ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-123/2013 от 04.03.2013 Ленинскогого районного суда г. Перми (Пермский край)

Дело № 12-123/2013Р Е Ш Е Н И Е

г. Пермь 4 марта 2013 г.

Ленинский районный суд г. Перми в составе:

председательствующего судьи Ивановой Н.А., при секретаре Пономаревой Н.А.,

рассмотрев жалобу индивидуального предпринимателя Шарафутдинова С.К., <***>, на постановление от ДД.ММ.ГГГГ государственного инспектора Пермского края по охране природы Государственной инспекции по экологии и природопользованию Пермского края по делу об административном правонарушении, предусмотренным ст. 8.2 КоАП РФ,

У с т а н о в и л :

Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ государственного инспектора Пермского края по охране природы Государственной инспекции по экологии и природопользованию Пермского края Шарафутдинов С.К. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, выразившегося в том, что он допустил сброс отходов на почву, а также сжигание этих отходов, не передает бытовые отходы специализированной организации, имеющей лицензию на осуществление деятельности по обезвреживанию, размещению отходов 1-4 класса опасности.

ФИО1 обратился в суд с жалобой об отмене данного постановления, т.к. считает, что в его действиях отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ. Указывает, что он арендует помещение под магазин для торговли промышленными товарами и офис, из отходов у него образуются только картонные коробки и деревянные поддоны, которые в течение одного рабочего дня хранятся у запасного выхода, а вечером увозятся. Бытовых отходов у него не образуется. Отходы магазина промышленных товаров классифицируются как отходы от уборки территории и помещений объектов оптово-розничной торговли промышленными товарами и относятся к 5 классу опасности, обращение с такими отходами не подлежит какому-либо лицензированию. Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» не содержит такого понятия, как сброс отходов на почву. Временное складирование картонной упаковки в течение одного рабочего дня нельзя расценивать как сброс отходов на почву или размещение отходов. Из лиц, работающих у него, никто не сжигал какой-либо мусор или отходы возле магазина. Кроме того, указывает, что протокол об административном правонарушении составлен в его отсутствие, он не имел возможности с ним ознакомиться и представить свои пояснения.

ФИО1 в судебное заседание не явился, просит дело рассмотреть в его отсутствие с участием его представителя. Представитель ФИО1 на доводах жалобы настаивает, просит ее удовлетворить.

Выслушав представителя заявителя, исследовав материалы дела об административном правонарушении, суд приходит к выводу о том, что жалоба не подлежит удовлетворению.

Согласно ст. 8.2 КоАП РФ административным правонарушением признается несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.

Объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного указанной статьей, составляют действия или бездействие, состоящие в невыполнении обязанностей, возложенных на них соответствующими правовыми нормами по соблюдению экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.

В соответствии с п. 1.2 ст. 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещаются: сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.

В соответствии со ст. 11 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека.

Согласно ч. 3 ст. 4 указанного Федерального закона собственник отходов I - IV класса опасности вправе отчуждать эти отходы в собственность другому лицу, передавать ему, оставаясь собственником, право владения, пользования или распоряжения этими отходами, если у такого лица имеется лицензия на осуществление деятельности по использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов не меньшего класса опасности.

Согласно ст. 4.1 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" отходы в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду подразделяются в соответствии с критериями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды, на пять классов опасности:

I класс - чрезвычайно опасные отходы;

II класс - высокоопасные отходы;

III класс - умеренно опасные отходы;

IV класс - малоопасные отходы;

V класс - практически неопасные отходы.

Критерии отнесения опасных отходов к классу опасности утверждены Приказом МПР РФ от 15 июня 2001 г. N 511 "Об утверждении критериев отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей природной среды".

При этом тринадцатая цифра кода используется для кодирования класса опасности для окружающей природной среды (0 - класс опасности не установлен, 1 - I класс опасности, 2 - II класс опасности, 3 - III класс опасности, 4 - IV класс опасности, 5 - V класс опасности).

В соответствии с п. 2 ст. 14 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - IV класса опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды.

Согласно Приказу Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 15.06.2001 N 511 "Об утверждении критериев отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей природной среды" критерии отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей природной среды предназначены для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, в процессе деятельности которых образуются опасные отходы для окружающей природной среды (далее - отходы), и которые обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности для окружающей природной среды (далее - производители отходов).

Отнесение отходов к классу опасности для ОПС может осуществляться расчетным или экспериментальным методами.

В случае отнесения производителями отходов отхода расчетным методом к 5-му классу опасности, необходимо его подтверждение экспериментальным методом. При отсутствии подтверждения 5-го класса опасности экспериментальным методом отход может быть отнесен к 4-му классу опасности.

При этом согласно Письму Ростехнадзора от 20.09.2007 N 04-09/1343 в случае когда организация занимается оптово-розничной торговлей промышленными товарами, то для отходов (мусора) от уборки территорий и помещений объектов применяется код ФККО 9120120001005 - отходы (мусор) от уборки территории и помещений объектов оптово-розничной торговли продовольственными товарами. Применение наименования отходов "мусор от бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный)" (код ФККО 9120040001004) и (или) "мусор от бытовых помещений организации крупногабаритный" (код ФККО 9120050001005) не исключается для данной организации в дополнение к вышеназванным, если таковые образуются. При этом в соответствии с Приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 15.06.2001 N 511 "Об утверждении критериев отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей природной среды" отнесение отходов к классу опасности для окружающей природной среды может осуществляться расчетным или экспериментальным методами. В случае отнесения производителями отходов отхода расчетным методом к V классу опасности необходимо его подтверждение экспериментальным методом. При отсутствии подтверждения V класса опасности экспериментальным методом отход может быть отнесен к IV классу опасности.

Из приведенных положений следует, что юридические лица и индивидуальные предприниматели, если в результате их деятельности образуются отходы, обязаны осуществить мероприятия по установлению класса их опасности.

Обстоятельства совершения ФИО1 административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ подтверждаются определением о возбуждении производства об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ, договором аренды нежилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ, протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, фотоматериалами, из которых усматривается, что ФИО1, осуществляя деятельность по торговле промышленными товарами по <Адрес>, складирует отходы, образующиеся при осуществлении данной деятельности, на земельном участке, примыкающем к занимаемому им помещению, допускает их сжигание, не передает данные отходы специализированной организации, имеющей лицензию на осуществление деятельности по обезвреживанию, размещению отходов 1-4 класса опасности.

Факт отнесения образуемых отходов к 5 классу опасности заявителем не доказан, тогда как именно на нем как на производителе отходов лежит обязанность подтверждения 5 класса опасности отходов. При таких обстоятельствах образуемые заявителем отходы были обоснованно отнесены должностным лицом к 4 классу опасности.

Факт складирования отходов на земельном участке, примыкающем к занимаемому помещению, представителем заявителя в судебном заседании также не оспаривается. Доводы о том, что складирование является временным, не свидетельствует об отсутствии состава правонарушения, поскольку ст. 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды» запрещает сброс отходов на почву независимо от каких-либо обстоятельств.

Доводы заявителя о недоказанности факта сжигания им отходов не свидетельствуют об отсутствии состава административного правонарушения, поскольку факт складирования отходов на почву в нарушение требований закона и не передача их специализированной организации, имеющей лицензию на осуществление деятельности по обезвреживанию, размещению отходов 1-4 класса опасности образуют состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ. При этом заявитель, как собственник отходов потребления, обязан не допускать их противоправное использование и уничтожение третьими лицами.

Нарушения процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, которые бы не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, должностным лицом не допущено, имеющиеся в материалах дела доказательства являются допустимыми. О составлении протокола об административном правонарушении ФИО1 был извещен, копия протокола ему направлялась, что подтверждается уведомлениями о вручении извещений и протокола, имеющимися в материалах дела.

Таким образом, доводы, изложенные в жалобе, судом признаются необоснованными, опровергаются исследованными материалами дела, поэтому оснований для удовлетворения жалобы не усматривается.

Действия ФИО1 правильно квалифицированы по ст. 8.2 КоАП РФ, постановление должностным лицом вынесено в соответствии со ст. ст. 29.1-29.11 КоАП РФ, наказание назначено с учетом требований ст. 4.1 КоАП РФ, в минимальном размере, установленном санкцией ст. 8.2 КоАП РФ.

Оснований для освобождения ФИО1 от административной ответственности, в соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ суд не находит, т. к. несоблюдение и нарушение требований нормативных правовых актов, касающихся вопросов экологии и охраны окружающей среды, не может быть отнесено к малозначительным правонарушениям.

На основании изложенного, руководствуясь ст.30.7 КоАП РФ,

Р Е Ш И Л:

Постановление от ДД.ММ.ГГГГ государственного инспектора Пермского края по охране природы Государственной инспекции по экологии и природопользованию Пермского края по делу об административном правонарушении в отношении ФИО1 по ст. 8.2 КоАП РФ, оставить без изменения, жалобу ФИО1 - без удовлетворения.

Решение в 10 дней может быть обжаловано в Пермский краевой суд.

Судья: Иванова Н.А.