ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-123/2021 от 23.07.2021 Ставропольского районного суда (Самарская область)

Копия

12-123/2021

63RS0027-01-2021-002460-75

Р Е Ш Е Н И Е

г.о. Тольятти 23 июля 2021 г.

Судья Ставропольского районного суда Самарской области Милованов И.А.,

с участием заявителя Чернова А.А.,

заинтересованного лица - представителя ФГБУ «Национальный парк «Самарская Лука» Тананыкина С.А. (по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ),

рассмотрев жалобу Чернова Алексея Анатольевича на постановление о назначении административного наказания от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенное заместителем главного государственного инспектора в области охраны окружающей среды Национального парка «Самарская Лука» Косаревым А.М. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.39 КоАП РФ, в отношении Чернова А.А.,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением заместителя главного государственного инспектора в области охраны окружающей среды Национального парка «Самарская Лука» Косарева А.М. от ДД.ММ.ГГГГ Чернов А.А. признан виновным в совершение административного правонарушения, предусмотренного ст.8.39 КоАП РФ, с назначением наказание в виде штрафа в размере 3000 рублей.

Как следует из обжалуемого постановления Чернов А.А. ДД.ММ.ГГГГ в 17:00 часов совершил нарушение правил установленного режима охраны и использования природных ресурсов на особо охраняемой природной территории ФГБУ Национальный парк «Самарская Лука», выразившиеся в организации движения механического транспортного средства - автомобиля «Форд», г/н , вне дорог общего пользования, вне специально предусмотренных для этого мест, не связанного с функционированием национального парка, не в границах населенного пункта, в зоне хозяйственного назначения, на земельном участке с координатами 53.22636С, 049.45594В, вблизи квартала Больше-Рязанского участкового лесничества (м.р. Ставропольский) без письменного разрешения администрации национального парка.

Не согласившись с указанным постановлением, Чернов А.А. обратился в суд с жалобой, в которой просит отменить постановление заместителя главного государственного инспектора в области охраны окружающей среды Национального парка «Самарская Лука» Косарева А.М. от ДД.ММ.ГГГГ, производство по делу об административном правонарушении прекратить.

Из жалобы Чернова А.А. и его пояснений в судебном заседании следует, что проживает он в г. Жигулевск всю жизнь. О том, что необходимо получать разрешение на проезд по территории НП «Самарская Лука» вне дорог общего пользования ему было известно. У него имеется земельный участок в с. Б. Рязань. 14.05.2021 г. он ехал в с. Большая Рязань и, поскольку на трассе были пробки, он решил сохранить время и поехал по грунтовой, хорошо укатанной дороге в направлении с. Брусяны, ранее по ней он уже ездил, и на которой его остановил инспектор национального парка. Доступной информации, в том числе в виде предупредительных аншлагов или знаков, свидетельствующих о том, что дорога, по которой он двигался на своем автомобиле, не является дорогой общего пользования и проезд по ней запрещен, при повороте на данную дорогу и движении по ней, не имелось. Кроме того, на других ответвлениях от данной дороги присутствовали запрещающие знаки. Поскольку были видно, что дорога хорошо укатана и часто используется, он считает, что у него не было оснований полагать, что проезд по данному участку дороги воспрещен либо, что этот участок дороги не является дорогой общего пользования.

Заинтересованное лицо - представитель ФГБУ «Национальный Парк «Самарская Лука» Тананыкин С.А. в судебном заседании не согласился с жалобой Чернова А.А., возражал против ее удовлетворения, поскольку считает вынесенное постановление заместителя главного государственного инспектора в области охраны окружающей среды Национального парка «Самарская Лука» Косарева А.М. за от ДД.ММ.ГГГГ в отношении Чернова А.А. законным и обоснованным. Из пояснений Тананыкина С.А. следует, что на сайте ФГБУ НП «Самарская Лука» имеется вся необходимая информация относительно режима функционирования национального парк, в том числе касающаяся проезда транспортных средств. В том направлении, в котором ехал заявитель, имелось несколько информационных аншлагов, однако в том месте, где имеется съезд с дороги общего пользования, о котором говорит заявитель, информационный аншлаг был установлен позже. Кроме этого, дороги общего пользования сопровождаются соответствующими знаками, на дороге, на которой был остановлен заявитель, таких знаков не имеется.

Выслушав заявителя Чернова А.А. заинтересованное лицо – представителя ФГБУ «Национальный Парк «Самарская Лука» Тананыкина С.А., исследовав материалы дела, суд считает постановление заместителя главного государственного инспектора в области охраны окружающей среды Национального парка «Самарская Лука» Косарева А.М. от ДД.ММ.ГГГГ в отношении Чернова А.А. законным и обоснованным по следующим основаниям.

В соответствии со ст.58 Конституции РФ каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

Диспозиция ст.8.39 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за нарушение установленного режима или иных правил охраны и использования окружающей среды и природных ресурсов на территориях государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков, государственных природных заказников, а также на территориях, на которых находятся памятники природы, на иных особо охраняемых природных территориях либо в их охранных зонах.

По смыслу статьи под нарушением установленного режима следует понимать действия, совершаемые вопреки требованиям, содержащимся в разделе «Режим» («Режим особой охраны») соответствующих индивидуальных положений – о заповеднике, о биосферном полигоне заповедника, о национальном парке, о государственном заказнике, находящемся в ведении заповедника, об охранной зоне заповедника или национального парка, а также в положении о любой другой особо охраняемой природной территории либо ее охранной зоне.

Объектом правонарушения являются общественные отношения, возникающие в процессе охраны окружающей среды и использования природных ресурсов на особо охраняемых природных территориях. Предметы правонарушения - окружающая среда и природные ресурсы на особо охраняемых природных территориях, т.е. участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, имеющие особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, изъятые решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования, относящиеся к объектам общенационального достояния.

Объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного ст.8.39 КоАПРФ, представляют нарушения установленного режима или иных правил охраны и использования окружающей среды и природных ресурсов на территориях государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков, государственных природных заказников, а также на территориях, на которых находятся памятники природы, на иных особо охраняемых природных территориях либо в их охранных зонах (округах). Нарушение режима особо охраняемых природных территорий и природных ресурсов представляет собой совершение действий, которые прямо запрещены соответствующими законодательными и подзаконными нормативными актами.

Состав административного правонарушения, предусмотренный ст.8.39 КоАПРФ, является формальным, и не предусматривает наступления в результате его совершения какого-либо материального вредного последствия.

В соответствии с ч. 1 ст. 95 Земельного кодекса РФ, к землям особо охраняемых природных территорий (ООПТ) относятся земли государственных природных заповедников, в том числе биосферных, государственных природных заказников, памятников природы, национальных парков, природных парков, дендрологических парков, ботанических садов.

В соответствии с ч. 3 ст. 95 Земельного кодекса РФ на землях государственных природных заповедников, в том числе национальных парков, ради сохранения которых создавалась особо охраняемая природная территория, запрещается деятельность, не связанная с сохранением и изучением природных комплексов и объектов и не предусмотренная федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

На специально выделенных земельных участках частичного хозяйственного использования в составе земель особо охраняемых природных территорий допускается ограничение хозяйственной и рекреационной деятельности в соответствии с установленным для них особым правовым режимом.

В соответствии с п. 3 ч. 7 ст. 95 Земельного кодекса РФ на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения запрещаются движение механических транспортных средств, не связанные с функционированием особо охраняемых природных территорий.

Режим особой охраны территорий национальных парков установлен разделом 3 ст. 15 Федерального Закона от 14.03.1995 г. № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», согласно которому на территориях национальных парков устанавливается дифференцированный режим особой охраны с учетом их природных, историко-культурных и иных особенностей.

Согласно п.п. "ж" п. 2 ст. 15 ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" на территориях национальных парков запрещается любая деятельность, которая может нанести ущерб природным комплексам и объектам растительного и животного мира, культурно-историческим объектам и которая противоречит целям и задачам национального парка, в том числе движение механизированных транспортных средств, не связанные с функционированием национальных парков.

Разделом 3 Положения о национальном парке «Самарская Лука», утвержденного Приказом Минприроды России от 25.02.2015 г. № 69 (в ред. от 10.07.2017 года), установлен режим особой охраны территории национального парка, утвержденный в соответствии с нормами Федерального закона от 14.03.1995 г. N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях".

Согласно п. 24 ст. 10 раздела 3 названного Положения на территории национального парка запрещается движение механизированных транспортных средств вне дорог общего пользования и специально предусмотренных для этого мест.

Согласно п.6 ст.15, п.п. 1,2 ст.34 Федерального закона № 33-ФЗ от 14.03.1995 года «Об особо охраняемых природных территориях», которая устанавливает режим особой охраны территории национальных парков, пребывание физических лиц на территории национального парка допускается только при наличии разрешения федерального государственного бюджетного учреждения, осуществляющего управление национальным парком.

Государственный природный национальный парк «Самарская Лука» образован постановлением Совета Министров РСФСР от 28.04.1984 г. № 161. Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.10.1995 г. № 990 государственный национальный природный парк отнесен к особо охраняемой природной территории федерального значения и переименован в Национальный парк «Самарская Лука». Распоряжением Правительства РФ от 31.12.2008 N 2055-р «Об утверждении перечня особо охраняемых природных территорий федерального значения, находящихся в ведении Минприроды России» национальный парк "Самарская Лука" передан в ведение Минприроды России.

ФГБУ «Национальный Парк «Самарская Лука» действует на основании Положения о федеральном государственном учреждении "Национальный парк "Самарская Лука", утвержденного Приказом МПР России от 9 марта 2004 г. N 259 9в ред. Приказа МПР РФ от 17.03.2005 № 66, Приказов Минприроды РФ от 27.02.2009 № 48, от 26.03.2009 № 72).

В соответствии с решением Исполнительного комитета Куйбышевского областного Совета народных депутатов от 10.08.1984 г. № 333 «О создании государственного природного национального парка «Самарская Лука» границы национального парка должны соответствовать естественным границам, а именно: от села Переволоки - на западе, по правому берегу Усинского залива, с севера, востока и юга по берегам Куйбышевского и Саратовского водохранилищ до села Переволоки с исключением территории собственно города Жигулевска и рабочего поселка Яблоневый Овраг. В состав государственного природного национально парка «Самарская Лука» включены 62 тыс. гектаров земель колхозов, совхозов и 2 тыс. гектаров земель других землепользователей без изъятия их из хозяйственной эксплуатации.

Согласно п. 6 ст. 95 Земельного кодекса РФ, в отдельных случаях допускается наличие в границах национальных парков земельных участков иных пользователей, а также собственников, деятельность которых не оказывает негативное (вредное) воздействие на земли национальных парков и не нарушает режим использования земель государственных заповедников и национальных парков. Организация движения механизированного транспортного средства, а также нахождение вне дорог общего пользования, не связанные с функционированием национального парка, в зоне хозяйственного назначения, без письменного разрешения администрации национального парка противоречит требованиям п. «д» п.1, п.п. «ж» п. 2 ст.15 ФЗ № 33 от 14.03.1995 г. «Об особо охраняемых природных территориях» и п.24 ст.10 раздела 3 Положения о Национальном парке «Самарская Лука» в редакции МПР России от 25.02.2015 г. № 69.

Нарушение правил охраны и использования окружающей среды и природных ресурсов на территориях национальных парков, а также на иных особо охраняемых природных территориях образует состав административного правонарушения, предусмотренного ст.8.39 КоАПРФ.

Из протокола об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ДД.ММ.ГГГГ в 17 часов 00 минут Чернов А.А. совершил нарушение правил установленного режима охраны и использования природных ресурсов на особо охраняемой природной территории – ФГБУ «Национальный парк «Самарская Лука», выразившееся в движении транспортного средства – автомобиля Форд», г/н , под управлением Чернова А.А., вне дорог общего пользования и вне населенных пунктов, не связанного с функционированием национального парка (точка № 339, N53.22636, E 049.45594) без разрешительных документов, выдаваемых администрацией национального парка «Самарская Лука», что противоречит требованиям п.2 «ж», п.6 ст.15 ФЗ № 33 от 14 марта 1995 года «Об особо охраняемых природных территориях» и ст.10 раздела 3 Положения о Национальном парке «Самарская Лука», утвержденного приказом МПР России от 25 февраля 2015 года № 69.

Как установлено в судебном заседании местом совершения административного правонарушения является территория Национального Парка «Самарская Лука», вблизи квартала № 57 Больше-Рязанского участкового лесничества, а именно грунтовая дорога в зоне хозяйственного назначения. Данное обстоятельство подтверждается протоколом об административном правонарушении от 14.05.2021 г., постановлением по делу об административном правонарушении от 25.05.2021 г., картой-схемой ФГБУ «Национальный парк «Самарская Лука», пояснениями заявителя Чернова А.А. и другими материалами дела.

Таким образом, участок местности (дорога) в зоне хозяйственного назначения, расположенный вблизи квартала №57 Больше-Рязанского участкового лесничества, на котором был остановлен Чернов А.А. входит в границы особо охраняемой природной территории Национального парка «Самарская Лука».

Доводы заявителя о том, участок дороги по которому он двигался на автомобиле, не был обозначен информационными и дорожными знаками, в том числе свидетельствующими о том, что такой участок дороги не является дорогой общего пользования, суд признает несостоятельными по следующим причинам.

В соответствии с ч. 3 ст. 5 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в действующей на момент совершения правонарушения редакции) к автомобильным дорогам общего пользования относятся автомобильные дороги, предназначенные для движения транспортных средств неограниченного круга лиц.

В соответствии с ч.ч. 7,8 указанного Закона перечень автомобильных дорог общего пользования федерального значения утверждается Правительством Российской Федерации. Критерии отнесения автомобильных дорог общего пользования к автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения и перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения утверждаются высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Как следует из Постановления Правительства Самарской области от 09.08.2006 г. № 106 «Об утверждении перечня автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения в Самарской области» (в действующей на момент совершения правонарушения редакции) дорога, на которой был остановлен автомобиль под управлением Чернова А.А., не отнесена к автомобильным дорогам общего пользования.

Вышеуказанные нормативные акты находятся в свободном доступе.

Как установлено в судебном заседании, Чернову А.А. было известно о необходимости получения разрешения для проезда по территории НП «Самарская Лука». Не доезжая до поворота на с. Брусяны и других ответвлениях от дороги, на которой его остановил инспектор, он видел информационные аншлаги НП «Самарская Лука», из которых следует, что посещение осуществляется по путевкам и разрешениям национального парка. Данные информационные аншлаги он не мог не видеть и ранее, когда передвигался на автомобиле в аналогичном направлении. Из чего следует, что Чернов А.А. не был лишен возможности заблаговременно ознакомиться с Правила проезда по автомобильным дорогам, расположенным на территории НП «Самарская Лука», и обратиться в ФГБУ «Национальный парк «Самарская Лука» для получения разрешения на проезд автомобиля вне дорог общего пользования за пределами населенных пунктов в границах Национального парка «Самарская Лука».

Вышеизложенное свидетельствует о том, что Чернов А.А. не мог не осознавать, что он передвигался по территории НП «Самарская Лука», на которой действует специальный режим охраны, незаконно, без наличии соответствующего разрешения.

При указанных выше обстоятельствах заместитель главного государственного инспектора в области охраны окружающей среды Национального парка «Самарская Лука» Косарев А.М. пришел к обоснованному выводу о совершении Черновым А.А. правонарушения, предусмотренного ст.8.39 КоАП РФ.

Вопреки доводам жалобы о незаконности и необоснованности постановления, все фактические обстоятельства по делу, подлежащие доказыванию, установлены верно, они полностью подтверждаются представленными доказательствами.

Каких-либо юридически значимых и существенных обстоятельств, опровергающих выводы о виновности Чернова А.А. в инкриминируемом правонарушении, заявителем в судебном заседании не приведено.

Принцип презумпции невиновности должностными лицами ФГБУ «Национальный парк «Самарская Лука» не нарушен, каких-либо неустранимых сомнений по делу, которые могли быть истолкованы в пользу заявителя, не усматривается. Наказание назначено с учетом характера совершенного административного правонарушения, личности правонарушителя, с соблюдением положений ст.4.1 КоАПРФ, минимальное в пределах санкции ст.8.39 КоАПРФ.

Каких-либо существенных нарушений норм материального и процессуального права, влекущих безусловную отмену или изменение постановления, суд не усматривает, порядок и сроки давности привлечения к административной ответственности не нарушены.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 30.7, 30.8 КоАП РФ, судья

РЕШИЛ:

Постановление заместителя главного государственного инспектора в области охраны окружающей среды Национального парка «Самарская Лука» Косарева А.М. от ДД.ММ.ГГГГ о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.39 КоАП РФ, в отношении Чернова Алексея Анатольевича оставить без изменения, а жалобу Чернова А.А. без удовлетворения.

Настоящее решение может быть обжаловано в Самарский областной суд в течение десяти дней со дня вручения или получения копии решения через Ставропольский районный суд Самарской области.

Судья /подпись/ И.А. Милованов