ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-123/18 от 24.07.2018 Октябрьского районного суда г. Омска (Омская область)

12-123/2018

Р е ш е н и е

по результатам рассмотрения жалобы на постановление

по делу об административном правонарушении,

24 июля 2018 года <...>

Судья Октябрьского районного суда города Омска Глазкова Т.Г. при секретаре судебного заседания Абрамовой М.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу

ФИО1, родившегося ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, зарегистрированного по адресу: <адрес>, проживающего по адресу: <адрес><адрес>, официально не трудоустроенного,

на постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное 30.05.2018 старшим государственным инспектором Западно-Сибирского межрегионального управления государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (Западно-Сибирское МУГАДН), которым ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 11.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ), назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 5 000,00 рублей,

УСТАНОВИЛ:

Вышеуказанным постановлением по делу об административном правонарушении ФИО1 признан виновным в том, что он 30.05.2018 в 08 часов 40 минут по адресу: <адрес>, управляя автобусом <данные изъяты> государственный регистрационный знак , осуществлял регулярную перевозку пассажиров по маршруту (МСЧ-9 – Первомайский рынок) без карты маршрута.

ФИО1 обжаловал постановление по делу об административном правонарушении в Октябрьский районный суд <адрес>. В жалобе просит отменить вынесенное постановление в связи с отсутствием события и состава административного правонарушения. Мотивирует нарушением порядка проведения проверки – не представлено документов, которые регламентируют взаимодействие сотрудников ГИБДД, остановивших транспортное средство под управлением ФИО1, и Западно-Сибирского УГАДН, которые составили в отношении ФИО1 протокол об административном правонарушении. Указывает, что в салоне транспортного средства отсутствовали пассажиры, транспортное средство использовалось для нужд Омского регионального автотранспортного профсоюза «Ямщик». Полагает, что в отсутствие установленного муниципального маршрута регулярных перевозок он не может быть привлечен за отсутствие при перевозке пассажиров карты маршрута перевозок. В дополнениях к жалобе (л.д.42) указал, что движение транспортного средства осуществлялось на основании путевого листа автобуса необщего пользования, что свидетельствует об отсутствии факта осуществления перевозок по маршруту регулярных перевозок.

Срок для обжалования не пропущен.

В судебном заседании ФИО1 и его защитник по устному ходатайству Кузнецов В.Н. поддержали доводы жалобы. Пояснили, что правоотношения ФИО1 по управлению транспортным средством не оформлены ни с профсоюзом, ни с собственником транспортного средства ИВ Вместе с тем ФИО1 трудится фактически на ИП ИВ. Последний заключил с профсоюзом договор безвозмездного пользования принадлежащим ему транспортным средством для исполнения уставных целей профсоюза. Уставными целями профсоюза называют перевозку членов профсоюза по городу по маршруту МСЧ-9 – Первомайский рынок. Одновременно ИВ использует автобус для осуществления предпринимательской деятельности, доход от которой составляют пожертвования пассажиров, которые пожелают проехать в попутном направлении в автобусе под управлением ФИО1 Оплата проезда для посторонних пассажиров не является обязательной. Вместе с тем снаружи транспортного средства соответствующей надписи об отсутствии необходимости оплаты за проезд не имеется. Имеется оставшаяся с прежних времен вывеска с указанием ранее действовавшего маршрута . Учет пожертвований не ведется, денежные средства – пожертвования ФИО1 передает ИВ а тот платит ФИО1 некоторую неофициальную зарплату.

Представитель Западно-Сибирского МУГАДН по доверенности ФИО2 в судебном заседании настаивал на законности постановления по делу об административном правонарушении.

Заслушав участников судебного заседания, исследовав материалы дела об административном правонарушении, проверив законность и обоснованность вынесенного постановления, суд не находит оснований для его отмены либо изменения, руководствуясь следующим.

Отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, в том числе отношения, связанные с установлением, изменением, отменой маршрутов регулярных перевозок, допуском юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к осуществлению регулярных перевозок, использованием для осуществления регулярных перевозок объектов транспортной инфраструктуры, а также с организацией контроля за осуществлением регулярных перевозок регулируют положения Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее – Закон № 220-ФЗ).

В соответствии с частью 3 статьи 35 Закона № 220-ФЗ водитель транспортного средства, используемого для осуществления регулярных перевозок, обязан иметь при себе и предоставлять для проверки должностным лицам органа государственного транспортного контроля карту маршрута регулярных перевозок.

Согласно пункту 20 части 1 статьи 3 Закона N 220-ФЗ карта маршрута регулярных перевозок - это документ, содержащий сведения о маршруте регулярных перевозок и транспортном средстве, которое допускается использовать для перевозок по данному маршруту.

Статьей 14 Закона N 220-ФЗ, устанавливающей организацию регулярных перевозок по регулируемым тарифам, предусмотрено, что государственный или муниципальный заказчик выдает на срок действия государственного или муниципального контракта карты маршрута регулярных перевозок в соответствии с максимальным количеством транспортных средств, необходимых для исполнения соответствующего контракта (часть 8).

Организация регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам предусмотрена статьей 17 Закона N 220-ФЗ, в соответствии с которой право осуществления регулярных перевозок по таким тарифам по муниципальному маршруту регулярных перевозок, подтверждается свидетельством об осуществлении перевозок по соответствующему маршруту регулярных перевозок и картами соответствующего маршрута регулярных перевозок (часть 2).

Карта муниципального маршрута регулярных перевозок выдается на каждое транспортное средство, используемое для регулярных перевозок по соответствующему маршруту. Количество таких карт должно соответствовать максимальному количеству транспортных средств, указанному в соответствующем реестре маршрутов регулярных перевозок в отношении этого маршрута (часть 3).

Правовое регулирование Закона № 220-ФЗ направлено на обеспечение безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации в целях охраны жизни, здоровья и имущества граждан, защиты их прав и законных интересов, а также защиты интересов общества и государства.

В соответствии с ч. 4 ст. 11.33 КоАП РФ установлена ответственность за использование для осуществления регулярных перевозок пассажиров автобуса, трамвая или троллейбуса при отсутствии карты маршрута регулярных перевозок в случае, если наличие такой карты является обязательным.

В нарушение указанных императивных требований 30.05.2018 ФИО1 осуществлял деятельность по перевозке пассажиров автомобильным транспортом по ранее действовавшему маршруту регулярных пассажирских перевозок "МСЧ-9 – Первомайский рынок", управлял автобусом <данные изъяты> государственный регистрационный знак при отсутствии карты маршрута регулярных перевозок.

Данное обстоятельство было выявлено в ходе планового (рейдового) осмотра, обследования транспортных средств в процессе их эксплуатации, проводимого должностными лицами Западно-Сибирского МУГАДН на основании приказа от 29.05.2018 , вынесенного заместителем начальника Западно-Сибирского МУГАДН ДА

Нарушений при проведении совместного рейдового мероприятия с участием сотрудников ГИБДД и Западно-Сибирского МУГАДН суд не усматривает, поскольку Соглашением № Согл-21 о взаимодействии между Управлением государственного автодорожного надзора по Омской области и Управлением Министерства внутренних дел Российской Федерации по Омской области от 27.02.2017 установлен соответствующий порядок взаимодействия УМВД и УГАДН в области обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом, совершенствования контрольно-надзорной деятельности по соблюдению лицами, осуществляющими эксплуатацию транспортных средств, федеральных законов, нормативных правовых актов, регламентирующих транспортную деятельность в Российской Федерации. Одним из направлений взаимодействия (пункт 2.5) указана организация и совместное проведение мероприятий по контролю соблюдения перевозчиками действующего законодательства в сфере организации автомобильных перевозок и обеспечения безопасности дорожного движения на автомобильном транспорте. Обе стороны вправе обеспечивать участие своих сотрудников в проведении совместных профилактических мероприятий (пункты 3.1.6 и 4.1.3).

Приказом руководителя Федеральной службы в сфере транспорта от 27.06.2017 № ВБ-529орг «Об утверждении положения о Западно-Сибирском межрегиональном управлении государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта установлено, что Западно-Сибирское МУГАДН является правопреемником реорганизованных Сибирского управления государственного автодорожного надзора и Управления государственного автодорожного надзора по Омской области.

Представителем Западно-Сибирского МУГАДН представлен график проведения совместных контрольно-надзорных мероприятий на линии на май 2018 года, в котором указано о проведении мероприятия 30.05.2018 в районе проспекта Космического в г. Омске.

Таким образом доводы жалобы в части нарушения процедуры проведения проверки совместно сотрудниками ГИБДД и Западно-Сибирского МУГАДН судом отклоняются.

Усмотрев в действиях водителя автобуса ФИО1 нарушение требований статьи 35 Закона N 220-ФЗ, старший государственный инспектор Западно-Сибирского МУГАДН ФИО3 составил в отношении ФИО1 протокол от 30.05.2018 об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 11.33 КоАП РФ.

В этот же день старший государственный инспектор Западно-Сибирского МУГАДН ФИО3 вынес в отношении ФИО1 обжалуемое постановление по делу об административном правонарушении.

Наличие состава вмененного административного правонарушения подтверждается протоколом об административном правонарушении (л.д.25), актом обследования транспортного средства (л.д.26), где указано на отсутствие карты маршрута, фотоснимками, сделанными в ходе рейдового контроля, путевым листом автобуса необщего пользования, где указан маршрут движения автобуса – от МСЧ-9 до Первомайского рынка и обратно с подбором пассажиров в попутном направлении (л.д.21).

Довод ФИО1 о том, что перевозка пассажиров осуществлялась для достижения уставных целей деятельности Омского регионального автотранспортного профсоюза «Ямщик» суд отклоняет, поскольку логичного и экономически обоснованного объяснения принципам эксплуатации автобусов профсоюзом не приведено, что подтверждается изложенными выше пояснениями ФИО1 и его защитника Кузнецова В.Н. в судебном заседании.

По сути, ФИО1 осуществлялась перевозка пассажиров транспортом общего пользования, поскольку им не отрицается, что к перевозке допускался любой желающий гражданин без проверки принадлежности к членству в профсоюзе «Ямщик». Транспортное средство, как это видно из фотографий, оборудовано указателями маршрута, по которому осуществляется перевозка. Стороны не отрицают, что маршрут ранее был внесен в городскую маршрутную сеть, однако исключен с 01.01.2017. Указатели маршрута, как это следует из фотографий, размещены в верхней части лобового стекла и на правой стороне кузова по ходу транспортного средства. Данное размещение указателей маршрута соответствует положениям пункта 29 Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утв. постановлением Правительства РФ от 14.02.2009 N 112, регламентирующего оборудование транспортных средств, используемых для регулярных перевозок пассажиров и багажа.

Федеральный закон от 08.11.2007 N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" регламентирует осуществление пассажирских перевозок только: 1) посредством регулярных перевозок пассажиров и багажа на основании публичного договора перевозки пассажира по маршруту регулярных перевозок, 2) посредством перевозки по заказам транспортным средством, предоставленным на основании договора фрахтования, заключенного в письменной форме, 3) посредством легковых такси.

Договор фрахтования у Омского регионального автотранспортного профсоюза «Ямщик» отсутствует, имеется лишь договор безвозмездного пользования транспортным средством без экипажа от 20.05.2018, заключенный с ИВ., однако данный договор не предоставляет права осуществлять перевозки неопределенного круга лиц на систематической основе с самостоятельной организацией маршрута, ранее действовавшего в числе маршрутов регулярных перевозок.

Доводы жалобы о том, что осуществление пассажирских перевозок по маршруту, не утвержденному в установленном законом порядке, не образует состав административного правонарушения, установленного частью 4 статьи 11.33 КоАП РФ, нельзя признать обоснованными.

По сути, в рассматриваемом случае наблюдается самостоятельная организация профсоюзом и ФИО1 регулярного маршрута пассажирских перевозок под прикрытием того обстоятельства, что законом регламентирована необходимость наличия карты маршрута применительно к маршрутам, организованным органами местного самоуправления. Об организации самостоятельного регулярного маршрута пассажирских перевозок свидетельствует и тот факт, что в производстве Октябрьского районного суда г. Омска находится не менее 5 жалоб членов указанного профсоюза на постановления по делу об административном правонарушении, вынесенные при аналогичных обстоятельствах, как минимум 2 жалобы сверх указанных направлены для рассмотрения по подсудности по месту остановки транспортных средств, то есть движение транспортных средств налажено на систематической основе.

Однако при осуществлении регулярных маршрутных перевозок водитель обязан двигаться по одному из маршрутов, установленному органами местного самоуправления с соблюдением требований к количеству транспортных средств, должен иметь карту маршрута, чтобы подтвердить правомерность своего нахождения на маршруте, либо не осуществлять пассажирские перевозки вовсе.

В противном случае изобретенная Омским региональным автотранспортным профсоюзом «Ямщик» схема осуществления пассажирских перевозок фактически в режиме регулярных перевозок без соблюдения необходимых требований, в том числе требований о необходимости получения лицензии на осуществление пассажирских перевозок транспортом общего пользования, страхования пассажиров, соблюдения требований о количестве транспортных средств, которые одновременно могут находиться на маршрутной линии, угрожает безопасности и устойчивости транспортной системы, может повлечь существенные негативные последствия для безопасности дорожного движения, жизни и здоровья граждан, сохранности их имущества.

Между тем, в силу статьи 1.2 КоАП РФ задачами законодательства об административных правонарушениях являются защита личности, охрана прав и свобод человека и гражданина, охрана здоровья граждан, установленного порядка осуществления государственной власти, общественного порядка и общественной безопасности, собственности, защита законных экономических интересов физических и юридических лиц, общества и государства от административных правонарушений, а также предупреждение административных правонарушений.

Требования статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении соблюдены. На основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 КоАП РФ.

Постановление о привлечении ФИО1 к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.

Административное наказание назначено установленное соответствующей санкцией.

Нарушений норм процессуального права, не позволивших всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело об административном правонарушении, в ходе производства по делу не допущено.

Руководствуясь статьёй 30.7 КоАП РФ, суд

решил:

постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное 30.05.2018 старшим государственным инспектором Западно-Сибирского межрегионального управления государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (Западно-Сибирское МУГАДН), которым ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 11.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 5 000,00 рублей,

оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Омский областной суд, путём подачи жалобы в Октябрьский районный суд города Омска в течение 10 суток с момента получения копии решения.

Судья: _____________________ Т.Г. Глазкова

Решение вступило в законную силу 14.08.2018.

Апелляционным определением Омского областного суда от 14.08.2018 оставлено без изменения, апелляционная жалоба без удовлетворения.