Дело №
Поступило в суд ДД.ММ.ГГГГ
РЕШЕНИЕ
ДД.ММ.ГГГГ<адрес>
Судья <адрес> районного суда <адрес> О.В. Никулина
При секретаре Е.А. Калининой
С участием представителя заявителя ФИО6
Рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу МБОУ «<данные изъяты>» на постановление по делу об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением № по делу об административном правонарушении, вынесенным ДД.ММ.ГГГГ государственным инспектором БДД MOTH и РАМТС ГИБДД № ГУ МВД России по <адрес>ФИО1, МБОУ «<данные изъяты>» признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.4 ст. 12.23 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 100 000,00 рублей.
Не согласившись с данным постановлением, МБОУ «<данные изъяты>» обратилось в <адрес> районный суд <адрес> с жалобой.
По утверждению заявителя, ДД.ММ.ГГГГ государственным инспектором БДД MOTH и РАМТС ГИБДД № ГУ МВД России по <адрес>ФИО1 вынесено Постановление № по делу об административном правонарушении по признакам административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст. 12.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении МБОУ «<данные изъяты>» по Протоколу <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с Постановлением № от ДД.ММ.ГГГГ МБОУ «<данные изъяты>» подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 100 000 (сто тысяч) рублей.
Копия Постановления получена ДД.ММ.ГГГГ, соответственно, жалоба на Постановление по делу об административном правонарушении подана в установленные процессуальным законодательством сроки.
Постановление № от ДД.ММ.ГГГГ государственного инспектора БДД MOTH и РАМТС ГИБДД № ГУ МВД России по <адрес>ФИО1 по делу об административном правонарушении по признакам административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст. 12.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении МБОУ <данные изъяты> по Протоколу <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ вынесено незаконно, постановлено с нарушением норм материального права и подлежащим отмене по следующим основаниям.
Согласно тексту обжалуемого Постановления ДД.ММ.ГГГГ в 11.00 МБОУ <данные изъяты> осуществляло организованную перевозку группы детей в количестве девяти детей, автобусом №, государственный регистрационный знак № под управлением водителя ФИО2,с нарушением требований правил организованной перевозки групп детей автобусами отсутствовал порядок посадки детей в автобус, в нарушение подпункта «Ж» пункта 4 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№, п.п.22.6 ПДД, т.е. совершила административное правонарушение, предусмотренное статьей 12.23 ч.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, согласно диспозиции ч.4 ст. 12.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за - Организованная перевозка группы детей автобусами, не соответствующими требованиям Правил организованной перевозки группы детей автобусами, либо водителем, не соответствующим требованиям указанных Правил, либо без договора фрахтования, если наличие такого документа предусмотрено указанными Правилами, либо без программы маршрута, либо без списка детей, либо без списка назначенных сопровождающих, предусмотренных указанными Правилами.
Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1177 (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) утверждены Правила организованной перевозки группы детей автобусами.
Согласно подпункту «ж» пункта 4 Правил для осуществления организованной перевозки группы детей необходимо наличие документа, содержащего порядок посадки детей в автобус, установленный руководителем или должностным лицом, ответственным за обеспечение безопасности дорожного движения, образовательной организации, организации, осуществляющей обучение, организации, осуществляющей образовательную деятельность, медицинской организации или иной организации, индивидуальным предпринимателем, осуществляющими организованную перевозку группы детей (далее - организация), или фрахтователем, за исключением случая, когда указанный порядок посадки детей содержится в договоре фрахтования.
Устав Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «<данные изъяты>» утвержден Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№-а, о чем в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись от ДД.ММ.ГГГГ года
На основании п.2.5 Устава Школа принимает локальные нормативные акты, в том числе - затрагивающие права учащихся, родителей (законных представителей) и работников Школы.
В соответствии с п.2.7 Устава локальные нормативные акты школы утверждаются приказом директора.
Пунктом 2.9 Устава регламентировано, что деятельность школы регламентируется следующими видами локальных актов: приказами; правилами; инструкциями; положениями; другими видами локальных актов Школы, соответствующих законодательству РФ и Уставу Школы.
Согласно п.3.2. Устава единоличным исполнительным органом образовательной организации является директор Школы, на основании п.3.2.1 Устава директор Школы назначается <адрес>.
Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ на должность директора МБОУ «<данные изъяты>» назначена ФИО.
Во исполнение своих полномочий, директором Школы обеспечено принятие локальных правовых актов, регламентирующих безопасность при перевозке учащихся школьным автобусом.
Приказом директора МБОУ «<данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении документации по перевозке детей на автобусе» утверждены «Правила поведения обучающихся МБОУ «<данные изъяты>»».
ДД.ММ.ГГГГ директором МБОУ «<данные изъяты>» издан Приказ № «О назначении ответственного за БДД и обеспечение труда и отдыха водителя».
ДД.ММ.ГГГГ директором МБОУ «<данные изъяты>» издан Приказ № «О назначении ответственного за техническое состояние и эксплуатацию транспортного средства при выпуске на линию».
ДД.ММ.ГГГГ директором МБОУ «<данные изъяты>» издан Приказ № «Об утверждении документации по перевозке детей на автобусе».
Данным приказом утверждено 15 наименований документации, а именно:
- должностная инструкция водителя школьного автобуса,
- должностная инструкция ответственного по обеспечению безопасности при перевозке обучающихся школьным автобусом,
- инструкция для обучающихся по правилам и технике безопасности при поездках на школьном автобусе,
- инструкция о проведении предрейсового и послерейсового медицинского осмотра водителя школьного автобуса,
- инструкция по технике безопасности перед выездом на линию,
- инструкция по предупреждению дорожно-транспортных происшествий школьным автобусом,
- инструкция об особенностях работы в осенне-зимний период водителя школьного автобуса,
- инструкция об особенностях работы в весенне-летний период,
- инструкция об особенностях работы и стоянке в темное время суток,
- инструкция при движении через железнодорожные пути,
- инструкция по профилактике и предупреждению террористических актов,
- инструкция по экстренной эвакуации пассажиров при дорожно-транспортных происшествиях,
- инструкция по технике безопасности при мойке, смазке и заправке машин,
- должностная инструкция директора ОУ, осуществляющем перевозку учащихся школьным автобусом,
- инструкция по охране труда для водителя школьного автобуса.
Правовой анализ вышеуказанных Должностных инструкций, Инструкций, Правил свидетельствует о принятии исчерпывающих мер руководством образовательного учреждения в рамках своих полномочий по обеспечению безопасности дорожного движения при перевозке учащихся МБОУ «<данные изъяты>».
При проведении плановой, выездной проверки образовательного учреждения, на основании Распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ№ органа государственного контроля (надзора), утвержденного начальником 2 MOTH и РАМТС ШИБДД ГУ МВД России по <адрес>, должностным лицам данного подразделения руководством Школы предоставлены все истребованные (п.13 Распоряжения) документы.
При проведении проверки должностными лицами было заявлено, что документ содержащий порядок посадки детей в автобус (согласно подпункту «ж» пункта 4 Правил для осуществления организованной перевозки группы детей, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1177) должен именоваться не Приказ об утверждении Правил, а Порядок.
В качестве образца, проверяющим была передана директору МБОУ «<данные изъяты>» ксерокопия документа без даты, без номера. На титульном листе данного документа указано: наименование образовательного учреждения – МБОУ <адрес> Криводановская средняя школа №, далее по тексту Порядок посадки детей в автобус. Необходимо отметить, что на оборотной стороне данного документа указано: инструкцию разработал ответственный, за безопасность дорожного движения ФИО3
Не понятно этот «документ» все-таки инструкция или порядок, кем утвержден, когда, кто такая ФИО7 и какие у неё полномочия.
Практически сотрудниками ГИБДД предписывается «<данные изъяты>» руководствоваться не Уставом Школы, а копией документа другой школы <адрес>, которая не наделена Законом полномочиями по принятию нормативных правовых актов, обязательными для исполнения иными образовательными учреждениями <адрес>. Новеллой законодательства, предлагаемой сотрудниками ГИБДД, является подготовка локальных правовых актов не на основе действующего федерального законодательства, законодательства субъекта РФ, ведомственных актов, а на основе частной практики сельской школы.
При составлении Протокола об административном правонарушении, директор МБОУ «<данные изъяты>» была введена в заблуждение сотрудником ГИБДД, который в категоричной форме указал, что нет Порядка, значит, будет составлен Протокол. Во избежание составления Протоколов в отношении водителя, а также должностного лица, ответственного за БДД, директор школы была вынуждена согласиться с Протоколом и подписать его.
МБОУ «<данные изъяты>» просило отменить Постановление № от ДД.ММ.ГГГГ государственного инспектора БДД MOTH и РАМТС ГИБДД № ГУ МВД России по <адрес>ФИО1 по делу об административном правонарушении по признакам административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст. 12.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении МБОУ «<данные изъяты>» по Протоколу <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ.
2. Производство по делу об административном правонарушении прекратить за отсутствием в действиях МБОУ «<данные изъяты>» состава административного правонарушения.
Представитель МБОУ «<данные изъяты>» ФИО6 в суде поддержала заявленные требования в полном объеме.
Представитель БДД MOTH и РАМТС ГИБДД № ГУ МВД России по <адрес> в судебное заседание не явился, по требования суда предоставил материал по делу об административном правонарушении.
Заслушав лицо участвующее в деле, исследовав материалы дела, материалы об административном правонарушении представленные должностным лицом, дополнительные материалы, представленные заявителем, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 4 статьи 12.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях организованная перевозка группы детей автобусами, не соответствующими требованиям Правил организованной перевозки группы детей автобусами, либо водителем, не соответствующим требованиям указанных Правил, либо без договора фрахтования, если наличие такого документа предусмотрено указанными Правилами, либо без программы маршрута, либо без списка детей, либо без списка назначенных сопровождающих, предусмотренных указанными Правилами, влечет наложение административного штрафа на водителя в размере трех тысяч рублей; на должностных лиц - двадцати пяти тысяч рублей; на юридических лиц - ста тысяч рублей.
Пунктом 22.6 ПДД РФ установлено, что организованная перевозка группы детей должна осуществляться в соответствии с настоящими Правилами, а также правилами, утверждаемыми правительством Российской Федерации, в автобусе, обозначенном опознавательными знаками "Перевозка детей".
Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1177 утверждены Правила организованной перевозки группы детей автобусами.
Для осуществления организованной перевозки группы детей необходимо наличие документов, в том числе пп.ж п.4 - документа, содержащего порядок посадки детей в автобус, установленный руководителем или должностным лицом, ответственным за обеспечение безопасности дорожного движения, образовательной организации, организации, осуществляющей обучение, организации, осуществляющей образовательную деятельность, медицинской организации или иной организации, индивидуальным предпринимателем, осуществляющими организованную перевозку группы детей (далее - организация), или фрахтователем, за исключением случая, когда указанный порядок посадки детей содержится в договоре фрахтования;
Организованная перевозка группы детей автобусами без документа содержащего порядок посадки детей в автобус, предусмотренного указанными Правилами, образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 12.23 КоАП РФ.
Из представленных материалов должностным лицом следует, что ДД.ММ.ГГГГ в 11.00 МБОУ «<данные изъяты>» осуществляло организованную перевозку группы детей в количестве девяти детей, автобусом ПАЗ №, государственный регистрационный знак № под управлением водителя ФИО2,с нарушением требований правил организованной перевозки групп детей автобусами отсутствовал порядок посадки детей в автобус, в нарушение подпункта «Ж» пункта 4 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№, п.п.22.6 ПДД, т.е. совершила административное правонарушение, предусмотренное статьей 12.23 ч.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
По факту выявленного правонарушения государственным инспектором составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 12.23 КоАП РФ, с последующим привлечением к административной ответственности.
Совокупностью представленных доказательств: протоколом об административном правонарушении, постановлением об административном правонарушении, путевым листом от ДД.ММ.ГГГГ, приказом о поездке от ДД.ММ.ГГГГ, списком пассажиров автобуса, уведомлением об организованной перевозке группы детей автобусами, объяснениями ФИО, ФИО4, ФИО2, ФИО5, распоряжением органа государственного контроля от ДД.ММ.ГГГГ, актом проверки № от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что МБОУ «<данные изъяты>» совершено административное правонарушение, предусмотренное ч. 4 ст. 12.23 КоАП РФ.
Руководитель юридического лица, в отношении которого составлен административный протокол ФИО, указала, что документ, содержащий порядок посадки детей в автобус не издан, водителю при соответственно не выдавался перед рейсом. О том, что данный документ необходимо разработать ей не было известно.
Объяснения ФИО4, ФИО2, ФИО5 подтверждают, что при перевозки детей ДД.ММ.ГГГГ руководителем МБОУ «<данные изъяты>» был выдан пакет документов, в котором документ, содержащий порядок посадки детей в автобус отсутствовал. ФИО4 подтвердила, что указанный выше документ Скалинской школой не издавался.
В связи с тем, что соответствующего документа юридическое лицо МБОУ «<данные изъяты>» должностному лицу не предоставило, государственным инспектором передан руководителю школы образец, имеющийся в деле.
Суд, находит правильным, положит в основу принятого решения объяснения лиц указанных выше, они соответствуют исследованным материалам, представленным должностным лицом.
Доводы представителя заявителя о том, что документ такой в МБОУ «<данные изъяты>» имелся, и позже был предоставлен должностному лицу, опровергается исследованными доказательствами.
Другие доводы жалобы направлены на иную оценку доказательств в выгодном для заявителя свете и не свидетельствуют о неправильной квалификации действий юридического лица, либо о его невиновности в совершении вменённого правонарушения.
Перечисленные доказательства получены с соблюдением установленного законом порядка, отвечают требованиям относимости, допустимости и достаточности, отнесены ст. 26.2 КоАП РФ к числу доказательств, имеющих значение для правильного разрешения дела, и исключают какие-либо сомнения в виновности МБОУ «<данные изъяты>» в совершении данного административного правонарушения.
При рассмотрении дела об административном правонарушении должностным лицом ФИО1 в соответствии с требованиями ст. 24.1 КоАП РФ на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все фактические и юридически значимые обстоятельства, подлежащие доказыванию и необходимые для правильного разрешения дела, предусмотренные ст. 26.1 КоАП РФ, которым дана надлежащая правовая оценка.
Законность и обоснованность постановления должностного лица в полном объеме проверены судом с соблюдением требований ст. ст. 30.6 - 30.7 КоАП РФ.
Оснований для отмены постановления должностного лица суд не усматривает.
Наказание назначено с соблюдением положений ст. 4.1 КоАП РФ, в пределах санкции ч. 4 ст. 12.23 КоАП РФ.
Совершённое МБОУ «Скалинская СОШ» правонарушение квалифицировано в соответствии с установленными обстоятельствами и требованиями КоАП РФ.
Дело рассмотрено с соблюдением правил подведомственности в пределах срока давности привлечения к административной ответственности.
Вместе с тем, согласно ст. 4.1 п. 3.2 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
Согласно п. 3.3 указанной выше статьи при назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.
Суд учитывает разъяснения постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", согласно которым такие обстоятельства, как, имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, характеризующими малозначительность правонарушения. Они в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания.
Учитывая, характер совершенного правонарушения, его обстоятельства, имущественное положение привлекаемого к административной ответственности юридического лица- бюджетного общеобразовательного учреждения, устранение правонарушения, составления требуемого документа, судья считает возможным снижение назначенного ему административного наказания административного штрафа, предусмотренного санкцией ст. 12.23.ч.4 КоАП РФ.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных ст. 24.5 КоАП РФ, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.1, 30.6, 30.7 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
Постановление 18№ от ДД.ММ.ГГГГ государственного инспектора БДД MOTH и РАМТС ГИБДД № ГУ МВД России по <адрес>ФИО1 по делу об административном правонарушении по признакам административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст. 12.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении МБОУ «<данные изъяты>» - изменить, снизить размер административного штрафа до 50 000 ( пятьдесят тысяч) рублей.
В остальном постановление от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, а жалобу МБОУ «<данные изъяты>», без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Новосибирский областной суд в течение 10 суток после его получения.
Судья О.В. Никулина