Дело №12-123/2016 г.
Р Е Ш Е Н И Е
15 ноября 2016 года г.Бологое
Судья Бологовского городского суда Тверской области Николаева Ольга Геннадьевна, с участием представителя лица, подавшего жалобу – Федерального государственного казенного учреждения комбинат «Озерный» Росрезерва - ФИО1, рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по жалобе Федерального государственного казенного учреждения комбинат «Озерный» Росрезерва на постановление главного государственного инспектора труда в Тверской области №8-ПП/2016-1/51/167/25/6 от 23 сентября 2016 года, которым постановлено:
«Признать Федеральное государственное казенное учреждение комбинат «Озерный» Управления Федерального агентства по государственным резервам по Центральному федеральному округу виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.3 ст.5.27 КоАП РФ, и назначить ему административное наказание в виде административного штрафа в размере 51000 рублей»,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением главного государственного инспектора труда в Тверской области Б.А.А. №8-ПП/2016-1/51/167/25/6 от 23 сентября 2016 года, юридическое лицо – Федеральное государственное казенное учреждение комбинат «Озерный» Управления Федерального агентства по государственным резервам по Центральному федеральному округу (далее – ФГКУ комбинат «Озерный» Росрезерва) признано виновным в совершении административного правонарушения и подвергнуто административному наказанию по ч.3 ст.5.27 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 51000 рублей.
Согласно постановлению правонарушение совершено при следующих обстоятельствах: в ФГКУ комбинат «Озерный» Росрезерва допущены по состоянию на 14.09.2016 нарушения законодательства об охране труда, указанные в протоколе об административном правонарушении №8-ПП/2016-1/51/167/25/4 от 19 сентября 2016 года, а именно: в нарушение требований ст.57 ТК РФ, п.9 стандарта безопасности труда «Обеспечение работников смывающими и (или) обезвреживающими средствами», утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 17.12.2010 №1122н, в ФГКУ комбинат «Озерный» Росрезерва в трудовых договорах сотрудников, которым в соответствии с требованиями «Типовых норм бесплатной выдачи работникам смывающих и (или) обезвреживающих средств», утвержденных приказом №1122н, положена бесплатная выдача смывающих и (или) обезвреживающих средств, нормы выдачи не указаны.
В ходе рассмотрения дела об административном правонарушении главный государственный инспектор труда в Тверской области Б.А.А. пришел к выводу о том, что имеет место административное правонарушение, предусмотренное ч.3 ст.5.27 КоАП РФ, и 23 сентября 2016 года главным государственным инспектором труда в Тверской области Б.А.А. вынесено вышеуказанное постановление.
Не соглашаясь с постановлением, представитель юридического лица директор ФГКУ комбинат «Озерный» Росрезерва Д.С.А. обратился в суд с жалобой, в которой указывает, что 14.09.2016 г. в Федеральном государственном казенном учреждении комбинат «Озерный» Управления федерального агентства по государственным резервам по Центральному федеральному округу (далее - Комбинат) была проведена плановая выездная проверка Государственной инспекцией труда в Тверской области (далее - Инспекция). В ходе проверки были выявлены факты нарушений обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами (с указанием положений (нормативных) правовых актов), а именно: нарушение требований статьи 57 Трудового кодекса РФ, пункта 9 стандарта безопасности труда «Обеспечение работников смывающими и (или) обезвреживающими средствами», утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 17.12.2010 №1122н (далее - приказ №1122н), в ФГКУ комбинат «Озерный» Росрезерва в трудовых договорах сотрудников, которым в соответствии с требованиями «Типовых норм бесплатной выдачи работникам смывающих и (или) обезвреживающих средств», утвержденных приказом №1122н, положена бесплатная выдача смывающих и (или) обезвреживающих средств, нормы выдачи не указаны. В акте проверки №8-ПП/2016-1/51/167/25/2 от 14.09.2016 г. отражено выявление фактов нарушений обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами (с указанием положений (нормативных) правовых актов). Данный акт был подписан законным представителем Комбината - главным инженером С.М.Ю. По результатам плановой проверки административным органом 25.08.2016 в адрес Комбината вынесено Предписание №8-ПП/2016-1/51/167/25/3 от 14.09.2016 г. (далее - Предписание) об устранении в срок до 10.10.2016 г. выявленных нарушений. На Комбинате соблюдаются условия по охране труда работников в соответствии с действующим законодательством. В соответствии с Приложением №8 «Положение о порядке бесплатной выдачи спецпитания и мыла работникам ФГКУ комбинат «Озерный» Росрезерва при работе с вредными условиями труда» к Коллективному договору на 2014-2017 года от 30.06.2014 года на Комбинате осуществляется бесплатная выдача смывающих и (или) обезвреживающих средств работникам согласно нормам, установленным Приказом Минздравсоцразвития от 17.12.2010 года №1122н «Об утверждении норм бесплатной выдачи работникам смывающих и обезвреживающих средств, порядка и условий их выдачи» (копии ведомостей выдачи прилагаются). Работники с настоящим Коллективным договором ознакомлены надлежащим образом (копии листов ознакомления прилагаются). Выдача смывающих и (или) обезвреживающих средств работникам подтверждается ведением на работников Личной карточки учета выдачи смывающих и (или) обезвреживающих средств (копия прилагается). На момент проведения проверки на Комбинате были заключены Дополнительные соглашения к трудовым договорам по результатам проведения специальной оценки труда 14.08.2015 г., о дополнении разделом «Условия труда» с работниками, имеющими вредные условия труда (класс 3.1). Одновременно сообщает, что Трудовыми договорами, заключенными на момент проведения проверки, предусмотрено исполнение работодателем иных обязанностей, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективного договора, соглашениями, локальными нормативными актами и трудовым договором. Учитывая изложенное, считает, что в Трудовом договоре присутствует указание на нормы бесплатной выдачи работникам смывающих и обезвреживающих средств, так как вновь поступившие работники перед заключением трудового договора знакомятся под роспись с необходимыми локальными нормативными актами принятыми на Комбинате и Коллективным договором в том числе. По состоянию на 03.10.2016 г. на Комбинате оформлены и заключены Дополнительные соглашения с работниками, имеющими допустимые условия труда (класс 2), о дополнении Трудовых договоров разделом «Условия труда», где прописаны гарантии и компенсации, представляемые работнику, занятому на данном рабочем месте. Настоящее административное правонарушение совершено неумышленно, согласно статье 2.2 КоАП РФ административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично. На основании вышеизложенного, просит считать данное правонарушение малозначительным, поскольку с учетом характера и обстоятельств совершенного правонарушения, а также отсутствием вреда и тяжести последствий данное правонарушение не представляет собой существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений. Таким образом, на основании вышеизложенного и руководствуясь ст. 2.9, 30.1 КоАП РФ, просит суд отменить постановление главного государственного инспектора труда в Тверской области Б.А.А. №8-ПП/2016-1/51/167/25/6.
В судебном заседании представитель лица, подавшего жалобу – ФИО1 поддержала доводы жалобы, пояснив, что 14.09.2016 г. в ФГКУ комбинат «Озерный» Росрезерва была проведена плановая выездная проверка Государственной инспекцией труда в Тверской области. В ходе проверки было выявлено нарушение требований статьи 57 ТК РФ, пункта 9 стандарта безопасности труда «Обеспечение работников смывающими и (или) обезвреживающими средствами», утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 17.12.2010 №1122н, а именно в ФГКУ комбинат «Озерный» Росрезерва в трудовых договорах сотрудников, которым в соответствии с требованиями «Типовых норм бесплатной выдачи работникам смывающих и (или) обезвреживающих средств», утвержденных приказом №1122н, положена бесплатная выдача смывающих и (или) обезвреживающих средств, нормы выдачи не указаны. По результатам проверки выдано предписание об устранении выявленных нарушений в срок до 07.10.2016. Они устранили выявленные нарушения до 07.10.2016. В настоящее время все расписано в коллективном договоре, а также заключены дополнительные соглашения к трудовым договорам, где указаны нормы выдачи смывающих и (или) обезвреживающих средств. Больше по результатам проверки никаких нарушений выявлено не было. Просит суд жалобу удовлетворить в полном объеме.
Государственная инспекция труда в Тверской области, надлежащим образом извещенная о времени и месте рассмотрения дела, своего представителя в судебное заседание не направила, в суд поступило ходатайство о рассмотрении дела без участия представителя инспекции.
Выслушав ФИО1, изучив доводы жалобы и материалы дела, нахожу жалобу подлежащей удовлетворению, а постановление главного государственного инспектора труда в Тверской области Б.А.А. №8-ПП/2016-1/51/167/25/6 от 23 сентября 2016 года о наложении административного взыскания на ФГКУ комбинат «Озерный» Росрезерва подлежащим отмене, по следующим основаниям.
Исходя из положений ч.1 ст.1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Согласно ст.24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В соответствии с ч.3 ст.5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в редакции, действующей на момент вынесения постановления о привлечении к административной ответственности) уклонение от оформления или ненадлежащее оформление трудового договора либо заключение гражданско-правового договора, фактически регулирующего трудовые отношения между работником и работодателем, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
Согласно статье 57 ТК РФ обязательным для включения в трудовой договор являются условия труда на рабочем месте. Если при заключении трудового договора в него не были включены какие-либо сведения и (или) условия из числа предусмотренных частями первой и второй настоящей статьи, то это не является основанием для признания трудового договора незаключенным или его расторжения. Трудовой договор должен быть дополнен недостающими сведениями и (или) условиями. При этом недостающие сведения вносятся непосредственно в текст трудового договора, а недостающие условия определяются приложением к трудовому договору либо отдельным соглашением сторон, заключаемым в письменной форме, которые являются неотъемлемой частью трудового договора.
В соответствии с пунктом 9 стандарта безопасности труда «Обеспечение работников смывающими и (или) обезвреживающими средствами», утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 17.12.2010 №1122н нормы выдачи смывающих и (или) обезвреживающих средств, соответствующие условиям труда на рабочем месте работника, указываются в трудовом договоре работника.
Из материалов дела усматривается, что на основании распоряжения (приказа) руководителя государственной инспекции труда главного государственного инспектора труда в Тверской области от 22 августа 2016 года №8-ПП/2016-1/51/167/25/1 проведена проверка в отношении ФГКУ комбинат «Озерный» Росрезерва с целью осуществления федерального государственного надзора за соблюдением законодательства о труде и охране труда в отношении работодателя - ФГКУ комбинат «Озерный» Росрезерва в соответствии с планом проведения плановых проверок соблюдения в хозяйствующих субъектах трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
По результатам плановой выездной проверки в отношении ФГКУ комбинат «Озерный» Росрезерва государственным инспектором труда в Тверской области 14 сентября 2016 года составлен акт проверки №8-ПП/2016-1/51/167/25/2, в соответствии с которым в ходе проверки выявлены нарушения обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, а именно, в нарушение требований ст.57 ТК РФ, п.9 стандарта безопасности труда «Обеспечение работников смывающими и (или) обезвреживающими средствами», утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 17.12.2010 №1122н, в ФГКУ комбинат «Озерный» Росрезерва в трудовых договорах сотрудников, которым в соответствии с требованиями «Типовых норм бесплатной выдачи работникам смывающих и (или) обезвреживающих средств», утвержденных приказом №1122н, положена бесплатная выдача смывающих и (или) обезвреживающих средств, нормы выдачи не указаны. Также государственным инспектором труда в Тверской области 14 сентября 2016 года ФГКУ комбинат «Озерный» Росрезерва выдано предписание №8-ПП/2016-1/51/167/25/3 об обязании устранить выявленные в ходе проверки нарушения трудового законодательства в срок до 07.10.2016 года.
19 сентября 2016 года главным государственным инспектором труда в Тверской области в отношении ФГКУ комбинат «Озерный» Росрезерва составлен протокол об административном правонарушении №8-ПП/2016-1/51/167/25/4, из которого усматривается, что в ходе плановой выездной проверки соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, проведенной в период с 01.09.2016 по 14.09.2016 в ФГКУ комбинат «Озерный» Росрезерва установлено, что в ФГКУ комбинат «Озерный» Росрезерва в нарушение требований ст.57 ТК РФ, п.9 стандарта безопасности труда «Обеспечение работников смывающими и (или) обезвреживающими средствами», утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 17.12.2010 №1122н, в ФГКУ комбинат «Озерный» Росрезерва в трудовых договорах сотрудников, которым в соответствии с требованиями «Типовых норм бесплатной выдачи работникам смывающих и (или) обезвреживающих средств», утвержденных приказом №1122н, положена бесплатная выдача смывающих и (или) обезвреживающих средств, нормы выдачи не указаны, то есть имеет место административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ч.3 ст.5.27 КоАП РФ. На основании данного протокола было вынесено постановление, согласно которому ФГКУ комбинат «Озерный» Росрезерва было признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.5.27 КоАП РФ.
В соответствии с ч.2 ст.2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В силу ч.1 ст.2.10 КоАП РФ юридические лица подлежат административной ответственности за совершение административных правонарушений в случаях, предусмотренных статьями раздела II настоящего Кодекса или законами субъектов РФ об административных правонарушениях.
Привлекая юридическое лицо к административной ответственности по ст.5.27 ч.3 КоАП РФ, главный государственный инспектор пришел к выводу о наличии в его действиях инкриминируемого ему состава административного правонарушения.
С указанными выводами должностного лица суд соглашается, поскольку они сделаны с учетом установленных по делу фактических обстоятельств.
Однако, из представленных суду документов усматривается, что в ФГКУ комбинат «Озерный» Росрезерва составлены ведомости на выдачу моющих и обеззараживающих средств работникам механического участка на октябрь 2016 года, ведомость на выдачу хозяйственного мыла на 3 квартал 2016 года работникам механического цеха, составлены личные карточки учета выдачи моющих и обеззараживающих средств.
Отсутствие в трудовых договорах, заключенных с работниками ФГКУ комбинат «Озерный» Росрезерва раздела «Условия труда», в котором были бы указаны нормы выдачи смывающих и (или) обезвреживающих средств, не повлекло негативных последствий.
Кроме того, с работниками предприятия заключены дополнительные соглашения к трудовым договорам, в соответствии с которыми трудовые договора дополнены разделом «Условия труда», в котором указаны нормы выдачи смывающих и (или) обезвреживающих средств.
Также из предписания, выданного государственным инспектором труда в Тверской области от 14 сентября 2016 года и постановления о привлечении к административной ответственности усматривается, что в предписании ФГКУ комбинат «Озерный» Росрезерва был установлен срок для устранения недостатков до 07 октября 2016 года, однако до истечения указанного в предписании срока в отношении ФГКУ комбинат «Озерный» Росрезерва было вынесено постановление о привлечении к административной ответственности, за нарушение, которое в соответствии с предписанием необходимо было устранить в срок до 07.10.2016. Выявленные нарушения требований трудового законодательства были устранены ФГКУ комбинат «Озерный» Росрезерва в указанный в предписании срок.
В силу ст.24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Представленные в материалах дела документы прямо указывают на то, что юридическим лицом ФГКУ комбинат «Озерный» Росрезерва были приняты все зависящие от него меры, направленные на устранение имеющихся нарушений и на выполнение предписания в срок.
Согласно ст.2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решать дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п.21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» от 24 марта 2005 года №5, следует, что малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о малозначительности совершенного юридическим лицом правонарушения.
В силу п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению, в случаях предусмотренных настоящим Кодексом, при наличии которых лицо, совершившее действия (бездействие), содержащие признаки состава административного правонарушения, освобождается от административной ответственности.
На основании п.3 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
При таких обстоятельствах суд полагает, что постановление главного государственного инспектора труда Тверской области №8-ПП/2016-1/51/167/25/6 от 23 сентября 2016 года подлежит отмене, а производство по делу - прекращению.
Руководствуясь ст.ст. 2.9, 30.1, 30.6, 30.7, 24.5 КоАП РФ, судья
Р Е Ш И Л:
Жалобу Федерального государственного казенного учреждения комбинат «Озерный» Управления Федерального агентства по государственным резервам по Центральному федеральному округу на постановление главного государственного инспектора труда в Тверской области Б.А.А. №8-ПП/2016-1/51/167/25/6 от 23 сентября 2016 года удовлетворить.
Постановление главного государственного инспектора труда в Тверской области Б.А.А. №8-ПП/2016-1/51/167/25/6 от 23 сентября 2016 года отменить, производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.5.27 ч.3 КоАП РФ, в отношении Федерального государственного казенного учреждения комбинат «Озерный» Управления Федерального агентства по государственным резервам по Центральному федеральному округу прекратить.
Объявить Федеральному государственному казенному учреждению комбинат «Озерный» Управления Федерального агентства по государственным резервам по Центральному федеральному округу устное замечание.
Решение может быть обжаловано в Тверской областной суд в течение десяти суток с момента получения копии решения.
Федеральный судья О.Г.Николаева