 2020 года дебиторская задолженность составила ******** руб.

По состоянию на 01.01.2021 согласно данным годового бухгалтерского отчета формы № ... «Сведения по дебиторской и кредиторской задолженности учреждения» постатейным расшифровкам, за счет средств субсидии на выполнение государственного задания числится дебиторская задолженность на общую сумму ******** руб., в том числе:

- ******** руб. по авансовым расходам (не отчитались тренера с командировок и работников по проезду в отпуск за проездные), из них наиболее крупные: К. на сумму ******** руб., В. на сумму ******** руб., Ж. на сумму ******** руб., П. на сумму ******** руб.

- ******** руб. с поставщиками и подрядчиками (несвоевременно поставляют акты по оказанным услугам и (или) товарные накладные), из них наиболее крупные АО ******** на сумму ******** руб., ОАО ****************.;

-******** руб. по налогам и сборам из них наиболее крупные: НДФЛ -******** руб., земельный налог ******** руб.

При этом согласно акту совместной сверки расчетов, с налоговым органом по налогам, сборам, страховым взносам, пеням, штрафам, процентам от 15.10.2021 № ... Объект контроля по состоянию на 01.01.2021 не имеет дебиторскую задолженность перед налоговым органом по налогу на доходы физических лиц в размере ******** руб., а имеет кредиторскую задолженность в размере ******** руб.

Тем самым, Объект контроля в форме по ОКУД 0503769 допустил искажение бухгалтерской (финансовой) отчетности, отразив в форме ОКУД 0503769 дебиторскую задолженность в размере ******** руб. и не отразив кредиторскую задолженность на сумму ******** руб.

Таким образом, в нарушение ч.1 ст.13 ФЗ от 06.12.2011 №402-ФЗ «О бухгалтерском учете» Объектом контроля допущено искажение годовой отчетности по состоянию на 01.01.2021 на общую сумму ******** руб.

Указанные обстоятельства подтверждены собранными по делу доказательствами, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Исходя из положений статьи 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях должностные лица подлежат административной ответственности в случае совершения ими административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Вывод должностного лица административного органа о наличии в деянии Спиридонова Л.Н. состава административного правонарушения, предусмотренного указанной нормой, соответствует фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам.

В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.

Совокупность установленных по делу фактических и правовых оснований позволяет прийти к выводу о том, что событие административного правонарушения, виновность должностного лица, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, установлены и доказаны на основании исследования перечисленных выше доказательств, являющихся достаточными и согласующимися между собой.

Согласно пункту 2 статьи 1 Федерального закона от 6 декабря 2011 года N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон о бухгалтерском учете) бухгалтерский учет - это формирование документированной систематизированной информации об объектах, предусмотренных Законом о бухгалтерском учете, в соответствии с требованиями, установленными названным Законом, и составление на ее основе бухгалтерской (финансовой) отчетности.

В силу статьи 5 Закона о бухгалтерском учете объектами бухгалтерского учета экономического субъекта являются: факты хозяйственной жизни; активы; обязательства; источники финансирования его деятельности; доходы; расходы; иные объекты в случае, если это установлено федеральными стандартами.

Положениями статьи 3 Закона о бухгалтерском учете, определяющей основные понятия, используемые в данном законе, установлено, что факт хозяйственной жизни - это сделка, событие, операция, которые оказывают или способны оказать влияние на финансовое положение экономического субъекта, финансовый результат его деятельности и (или) движение денежных средств (пункт 8). В силу положений статьи 9 Закона о бухгалтерском учете каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом, содержащим перечень предусмотренных названной нормой реквизитов и составленным по форме, определенной руководителем экономического субъекта.

Согласно части 1 статьи 13 Закона о бухгалтерском учете бухгалтерская (финансовая) отчетность должна давать достоверное представление о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, необходимое пользователям этой отчетности для принятия экономических решений. Бухгалтерская (финансовая) отчетность должна составляться на основе данных, содержащихся в регистрах бухгалтерского учета, а также информации, определенной федеральными и отраслевыми стандартами.

Факт совершения Спиридоновым Л.Н. административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подтверждаются собранными по делу доказательствами, которые получили надлежащую правовую оценку в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Совокупность представленных в дело и исследованных в судебном заседании доказательств, позволила суду прийти к обоснованному выводу о доказанности факта грубого нарушения Спиридоновым Л.Н. требований к бюджетному (бухгалтерскому) учету, в том числе к составлению либо представлению отчетности, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния.

Действия Спиридонова Л.Н. правильно квалифицированы по части 4 статьи 15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Оснований ставить под сомнение установленные по делу обстоятельства данного дела не имеется, объективных сведений, опровергающих выводы суда, в материалы дела заявителем не представлено.

Доводы жалобы о том, что ответственность за предоставление достоверной информации лежит на главном бухгалтере и ответственном работнике, суд отклоняет как несостоятельные.

Согласно Трудовому договору руководителя ГБУ Республики Саха (Якутия) «********» № ...тд от 10 июня 2019 года руководитель Спиридонов Л.Н. обязан обеспечивать эффективную деятельность учреждения и его структурных подразделений, организацию административно – хозяйственной, финансовой и иной деятельности учреждения.

Доводы жалобы направлены на переоценку установленных по делу фактических обстоятельств. Аналогичные доводы являлись предметом проверки нижестоящих судебных инстанций, противоречат совокупности собранных по делу доказательств, обоснованно отвергнуты по основаниям, изложенным в соответствующих судебных актах, и не ставят под сомнение наличие в действиях Спиридонова Л.Н. объективной стороны состава вменяемого административного правонарушения.

Порядок и срок давности привлечения Спиридонова Л.Н. к административной ответственности соблюдены. Административное наказание назначено в минимальном размере санкции части 4 статьи 15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с учетом положений статей 3.1, 3.5, 4.1 - 4.3 указанного Кодекса.

Обстоятельств, могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, при рассмотрении жалобы не установлено.

Руководствуясь ст. 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях,

решил:

Решение судьи Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 23 сентября 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.4 ст.15.15.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении Спиридонова Л.Н. оставить без изменения, жалобу без удовлетворения.

Решение вступает в законную силу со дня его принятия.

Судья

копия верна п/п

Судья Г.А. Федорова