Дело № 12-123/2016
Р Е Ш Е Н И Е
г.Кемерово «09» июня 2016 года
Судья Рудничного районного суда города Кемерово Кемеровской области ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ОАО «УК Кузбассразрезуголь» на постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды ФИО2 № от ДД.ММ.ГГГГ в отношении ОАО «УК Кузбассразрезуголь» о назначении административного наказания за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст.8.5 КоАП РФ,
У С Т А Н О В И Л:
В Рудничный районный суд г.Кемерово поступила жалоба ОАО «УК Кузбассразрезуголь» на постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды ФИО2 № от ДД.ММ.ГГГГ в отношении ОАО «УК Кузбассразрезуголь» о назначении административного наказания в виде административного штрафа в размере (сумма обезличена) за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст.8.5 КоАП РФ.
Жалоба мотивирована тем, что расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду содержит сведения о размере платы и не является информацией о состоянии окружающей среды и природных ресурсах, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду, в связи с чем, искажение информации, содержащейся в расчете, не образует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст.8.5 КоАП РФ.
В ходе производственной деятельности ОАО «УК «Кузбассразрезуголь» образуются отходы – шины пневматические автомобильные отработанные, утилизация (переработка) которых осуществляется ООО «СибЭкоПром-Н» в рамках договора возмездного оказания услуг № от ДД.ММ.ГГГГ.
Факт приема отходов ООО «СибЭкоПром-Н» подтверждается справкой о принятии отходов на утилизацию с указанием количества принятых отходов в тоннах, что предусмотрено п.1.2.2 договора.
Годовой отчет федерального статистического наблюдения по форме № 2-ТП (отходы) «Сведения об образовании, использовании, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления» за 2014 год составлен на основании данных учета переданных другим лицам отходов и содержит в себе информацию о передаче филиалом ОАО «УК «Кузбассразрезуголь» «Кедровский угольный разрез» отхода – шины пневматические автомобильные отработанные – в количестве 412,4 тонны.
Учет переданного отхода (шины пневматические автомобильные отработанные) произведен компанией на основании фактического измерения количества отхода: путем взвешивания. Факт передачи компанией шин пневматических автомобильных отработанных находит подтверждение в справке ООО «СибЭкоПром-Н», осуществляющего прием отходов на утилизацию, от 25.12.2014.
При данных обстоятельствах, в силу п.4 Порядка, источниками для ведения учета филиалом «УК «Кузбрассразрезуголь» «Кедровский угольный разрез» в области обращения с отходами (шины пневматические автомобильные отработанные) акты приема-передачи не являются.
В материалах административного дела отсутствуют какие-либо сведения, опровергающие факт передачи в 2014 году филиалом ОАО «УК «Кузбассразрезуголь» «Кедровский угольный разрез» отходов в количестве 412,4 тонны.
В связи с чем, заявителю непонятно, каким образом Управлением Росприроднадзора был установлен факт предоставления заявителем недостоверной информации о количестве переданных на утилизацию отходов (шин пневматических автомобильных отработанных), несоответствия в документах, рассмотренных в ходе проведенной административной проверки, Управлением Росприроднадзора выявлено не было.
С учетом вышеизложенного, считает, что Управление Росприроднадзора не установило событие административного правонарушения: факт сообщения ОАО «УК «Кузбассразрезуголь» недостоверных или неполных сведений, содержащихся в годовом Отчете по форме № 2-ТП (отходы).
Отсутствие в действиях ОАО «УК «Кузбассразрезуголь» события административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст.8.5 КоАП РФ, является основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления.
В судебном заседании защитник ОАО «УК Кузбассразрезуголь» ФИО3, действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ№, жалобу поддержала по основаниям, изложенным в ней.
Должностное лицо, вынесшее постановление по делу об административном правонарушении, – старший государственный инспектор Российской Федерации в области охраны окружающей среды ФИО2 в судебное заседание не явилась, о дате, времени и месте рассмотрения жалобы извещена надлежащим образом. Заместитель Руководителя Управления ФИО4 просила рассмотреть дело в их отсутствие и направить решение в их адрес.
Согласно поступившему в суд отзыву Управления Росприроднадзора по Кемеровской области, представитель Управления считает, что доводы, указанные в жалобе ОАО «УК «Кузбассразрезуголь» о том, что расчеты платы за негативное воздействие на окружающую среду не являются информацией о состоянии окружающей среды, не состоятельны и противоречат статье 8.5 КоАП РФ. В договоре установлено, что при передаче шин на переработку составляется акт о передаче утильных шин с указанием типоразмера шин, серийного номера, количества, следовательно, при передаче автомобильных шин стороны договора обязаны были составить акт передачи. Согласно Расчету платы за негативное воздействие на окружающую среду ОАО «УК «Кузбассразрезуголь» филиал «Кедровский угольный разрез» за 4 квартал 2014 года, 1, 2 квартал 2015 года, годовому отчету федерального статистического наблюдения по форме 2-ТП (отходы) «Сведения об образовании, использовании, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления» ОАО «УК «Кузбассразрезуголь» филиал «Кедровский угольный разрез» за 2014 год, ОАО «УК «Кузбассразрезуголь» передало ООО «СибЭкоПром-Н» 412,4 т шины пневматические автомобильные отработанные. Однако акты передачи, предусмотренные п.1.2.5 договора составлены не были. Кроме того, в имеющемся в Управлении Росприроднадзора отчете по форме 2-ТП (отходы) «Сведения об образовании, использовании, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления» за 2014 год ООО «СибЭкоПром-Н» отсутствуют сведения о поступлении отхода «шины пневматические автомобильные отработанные» от ОАО «УК «Кузбассразрезуголь» филиал «Кедровский угольный разрез». Данные вид и количество отхода ООО «СибЭкоПром-Н» указало в расчете платы за негативное воздействие на окружающую среду в 1, 2 квартале 2015 года. Следовательно, ОАО «УК «Кузбассразрезуголь», нарушив абз.20 ст.3 Федерального закона от 10.01.2012 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», абз.7 ст.11 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» представило недостоверные сведения в расчетах платы за негативное воздействие на окружающую среду за 4 квартал 2014 года и 1, 2 квартал 2015 года и «Сведения об образовании, использовании, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления» за 2014 год, отразив в указанных документах вместо размещения отхода – шины пневматические автомобильные отработанные в количестве 412,4 т на промплощадке собственного предприятия его передачу ООО «СибЭкоПром-Н», что является искажением экологической информации. На основании изложенного, Управление Росприроднадзора по Кемеровской области считает оспариваемое постановление законным и обоснованным, вынесенным с соблюдением норм материального и процессуального права, а жалобу ОАО «УК «Кузбассразрезуголь» не подлежащей удовлетворению.
Суд, выслушав защитника ОАО «УК Кузбассразрезуголь» ФИО3, проверив материалы дела об административном правонарушении, исследовав письменные материалы, установил следующее:
В соответствии со ст.26.11 КоАП РФ судья, осуществляющий производство по делу об административном правонарушении, оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
В соответствии с ч.3 ст.30.6 КоАП РФ судья не связан с доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
В соответствии со ст.8.5 КоАП РФ, сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке данных, полученных при осуществлении производственного экологического контроля, информации, содержащейся в заявлении о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, декларации о воздействии на окружающую среду, декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду, отчете о выполнении плана мероприятий по охране окружающей среды или программы повышения экологической эффективности, а равно искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды лицами, обязанными сообщать такую информацию, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от двадцати тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.
Согласно п.20 ст.3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ, при осуществлении хозяйственной деятельности юридических лиц, оказывающей воздействие на окружающую среду предусмотрена ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.
Согласно абз.7 ч.2 ст.11 Федерального закона 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны предоставлять в установленном порядке необходимую информацию в области обращения с отходами.
Как следует из протокола об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ, составленного в отношении ОАО «Угольная компания «Кузбассразрезуголь», ДД.ММ.ГГГГ в 15 часов 00 минут в ходе проведения плановой выездной проверки в отношении ОАО «Угольная компания «Кузбассразрезуголь», расположенного по адресу: <адрес>, государственным инспектором Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Кемеровской области ФИО5 при осуществлении контроля за соблюдением требований экологического законодательства установлено, что ОАО «УК «Кузбассразрезуголь», в нарушение п.19 ст.3, ч.1 ст.11 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», допустило искажение информации о количестве переданных на использование отходов (шины пневматические автомобильные отработанные) в представленных Расчетах платы за негативное воздействие на окружающую среду за 4 квартал 2014 года, 1, 2, 3 квартал 2015 года, годовом отчете федерального статистического наблюдения по форме № 2-ТП (отходы) «Сведения об образовании, использовании, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления» за 2014 год.
В соответствии с постановлением о назначении административного наказания № от ДД.ММ.ГГГГ ОАО «УК «Кузбассразрезуголь» привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст.8.5 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере (сумма обезличена).
Признавая юридическое лицо виновным в совершении указанного административного правонарушения, должностное лицо административного органа исходило из того, что ОАО «УК «Кузбассразрезуголь» не представило акты приема-передачи шин пневматических автомобильных отработанных в подтверждение факта передачи данных отходов ООО «СибЭкоПром-Н», в связи с чем, по мнению административного органа, ОАО «УК «Кузбассразрезуголь» должно было отразить в представленных расчетах платы за негативное воздействие на окружающую среду за 4 квартал 2014 года, 1, 2 квартал 2015 года, в годовом отчете федерального статистического наблюдения «Сведения об образовании, использовании, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления» (форма № 2-ТП (отходы) за 2014 год размещение указанных отходов, а не их передачу.
Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ между ОАО «УК «Кузбассразрезуголь» и ООО «СибЭкоПром-Н» был заключен договор возмездного оказания услуг, согласно которому исполнитель ООО «СибЭкоПром-Н» обязался осуществлять прием крупногабаритных автомобильных шин для дальнейшей утилизации (переработки) на условиях, предусмотренных настоящим договором.
Согласно п.1.2.5 договора, фактический объем отходов, переданных заказчиком на переработку по договору, определяется одним из следующих способов: путем фактического взвешивания на автомобильных весах при вывозе; расчетным путем, исходя из данных о весе новой автошины с применением процента износа 0,92, умноженное на количество автошин. При передаче шин на переработку составляется акт о передаче утильных шин с указанием типоразмера шин серийного номера, количества.
Суд находит несостоятельным довод Управления Росприроднадзора по Кемеровской области о том, что при передаче автомобильных шин стороны договора – ОАО «УК «Кузбассразрезуголь» и ООО «СибЭкоПром-Н» обязаны были составить акты передачи утильных шин, в силу следующих положений.
Пункт 2 статьи 19 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» обязывает индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, осуществляющих деятельность в области обращения с отходами, представлять отчетность в порядке и в сроки, которые определены федеральным органом исполнительной власти в области статистического учета по согласованию с федеральными органами исполнительной власти в соответствии со своей компетенцией.
Указания по заполнению формы федерального статистического наблюдения, утвержденные Приказом Росстата от 28.01.2011 № 17 «Об утверждении статистического инструментария для организации Росприроднадзором федерального статистического наблюдения за отходами производства и потребления» (далее – Указания), предписывают юридическим лицам, гражданам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (индивидуальным предпринимателям), осуществляющим деятельность в области обращения отходов производства и потребления, представлять отчетность по форме № 2-ТП (отходы) Росприроднадзору (его территориальному органу в субъекте Российской Федерации).
Пункт 2 Указаний обязывает юридические лица, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по обращению с отходами производства и потребления (далее – респонденты), представлять форму федерального статистического наблюдения № 2-ТП (отходы) «Сведения об образовании, использовании, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления». Заполненные формы представляются респондентом в территориальные органы Росприроднадзора по месту своего нахождения.
При этом, Приказ Росстата № 17, являющийся документом, определяющим порядок представления статистической информации в области обращения с отходами организаций, осуществляющих деятельность по обращению с отходами производства и потребления, не содержит прямых указаний на то, что организации должны представлять акты приема-передачи Росприроднадзору. Информация, представляемая Росприроднадзору – это статистическая информация, в которую согласно Приказу Росстата № 17 входит только форма № 2-ТП (отходы).
Акты приема-передачи, согласно п.4 Порядка учета в области обращения с отходами, утвержденного Приказом Минприроды России от 01.09.2011 № 721, являются лишь источниками для ведения учета в области обращения с отходами и, исходя из анализируемых выше документов, не являются статистической информацией, которую организации должны представлять ежегодно в Росприроднадзор.
Кроме того, факт приема отходов ООО «СибЭкоПром-Н» подтверждается справкой о принятии отходов на утилизацию с указанием количества принятых отходов в тоннах, что предусмотрено п.1.2.2 договора.
Согласно указанной справке, выданной ООО «СибЭко-Пром-Н» 25.12.2014 для предъявления в органы Росприроднадзора, от ОАО «Угольная компания «Кузбассразрезуголь» приняты на утилизацию – шины крупногабаритные отработанные в количестве 6 700 т, в том числе от филиала «Кедровский угольный разрез» в количестве 412,4 т, о чем указано в разбивке по утилизации отработанных автомобильных шин ООО «СибЭкоПром-Н» по филиалам ОАО «УК «Кузбассразрезуголь» на 2014 год.
В соответствии с решением судьи Кемеровского областного суда от 11.05.2016 (л.д.137-139), при повторном рассмотрении жалобы судом проверялись обстоятельства выдачи указанной справки, для чего в ООО «СибЭкоПром-Н» и в Управлении Росприроднадзора по Кемеровской области истребована дополнительная информация.
Согласно полученному ответу ООО «СибЭкоПром-Н», 25.12.2014 ООО «СибЭкоПром-Н» на основании пункта 1.2.2 договора возмездного оказания услуг № от ДД.ММ.ГГГГ выдало ОАО «УК «Кузбассразрезуголь» справку о принятии на утилизацию шин крупногабаритных отработанных в общем количестве 6 700 тонн (в том числе по филиалу «Кедровский угольный разрез» в количестве 412,4 тонн) для предъявления в органы Росприроднадзора. Фактическое принятие шин крупногабаритных отработанных производилось ООО «СибЭкоПром-Н» в период с ДД.ММ.ГГГГ на площадках временного хранения филиалов ОАО «УК «Кузбассразрезуголь», поименованных в п.1.2.4 договора, расположенных в разных населенных пунктах Кемеровской области. Принятие отходов у филиала «Кедровский угольный разрез» было произведено на площадке временного хранения филиала в декабре 2014 года.
Таким образом, ООО «СибЭкоПром-Н» подтвердило факт принятия на утилизацию от ОАО «УК «Кузбассразрезуголь» филиала «Кедровский угольный разрез» шин крупногабаритных отработанных в количестве 412,4 тонн в декабре 2014 года.
При таких обстоятельствах, вывод должностного лица о невозможности установления факта передачи отходов и об искажении экологической информации нельзя признать обоснованным.
Доказательств, опровергающих передачу отходов, а также свидетельствующих о том, что ОАО «УК «Кузбассразрезуголь» разместило отходы, а не передало их ООО «СибЭкоПром-Н» для последующей утилизации, в материалах дела не имеется и административным органом не представлено.
При этом, отсутствие актов о количестве переданных на утилизацию отходов само по себе не свидетельствует о том, что ОАО «УК «Кузбассразрезуголь» умышленно исказило экологическую информацию.
Оценивая довод возражения Управления Росприроднадзора по Кемеровской области о том, что ООО «СибЭкоПром-Н» указало данный вид отходов и его количество (412,4 т) в расчете платы за негативное воздействие на окружающую среду только за 1 и 2 квартал 2015 года, суд приходит к следующим выводам.
Согласно ответу ООО «СибЭкоПром-Н», отходы производства (шины крупногабаритные пневматические), принятые от филиала «Кедровский угольный разрез» в количестве 412,4 тонн, были отражены ООО «СибЭкоПром-Н» в Расчете платы негативного воздействия на окружающую среду за 1 квартал 2015 года на основании Журнала ведения учета в области обращения с отходами в срок, установленный пунктом 7 Приказа Минприроды России от 01.09.2011 № 721 (не позднее 10 числа месяца, следующего за указанным периодом).
Кроме того, в своем ответе ООО «СибЭкоПром-Н» подтвердило факт того, что оно не привлекалось к административной ответственности за искажение экологической информации, выразившейся в неотражении в Расчете платы негативного воздействия на окружающую среду за 4 квартал 2014 года, указав, что такой расчет ООО «СибЭкоПром-Н» не представлялся.
Таким образом, судом установлено, что ООО «СибЭкоПром-Н» действительно отразило данный вид отходов в расчете платы за негативное воздействие на окружающую среду в 1 квартале 2015 года, а не в 2014 году, когда было осуществлено фактическое принятие данного вида отходов.
Однако несвоевременное отражение ООО «СибЭкоПром-Н» указанной информации в предыдущих расчетах не может свидетельствовать о наличии в этом вины ОАО «УК «Кузбассразрезуголь», а также о том, что со стороны заявителя в Управление Росприроднадзора по Кемеровской области представлена недостоверная экологическая информация (информация о состоянии окружающей среды и природных ресурсов).
При указанных обстоятельствах, суд считает, что событие административного правонарушения, предусмотренного ст.8.5 КоАП РФ, выразившееся в искажении ОАО «УК «Кузбассразрезуголь» экологической информации в расчетах платы за негативное воздействие на окружающую среду за 4 квартал 2014 года, 1, 2 квартал 2015 года, в годовом отчете федерального статистического наблюдения «Сведения об образовании, использовании, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления» (форма № 2-ТП (отходы) за 2014 год, не установлено и не доказано.
В соответствии с п.13.1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», если при рассмотрении жалобы будет установлено, что в действиях лица, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, не содержится состава административного правонарушения либо отсутствовало само событие административного правонарушения, то такое постановление подлежит отмене с вынесением решения о прекращении производства по делу в соответствии с пунктом 1 либо пунктом 2 статьи 24.5 КоАП РФ.
При указанных обстоятельствах, суд считает, что постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды ФИО2 № от ДД.ММ.ГГГГ в отношении ОАО «УК Кузбассразрезуголь» о назначении административного наказания за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст.8.5 КоАП РФ, подлежит отмене, а производство по делу – прекращению на основании п.1 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ, в связи с отсутствием события административного правонарушения.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.30.5-30.7 КоАП РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды ФИО2 № от ДД.ММ.ГГГГ в отношении ОАО «УК Кузбассразрезуголь» о назначении административного наказания в виде административного штрафа в размере (сумма обезличена) за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст.8.5 КоАП РФ, отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании п.1 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ, в связи с отсутствием события административного правонарушения.
Решение может быть обжаловано в Кемеровском областном суде в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья: