ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-123/2015 от 02.12.2015 Верховного Суда Республики Тыва (Республика Тыва)

№ 12-123/2015г.

Р Е Ш Е Н И Е

г. Кызыл 02 декабря 2015 года

Судья Верховного Суда Республики Тыва Канзай А.А., рассмотрев жалобу консультанта МРУ Росмониторинга по СФО П. на постановление судьи Кызылского городского суда Республики Тыва от 16 сентября 2015 года,

установил:

ДД.ММ.ГГГГ консультантом отдела надзорной деятельности и правового обеспечения Межрегионального Управления Росфинмониторинга по Сибирскому Федеральному округу (далее - МРУ Росмониторинг по СФО) П. составлен протокол об административном правонарушении в отношении индивидуального предпринимателя Р. за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.15.27 КоАП РФ.

Постановлением судьи Кызылского городского суда Республики Тыва от 16 сентября 2015 года производство по делу об административном правонарушении в отношении индивидуального предпринимателя Р. прекращено по ч.3 ст. 15.27 КоАП РФ.

Не согласившись с данным постановлением судьи, консультант отдела надзорной деятельности и правового обеспечения МРУ Росмониторинга по СФО П. подал жалобу в Верховный Суд Республики Тыва, в которой просит его отменить и направить дело на новое рассмотрение.

В судебном заседании П. не участвовал, просил рассмотреть дело в его отсутствие.

В судебном заседании Р. с жалобой не согласился.

Изучив доводы жалобы, проверив материалы дела, прихожу к следующему.

В соответствии со ч.3 ст. 15.27 КоАП РФ воспрепятствование организацией, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, проведению уполномоченным или соответствующим надзорным органом проверок либо неисполнение предписаний, выносимых этими органами в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет; на юридических лиц - от семисот тысяч до одного миллиона рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Согласно примечанию 1 к ст. 15. 27 КоАП РФ за административные правонарушения, предусмотренные настоящей статьей, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица.

Под операциями с денежными средствами или иным имуществом согласно статье 3 Федерального закона от 07 августа 2001 года N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" понимаются действия физических и юридических лиц с денежными средствами или иным имуществом независимо от формы и способа их осуществления, направленные на установление, изменение или прекращение связанных с ними гражданских прав и обязанностей

В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 07 августа 2001 года N 115-ФЗ организации, оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества, относятся к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, обязанным принимать меры, направленные на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. Права и обязанности, возложенные настоящим Федеральным законом на организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, распространяются на индивидуальных предпринимателей, являющихся страховыми брокерами, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий, и индивидуальных предпринимателей, оказывающих посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества.

Согласно пункту 6 Административного регламента исполнения Федеральной службой по финансовому мониторингу государственной функции по осуществлению контроля за выполнением юридическими и физическими лицами требований законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма и привлечению к ответственности лиц, допустивших нарушение этого законодательства, утвержденного Приказом Росфинмониторинга от 06.06.2011 N 192, должностные лица Росфинмониторинга и его территориальных органов, при осуществлении государственной функции, имеют право истребовать документы и информацию, необходимые для ее осуществления.

Согласно приказу от ДД.ММ.ГГГГ «О проведении камеральной проверки» руководителя МРУ Росфинмониторинга по СФО Т. следует, что консультанту отдела надзорной деятельности и правового обеспечения О. поручено осуществить камеральную проверку соблюдения требований законодательства о противодействии легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма индивидуальным предпринимателем Р. за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в срок с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ индивидуальному предпринимателю Р. направлен запрос за о предоставлении документов, необходимых для проведения проверки. Указанный запрос был получен Р. лично ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается почтовым уведомлением.

ДД.ММ.ГГГГР. по электронной почте в МРУ Росфинмониторинга по СФО, направлены сведения об индивидуальном предпринимателе, заполненная по форме, приложенной к запросу от ДД.ММ.ГГГГ, и пояснительное письмо. Согласно данному письму Р. пояснял, что непосредственно и самостоятельно не производит операции с имуществом и денежными средствами, его деятельность носит сугубо рекламный и юридический характер, совершает только действия, связанные с поиском юридических и физических лиц (потребителей), желающих приобрести недвижимость путем оказания рекламных услуг, информационных, консультационных и услуг юридического характера.

ДД.ММ.ГГГГ консультантом отдела надзорной деятельности и правового обеспечения МРУ Росмониторинга по СФО П. составлен акт к о воспрепятствовании проведению проверки индивидуальным предпринимателем Р.

Из протокола об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ следует, что индивидуальный предприниматель Р. воспрепятствовал проведению уполномоченным органом проверки соблюдения законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, за что предусмотрена административная ответственность по ч.3 ст.15.27 КоАП РФ.

Прекращая производство по делу, судья городского суда пришел к выводу о том, что административным органом не доказан факт оказания ИП Р. посреднических услуг при осуществлении сделки купли-продажи недвижимого имущества, и воспрепятствование проведению проверки в отношении индивидуального предпринимателя, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. Само по себе отнесение лица к перечню, содержащемуся в статье 5 Федерального закона № 115-ФЗ, не влечет для него обязанности предоставления вышеуказанных сведений при оказании услуг, не связанных с осуществлением им операций с денежными средствами и иным имуществом.

С таким выводом судьи городского суда согласиться нельзя.

В соответствии с выпиской из ЕГРИП основным видом экономической деятельности индивидуального предпринимателя Р. является предоставление посреднических услуг при покупке, продаже и аренде жилого недвижимого имущества.

Посреднические услуги на рынке сделок с недвижимостью в силу разъяснений п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 N 17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей" заключаются в подборе вариантов объектов недвижимости для их последующей купли-продажи, аренды гражданами для целей, не связанных с предпринимательской деятельностью, помощи в заключении указанными гражданами сделок по купле-продаже и иных сделок в отношении объектов недвижимости, организации продажи объектов недвижимости по поручению данных граждан.

Таким образом, индивидуальный предприниматель Р. совершает действия с денежными средствами или недвижимым имуществом посредством осуществления указанных выше действий, направленных на заключение договоров купли-продажи, то есть, не являясь стороной договора, оказывает посреднические услуги при совершении сделок купли-продажи недвижимого имущества по смыслу ст. 5 Федерального закона от 07 августа 2001 года N 115-ФЗ.

Дело об административном правонарушении рассмотрено с нарушением требований статей 24.1, 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, о необходимости выяснения всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела.

Исходя из положений ст. 4.5 КоАП РФ срок давности по данной категории правонарушений составляет один год, данный срок не пропущен.

При таких обстоятельствах постановление судьи городского суда не может быть признано законным и обоснованным и подлежит отмене.

Руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ,

решил:

Жалобу Межрегионального Управления Росфинмониторинга по Сибирскому Федеральному округу удовлетворить.

Постановление судьи Кызылского городского суда Республики Тыва от ДД.ММ.ГГГГ отменить, дело об административном правонарушении направить на новое рассмотрение в тот же суд.

Судья А.А.Канзай