ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-123/2017 от 11.05.2017 Салаватского городского суда (Республика Башкортостан)

Р Е Ш Е Н И Е

г.Салават 11 мая 2017 года

Судья Салаватского городского суда Республики Башкортостан Салимов И.М., рассмотрев в здании суда по адресу: г. Салават, ул. Строителей, 19а жалобу представителя должностного лица Акционерного общества «Салаватский химический завод» Шайбакова Р.А. – Кариповой Э.И. на постановление заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Республике Башкортостан Имаевой Л.А. ... от 00.00.0000 о привлечении генерального директора Акционерного общества «Салаватский химический завод» Шайбакова Р к административной ответственности по ст.15.15.12 КоАП РФ,

УСТАНОВИЛ:

вышеуказанным постановлением Шайбаков Р.А. как должностное лицо привлечен к административной ответственности по ст. 15.15.12 КоАП РФ и подвергнут наказанию в виде штрафа в размере 20 000 рублей.

Не согласившись с данным постановлением, Шайбаков Р.А. в лице представителя Кариповой Э.И. обратился с жалобой, в которой указывает на незаконность и необоснованность постановления, ссылаясь на отсутствие состава административного правонарушения, поскольку Общество не является участником бюджетного процесса, до 00.00.0000 не было запрета на размещение бюджетных средств на счетах кредитных организаций.

На судебное заседание Шайбаков Р.А. не явился извещался по месту нахождения Акционерного общества «Салаватский химический завод», что подтверждается уведомлением о вручении извещения, а также по месту жительства, с которого конверт возвращен в связи с истечением срока хранения.

На основании ч.2 ст. 25.1 КоАП РФ, абзаца второго пункта 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» считаю возможным рассмотреть жалобу в отсутствие Шайбакова Р.А.

Выслушав представителя УФК по РБ – Кутлумухаметову Р.Н., возражавшую против удовлетворения жалобы по доводам, изложенным в возражении, изучив доводы жалобы с учетом представленных возражений, проверив материал, прихожу к следующему.

В соответствии с п.1 ст. 236 Бюджетного кодекса РФ размещение бюджетных средств на банковских депозитах, получение дополнительных доходов в процессе исполнения бюджета за счет размещения бюджетных средств на банковских депозитах и передача полученных доходов в доверительное управление не допускаются.

Статьей 15.15.12 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение запрета на размещение и (или) порядка размещения бюджетных средств на банковских депозитах либо запрета на передачу их в доверительное управление.

Как следует из материалов дела, в соответствии с Федеральными законами «О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов», «О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов», «О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» АО «СХЗ» предоставлены средства федерального бюджета по договорам, в том числе: в лице Министерства энергетики РФ по договору о предоставлении бюджетных инвестиций от 00.00.0000 года № ... в лице Федерального космического агентства по договорам об участии РФ в собственности субъекта инвестиций от 00.00.0000 года № ... и от 00.00.0000... в виде бюджетных инвестиций, всего на сумму (данные изъяты) рублей, из них первый транш поступил 00.00.0000 года на сумму (данные изъяты) рублей, второй транш поступил 00.00.0000 года на сумму (данные изъяты) рублей, третий транш поступил 00.00.0000 года на сумму (данные изъяты) рублей.

Предметом указанных договоров, в том числе договора от 00.00.0000 года № ... является предоставление Российской Федерацией застройщику – АО «СХЗ» бюджетных инвестиций на условиях, установленными договорами.

По условиям данных договоров бюджетные инвестиции, предоставленные АО «СХЗ», носят исключительно целевой характер, являются целевыми бюджетными средствами РФ, направлены на достижение одной цели – на реализацию инвестиционного проекта «Реконструкция производства НДМГ на Химическом заводе ОАО «Газпром Нефтехим Салават».

В ходе выездной проверки использования средств, предоставленных АО «СХЗ» из федерального бюджета в виде взноса в уставный капитал на реализацию инвестиционного проекта по реконструкции производства специального ракетного топлива, проведенной в соответствии с Планом контрольной работы Управления Федерального казначейства по Республике Башкортостан на 2016 год и Приказом Управления от 00.00.0000... установлен факт размещения АО «СХЗ» бюджетных средств, полученных по договору об участии Российской Федерации в собственности субъекта инвестиций №... от 00.00.0000., на банковском депозите Приволжского филиала ПАО «Промсвязьбанк» по договору ... от 00.00.0000. платежным поручением на сумму (данные изъяты) рублей.

На договоре срочного депозита значится подпись генерального директора АО «СХЗ» Шайбакова Р.А.

В соответствии с приказом АО «СХЗ» ... от 00.00.0000. Шайбаков Р.А. вступил в должность генерального директора с 00.00.0000., с ним заключен трудовой договор от 00.00.0000. на срок по 00.00.0000., в соответствии с п.1.7 которого, генеральный директор несет персональную ответственность за деятельность АО «СХЗ».

Фактические обстоятельства и вина генерального директора АО «СХЗ» Шайбакова Р.А. подтверждаются материалами дела.

Доводы жалобы о том, что Общество не является участником бюджетного процесса, до 00.00.0000 года не было запрета на размещение бюджетных средств на счетах кредитных организаций, основаны на неверном толковании норм материального права и не могут повлечь отмену постановления по следующим основаниям.

Из договора №... от 00.00.0000. следует, что бюджетные инвестиции, предоставленные АО «СХЗ», носят исключительно целевой характер, являются целевыми бюджетными средствами Российской Федерации, направлены на достижение одной цели - на реализацию инвестиционного проекта «Реконструкция производства НДМГ на Химическом заводе ОАО «Газпром нефтехим Салават».

Согласно п. 3 договора условиями предоставления АО «СХЗ» бюджетных инвестиций являются денежные средства, полученные АО «СХЗ» в соответствии с настоящим договором в счет оплаты акций, направляются АО «СХЗ» на финансирование реконструкции производства, которая производится в соответствии с соглашением о предоставлении в 2015 году средств федерального бюджета на реализацию проекта реконструкции производства специального ракетного топлива, заключаемым между Роскосмосом и АО «СХЗ», использование предоставленных бюджетных инвестиций на цели, не соответствующие пункту 3.1 договора не допускается, бюджетные инвестиции перечисляются на отдельный расчетный счет, открытый застройщиком исключительно для указанных целей.

Пунктом 1 статьи 80 БК РФ предусмотрено, что предоставление бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными учреждениями и государственными или муниципальными унитарными предприятиями, влечет возникновение права государственной или муниципальной собственности на эквивалентную часть уставных (складочных) капиталов указанных юридических лиц, которое оформляется участием Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в уставных (складочных) капиталах таких юридических лиц в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации. Оформление доли Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в уставном (складочном) капитале, принадлежащей Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, осуществляется в порядке и по ценам, которые определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Минэнерго и АО «СХЗ» в соответствии со статьей 80 БК РФ заключили договор о предоставлении бюджетных инвестиций на реконструкцию производства в 2013 году.

Роскосмос и АО «СХЗ» в соответствии со статьей 80 БК РФ заключали в 2014 и 2015 годах ежегодные соглашения о предоставлении бюджетных инвестиций на реконструкцию производства.

По соглашению от 00.00.0000... предметом соглашения является осуществление совместных действий Роскосмоса и застройщика по предоставлению бюджетных инвестиций на реконструкцию производства специального ракетного топлива в соответствии с приложением №1 к Соглашению в пределах лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных Роскосмосу в сумме не более (данные изъяты) рублей (п. 1.1 Соглашения). Приложением № 1 к Соглашению определен перечень работ по реконструкции производства специального ракетного топлива, финансируемых в 00.00.0000 годах за счет предоставленных бюджетных инвестиций, предусмотрено освоение бюджетных средств в сумме (данные изъяты) рублей.

Согласно подпункту 2.2.4 Соглашения АО «СХЗ» обязуется осуществлять целевое и эффективное использование средств федерального бюджета, в соответствии с п. 1.1 Соглашения, то есть в соответствии с предметом Соглашения.

В соответствии с подпунктом «в» п.20 Правил принятия решения о предоставлении бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимися государственными или муниципальными учреждениями и государственными или муниципальными унитарными предприятиями, в объекты капитального строительства за счет средств федерального бюджета, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 00.00.0000..., а также в соответствии с подп. 2.2.2.3 Соглашения, АО «СХЗ» предоставляет в Роскосмосу отчетность об использовании бюджетных инвестиций.

В пункте 11 Постановления Правительства Российской Федерации от 10.12.2012г. № 1272 «О мерах по реализации Федерального закона «О федеральном бюджете на 00.00.0000 год и на плановый период 00.00.0000 годов» указано, что предоставление бюджетных инвестиций открытым акционерным обществам осуществляется в соответствии с договором об участии Российской Федерации в собственности субъекта инвестиций, в котором предусматриваются положения:целевое назначение бюджетных инвестиций (в случае реализации инвестиционных проектов по строительству, реконструкции и техническому перевооружению принадлежащих открытому акционерному обществу объектов капитального строительства указываются наименование объекта, его предельная стоимость, мощность и срок ввода в эксплуатацию);

порядок и сроки представления отчетности об использовании бюджетных инвестиций, установленной главным распорядителем средств федерального бюджета, предоставляющим бюджетные инвестиции.

Бюджетные инвестиции - это бюджетные средства, направляемые на создание или увеличение за счет средств бюджета стоимости государственного (муниципального) имущества (ст. 6 БК РФ).

В соответствии со ст. 69 БК РФ бюджетные инвестиции являются одним из видов бюджетных ассигнований.

При этом согласно ч. 2. ст. 80 БК РФ бюджетные инвестиции, планируемые к предоставлению юридическим лицам, утверждаются законом о бюджете в качестве отдельного приложения к данному закону с указанием юридического лица, объема и цели предоставляемых бюджетных инвестиций.

Бюджетная система Российской Федерации основана на принципах, предусмотренных ст. 28 БК РФ, в том числе на принципе адресности и целевого характера бюджетных средств, который означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.

АО «СХЗ» в силу ст. 80 БК РФ фактически является получателем бюджетных инвестиций по договору и Соглашению, заключенными с главным распорядителем средств федерального бюджета, предоставляющим бюджетные инвестиции - Минэнерго.

Таким образом, АО «СХЗ» принимало участие в процессе исполнения федерального бюджета, потому как использовало бюджетные средства, в установленном порядке отчитывалось об использовании бюджетных инвестиций главному распорядителю средств федерального бюджета - Роскосмосу, в том числе за 00.00.0000 год.

Об участии АО «СХЗ» в процессе исполнения федерального бюджета указывает также требование п. 5 ст. 15 Федерального закона от 00.00.0000 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее Федеральный закон № 44-ФЗ), где указано, что «при предоставлении в соответствии с БК РФ бюджетных инвестиций юридическому лицу, не являющемуся государственным или муниципальным учреждением, государственным или муниципальным унитарным предприятием, в случае реализации инвестиционных проектов по строительству, реконструкции и техническому перевооружению объектов капитального строительства на такое юридическое лицо при осуществлении им закупок за счет указанных средств распространяются положения Федерального закона № 44-ФЗ, регулирующие деятельность заказчика, в случаях и в пределах, которые определены в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации в рамках договоров об участии Российской Федерации, субъекта Российской Федерации в собственности субъекта инвестиций», которое АО «СХЗ» соблюдало при расходовании бюджетных инвестиций.

В договоре о предоставлении бюджетных инвестиций в 00.00.0000 году от 00.00.0000... и в Соглашении от 00.00.0000. ... о предоставлении бюджетных инвестиций АО «СХЗ» не предусмотрены нормы, разрешающие размещение бюджетных средств на банковских депозитах и получение дополнительных доходов в процессе исполнения бюджета за счет размещения бюджетных средств на банковских депозитах, поскольку бюджетные средства всегда предполагают определенный режим использования, построенный на правовых ограничениях: в частности, в Российской Федерации при использовании бюджетных средств должен соблюдаться указанный запрет.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.12.2011 №1121 «О порядке размещения средств федерального бюджета на банковских депозитах» утверждены Правила размещения средств федерального бюджета на банковских депозитах, согласно которым размещать бюджетные средства в банковские депозиты Российской Федерацией разрешено только Федеральному казначейству.

Положения указанных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также заключенные в соответствии с ними Договор и Соглашение определяют, что полученные АО «СХЗ» бюджетные инвестиции, указанные в акте выездной проверки от 00.00.0000 года, являлись целевыми адресными бюджетными средствами, должны были использоваться только по целевому назначению - на реконструкцию производства.

Пунктом 17 Постановления Правительства Российской Федерации от 27.12.№ 1563 «О мерах по реализации Федерального закона «О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» установлен порядок проведения операций с субсидиями, предоставляемыми юридическим лицам (за исключением субсидий федеральным бюджетным и автономным учреждениям, субсидий федеральным государственным унитарным предприятиям на осуществление капитальных вложений), бюджетными инвестициями, предоставляемыми юридическим лицам, не являющимся федеральными государственными учреждениями и федеральными государственными унитарными предприятиями, и взносами в уставные капиталы юридических лиц, предусмотренными частью 1 статьи 5 Федерального закона «О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов».

При этом в пп. «г» указанного пункта указано, что санкционирование расходов юридических лиц, источником финансового обеспечения которых являются целевые средства, осуществляется в соответствии с утвержденными федеральными органами исполнительной власти, указанными в подпункте «а» настоящего пункта, сведениями об операциях с целевыми средствами, предоставленными в Федеральное казначейство юридическим лицом и учитывающими соблюдение условий и достижение целей, установленных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации, который должен содержать в том числе условие о запрете перечисления средств юридических лиц, поступивших на счета, указанные в подпункте «а» настоящего пункта в том числе на счета, открытые юридическому лицу в кредитной организации (за исключением случаев оплаты расходов юридических лиц в иностранной валюте, расходов на оплату труда с учетом начислений и социальных выплат, источником финансового обеспечения которых являются целевые средства, а также возмещения произведенных юридическим лицом расходов (части расходов), если нормативными правовыми актами, регулирующими порядок предоставления целевых средств, предусмотрена возможность такого возмещения), на счета, открытые юридическому лицу в кредитной организации (за исключением случаев оплаты расходов юридических лиц в иностранной валюте, расходов на оплату труда с учетом начислений и социальных выплат, источником финансового обеспечения которых являются целевые средства, а также возмещения произведенных юридическим лицом расходов (части расходов), если нормативными правовыми актами, регулирующими порядок предоставления целевых средств, предусмотрена возможность такого возмещения); в качестве взноса в уставный капитал другого юридического лица, если положениями нормативных правовых актов, регулирующих порядок предоставления целевых средств, не предусмотрена возможность перечисления целевых средств иным юридическим лицам; в целях размещения целевых средств на депозиты, а также в иные финансовые инструменты.

Доводы жалобы о том, что нецелевого и неэффективного расходования бюджетных средств не установлено, не влечет отмену постановления, поскольку бюджетным законодательством установлен запрет на размещение бюджетных средств на банковских депозитах.

Оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимной связи, установив, что в нарушение п.1 ст. 236 БК РФ ответственным должностным лицом АО «СХЗ» размещены бюджетные средства на банковском депозите, Шайбаков Р.А. обоснованно привлечен должностным лицом уполномоченного органа к административной ответственности по ст. 15.15.12 КоАП РФ.

Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности соблюден, наказание назначено в пределах санкции ст.15.15.12 КоАП РФ.

При таких обстоятельствах, постановление должностного лица является законным и обоснованным, подлежащим оставлению без изменения.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ,

РЕШИЛ:

постановление заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Республике Башкортостан Имаевой Л.А. ... от 21 00.00.0000 о привлечении генерального директора Акционерного общества «Салаватский химический завод» Шайбакова Р к административной ответственности по ст. 15.15.12 КоАП РФ оставить без изменения, жалобу представителя должностного лица Акционерного общества «Салаватский химический завод» Шайбакова Р.А. – Кариповой Э.И. – без удовлетворения.

Жалоба на решение может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления в Верховный суд Республики Башкортостан через Салаватский городской суд.

Судья подпись Салимов И.М.

Верно. Судья Салимов И.М.

Решение не вступило в законную силу 11.05.2017

Секретарь суда

Решение вступило в законную силу

Секретарь суда

Судья Салимов И.М.

Подлинник решения подшит в материал №12-123/2017 Салаватского городского суда РБ