Дело №12-123/2017
Р Е Ш Е Н И Е
по жалобе на постановление по делу
об административном правонарушении
г. Тында 25 октября 2017 года
Судья Тындинского районного суда Амурской области Кузнецова И.Г.,
при секретаре Ечине А.С.,
рассмотрев жалобу Гуляева <данные изъяты> постановление начальника Зейского межрайонного отдела государственного контроля, надзора и рыбоохраны Амурского территориального управления росрыболовства Федерального агентства по рыболовству №-с от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.8.42 КоАП РФ, в отношении Гуляева С.С.,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением начальника Зейского межрайонного отдела государственного контроля, надзора и рыбоохраны Амурского территориального управления росрыболовства Федерального агентства по рыболовству от ДД.ММ.ГГГГ должностное лицо – Гуляев С.С. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.42 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере <данные изъяты> рублей.
Не согласившись с названным постановлением должностного лица от ДД.ММ.ГГГГ Гуляев С.С. обратился с жалобой, мотивируя тем, что на основании распоряжения Амурского территориального Управления Федерального агентства по рыболовству от ДД.ММ.ГГГГ№ в отношении Администрации города Тынды была проведена проверка в рамках осуществления федерального государственного контроля в области сохранения водных биологических ресурсов и среды их обитания на территории <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ был составлен акт в отношении Администрации города Тынды об административном правонарушении. В отношении него ДД.ММ.ГГГГ был составлен протокол об административном правонарушении, такой же был составлен и в отношении Администрации города Тынды.
В конечном итоге, начальником Зейского межрайонного отдела государственного контроля, надзора и рыбоохраны Толмачевым <данные изъяты> вынесено постановление об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которого он, признан виновным в совершении правонарушения, предусмотренного частью 1 ст. 8.42 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и в соответствии с которой он, как должностное лицо, допустил несанкционированное размещение свалок бытовых и строительных отходов в водоохранной зоне реки Тында в черте города Тынды, нарушив специальный режим ограничения осуществления хозяйственной и иной деятельности в водоохранных зонах водных объектов.
В отношении него, применено административное наказание в виде административного штрафа в размере <данные изъяты> рублей, кроме того, Администрация города Тынды также привлечена к административной ответственности по данному административному правонарушению. Считает, что данное постановление вынесено незаконно и необоснованно и подлежит отмене по следующим основаниям. Частью 1 статьи 8.42 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ) субъектом правонарушения является, в том числе, должностное лицо.
В соответствии со ст. 2.4 КоАП РФ под должностным лицом в настоящем Кодексе следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» должностное лицо местного самоуправления - выборное либо заключившее контракт (трудовой договор) лицо, наделенное исполнительно-распорядительными полномочиями по решению вопросов местного значения и (или) по организации деятельности органа местного самоуправления. В части 6 статьи 55 Устава города Тынды определено, кто относится к должностным лицам Администрации города Тынды - это первый заместитель и заместители главы Администрации города Тынды в случае временного исполнения обязанностей главы Администрации города Тынды.
Согласно распоряжения Администрации города Тынды от ДД.ММ.ГГГГ№ Гуляев С.С., как первый заместитель, был назначен ответственным лицом за реализацию Федерального закона № 89-ФЗ от 24.06.1998 «Об отходах производства и потребления» на территории города Тынды, т.е. лицом, курирующим эту сферу деятельности.
Как и во всех исполнительно-распорядительных органах местного самоуправления (Администрациях) глава Администрации города Тынды (Мэр города Тынды) распределил полномочия между своими заместителями. Но это не означает, что заместители вправе издавать правовые акты или выполнять организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в Администрации города Тынды. Как должностные лица, что первый заместитель, что заместители главы Администрации города Тынды могут осуществлять полномочия только в случае временного исполнения обязанностей главы Администрации города Тынды (Мэра города Тынды), если глава Администрации города Тынды (Мэр города Тынды) в силу каких-либо причин (командировка, отпуск и т.д.) не может исполнять полномочия.(см. ч.3 ст. 49 Устава города Тынды).
Как следует из постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16.10.2009 N 19 "О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий». Он, как первый заместитель главы Администрации города Тынды, организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции не осуществляет. Отсюда следует, что он не является должностным лицом, соответственно в данной ситуации нет состава административного правонарушения. В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в случае отсутствия состава административного правонарушения. Просил отменить постановление начальника Зейского межрайонного отдела государственного контроля, надзора и рыбоохраны Амурского территориального управления росрыболовства Федерального агентства по рыболовству Толмачева В. М. от ДД.ММ.ГГГГ№-с по делу об административном правонарушении о привлечении Гуляева С.С. к административной ответственности по ч.1 ст. 8.42 КоАП РФ и прекратить производство по делу при наличии одного из обстоятельств, предусмотренных статьей 24.5 КоАП РФ -в связи отсутствием состава административного правонарушения.
В судебное заседание лицо, привлекаемое к административной ответственности Гуляев С.С., представитель Зейского межрайонного отдела государственного контроля, надзора и рыбоохраны Амурского территориального управления росрыболовства Федерального агентства по рыболовству, извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, не явились. Судом определено о рассмотрении дела в их отсутствие.
Исследовав материалы дела об административном правонарушении, проверив обжалуемое постановление, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьей 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельства каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно ч. 1 ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
В соответствии с ч. 1 ст. 8.42 Кодекса РФ об административных правонарушениях использование прибрежной защитной полосы водного объекта, водоохраной зоны водного объекта с нарушением ограничений хозяйственной и иной деятельности влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до четырех тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от восьми тысяч до двенадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до четырехсот тысяч рублей.
Ограничения хозяйственной и иной деятельности установлены, в том числе ст.65 Водного кодекса РФ. Так согласно п. 2 ч. 15 ст. 65 Водного Кодекса РФ, в границах водоохранных зон запрещаются, в том числе, размещение объектов размещения отходов производства и потребления, токсичных, отравляющих веществ.
В соответствии с ч. 4 ст. 65 Водного кодекса РФ, ширина водоохранной зоны рек или ручьев устанавливается от их истока для рек или ручьев протяженностью: от десяти до пятидесяти километров - в размере ста метров; от пятидесяти километров и более - в размере двухсот метров. К числу рек протяженностью более пятидесяти километров относиться река Тында.
В соответствии с пп.18 п.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее 131-ФЗ) к вопросам местного значения городского поселения, в том числе относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов.
В соответствии с ч.2 ст.8 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее 89-ФЗ) к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с отходами относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих поселений.
В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ в ходе проведения плановой выездной проверки на основании распоряжения № от ДД.ММ.ГГГГ Амурского ТУ Рыболовства выявлены следующие нарушения: в ходе обследования водоохранной зоны реки Тында в городе Тында, по левобережью в 229 метрах выше по течению от железнодорожного моста обнаружены твердые бытовые отходы (стеклянные и пластиковые бутылки, металлические банки, целлофановые пакеты, пластиковая посуда, бумажные пакеты от продуктов питания и др.) хаотически разбросанные в водоохранной зоне <адрес> на расстоянии 7, 9,. 14, 38, 41, 53 метров от уреза воды береговой линии <адрес>. В районе <адрес> в водоохранной зоне <адрес> между кафе «<данные изъяты>» и кафе «<данные изъяты>», обнаружена свалка строительных отходов (куски стен из кирпича, обломки бетонных столбов, обломки бетонных плит, битый кирпич) на расстоянии 57, 71 метров от уреза воды береговой линии реки, на этом же участке обнаружены твердые бытовые отходы (стеклянные и пластиковые бутылки, металлические банки, целлофановые пакеты, пластиковая посуда, корпус стиральной машины, бумажные пакеты от продуктов питания и др.) на расстоянии 8, 11, 15, 23, 78 метров от уреза воды береговой линии реки. В районе <адрес>, (магазин «Юбилейный») обнаружены две свалки бытовых отходов около гаражей на расстоянии 81, 84 метров от уреза воды береговой линии реки в её водоохранной зоне. В районе пешеходного моста через <адрес> в нижней части города на урезе воды обнаружен в воде контейнер с мусором, выше по течению реки от моста на протяжении 100 метров в водоохранной зоне реки хаотически разбросаны твердые бытовые отходы (автомобильные автошины, битое стекло, пластиковые ёмкости (5 -ти литровые) от автомобильного масла, стеклянные и пластиковые бутылки и др.), в 2, 4, 7, 9, 11, 17, 26, 37, 46 метрах от уреза воды береговой линии реки и имеются кучи мусора, По правобежью <адрес> в районе технологического моста и спортивной площадки на расстоянии 300 метров от моста вверх по течению реки обнаружены многочисленные свалки твердых бытовых отходов (мешки с бытовыми отходами, мусором, пластиковые ёмкости (5-ти литровые) от автомобильного масла, стеклянные и пластиковые бутылки, металлические банки, целлофановые пакеты, пластиковая посуда, бумажные пакеты от продуктов питания и др.), в 1, 3, 6, 9, 15, 23, 36, 47, 58, 69, 76 метрах от уреза воды береговой линии реки. Вниз по течению <адрес> от технологического моста на протяжении 100 метров обнаружено битое стекло, бытовые отходы потребления (стеклянные и пластиковые бутылки, металлические банки, целлофановые пакеты, пластиковая посуда, бумажные пакеты от продуктов питания и др.) в 2, 5, 7, 10, 14, 17, 26 метрах от уреза воды береговой линии реки.
По факту выявленных нарушений ДД.ММ.ГГГГ государственным инспектором Зейского межрайонного отдела государственного контроля, надзора и рыбоохраны в отношении Гуляева С.С. составлен протокол по делу об административном правонарушении по ч.1 ст.8.42 КоАП РФ.
Должностное лицо первый заместитель главы Администрации города Тынды Гуляев С.С. не обеспечил должную организацию удаления твердых бытовых отходов из водоохраной зоны реки города Тында, что подтверждается собранными доказательствами: распоряжением о проведении плановой проверки от ДД.ММ.ГГГГ, актом от ДД.ММ.ГГГГ, протоколом по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ.
Под должностным лицом в КоАП РФ следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях.
В соответствии с п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16 октября 2009 года N 19 "О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий" к организационно-распорядительным функциям следует понимать полномочия должностного лица, которые связаны с руководством трудовым коллективом государственного органа, государственного или муниципального учреждения (его структурного подразделения) или находящимися в их служебном подчинении отдельными работниками, с формированием кадрового состава и определением трудовых функций работников, с организацией порядка прохождения службы, применения мер поощрения или награждения, наложения дисциплинарных взысканий и т.п.
Как административно-хозяйственные функции надлежит рассматривать полномочия должностного лица по управлению и распоряжению имуществом и (или) денежными средствами, находящимися на балансе и (или) банковских счетах организаций, учреждений, воинских частей и подразделений, а также по совершению иных действий (например, по принятию решений о начислении заработной платы, премий, осуществлению контроля за движением материальных ценностей, определению порядка их хранения, учета и контроля за их расходованием).
Исполнение функций должностного лица по специальному полномочию означает, что лицо осуществляет функции представителя власти, исполняет организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции, возложенные на него законом, иным нормативным правовым актом, приказом или распоряжением вышестоящего должностного лица либо правомочным на то органом или должностным лицом. Функции должностного лица по специальному полномочию могут осуществляться в течение определенного времени или однократно, а также могут совмещаться с основной работой.
Согласно распоряжения Администрации города Тында №р от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому на основании п.1 перечня решений протокола № областного селекторного видеосовещания от ДД.ММ.ГГГГ, ответственным лицом за реализацию Федерального закона №89-ФЗ от 24.06.1998 года «Об отходах производства и потребления» на территории муниципального образования города Тынды назначен Гуляев С.С. - первый заместитель главы администрации города Тында.
Постановлением Администрации города Тында № от ДД.ММ.ГГГГ назначено проведение экологического субботника «Чистый город» на территории муниципального образования <адрес>, согласно п. 7 гласит - контроль за исполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Администрации <адрес>ФИО2
Из Выписки из Устава Администрации города Тында от ДД.ММ.ГГГГ ст.55 следует, что должностными лицами Администрации города Тында являются первый заместитель и заместители главы Администрации города Тынды в случае временного исполнения обязанностей главы Администрации города Тынды.
В соответствии с ч. 2 ст. 8 Федерального закона «Об отходах производства потребления» от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами относится участие в орган деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработки, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территории: соответствующих районов.
Согласно п.п. 18, п.1 ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 года N131 К вопросам местного значения поселения откосятся, в том числе и организация сбора и вывоз бытовых отходов и мусора.
Материалы дела свидетельствуют о том, что на территории осуществления полномочий должностного лица - первого заместителя главы Администрации <адрес> Гуляева С.С. не обеспечена уборка и удаление бытовых отходов из водоохранной зоны <адрес>, что привело к нарушению специального: режима осуществления хозяйственной и иной деятельности на прибрежной защитной водного объекта, водоохранной зоны водного объекта <адрес>.
Гуляев С.С. занимает должность первого заместителя главы Администрации <адрес> согласно приложению к постановлению Администрации города Тынды от ДД.ММ.ГГГГ№ распределению полномочий между мэром города Тында и заместителями главы Администрации города Тынды, управляющими делами Администрации города Тынды следует, что первый заместитель главы Администрации города Тынды рассматривает вопросы- формирования и осуществления экономической, инвестиционной, тарифной и социальной политики в области жилищно-коммунального хозяйства; обеспечивает выполнения внешнего благоустройства, санитарной очистки утилизации отходов; курирует деятельность отдела жилищно-коммунального хозяйства, комиссию по благоустройству и озеленению на территории города Тынды, межведомственную комиссию по охране окружающей среду.
Кроме того, первый заместитель главы Администрации города Тынды Гуляев С.С. был назначен ответственным лицом за реализацию Федерального закона № 89-ФЗ от 24.06.1998 «Об отходах производства и потребления» на территории города Тынды, т.е. лицом, курирующим эту сферу деятельности.
Доказательств, которые могли бы свидетельствовать о принятии Гуляевым С.С. как первым заместителем главы Администрации города Тынды необходимых и достаточных мер, направленных на выполнение контроля Федерального закона № 89-ФЗ от 24.06.1998 «Об отходах производства и потребления» на территории города Тынды не имеется.
Представленные доказательства получили надлежащую правовую оценку должностным лицом Росрыболовства с точки зрения их относимости, допустимости и достаточности, по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановлением должностного лица установлено, что у первого заместителя главы Администрации города Тынды Гуляева С.С. имелась возможность для соблюдения норм, за нарушение которых КоАП РФ установлена административная ответственность, но данным лицом не были предприняты все меры по их соблюдению.
Своим бездействием первый заместитель главы Администрации города Тынды Гуляева С.С.допустил несанкционированное размещение бытовых и строительных отходов в водоохраной зоне реки Тында в черте города Тында, таким образом, допустил нарушения ограничений осуществления хозяйственной деятельности в водоохранных зонах водных объектов.
В ходе рассмотрения настоящего дела должностным лицом в соответствии с требованиями КоАП РФ были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства данного дела.
Оснований сомневаться в выводах начальника Зейского межрайонного отдела государственного контроля, надзора и рыбоохраны Амурского территориального управления Росрыболовства Федерального агентства по Росрыболовству у суда не имеется.
Протокол по делу об административном правонарушении составлен уполномоченным лицом, с указанием даты и места его составления, должности, фамилии и инициалов лица, составившего протокол, сведений о лице, в отношении которого составлен протокол по делу об административном правонарушении, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья Кодекса об административных правонарушениях РФ, предусматривающая ответственность за данное правонарушение.
В соответствии с ч.1 ст.28.3 КоАП РФ протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 настоящего Кодекса, в пределах компетенции соответствующего органа.
При таких обстоятельствах должностное лицо пришло к обоснованному выводу о виновности Гуляева С.С. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.42 КоАП РФ.
Постановление о привлечении к административной ответственности вынесено должностным лицом, к подведомственности которого отнесено данное дело, в установленный ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности.
Административное наказание назначено Гуляеву С.С. в пределах санкции ч.1 ст. 8.42 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в минимальном размере.
Суд не находит состоятельными доводы Гуляева С.С., что он как первый заместитель главы Администрации города Тынды, организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции не осуществляет, что он не является должностным лицом и в данной ситуации, в связи с чем в его действиях отсутствует состава административного правонарушения.
Оснований для прекращения производства по делу не имеется, поскольку данные обстоятельства опровергаются исследованными судом доказательствами.
Действия должностного лица Гуляева С.С., не исполнившего свои служебные обязанности надлежащим образом, квалифицированы по статье 8.42 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При таких обстоятельствах оснований для прекращения дела об административном правонарушении не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.30.7 КоАП РФ,
Р Е Ш И Л :
Постановление начальника Зейского межрайонного отдела государственного контроля, надзора и рыбоохраны Амурского территориального управления росрыболовства Федерального агентства по рыболовству от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.8.42 КоАП РФ, в отношении Гуляева С.С.оставить без изменения, жалобу Гуляева С.С. - без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Тындинский районный суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии настоящего решения.
Судья И.Г. Кузнецов